Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Жизнь взаймы», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.
Эрих Мария Ремарк
Жизнь взаймы
Остановив машину у заправочной станции, перед которой был расчищен снег, Клерфэ посигналил. Над телефонными столбами каркали вороны, а в маленькой мастерской позади заправочной станции кто-то стучал по жести. Но вот стук прекратился, и оттуда вышел паренек лет шестнадцати в красном свитере и в очках со стальной оправой.
— Заправь бак, — сказал Клерфэ, вылезая из машины.
— Высший сорт?
— Да. Где здесь можно поесть?
Большим пальцем парнишка показал через дорогу.
— Там, в гостинице. Сегодня у них на обед были свиные ножки с кислой капустой.
* * *
Столовая в гостинице не проветривалась, пахло старым пивом и долгой зимой. Клерфэ заказал мясо по-швейцарски, порцию вашеронского сыра и графин белого эгля; он попросил подать еду на террасу. Было не очень холодно. Небо казалось огромным и синим, как цветы горчанки.
— Не окатить ли вашу машину из шланга? — крикнул паренек с заправочной станции. — Видит бог, старуха в этом нуждается.
— Нет, протри только ветровое стекло.
Машину не мыли уже много дней, и это было сразу заметно. После ливня крылья и капот, покрывшиеся на побережье в Сен-Рафаэле красной пылью, стали походить на разрисованную ткань. На дорогах Шампани кузов машины залепило известковыми брызгами от луж и грязью, которую разбрасывали задние колеса многочисленных грузовиков, когда их обгоняли.
Что меня сюда привело? — подумал Клерфэ. — Кататься на лыжах, пожалуй, уже поздновато. Значит, сострадание? Сострадание — плохой спутник, но еще хуже, когда оно становится целью путешествия.
Он встал.
— Это километры? — спросил паренек в красном свитере, указывая на спидометр.
— Нет, мили.
Паренек свистнул.
— Как это вас занесло в Альпы? Почему вы со своим рысаком не на автостраде?
Клерфэ посмотрел на него. Он увидел блестящие стекла очков, вздернутый нос, прыщи, оттопыренные уши — существо, только что сменившее меланхолию детства на все ошибки полувзрослого состояния.
— Не всегда поступаешь правильно, сын мой. Даже если сам сознаешь. Но именно в этом иногда заключается прелесть жизни. Понятно?
— Нет, — ответил паренек, сморщив нос.
— Как тебя зовут?
— Геринг.
— Что?
— Геринг.
Юноша осклабился, переднего зуба не хватало.
— Но по имени Губерт.
— Родственник того…
— Нет, — прервал его Губерт, — мы базельские Геринги. Если бы я был из тех, мне не пришлось бы качать бензин. Мы получали бы жирную пенсию.
Клерфэ испытующе посмотрел на него.
— Странный сегодня день, — сказал он, помедлив. — Вот уж не ожидал встретить такого, как ты. Желаю тебе успеха в жизни, сын мой. Ты меня поразил.
— А вы меня нет. Вы ведь гонщик, правда?
— Откуда ты знаешь?
Губерт Геринг показал на почти стертый номер, который виднелся из-под грязи на радиаторе.
— А ты, оказывается, еще и мыслитель! — Клерфэ сел в машину. — Может, тебя лучше заблаговременно упрятать в тюрьму, чтобы избавить человечество от нового несчастья. Когда ты станешь премьер-министром, будет уже поздно.
Он включил мотор.
— Вы забыли уплатить, — заявил Губерт. — С вас сорок две монетки.
— Монетки! — Клерфэ отдал ему деньги. — Это меня отчасти успокаивает, Губерт, — сказал он. — В стране, где деньгам дают ласкательные имена, никогда не будет фашизма.
* * *
Машина быстро взобралась на гору, и вдруг перед Клерфэ открылась долина, расплывчато-синяя в сумеречном свете, с разбросанными тут и там деревенскими домишками, со зданиями отелей, белыми крышами, покосившейся церковью, катками и первыми огоньками в окнах.
Клерфэ поехал вниз по извилистому шоссе, но вскоре обнаружил, что со свечами неладно. Прислушиваясь, Клерфэ заставил мотор несколько раз взреветь. Забросало маслом, — подумал он и остановил машину, как только выехал на прямую. Открыв капот, он несколько раз нажал на ручной акселератор. Мотор опять взревел.
Клерфэ выпрямился.
В ту же секунду он увидел пару запряженных в санки лошадей, которые рысью бежали ему навстречу; напуганные внезапным шумом, они понесли. Став на дыбы, лошади вывернули санки прямо к машине. Клерфэ подскочил к лошадям, ухватил их под уздцы и повис на них так, чтобы его не могли достать копыта. Сделав несколько рывков; лошади остановились. Они дрожали, над мордами поднимался пар от их дыхания, а глаза были дикие, безумные; казалось, что это морды каких-то допотопных животных. Клерфэ удерживал лошадей несколько секунд. Потом осторожно отпустил ремни. Животные не двигались с места, только фыркали и позванивали колокольчиками.
Читать дальше
Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Жизнь взаймы» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.
Обсуждение, отзывы о книге «Жизнь взаймы» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.
Источник
Эрих Мария Ремарк — знаменитый немецкий писатель. Сегодня мы рассмотрим краткое описание «Жизнь взаймы» — одного из его самых пронзительных и жизненных романов. Здесь переплелись любовь и отчаяние, смелость и трусость, счастье и боль.
Когда жизнь дается взаймы…
Отличительная черта этого произведения — отсутствие даже намека на политику. Действие романа разворачивается в мирном, послевоенном Париже. Автор сосредоточил внимание на психологических проблемах героев.
История Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы», краткое содержание которой мы сейчас рассматриваем, повествует о любви и счастье, несмотря на трагическую судьбу героев. Лишь понимание, что смерть неизбежна, заставляет жить здесь и сейчас. Ведь наша судьба — сплошное прошлое, и все, что мы можем — это наслаждаться настоящим. Ниже — цитаты автогонщика Клерфэ из романа.
Перед тем, как описывать «Жизнь взаймы» (краткое содержание книги), познакомимся с главными героями.
Обреченные
Лилиан Дюнкерк знает, что у нее нет будущего, но не решается получить удовольствие от жизни, заживо похоронив себя в санатории. Лишь встреча с Клерфэ заставляет героиню решиться на рискованные, но полные эмоций и счастья поступки. Она покупает дорогие платья, она отдыхает в дорогих отелях, она любит. Любит, но ни о чем не жалеет. Пожалуй, это главный секрет счастья – люби, однако отпускай без сожалений. Лилиан не обращает внимания на постоянные приступы. Ведь эти несколько недель любви и радости – все, что у нее есть. Девушка не тратит время на лицемерие, лесть, хорошие манеры. А ведь, по сути, у каждого из нас не так уж много времени, которое мы бессовестно тратим на совершенно неважные вещи…
Клерфэ (это видно даже из краткого содержания «Жизни взаймы») — абсолютная противоположность Лилиан. Ему уже 40, он свободный и здоровый мужчина. Но Клерфэ живет гонками и постоянным риском. Его преследуют воспоминания прошлого и отчаяние. Встреча с Лилиан, полной любви к медленно угасающей в ней жизни, затрагивает в его душе невидимые струны. Но именно в тот момент, когда он готов кардинально измениться ради нее, она понимает, что ошиблась. Риск погибнуть в любой момент на гонках не может сравниться с неизлечимой болезнью. Он планирует будущее, в то время как у нее остались только недели, дни, возможно, даже часы.
Итак, приступаем к описанию сюжета «Жизнь взаймы». Романа, краткое содержание которого не сможет пересказать все крылатые цитаты писателя, но даст общее представление не только о самой книге, но и об ее авторе.
Встреча на дороге
Автогонщик Клерфэ направляется в затерянный в Альпах санаторий для больных туберкулезом. Он хочет навестить своего друга и коллегу Хольмана. Санаторий оказывается приветливым местом, но сами больные считают «Монтану» последним пристанищем смертников. В санатории царит атмосфера неизбежности, приправленная судорожным весельем.
Лилиан Дюнкерк со своим другом, белоруссом Борисом Волковым, тоже направляется в «Монтану». Их лошадей пугает звук мотора машины Клерфэ — «Джузеппе». Но ему удается удержать животных. Мужчины обмениваются всего несколькими фразами, однако сразу чувствуют антипатию друг к другу.
Жизнь и смерть
В санатории Клерфэ и Лилиан знакомятся поближе. Разговор показывает, насколько разнятся взгляды на жизнь этих двух людей. Однако у них есть общая тема — тема смерти. Клерфэ недавно потерял друга, автогонщика, ставшего калекой после аварии и не перенесшего ампутацию ноги. Лилиан же печалится о подруге, которая недавно умерла от туберкулеза. Герои мыслят совершенно противоположно — Клерфэ уверен, что смерть лучше жалкого существования, а Лилиан верит, что любую жизнь нужно ценить.
Предзнаменование
Вскоре Лилиан получает букет орхидей от Клерфэ. С ужасом она узнает тот же букет, который принесла на похороны подруги. Оказывается, что предприимчивый владелец цветочной лавки перепродает цветы вместо того, чтобы сжигать их вместе с покойниками. Девушка видит в этой ситуации предзнаменование. Она серьезно соглашается на шутливое предложение Клерфэ вместе поехать в Париж. Пусть ей осталось немного, но она будет жить, а не существовать.
Волков пытается уговорить ее остаться. Он любит девушку и не хочет расставаться с ней. Но Лилиан все уже решила.
«Каждый живет минутой…»
Приехав в Париж, она сразу отправляется к старшему брату своего отца, Гастону. Лилиан нужна вся оставленная ей родителями сумма. Восьмедесятилетний старик не знает о диагнозе девушки, поэтому его несколько обескураживает ее поведение. Лилиан принимается с удовольствием тратить деньги на развлечения.
Дядя корит племянницу за расточительноство и даже пытается выдать девушку за богатого кавалера. Но Лилиан отвергает его. Ее не интересуют деловые сделки, у нее нет времени на лицемерие, которое липкой паутиной окутало весь город.
Тени прошлого
Тем временем Клерфэ уезжает в Рим для заключения контракта на тысячемильные гонки с автогоночной компанией. В Италии он временно возобновляет отношения со своей бывшей любовницей, Лидией Морелли.
Интересный факт! Прототипом Лидии Морелли стала известная актриса Марлен Дитрих.
Но, вернувшись вместе с ней в Париж, он понимает, насколько за это короткое время изменилась Лилиан. Он стала настоящей светской львицей. Страсть к Лидии окончательно угасает, Клерфэ готов полностью изменить свою жизнь ради Лилиан.
Вскоре дамы встречаются в Париже и обмениваются колкостями. Клерфэ надеется вызвать у девушки ревность, но напрасно. У нее нет времени на боль и сожаление. Ночь в одном из парижских отелей герои проводят вместе.
Будущее, которого нет
На следующей день Лилиан и Клерфэ отправляются на Сицилию. Мужчина принимает участие в гонках «Тарга Флорио», но его машину выносит на обочину, и он вывыхивает руку. Заезд Клерфэ заканчивает с большим трудом. Лилиан приходит в ярость от того, что он так бездумно рискует жизнью.
Оставив Клерфэ в Палермо, она на самолете летит в Рим, а оттуда отправляется в блистательную Венецию. Прямо во время пьесы в театре у девушки начинается кровотечение. Неделю она живет в Венецию, восстанавливая силы, в то время как Клерфе ищет ее по всему Парижу. Он думает,что девушка бросила его.
Вскоре Лилиан возвращается в Париж. Клерфэ находит ее совершенно случайно. Он просит ее выйти за него замуж, обещает кардинально поменять свою жизнь. Девушка соглашается. Но для себя решает, что покинет любимого сразу после тысячемильных гонок. Ведь он строит планы на будущее, которого у нее не будет.
«Риск на грани гибели…»
Спустя неделю Клерфэ начинает участие в тысячемильных гонках через всю Италию. В первый же день он приходит шестым из пятисот участников.
Лилиан звонит Хольману, чтобы узнать о самочувствии Бориса. Бывший гонщик сообщает ей, что выздоравливает и его вскоре выписывают.
Следующая гонка заканчивается трагически — Клерфэ врезается в другую машину и умирает в больнице, не приходя в сознание. Лилиан организовывает похороны. Девушка звонит в санаторий Борису, но оказывается, что он уехал.
Последнее путешествие
Борис находит девушку на вокзале в Монте-Карло. Он узнал о смерти Клерфэ и сразу отправился на ее поиски. Вместе они возвращаются в санаторий. По дороге пара встречает выздоровшего Хольмана — он арендовал машину для путешествия в Италию, где вместо Клерфэ будет участвовать в тысячемильных гонках.
Спустя шесть недель Лилиан в санатории умирает от кровотечения и последовавшего за ним удушья. Ее лицо кажется Борису как никогда красивым, словно она наконец обрела счастье.
Анализ романа Ремарка
Итак, закончив описывать краткое содержание «Жизни взаймы», приступим к анализу романа. Эта работа в свое время получила весьма негативные отзывы критиков и не была принята читателями так же тепло, как предыдущие книги Ремарка. Однако именно в ней он выплеснул все накопившееся в душе отчаяние.
Все дело в том, что в течение пяти лет работы Ремарка так или иначе повествуют о несчастной любви гонщика и неизлечимо больной женщины. В роли гонщика, человека склонного к азарту и излишествам, выступает сам автор. Прототипами Лилиан Дюнкерт были разные женщины, которых Ремарк отчаянно любил. «Убивая» своих героев, он хоронил свою любовь к этим женщинам. Краткое содержание «Жизнь взаймы» Эриха Ремарка показывает читателю, что и свое эго в образе автогонщика он хотел убить таким же способом. Ведь Ремарк, подобно своим героям, вел богемным образ жизни, наполненный играми, риском и отчаянием. Недаром он добавлял в свои романы автобиографические эпизоды.
Роман Эриха Марии Ремарк «Жизнь взаймы», краткое содержание которого мы рассматриваем, очень символичен. Он полон христианских и философских знаков, которые изначально весьма трудно заметить. Так, дорога героев в Париж проходила через темный тоннель. Он, как пишет Ремарк, «сдирает с нее прошлое», является символом возрождения девушки. Вода, представленная в санатории в виде льда, начинает таять, как только Лилиан покидает «Монтану». Автор показывает это в эпизоде, когда девушка танцевала под дождем, приехав в Париж, а позже — когда любовалась городскими фонтанами и туманом.
Заключение
«Жизнь взаймы» — роман, анализ и краткое содержание которого мы рассмотрели, побуждает читателя оценить свою жизнь со стороны. Понять, что мы тратим ее на пустоту, когда имеем возможность наполнить ее удивительными вещами. Цените свою жизнь и будьте счастливы.
Источник
Главная / Библиография / «Жизнь взаймы»
История написания
«Жизнь взаймы» — первое название романа, под которым он выходил частями в журнале «Кристалл» на протяжении 1959 года. Под этим названием роман известен и в русском переводе, однако на немецком языке книга вышла как «Небо не знает фаворитов» (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge).
Работа над романом шла параллельно со значимыми событиями в жизни писателя: Ремарк второй раз развелся с Замбоной в Мексике и вскоре женился на Полетт Годдар. В это же время он работал над сценарием фильма «Время любить и время умирать» и принимал участие в его съемках в роли Польманна.
Вскоре после выхода романа «Жизнь взаймы» в журнале «Кристалл» произведение было переведено на русский язык и вышло в СССР в издательстве «Иностранная литература». Перевод выполнялся по журнальному изданию, поэтому в русском издании сохранилось первое название романа.
В 1977 году на экраны вышел фильм «Бобби Дирфилд», снятый Сидни Поллаком по мотивам романа «Жизнь взаймы». Имя главного героя в сценарии было изменено. Сыграл гонщика великолепный Аль Пачино.
Сюжет
О чем рассказывает роман? О том, что все умирают. Только кто-то всю жизнь, с самого рождения медленно умирает от одного только ожидания неизбежного, а другие — от рождения до смерти несутся в неистовой гонке, стремясь обогнать то ли собственное время, то ли собственный страх, то ли неуемную жажду жизни.
Клерфэ — автогонщик. Навещая в клинике своего знакомого, такого же гонщика, он встречается с неизлечимо больной Лилиан. Туберкулез не оставляет ей шанса на долгую жизнь, но она не желает покорно и обреченно дожидаться неизбежной смерти — Лилиан намерена последние месяцы пожить на полную катушку.
Вместе с Клерфэ она отправляется в путешествие по Европе. Гонщик предлагает жениться на Лилиан, но она не видит в этом смысла.
Одна из гонок становится для Клерфэ роковой — от полученных травм он умирает в больнице. А через полтора месяца приходит время последнего вздоха и для Лилиан…
Отзывы
В романе «Жизнь взаймы» почти совсем нет никакой политики — только психология и чувства. Причем чувства описаны так пронзительно и точно, что читатели уже нескольких поколений с восторгом читают и перечитывают этот роман о жизни, смерти и их вечном противоборстве.
Несмотря на то, что в финале умирают оба главных героя, книга пронизана ярым оптимизмом, и это не может не привлекать.
Цитаты
«Жизнь. Она расточает каждого из нас, подобно глупцу, который проигрывает свои деньги шулеру».
«Я понял, что нет такого места, которое было бы настолько хорошим, чтобы ради него стоило бросаться жизнью. И таких людей, ради которых это стоило бы делать, тоже почти нет. До самых простых истин доходишь иногда окольными путями».
«В трудные времена наивность — это самое драгоценное сокровище, это волшебный плащ, скрывающий те опасности, на которые умник прямо наскакивает, как загипнотизированный».
«Женщина может бросить возлюбленного, но ни за что не бросит свои платья».
«Человек всегда становится пленником своей собственной мечты, а не чужой».
«Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав».
«Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя».
«Пути назад в любви нет. Никогда нельзя начать сначала: то, что происходит, остается в крови… Любовь, так же как и время, необратима. И ни жертвы, ни готовность ко всему, ни добрая воля — ничто не может помочь, таков мрачный и безжалостный закон любви».
«Кто хочет удержать — тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить — того стараются удержать».
Читать роман «Жизнь взаймы»
Источник
Длительность
9 часов 49 минут
Описание
Отличительной особенностью «Жизни взаймы» является почти полное отсутствие какого бы то ни было политического контекста и концентрация на психологической составляющей. В «фокусе» романа — любовь автогонщика Клерфэ и молодой женщины Лилиан, разворачивающаяся на фоне пришедшего в Европу мира. Лилиан больна туберкулёзом, для неё каждый день — вечность.
Другие названия
Der Himmel kennt keine Günstlinge [ориг.]; Geborgtes Leben. Geschichte einer Liebe; Жизнь взаймы, или У неба любимчиков нет
Аудиокниги жанра «Роман, проза»
Интересное за неделю
Все лучшие
Прямой эфир
скрыть
Вы не романтик и гуманитарий, Вы — технарь, по складу ума и суждений)
одни впитывают содержание, суть, дух…
Гамильтон Эдмонд — Возвращение к Звёздам
возможно, но я к примеру не люблю тематику Рима или Чингизхана… а так же Наполеона и Че Геваре… поэтому тут каждый…
Чубарьян Александр — Хакеры. Basic
53:00 начало книги
Теккерей Уильям — Ярмарка тщеславия
«Полдень» читала в подростковом возрасте с восторгом, взахлеб. Но с тех пор к нему не возвращалась. Чтение просто…
Стругацкие Аркадий и Борис — Полдень, XXII век
Гениальная озвучка! Страшно — аж жуть!)) Рекомендую однозначно!
Гоголь Николай — Страшная месть
«куда делся третий хев»
Ох, если бы это была самая большая дырка в логике этого чтива… (ну варианты: не нашёл,…
Вебер Дэвид — Меж двух огней
Плохо! Очень тихая озвучка. Добавлял +15% к скорости ибо медленно просто пц. Пойду глазками почитаю. Декламатор…
목마 — Владея ничем (часть 1)
Интересное произведение. Начитка чтеца выразительная и музыкальное сопровождение приятное. Спасибо.
Мартин Джордж — Одинокие песни Ларена Дорра
Сука ааааааааа! Бля! Кровь из ушей! Автор! Подай в суд на чтеца! Чтец — сука, молчи!!!
Альбина Нури — Ужас в спальном районе
и следующие 2 книги так же
Мазин Александр — Кровь Севера
Инфантильный, безмозглый герой раздражает.Как можно, прожив четверть века, остаться младенцем? Пора уж мало-мальски…
Дю Морье Дафна — Моя кузина Рейчел
Получается у неё в гареме все мужики города? Или среди гарема есть маленькие дети и женщины?
ER MU — Освободите эту Ведьму. Часть 13
Дич этот Пушкин
Пушкин Александр — Капитанская дочка
Загуглила сейчас: рассказ 1939 года.
Блох Роберт — Бездонный пруд
Все книги другие нормально работают, только эта не грузится. Пользуюсь Яндексом, телефон Самсунг а9
Ao Bi Ye — Мир ужаса 2
Хватит марать хороший сайт в политоте. Сделайте уже себе группу по интересам в контакте и развлекайтесь! Зачем сайт…
Казьмин Анатолий — Звездолёт «Серёга»
Не смотря на то, что Энн (Аня) первое время ужасно раздражала, в целом книга мне (и маме) очень понравилась.
Монтгомери Люси Мод — Аня из Зелёных Мезонинов
Мне очень все понравилось.Много глубоких мыслей.Это второе произведение Германа Гессе, которое я читала и слушала….
Гессе Герман — Клейн и Вагнер
«Мойдодыр» в кукольном театре поставили с атмосферой ужаса!
Превосходный спектакль!!!
Дети в полном восторге,…
Ламли Брайан — Тонкие
совершенно согласна. Меня хватило только на 13%. На этом счастливом числе и прекращаю слушать.
Сушинский Богдан — Киммерийский закат
Источник