Государственный долг Украины — общая сумма задолженности Украины, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Понятие[править | править код]
Законодательное определение государственного долга Украины закреплено в статье 2 Бюджетного кодекса Украины:
Государственный долг — общая сумма долговых обязательств государства по возврату полученных и непогашенных кредитов (займов)
по состоянию на отчётную дату, возникающих в результате государственного заимствования[1].
Место Украины на карте глобальной задолженности, 2007
Долговая составляющая в системе государственных финансов имеет функциональное происхождение от государственного кредита.
Государственные заимствования проводятся с целью покрытия бюджетного дефицита на государственном и региональном уровнях, целевого финансирования различных программ, пополнение необходимых резервных активов, а также для рефинансирования ранее осуществленных государственных заимствований.
Экономическая суть государственного долга проявляется в преломлении через такие присущие ему функции:
1. Фискальная — привлечение государством необходимых средств для финансирования бюджетных расходов;
2. Регулятивная — корректировка объёма денежной массы через куплю-продажу ценных бумаг национальным (центральным) банком страны.
Структура[править | править код]
Структурно государственный долг Украины состоит из внутреннего и внешнего. В 1992 году принят Закон «О государственном внутреннем долге Украины[2]», которым определено, что государственным внутренним долгом Украины являются срочные долговые обязательства правительства Украины в денежной форме. Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности.
Государственный внешний долг — это долговые обязательства государства перед нерезидентами по возврату заёмных средств (основная сумма долга) и процентов по ним.
В зависимости от получателя кредитных ресурсов государственный долг может быть прямой и условный (гарантированный).
- Прямой государственный долг — это долг, отражающий объёмы заёмных ресурсов, которые поступили в распоряжение правительства страны.
- Условный (гарантированный) государственный долг — это обязательства государства как гаранта возврата ресурсов кредитору в случае неплатёжеспособности заёмщика.
Государственный долг по признаку валюты обязательств делится на долг в иностранной валюте и долг в национальной валюте; по признаку процентной ставки — на долг с фиксированной ставкой и долг с плавающими ставками.
История[править | править код]
1991 год — І половина 1994 года[править | править код]
Бессистемное образование и накопление долга:
- привлекались прямые кредиты НБУ,
- предоставлялись правительственные гарантии иностранных кредитов украинским предприятиям,
- вырабатывались долговые взаимоотношения с Российской Федерацией.
На начало 1994 года государственный долг Украины составлял 4,8 млрд долларов США (в том числе внешний — 75 %).
ІІ половина 1994 года — І половина 1997 года[править | править код]
Наряду с продолжением долговой политики предыдущих лет Украина активизировала связи с международными финансовыми организациями. За этот период внешний долг вырос на 56 %.
Начиная с 1995 года, внутренний долг формируется преимущественно путём размещения облигаций внутреннего государственного займа[3].
ІI половина 1997 года — 2000 год[править | править код]
Рост внешней задолженности. Государственный долг Украины достиг в 2000 году 48 % от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. На 1 января 2000 года сумма государственного долга составляла 15,2 млрд долларов США, в том числе внешний — 12,4 млрд и внутренний — 2,8 млрд.
II половина 2001 года — 2007 год[править | править код]
Период экономического роста. Прямой государственный и гарантированный государством долг постепенно уменьшился до 12,2 % от ВВП Украины.
II половина 2008 года — 2011 год[править | править код]
Глобальный финансовый кризис ликвидности. Падение экспортной выручки, возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ), рост прямого государственного долга до 29,8 % от ВВП. С 2009 года государственный и гарантированный государством долг находится около своего критического уровня. В 2013 году ожидается его дальнейший рост до 38,5% от ВВП.[4]
С 2014 года[править | править код]
В январе 2014 госдолг составлял 73,2 млрд долл.
После Евромайдана и начала боевых действий на Донбассе положение в экономике страны осложнилось.
В ноябре 2018 года совокупный государственный долг Украины составил 74,76 млрд долларов[5].
На 30 апреля 2019 года он составил 79,82 миллиарда долларов[6]; в конце 2019 года госдолг Украины резко (на 717 млн долл.) вырос[7]
Динамика государственного долга Украины[править | править код]
Государственный долг Украины в процентах к ВВП[8]
Государственный и гарантированный государством долг Украины по данным Национального банка Украины на момент публикации за период с 1 января 2012 по 1 июля 2019 г.
Валютная структура государственного долга Украины[8]
На конец марта 2011 года государственный долг составил 56,4 млрд долл. (внутренний долг 20 млрд долл., внешний долг 36 млрд долл.)[18]
На конец июля 2009 совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг Украины составляет 33,262 млрд долл. (в гривневом эквиваленте — 256 050 000 000 ₴)[19]
На начало 2009 госдолг в валютном выражении увеличился на 35,2 %, или на 8 663 000 000 долл.
Совокупный государственный долг Украины за 2008 год увеличился на 40 %, или на 7 030 000 000 долл.
По состоянию на 31 мая 2011 государственный и гарантированный государством долг Украины составил[20] 460.575.646,54 тыс. ₴ или 57.784.313,20 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 294.092.385,68 тыс. ₴ (63,85 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 36.897.145,23 тыс.долл. США; государственный и гарантированный государством внутренний долг — 166.483.260,86 тыс. ₴ (36,15 %) или 20.887.167,97 тыс.долл. США.
По состоянию на 31 декабря 2013 государственный и гарантированный государством долг Украины составил 584.114.108,55 тыс. ₴ или 73.078.207,00 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 300.025.383,08 тыс. ₴ (51,36 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 37.536.016,90 тыс. Долл. США; государственный и гарантированный государством внутренний долг — 284.088.725,47 тыс. ₴ (48,64 %) или 35.542.190,10 тыс. долл. США;[21] государственный и гарантированный государством внутренний долг — 284.088.725,47 тыс. ₴ (48,64 %) или 35.542.190,10 тыс. долл. США.
Государственный долг Украины составил 479.975.715,78 тыс. ₴ (82,17 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 60.049.507,79 тыс. Долл. США.
Государственный внешний долг составлял 223.016.140,12 тыс. ₴ (38,18 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 27.901.431,27 тыс. Долл. США. Государственный внутренний долг составлял 256.959.575,66 тыс. ₴ (43,99 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 32.148.076,52 тыс.долл. США.
Гарантированный государством долг Украины составлял 104.138.392,78 тыс. ₴ (17,83 %) или 13.028.699,21 тыс. Долл. США, в том числе: гарантированный внешний долг −77.009.242,97 тыс. ₴ (13,18 %) или 9.634.585,63 тыс. Долл. США;гарантированный внутренний долг — 27.129.149,81 тыс. ₴ (4,64 %) или 3.394.113,58 тыс. долл. США.
По состоянию на 31 января 2014[22]государственный и гарантированный государством долг Украины составил 585.298.486,95 тыс. ₴ или 73.226.383,96 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 298.581.267,09 тыс. ₴ (51,01 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 37.355.344,31 тыс.долл. США; государственный и гарантированный государством внутренний долг — 286.717.219,87 тыс. ₴ (48,99 %) или 35.871.039,64 тыс.долл. США.
Государственный долг Украины составил ‘480.132.569,60 тыс. ₴ (82,03 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или’ 60.069.131,69 тыс.долл. США.
Государственный внешний долг составил 222.421.988,07 тыс. ₴ (38,00 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 27.827.097,22 тыс.долл. США.
Государственный внутренний долг составил 257.710.581,53 тыс. ₴ (44,03 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 32.242.034,47 тыс.долл. США.
Гарантированный государством долг Украины составлял 105.165.917,36 тыс. ₴ (17,97 %) или 13.157.252,27 тыс.долл. США, в том числе: гарантированный внешний долг — 76.159.279,01 тыс. ₴ (13,01 %) или 9.528.247,09 тыс.долл. США;
гарантированный внутренний долг — 29.006.638
По состоянию на 31 июля 2014[23]государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 837.445.559,16 тыс. ₴ или 69.226.121,44 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 492.883.903,54 тыс. ₴ (58,86 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 40.743.473,52 тыс.долл. США;
государственный и гарантированный государством внутренний долг — 344.561.655,62 тыс. ₴ (41,14 %) или 28.482.647,92 тыс.долл. США.
Государственный долг Украины составил ‘686.804.516,03 тыс. ₴ (82,01 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или’ 56.773.616,28 тыс.долл. США.
Государственный внешний долг составил 373.912.675,98 тыс. ₴ (44,65 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 30.908.903,91 тыс.долл. США.
Государственный внутренний долг составил 312.891.840,06 тыс. ₴ (37,36 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 25.864.712,38 тыс.долл. США.
Гарантированный государством долг Украины составил 150.641.043,13 тыс. ₴ (17,99 %) или 12.452.505,16 тыс.долл. США, в том числе: гарантированный внешний долг — 118.971.227,57 тыс. ₴ (14,21 %) или 9.834.569,61 тыс.долл. США; гарантированный внутренний долг — 31.669.815,56 тыс. ₴ (3,78 %) или 2.617.935,55 тыс.долл. США.
Безопасный уровень долга[править | править код]
Динамика долга относительно ВВП (построено автором на основе данных Минфина[24] и зтой публикации)
Безопасный уровень долга — это такой уровень, при котором государство может 1) своевременно и в полном объёме выполнять свои долговые обязательства без помощи международных финансовых организаций (или других субъектов), без проведения реструктуризации этих обязательств или объявления дефолта, а также 2) осуществлять государственные заимствования на рынках капитала по приемлемым процентным ставкам.
Согласно украинским и иностранным исследованиям, экономически безопасный уровень государственного и гарантированного государством долга для Украины сейчас составляет около 35% от ВВП.[25][26][27]
Такой вывод базируется на статистике наступления дефолтов в странах с формирующимися рынками, (исследовано МВФ)[26] и на собственном опыте Украины, которая уже дважды была не в состоянии самостоятельно выполнять свои долговые обязательства при их приближении к уровню 30-35 % по отношению к ВВП[28]
в частности, в конце 1990-х годов (что привело к нескольким реструктуризаций внутреннего государственного долга и реструктуризации внешнего государственного долга) и в конце 2000-х годов (что привело к обращению за помощью в международных финансовых организаций (сумма которой была второй по величине в мире после помощи МВФ для Венгрии).
См. также[править | править код]
- Золотовалютные резервы НБУ
- Список стран по государственному долгу
- Список стран по будущему государственному долгу в процентах от ВВП
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Про державний внутрішній борг України | від 16.09.1992 № 2604-XII (укр.)
- Государственный долг Украины — Колено И.В., ДонНУЭТ
- Кравчук О. Історія формування боргової залежності України // Спільне. — 30.04.2015. (укр.)
Источник
ТАСС-ДОСЬЕ. 29 марта 2017 г. Высокий суд Лондона удовлетворил иск России, признав, что Украина обязана выплатить задолженность в $3 млрд.
В Министерстве финансов РФ сообщили, что считают решение суда окончательным, поскольку у Украины отсутствуют аргументы в пользу непризнания обоснованности иска РФ.
История кредита
17 декабря 2013 г. в по итогам визита в Россию президента Украины Виктора Януковича было объявлено о том, что Москва предоставит Киеву финансовую помощь в виде кредита размером в $15 млрд.
Для этого РФ была готова выделить необходимую сумму из Фонда национального благосостояния для приобретения суверенных еврооблигаций Украины. Также Москва и Киев договорились о скидке на поставляемый на Украину газ.
23 декабря 2013 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что Россия приобрела 22 декабря первый пакет украинских еврооблигаций под 5% годовых на сумму $3 млрд сроком обращения до 1 января 2016 г. По условиям кредита были предусмотрены промежуточные выплаты по купонам — раз в полгода.
Остальные $12 млрд Украине не были предоставлены из-за государственного переворота в стране в феврале 2014 г.
Непризнание долга новыми властями Украины
Новые власти Украины неоднократно заявляли о том, что не признают данный долг. Так, в июне 2015 г. президент Украины Петр Порошенко назвал кредит «взяткой» Виктору Януковичу. В ответ премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в публикации в социальной сети Facebook отметил: «Если 3 миллиарда суверенного займа, полученного Украиной у России, по мнению Порошенко, — взятка, то миллиарды, о которых договариваются руководители Украины с МВФ, — это организация масштабного воровства».
В 2015 г. Украина столкнулась с трудностями при обслуживании внешнего долга и смогла договориться о его реструктуризации с большинством кредиторов, за исключением России. Между тем невыплата по российскому кредиту угрожала Украине суверенным дефолтом, что, в свою очередь, не позволило этой стране брать новые займы у МВФ. Впрочем, в начале декабря 2015 г. МВФ пересмотрел свои условия выдачи кредитов, разрешив займы странам, находящимся в условиях дефолта.
Несмотря на заявления киевских властей, промежуточные процентные выплаты по российскому кредиту исполнялись вовремя. Первая ($73,3 млн) была перечислена 19 июня 2014 г., вторая ($75,5 млн) — 26 декабря 2014 г., третья ($75 млн) — 22 июня 2015 г.
16 ноября 2015 г. президент РФ Владимир Путин сообщил, что Россия предложила Украине реструктуризировать долг. Москва предложила рассрочку по платежам на 2016-2018 гг. с выплатами по $1 млрд в год. На данное предложение Украина в течение месяца не ответила. 18 декабря Верховная рада ввела мораторий на выплату российского кредита. За день до этого, 17 декабря, совет директоров МВФ признал статус долга Украины перед Россией суверенным.
Это означает, что обязательства по выплате долга несет государство-заемщик. 20 декабря Украина просрочила выплату России по долгу. Минфин РФ в связи с этим инициировал процедуру судебного разбирательства, чтобы взыскать всю сумму долга. 17 февраля 2016 г. министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что иск против Украины подан в Высокий суд Лондона.
12 апреля 2016 г. Верховная рада сделала временный мораторий на выплату долга России бессрочным, соответствующий закон был подписан Порошенко 29 апреля.
Рассмотрение иска
При рассмотрении иска в Высоком суде Лондона Украина требовала детального рассмотрения дела, настаивая на том, что кредит был предоставлен в декабре 2013 г. на условиях, которые стали «необычными, чрезвычайными и обременительными для Украины». Киев также утверждал, что это дело политизировано, называя его «частью более широкой стратегии неправомерной, беззаконной экономической, политической и военной агрессии России против Украины, которая уже привела и продолжает приводить к опустошающим последствиям для страны, ее народа и экономики».
РФ, представленная в суде компанией Debenture Trust Corporation, указывает на то, что долг, без сомнения, является суверенным и подлежит выплате. Доводы Украины она называет «глубоко ошибочными», направленными на то, чтобы заставить суд обсуждать вопросы, которые не находятся в его юрисдикции.
Источник
Украина расплатилась с долгами по кредитам, полученным от Международного валютного фонда по программе stand-by в 2014 году. Как сообщил Национальный банк Украины (НБУ), финальные платежи составили в целом $156 млн.
Напомним, всего по программе пятилетней давности Украина получила $4,6 млрд от международных кредиторов.
Не завершив программу 2014 года, в следующем, 2015 году МВФ и Киев заключили программу расширенного финансирования EFF (Extended Fund Facility) на $17,5 млрд. Она должна была завершиться в марте этого года.
Но МВФ успел выделить только четыре транша на сумму $8,7 млрд. В декабре 2018 года эта программа была заменена на текущий вариант кредитования stand-by объемом $3,9 млрд, он истекает в конце этого года.
Киев попросит у МВФ новый кредит
Теперь в Киеве надеются на возвращение к программе EFF. В Нацбанке Украины ожидают, что объем финансовой помощи по новой программе составит $5-10 млрд. Называются и оценки гораздо больше. Некоторые на Украине надеются, что МВФ выделит даже до $50 млрд, отмечал в беседе с «Газетой.Ru» президент украинского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
О том, какие сроки кредитования могут быть установлены, в этот раз не сообщается. По словам главы украинского Минфина Оксаны Маркаровой, новая программа должна быть длиннее, чем предыдущие и, возможно, станет последней.
Новый премьер-министр Украины Алексей Гончарук уже заявлял, что срок новой программы может составить три-четыре года.
В сентябре в Киеве должна начать работу миссия Международного валютного фонда. Она решит, выделять ли Украине новый транш. По последней программе кредитования МВФ, о которой договорились с Киевом в конце прошлого года, был выделен лишь один транш в $1,4 млрд.
Предполагается, что Украине должны перевести в сумме около $2,5 млрд в два транша. Однако в прошлый раз итоги приезда миссии МВФ на Украину в мае были почти нулевыми — денег так и не выделили.
Представители фонда будут работать в стране с 10 по 24 сентября, сообщал Гончарук. В Киеве готовы к приезду миссии МВФ для обсуждения новой программы кредитов, заявляла ранее Оксана Маркарова.
30 лет кредитной истории
Взаимоотношения Украины с иностранными кредиторами имеют длительную историю. Киев присоединился к МВФ 3 сентября 1992 года. За почти 30-летнюю историю объем финансовой помощи Украине оценивается в десятки миллиардов.
В 2019 году Украина должна выплатить иностранным кредиторам почти $5 млрд, писало агентство Bloomberg. По состоянию на 30 июня обязательства НБУ перед МВФ составили 269,311 млрд грн, или более $10 млрд (это почти 7,3 млрд СПЗ — специальные права заимствования).
Для Украины тяжелой будет любая программа кредитования, потому что нет экономики — неоткуда брать деньги на то, чтобы вернуть долги, говорит Ищенко.
«Взаимоотношения с МВФ будут такими же, как и в прошлом, и позапрошлом году, когда МВФ следил за тем, чтобы Украина вначале отдавала деньги, а потом уже объявляла дефолт», — полагает собеседник «Газеты.Ru».
Из-за долгов и нехватки ресурсов Киев встречается с огромными рисками.
Страна уже в состоянии дефолта с 2016 года, а долговая нагрузка по сути только увеличивается, добавляет эксперт. В такой ситуации кредитов бы давать не должны, но Украине дают. И дают исключительно для того, чтобы она продолжала отдавать, поскольку МВФ каждый раз выделяет примерно в 1,5 раз меньше, чем нужно вернуть,
указывает Ищенко.
Госдолг Украины в июле вырос на 2,5%. На конец месяца государственный и гарантированный государством долг составил $82,4 млрд, или более 2 трлн гривен.
Сравнительно дешевые кредиты МВФ Украина пытается замещать дорогими кредитами на свободном финансовом рынке. А дорогие они потому, что Украина неплатежеспособна — ей никто под низкий процент не одолжит, поясняет Ищенко.
Президент Украины Владимир Зеленский между тем недавно обещал продолжать сотрудничество с МВФ, а фонд называл «надежным партнером Украины».
До этого в мае 2019 года он признавал, что страна затягивает с реформами, которых от Киева ждут иностранные кредиторы. Однако ради транша обещал их ускорить.
В частности, ранее украинские власти анонсировали большую приватизацию и земельную реформу.
Эти меры правительства вызывают ожесточенную критику в Киеве.
«МВФ дает кредит только для того, чтобы мы вернули предыдущие долги, выполняли политические и экономические требования США, а также быстро продали транснационалам землю, порты, ж/д и объекты критичной инфраструктуры»,
— заявлял недавно депутат Верховной рады Евгений Мураев.
«Страна должна начать зарабатывать, а не клянчить, и это уже вопрос не национальной гордости, а выживания», — добавил он.
Источник