- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
22489 сентября 2015
Предоставление резидентом резиденту иностранной валюты по договору займа в иностранной валюте, если ни один из резидентов не является уполномоченным банком, противоречит требованиям валютного законодательства. Согласно ст.807 ГК РФ иностранная валюта может быть предметом договора займа на территории РФ с соблюдением норм ст.ст. 140, 141, 317 ГК РФ. Согласно ст.140ГК РФ случаи, порядок и использования иностранной валюты на территории РФ определяются Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии со ст.9 данного закона валютные операции между резидентами запрещены, за исключением закрытого перечня. Валютная операции по предоставлению займа резидентом резиденту в иностранной валюте указанным перечнем не предусмотрена. Исходя из этого, данная операция является незаконной валютной операцией.
Сумма займа в договоре может быть установлена в иностранной валюте, но расчеты при этом должны осуществляться в российских рублях по установленному договором курсу. В данном случае соответствующая операция уже не будет являться валютной, учет данного займа осуществляется на общих основаниях.
Обоснование
Гражданский кодекс РФ. Часть вторая
Глава 42. Заем и кредит
§ 1. Заем
Статья 807. Договор займа
1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
2. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 настоящего Кодекса.
Гражданский кодекс РФ. Часть первая
Статья 140. Деньги (валюта)
1. Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
2. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.2003 № 173-ФЗ
О валютном регулировании и валютном контроле
Статья 9. Валютные операции между резидентами
1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
1) операций, предусмотренных подпунктами «ж» и «з» пункта 9 части 1 статьи 1, частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 6 статьи 12 и частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
2) операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
3) операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества);
4) операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
5) операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых на организованных торгах, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
7) операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;
9) операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
10) операций, связанных с расчетами и переводами иностранной валюты при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
11) операций, предусматривающих расчеты и переводы иностранной валюты для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
12) переводов физическим лицом — резидентом иностранной валюты из Российской Федерации в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящей части;
13) переводов физическим лицом — резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета в уполномоченных банках;
14) операций по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;
15) операций, предусмотренных настоящей частью и частью 3 настоящей статьи, совершаемых доверительными управляющими;
16) операций, связанных с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорам перевозки пассажиров;
17) переводов физическими лицами — резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц — резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
18) операций, предусматривающих переводы иностранной валюты на счета дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также на счета постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях со счетов, открытых в уполномоченных банках федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции, связанные с их деятельностью за пределами территории Российской Федерации через своих представителей или представительства, и организациями, имеющими на основании федерального закона право по использованию счетов указанных официальных представительств и постоянных представительств Российской Федерации, для выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с содержанием своих представителей или сотрудников своих представительств за пределами территории Российской Федерации, а также для оплаты и (или) возмещения расходов, связанных с их командированием;
19) операций, предусматривающих переводы иностранной валюты, переведенной в соответствии с пунктом 18 настоящей части, на счета, открытые в уполномоченных банках указанными в пункте 18 настоящей части федеральными органами исполнительной власти и организациями, со счетов дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также со счетов постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
20) операций, связанных с внесением и возвратом индивидуального, коллективного клирингового обеспечения и (или) иного обеспечения, в том числе внесенного в имущественный пул, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (далее — Федеральный закон «О клиринге и клиринговой деятельности»);
21) операций, связанных с расчетами по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «О клиринге и клиринговой деятельности»;
22) операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «О клиринге и клиринговой деятельности», в том числе возвратом комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества);
23) операций, связанных с исполнением и (или) прекращением договора, являющегося производным финансовым инструментом, при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.
2. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
3. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:
1) с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
2) с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
3) с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
4) с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»;
5) с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
6) с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
7) с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьи по теме в электронном журнале
Источник
Вопрос: Существуют ли особенности валютного контроля заемщика при получении процентного или беспроцентного займа в иностранной валюте (CAD) от иностранного учредителя?
Ответ: Заключение сторонами договора беспроцентного либо процентного валютного займа подпадает под действие валютного контроля как валютная операция, которая осуществляется без ограничений между резидентами и нерезидентами. Для целей постановки договора займа на учет в уполномоченном банке сумма обязательств по договору займа определяется без учета подлежащих начислению процентов.
Обоснование: Договор займа может быть как возмездным, то есть предусматривающим уплату процентов за пользование заемными средствами, так и безвозмездным, когда исполнение заемщиком обязательства ограничивается лишь возвратом долга (п. 1 ст. 809 Гражданского кодекса РФ).
Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил ст. ст. 140, 141 и 317 ГК РФ (п. 2 ст. 807 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 140 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.
Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) (ст. 141 ГК РФ).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ под валютными ценностями следует понимать иностранную валюту и внешние ценные бумаги.
Согласно пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям отнесены приобретение нерезидентом у резидента и отчуждение нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
На проведение валютных операций между резидентом и нерезидентом не установлено ограничений, за исключением операций, предусмотренных ст. 11 Закона N 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации (ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Вместе с тем Закон N 173-ФЗ предусматривает ряд требований при осуществлении резидентами валютных операций в иностранной валюте.
До 1 марта 2018 г. при получении займа от нерезидента, сумма обязательств по которому была равна или превышала в эквиваленте 50 тыс. долл. США, резиденту необходимо было оформить паспорт сделки по форме 2 (п. 6.1, пп. 5.1.5 п. 5.1, п. 5.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — Инструкция N 138-И)).
С 1 марта 2018 г. Инструкция N 138-И утратила силу в связи с вступлением в силу Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкция N 181-И) с новыми правилами подачи сведений о валютных операциях.
Положения Инструкции N 181-И распространяются на нерезидентов, за исключением физических лиц, и резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «ВЭБ.РФ»), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (п. 1.5 Инструкции N 181-И, Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ).
Вместо оформления паспортов сделок резиденты теперь обязаны ставить договоры на учет в уполномоченных банках (далее — банк УК) (п. 5.1 Инструкции N 181-И). Постановка договора на учет необходима, если сумма обязательств по нему равна или превышает в эквиваленте:
— 3 млн руб. — для импортных контрактов (кредитных договоров);
— 6 млн руб. — для экспортных контрактов.
Суммы обязательств определяются по официальному курсу иностранных валют на дату заключения контракта (кредитного договора) или последнего соглашения об изменении суммы обязательств по нему (п. 4.2 Инструкции N 181-И).
Резидент, являющийся стороной по кредитному договору, должен осуществить постановку на учет договора в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на свой счет, открытый в банке УК (пп. 5.7.2 п. 5.7 Инструкции N 181-И).
Если расчеты с резидентом осуществляются через его счет, открытый в банке-нерезиденте, то срок постановки договора на учет увеличивается до 30 рабочих дней с месяца, в котором денежные средства списаны или зачислены через указанный счет (пп. 5.7.3 п. 5.7 Инструкции N 181-И).
Если сумма обязательств не определена в контракте (кредитном договоре), его надо поставить на учет в срок, предусмотренный для той операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) стала равна или превысила в эквиваленте установленные лимиты (пп. 5.7.4 п. 5.7 Инструкции N 181-И).
Чтобы поставить на учет в банке кредитный договор, резидент — сторона кредитного договора должен представить в банк:
— кредитный договор (выписку из него) либо проект, содержащий информацию, которая необходима для постановки контракта на учет и осуществления валютного контроля, и
— иную информацию, необходимую для формирования банком УК разд. I ведомости банковского контроля (п. 5.6 Инструкции N 181-И).
Если в банк УК представлен проект кредитного договора, сам договор необходимо представить не позднее 15 рабочих дней с даты его подписания (п. 5.10 Инструкции N 181-И).
Не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов для учета, банк УК принимает кредитный договор на учет и присваивает ему уникальный номер и не позднее одного рабочего дня с даты постановки договора на учет направляет указанную информацию резиденту (п. 5.8 Инструкции N 181-И).
Отметим, что, если к 01.03.2018 документы для оформления паспорта сделки были сданы резидентом, но паспорт еще не был выдан, повторно собирать и отправлять документы не надо. Банк ставит такой договор на учет по новым правилам (п. 18.3 Инструкции N 181-И).
Не требуется закрывать и действующий паспорт сделки. Банк УК признает такой паспорт сделки, находящийся в досье валютного контроля, закрытым без проставления отметки о его закрытии. Кредитный договор, по которому оформлен паспорт сделки, банк поставит на учет, при этом номер паспорта сделки будет считаться уникальным номером договора. Дальнейшее обслуживание этого кредитного договора банк УК будет осуществлять по правилам Инструкции N 181-И (п. 18.1 Инструкции N 181-И).
В случае если заем будет процентным, процентные платежи (за исключением платежей по возврату основного долга) указываются в отдельном пп. 7.1 п. 7 ведомости банковского контроля по кредитному договору (Приложение 5 к Инструкции N 181-И). Процентные платежи не учитываются при отражении резидентом суммы в пп. 3.1 «Общие сведения о кредитном договоре» п. 3, в котором указывается только сумма основного долга по кредитному договору (пп. 2.3.1, 2.7 Приложения 5 к Инструкции N 181-И).
Таким образом, для целей постановки кредитного договора на учет сумма обязательств по договору займа определяется без учета подлежащих начислению процентов, следовательно, обязанность по постановке на учет не коррелирует с возмездностью или безвозмездностью данного вида договора.
В отношении перечисления резидентом средств в иностранной валюте в уплату процентов по займу, а также в погашение суммы основного долга ограничений не установлено. Такие переводы резиденты осуществляют с текущего валютного счета на счет нерезидента.
Кроме того, сторонам сделки, если они являются участниками международной группы компаний, необходимо будет учитывать требования налогового законодательства о международном обмене финансовой информацией в налоговых целях, в частности, о представлении уведомлений об участии в международной группе компаний и представлении страновых сведений (гл. 14.4-1 «Представление документации по международным группам компаний» Налогового кодекса РФ).
Отметим, что за непредставление данной документации (указание в ней недостоверных сведений) предусматривается налоговая ответственность (ст. ст. 129.9, 129.10 и 129.11 НК РФ). Однако за налоговые правонарушения, предусмотренные ст. ст. 129.9, 129.10 и п. 2 ст. 129.11 НК РФ, выявленные в отношении отчетных периодов, начинающихся в 2017, 2018 и 2019 гг., налоговые санкции применяться не будут (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний»).
Задать вопрос или заказать пособие можно тут
С уважением к вашему бизнесу,
Сушонкова Елена
Подписывайтесь на нас:
ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype Телеграмм
Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала
Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс
Источник