Рынок государственных долговых ценных бумаг является исключительно важным элементом экономической структуры страны с рыночной экономикой. Государственные долговые ценные бумаги для государства выступают механизмом мобилизации и привлечения свободных денежных средств в экономику страны, а для инвесторов — выгодным вложением денежных средств.
Российские государственные ценные бумаги, образующие государственный долг, можно классифицировать по следующим основаниям:
- — в зависимости от субъекта, реализующего права эмиссии, — федеральные, региональные;
- — по признаку держателей — универсальные, специальные;
- — по форме обращаемости — рыночные, нерыночные;
- — по срокам обращения — краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
- — по способу выплаты доходов — процентные, дисконтные, процентно-дисконтные, выигрышные, беспроцентные;
- — по методу определения купонного дохода — с постоянным, фиксированным, переменным купонным доходом;
- — по соблюдению сроков погашения — с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные;
- — по форме выпуска — документарные, бездокументарные.
Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг РФ устанавливаются Правительством РФ в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ст. 114 БК РФ). Процедура эмиссии государственных ценных бумаг РФ регламентируется Федеральным законом 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», который установил порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг. Кроме того, Закон закрепил ряд ключевых положений в регулируемой области: установил иерархию нормативных актов, необходимых для выпуска государственных ценных бумаг, — постановление Правительства РФ, нормативный акт Минфина России, Генеральные условия эмиссии, условия эмиссии и иные распорядительные акты Минфина России, подробно регламентирующие все вопросы эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.
Федеральными государственными ценными бумагами в соответствии с указанным Законом признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Долговые обязательства, закрепленные государственными ценными бумагами, удостоверяют право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих цепных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии. Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и исполнение федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ функции эмитента государственных ценных бумаг возложены на Минфин России.
В соответствии с законодательством государственные цепные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных цепных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам.
Число видов государственных облигаций, обращающихся на российском рынке, довольно велико, однако наибольшее распространение получили облигации федеральных займов (ОФЗ) и государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Кроме них в обращении находятся облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), облигации внешних облигационных займов. Названные виды имеют разновидности. Так, облигации федеральных займов выпускаются с постоянным (ОФЗ-ПД), переменным (ОФЗ-ПК), фиксированным (ОФЗ-ФК) купонным доходом, с амортизацией долга (ОФЗ-АД), обязательным хранением в депозитарии либо без него. К иным ценным бумагам, упоминаемым в Федеральном законе «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», относятся, например, товарные долговые обязательства в виде целевых товарных чеков.
Особенности эмиссии и обращения отдельных видов государственных долговых бумаг определяются постановлениями Правительства РФ.
Рынок государственных валютных облигаций — важный и наиболее значимый по объемам сегмент в структуре рынка государственных долговых инструментов РФ. Государственные валютные облигации — ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте и размещаемые, как правило, на мировых рынках цепных бумаг. Государственные валютные облигации представляют собой форму государственного внешнего долга. Рынок валютных облигаций состоит из нескольких видов ценных бумаг: облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ); облигаций государственного валютного займа 1999 г. (ОГВЗ), выпущенных по результатам новации ОВГВЗ III серии; облигаций внешних облигационных займов (ОВОЗ).
Источник
Одним из способов покрытия бюджетного дефицита
является государственная эмиссия ценных бумаг. Основными ценными бумагами государства, выпускающимися на протяжении последних 70 лет, являются облигации, удостоверяющие право держателя на получение ее номинальной стоимости (и процента) или иного имущественного эквивалента. Облигация — это ценная бумага с фиксированным процентом от ее номинальной стоимости, по которой эмитент обязуется выплатить держателю сумму в предусмотренный срок в будущем.
В России эмитентом облигаций может быть только государство. На зарубежном фондовом рынке в больших объемах можно найти корпоративные облигации. В Российской Федерации различают следующие виды облигаций:
1. Облигации местных органов власти, выпущенные для финансирования строительства, модернизации, ремонта и т.п. объектов муниципальной собственности.
2. Облигации федеральных органов исполнительной власти, доходы по которым направляются на реализацию конкретных масштабных проектов, имеющих общественное значение.
3. Облигации внутренних государственных займов — ориентированы на крупных инвесторов и служат для обеспечения долгосрочного развития страны.
4. Процентные долговые обязательства российского государства предназначены для инвесторов — юридических лиц, хотя их части может приобретать также и население.
5. Казначейские обязательства — ценные бумаги, целью которых является секъюритизация задолженности Министерства финансов РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска казначейских обязательств состоит в том, чтобы выплачивать эту задолженность не «живыми» деньгами, а процентными долговыми бумагами, которые, в свою очередь, могут быть обращены в уплату поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.
Размещение государственных ценных бумаг может быть: добровольным — что означает размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещаемым таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;
вынужденным (квазирыночным) — что означает оформление фактического государственного долга на рынке. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), каз-
начейские обязательства (КО), векселя Министерства финансов, переоформившие на Министерство финансов задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.
Для покрытия бюджетных дефицитов органы власти могут производить заимствования. Заимствования государства или муниципальных образований представляют собой займы, получаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства государства или органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займа другими заемщиками. Для выпуска займов необходимо соблюдение следующих условий:
наличие временно свободных денежных средств; спрос инвесторов на ценные бумаги, выпускаемые государством или местными органами власти;
объективная потребность государства или местных органов власти в финансовых ресурсах. Займы призваны решать следующие задачи:
1. Инвестиционные займы выпускаются для финансового обеспечения строительных проектов.
2. Социальные займы выпускаются для финансового обеспечения территориальных социальных программ.
4. Бюджетные займы выпускаются для покрытия бюджетных расходов в связи с бюджетным дефицитом.
Источник
Государственные и муниципальные займы — передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимодателями государственных и муниципальных ценных бумаг. В России займы осуществляются Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями. Государственные займы могут быть внутренними и внешними, а муниципальные — только внутренними.
Самым распространенным видом государственных и муниципальных ценных бумаг является облигация. Облигация государственного или муниципального займа — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в установленный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и определяет денежную сумму, которая выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа. Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовым ценам, а они отклоняются от нарицательной стоимости облигаций в силу целого ряда факторов, складывающихся на рынке.
Займы классифицируются по нескольким признакам. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, они подразделяются на:
· государственные займы РФ
· государственные займы субъекта Федерации (региональные)
· муниципальные (местные)
По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг займы делятся на:
· Универсальные (распространяются как среди физических, так и юридических лиц)
· Специальные (реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций)
Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей ценных бумаг.
В зависимости от источника заимствований, места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок), валюты займа государственные долговые обязательства делятся на внутренние и внешние.
По отношению к вторичному рынку займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на вторичном рынке, таких займов — большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в бюджет ресурсов определенных инвесторов — негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и т. д.
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:
· процентные
· Выигрышные
· процентно-выигрышные
· беспроцентные (целевые)
· беспроигрышные
· дисконтные
· процентно-дисконтные
· твердодоходные.
Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.
Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей. Беспроцентные выпуски займов гарантируют получение соответствующего товара, строительство в определенной местности моста, дороги, социально-культурного объекта, но не предусматривают выплаты доходов инвесторам. Беспроигрышные займы предполагают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения. По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций. Процентно-дисконтный заем предполагает получение и. дисконта, и процентного дохода. По твердо-доходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.
По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее условиями выпуска займа. Займы с фиксированным купоном являются разновидностью предыдущих с той лишь разницей, что купонный доход дифференцируется по годам. Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе, ею может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п. Государство во избежание потерь использует оба метода определения купонного дохода: фиксирование его величины в условиях выпуска займов и отказ от предварительной его фиксации. Второй метод находит большее применение в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого или фиксированного купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.
По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Организация государственных и муниципальных заимствований путем привлечения кредитов.
Второй формой государственных и муниципальных заимствований являются кредиты, привлекаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены государственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами, их банками и фирмами, международными финансовыми организациями. При этом Центральный банк РФ может прокредитовать только федеральное правительство, а органы местного самоуправления не имеют доступа к внешним источникам кредитования.
Коммерческие банки и другие кредитные организации кредитуют органы государственной власти и органы местного самоуправления как обычных заемщиков на условиях, складывающихся под воздействием закона спроса и предложения. За счет кредитов формируются 2/3 региональных и муниципальных заимствований.
Правительства иностранных государств оказывают финансовую поддержку Российской Федерации и субъектам РФ в двух формах: форме межправительственных кредитов и путем предоставления гарантий по кредитам иностранных банков и фирм. Задолженность, формируемая за счет межправительственных кредитов, гарантированных правительствами стран-кредиторов, называется официальной. Официальные кредиты являются преимущественно связанными, т.е. предоставляются на осуществление конкретных программ и мероприятий и не могут быть использованы на финансирование других потребностей.
Международные финансовые организации предоставляют нефинансовые (связанные) и финансовые (несвязанные) кредиты (ст. 6 БК РФ).
По срокам заимствований и взимаемой процентной ставке кредиты международных финансовых организаций являются самой выгодной формой внешних заимствований.
Содержание и назначение программ государственных и
Источник
Одним из способов покрытия бюджетного дефицита является государственная эмиссия ценных бумаг. Основными ценными бумагами государства, выпускающимися на протяжении последних 70 лет, являются облигации, удостоверяющие право держателя на получение ее номинальной стоимости (и процента) или иного имущественного эквивалента.
Облигация— это ценная бумага с фиксированным процентом от ее номинальной стоимости, по которой эмитент обязуется выплатить держателю сумму в предусмотренный срок в будущем.
В России эмитентом облигаций может быть только государство. На зарубежном фондовом рынке в больших объемах можно найти корпоративные облигации. В Российской Федерации различают следующие виды облигаций:
1. Облигации местных органов власти, выпущенные для финансирования строительства, модернизации, ремонта и т.п. объектов муниципальной собственности.
2. Облигации федеральных органов исполнительной власти, доходы по которым направляются на реализацию конкретных масштабных проектов, имеющих общественное значение.
3. Облигации внутренних государственных займов ориентированы на крупных инвесторов и служат для обеспечения долгосрочного развития страны.
4. Процентные долговые обязательства российского государства предназначены для инвесторов — юридических лиц, хотя их части может приобретать также и население.
5. Казначейские обязательства — ценные бумаги, целью которых является секъюритизация задолженности Министерства финансов РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска казначейских обязательств состоит в том, чтобы выплачивать эту задолженность не «живыми» деньгами, а процентными долговыми бумагами, которые, в свою очередь, могут быть обращены в уплату поставщикам за сырье, материалы, энергию и т. д.
Размещение государственных ценных бумаг может быть:
· добровольным — что означает размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещаемым таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;
· вынужденным (квазирыночным) — что означает оформление фактического государственного долга на рынке. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Министерства финансов, переоформившие на Министерство финансов задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.
Для покрытия бюджетных дефицитов органы власти могут производить заимствования. Заимствования государства или муниципальных образований представляют собой займы, получаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства государства или органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займа другими заемщиками. Для выпуска займов необходимо соблюдение следующих условий:
· наличие временно свободных денежных средств;
· спрос инвесторов на ценные бумаги, выпускаемые государством или местными органами власти;
· объективная потребность государства или местных органов власти в финансовых ресурсах.
Займы призваны решать следующие задачи:
· Инвестиционные займы выпускаются для финансового обеспечения строительных проектов.
· Социальные займы выпускаются для финансового обеспечения территориальных социальных программ.
· Бюджетные займы выпускаются для покрытия бюджетных расходов в связи с бюджетным дефицитом.
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 324 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник