До последнего времени Босния и Герцеговина оставалась единственным кредитором Советского Союза, который еще не получил свои деньги. Сумма долга — $125,2 млн — была определена соглашением об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам с бывшей СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия — прим. ТАСС). И вот Минфин сообщил, что весь этот долг был погашен единым платежом 8 августа 2017 года.
ТАСС разбирался откуда взялся долг, сколько он составлял, почему Россия решила его выплачивать и что случилось с финансовыми обязательствами перед Советским Союзом.
Вообще долговые обязательства разных стран — нормальное явление. Даже крупные страны с относительно сильными экономиками имеют обязательства перед другими государствами. Например, внешний долг Германии, по данным на сентябрь 2016 года, превышает $5 трлн 10 млрд, Японии — $3 трлн 240 млрд. Внешний долг США давно стал притчей во языцех — по данным на 1 февраля 2017 года, он равен $19 трлн 976 млрд. На тот же момент государственный долг России был куда скромнее — $52 млрд.
В 1985 году внешний долг СССР составлял $31 000 млн. В этот период власти страны активно привлекали как межгосударственные займы, банковские кредиты, предназначенные для финансирования закупок импортного оборудования, продовольствия, медикаментов и других товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения страны, так и свободные средства для покрытия текущих потребностей бюджета в форме финансовых кредитов и внешних облигационных займов. В результате к концу 1991 года страна оказалась в долгах как в шелках.
Помимо долгов перед другими государствами Советский Союз имел обязательства перед коммерческими предприятиями, банками, входящими в так называемый Лондонский клуб кредиторов. Кроме того, в обмен на некоторые ресурсы советские предприятия расплачивались долговыми бумагами — облигациями Внешэкономбанка (ВЭБ). Эта нагрузка также легла на плечи государства.
По данным, которые приводит руководитель группы анализа и планирования при председателе правительства России (1993–1994) Андрей Илларионов со ссылкой на долговые таблицы Всемирного банка, Советский Союз к моменту распада был должен $67 800 млн.
В 2007 году заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак в интервью «Российской газете» рассказал, что к концу 1991 года государственный внешний долг Союза составлял $96 600 млн. В разных источниках встречаются и еще большие цифры — вплоть до $140 млрд. Официальные российские ведомства не приводят данных за тот период — первые данные Центробанка датируются 1994 годом. Тогда с учетом процентов обязательства составляли $104 507 млн.
Изначально план был примерно таким: в октябре 1991 года 12 бывших союзных республик (все, кроме Латвии, Литвы и Эстонии) подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором заявили о солидарной ответственности по долгу бывшего СССР. Обязательства распределили пропорционально экономической силе республик на момент распада Союза — России как преемнице РСФСР досталась доля 61,34% долга, а, например, Киргизии — всего 0,95%, Таджикистану и того меньше — 0,82%. В такой же пропорции должны были разделиться активы бывшего Союза — как на его территории, так и за рубежом.
Однако 2 апреля 1993 года правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР. Сделка получила название «нулевой вариант». Так России достался весь внешний долг в размере $96,6 млрд. В эту сумму входили займы у других стран и коммерческие обязательства перед участниками Лондонского клуба кредиторов, держателями облигаций ВЭБа и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).
Отметим, что такие финансовые обязательства разделились на три части:
- Долги странам Парижского клуба (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, США, Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Республика Корея, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония). Россия также входит в Парижский клуб.
- Обязательства перед социалистическими государствами: Польша, Чехия и Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Германия (за счет вошедшей в объединенную страну Германской Демократической Республики), страны бывшей Югославии.
- Займы у других государств (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турция и другие).
Долги перед Парижским клубом Россия закрыла досрочно — в 2006 году. Из-за раннего погашения наша страна смогла сэкономить $7 700 млн — за счет процентов.
Приведем несколько примеров. По данным официальных соглашений РФ относительно урегулирования долгов с разными странами, Россия заплатила, например, Уругваю $1,2 млн, Чехии — $352,5 млн, Болгарии — $38,5 млн, Словении — $129,2 млн, ОАЭ — $580 млн. Часть этих долгов оплачивалась не деньгами, а поставками товаров или услуг (в основном строительных). Долг перед Китайской Народной Республикой погасили в 2015 году, отдав 400,97 млн швейцарских франков. В 2016 году Россия окончательно рассчиталась с Кувейтом — основной долг в размере $1 100 млн оплатили деньгами, а $620 млн процентов — поставками российской высокотехнологичной продукции. Также в прошлом году РФ закрыла долг перед Македонией — $60,6 млн. В результате, Россия оставалась должна только Боснии и Герцеговине, и этот долг был погашен 8 августа.
Конечно же, заемщики у СССР были. Но в большинстве это были достаточно бедные африканские и латиноамериканские страны. В рамках помощи развивающимся странам их долги списали. Кроме того, часть обязательств Россия простила своим политическим и экономическим партнерам: в некоторых случаях достигались договоренности, что в обмен на списание долга страна заключала с РФ крупный торговый контракт.
Были, конечно, и случаи «благотворительности», но Россия далеко не единственный такой меценат: например, в 1999 году страны Парижского клуба, в котором Россия была не только должником, но и кредитором, подписали соглашение о списании больше половины долга беднейших африканских стран. Так, Россия отказалась от притязания на активы Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. К тому же требовать возврата долгов с этих стран бессмысленно — денег у них все равно нет, и выполнять обязательства попросту нет возможности.
Другие примеры расчетов России и развивающихся стран смотрите на графике.
Источник
Россия считается правопреемницей СССР не только потому, что ей в наследство достался советский гимн, а в структуре доходов добыча полезных ископаемых по-прежнему занимает первое место. Россия стала наследницей СССР, когда взвалила на себя долг канувшей в Лету страны Советов. Большую часть его удалось погасить только 15 лет спустя, расплатившись с Парижским клубом кредиторов. О задолженности Лондонскому клубу в торжественный день предпочитают не вспоминать, поскольку ее удалось переоформить в торгующиеся на рынке еврооблигации. Иными словами, если Парижский клуб давил на Россию жесткими соглашениями, то долги Лондонского клуба страна может выкупить в любой удобный для нее момент.
Нефтяное происхождение средств, выплаченных 21 августа, ни для кого не секрет. Для того чтобы рассчитаться с долгами, Минфину пришлось распечатать Стабфонд, в который идут средства от высоких экспортных цен на топливо. Крупнейшими потребителями отечественной Urals являются страны Европы, входящие в Парижский клуб. Таким образом, европейцам просто возвращаются их же деньги.
История
Основная часть долга Парижскому клубу образовалась во времена перестройки. Западные страны спонсировали либеральные реформы вовсе не из альтруизма — России в 90-х годах приходилось платить по процентам до 2 миллиардов долларов в год. Кроме того, долг нельзя было выкупить в любой момент, поскольку он не был оформлен в еврооблигации. Поэтому неудивительно, что в конце 90-х годов, когда Россия переживала последствия финансового кризиса, сначала был объявлен дефолт по долгу, а потом он был реструктуризирован.
Но годы шли, цены на нефть, а вместе с ними и экономика России, росли. У руководства страны появилась мысль рассчитаться с внешними долгами бывшего СССР, чтобы не пускать средства в собственную экономику и не допустить инфляции. В начале 2005 года, выступая на пресс-конференции в Ганновере, Владимир Путин еще раз подтвердил, что условия по долгу Парижскому клубу «очень обременительны», поэтому Россия хотела бы как можно быстрее его выплатить. Президент тогда не упустил случая еще раз подчеркнуть роль России на постсоветском пространстве, высказавшись в том смысле, что неправильно, конечно, за долги СССР расплачиваться только России, но ведь никто, кроме нее да Казахстана, этого сделать был бы просто не в состоянии.
В итоге в августе 2005 года Россия досрочно заплатила Парижскому клубу 15 миллиардов долларов долга. В 2006 году планировалось выплатить чуть меньше из-за того, что переговорщикам казалось невозможным уговорить принять долг крупнейшего кредитора — Германию. Тем не менее, в июне 2006 года Россия сумела подписать договоренность по выплате всего долга и с ней. Лишние 8 миллиардов долларов стране с бюджетным дефицитом пришлись, видимо, кстати.
За сговорчивость Парижского клуба пришлось заплатить — Россия согласилась на миллиард евро дополнительной премии. Именно эта премия вызвала большое недовольство со стороны премьер-министра Михаила Фрадкова, ведь в 2005 году переговорщики сумели договориться без всяких надбавок. Глава правительства в середине июля обрушился с критикой на Алексея Кудрина. За ним свое недоумение высказал вице-премьер Алексей Жуков, а глава Счетной палаты Сергей Степашин пообещал проверить обоснованность дополнительных выплат.
Каким образом оборонялся Кудрин, остается неизвестным, но уже через четыре дня гнев Фрадкова сменился на милость, и правительство разрешило выплачивать долг на условиях Минфина.
Позже Кудрину досталось и от Владимира Путина. Дело в том, что Россия, по подсчетам Минфина, должна была сэкономить на процентах по долгу около 7,7 миллиарда долларов. Правда, 21 августа на сайте ведомства появилась информация о том, что сэкономленные проценты составляют более 12 миллиардов долларов. Верны, как ни странно, оказались обе цифры — просто за бюрократическим языком пресс-службы Минфина не сразу стало ясно, что в последнюю сумму включается также экономия от досрочного погашения долга в 2005 году.
Алексею Кудрину досталось от президента все-таки не за бюрократический язык. Путину не понравилось, что министр предложил направить часть сэкономленных средств в бюджет. По мнению президента, все деньги необходимо направить на инвестиционные нужды, в том числе в Инвестиционный фонд.
Подробности
После выплаты Парижскому клубу общий внешний долг России составил, по данным Минфина, 9 процентов от ВВП. По этому показателю страну давно бы взяли в зону евро, ведь одним из трех условий вступления в нее, кроме членства в ЕС, является объем внешнего долга не более 60 процентов от ВВП.
Сразу после июньских соглашений Алексей Кудрин заявил, что Внешэкономбанк погасит весь долг до 21 августа, поскольку именно в этот день Россия традиционно платила Парижскому клубу проценты по долгу. Обещание свое глава Минфина сдержал — уже в середине дня 21 августа на официальном сайте Внешэкономбанка появилась информация о том, что последние деньги переведены на счета стран-кредиторов. Итоги таковы: 1,27 миллиарда долларов составили плановые платежи, а еще 22,47 миллиарда долларов — в счет досрочного погашения. Выплаты заняли у правительства почти неделю. О первом транше более чем на миллиард долларов объявил замминистра финансов Сергей Сторчак 15 августа.
Одними из первых у себя на счетах российские деньги обнаружили в Австралии. Вице-премьер страны Марк Вэйл (Mark Vaile) заявил, что досрочные выплаты свидетельствуют об укреплении экономической системы России и являются важным элементом двусторонних отношений. Любопытно, что правительство СССР умудрилось закупить у Австралии на 185 миллионов долларов… овечьей шерсти и зерна.
С некоторыми странами Россия тоже решила рассчитаться не наличными, а «натурой». На поставки российских самолетов Бе-200 в счет долга согласилась Португалия. Финляндии Россия поставит товаров на 30 миллионов долларов. Что это за товары, не сообщается — говорится только, что они будут «высокотехнологичными».
Внешэкономбанк выплачивал долг Парижскому клубу в 9 валютах. Для этого Минфин заблаговременно обменял 600 миллиардов рублей в доллары и евро, из чего следует, что основные платежи проходили именно в этих валютах. По данным «Коммерсанта», закупки валюты вызвали незапланированное укрепление рубля в начале августа, когда за один доллар давали лишь 26,6 рубля.
Из грязи в…
Сразу после выплаты всего долга Россия получила возможность стать из должника Парижского клуба кредитором. Как заявлял Сергей Сторчак, для этого необходимо оперативно поменять российское законодательство.
Сейчас Россия уже выдает кредиты по многосторонним соглашениям в рамках Парижского клуба. На сайте организации, в которую на постоянной основе входят всего 19 государств, опубликованы все соглашения, где Россия выступала одним из кредиторов. Первое из них датировано 20 ноября 1997 года. Тогда должником выступил Йемен. Последнее из соглашений подписано с Афганистаном 19 июля 2006 года. Всего же Россия поучаствовала ровно в 50 кредитах, из которых полностью оплачены только 11. Стоит ли добавлять, что большинство стран в списке должников России — беднейшие страны Африки. Именно им мировые финансовые организации очень любят долги… списывать.
Источник
Вчера была закрыта последняя страница «финансовой истории» Советского Союза — Россия полностью расплатилась с долгами бывшего СССР перед иностранными государствами — членами Парижского клуба кредиторов. Как говорится в официальном заявлении минфина, размещенном на сайте ведомства, «российские обязательства перед всеми 17 государствами — членами Клуба в сумме 21,6 миллиарда долларов погашены в полном объеме и Россия более не является страной — дебитором Клуба».
Напомним, что финансовые обязательства СССР Россия приняла на себя в 1992-1994 годах в обмен на отказ бывших республик от доли в зарубежных активах Советского Союза. При этом львиная часть задолженности — около 64 процентов — возникла в последние годы существования СССР, когда страна тщетно искала «золото партии», а правительство пыталось решить все внутренние проблемы путем заимствований на внешнем рынке. По просьбе российского правительства возврат долгов был растянут на двадцать лет. И хотя впоследствии решение о принятии современной Россией «советского» долгового бремени не раз критиковалось, на протяжении всех лет страна исправно погашала и обслуживала эти обязательства.
В прошлом году благодаря доходам, полученным от экспорта нефти, впервые в международной практике удалось досрочно погасить часть долга Парижскому клубу в размере 15 миллиардов долларов. В этом году минфин рассчитывал повторить подобную операцию в размере хотя бы 12 миллиардов долларов. Это примерно половина оставшейся суммы долга СССР. Однако на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге удалось договориться со странами Парижского клуба кредиторов о погашении всей задолженности в размере 21,3 миллиарда долларов. Правда, с «доплатой» в 1 миллиард долларов. На этой сумме настояли кредиторы, желая хотя бы частично компенсировать потери, которые они несут, «недополучив» проценты по долгу. В итоге премию получат Франция, Великобритания, Нидерланды и Германия. США, также являющиеся кредиторами, получат долг по номиналу. Некоторые государства — например Финляндия и Португалия — согласились принять долги товарными поставками.
Решение о досрочной выплате долга, и особенно премии, было непростым для российского правительства и вызвало шквал критики со стороны оппонентов одного из главных инициаторов этой идеи — Алексея Кудрина. Но аргумент о том, что на досрочных выплатах Россия сэкономит 7,7 миллиарда долларов, перевесило чашу весов в пользу такого решения. Тем более что все сэкономленные средства правительство обещало направить на инвестиции в экономику, и только в 2007 году Инвестфонд пополнится за счет этого на 1,2 миллиарда долларов.
Кроме того, досрочная выплата долга позволяет избежать негативных инфляционных процессов, связанных с дополнительным притоком денежной массы за счет высоких цен на нефть. Долги Парижскому клубу выплачиваются из рублевой части Стабфонда, и, по словам замминистра финансов Сергея Сторчака, возглавляющего рабочую группу на переговоры с Парижским клубом, на эти цели будет потрачено около 600 миллиардов рублей. А министр финансов Алексей Кудрин заявлял ранее, что досрочное погашение долга — самое эффективное использование средств Стабфонда.
Досрочные расчеты со странами-кредиторами, отметил вчера минфин, стали возможны «благодаря росту экономического и финансового могущества» РФ. Страна имеет положительный платежный баланс, бездефицитный государственный бюджет и вышла на третье место в мире по запасам золотовалютных резервов.
Наконец, досрочная выплата долга, по мнению минфина, «будет способствовать укреплению международного авторитета России, имеющего репутацию добросовестного заемщика», улучшающего инвестиционный климат в стране. Заметим, что досрочное погашение такого крупного займа — беспрецедентное событие в истории Парижского клуба кредиторов. Как правило, заемщики обращаются с просьбой списать им долги.
После выплат Парижскому клубу внешний долг России будет составлять примерно 50 миллиардов долларов, что составит 9 процентов ВВП.
Прекращая отношения с Парижским клубом в качестве заемщика, Россия собирается участвовать в этом объединении в новом качестве. По словам Сергея Сторчака, минфин готовится внести в правительство предложения по изменению законодательства с тем, чтобы наша страна могла выдавать другим государствам льготные кредиты.
Кстати
Россия как правопреемница СССР должна не только странам Парижского клуба, но и частным компаниям. Этот долг меняется на российские еврооблигации. Обмен первого транша коммерческой задолженности бывшего СССР на общую сумму 1,28 миллиарда долларов был произведен в декабре 2002 года. Второй транш, по словам Сторчака, запланирован на первую половину сентября этого года. Объем подтвержденной коммерческой задолженности составляет 600 миллионов долларов. Но сроки завершения этого обмена зависят от кредиторов.
Источник
Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются неформальными неофициальными международными объединениями. В их составе разное количество участников, различна и степень их влияния. Парижский и Лондонский клубы были сформированы для реструктуризации задолженностей развивающихся стран. Рассмотрим далее подробнее, как протекали взаимоотношения РФ с этими объединениями.
Особенности деятельности Парижского и Лондонского клуба кредиторов
В этих объединениях предусмотрены специальные процедуры рассмотрения и реструктуризации задолженностей. Различия присутствуют и во внутреннем устройстве организаций. Лондонский клуб, по сути, представляет собой форум для пересмотра срока погашения займов, предоставленных коммерческими банковскими учреждениями, не гарантированных правительством кредитора. В объединении нет постоянного председателя и секретариата. Процедуры, как и сама организация форума, отличаются свободным характером. Парижский клуб кредиторов был сформирован в 1956 году. В нем насчитывается 19 участников. В отличие от Лондонского, Парижский клуб пересматривает задолженности официальным кредиторам. При возникновении непосредственной угроза невыплаты займа правительство должника обращается к государственной власти Франции. Направляется официальная просьба о переговорах с займодателем.
Переговоры
Парижский клуб занимается организацией прямой коммуникации страны-должника и государства, предоставившего заем. Первую представляет министр финансов либо председатель ЦБ. От имени кредитора на переговорах присутствуют официальные лица из Минфина, МИДа или Министерства экономики. Также присутствуют и наблюдатели. Ими являются представители МБРР, МВФ, ЮНКТАД и региональных банковских структур. В процессе переговоров разрабатывается комплекс рекомендаций. Согласованные условия фиксируются в протоколе. Этот документ в юридическом плане имеет только рекомендательный характер. В него вносятся предложение представителям стран, между которыми возник финансовый спор, о проведении переговоров и подписании двусторонних соглашений по вопросам пересмотра условий погашения обязательств. Несмотря на то что содержание носит характер рекомендации, положения протокола являются обязательными для исполнения сторонами, которые его приняли. В соответствии с ним заключаются соглашения, которые, в свою очередь, имеют юридическую силу. Принятие решений, установление условий осуществляется по принципу достижения консенсуса. То есть результат переговоров должен устраивать обе стороны.
Реструктуризация задолженности Советского Союза
Следует отметить, что отношения с Лондонским клубом после прекращения существования СССР сопровождались рядом проблем. Советский Союз считается самым крупным должником из всех стран. В 1991 году возникли первые проблемы. Тогда Москва отказалась выплачивать проценты по займу СССР. В рамках Лондонского клуба был созван специальный совет. В него вошли 13 коммерческих банковских структур, перед которыми у РФ была задолженность. Основной задачей было урегулирование обязательств бывшего СССР. В целом, вопрос достаточно прост. Однако решить его оказалось достаточно сложно. До осени 1997 года проводились регулярные заседания совета. Раз в три месяца принимались решения об отсрочке платежей и процентов еще на 3 месяца. Позиция БКК (Совета) была достаточно жесткой с самого начала. Предполагалось, что Москва даже при отсрочке должна выплатить все. Эта позиция была четко сформулирована еще в 1993 году. Надо сказать, что до этого момента в Москве не было четкого представления о действительном размере обязательств СССР. Предполагалось, что общий долг составляет 80-120 млрд долл. Учитывая то, что объем золотовалютного фонда был около 5 млрд долл., понятно, что выплата была практически невозможна.
Начало урегулирования
Первые шаги были сделаны А. Шохиным в 1994-м. На тот момент он являлся вице-премьером в правительстве. Шохин смог договориться с Фонтцем (главой БКК) об отсрочке на 5 лет по процентам и уплате долга через 10 лет. Но эта мера рассматривалась как временная. За ней предполагалось кардинальное переоформление основной доли обязательств и накопившихся процентов в государственные облигации РФ. Следующий шаг был осуществлен в 1995 году новым вице-премьером В. Пансковым. Он договорился о реструктуризации на 25 лет. После этого перед Москвой был выбор. Она могла настаивать на списании основной части задолженности или пойти на дальнейшую реструктуризацию. Наиболее предпочтительным, разумеется, выглядел первый вариант. Но его принятие было практически невозможным ввиду жесткой позиции немецких банков. На их долю приходилось около 53% задолженности. После недолгих колебаний было решено идти на дальнейшую реструктуризацию.
Нюансы списания
В первую очередь, такая возможность предоставляется только единожды. При этом остаток должнику необходимо погасить по достаточно жесткому графику. Кроме того, статус новых бумаг, в которые осуществляется переоформление долгов, соответствует еврооблигациям. При любой просрочке по ним объявляется кросс-дефолт. Это, соответственно, влечет резкое снижение рейтинга государства и его изоляцию на международных финансовых рынках.
Дальнейшее развитие событий
В августе 2009-го правительством была одобрена инициатива Минфина по урегулированию внешнего долга СССР. Предполагалось, что будет выплачено порядка 34 млн. долл. При этом кредиторы 9 млн. не заявили своих требований по урегулированию долга. В дальнейшем переговоров с ними не планировалось. В результате предпринятых шагов Минфину удалось завершить выплату коммерческого долга, обменяв 405.8 млн долл. на еврооблигации, срок погашения которых — 2010-й и 2030-й. При этом общее количество требований, по сообщению в пресс-релизе Министерства, превысило 1900.
Парижский клуб кредиторов и Россия
После развала СССР предполагалось, что вновь образованные государства понесут свою часть ответственности по существовавшему внешнему долгу. На тот момент он составил 90 млрд. долл. Вместе с задолженностью каждому государству полагалась и соответствующая доля в активах. Однако на практике оказалось, что только Россия могла выполнять свои обязательства. В этой связи по взаимной договоренности было решено, что РФ принимает на себя всю задолженность республик взамен на их отказ от причитающихся долей в активах. Это было достаточно непростое решение, однако оно позволило сохранить позиции страны на мировых рынках и способствовало укреплению доверия потенциальных зарубежных инвесторов.
Этапы переговоров
Парижский клуб и Россия проводили переговоры в несколько этапов. Они начались непосредственно после официального объявления о прекращении существования СССР. Первый этап берет отсчет с 1992 года. В его рамках Парижский клуб кредиторов предоставлял краткосрочные трехмесячные отсрочки по погашению внешней задолженности. К этому же этапу относится получение кредита от МВФ на 1 млрд. долл. Вторая стадия проходила с 1993-го по 1995-й. Парижский клуб согласовал подписание первых соглашений с РФ по реструктуризации. По этим договорам страна принимала на себя все обязательства СССР, срок погашения которых приходился на период с декабря 1991-го по январь 1995-го. Третий этап начался в апреле 1996-го. РФ и Парижский клуб кредиторов дополнили свои договоренности всесторонним соглашением. В соответствии с ним, общий долг составлял около 38 млрд долл. При этом 15% из них предполагалось погасить в течение следующих 25 лет, до 2020-го, а 55%, в которые входили краткосрочные задолженности, — на протяжении 21 года. Реструктурированный долг должен был выплачиваться нарастающими суммами с 2002-го.
Меморандум
Он был подписан 17 сентября 1997 года. Парижский клуб и РФ заключили Меморандум о взаимопонимании. Он оформил присоединение страны к объединению в качестве полноправного участника. С момента подписания документа долговые требования от России имеют тот же статус, что и у остальных стран.
Протокол
30 июня 2006 г. было объявлено о досрочном погашении задолженности. На момент подписания соответствующего протокола сумма обязательств составила 21.6 млрд. долл. Эта задолженность прошла реструктуризацию в 1996-м и 1999-м. До 2006-го РФ обслуживала и погашала обязательства. В протоколе предусматривалась выплата части долга по номинальной, а части — по рыночной стоимости. По последней выкупались обязательства, которые имели фиксированную ставку. Займы этого вида были предоставлены такими членами Парижского клуба, как Нидерланды, Великобритания, Франция и Германия. Премия за досрочное погашение для этих стран составила почти 1 млрд долл. Выплата долга США осуществлялась по номиналу, хотя Америка предоставила заем также по фиксированной ставке.
Последние выплаты
После соглашений А. Кудрин сообщил о том, что Внешэкономбанк закроет долг до 21 августа. Именно в эту дату Парижский клуб получал от РФ выплату по процентам. Свое обещание глава Минфина выполнил. В середине дня 21 августа на официальной странице банка появились сведения о том, что были сделаны последние переводы на счета займодателей. Таким образом, плановые платежи составили 1.27 млрд долларов, в счет досрочной выплаты было направлено 22.47 млрд. Одной из первых стран, счета которой пополнились, стала Австралия. Марк Вэйл (вице-премьер государства) заявил тогда, что досрочное погашение указывает на укрепление экономики РФ и выступает как ключевой элемент двусторонних отношений. До подписания июньских соглашений РФ считалась самым крупным должником.
Парижский клуб с момента распада СССР сосредоточил свою работу на достижении договоренностей с Москвой. После погашения всей задолженности многие специалисты стали говорить о целесообразности дальнейшего функционирования этого объединения. Кроме РФ, досрочно погашают обязательства такие страны, как Перу, Алжир. Еще какое-то время назад Парижский клуб не предполагал, что эти государства смогут не просто выплатить долги, а сделать это раньше срока. Выплаты Внешэкономбанка осуществлялись в девяти валютах. Для перечисления средств Минфин предварительно обменял 600 млрд рублей в евро и доллары. Основные платежи были именно в этих валютах. После полного погашения долгов Россия стала полноправным участником Парижского клуба.
Итоги
Несмотря на проблемы, которыми сопровождалось взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами, РФ удалось все же избавиться от прежних долгов. Эти объединения с самого начала своего существования выступают как важнейшее звено между странами, предоставляющими и принимающими денежные обязательства. Они стремятся облегчить бремя государств по непосредственному обслуживанию своих долгов. Вместе с этим их целью является сохранение платежеспособности заемщика в долгосрочной перспективе. РФ стремится комплексно подходить к решению проблем международной задолженности с учетом соблюдения интересов всех сторон. Долговой кризис, возникший в 90-х годах, стал результатом неблагоприятного стечения субъективных и объективных обстоятельств. Тем не менее РФ удалось показать свою состоятельность и способность не только принимать, но и исполнять международные обязательства. Досрочные выплаты не только позволили избежать задолженностей и затягивания выплаты, но и обеспечили России полноправное участие в Парижском клубе.
Заключение
В настоящее время кредитный рейтинг крайне важен для любой страны. Учитывая непростую экономическую ситуацию в мире, необходимо четко осознавать свои потребности и возможности. Следует сказать, что образование государственного долга обуславливается бюджетным дефицитом. А он, в свою очередь, является суммой незакрытых дыр в бюджете за весь период существования страны. Внешний долг — обязательства перед физлицами и организациями других государств. Он обуславливает необходимость существования таких неформальных объединений, как Лондонский и Парижский клубы.
Источник