3.1 Обязательства из договоров.
В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление монет в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксации обязательств как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличалась весьма ярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров (право требования принадлежало только одной стороне, а обязательства возлагались на другую сторону) именно внешняя формальная сторона определяла характер контракта.1
Наиболее ярко рабовладельческое право отражалось в договорах самозаклада (nexum), при этом Законы XII таблиц не разделяют сделки самозаклада и отчуждения вещи, регулируя и те и другие общей статьей Законов XII таблиц (если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи (в присутствии 5 свидетелей и весовщика), то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми. В этой же форме осуществлялись и договоры займа, регулированию которых Законы уделяют особое внимание. Должник после признания за собой долга или после принятия против него судебного решения получал тридцать льготных дней (III. 1). Если же в течение этого льготного срока задолженность не погашалась, кредитор получал право «наложить руку» на должника, т.е. доставить его к месту судопроизводства (III. 2).2 Законы XII таблиц строго регламентируют процедуру принуждения должника к исполнению обязательств, не допуская самоуправства кредитора и однозначно требуя судебного решения для ограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного должника могло быть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной казни (III. 5) до пропорционального расчленения сообразно претензиям кредиторов (III. 6), Законы регламентировали движение ссудного капитала, ограничивая размеры взимаемых процентов (VIII. 18а), наказывая ростовщичество крупным штрафом (VIII. 18б). Только в 326 году до н. э. законом Петелия, договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.1
3.2 Обязательства из деликтов.
Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего.
К категории таковых частных правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4). Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь) (VIII. 1a; VIII. 1б). Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).
При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона («VIII. 2. Кто причинит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое»).
Законам XII таблиц известны и публичные деликты, относящиеся прежде всего к посягательствам на государство. «IX. 5. Законы XII таблиц повелевают предавать смертной казни того, кто подстрекает врага (римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предает врагу римского гражданина».
Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.
Римскому праву, а в частности Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты, т.е. собственно преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. Так, предавались смертной казни лица, которые подстрекали врага римского народа к нападению на Римское государство, или же предавали врагу римского гражданина. Среди прочих преступлений также выделялись убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету.
Хотя в самих Законах XII таблиц утверждается, что смертная казнь применялась за небольшое число преступных деяний, последняя упоминалась в целом ряде статей. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства. Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религиозные проклятья.1
При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (правонарушений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, степень участия в преступлении). Лишь в редких случаях различались умышленные (преднамеренные) и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные юридические последствия (наказания). В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время; за кражу с поличным). Уголовное право уже в древности обнаружило свои классовые подходы: по общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди. В эпилоге нужно сказать, что обязательственное право в Древнем Риме было очень предметно развито, поскольку уже тогда присутствовало 2 вида обязательств, кроме того была очень ясно, четко и конкретно определена субстанция обязательственных правоотношений.
Источник
Манципа́ция (лат.
mancipatio, от лат. manus — «рука» и лат. capio —
«беру») — в римском праве акт фиксации
перехода права собственности от одного
лица к другому, при котором отчуждаемая
вещь в присутствии пяти свидетелей и
весовщика передавалась приобретателю
при произнесении строго определённых
словесных форм и выполнении обряда с
весами с медным слитком.
МАНЦИПАЦИЯ (лат.
mancipatio, от manus — рука + captare — захватывать,
завладевать; англ. mancipation) — в римском
праве форма приобретения власти над
вещами и людьми, торжественный договор
покупки. Обряд совершался путем
отвешивания специальным лицом кусков
меди, заменявшей в древности монету и
представлявшей покупную цену, и перехода
продаваемой вещи в обладание покупателя
в присутствии 5 свидетелей: приобретатель
брал в руку предмет договора или клал
на него руку и произносил торжественную
фразу: «Я утверждаю, что этот предмет
мой по квиритскому праву, он куплен за
эту медь, взвешенную на этих весах»,
ударял куском меди по весам и передавал
медь отчуждателю, который принимал ее.
С введением чеканных денег куском меди
лишь ударяли по весам. М. совершалась
только между римскими гражданами или
чужестранцами, имевшими право заключать
торговые сделки, в отношении наиболее
значительных вещей (res mancipi) и подвластных
домовладыке лиц. С течением времени из
договора купли-продажи М. становится
общей формой приобретения собственности
на res mancipi, как возмездного, так и
дарственного. С помощью оговорок при
акте (т.н. lex mancipii), получивших юридическую
силу, М. служила и для заключения др.
сделок, напр., залога (фидуции), завещания,
предоставления кредита, дарения,
прекращения и установления отцовской
власти и др. М. перестала применяться в
IV в.
39. Нексум – договор займа в Риме по Законам 12 таблиц.
НЕКСУМ (лат. nexum) —
в древнейшем римском праве (по Двенадцати
таблиц законам) долговое обязательство
под залог личной свободы, т.е. самозаклад
должника. По истечении законной просрочки
платежа кредитор был вправе арестовать
должника и заключить его в свою домовую
(долговую) тюрьму. Три раза в течение
месяца, в базарные дни, кредитор обязывался
выводить должника на рынок в надежде,
что кто-нибудь (родные, близкие или
посторонние) выкупит его из неволи,
уплатив долг. Н. был отменен в 326 г. до
н.э.
40. Деликты по Законма 12 таблиц.
Дели́кт (из лат.
delictum «проступок, правонарушение») —
частный или гражданско-правовой (delictum
privatum) проступок, влекущий за собой
возмещение вреда и ущерба или штраф,
взыскиваемые по частному праву в пользу
лиц потерпевших.
В значительной
мере Д. совпадает с преступлением,
поскольку последнее влечёт за собой
взыскание в пользу потерпевшего; однако
существует ряд преступлений, не подлежащих
гражданско-правовому взысканию в виду
того, что ими не причинено никакого
вреда (напр. покушение на преступление)
или нет лиц, в пользу которых возможно
его возмещение (при убийстве лица, не
бывшего кормильцем семьи) — и наоборот,
ряд частных Д., не подлежащих, по своей
незначительности с публично-правовой
точки зрения, уголовной каре, но
причиняющих вред и подлежащих
гражданско-правовому возмездию. Поэтому,
Д. в области гражданского права вообще
называется всякое противоправное
действие (все равно, преступление ли
это, проступок или простое имущественное
повреждение), вторгающееся в личную или
имущественную сферу личности и причиняющее
ей тот или иной ущерб, независимо от
существующих между лицами гражданско-правовых
отношений.
Отличительным
признаком Д. от правонарушений другого
ряда (так наз. квазиделиктов) служит
намерение причинить вред, вина, без
которой, за некоторыми исключениями,
не существует ответственности.
Римское право
Состав
гражданско-правовых Д., а также виды
ответственности за них, различны в
разные периоды истории и в различных
законодательствах. На первых порах
развития права область деликтного права
совпадала со всей областью права, так
как уголовные и гражданские правонарушения
одинаково наказывались штрафами в
пользу потерпевшего, без других
последствий. Дальнейшее развитие состоит
в постепенном выделении, с одной стороны,
уголовных преступлений, подлежащих
публичной пене, с другой — гражданских
правонарушений, совсем не подлежащих
штрафу. Область деликтного права
становится областью посредствующею
между теми и другими: частно-правовое
наказание выступает и там, где уголовная
пеня недостаточна для удовлетворения
чувства мести потерпевшего или необходимо
покрыть причинённый преступлением
вред, и там, где отношения между сторонами
настолько не определились в смысле
чисто гражданско-правовых, что
правонарушения не могли быть вознаграждены
путём исков частного права.
В области римского
права этот процесс развития отпечатлелся
с особой наглядностью. Целый ряд наших
уголовных преступлений (разбой, кража
и др.) долгое время не выходил здесь из
деликтного порядка взыскания; с другой
стороны, целый ряд гражданско-правовых,
в современном и позднейшем римском
праве чисто договорных отношений
находили себе защиту лишь при помощи
деликтных исков. С особенным мастерством
римские юристы разработали два из них:
a. de dolo и a. injuriarum, которыми они и пользовались
для защиты множества отношений, не
вошедших в состав уголовного или чисто
гражданского права. Система римского
деликтного права осталась, однако,
далеко незавершённой. Общего понятия
гражданско-правового Д. римское право
не выработало. Оно знало лишь отдельные
виды Д., широко распространяемые при
помощи интерпретации, но все-таки
оставлявшие значительное количество
отношений без защиты. Современное право
идёт гораздо дальше. Понятие частно-правового
Д. в его руках — общее средство к
возмещению имущественного и неимущественного
вреда, причиняемого противоправными
действиями лиц и не покрываемого
уголовным и гражданским взысканием.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Содержание
Введение
1. Вещное право по Законам XII таблиц
2. Обязательственное право по Законам XII таблиц
3. Семейное право по Законам XII таблиц
4. Легисакционный процесс
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества и представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и Древнем мире в целом. Законы XII таблиц — памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э. Подлинник Законов не сохранился, однако его фрагменты часто приводились в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в свободном пересказе. Согласно традиционной версии, для составления Законов XII таблиц была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами[1].
Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой для общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Вполне вероятно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.
По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».
Вещное право по Законам XII таблиц
В древнейшем римском праве отсутствовало представление о частной собственности как об абсолютном праве лица распоряжаться своей вещью. Законы XII таблиц сохранили представления об общности имущества. Частная собственность была во многом обусловлена собственностью общественной, от которой вела свое происхождение. Поэтому большинство правовых предписаний посвящались запретам.
Однако уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу фактического владения ею в течение определенного времени (usucapio). Законы XII таблиц запрещали приобретение права собственности по давности лишь в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей — в два года. Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допускались неточности в формальностях, а поэтому при строгости квиритского права приобретатель не получал права цивильного собственника на вещь и квиритский собственник сохранял право требовать возвращения последней через суд.
Законы XII таблиц строго ограничивали способы приобретения вещных прав, среди них:
1) манципация — воображаемая продажа, происходившая в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Нарушение обряда манципации влекло за собой признание сделки недействительной;
2) традицио — простая передача неманципируемой собственности за деньги, под поручительство или залог;
3) спецификация — создание новой вещи из чужого материала или соединение нескольких вещей в одной — главной;
4) уступка права -фиктивный судебный спор перед претором, при котором покупатель заявлял о своем праве собственности на отчуждаемую вещь, а ее владелец не возражал;
5) наследование;
6) давность владения[2].
Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты — фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью в связи с необходимостью юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности древние сервитуты относились к категории манципируемых вещей. существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Эти сервитуты прямо предусматривались Законами XII таблиц.
Обязательственное право по Законам XII таблиц
В древнейший период при неразвитости товарно-денежных отношений договоры (контракты) были еще немногочисленными и отличались ярко выраженным формализмом. Именно внешняя оболочка, а не содержание, определяла природу того или иного контракта, в форме которого могли быть выражены самые различные обязательственные отношения. Другая черта древнейших договоров — их односторонний характер. Правом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности.
В числе контрактов, наиболее ярко отражавших черты римского права, был нексум, в форме которого выражались самые различные обязательственные отношения с манципируемыми вещами. Если должник не выполнял в срок обязательство, кредитор мог «наложить на него руку» и держать его в течение 60 дней в заточении в своем доме. «За это время должник трижды выводился в базарные дни к претору на Форум, где объявлялась сумма его долга, а затем он продавался в рабство за границу. В Законах XII таблиц говорилось даже о том, что должник, не вернувший деньги сразу нескольким кредиторам, мог быть разрублен ими на части[3]. Вероятно, в таких случаях использовались и особые соглашения об отработке долга. Но наиболее характерная черта этого договора состояла в том, что взыскание было направлено на саму личность должника.
Другой древнейший контракт — стипуляция. Формальный характер этого договора проявился в произнесении строго определенных словесных формул. Кредитор задавал должнику вопрос о том, обязуется ли последний совершить какое-то действие, на что должник отвечал в утвердительной форме, использовав при этом те же слова. Как и нексум, стипуляция представляла собой абстрактный контракт, т.е. могла включать в себя различные обязательства: заем, передачу вещи в ссуду, на хранение и т.д. Однако стипуляция могла совершаться только в отношении неманципируемых вещей. Исполнение обязательства по стипуляционному договору было строго ограничено лишь тем, что было упомянуто в вопросе и ответе. Исполнение стипуляции, наряду с совершением предусмотренного в ней действия, требовало вновь торжественной процедуры в обратном порядке[4].
Уже в древнейший период, как это можно видеть из Законов XII таблиц, обязательства возникали не только из договоров, но и из деликтов (правонарушений). Большинство предусмотренных в квиритском праве деликтов еще не считались нарушением общественного интереса, а рассматривались как посягательство на права частного лица, как частный деликт, совершение которого как бы ставило обидчика (правонарушителя) в положение должника потерпевшего.
Многие из таких частных деликтов, известных Законам XII таблиц, стали рассматриваться как преступления в последующем. Но по квиритскому праву к категории частных правонарушений относились личная обида, тяжелые членовредительские повреждения, а также воровство. Обязательство, ложившееся на виновного (строго говоря, по Закону XII таблиц на вину не обращалось внимания, достаточно было самого факта совершения деликта), выражалось чаще всего в обязанности уплатить штраф в пользу потерпевшего (от 25 до 200 ассов). Но в случае членовредительства допускался еще талион, а кража, когда вор был пойман с поличным, влекла за собой бичевание. После бичевания вор выдавался потерпевшему, который, вероятно, мог поступить с ним так же, как с неоплатным должником. Вор, совершивший ночную кражу, мог быть убит на месте. Обязательство в виде уплаты штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось, согласно Законам XII таблиц, в случае порубки чужих деревьев или же неосторожного поджога строения или скирды хлеба, сложенной около дома[5].
Цивильному праву, в частности и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты, т.е. собственно преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. Так, предавались смертной казни лица, которые подстрекали «врага римского народа к нападению на Римское государство» или же предавали «врагу римского гражданина». Среди прочих преступлений также выделялись убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жатва в ночное время и т.д.
Хотя в самих Законах XII таблиц (в пересказе римских юристов) утверждается, что смертная казнь применялась «за небольшое число преступных деяний», последняя упоминалась в целом ряде статей. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства («лишением огня и воды»). Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религиозные проклятья.
При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (преступлений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, степень участия в преступлении и т.д.). Лишь в редких случаях различались умышленные (преднамеренные) и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные юридические последствия (наказания). В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время; за кражу с поличным). Уголовное право уже в древности обнаружило свои классовые подходы: по общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди. Они нередко приговаривались к смертной казни.
Источник