Минфин резко увеличивает программу выдачи межгосударственных займов. В следующие три года Россия ссудит иностранным правительствам и организациям более 1 трлн рублей ( $15,5 млрд), следует из материалов к проекту бюджета на 2020–2022 годы, которые проанализировали «Известия». Это больше, чем за предыдущие 5 лет. Список крупных получателей кредитов в ведомстве не разглашают, но по данным экспертов, в их число войдут Турция, Индия и Иран.
Давай-давай
Деньги зарубежным заемщикам требуются для завершения совместных проектов с российскими партнерами, следует из материалов Минфина. Кроме того, будут профинансированы покупатели российской продукции.
При этом РФ вернет себе в 2020–2022 годах от выданных ранее кредитов значительно меньше — 370 млрд рублей ($5,4 млрд).
Сама Москва будет брать в долг меньше, чем давать взаймы: 640 млрд рублей или $9,7 млрд. При этом лишь $700 млн Россия планирует привлечь в виде прямых кредитов от иностранных правительств или организаций, следует из материалов к бюджету. Занимать наша страна будет главным образом за счет размещения облигаций на иностранных площадках.
Справка «Известий»
Согласно Бюджетному кодексу, в программе государственных кредитов для зарубежных заемщиков должны быть указаны страна – получатель финансирования, его цели, ставка, сроки, гарантии исполнения обязательств и так далее.
Планы формируются в соответствии с бюджетом и утверждаются Госдумой. Как правило, деньги иностранным заемщикам выдаются на покупку российских вооружений или строительство инфраструктуры с участием отечественных компаний — в большинстве случаев на создание атомных электростанций. Вопрос конфиденциальности или публичности займов в Бюджетном кодексе не регламентируется. В материалах бюджета они засекречиваются.
Боливар и не то выдержит
На данный момент задолженность других стран перед Россией составляет около $35 млрд, заявлял замминистра финансов Сергей Сторчак в сентябре. География должников неизвестна. В Минфине на просьбу «Известий» ее уточнить сообщили, что не станут раскрывать данные, касающиеся отношений с другими странами.
Согласно информации в публичном доступе, крупнейший должник России — Белоруссия. По данным Минфина этой страны, долг перед Россией — около $7,5 млрд. Из государств дальнего зарубежья больше всего кредитов выдано Венесуэле. Боливарианская Республика должна России $3,5 млрд, оценивал ранее президент Владимир Путин.
Просроченная задолженность правительств других государств перед Российской Федерацией за 2017 год выросла на $3,5 млрд (36%) и на начало 2018 года составила $13 млрд, констатировала ранее Счетная палата в материалах к проекту федерального бюджета на предстоящую трёхлетку. Это связано с «неоплатой странами-дебиторами соответствующих платежей, установленных межправительственными соглашениями». Аудиторы не раскрыли, какие страны просрочили долговые платежи в адрес России.
Ранее на вопрос о рисках невозврата займов в Минфине отвечали, что вероятность «неисполнения обязательств по кредитам существует даже в отношении надежных заемщиков».
Обычные кредиты Россия дает только в качестве помощи близким странам, поэтому большая часть из 1 трлн рублей, который Россия резервирует под выдачу в долг, будет относиться к экспортным кредитам, уверен руководитель направления «Финансовые рынки» Экономической экспертной группы Игорь Беляков. Чаще всего такие займы берут развивающиеся страны.
Атомные деньги
Резкий рост программы межгосударственного кредитования связан, в частности, с российско-турецким проектом строительства АЭС «Аккую» на южном побережье Турции, полагает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. Ее заявленная стоимость — $20 млрд. Недавно стало известно о выдаче турецкими регуляторами разрешения на строительство, таким образом, в следующем году, скорее всего, начнется непосредственно возведение объектов, уверен Андрей Фролов.
Ставки по межгосударственным займам ниже рыночных, их минимальный размер рекомендует специальная группа в Организации экономического сотрудничества (ОЭСР), предположил Игорь Беляков. Эксперт указал, что ряд стран, планирующий бороться за новые рынки сбыта, готов демпинговать и предоставлять экспортные кредиты под очень низкий процент. Например, именно таким образом Китай пытается заполучить африканские рынки. В целом процент по таким займам не превышает 5%, писали ранее СМИ.
Другой крупный российский проект за рубежом, предусматривающий межгосударственное кредитование — АЭС «Куданкулам» в штате Тамилнад в Индии. О планах профинансировать индийское правительство на $4,2 млрд объявлял на ПМЭФ-2017 года министр финансов Антон Силуанов.
Кроме этого, в начале года было объявлено о том, что иранский парламент одобрил получение $5 млрд от российского правительства в виде кредита на строительство инфраструктуры, прежде всего в области атомной энергетики, передавали местные новостные агентства. В 2015 году глава Минэнерго Александр Новак в ходе визита в Тегеран заявил, что согласованы совместные проекты примерно на $40 млрд.
Источник
Эксперты отмечают, что возможности для отказа в кредитах существенно расширились
Получать российские кредиты теперь будет труднее /Евгений Разумный / Ведомости
Социально-политические кризисы наряду с военными конфликтами и высокими кредитными рисками станут причинами для отказа Россией в предоставлении займов другим государствам. Соответствующие предложения содержатся в проекте постановления правительства «Об утверждении порядка предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам-заемщикам», подготовленном Минфином.
Документ устанавливает восемь категорий стран, которые не будут рассматриваться в качестве потенциальных заемщиков. Соответствие хотя бы одной из них может стать причиной для отказа в кредите. Первая категория – это страны, участвующие или завершившие участие в международной расширенной Инициативе по облегчению долгового бремени беднейших стран (в основном это африканские государства).
Вторая категория – страны, столкнувшиеся с военными конфликтами и социально-политическими кризисами. Третья – государства, в отношении которых действуют поддержанные Россией международные санкции, предусматривающие ограничения на предоставление внешнего финансирования. Четвертая категория – это страны, причастные к финансированию террористических и иных организаций, деятельность которых запрещена в России и мире. Далее следуют государства, допустившие дефолт по своим внешним долговым обязательствам, и страны, отнесенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к шестой и ниже группам странового кредитного риска.
К седьмой группе предлагается отнести страны с рейтингом долгосрочной кредитоспособности ниже уровня В- по классификации агентств Fitch Ratings или Standard & Poor’s или ниже уровня В3 по классификации Moody’s Investors Service. И наконец, последняя категория – это государства, по которым средняя за предыдущие три месяца стоимость суверенных кредитных дефолтных свопов (CDS) в долларах США на срок 10 лет превышает 800 б. п. по данным Bloomberg.
Удовлетворяют новым требованиям около 110 стран мира – например, Бразилия, Индонезия, Египет, Вьетнам, подсчитал заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. «Из них 40–45 богаче России, если измерять по ВВП на душу населения, так что в наших кредитах они особо не нуждаются», – говорит Куликов. Зато многим странам, которым Россия традиционно оказывает финансовую помощь, доступ к финансированию может быть перекрыт.
По оценкам ЦБ и Минфина, на 1 января 2020 г. Россия выдала ссуд и займов примерно на $40 млрд. Из них $15,8 млрд – бывшим странам СССР, «и по большей части это невозвратные долги», подчеркивает руководитель направления «Финансовые рынки» Экономической экспертной группы Игорь Беляков. Теперь щедрость Москвы заканчивается. «Самым жестким из новых критериев является категория риска ОЭСР, – отмечает Беляков. – Он отсекает от российского финансирования порядка 80 стран по данным на июнь, включая, например, Армению и Киргизию».
Серьезными проблемами новые российские требования могут обернуться для Венесуэлы. У нее наиболее значительный долг перед Россией по вооружениям – около $3,5 млрд – и к тому же дефолтный рейтинг, отмечает Беляков. Под угрозой потери финансовой поддержки от Москвы оказывается и Белоруссия. По информации белорусского минфина, долг этой страны перед Россией на июнь 2019 г. составил $7,6 млрд. «Перспектива новых российских кредитов Минску теперь будет зависеть от того, подпадет ли Беларусь под определение страны с социально-политическим кризисом в момент принятия решения о таком кредите», – подчеркивает Беляков.
В целом новые условия создают более ясные формальные рамки, показывающие в условиях мировой рецессии, по каким правилам мы готовы работать, считает научный руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев. «И это позитивно, так как предотвращаются чрезмерные ожидания мирового сообщества от РФ, – говорит он. – Также эти условия работают на снижение возможной (так было в прошлом) «домашней» тревоги граждан, которые опасаются, что при наших ограниченных ресурсах может быть значительное кредитование иностранных государств».
Однако выдача займов во многом зависит не от реального экономического положения страны, а от того, насколько данное государство вписывается во внешнеполитическую стратегию России, указывает доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова. «По этой причине такие государства, как Сирия или Венесуэла, вряд ли лишатся российской поддержки, – считает она. – В целом в антирейтинг Минфина попадают многие государства Африки и Азии, однако опять же финальное решение будет иметь выраженную политическую составляющую».
По ее словам, вызывает интерес пункт про государства, финансирующие террористические организации. «Дело в том, что списки террористических организаций в разных странах, например в России и США, существенно отличаются, – замечает Сазонова. – При этом отказ в предоставлении кредита со ссылкой на один из пунктов проекта фактически будет означать обвинение в государственном финансировании терроризма. Поэтому Минфину нужно будет как-то учитывать этот момент».
В Министерстве финансов «Ведомостям» заявили, что речь идет не об ужесточении критериев выдачи кредита, а об унификации в одном документе правил, которые работали и раньше. В ведомстве подчеркивают, что принятие нового документа «не ведет к автоматическому пересмотру положений межправсоглашений о предоставлении иностранным государствам-заемщикам государственных кредитов».
Источник
19 Августа 2019
3684 0
Политика
Программа государственных кредитов, которые Россия предоставляет другим странам, находится под грифом «секретно». Однако РБК удалось выяснить, что на сегодняшний день как минимум 17 стран в общей сложности задолжали Москве порядка 27 миллиардов долларов. В числе крупнейших заемщиков оказались Белоруссия и Украина, а также Венесуэла
Секретные должники
Информация о финансовых и экспортных кредитах традиционно держится в секрете. Публичной она становится только в трех случаях: если поставлены подписи под межправительственными соглашениями, которые ратифицируются Государственной Думой, если о займах сообщают российские официальные лица, если информация раскрывается по линии государства-заемщика.
Как пишет РБК, закрытость программы государственных кредитов объясняется тем, что они имеют не столько коммерческий, сколько «политический» характер. Плюс к этому, большая доля займов предоставляется в рамках военно-технического сотрудничества. Детали этого сотрудничества, как правило, засекречены. И все же стало известно, что РФ кредитовала Армению, Венесуэлу, Индию, Индонезию и выдавались эти кредиты на закупку российского оружия этими странами.
Как выяснили эксперты РБК, в общей сложности уровень долга по российским госкредитам на 1 мая текущего года достиг $39,4 млрд (по оценке Минфина РФ). Из них $15,8 млрд – на счету стран СНГ. Еще порядка $5 млрд относятся к реструктурированным долгам СССР таких стран как Вьетнам, Индия, Ирак, Йемен, Куба.
Долги братской Белоруссии
Самый крупный должник РФ – Белоруссия. Эта страна, как сообщили в белорусском Минфине, должна России $7,55 млрд. Примечательно, что минский долг в сравнении с концом прошлого практически не изменился, а на тот момент, по информации ЦБ РФ, сумма была на уровне $7,52 млрд.
Но по сравнению с 2012 годом долг Республики Беларусь, как пишет РБК, увеличился в два раза. И летом этого года Москва впервые решила отказаться от рефинансирования текущей части долга Минска. В итоге белорусы попросили кредит у Китая. Кроме этого, они разместили облигации в российских рублях на российском рынке. То есть, по факту получилось, что Пекин стал вторым крупнейшим кредитором Белоруссии после России.
При этом, как отмечает старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук, собственно отказ Москвы дать кредит Белоруссии на рефинансирование послужил одной из составляющих системного экономического давления, оказываемого Москвой на Минск. При этом в отношениях между странами можно отметить тенденцию «похолодания». Рычагов давления на Минск у России несколько: тот самый «замороженный кредит», нефтяной маневр, стоимость газа с 2020 года, нетарифные торговые ограничения и так далее.
Украина не платит по счетам
Вторую строчку в рейтинге по задолженности России занимает Украина. В этом случае речь идет о сумме примерно в $3,7 млрд. При этом, Киев, как и прежде, должен Москве $3,075 млрд по еврооблигациям. Фонд национального благосостояния (ФНБ) закупил эти бумаги в декабре 2013 года, а уже в декабре 2015 года киевские власти решили объявить по данным облигациям дефолт. То есть, по факту не было выплачено тело долга и финальный купон.
После этого Москва подала на Киев в английский суд (облигации регулировались британским правом). Однако этот спор продолжается до сих пор. Украина категорически не хочет признавать этот долг, заявляя, что эти бумаги носили коммерческий характер, а не статус межгосударственного кредита. Более того, украинские власти упорно пытался доказать, что Россия буквально насильно заставила приобрести эти бонды. Однако в российском Минфине убеждены, что это был двусторонний межправительственный заем. То есть, он как и прежде, учитывается на балансе ФНБ. И Украина обязана вернуть долги.
Заокеанский должник
За пределами СНГ основной должник России — это Венесуэла. Основной долг этой страны по данным Минфина России, составляет $3,15 млрд. В 2011 этой стране был выдан кредит для финансирования поставок в Венесуэлу российских вооружений. Он должен быть погашен в 2027 году. Похоже есть и другая задолженность, поскольку Владимир Путин в июне заявил, что общий венесуэльский перед Москвой достигает $3,5 млрд. В конце сентября Венесуэла должна перевести России очередной процентный платеж по кредиту в размере $200 млн. правда из-за санкций США венесуэльскому правительству будет сложно возвращать долг в долларах.
Источник
Минфин предлагает регламентировать выдачу кредитов иностранным государствам. Хотя подготовленный ведомством проект постановления правительства описывает детали вплоть до типовой формы межправительственных соглашений, по сути, документ — попытка формализовать концепцию внешней долговой политики страны. Среди предложенных принципов — уверенность в долговой устойчивости заемщика, отсутствие неурегулированных претензий к нему и экономическая целесообразность кредитов. Правовых оснований для отказа заемщикам станет больше, а для решений о кредитах на особых условиях Белому дому потребуется рекомендация МИДа.
Минфин опубликовал на regulation.gov.ru проект постановления правительства, детализирующий процесс выдачи государственных кредитов иностранным государствам и де-факто выстраивающий концепцию внешней долговой политики РФ. Как сказано в пояснительной записке, разработка проекта потребовалась для выполнения норм Бюджетного кодекса, согласно которым порядок кредитования иностранных государств определяется правительством, но до сих пор единого регламента не существовало, а условия кредитов записывались индивидуально в межправсоглашениях.
По российскому Бюджетному кодексу иностранные государства могут рассчитывать на два типа кредитов — экспортный (на оплату закупаемых российских товаров) и финансовый. Проект Минфина ужесточает эту детализацию: экспортный кредит станет целевым, то есть заемные средства должны направляться на оплату экспортных контрактов, а финансовый предлагается выдавать в «исключительных случаях» для экстренной поддержки заемщика при трудностях с покрытием бюджетного дефицита в отсутствие доступа к международному рынку капитала, при этом с РФ государство должен связывать стратегический характер политических отношений.
В зависимости от формы кредитования Минфин предлагает утвердить типовое межправсоглашение, фиксирующее использование и погашение кредита, проценты по нему, порядок платежей и возникновение просроченной задолженности, досрочное погашение и возможность изменения условий.
Стоимость кредита будет утверждаться индивидуально, при этом финансовые условия займов Минфин разглашать не будет, поскольку это «чревато ослаблением переговорной позиции РФ» и раскрытием чувствительной коммерческой информации (впрочем, сейчас такие данные также не раскрываются). Оба типа кредитов могут выдаваться на льготных условиях для «официального содействия развитию», а их условия будут рассчитываться в соответствии с международными рекомендациями.
В целом проект Минфина (его подготовку в ведомстве курировал замминистра Тимур Максимов) пока выглядит недоработанным и расходится с пояснительной запиской: по ней он должен конкретизировать функции ведомств—участников процесса выдачи госзаймов, но полномочия детально записаны только для самого Минфина, роли остальных сторон описаны лишь концептуально. Так, предполагается, что отраслевые ведомства и госкорпорации, заинтересованные в выдаче экспортных кредитов, будут готовить заключения о целесообразности сделки. Агенту правительства (сейчас ВЭБ.РФ) надлежит проверять долговую устойчивость заемщика (совместно с Минфином), следить за соблюдением условий контракта российскими экспортерами и др. Обозначенные же в пояснительной записке полномочия Минэкономики по проведению экспертизы внешнеторговых контрактов в самом проекте не упомянуты вовсе. В Минфине “Ъ” сообщили, что проект «основательно прорабатывался и прошел согласование» со всеми ведомствами, но их полномочия «еще будут обсуждаться». В Минэкономики на запрос “Ъ” об участии ведомства в разработке проекта не ответили.
Несмотря на процедурный характер документа, он затрагивает и концептуальные вопросы, в частности Минфин определяет в нем цели и принципы политики долгового финансирования Россией других стран: формирование положительного облика РФ как кредитора, развитие партнерских отношений с другими странами и поддержка национальных интересов в части экспорта.
При этом принципы прямо ограничивают правительство в выдаче кредитов потенциальным заемщикам при наличии к ним финансовых претензий, например просроченной задолженности по кредитам РФ или СССР.
Поскольку решения о выдаче госзаймов преимущественно политические, введение регламента в этот процесс выглядит как попытка ограничить выдачу таких кредитов по конъюнктурным основаниям. Создание правовых оснований для отказа в кредите в общем случае должно увеличить вес российской стороны при переговорах; впрочем, при обсуждении выдачи очередного госкредита Белоруссии Москва как раз добивалась решения стратегических вопросов — дальнейшей интеграции стран (см. “Ъ” от 10 июля 2019 года), однако в результате Минфин Белоруссии предпочел заместить заем кредитом от КНР.
Впрочем, возможность договориться у потенциальных заемщиков на условиях, не предусмотренных постановлением, останется. Вопрос о выдаче кредитов Белый дом будет рассматривать в индивидуальном порядке «с учетом стратегического характера политических отношений РФ с государством-заемщиком и предложений МИДа», в этой конструкции Минфин де-факто снимает с себя ответственность за принятые решения, окончательно смещая вопрос в политическую плоскость.
Диана Галиева
Источник