Москва, 24 ноября — «Вести. Экономика» Первый заем за границей в истории российского государства взяла Екатерина Великая — в Голландии на 10 лет под 5% годовых на сумму в 7,5 млн гульденов. Деньги были нужны для того, чтобы покрыть расходы на очередную Русско-турецкую войну. С этого времени начинается история внешних долгов Российской империи. Подробнее — в материале, подготовленном инвестиционной компанией «АТОН».
Санкт-Петербург, вид на Биржу. Художник— Б. Патерсен
Ушлые голландцы давали лишь 750 гульденов реальных денег на облигацию, которая по номиналу стоила 1000. Именно с полной суммы российское государство платило проценты. За годы своего правления Екатерина II назанимала более 40 млн рублей, но, с учетом вышеназванных особенностей, внешний долг достигал 55 млн рублей. Обращение к внешним займам было продиктовано необходимостью: неразвитость финансовых инструментов препятствовала привлечению средств внутри страны.
Сын Екатерины Великой — Павел I, как и ее внук — Александр I, шли уже проторенной тропой внешних займов, когда нужны были деньги на ведение войн. При Александре I в России появляются первые облигации внутренних государственных займов, но их размещение прошло неудачно. Звездный час наступит спустя полстолетия — с билетами выигрышных займов, которые стали «народными» бумагами и сыграли решающую роль в формировании массового облигационного рынка.
На протяжении всех царствований со времен Екатерины Россия продолжала накапливать и внутренние, и внешние долги. Механизмы государственного заимствования были разнообразны: так, во время бума железнодорожного строительства Россия размещала в странах Западной Европы облигации железнодорожных обществ. Их доходность, как правило, гарантировалась правительством, и они обращались на фондовых рынках фактически наравне с государственными бумагами. Когда в 1880-90-е годы многие частные железные дороги были выкуплены в казну, займы акционерных железнодорожных обществ стали частью российского государственного долга. Так, от «Генерального общества железных дорог» государству достался долг 142 млн рублей.
В состав госдолга входили также закладные листы и свидетельства казенных земельных банков — Дворянского и Крестьянского, размещение которых на европейском фондовом рынке началось в конце XIX века. Одновременно с ними в Европе появились и займы российских городов. К примеру, Санкт-Петербург в 1901 году разместил свои облигации на Парижской бирже, а позже — на Брюссельской и Лондонской (на последней, к слову несколько позже — в 1913 году — был размещен крупнейший займ имперской столицы на 66 млн рублей).
Основой внутренней экономической политики, начатой Иваном Александровичем Вышнеградским в 1880-е годы и продолженной Сергеем Юльевичем Витте, стала ликвидация бюджетного дефицита и покровительство отечественной промышленности. Частью этой политики было, по сути, рефинансирование долгов страны: 5% займы правительство смогло заменить на новые четырехпроцентные. После конверсии российского государственного долга на Парижской бирже в 1888-1889 годах Франция стала крупнейшим кредитором Российской империи.
Настоящим испытанием для российской экономики стал выход из кризиса начала XX века. В 1897 году был введен «золотой стандарт» рубля, в последующие годы золотой запас заметно вырос. Однако ситуация изменилась в ходе неудачной русско-японской войны и революции 1905 года. Количество наличных рублей выросло, в то время как объем золота сократился и опустился ниже предела, установленного эмиссионным законом. Царским указом от 16 декабря 1905 года Минфину было предоставлено право выпустить до 150 миллионов рублей без золотого покрытия. Указ был секретным, а в 1908 году его подлинник был уничтожен.
В итоге правительство договорилось взять международный заём, который снял вопрос о прекращении золотого размена. Последовали тяжёлые переговоры с Францией, которая предоставила кредит на два миллиарда франков под 5% годовых. Именно про этот заём В. И. Ленин писал, что «Россию расстреливали не только треповские пулеметы, но и кадетско-французские миллионы». С началом Первой мировой войны фондовая биржа закрылась (она заработала ненадолго в начале 1917 года, после чего прекратила свое существование). Основным поставщиком новых кредитов во время войны стала Англия. Страну захлестнула гиперинфляция: если в начале 1917 года она составляла 300%, то к Октябрьской Революции достигла огромных 1600%. За время войны долг увеличился в 4 раза. Расчет был на то, что военные успехи смогут покрыть все издержки.
К началу XX века Россия считалась одним из наиболее надежных заемщиков. С приходом большевиков к власти ситуация резко поменялась. Декретом от 21 января 1918 года все государственные займы были аннулированы. Коммунисты не считали новую Советскую Россию правопреемницей царской. Такое решение спровоцировало целую волну банкротств по всей Европе: ещё перед войной сотни тысяч людей вложились в русские облигации, и получаемые по ним проценты были важным источником их дохода.
Например, более половины всех сбережений французов были вложены в российские ценные бумаги. Только вдумайтесь, в 1914 году во Франции было около 2 млн владельцев российских ценных на сумму 12 млрд франков золотом. А всего французские инвесторы обладали ценными бумагами на 22,5 млрд франков (это около 50% ВВП Франции). Кстати, торговля русскими ценными бумагами продолжалась на Парижской бирже до 1927 года, отражая надежду на то, большевики потеряют власть в России и все вернется на круги своя. Отказ большевиков от платы по старым долгам считают крупнейшим дефолтом в мировой истории, он являлся одной из важнейших причин, по которой Советскую Россию долгое время не признавало мировое сообщество.
[КАРТИНКА] Париж, 27 мая 1997 года: В. Черномырдин и А. Жюппе подписали соглашение между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 года [/КАРТИНКА] В 1991 году новая Россия признала себя преемницей не только Советского Союза, но и Российской Империи. Российская Федерация выплатила $400 млн в пользу правительства Французской Республики — в качестве частичной компенсации держателям дореволюционных русских ценных бумаг, многие из которых обанкротились из-за отказа большевиков от обязательств царской России.
Материал подготовлен совместно с зав. кафедрой исторической информатики, руководителя Центра экономической истории МГУ, член-корреспондента РАН, профессора, д.и.н. Леонида Бородкина и старшего преподавателя кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ, к.и.н. Анны Дмитриевой.
Видео дня. Работодатели оплатят электричество сотрудникам на «удаленке»
Источник
надеялся на финансовые рынки США. Банк Моргана и Нью-Йоркский Национальный банк оказались единственными крупными финансовыми учреждениями США, которые во время русско-японской войны поддержали Россию, тогда как большинство других заняли благожелательную позицию по отношению к Японии.
Перед отъездом в Портсмут, министр финансов В.Н. Коковцов дал поручение С.Ю. Витте «позондировать» в Америке почву относительно большого займа. В США Витте возобновил прерванные после 1902 года переговоры с крупным представителем финансовых кругов США Дж.П. Морганом об открытии для России американского денежного рынка. В этоже время японские представители на Портсмутской конференции заявляли, что в случае перехода к Японии южной части КВЖД по мирному договору с Россией, Япония отдаст в аренду США эту ветвь дороги и удовлетворит другие «экономические интересы США в Маньчжурии». Представители банковской системы также требовали, чтобы Николай II пошёл навстречу либеральной оппозиции. Надежды, что Витте сможет договориться о займе в США, не было. Министерство финансов, имея в виду то, что с американскими банкирами не удастся договориться. Поэтому министр Коковцова направил Витте телеграмму, что после переговоров с американцами он должен сделать все возможное для заключения займа во Франции.
https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-krupnoy-finansovoy-operatsii-mezhdunarodnogo-haraktera-ministerstvom-finansov-rossii-v-nachale-hh-veka
К моменту занятия П. А. Столыпиным поста председателя Совета Министров было завершено получение самого большого в истории Российской империи внешнего государственного займа — 5 % займа 1906 г. В результате к концу 1906 года внешний долг России составлял сумму — 2.285.361.026 рублей [9, 1909, с. 238 — 239 «ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОДЫ ПРЕМЬЕРСТВА П. А. СТОЛЫПИНА» О. В. Баев).
https://cyberleninka.ru/article/n/vneshniy-gosudarstvennyy-dolg-rossiyskoy-imperii-v-gody-premierstva-p-a-stolypina-1906-1911
При этом в 1878 году государственный долг казначейства без учета процентов по займам составлял 940 млн. рублей. https://cyberleninka.ru/article/n/kreditno-denezhnye-metody-stabilizatsii-valyutnogo-kursa-proekt-i-i-kaufmana-k-100-letiyu-vyhoda-v-svet-knigi-serebryanyy-rubl-v-rossii-ot-ego
То есть промышленный рост конца 19-нач 20вв во многом осуществлялся за счет иностранных займов (рост долгов за 30 лет в 2,4 раза или на 1,34 млрд руб.).
В период премьерства П. А. Столыпина Россия аккуратно обслуживала свой внешний долг. «Наш внешний долг должен начать последовательно и неуклонно сокращаться, на что не следует жалеть никаких средств. Погашение его возможно единственно путём покупки на иностранных биржах наших бумаг, для чего должен дать средства активный расчётный баланс» [32, с. 48]. В 1907 г. на выплату процентов по внешним займам было затрачено 99 009 711 руб., а на погашение основной части долга — 57.346.224 руб., в 1908 г. — соответственно 95.403.788 и 58 504 352 руб., в 1909 г. — 100.759.671 и 4 773 360 руб. и в 1910 г. — 116.662.869 и 6.648.766 руб.
В долг правительство царской России брала на небольшие сроки (возможно на большие сроки не давали). Так в июне 1908 г. русское правительство начало подготовку большого государственного займа, предназначенного для погашения 5 % обязательств 1904 г., срок которых истекал в мае 1909 г. Б. В. Ананьич указывает, что «к этому времени Коковцову удалось поднять цену на облигации 5 % займа 1906 г. до уровня выпускной» [1, с. 219]. Действительно, к августу 1908 г. курс 5 % займа 1906 г. составлял 99,15 %, а к марту 1909 г. — 100,82 % [9, 1910, с. 164]. Пусть не смущают превышение курса над 100% — все таки это долг, обеспеченный золотым рублем (рост курса золота тоже влияет на оценку номинальных долгов). Это свидетельствовало о благоприятном восприятии зарубежными финансистами ситуации в России.
С другой стороны, при свидании российского и английского императоров последний пообещал повлиять на лондонских банкиров с целью доставления России денег на железнодорожное строительство. Однако главным кредитором России оставалась Франция.
Решение о внешних заимствованиях принималось с санкции парламента. Так 6(19) декабря 1908 г. царь утвердил одобренный Государственной думой и Государственным советом закон о предоставлении министру финансов права выпустить заем для погашения 5% обязательств Государственного казначейства 1904 г. и для производства чрезвычайных расходов по государственной росписи (бюджету) на 1909 г. на сумму не свыше 450 млн руб.
Комитет финансов на своих заседаниях 21 и 23 декабря 1908 г. (3 и 5 января 1909 г.) высказался за необходимость заключения займа при условии сокращения срока, защищенного от погашения и конвертации с 20 до 12 или хотя бы 15 лет и желательности уменьшения комиссионного вознаграждения банкирам с 4 до 3,5 %. В конце концов скидка синдикату банкиров была определена в размере 3% % [17, с. 149]. Член Комитета финансов С. Ю. Витте оценивал условия займа как крайне невыгодные и объяснял его заключение удостоверением министра финансов Коковцова об опасности в ближайшем будущем войны.
16 февраля 1909 г., при обсуждении в Думе росписи доходов и расходов, депутатом Шингарёвым Коковцову были предъявлены обвинения в падении общероссийского кредита на мировом рынке даже ниже кредита Финляндии, реализовавшей в Лондоне свой последний заем на 3% % выше русского, и уплате слишком высоких комиссионных [7,ч. 2, стлб. 1683]. Действительно, в 1909 г. Финляндия реализовала в Англии и Швейцарии при посредничестве лондонской банкирской фирмы «Гамбро и сын» 4/ % заем на 45 270 000 ф.м. по 92/ % для железнодорожного строительства.
Заем 1909 г. предназначался на покрытие дефицита, фактически же пошёл на образование «свободной наличности», ведь из 525 млн руб. для погашения займа 1904 г. было достаточно 300 млн руб., а предвидевшегося дефицита бюджета в 1909 г. не оказалось [3, с. 361]. Заем давал царскому правительству необходимые средства ввиду угрозы конфликта с Австро-Венгрией и тем самым укреплял взаимодействия с Англией и Францией, подорванное в ходе Боснийского кризиса.
Этот заем стал последним государственным займом довоенной России, предназначенным для размещения на денежных рынках Западной Европы.
После 1909 г. вплоть до начала мировой войны Россия не делала за границей государственных займов, так как проводимая правительством П. А. Столыпина экономическая политика не требовала постоянной нужды во внешних займах. На этапе промышленного подъёма
1909 — 1913 гг. финансовое положение России несколько улучшилось.
Вместо новых внешних займов правительство П. А. Столыпина старалось выплачивать уже имеющиеся. Так, 10 апреля 1911 г., на основании одобренного Государственной думой и Государственным советом и Высочайше утвержденного закона от 7 апреля 1911 г., последовало распоряжение министру финансов о выкупе 5 % золотой ренты 1884 г. и были объявлены порядок и условия выкупа. Всего в 1911 г. был разрешён выкуп 5 % ренты на 30 млн руб. и погашено облигаций 4/ % займа 1905 г. на 604 тыс. руб. [9, 1912, с. 11, 138]. В результате, если в 1908 г. из 397 млн руб. платежей по государственным займам на заграницу падало 202,5 млн руб., то в 1912 г. -187,3 млн из 387,5 млн [27, с. 205]. Сокращение внешнего государственного долга России продолжалось вплоть до 1914 года.
Источник
Рассмотрение заимствований России до революции представляет в настоящее время интерес по следующим причинам. Прежде всего, часть долгов, сделанных еще царской Россией, в основном не урегулирована, а ряд долгов (например, по царским облигациям) еще оспариваются некоторыми частными кредиторами. Кроме того, интересно проследить изменение отношения к внешним заимствованиям на протяжении последних столетий, а также эффективность их использования.
Определенную ценность может представлять и опыт управления внешним долгом, в том числе реструктуризации долговых обязательств, сочетания внешних и внутренних заимствований, опыт активного размещения ценных бумаг на внешних рынках в конце XIX -начале XX века.
Царь Михаил Федорович впервые сделал попытку получить внешние займы. В начале 17 века им были направлены специальные посольства в Англию и Голландию, чтобы просить помощи у правительств этих государств. Однако обе миссии закончились безрезультатно, т.к. помощь была обусловлена предоставлением права на беспошлинную торговлю и другие льготы.
Во время правления Петра Первого Российское государство, по словам знаменитого историка С.Соловьева, «не сделало ни копейки долгу».[9] Такая политика стала возможной потому, что значительно( почти в три раза) возросли доходы бюджета.
При Елизавете Петровне была сделана попытка заимствований в Голландии, однако ей было отказано в этом.
При императрице Екатерине II был осуществлен первый внешний заем, когда ведение ряда войн вызвала крайнее напряжение государственных финансов. Всего Екатерина II за время своего правления прибегла к 20 займам на общую сумму в 75 млн. гульденов, причем часть новых займов шла на погашение долга. Первая реструктуризация Российского долга также произошла при ее правлении. В 1779 г. часть голландского займа была пролонгирована на 10 лет. В последующем займы неоднократно реструктурировались и были полностью погашены только в 1891 г.
В дальнейшей своей кредитной истории Россия часто прибегала к реструктуризации, добиваясь с ее помощью улучшения условий обслуживания внешнего долга. Так, серьезные льготы получила Россия в 1815 г., когда Англия и Голландия в качестве вознаграждения за участие России в войне и в восстановлении европейского мира приняли на себя уплату процентов и погашение по части долга. Важно отметить и то обстоятельство, что при Екатерине 11 стала складываться российская система управления долгом. В частности была введена Государственная долговая книга, которая была воссоздана в современной России лишь в 1994 году. В 19 и начале 20-го века хронический дефицит бюджета покрывался в основном новыми займами как внутренними, так и внешними.
Новые заимствования в царской России были непосредственно в компетенции царя и министерства финансов. Однако после революции 1905-1907 гг. и созыва государственной Думы новая законодательная власть получила право утверждать заключаемый заем в каждом конкретном случае. Время и условия займа по-прежнему определялись «верховной властью».
В тот период информация о государственном долге в царской России была достаточно прозрачной и доступной для исследователей. Это, помимо всего прочего, способствовало повышению авторитета России как
добросовестного заемщика.
По общей сумме государственного долга до первой мировой войны Россия занимала второе место после Франции, а по размерам внешнего — была первой в мире.
В 1914 году среди развитых стран внешний государственный долг, кроме России, имела только Япония. На первом месте в мире Россия была и по ежегодным расходам по обслуживанию долга.
Увеличение государственного долга России с конца 19 века связано с начавшимся промышленным подъемом, а внешняя торговля, баланс которой сводился с небольшим профицитом, не могла обеспечить достаточный приток валюты в страну. Важное значение имели зарубежные займы и для проводимых экономических реформ, в том числе и для преобразования денежной системы и поддержания устойчивости национальной валюты, так как существенная их часть тратилась на приобретение золота и серебра для пополнения золотого запаса. При этом золотой запас вырос за 30 предвоенных лет почти в пять раз и составил 1740 млн. золотых рублей. По размеру золотого запаса накануне первой мировой войны Россия вышла на первое место в мире.
Одним из важных факторов роста внешнего долга стали
гарантированные правительством железнодорожные займы, общий объем таких займов составил 870 млн. руб.
Кроме того, значительной статьей внешних заимствований стали и размещавшиеся за границей городские и земские займы. Они распространялись во многих европейских городах, в Берлине — 22 займа, Гамбурге — 19, Брюсселе — 14 ,Париже-9, и других городах. Объем этих займов составил 422 млн. руб.[10] Строго говоря, эти займы нельзя отнести к государственному внешнему долгу, однако сам факт их признания широким кругом зарубежных инвесторов свидетельствует о достаточно высоком доверии к тогдашней России.
Конечно, Россия проводила и специальные меры по укреплению доверия иностранных инвесторов, в частности, выплачивала высокие ссудные проценты. Кроме того, правительство решило уплачивать проценты по государственной ренте не в рублях, а в иностранной валюте. Положительную роль играло и то обстоятельство, что Россия предоставляла под размещение своих займов «залоговое золото». Для этого использовались как золотые депозиты за границей, так и специально привезенное золото в слитках и золотой монете. Значительную роль играла и рекламная компания, включая подкуп прессы, депутатов и политических деятелей.
Стимулятором роста как внутреннего, так и внешнего долга стала первая мировая война. За этот период курс рубля к доллару упал более чем в 4 раза, а дефицит внешнеторгового баланса составил 2,1 млрд. руб. Соответственно возросли и внешние займы — увеличились в 2,5 раза. Таким образом, перед приходом к власти большевиков величина внешнего долга составила 12,5 млрд. руб. Основными кредиторами были Англия и Франция, на которые приходилось более 80% всего внешнего долга. Другими крупными кредиторами были Германия, Голландия, США. Общая величина госдолга внутреннего и внешнего составила 41,6 млрд. руб.
После революции 1917 года государственная задолженность была аннулирована. 21 января 1918 года президиум ВЦИК принял декрет об аннулировании государственных займов царской России. В этом одностраничном документе, во многом определившем внешнюю политику страны на много лет вперед, внешним долгам был посвящен всего один пункт (п.3) Он гласил: безусловно и без всяких ограничений аннулируются все иностранные займы. Фактически, хотя тогда еще не было такого понятия, это был первый всеобъемлющий дефолт по иностранным долгам.
С принятием названного документа Россия оказалась в полной экономической блокаде. Позже Россия готова была пересмотреть вопрос царских долгов с чисто прагматической целью — получить новые кредиты.
В 1919-1921гг. вопросы долгов затрагивались в основном в рамках двусторонних переговоров с Англией и Францией, но определенных результатов не дали.
В январе 1922г. Верховный совет союзников в Каннах принял решение о созыве международной экономической конференции и пригласил в ней участвовать советское правительство.
Эта конференция состоялась в апреле — мае 1922г. в древнем купеческом городе Италии Генуе, считавшемся родиной банковского дела. В ней приняли участие 34 страны.
В целом, оценивая имеющиеся материалы по этой конференции с позиции сегодняшнего дня, можно сделать вывод, что РСФСР весной 1922г. была довольно близка к серьезному прорыву политической и экономической изоляции. Но союзники, обремененные военными долгами, настаивали на первоочередном признании долгов и выплате по ним, после чего мог бы быть рассмотрен вопрос о новых кредитах. Советская делегация решительно отклонила условия по выплате старых долгов. Таким образом, Генуэзская конференция не привела к достижению соглашения по урегулированию русских долгов. Это же можно сказать и о Гаагской конференции 1922г., явившейся по существу продолжением Генуэзской.
Впоследствии вопрос о царских долгах поднимался на переговорах с Англией в 1924г. и 1929г., с Францией — в 1924 и 1927г., США- 1933 и 1934гг, в дальнейшем, переговоры по царским долгам прекратились практически до 80-х годов.
В настоящее время актуальность темы царских долгов возникла в связи со стремлением СССР, и современной России выйти на международные финансовые рынки частных капиталов. По принятым на этих рынках правилам, заемщик, имеющий за собой невозвращенные долги, не может рассчитывать на новые займы.
Поэтому были возобновлены переговоры с рядом стран Запада, чьи граждане являются владельцами царских облигаций. На этих переговорах были достигнуты решения об урегулировании вопросов царских долгов, а также о выплате частичной компенсации со стороны России. Такая компенсация по царским долгам, носившая скорее символический характер и не сопоставимая с реальной стоимостью купленных в свое время ценных бумаг, была выплачена гражданам США, Канады, Швейцарии и некоторых других стран. По договору, заключенному с Великобританией 15 июля 1986 г. во время визита в эту страну М. С. Горбачева, Соединенное в королевство отказывалось от всех претензий, возникших до 1 января 1939 года. Правительство СССР, в свою очередь, обязалось не предъявлять Правительству Соединенного Королевства и не поддерживать претензии, возникшие до 1 января 1939 года.
Первоначально при регистрации лиц, пострадавших от аннулиро — вания царских займов, предполагалось учитывать только семьи, уна — следовавшие акции царских времен и сумевшие сохранить их в течение 80 лет. Но впоследствии было решено охватить как можно больше людей, и были зарегистрированы все лица, подавшие документы. Это решение целиком зависело от французской стороны, так как никак не обусловливалось в совместном Меморандуме.
В результате оказалось 316 тыс. владельцев русских ценных бумаг, с объемом предъявляемых ими претензий 9 млн. франков. Большую часть ценных бумаг, предъявленных включенными в список гражданами, —
68 % — составляют долговые обязательства самого царского правительства, 13,5 % — облигации российских железных дорог, 7% — акции различных частных фирм и 4% — обязательства отдельных городов
13
и губерний. Практически все облигации были предъявлены физическими лицами. Это косвенно подтверждает давно ходившие в Париже слухи, что в прошлом (вероятно, еще в 60-е годы) СССР, заинтересованный в развитии международного сотрудничества, выплатил определенные компенсации ряду крупнейших французских банков и компаний.
Дореволюционные русские займы пользовались большой популяр — ностью во Франции. Это объяснялось как большой их доходностью, так и сохранявшимся у французов доверием к России как надежному заемщику. Свой авторитет Россия поддерживала даже во время войны, обеспечивая оплату купонов по облигациям во всех странах. Для этого использовалась часть военных займов, предоставленных союзниками России.
Накануне первой мировой войны во Франции насчитывалось до 10 млн. держателей облигаций на сумму 31 млрд. золотых франков. Каждая четвертая облигация, обращавшаяся на парижской бирже, была российской. После дефолта 1918 г. по этим бумагам был образован ряд объединений:
- Комитет защиты французских держателей русских государственных фондов, гарантированных русским государством бумаг и муниципальных займов;
- Комитет французских держателей бумаг промышленных обществ и банков в России;
- Национальная лига французских интересов в России;
- Общественная комиссия по защите французских интересов в России и т. п.
Один только Комитет защиты французских держателей русских государственных фондов провел в 1924-1925 гг. три конгресса, на которых выдвигались предложения по урегулированию проблемы погашения царских обязательств. В частности, предлагалось консолидировать долги по всем видам ценных бумаг, погашать задолженность золотом и товарами, предоставить право престарелым держателям облигаций обменять эти бумаги на по — жизненную ренту и т. п. Конечно, финансовые результаты переговорного процесса, с точки зрения французских собственников, лишь символически компенсировали их потери. Обязательства России в размере 400 млн. долл.
покрывают только 1-2% всей потенциальной задолженности. Поэтому данные договоренности были встречены неоднозначно. О своем несогласии с заключенными по этому поводу соглашениями между Францией и Россией заявляют многие организации, объединяющие держателей российских облигаций, возобновившие свою деятельность после войны. В настоящее время во Франции насчитывается пять таких объединений — Национальное объединение защиты интересов держателей русских ценных бумаг, Французская ассоциация держателей русских займов (АРРЕК), Национальное объединение защиты потомков держателей русских займов, Объединение держателей старых ценных бумаг, Национальная ассоциация французских держателей акций недвижимости. Эти объединения представляют интересы 500 тыс. человек, чьи суммарные претензии превышают 240 млрд. франков (около 40 млрд. долл.)[11]. Но все эти претензии могут быть отнесены лишь к французскому правительству, в то время как Россия уже выполнила свои обязательства, вытекающие из российско-французского Меморандума 1996 г. Компенсация была передана Франции в течение 1997 -2000 гг. и завершена 1 августа 2000 г.
- 9.3. Состояние современной государственной и муниципальной службы России и проблемы ее реформирования
- Глава 1. Развитие теории государственного долга и практики государственных заимствований
- Глава 5. Современные проблемы бюджетного регулирования в России
- Проблемы формирования в России современного рыночного механизма.
- Текущие проблемы управления государственным долгом России
- Понятие внешних государственных заимствований и государственного долга, их формы
- Государственная и муниципальная служба в современной России
- СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
- Проблемы становления и развития предпринимательства в современной России
- Глава 16
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - 7.1.Предпринимательство в агропромышленном комплексе России: структура, современные проблемы
- Этапы становления и проблемы местного самоуправления в современной России
- ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
- 10.5. Проблемы урегулирования внешней задолженности
Источник