251. Основное отличие государственного кредита от банковского кредита состоит:
— в цене на денежные ресурсы;
+ в характере залога;
— в порядке возврата денежных средств.
252. Если доход по займу извлекается в виде разницы между номиналом и ценой покупки, этот государственный займ называется:
— рыночным;
— процентным;
+ с нулевым купоном.
253. Выдача государством гарантий:
— ведет к увеличению государственного долга;
— ведет к сокращению государственного долга;
+ увеличивает государственный долг в случае, если заемщик своевременно не рассчитался по своим обязательствам;
— сокращает государственный долг в случае, если заемщик своевременно рассчитался по своим обязательствам.
254. Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:
+ финансирование бюджетного дефицита;
— кассовое исполнение бюджета;
— формирование резервов центрального банка.
255. Конверсия – это метод управления государственным долгом, который означает:
— погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
— решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
+ изменение доходности займа;
— превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.
256. Управление государственным долгом – это:
+ совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам к погашению займов
— погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов
— решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.
257. Погашение основной задолженности и процентов за счет средств от размещения новых займов называется:
— унификацией
— новацией
+ рефинансированием.
258. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа:
— возможно только по срокам выплаты
— возможно только по размеру процентных платежей
+ бюджетным кодексом не допускается.
259. Главным отличительным признаком государственного кредита является:
+ непроизводительное использование;
— обязательное участие государства;
— необходимость покрытия бюджетного дефицита.
260. Государственный кредит НЕ выполняет функцию:
+ стимулирующую;
— регулирующую;
— контрольную;
— распределительную.
261. Форма государственного кредита, при которой привлечение средств происходит путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг – это:
— государственное финансирование;
— выдача гарантий;
+ государственный займ.
262. Займы, не имеющие вторичного обращения – это:
— краткосрочные;
— выпускаемые центральным правительством;
— беззакладные;
+ нерыночные;
— с нулевым купоном.
263. В зависимости от обеспечения долговых обязательств займы делятся на:
— рыночные и нерыночные;
+ закладные и беззакладные;
— выигрышные и процентные;
— с твердым или плавающим доходом.
264. Рыночным методом покрытия дефицита бюджета является:
— фидуциарная эмиссия;
+ выпуск ценных бумаг;
— внешний заем.
265. Рыночные государственные займы:
+ свободно обращаются на рынке
— не могут свободно менять своих владельцев
— гарантируют доходность выше рыночной.
266. Если доход государственного займа определяется на момент выпуска в обращение, этот займ называется:
— с нулевым купоном;
+ с твердым доходом;
— нерыночным.
267. Погашение основной задолженности и процентов за счет средств от размещения новых займов называется:
— унификацией
— новацией
+ рефинансированием.
268. Нерыночные госзаймы:
— свободно обращаются на рынке
+ не могут свободно менять своих владельцев
— гарантируют доходность выше рыночной.
269. Государственный долг не может привести к банкротству государства, так как государство всегда имеет возможность:
— не погашать долг;
— рефинансировать долг;
— увеличить денежную массу в обращении;
+ все ответы неверные.
270. Сумма превышения доходов государственного бюджета над его расходами называется:
— дефицит;
+ профицит;
— сальдо;
— государственный долг;
— государственный кредит.
271. Сумма превышения расходов государственного бюджета над его доходами носит название:
+ дефицит;
— профицит;
— сальдо;
— государственный долг;
— государственный кредит.
272. Наиболее полно характеризует понятие внешний государственный долг следующее определение:
— сумма превышения расходов государства над его доходами;
— сумма кредитов государства, взятых в иностранной валюте;
+ задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, организациям и правительствам.
273. Рефинансирование государственного долга – это:
— изменение доходности займа;
+ погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
— превращение части имеющейся задолженности в новую, с более длительным сроком погашения.
274. Отличие государственного кредита от банковского является то, что он НЕ носит:
— платный характер;
+ инвестиционный характер;
— срочный характер.
275. Совокупность всех выпущенных и не погашенных на определенный момент долговых обязательств государства и процентов по ним составляет:
— текущий государственный долг;
+ капитальный государственный долг;
— внутренний государственный долг;
— внешний государственный долг.
276. Сумма расходов по выплате процентов по всем долговым обязательствам в отчетном периоде и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил, составляет:
+ текущий государственный долг;
— капитальный государственный долг;
— внутренний государственный долг;
— внешний государственный долг.
277. Активное функциональное назначение государственного долга проявляется в отношениях, где государство выступает в качестве:
+ заемщика;
— кредитора;
— гаранта.
278. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов, взятых физическими и юридическими лицами, оно является:
— заемщиком;
— кредитором;
+ гарантом;
— заимодавцем.
279. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета НЕ могут быть:
+ кредиты Банка России;
— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
— кредиты иностранных банков, предоставленные в иностранной валюте.
280. Виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, а также условия их выпуска и обращения определяются:
+ органами государственной власти субъекта РФ;
— федеральными органами государственной власти;
— федеральными органами государственной власти по представлению органов государственной власти субъекта РФ.
281. Процедура унификации в рамках управления государственным долгом означает:
— погашение долга за счет вновь привлеченных средств;
— изменение доходности займа;
— продление срока погашения долга;
+ объединение нескольких долгов в один;
— отказ государства от выплаты долга.
282. Основным источником погашения государственных займов в условиях стабильной экономики выступают:
— средства внебюджетных фондов;
— другие займы;
+ налоги;
— средства граждан.
В отношениях государственного кредита государство может выступать в
роли
кредитора
заемщика
гаранта
+все ответы верные
Рефинансирование государственного долга это:
+процедура погашения части государственного долга за счет вновь привлеченных средств
сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени
денежные фонды, формируемые на централизованном уровне и используемые для финансирования конкретных общественных потребностей
Снижение курса национальной валюты:
снижает бремя внешней задолженности;
+повышает бремя внешней задолженности
никак не влияет на сумму внешнего долга страны
Выделите неверное утверждение:
+основным источником погашения государственных займов выступают средства внебюджетных фондов
государственный долг не может привести к банкротству государства, так как государство всегда имеет возможность не погашать долг
государственный кредит является составной частью финансовой системы РФ
Займы, не имеющие вторичного обращения, называются
с нулевым купоном
выпускаемые центральным правительством
+нерыночными
краткосрочными
Источник
+ 1, 2, 3
— 1, 2
— только 1
34. Рефинансирование государственного долга это:
+ процедура погашения части государственного долга за счет вновь привлеченных средств
— сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени
— денежные фонды, формируемые на централизованном уровне и используемые для финансирования конкретных общественных потребностей
35. Снижение курса национальной валюты:
— снижает бремя внешней задолженности
+ повышает бремя внешней задолженности
— никак не влияет на сумму внешнего долга страны
36. Выделите неверное утверждение:
— основным источником погашения государственных займов налоговые поступления в централизованные фонды денежных средств
+ государственный долг не может привести к банкротству государства, так как государство всегда имеет возможность не погашать долг
— государственный кредит является составной частью финансовой системы РФ
37. Займы, не имеющие вторичного обращения, называются займами:
— с нулевым купоном
— выпускаемые центральным правительством
+ нерыночными
— краткосрочными
38. Отличием государственного кредита от банковского является то, что он не обладает: 1) платностью; 2) заранее определенным сроком; 3) обязательствами по возврату средств; 4) конкретным обеспечением:
— 2, 4
— 1, 4
+ 4
— 3, 4
39. Противоречие между наличием временно свободных денежных средств и потребностей в денежных средствах разрешается с помощью _________ отношений:
— кооперативных
— денежных
— финансовых
+ кредитных
40. Государственный кредит формирует государственный долг в том случае, если государство выступает в роли:
— инвестора
— покупателя
+ заемщика
— кредитора
41. Из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде, состоит ___________ государственный долг:
— внешний
— капитальный
— внутренний
+ текущий
Финансы предприятий»
1. Банкротство предприятия означает:
+ неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по любым денежным обязательствам, включая налоги
— неспособность должника выполнить обязанность по уплате налогов
— неспособность должника хотя бы в минимальном объеме удовлетворить требования кредиторов по любым денежным обязательствам, включая налоги
2. Финансовый лизинг предполагает, что:
— сделки окупаются не полностью в течение первоначального срока аренды
+ контракт заключается на срок, достаточный для полной окупаемости капитальных вложений
3. В структуре оборотных средств предприятий за последнее время:
+ резко увеличилась доля дебиторской задолженности
— резко увеличилась доля дебиторской и кредиторской задолженностей
— увеличилась доля материальных оборотных средств
4. На организацию финансов предприятий влияет в меньшей степени:
— организационно-правовая форма предприятия
+ форма собственности
— отраслевые технико-экономические особенности предприятия
5. Финансовые ресурсы предприятия – это:
+ все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности
— собственные источники финансирования воспроизводства, остающиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущих обязательств по платежам и расчетам
— заемные источники финансирования расширенного воспроизводства
— станки, машины, оборудование, здания
6. Реализация распределительной функции финансов предприятия предполагает:
— осуществление стоимостного контроля затрат на производство и реализацию продукции
— распределение денежных доходов
— стимулирование экономического роста
+ формирование, распределение и использование фондов денежных средств
7. Источником внутренних ресурсов предприятия, направляемого на инвестиции, является:
— оборотные средства
— выручка от реализации продукции
+ амортизационный фонд
— дебиторская задолженность
— фонд оплаты труда
— кредиты банков
8. ИсточнደĀ|耄HX[1]4[1]āԀȁԀ ȠȁԀ ȠȁԀ Ƞ³ā|耄HX[1]4[1]ƟāԀƟȁԀ ȠȁԀ ȠȁԀ Ƞ∙⁶ĂĀx耄HX[1]4[1]ǿāԀȁԀ ȠȁԀ ȠāԀ鴱췴ăƀ耄P`[1]<[1]ǿāԀ©ȁԀ ȠꎃȁԀ ȠāԀ墑ڎĄȀt耄HT[1]4[1]ǿāԀ©ȁԀ ȠāԀāԀ黄횚ąʀp耄0@[1]ǿāĀȁԀ ȠԁԀꐘ嶈둞⚊⬩ȁ㡵Ć˰|耄0L[1]ǿāĀԁԀ␔災遽纾ꍇ嚹ϨԁԀ␔災遽纾ꍇ嚹ȁ㩑ćͰ|萄0L[1]ကǿāĀԁԀ␔災遽纾ꍇ嚹ϨԁԀ␔災遽纾ꍇ嚹ȁ틞鎷Ĉϰ|耄0L[1]ǿāĀԁԀ쀖㋪⫡疓ᝃ㈊ǴԁԀ쀖㋪⫡疓ᝃ㈊ȁ틟厷ĉѰ|耄0L[1]̀ǿāĀԁԀ쀖㋪⫡疓ᝃ㈊ǴԁԀ쀖㋪⫡疓ᝃ㈊ȁ겟⎵ĊӰp耄0@[1]̀ǿāĀȁԀ ȠԁԀꄡ帞减熶ᑰȁ겟⍕ċՠp耄0@[1]ǿāĀȁԀ ȠԁԀꄡ帞减熶ᑰȁ庀앯Čאp耄0@[1]̀ǿāĀȁԀ ȠԁԀ췉퉨讈匊뛧ȁ庀씏čـp耄0@[1]ǿāĀȁԀ ȠԁԀ췉퉨讈匊뛧ȁ烉⽪Ďڰ|耄0L[1]ǿāĀԁԀ扦寝쟓祁弮ϨԁԀ扦寝쟓祁弮ȁ┅ₐďܰx耄HX[1]4[1]ǿāԀǿȁԀ ȠȁԀ ȠāԀ∙⁶Đްx耄HX[1]4[1]ǿāԀȁԀ ȠȁԀ ȠāԀ겟⍕đ࠰p耄0@[1]ǿāĀȁԀ ȠԁԀꄡ帞减熶ᑰȁв в сопоставимый вид с настоящим временем называется:
— корреляцией
— индексацией
+ дисконтированием
20. Принцип ____________ организации финансов предприятия предполагает обеспечение его финансовой независимости и платежеспособности:
— гибкости
— плановости
+финансовой устойчивости
— рациональности
21. Привлечение дополнительных заемных источников финансирования предприятия целесообразно, если ставка процента за пользование кредитом:
— равна рентабельности собственного капитала предприятия
+ ниже рентабельности собственного капитала предприятия
— выше рентабельности собственного капитала предприятия
22. Не относится к принципам организации финансов коммерческих предприятий:
— принцип материальной заинтересованности
— принцип плановости
+ принцип взаимозаменяемости
23. Принцип самофинансирования – это:
+ принцип организации финансов предприятия, базирующийся на полной окупаемости затрат и означающий, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников
— принцип финансового планирования, предполагающий общность целей всех подразделений предприятия
— документ, заключающийся в разработке конкретных текущих задач, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность
24. Соотношение различных источников формирования финансовых ресурсов предприятия называется:
+ структурой финансовых ресурсов предприятия
— финансовыми ресурсами предприятия
— собственными, заемными и привлеченными источниками финансовых ресурсов
— собственными, заемными и привлеченными финансовыми ресурсами предприятия
25. Процесс формирования финансовых ресурсов предприятия, используемых на цели расширенного воспроизводства, представляет собой:
+ накопление
— инвестиции
— инвестиционную деятельность
26. С теоретико-экономической точки зрения, фонд целевых накоплений, формируемый за счет периодически производимых предприятием отчислений, предназначенный для полного восстановления (реновации) его основных фондов – это:
+ амортизационный фонд
—капитальные вложения
— резервный фонд
— уставный фонд
— норматив оборотных средств
27. Выделите неверное утверждение;
+ здания относятся к активной части основных средств предприятия
—воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений
— незавершенное производство относится к оборотным производственным фондам предприятия
28. К фондам обращения предприятия относятся:
— производственные запасы
— расходы будущих периодов
+ товары отгруженные
29. Главной целью финансового планирования на предприятии выступает:
— стимулирование сбыта
— подтверждение кредитоспособности
+ прогноз среднесрочных и долгосрочных финансовых перспектив, определение текущих доходов и расходов
— проверка устойчивости и платежеспособности клиентов предприятия
30. К показателю, характеризующим эффективность использования основных фондов, относится:
+ фондоотдача
— затраты на приобретение основных фондов
— прибыль от продажи основных фондов
— величина основных фондов
31. Капитальные вложения не могут быть направлены на:
— новое строительство
— реконструкцию действующих предприятий
+ приобретение ценных бумаг
— техническое перевооружение производства
— расширение действующего предприятия
32. При росте доли в капитале предприятия собственных средств уровень самофинансирования предприятия:
— снижается
+ увеличивается
— остается неизменным
— снижается или увеличивается в зависимости от источников собственных средств
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Понятие государственного кредита
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Его специфическими чертами являются:
- добровольность;
- возвратность и платность;
- на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.
Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них — противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита — один из вариантов разрешения данного противоречия.
Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли
- заёмщика,
- кредитора
- поручителя
В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.
Во втором случае, органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.
В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
- Наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
- Дефицит государственного бюджета;
- Усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.
Формы и виды государственного кредита
Государственные займы являются основной формой государственного кредита
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный).
Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.
Внутренний государственный кредит имеет следующие формы:
- Государственные займы (внешние и внутренние);
- Обращение части вкладов населения в государственные займы;
- Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда (было в СССР, что недопустимо);
- Казначейские ссуды (ссуда из бюджета на принципах срочности, платности и возвратности);
- Гарантированные займы (правительство несет ответственность по займам нижестоящих органов власти)
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов.
В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как
- централизованный государственный кредит;
- и децентрализованный государственный кредит.
В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором — местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.
В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как
- внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте)
- и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте).
Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.
Внутренний государственный кредит
Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).
Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.
Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Внешний (международный) государственный кредит
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.
Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Деятельность Российской Федерации как кредитора и гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.
Функции государственного кредита
Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции:
- распределительную,
- регулирующую,
- контрольную.
1) Важнейшая функция государственного кредита – распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется между:
- федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
- региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
- международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
- иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;
- федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
2) Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.
Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.
Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:
- очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
- охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:
- движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
- соблюдением условий кредитного договора;
- целевым использованием заемщиком выделенных средств;
- выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.
Список используемой литературы
- АН Азрилиян «Большой экономический словарь». М. Фонд
- ГН Белоглазова «Банковское дело». СПб: Питер 2003
- ВИ Букато « Банки и банковские операции в России». М.: Финансы и статистика, 2001
- ЮВ Головин «Банк