Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 3 апреля 2018 года № 64-ФЗ. Он касается российских организаций и предпринимателей, практикующих выдачу займов нерезидентам.
Данный закон принят в целях противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж недобросовестными хозяйствующими субъектами с использованием договоров займа. Он устанавливает обязанность валютных резидентов РФ по репатриации (т.е. обязательному возврату в Россию) денежных средств от нерезидентов, причитающихся резидентам по договорам займа.
Согласно новой редакции статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее – Закон о валютном контроле), при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты обязаны в сроки, предусмотренные договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных (т.е. российских) банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.
Резиденты будут обязаны сообщать в уполномоченные банки информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.
Также закон дополняет перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять валюту на свои банковские счета в уполномоченных банках. К таким случаям (применительно к договорам займа) отнесены:
- предоставление резидентом нерезиденту средств по договору займа, связанному с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, содержащем условия о возможном невозврате денежных средств;
- проведение зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счет резидента, открытый в уполномоченном банке;
- предоставление резидентом нерезиденту средств по договору займа, связанному с финансированием инвестиционной и (или) инновационной деятельности, содержащем условия о возможном невозврате денежных средств (при соблюдении ряда условий, предусмотренных пунктом 10 части 2 статьи 19 Закона о валютном контроле).
Кроме того, часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ (устанавливающая административную ответственность для резидентов за нерепатриацию российской или иностранной валюты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности) теперь специально дополнена случаем невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по получению от нерезидента средств, причитающихся по договорам займа.
При этом санкция за указанное правонарушение не изменилась – это административный штраф на должностных лиц и юридических лиц
- в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или)
- в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Положения Закона о валютном контроле и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ в вышеуказанной редакции не имеют обратной силы, т.е. не применяются к договорам займа, заключенным до даты вступления в силу Федерального закона № 64-ФЗ (т.е. до 13 апреля 2018 г.), за исключением тех договоров, существенные условия которых были изменены после вступления указанного закона в силу.
Оцените эту страницу!
[Всего: 0 Средний: 0/5]
Источник
20 апреля 2018 года
С 14 апреля 2018 года вступил в силу федеральный закон о внесении изменений1 в валютное законодательство (далее Закон), согласно которым требование о репатриации валюты будет применяться к займам, предоставляемым резидентами иностранным заемщикам. Изменения направлены на уменьшение возможностей вывода денежных средств за рубеж российскими хозяйствующими субъектами. Закон значительно усложняет жизнь резидентам, устанавливая новые обязанности по администрированию займов.
Нельзя сказать, что принятие Закона было неожиданным, поскольку законопроект был предложен еще осенью 2015 года. В некоторой степени в Законе нашли отражение тенденции правоприменения, сложившиеся в последнее время. Российские органы валютного контроля все чаще пытаются привлекать российского займодавца к административной ответственности в случае невозврата займов заемщиками-нерезидентами. С принятием Закона риск нарушения валютного законодательства резидентом в этой части становится значительно более реальным.
Репатриация валюты, причитающейся по внешнеторговым договорам (контрактам)
До вступления в силу новых положений Валютный Закон2 требовал от валютных резидентов репатриировать лишь денежные средства (как в иностранной валюте, так и в рублях):
- причитающиеся резидентам по внешнеторговым договорам (контрактам) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности; и
- уплаченные нерезидентам за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданнные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
Поскольку требования о репатриации валюты, причитающейся по внешнеторговым контрактам, существуют достаточно давно, участники внешнеторговой деятельности достаточно хорошо понимают риски, связанные с нарушением этих требований. Резиденты полагаются на разъяснения относительно применения данных норм, выработанные органами и агентами валютного контроля с учетом правоприменительной практики.
Что нового?
Отныне требования о репатриации будут также распространяться и на договоры займа, по которым резиденты финансируют нерезидентов. Резиденты-займодавцы должны обеспечить получение от заемщиков-нерезидентов иностранной валюты или валюты РФ на свои банковские счета в уполномоченных банках в срок, установленный в их договорах займа.
Какие есть исключения из правил о репатриации валюты по договорам займа?
Во-первых, новые правила не будут распространяться на договоры займа, заключенные до вступления Закона в силу, с одной, однако, оговоркой: если существенные условия такого договора будут изменены после даты вступления Закона в силу – новые правила будут применяться.
Во-вторых, Закон определяет круг операций, при совершении которых не нужно будет соблюдать обязанность по репатриации займов. Среди них – как операции, которые ранее совершались только в рамках внешнеторговых контрактов, так и новые операции:3
- предоставление займа, связанного с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в статье 337 НК РФ;4
- проведение зачета встречных однородных требований по договорам займа (при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством его зачисления на счет резидента в российском банке); и
- предоставление займа, связанного с финансированием инвестиционной и (или) инновационной деятельности (в ряде случаев).
Санкции за невозврат займов в РФ
Невыполнение резидентами своей обязанности влечет применение положений об ответственности за нарушение требований о репатриации денежных средств, предусмотренные КоАП РФ,5 а именно наложение штрафа на юридических лиц в размере:
- 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, несвоевременно зачисленной на счет, за каждый день просрочки; и (или)
- от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счет.
Помимо прочего, с 14 мая 2018 года станет возможным наложение штрафа в размере от 20 000 до 30 000 рублей6 и на должностных лиц юридического лица – резидента, привлеченного к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.7
Отмена паспорта сделки
В свою очередь, позитивной новостью для резидентов-займодавцев стала отмена обязанности по оформлению паспортов сделки в отношении регулируемых договоров займа, а также внешнеторговых контрактов.
С 1 марта 2018 года ЦБ РФ ввел новый порядок учета внешнеторговых договоров.8 На смену паспорту сделки пришла система постановки договоров на учет, с присвоением уникального номера. По существу, система постановки договоров на учет необходима для достижения той же цели, которую преследовала и процедура открытия паспорта сделки. Предполагается, что поставить на учет в банке внешнеторговый контракт или договор займа будет быстрее и проще, чем открыть паспорт сделки. Для этого резиденту нужно будет представить в банк копию договора или же выписку из него с указанием основной информации о договоре (вид, дата, номер, валюта договора, сумма обязательств, дата завершения исполнения обязательств по договору и реквизиты контрагента нерезидента).
Постановка внешнеторгового договора на учет является обязательной, если цена такого договора составляет не менее:
- 3 000 000 рублей9 – для договоров займа (кредита) и импортных внешнеторговых контрактов; и
- 6 000 000 рублей10 – для договоров на экспорт товаров / работ / услуг / информации и результатов интеллектуальной деятельности.
Следует напомнить, что паспорта сделок, открытые до даты вступления в силу Инструкции 181-И, будут автоматически закрыты уполномоченными банками, а соответствующие договоры будут поставлены на учет в установленном порядке.
Мы настоятельно рекомендуем кредиторам обратить внимание на вводимые ограничения и внести изменения в структуру денежных потоков компаний – валютных резидентов Российской Федерации с целью предотвращения негативных последствий в связи с возможным нарушением новых требований, установленных Законом.
1. Федеральный закон № 64-ФЗ от 3 апреля 2018 года.
2. Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года (далее Валютный Закон).
3. Новые подпункты 8 – 10 пункта 2 статьи 19 Валютного Закона.
4. Статья 337 Налогового кодекса Российской Федерации.
5. Пункт 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Приблизительно 265 и 395 евро соответственно (по курсу ЦБ РФ на 20 апреля 2018 года).
7. Федеральный закон № 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года.
8. Инструкция ЦБ РФ № 181-И от 16 августа 2017 года (далее Инструкция 181-И).
9. Приблизительно 39 650 евро (по курсу ЦБ РФ на 20 апреля 2018 года).
10. Приблизительно 79 300 евро (по курсу ЦБ РФ на 20 апреля 2018 года).
Источник
19 марта 2020 г. Государственная Дума в третьем чтении утвердила два законопроекта, в соответствии с которыми изменяются условия наступления и меры административной и уголовной ответственности за нарушение российского валютного законодательства, заключающееся в невыполнении обязанности по репатриации резидентами денежных средств по договорам с нерезидентами.
Указанная обязанность установлена частью 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ-173) для резидентов РФ и заключается в том, что резиденты при ведении внешнеторговой деятельности и предоставлении займов нерезидентам должны обеспечить возврат причитающихся им средств на свои счета в российских банках строго в предусмотренный соответствующим договором срок.
Напомним, что резидентами РФ для целей валютного регулирования признаются:
- Физические лица – граждане РФ (при этом освобождение от обязанности по репатриации не предусмотрено даже в случае пребывания гражданина на территории РФ менее 183 дней в году), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство.
- Юридические лица, учрежденные в соответствии с законодательством РФ.
Административная ответственность
Резиденты, заключившие с нерезидентами внешнеторговые договоры (предметом которых могут являться купля-продажа или поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности) и договоры займа, в случае невыполнения обязанности по репатриации денежных средств (в рублях или в иностранной валюте) могут быть привлечены к административной ответственности на основании частей 4, 5, 5.1 и 5.2 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в следующих случаях:
- При нарушении предусмотренного внешнеторговым договором срока зачисления средств на счета резидента в российские банки – штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных с нарушением срока, за каждый день просрочки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц организаций;
- При невыполнении обязанности по зачислению средств по внешнеторговому договору на счета резидентов в российских банках вовсе – штраф в размере от 75% до 100% не зачисленных денежных средств для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц организаций.
- При повторном совершении указанных выше деяний должностным лицом организации оно подлежит дисквалификации сроком от 6 месяцев до 3 лет.
Отметим, что перечисленные выше штрафы по-прежнему могут применяться исключительно к юридическим лицам, ИП и должностным лицам организаций. По данному составу правонарушения для физических лиц, не являющихся ИП или должностным лицом организации, не предусмотрена административная ответственность.
После вступления в силу поправок в КоАП РФ за перечисленные выше правонарушения в сумме до 100 000 000 рублей может быть применено административное предупреждение взамен штрафа. Однако, законопроектом о внесении поправок в КоАП РФ не уточняется порядок выбора меры ответственности (предупреждение или штраф) при правонарушениях на сумму менее 100 000 000 рублей, из чего можно сделать вывод о том, что такой выбор осуществляется по усмотрению органа валютного контроля (территориальные органы ФНС России по месту учета соответствующего юридического лица или ИП).
Если сумма средств, зачисленных на счета резидентов с нарушением срока договора или не зачисленных вовсе, в течение календарного года составляет более 100 000 000 рублей и деяние было совершено впервые, то применяется только административный штраф в указанных выше размерах, вынесение административного предупреждения взамен штрафа не осуществляется.
Уголовная ответственность: репатриация
Вводится также несколько мер по изменению условий наступления уголовной ответственности за невыполнение обязанности по репатриации денежных средств резидентами. Так, часть 1 статьи 193 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за совершение данного деяния в крупном размере. При этом, в отличие от состава административно-правового правонарушения, данный состав преступления включает в себя только внешнеэкономические договоры, но не договоры займа.
Под крупным размером ранее понималась сумма свыше 9 000 000 рублей. Поправки к УК РФ предусматривают повышение порога крупного размера до суммы, превышающей 100 000 000 рублей. Равным образом, для данного состава преступления был повышен и порог особо крупного размера: ранее он составлял 45 000 000 рублей, но после вступления в силу рассматриваемых поправок в УК РФ будет увеличен до 150 000 000 рублей.
Обязательным условием наступления уголовной ответственности по части 1 статьи 193 УК РФ является предшествующее привлечение лица к административной ответственности за аналогичное деяние (невыполнение обязанности по репатриации) в порядке части 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ. Т.е. если лицо не обеспечило возврат денежных средств по внешнеторговому договору в российский банк, а сумма не зачисленных средств не превышает порога особо крупного размера в 150 000 000 рублей, и такое лицо не привлекалось ранее к административной ответственности за аналогичное нарушение на сумму более 100 000 000 рублей, то уголовная ответственность в отношении него не применяется.
Сами меры уголовной ответственности по статье 193 УК РФ не были изменены и по-прежнему составляют:
- для крупного размера — штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей, либо штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительные работы сроком до 3 лет, либо лишение свободы сроком до 3 лет;
- для особо крупного размера, а также при совершении преступления организованной группой лиц, либо с использованием подложного документа или специально созданного для совершения преступления юридического лица — лишение свободы сроком до 5 лет, в дополнение к нему может применяться штраф в размере 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет.
Уголовная ответственность: иные составы
Одновременно с изменением условий наступления уголовной ответственности по статье 193 УК РФ за невыполнение обязанности по репатриации денежных средств резидентами, были повышены пороговые значения крупного и особо крупного размера без изменения самой меры ответственности по следующим экономическим составам преступлений:
- для целей применения статьи 198 УК РФ («Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов») крупным размером признается сумма свыше 2 700 000 рублей, а особо крупным – 13 500 000 рублей;
- для целей применения статьи 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов») и 199.1 УК РФ («Неисполнение обязанностей налогового агента») крупным размером признается сумма свыше 15 000 000 рублей, а особо крупным – 45 000 000 рублей;
- для целей применения статьи 199.3 УК РФ («Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд») крупным размером признается сумма свыше 1 800 000 рублей, а особо крупным – 9 000 000 рублей;
- для целей применения статьи 199.4 УК РФ («Уклонение страхователя — организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд») крупным размером признается сумма свыше 6 000 000 рублей, а особо крупным – 30 000 000 рублей.
Вступление в силу
Законопроекты о внесении поправок в КоАП РФ и УК РФ в части смягчения административной ответственности и изменении условий наступления уголовной ответственности за невыполнение резидентами обязанности по репатриации средств по внешнеторговым договорам и договорам займа вступят в силу через 10 дней после их официального опубликования (без эффекта обратной силы). До опубликования оба акта подлежат утверждению Советом Федерации и подписанию Президентом РФ.
Оцените эту страницу!
[Всего: 0 Средний: 0/5]
Источник