В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 требуется увеличить долю заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30%.
В настоящее время в условиях повышенных колебаний финансовых рынков можно говорить, что на построение взаимоотношений банков с организациями коммунального комплекса, предоставляющими товары и услуги по регулируемым тарифам, оказывают важное влияние следующие тенденции нормативно-правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций. Рассмотрим текущую ситуацию с кредитами для управляющих компаний и перспективы системы кредитования регулируемых организаций коммунальной сферы.
В течение 2012—2014 гг. сформировались существенные изменения законодательства в сфере ЖКХ, благоприятные для расширения работы банков с предприятиями коммунального сектора.
Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ вводит обязательное долгосрочное регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (на срок не менее трех лет в первый период и не менее пяти лет в последующие периоды регулирования), что позволяет банкам осуществлять прогноз денежных потоков клиента на соответствующий период до принятия решения о предоставлении финансирования.
- Источники финансирования капитального ремонта многоквартирных домов
В соответствии с нормами этого федерального закона в случае снижения тарифов или изменения долгосрочных параметров регулирования по инициативе тарифного органа «выпадающая» сумма доходов подлежит компенсации регулируемой организации из регионального бюджета. В предшествующие настоящему времени периоды кризисных явлений в экономике указанных норм в законодательстве не существовало, что и служило основаниями для «сглаживания» возможного социального недовольства населения путем некомпенсируемого уменьшения тарифов ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний ЖКХ, вызывая недополучение ими выручки и приводя к ухудшению платежеспособности, в т. ч. и по ранее выданным кредитам.
Однако принятые Правительством РФ 1 июля 2014 г. изменения в отдельные нормативные правовые акты ввели в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, норму следующего содержания: «В случае возникновения у регулируемых организаций недополученных доходов, связанных с изменением в течение первого долгосрочного периода регулирования, начавшегося до 2015 года, долгосрочных тарифов, и (или) необходимой валовой выручки регулируемых организаций, определенной на основе долгосрочных параметров регулирования, и (или) долгосрочных параметров регулирования, установленных органом регулирования, либо в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления поселения или городского округа (в том числе на основании решений Правительства Российской Федерации), установлением долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных этими органами или согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, возмещение таких доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона „О теплоснабжении“ не осуществляется».
Фактически указанной нормой были выведены из-под действия Порядка расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2014 № 603, возможные недополученные доходы регулируемых организаций в случае отклонения от ранее установленных долгосрочных параметров регулирования, если первый долгосрочный период начался до 1 января 2015 г.
Таким образом, до сих пор сохраняются основные регуляторные риски, учитывавшиеся при выдаче кредитов организациям ЖКХ, осуществляющим регулируемые виды деятельности, перешедшим на долгосрочное регулирование до начала 2015 г., поскольку отклонения валовой выручки таких организаций от величины выручки, запланированной при установлении тарифов, не подлежат компенсации из бюджета.
- Изменение порядка финансирования капитального ремонта МКД
Факторы повышения кредитоспособности ресурсоснабжающих организаций
Федеральный закон от 07.05.2013 № 103-ФЗ дополнительно регулирует отношения по передаче в концессию объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, чем повышается прозрачность деятельности предприятий отрасли и их инвестиционная привлекательность.
Согласно этим изменениям в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение должно содержать следующие существенные условия:
1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сферах теплоснабжения или водоснабжения и водоотведения;
2) задание и основные мероприятия по обеспечению величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации с описанием основных характеристик таких мероприятий;
3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером;
4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов;
5) порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения. Таким порядком может предусматриваться возмещение расходов концессионера при условии продления срока действия концессионного соглашения на период, достаточный для возмещения указанных расходов концессионера, но не более чем на пять лет или при условии возмещения указанных расходов с учетом нормы доходности инвестированного капитала, а при условии непродления срока действия концессионного соглашения — на срок, не превышающий два года.
Кроме того, по поручению Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета РФ от 31.05.2013 в федеральных органах исполнительной власти совместно с представителями отраслевых предприятий разработан и готовится к утверждению законопроект о предотвращении роста задолженности за коммунальные ресурсы, что способствует финансовой устойчивости регулируемых ресурсоснабжающих организаций. В первую очередь в этом законопроекте идет речь о создании обязательных механизмов гарантирования оплаты поставленных энергоресурсов, при этом, если к потребителям, не осуществляющим социально значимые или потенциально опасные виды деятельности, в случае неоплаты со стороны поставщиков ресурсов могут применяться меры по ограничению или прекращению поставки энергоресурсов, то за так называемые социально значимые группы потребителей при нарушении платежной дисциплины должны предоставляться государственные или муниципальные поручительства или гарантии оплаты, а за все иные «неотключаемые» группы потребителей при нарушении с их стороны договорных условий оплаты поставленных энергоресурсов должны включаться механизмы финансовых гарантий оплаты, в т. ч. предоставление банковской гарантии.
В целом в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, со стороны ряда кредитных организаций высказываются опасения в их «бюджетозависимости», т. е. наличии прямой взаимосвязи финансового состояния потенциального заемщика, работающего в регулируемых секторах, с состоянием бюджета муниципального образования или консолидированного бюджета субъекта РФ.
При этом в основу реализации инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обязательно ложится решение субъекта РФ об утверждении инвестиционной программы эксплуатирующего предприятия, разработанное на базе утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод.
- Специальный депозит и специальный счет в МКД: в чем разница
Реализации инвестиционной программы также должно предшествовать и решение тарифного органа субъекта РФ об установлении тарифа на основе долгосрочных параметров регулирования.
Однако решение субъекта РФ или муниципального образования о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений не является обязательным условием осуществления инвестиций, т. е. деятельность регулируемых организаций формально не является бюджетозависимой, и оценка их кредитоспособности в полной мере может основываться на кредитном рейтинге непосредственно регулируемой организации.
Таким образом, учитывая в совокупности все перечисленные факторы, в ближайшее время кредитование организаций ЖКХ, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, представляется одним из наиболее перспективных и несет риски, существенно ниже кредитования предприятий, зависящих от колебаний рыночного спроса.
Источник
Фактически безвозвратный способ финансирования.
В таком варианте возврат вложенных средств возможен либо в виде дивидендов с уплатой соответствующих налогов со всего размера полученной суммы, либо при продаже доли или ликвидации компании с уплатой налога по ставке участника с разницы между полученным доходом и расходами, связанными с приобретением доли. В случае, если вклады осуществляют не все участники и/или не пропорционально своим долям — изменяются доли, принадлежащие им.
Компенсацией этого недостатка могут быть расходные договору у получателя средств в УК — вспомогательные функции (бухгалтерский учет, финансы, ОТК, услуги управления Управляющей компании или ИП Управляющего).
Также это способ требует внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении новой величины уставного капитала с уплатой соответствующей гос. пошлины и визитом к нотариусу.
предполагает безвозмездную передачу участником (акционером) своей компании неких благ (денежные средства, доли (акции) в других юридических лицах, недвижимое имущество и т.п.). При этом уставный капитал не увеличивается, номинальный размер долей участников не меняется, вносить изменения в ЕГРЮЛ не надо.
безвозвратный способ. Возможен не для всех организационно-правовых форм. Перечисленные средства нельзя учесть в составе расходов на приобретение доли при получении последующего дохода (при ее продаже, при выходе из общества или его ликвидации).
Если устав принимающей стороны не содержит исключений из общего правила, то вклад в имущество возможен только деньгами и только пропорционально всеми участниками (акционерами).
В Налоговом кодексе предусмотрены два льготных механизма, которые позволяют освобождать безвозмездные по своей сути вклады от налогообложения:
3.1. Взнос в имущество по пп. 11 п. 1 ст. 251 НК. Особенности:
Собственники компании должны оформить соответствующее решение о внесении вклада (вкладов) в имущество организации. Вклад в имущество могут осуществлять не все участники (или не пропорционально долям участия), если такая возможность закреплена в Уставе. Порядок принятия решения о внесении вкладов в имущество организации также может быть детально проработан в корпоративном договоре.
Плюсы и минусы данного способа очевидны: Подобный вклад может внести только один участник с долей более 50% (минус).
Величина уставного капитала не меняется (плюс), при этом величина доли финансирующей стороны так же не меняется (и плюс, и минус в зависимости от ситуации), как и не увеличиваются его официальные расходы на приобретение доли (минус).
При этом по пп. 11 п. 1 ст. 251 НК внести вклад в имущество может не только материнская компания. Возможна обратная ситуация — «дочка» передает деньги «маме» (так называемый «Дочерний подарок»). Это удобный инструмент, позволяющий передать из дочерней компании имущество в пользу материнской структуры. Налоговые органы по началу с подозрением относились к ситуации, когда дочерняя компания осуществляет взнос в имущество своей материнской компании, и пытались переквалифицировать такой вклад либо под выплату дивидендов, либо утверждать, что это договор дарения, который между юридическими лицами запрещен. Однако судебная практика на стороне налогоплательщиков.
Для дотошных:
«Экономические отношения между основным и дочерним обществами могут предполагать не только вложения основного общества в имущество дочернего на стадии его учреждения, но и на любой стадии его деятельности. Кроме того, экономическая целесообразность в отношениях дочернего и основного обществ может вызывать необходимость и обратной передачи имущества. При этом отсутствие прямого встречного предоставления является особенностью взаимоотношений основного и дочернего обществ, представляющих собой с экономической точки зрения единый хозяйствующий субъект».
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Ключевой особенностью этого способа является отсутствие требования обязательной величины доли в уставном капитале, принадлежащей финансирующей стороне. При этом движение может быть только односторонним: в адрес компании. Принципиальное условие: осуществление вклада именно в целях увеличения чистых активов. Самое любопытное, что такой способ установлен только для хозяйственных товариществ и обществ, то есть невозможен в производственных кооперативах и хозяйственных партнерствах. Величина доли передающей стороны также не изменяется.
Взнос в имущество в целях увеличения ЧА является более удобным и универсальным, по сравнению с взносом в имущество по подп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ.
Важный нюанс: вкладом в целях увеличения чистых активов может быть не только передача имущества (включая деньги), но и освобождение получателя от исполнения ранее возникших обязательств. Например этим инструментом можно прекратить обязательства компании по займу перед ее участником. Для этого достаточно принять решение о прощении долга в целях увеличения чистых активов Общества.
Для дотошных:
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
…
3.4 в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов, соответствующими акционерами или участниками. Данное правило распространяется также на случаи увеличения чистых активов хозяйственного общества или товарищества с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства хозяйственного общества или товарищества перед соответствующими акционерами или участниками, если такое увеличение чистых активов происходит в соответствии с положениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации или положениями учредительных документов хозяйственного общества или товарищества, либо явилось следствием волеизъявления акционера или участника хозяйственного общества, товарищества, и на случаи восстановления в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества невостребованных акционерами или участниками хозяйственного общества, товарищества дивидендов либо части распределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества;
ст. 251 НК РФ
Реорганизация юридического лица, особенно в форме выделения, является отличным способом безналоговой передачи имущества, в том числе и денежных средств. Однако, как правило, в своей практике этот все же непростой инструмент мы используем именно для передачи недвижимого имущества без налоговых последствий, нежели сугубо денежных средств. Если цель оправдывает средства, то на реорганизацию можно и «заморочиться».
передача имущества без налоговых последствий. В том числе, с возможностью выделения имущества (денежных средств) в общество с «третьим» лицом в составе его участников.
длительная процедура (минимум 3,5 — 4 месяца). При принятии решения о реорганизации у налогового органа появляется возможность назначить выездную налоговую проверку. Кредиторы получают право на досрочное исполнение обязательств перед ними.
Для любопытных:
Реорганизация в форме выделения (ст. 57 ГК; п. 8 ст. 50 НК РФ) — это единственная форма реорганизации юрлица, позволяющая передать имущество совсем без налоговых последствий. Выделение и самый универсальный способ передачи имущества, не имеющий организационно-правовых ограничений (применим как к АО, ООО, так и к товариществам и кооперативам).
При выделении образуется второе юридическое лицо, которое не является правопреемником реорганизованной организации в части ее налоговых обязательств, за исключением случаев, когда налоговый орган докажет, что единственной целью выделения было уклонение от погашения задолженности перед бюджетом (п. 8 ст. 50 НК).
Выделение подразумевает «отпочкование» от старой компании новой компании. Имущество передается по передаточному акту и его стоимость не является расходом у старого юридического лица и не является доходом у новой компании. То есть нет никаких последствий по налогу на прибыль.
Передача имущества в рамках выделения не является реализацией. У компании на ОСН нет обязанности начислить НДС или его восстановить (п. 8 ст. 162.1, п. 3 ст. 170 НК РФ). Новая компания не может принять НДС к вычету, но и НДС платить не обязана.
При этом выделяемая компания может применять сразу с момента своего создания любой режим налогообложения (прежде всего УСН): таким образом мы можем выделить имущество на «упрощенца».
При процедуре выделения из ООО участниками нового юрлица могут стать:
- реорганизуемая компания;
- участники реорганизуемой компании в том же составе и в тех же пропорциях;
- часть участников реорганизуемой компании (в других пропорциях) или иные третьи лица. Главное условие, чтобы это третье лицо самостоятельно оплатило уставный капитал в 10 тысяч рублей.
В случае с акционерным обществом при выделении возможны только первые два варианта. Либо новая компания становится 100% «дочкой» реорганизуемой, либо участниками выделенной компании становятся те же самые акционеры в тех же пропорциях.
Кроме того, разрешены смешанные реорганизации в форме выделения, когда можно из АО выделить ООО или наоборот.
Помимо займа рассмотренные безналоговые способы передачи денежных средств имеют существенное ограничение в использовании — обязательно наличие корпоративной связи между передающей и получающей сторонами. На практике демонстрация каких-либо «родственных» отношений между субъектами группы может быть крайне недопустимой, а потому способы, обеспечивающие переток денег, требуются иные.
В случае отсутствия корпоративного родства и желания предоставлять деньги по договору займа, напрашивающимся решением может стать осуществление платежа по договору поставки/подряда/возмездного оказания услуг и т.п. Конечно, если времени нет, пойти по этому пути можно. Но при условии, что в будущем у налогового органа передающей стороны реальность сделки не вызовет сомнений с непреодолимым в таком случае желанием исключить произведенные оплаты из расходов при налогообложении прибыли. Либо проведенную оплату вообще не учитывать в расходах.
Принципиальный момент: любые отношения должны иметь деловую цель. Не забывайте, что помимо ФНС назначением ваших платежей особо интересуются банки с Росфинмониторингом. По этой причине мы не поддерживаем идею «продать что-нибудь ненужное», либо оплатить маркетинговые и консультационные услуги в адрес никак не связанного с этой сферой деятельности лица.
Изначально построение любой юридической модели бизнеса должно происходить только на основе его организационной структуры и в связи с его реально существующими бизнес-процессами. Только так можно включить в модель законные способы налоговой экономии, не вызывающие вопросы контролирующих органов. И только так можно обеспечить регулярный возврат денежных средств в бизнес и/или возможность их перераспределения в группе. Создание Центра рефинансирования, о котором повествуем далее.
Источник