Издательство «Гарант-Пресс»
Какие-либо дополнительные затраты, связанные с выдачей заемных средств (на юридическую экспертизу договора, оплату консультационных услуг и т.д.), учитывают в составе текущих расходов учреждения. Операции по выдаче займов в денежной форме НДС не облагают. Не начисляют налог и на сумму процентов, которые по ним начислены. Поэтому «входной» НДС по тем или иным затратам, связанным с выдачей средств сторонним лицам, к вычету не принимают. Сумму налога также включают в состав текущих расходов учреждения.
…другой организации (в рублях и валюте)
Сумму займа, выданного другой организации, отражают по дебету счета 0 207 14 000 «Расчеты по предоставленным займам, ссудам» в корреспонденции с кредитом счетов по учету денежных средств учреждения. Проценты, подлежащие получению с заемщика, учитывают в составе доходов учреждения по кредиту счета 0 401 10 120 «Доходы от собственности» в корреспонденции со счетом 0 207 14 000.
Договор займа считают заключенным только после передачи заемщику денег*(356). Соответственно до этого момента сумму займа и задолженность по нему в учете учреждения не отражают. Даже при условии, что договор займа подписан сторонами.
Проценты начисляют по окончании каждого отчетного периода (месяца) в соответствии с условиями договора вне зависимости от того, перечислены они заемщиком учреждению или нет. Порядок уплаты процентов заемщиком также определяют в договоре. Если он там не указан, то заемщик обязан перечислять их ежемесячно до погашения суммы займа.
Таким образом, в строке 290 баланса учреждения может быть отражена задолженность организации-заемщика как по предоставленному ей займу, так и по процентом, которые были по нему начислены.
Пример
За счет деятельности, приносящей доход, учреждением был предоставлен заем другой организации в сумме 980 000 руб. Согласно условиям договора заемщик обязан ежемесячно уплачивать проценты по займу из расчета 12 процентов годовых. Проценты начисляются за каждый день пользования займом. Предположим, что заем предоставлен в последний день сентября. При этом по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, ни проценты, ни сама сумма займа заемщиком погашены не были. Погашение задолженности было произведено 20 января года, следующего за отчетным.
Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Операции по предоставлению займа и начислению процентов по нему будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 201 11 610
— 980 000 руб. — перечислены денежные средства заемщику с лицевого счета учреждения в казначействе;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 9987,95 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 31 дн.) — начислены проценты за первый месяц пользования займом (31 день);
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 9665,75 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 30 дн.) — начислены проценты за второй месяц пользования займом (31 день);
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 9987,95 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 31 дн.) — начислены проценты за третий месяц пользования займом (31 день).
Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения сформировалась задолженность заемщика по предоставленному ему займу и процентам по нему в сумме:
980 000 + 9987,95 + 9665,75 + 9987,95 = 1 009 641,65 руб.
Она будет отражена по строке 290 годового баланса учреждения.
После погашения задолженности в учете учреждения делают записи:
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 6443,83 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 20 дн.) — начислены проценты за четвертый месяц пользования займом (20 дней);
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 207 14 640
— 1 016 085,48 руб. (1 009 641,65 + 6443,83) — возвращена сумма займа и процентов по нему на лицевой счет учреждения в казначействе.
Обратите внимание: штрафные санкции за нарушение контрагентом условий договора займа отражают в составе доходов учреждения по кредиту счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» в корреспонденции со счетом 0 207 14 000*(357). В отличие, например, от аналогичных платежей, начисленных за нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов, которые учитываются по кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» (в корреспонденции со счетом 0 205 41 000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»).
Ни инструкцией, ни Планом счетов не определен порядок переоценки задолженности по займам, выданным в иностранной валюте. Порядок такой переоценки установлен лишь в отношении «задолженности по бюджетным кредитам, государственным гарантиям, выданным в иностранной валюте»*(358). Так, задолженность по таким заимствованиям отражают в рублевом эквиваленте на дату перечисления денежных средств исходя из официального курса соответствующей иностранной валюты, действующему на эту дату. При этом учреждение обязано пересчитывать сумму долга по официальному курсу валюты, действующему на наиболее раннюю дату:
— день совершения операций с займом (например его возврата);
— последний календарный день каждого месяца.
По нашему мнению, задолженность по займу и начисленным процентам может переоцениваться в аналогичном порядке. При этом он должен быть закреплен в качестве элемента учетной политики учреждения.
Возникающие в учете курсовые разницы увеличивают (положительные) или уменьшают (отрицательные) дебиторскую задолженность покупателя и включаются в состав финансового результата учреждения текущего года (счет 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов»).
Пример
Цифры примера условные. За счет деятельности, приносящей доход, учреждением был предоставлен заем другой организации в сумме 35 000 долларов США. Согласно условиям договора заемщик обязан ежемесячно уплачивать проценты по займу из расчета 7 процентов годовых. Проценты начисляются за каждый день пользования займом. Предположим, что заем предоставлен в последний день сентября. При этом по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, ни проценты, ни сама сумма займа заемщиком погашены не были. Погашение задолженности было произведено 20 января года, следующего за отчетным.
Сумма процентов по займу составила:
— за первый месяц пользования займом (31 дн.):
35 000 USD х 7% : 365 дн. х 31 дн. = 208,08 USD
— за первый месяц пользования займом (30 дн.):
35 000 USD х 7% : 365 дн. х 30 дн. = 201,37 USD
— за первый месяц пользования займом (31 дн.):
35 000 USD х 7% : 365 дн. х 31 дн. = 208,08 USD
— за месяц, в котором займ был возвращен (20 дн.):
35 000 USD х 7% : 365 дн. х 20 дн. = 134,25 USD
Официальный курс доллара США составил:
— на дату предоставления займа — 30 руб./USD;
— на последний календарный день первого месяца и дату начисления процентов — 31 руб./USD;
— на последний календарный день второго месяца и дату начисления процентов — 32 руб./USD;
— на последний календарный день третьего месяца и дату начисления процентов — 32,50 руб./USD;
— на дату возврата суммы займа и процентов по нему — 31,50 руб./USD;
Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Операции по предоставлению займа и начислению процентов по нему будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 201 27 610
— 1 050 000 руб. (35 000 USD х 30 руб./USD) — перечислены денежные средства заемщику с расчетного счета в иностранной валюте в кредитной организации;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 6450,48 руб. (208,08 USD х 31 руб./USD) — начислены проценты за первый месяц пользования займом;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171
— 35 000 руб. (35 000 USD х (31 руб./USD — 30 руб./USD)) — отражена положительная курсовая разница по займу за первый месяц;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 6443,84 руб. (201,37 USD х 32 руб./USD) — начислены проценты за второй месяц пользования займом;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171
— 35 000 руб. (35 000 USD х (32 руб./USD — 31 руб./USD)) — отражена положительная курсовая разница по займу за второй месяц;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171
— 208,08 руб. (208,08 USD х (32 руб./USD — 31 руб./USD)) — отражена положительная курсовая разница по процентам за первый месяц пользования займом;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 6762,60 руб. (208,08 USD х 32,50 руб./USD) — начислены проценты за третий месяц пользования займом;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171
— 17 500 руб. (35 000 USD х (32,50 руб./USD — 32 руб./USD)) — отражена положительная курсовая разница по займу за третий месяц;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171
— 204,73 руб. ((208,08 USD + 201,37 USD) х (32,50 руб./USD — 32 руб./USD)) — отражена положительная курсовая разница по процентам за первый и второй месяцы пользования займом.
Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения сформировалась задолженность заемщика по предоставленному ему займу и процентам по нему, отражаемая в строке 290 баланса в сумме:
1 050 000 + 6450,48 + 35 000 + 6443,84 + 35 000 + 208,08 + 6762,60 + 17 500 + 204,73 = 1 157 569,73 руб.
После погашения задолженности в учете учреждения делают записи:
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 4228,89 руб. (134,25 USD х 31,50 руб./USD) — начислены проценты за последний месяц пользования займом;
Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 207 14 640
— 35 000 руб. (35 000 USD х (32,50 руб./USD — 31,50 руб./USD)) — отражена отрицательная курсовая разница по займу за последний месяц;
Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 207 14 640
— 617,53 руб. ((208,08 USD + 201,37 USD + 208,08 USD) х (32,50 руб./USD — 31,50 руб./USD)) — отражена отрицательная курсовая разница по процентам за первый-третий месяц пользования займом;
Дебет 2 201 27 510 Кредит 2 207 14 640
— 1 126 181,07 руб. ((35 000 USD + 208,08 USD + 201,37 USD + 208,08 USD + 134,25 USD) х 31,50 руб./USD) — возвращена сумма займа и процентов по нему на расчетный счет учреждения в иностранной валюте в кредитной организации.
Источник
Может ли бюджетное (автономное) учреждение предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход)
Однозначного ответа законодательство не содержит.
В отношении бюджетных учреждений Минфин России высказал мнение о том, что такие учреждения не
вправе предоставлять займы ( письмо от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Запрет связан с тем, что бюджетные учреждения могут использовать средства, полученные от деятельности, приносящей доход, только для достижения целей, ради которых оно создано (которые указаны в учредительных документах) ( п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Выдача займа таким целям не соответствует. Поэтому учреждение не вправе предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья.
Более того, финансовое ведомство указало на то, что подготовлены поправки, которые установят прямой запрет для данного типа учреждений на предоставление и получение кредитов и займов.
В отношении автономных учреждений
официальных разъяснений Минфина России о запрете на предоставление займов нет. В Законе от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ такой запрет также не установлен. Вместе с тем положения законодательства о распоряжении средствами от деятельности, приносящей доход, для данного типа учреждений аналогичны положениям для бюджетных учреждений. То есть автономные учреждения, так же как и бюджетные, вправе использовать средства, полученные от такой деятельности, только для достижения целей, ради которых оно создано ( п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Учитывая позицию Минфина России по этому вопросу, выдачу займа (ссуды) сотрудникам целесообразно согласовать с учредителем.
Следует отметить, что ранее (в письме от 14 июня 2012 г. № 02-05-11/2131) Минфин России в разъяснениях о применении кода КОСГУ в соответствии со своим приказом от 21 декабря 2011 г. № 180нуказывал на то, что расходы на предоставление сотрудникам займов (ссуд) следует отражать по статье КОСГУ 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам». При этом указаний о запрете выдавать займы (ссуды) не было. Поэтому если раньше, до выхода письма Минфина России о неправомерности выдачи займа, учреждение такой заем выдало, то в бухучете нужно сделать следующие проводки.
В учете бюджетных учреждений:
При предоставлении займа (ссуды) в безналичной форме сделайте проводку:
Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.11.610
– перечислен заем (ссуда) на счет сотрудника;
Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.
При выдаче займа (ссуды) из кассы сделайте запись:
Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.34.610
– выдан заем (ссуда) сотруднику учреждения из кассы;
Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– отражено выбытие средств из кассы учреждения.
Такой порядок установлен пунктами 73, 85, 101 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 207.00, забалансовый счет 18).
Пример отражения в учете операций по предоставлению займа сотруднику
12 января 2017 года бюджетное учреждение «Альфа» выдало кладовщику П.А. Беспалову процентный заем на приобретение жилья за счет собственных доходов. Срок возврата – 12 января 2022 года. Сумма займа составляет 360 000 руб. Предоставление займа сотруднику крупной сделкой не является, поэтому согласие учредителя на ее совершение учреждение не получало.
По договору сотрудник возвращает заем частями по 6000 руб. ежемесячно. Размер процентов по договору составляет 7,75. Сумму займа и проценты сотрудник перечисляет на лицевой счет учреждения ежемесячно.
Бухгалтер сделал в учете следующие записи.
12 января 2017 года:
Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.11.610
– 360 000 руб. – перечислен заем на счет сотрудника;
Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– 360 000 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.
30 января 2017 года:
Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.401.10.120
– 1605 руб. (360 000 руб. × 7,75% : 365 дн. × 21 дн.) – отражено начисление процентов по займу (на основании Бухгалтерской справки ф. 0504833, договора займа).
6 февраля 2017 года от сотрудника поступили средства на лицевой счет:
Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.207.14.640
– 7605 руб. (6000 руб. + 1605 руб.) – отражено погашение задолженности по выданному займу;
Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 640)
– 7605 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.
27 февраля 2017 года:
Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.401.10.120
– 2105 руб. (354 000 руб. × 7,75% : 365 дн. × 28 дн.) – отражено начисление процентов по займу (на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), договора займа).
2 марта 2017 года от сотрудника поступили средства на лицевой счет:
Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.207.14.640
– 8105 руб. (6000 руб. + 2105 руб.) – отражено погашение задолженности по выданному займу;
Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 640)
– 8105 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.
Ежемесячно до окончательного расчета с сотрудником бухгалтер «Альфы» отражал в учете начисленные ему проценты, а также внесение сотрудником средств на счет учреждения.
В отношении бюджетных учреждений Минфин России высказал мнение о том, что такие учреждения не вправе предоставлять займы (письмо от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Запрет связан с тем, что бюджетные учреждения могут использовать средства, полученные от деятельности, приносящей доход, только для достижения целей, ради которых оно создано (которые указаны в учредительных документах) (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Выдача займа таким целям не соответствует. Поэтому учреждение не вправе предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья.
Более того, финансовое ведомство указало на то, что подготовлены поправки, которые установят прямой запрет для данного типа учреждений на предоставление и получение кредитов и займов.
Доход от процентов в плане ФХД может быть отражен по статье КОСГУ 120 «Доходы от собственности».
Материал подготовлен и проверен экспертами системы Госфинансы
Источник
Может ли бюджетное учреждение предоставить сотруднику заем (процентный, беспроцентный)? Как отразить в бюджетном учете предоставление займа?
Рассмотрим этот вопрос относительно бюджетных учреждений, являющихся получателями как бюджетных средств, так и субсидий.
Бюджетное учреждение в силу п. 3 ст. 298 ГК РФ может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Что касается бюджетных учреждений, в отношении которых пока не принято решения о предоставлении субсидии, в соответствии с пп. 4 п. 19 ст. 33 Закона N 83-ФЗ*(1) федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, вправе использовать для обеспечения своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ, положения устава (учредительного документа) учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества. Операции с указанными средствами осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности в порядке, установленном Минфином.
Возможность предоставления своим работникам займа (вне зависимо от того, является учреждение получателем бюджетных средств либо получателем субсидий на выполнение задания учредителя) должна быть прописана в коллективном договоре учреждения. Такие расчеты осуществляются в рамках приносящей доход деятельности при условии, что средства на выплату займа предусмотрены:
— в смете по приносящей доход деятельности (Плане финансово-хозяйственной деятельности);
— в генеральном разрешении на использование средств от приносящей доход деятельности (в отношении бюджетных учреждений — получателей бюджетных средств).
В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа бюджетное учреждение (займодавец) передает в собственность работнику (заемщику) деньги, а работник обязуется возвратить учреждению такую же сумму денег (займа). Договор займа должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 808 ГК РФ).
Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 809 ГК РФ учреждение имеет право на получение с работника процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором. Следовательно, в договоре о предоставлении займа учреждение может установить ставку ниже процентной ставки ЦБ РФ.
Рассмотрим отражение операций по предоставлению займа сотруднику в соответствии с инструкциями N 162н *(2), 174н *(3):
М. Волкова,
эксперт журнала «Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение»
1 мая 2012 г.
«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2012 г.
————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
*(2) Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
*(3) Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ
Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства «Аюдар Инфо»
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО «Аюдар Инфо»
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)
Источник