Запрет заемного труда — это специальная норма ТК РФ, благодаря которой администрация одного предприятия не имеет права «одолжить» своих работников другой организации.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Регулирование заемного труда
Заемный труд ТК РФ регулирует в ст. 56.1. Согласно этому законодательному акту, заемным признается труд, который сотрудник выполняет по распоряжению (приказу) работодателя в интересах другого лица и под его управлением (контролем).
В соответствии с этим, выделяются два признака заемного труда:
- Профессиональная деятельность выполняется по распоряжению работодателя.
- Профессиональная деятельность выполняется под управлением (контролем) и в интересах сторонней организации.
Так называемый ФЗ 116 о заемном труде, или закон о заемном труде 2016 года, вступил в силу 01.01.2016 и ввел дополнительно следующие положения:
- временную передачу своих кадров другим лицам на договорной основе, то есть фактически – изменение работодателя;
- отсутствие налоговых и иных долгов перед бюджетной системой Российской Федерации, наличие уставного капитала (минимум 1 000 000 руб.) — как критерии аккредитации частных агентств занятости;
- процедуру предоставления рабочих кадров (ст. 18.1 закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1);
- порядок аккредитации частных агентств занятости для передачи персонала (утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1165), который содержит режим ее приостановления либо отзыва и правила ведения реестра аккредитованных агентств.
Федеральный закон говорит о том, что человек не может быть объектом аренды. Следовательно, работодатель не имеет права направлять его на какое-то время в другую организацию для выполнения работ.
Споры и риски при нарушении компанией запрета на заемный труд
Организация, которая проигнорировала запрещение заемного труда, сталкивается со следующими спорами и рисками:
- по штрафам (часть 1 статьи 5.27 КоАП — 30 000–50 000 руб., повторное такое же нарушение — 50 000–70 000 руб.);
- по привлечению к ответственности при нарушении требований охраны труда. Например, отсутствие специальной оценки рабочих мест, инструктажей по охране труда порождает административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (Решение ВС Республики Карелия от 03.10.2016 по делу № 21-425/2016);
- по страховым взносам с налоговиками и фондами. Риски затрагивают доначисление страховых взносов и переквалификацию договора в трудовой (Постановление АС Уральского округа от 16.12.2016 по делу № А60-7457/2016);
- по налоговым доначислениям — при замене договора обязанность по уплате налогов остается прежней (Решение АС Забайкальского края от 11.05.2017 по делу № А78-13781/2016);
- по взысканию служащими задолженности по зарплате. Трудящемуся, который подал в суд, чтобы взыскать задолженность по зарплате за труд с лица, на которое фактически работал (при отсутствии с ним трудового договора), могут отказать, потому что заемный труд запрещен (Решение Калининского р/с г. Тюмени (Тюменская область) от 07.12.2016 по делу № 2-6148/2016).
Что такое аутстаффинг
Аутстаффинг как альтернатива запрещенной деятельности — это возможность временной (на базе договора о предоставлении работы персонала) эксплуатации сотрудников одного предприятия (с их согласия) другим лицом в своих интересах под контролем и управлением. Особенности данного процесса установлены главой 53.1 ТК.
Аутстаффингом занимаются частные агентства занятости, которые, согласно Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ст. 18.1), вправе оказывать такие услуги, т. е. прошли соответствующую аккредитацию согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2015 № 1165 при учете мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ее состав входят представители:
- общероссийских объединений работодателей;
- общероссийских объединений профсоюзов;
- Правительства РФ.
Заказчик аутстаффинга (люди или организации) не вступает в какие-либо правоотношения с работниками, которые формально числятся в штате своего работодателя, но фактически работают на других лиц.
Наемные трудящиеся обязаны выполнить все требования и работы, определенные в договоре.
Таким образом закон о запрете наемного труда не будет нарушен.
Плюсы для работодателя
У аутстаффинга просматриваются следующие положительные стороны:
- избавление от кадровых рисков (уменьшение собственного штата кадровиков и бухгалтеров), поскольку ведение кадрового учета и оформление трудовых отношений перекладывается на стороннюю компанию (аутстаффера);
- возможность нарастить число собственных сотрудников с сохранением УСН;
- замена нанятого сотрудника при необходимости;
- экономия на оплате штрафов, сокращение зарплатных ведомостей персонала и налоговой нагрузки и перевод их в разряд официальных расходов, которые отражаются в цифровой книге покупок и продаж;
- снижение производственных затрат в целом благодаря указанным выше факторам.
Минусы для работодателя
Аутстаффинг обладает несколькими отрицательными моментами:
- потенциальная недобросовестность поставщика соответствующих услуг (их оказание без государственной аккредитации в нужном качестве или предоставление не в полной мере либо с нарушением своих обязанностей);
- подчинение персонала другой организации, которая в настоящее время будет являться его работодателем;
- возможное пренебрежение таких работников своими функциями, халатное отношение к труду;
- вероятное отсутствие лояльности к месту фактической работы.
Особое мнение
Антон Глазунов
Как и во всем мире, российский бизнес стремится к минимизации затрат, что непосредственно влияет на его конкурентоспособность. Однако во всем цивилизованном мире аутстаффинг не рассматривается налоговиками как безусловный уход от налоговой нагрузки и ответственности за персонал.
Закон о заемном труде фактически отменил аутстаффинг персонала в России. Теперь вы не можете без веских на то оснований передать профильной организации огромный процесс, связанный с оформлением сотрудников в свой штат (штат вашего подрядчика) и ведением бухгалтерии. Теперь заемным трудом можно воспользоваться только в случае ярко выраженной сезонности вашего бизнеса и сроком не более чем на девять месяцев. К сожалению, новый регламент создал препятствия как раз законопослушным компаниям и всему среднему бизнесу.
К примеру, частные агентства занятости (ЧАЗ) вынуждены сокращать персонал после окончания каждого договора с заказчиком и эти риски вкладывать в стоимость услуг. Средний и малый бизнес до выхода закона были готовы заключать договоры с заказчиками на объемы, которые требовали от них существенного увеличения штата, а значит, совмещать период количественного и качественного роста. Те компании, которым не приемлемо было передавать часть работ сторонним субподрядчикам, с помощью услуг аутстаффинга могли добиваться золотого баланса, когда объем работ был равен количеству персонала на объекте. А также выполнять работы под контролем своих технологов и мастеров, сохраняя качество выпускаемой продукции.
Получается очень странная ситуация: с одной стороны, наше правительство хочет видеть от российского бизнеса импортозамещения и конкурентной борьбы на мировой арене, а с другой стороны, лишает наш бизнес тех инструментов, которыми десятилетия пользуются наши иностранные коллеги. Многим законотворцам до сих пор не понятно, что главный и ожидаемый эффект у бизнеса от услуг аутстаффинга был не в снижении налогооблагаемой базы, а в повышении конкурентоспособности производимых товаров и услуг.
Российскому бизнесу всего 31 год. И его история — это история отчаянной борьбы и невероятной изобретательности. Но уже сегодня у многих крупных российский компаний есть признаки осознанной зрелости. Крупный бизнес начинает думать «за себя и за того парня», взращивая и воспитывая своих подрядчиков, приобщая их к культуре производства, культуре менеджмента и деловых отношений. И среди таких подрядчиков наиболее успешным материалом оказываются профильные ЧАЗ. Чтобы не подписывать договор заемного труда, крупные предприятия начинают переводить вчерашних поставщиков персонала в полноценных производителей работ, выстраивая с ними более сложные отношения с разделением рисков. К такому вызову готовы только созревшие представители ЧАЗ, и эта тенденция отсеивает компании-однодневки, делая их аутсайдерами рынка.
Получается, что мы с вами фактически наблюдаем процесс, когда лидеры отраслей создают вокруг себя инфраструктуру, без которой невозможно их питание, а значит, и рост. Они создают себе подрядчиков, производя селекцию среди компаний и воспитание их в духе своих корпоративных ценностей. Таким образом заполняется вакуум вокруг лидеров, который долгие годы наблюдался в нашей экономике. И опять, по старой русской традиции, мы загоняем себя в самые тяжелые условия, чтобы начать тот самый рывок в экономике, о котором пока только грезят в высших эшелонах власти.
Исключительная неустойка
Исключительная неустойка — это один из способов обеспечения договорных обязательств и мера имущественной ответственности. По письменному соглашению сторон допускается взыскание штрафа. Возмещение убытков сверх оговоренных сумм не предусмотрено.
Законодательство
02 Июля 2020 в 11:11
Источник
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.
4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 30 июня 2019 года включительно по договорам потребительского кредита (займа), заключенным в указанный период:
1) по договору потребительского кредита (займа), срок возврата потребительского кредита (займа) по которому на момент его заключения не превышает одного года, не допускается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа), после того, как сумма начисленных процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа), достигнет двух с половиной размеров суммы предоставленного потребительского кредита (займа);
2) условие, содержащее запрет, установленный пунктом 1 настоящей части, должно быть указано на первой странице договора потребительского кредита (займа), срок возврата потребительского кредита (займа) по которому на момент его заключения не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа);
3) процентная ставка по договору потребительского кредита (займа) не может превышать 1,5 процента в день.
5. С 1 июля до 31 декабря 2019 года включительно по договорам потребительского кредита (займа), заключенным в указанный период:
1) по договору потребительского кредита (займа), срок возврата потребительского кредита (займа) по которому на момент его заключения не превышает одного года, не допускается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа), после того, как сумма начисленных процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа), достигнет двукратного размера суммы предоставленного потребительского кредита (займа);
2) условие, содержащее запрет, установленный пунктом 1 настоящей части, должно быть указано на первой странице договора потребительского кредита (займа), срок возврата потребительского кредита (займа) по которому на момент его заключения не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа).
6. Ограничение, установленное пунктом 3 части 4 настоящей статьи, не распространяется на договоры потребительского кредита (займа) без обеспечения, заключенные на срок, не превышающий пятнадцати дней, на сумму, не превышающую 10 000 рублей, в случае соблюдения требований, установленных пунктами 1 — 4 статьи 6.2 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
27 декабря 2018 года
N 554-ФЗ
Открыть полный текст документа
Источник
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6673; 2014, N 30, ст. 4230; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 50, ст. 7549; 2018, N 11, ст. 1588) следующие изменения:
1) пункт 5 части 1 статьи 3 изложить в следующей редакции:
«5) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов — деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).»;
2) в статье 5:
КонсультантПлюс: примечание.
Пп. «а» п. 2 ст. 1 вступает в силу с 01.07.2019.
а) дополнить частью 23 следующего содержания:
«23. Процентная ставка по договору потребительского кредита (займа) не может превышать 1 процент в день.»;
КонсультантПлюс: примечание.
Пп. «б» п. 2 ст. 1 вступает в силу с 01.01.2020.
б) дополнить частью 24 следующего содержания:
«24. По договору потребительского кредита (займа), срок возврата потребительского кредита (займа) по которому на момент его заключения не превышает одного года, не допускается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа), после того, как сумма начисленных процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа) (далее — фиксируемая сумма платежей), достигнет полуторакратного размера суммы предоставленного потребительского кредита (займа). Условие, содержащее запрет, установленный настоящей частью, должно быть указано на первой странице договора потребительского кредита (займа), срок возврата потребительского кредита (займа) по которому на момент его заключения не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа).»;
КонсультантПлюс: примечание.
П. 3 ст. 1 вступает в силу с 01.07.2019.
3) часть 11 статьи 6 после слов «не может превышать» дополнить словами «наименьшую из следующих величин: 365 процентов годовых или»;
4) дополнить статьей 6.2 следующего содержания:
«Статья 6.2. Особенности условий договора потребительского кредита (займа) без обеспечения, заключенного на срок, не превышающий пятнадцати дней, на сумму, не превышающую 10 000 рублей
По договорам потребительского кредита (займа) без обеспечения, заключенным на срок, не превышающий пятнадцати дней, на сумму, не превышающую 10 000 рублей, требования, установленные частью 23 статьи 5, частью 11 статьи 6 настоящего Федерального закона, не применяются при одновременном соблюдении следующих условий:
1) кредитором не начисляются проценты, меры ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежи за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа), за исключением неустойки (штрафа, пени) в размере 0,1 процента от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения обязательств, после того, как фиксируемая сумма платежей достигнет 30 процентов от суммы потребительского кредита (займа) (далее — максимальное допустимое значение фиксируемой суммы платежей);
2) условие, содержащее запрет, установленный пунктом 1 настоящей статьи, с указанием максимального допустимого значения фиксируемой суммы платежей указано на первой странице договора потребительского кредита (займа) без обеспечения, заключенного на срок, не превышающий пятнадцати дней, на сумму, не превышающую 10 000 рублей, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа);
3) ежедневная фиксируемая сумма платежей не превышает значение, равное результату деления максимального допустимого значения фиксируемой суммы платежей на 15;
4) договор потребительского кредита (займа) содержит условие о запрете увеличения срока и суммы потребительского кредита (займа).»;
5) в части 1 статьи 12 первое предложение изложить в следующей редакции: «Кредитор вправе осуществлять уступку прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) только юридическому лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированному финансовому обществу или физическому лицу, указанному в письменном согласии заемщика, полученном кредитором после возникновения у заемщика просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа), если запрет на осуществление уступки не предусмотрен федеральным законом или договором, содержащим условие о запрете уступки, согласованное при его заключении в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.»;
6) статью 13 дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Юридические и физические лица не вправе требовать исполнения заемщиком обязательств по договору потребительского кредита (займа) в случае, если на момент его заключения первоначальный кредитор не являлся юридическим лицом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а на момент уступки прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) новый кредитор не являлся юридическим лицом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, юридическим лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированным финансовым обществом или физическим лицом, указанным в письменном согласии заемщика, предусмотренном частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.».
Источник