Государственный заем — это кредит, в котором одной из сторон является государство.
Происходит это тогда, когда бюджет страны становится мал и не позволяет растрачивать себя на все необходимые нужды, например, поступлений от сборов и налогов недостаточно.
Благодаря займам государство финансирует все свои потребности. В таких случаях займодателями являются физические лица, юридические лица, инвесторы из других государств, другие страны. Такие займы признаны одним из приоритетных элементов финансовой системы.
Для чего государство берет ссуду
Основные функции государственного займа это:
- Регулирующая функция.
- Распределительная функция.
- Заключительная функция.
В этом случае деньги направлены на воздействие или контроль денежного обращения. Иногда берутся под контроль уровни ставок рефинансирования.
Денежные средства распределяют по различным фондам. Тут действует принцип приоритетности. Благодаря этому деньги появляются там, где это необходимо больше всего.
Деньги используют именно так, как планировалось при их привлечении.
Возможно, Вас заинтересует статья о том, как оформить займ под залог недвижимости, автомобиля и т.д.
Как оформить кредит безработному, читайте в этой статье.
Некоторые свойства государственной ссуды похожи на обыкновенный банковский кредит. Несмотря на это, виды данных займов имеют много различий.
Например, залогом для оформления кредита в банке служат конкретные ценные вещи:
- акции;
- различные товары;
- ценное оборудование.
Обратите внимание: если страна взяла ссуду, а после был объявлен дефолт, то на всё ее имущество, которое находится за пределами границы, будет наложен запрет.
А обеспечением для государственного кредита служит собственность страны.
Классификация государственной ссуды
Классификация государственных займов (нажмите для увеличения)
Государственный кредит классифицируют по многим признакам.
- Первый признак это эмиссия.
- Далее срок, на который оформлен кредит.
В этом случае данный вид займа определяется по праву выпуска и по месту эмиссии. Также стоит учитывать, что если кредит государства берется наличными, то деньги могут выдаваться как в валюте иностранных государств, так в национальной валюте.
Когда кредит оформляется в иностранной валюте, то кредитором является любой субъект. Выпуск облигаций также считается наличной формой эмиссии. Безналичным типом эмиссии является внесение записей и ведение отчетов о кредите на специальных счетах.
Ссуда для страны может быть:
- краткосрочной (выдается на срок до одного года);
- среднесрочной (срок оформления до 5 лет);
- долгосрочной (оформляется на 20-30 лет).
Залоговая форма кредитования является стандартной, где обеспечением является какая-то часть имущества или прибыли государства. Беззалоговая форма займа выдается только тем государствам, которые обладают высоким авторитетом среди остальных. Ведь эти страны гарантируют выплатить кредит точно в указанный срок.
Доход по ссудам может носить следующий характер:
- дисконтные выплаты;
- процентные;
- беспроигрышные;
- выигрышные;
- беспроцентные, их также называют нулевыми выплатами.
Полезно знать: иногда доход по госкредиту имеет смешанный тип. Например, он может быть процентно-выигрышным или процентно-дисконтным.
В том случае, когда начисление дохода процентное, ставка может быть плавающей либо фиксированной. На плавающую ставку влияют ситуации на финансовом рынке, предложения и спрос по кредитам.
Как распределяется государственная ссуда
Для погашения обязательств, страна вместе с Центробанком использует все доступные средства. Ведь государству просто необходимо:
- Обеспечить должное финансирование значимым для общества программам.
- Снизить убытки во время обслуживания кредитов.
- Поддержать стабильную политическую систему.
Ввиду этого для выплаты и соблюдения всех вышеперечисленных обязательств используются следующие меры:
- в срочном порядке погашают госзаймы;
- обеспечивают стабильным залогом внутренний долг государства;
- в сторону займодателей осуществляются отчисления;
- выпускают новые ссуды.
Информацию о государственном займе смотрите в следующем видео:
Источник
1
Что такое «народные» облигации?
«Народные» облигации — это облигации для обычных граждан, официально они называются ОФЗ-н. Эти ценные бумаги выпускает государство через Министерство финансов России, в сентябре 2019 года был размещен новый выпуск. В отличие от облигаций, которые торгуются на бирже, купить ОФЗ-н может любой желающий в уполномоченных банках-агентах с большим количеством отделений по всей России: Сбербанке, ВТБ, Почта Банке и ПСБ.
Номинал одной облигации составляет 1 тыс. рублей, срок обращения — три года. Купить ОФЗ-н можно минимум на 10 тыс. рублей, максимум — на 15 млн. При этом банки-агенты не возьмут никаких комиссий, как это было ранее. В течение трех лет, до окончания срока обращения облигаций, вы будете получать доход (его называют еще купоном) два раза в год. По окончании срока обращения государство возвращает все вложенные в облигации деньги.
На какой доход можно рассчитывать? Доходность купона составляет от 6,5% до 7,35% годовых, она увеличивается в течение периода владения облигацией. Очень важно, что эта доходность является гарантированной и не зависит от проблем мировой экономики.
2
Чем ОФЗ-н лучше вклада в надежном банке?
Если говорить о «длинных» вкладах, сроком на 2—3 года, то проценты, которые предлагают банки, невысоки и составляют сейчас примерно 4—4,5%. По вкладам с меньшими сроками они чуть больше: по данным Банка России, в октябре максимальная средняя доходность в десяти крупнейших российских банках составляла 6,48%.
К сожалению, ставки по банковским вкладам падают уже давно вслед за ключевой ставкой Центробанка. Сейчас она составляет 6,5%, и эксперты прогнозируют ее дальнейшее неуклонное снижение — это общемировой тренд. Соответственно, со временем вклады будут становиться все менее и менее доходными.
При этом вложения в «народные» облигации позволят зафиксировать высокую (6,5—7,35%) доходность на целых три года.
3
А насколько это рискованно?
Гарантии по выплате купонов и возврату денег владельцам ОФЗ-н дает государство. В этом смысле у «народных» облигаций также есть очевидное преимущество перед банковскими вкладами. По вкладам максимальная гарантированная сумма страховой выплаты (в случае отзыва лицензии у банка) составляет 1,4 млн рублей, а владельцам ОФЗ-н государство вернет все вложенные в облигации деньги и купонный доход. Напомним, максимальная сумма, на которую можно купить «народные» облигации, составляет 15 млн рублей.
Стоит подчеркнуть, что в России финансовая ситуация весьма стабильна: чрезвычайно низкий уровень внешнего госдолга, профицитный (уже второй год подряд) бюджет, сформирован приличный финансовый резерв, да и от мировых цен на нефть наша страна зависит уже все меньше и меньше. Поэтому вероятность того, что наше государство может допустить дефолт по своим обязательствам и не вернуть деньги, в среднесрочной перспективе ничтожна.
4
Обязательно ли идти в отделение банка, чтобы купить «народные» ОФЗ-н?
Вовсе нет. ОФЗ-н текущего выпуска можно купить как в отделениях уполномоченных банков-агентов (напомним, это Сбербанк, ВТБ, Почта Банк и ПСБ), так и онлайн. Если вы уже являетесь клиентом одного из этих банков, то в мобильном приложении можете увидеть специальную опцию, которая позволяет купить эти облигации дистанционно. В любом случае вначале придется открыть брокерский счет (это также можно сделать онлайн), а затем просто выбрать нужное число облигаций и нажать кнопку «Купить».
5
Как получить максимальную выгоду от этих облигаций?
На самую высокую доходность могут рассчитывать те владельцы облигаций, которые продержат их у себя, не продавая, до окончания срока погашения. Они получат все шесть купонных выплат, размер которых будет постоянно увеличиваться. И это в ситуации, когда ставки по депозитам, наоборот, будут снижаться.
Узнать о том, на какую доходность можно рассчитывать, поможет сайт Минфина. Также можно воспользоваться калькуляторами на сайтах банков-агентов. Текущая стоимость «народных» облигаций публикуется ежедневно.
6
Можно ли продать облигации, если вдруг срочно потребуются деньги?
Приобретенные у банка-агента «народные» ОФЗ-н владелец может продать в любое время. Если с момента покупки прошло менее года, то ему вернут только стоимость облигаций по номиналу. В случае если прошло более 12 месяцев, возвращена будет вся вложенная сумма плюс накопленный купонный доход. Напомним, размер купонного дохода рассчитывается каждый день с момента выпуска облигаций и растет по мере приближения к дате очередной выплаты купона.
7
Есть ли какие-то еще приятные бонусы для владельцев «народных» облигаций?
Конечно, есть! Во-первых, банки могут рассматривать ОФЗ-н в качестве залога, соответственно, наличие этих бумаг поможет при необходимости получить крупный залоговый кредит на выгодных условиях (при наличии соответствующих программ кредитования). Во-вторых, «народные» облигации могут быть переданы по наследству. В-третьих, доход с ОФЗ-н не облагается налогом.
Остались вопросы о «народных» облигациях? Все подробности — здесь.
Источник
Государственный долг тесно связан с дефицитом госбюджета, который может преодолеваться ростом доходов бюджета, снижением его расходов, дополнительной эмиссией денег, получением трансфертов, продажей госимущества, а также путем внутренних и внешних госзаймов.
Отсюда государственные внутренние и внешние займы — это превращение дефицита госбюджета в госдолг, а государственный долг — сложившаяся на определенную дату сумма дефицита госбюджета за вычетом его положительного сальдо. Госзаймы бывают следующих
форм: прямые денежные или товарные кредиты с последующей оплатой; выпуск и продажа государственных ценных бумаг; беспроцентные принудительные займы у любых лиц — задержки выплат заработной платы, закупок у фирм и т.п.
Внешними субъектами кредитования выступают правительства, любые другие иностранные лица, покупающие, например, облигации нерезидентов, а также ГК, ТНБ, МБ, МВФ и др.
Таким образом, государственный внешний долг — это долговые обязательства государства и его субъектов под государственные гарантии перед любыми внешними субъектами (нерезидентами) кредитования.
К преимуществам государственных займов относят то, что это менее опасный путь преодоления дефицита бюджета, чем эмиссия денег. При эффективном использовании займы могут способствовать экономическому росту и, по Рикардо, в таких инвестициях могут участвовать даже будущие поколения. Но при этом затраты по обслуживанию госдолга не должны превышать 10—15% госбюджета, а привлечение новых займов не должно наращивать объем долга. Иначе госзаймы порождают следующие недостатки.
Во-первых, внешние займы всегда вызывают потерю части национального богатства страны-заемщика, потому что долги надо возвращать с процентами, которые при внутренних займах остаются в своей стране.
Во-вторых, рост внешнего госдолга ведет к потере международного авторитета, статуса первоклассного заемщика, возможностей получения кредитов под относительно низкие проценты и на выгодные сроки.
В-третьих, госзаймы у центробанка могут вызвать «эффект монетизации госдолга». Суть эффекта в том, что учет казначейских обязательств в облигациях требует выпуска в обращение дополнительных платежных средств, не связанных с товарными массами, а это вызывает инфляцию.
В-четвертых, госзаймы часто вызывают «эффект вытеснения» части инвесторов с рынка инвестиций. Дело в том, что для привлечения займов правительство обычно устанавливает выше, чем на обычном рынке, уровень процента. Это приводит к повышению спроса на деньги и, как следствие, — к дальнейшему росту процентных ставок. Кредит становится все дороже и все менее доступным для мелких и средних инвесторов.
В-пятых, госзаймы усиливают дифференциацию населения, так как они доступны богатейшим кредиторам, а погашаются за счет налогов всех групп населения. Погашая свои займы, государство этим перераспределяет бюджетные средства в пользу богатейших субъектов. Этому способствует и «эффект вытеснения». Дифференциация населения усиливается и тогда, когда госзаймы способствуют экономическому росту, так как доходы крупнейших фирм растут активнее, чем у остальных слоев населения.
В-шестых, предоставление займов развитыми странами и международными институтами бедным странам сопровождается множеством условий и требований (введение свободного рынка и т.п.), выполнение которых чревато крайне неблагоприятными последствиями для стран- заемщиков.
Причинами растущей задолженности могут быть войны, кризисы, ухудшение для заемщиков конъюнктуры мирового рынка, неэффективное ГРЭ, чрезмерная открытость экономики, активность спекулянтов и др.
Известны следующие пути решения проблем внешнего госдолга.
- 1. Прямой отказ от долга или его части.
- 2. Использование для выплаты долгов все новых займов.
- 3. Выплата долгов за счет ЗВР. Это наиболее распространенный, но для многих стран труднодоступный путь в связи с ограниченностью ЗВР.
- 4. Получение льготных (6—12% годовых) кредитов МБ и МВФ. Но при этом заемщики обычно попадают в зависимость от кредиторов.
- 5. Дополнительный выпуск в обращение СКВ: чем больше США печатают долларов, тем меньше становится их внешний долг.
- 6. Реструктуризация долгов, которая возможна с согласия кредиторов и предполагает выкуп, продажу, списание, конверсию долгов и т.п.
Полное или частичное списание долгов возможно отдельными странами и клубами-кредиторами. Важную роль здесь играет созданный в 1956 г. Парижский клуб, включающий 19 стран-кредиторов, в том числе с 1997 г. Россию. А около 1 тыс. банков-кредиторов разных стран входят в Лондонский клуб, созданный в 1976 г. Развитые страны списывают долги своих заемщиков чаще на определенных условиях: за получение права создания на территориях стран-должников военных баз, разведывательных объектов, свободного пользования их морской зоной и т.п.
Внешний государственный долг России с 1985 по 1990 г. вырос с 28 млрд (долг СССР) до 159 млрд долл. Этих средств было бы достаточно для обеспечения продовольствием всего населения СССР в течение 10 лет, но структура их использования почему-то недоступна даже Госдуме России.
В соответствии с Договором с бывшими республиками СССР о правопреемстве внешнего долга и активов СССР в обмен на обязательство России обслуживать долги СССР другим странам (около 100 млрд долл.) России перешло свыше 150 млрд долл, долгов 57 стран Советскому Союзу и свыше 100 млрд долл, активов СССР за рубежом. Однако правительство России начало выплачивать другим странам долги царской России, но не позаботилось о возвращении внешних долгов России. С 1990-х гг. их реальная стоимость устойчиво снижается в связи с их реструктуризацией, изменениями отношении со странами-долж- никами (Афганистан, Ирак, Иран, Куба), изменением курса рубля, списанием значительной их части по рекомендациям международных организаций и т.п.
Внешний долг России другим странам урегулирован, а долги перед Россией остаются неурегулированными. Многие долги перед СССР номинированы в переводных рублях (которые были в полтора раза дороже доллара США), поэтому остается проблема пересчета курсов валют, по которым долг может погашаться. А пока страны-должники не желают рассчитываться с несуществующей страной несуществующей валютой.
С 1999 г. Россия погашает долги и сокращает внешние заимствования. Но одновременно резко выросли внешние долги коммерческих банков и фирм (часто однодневок) под гарантии правительства. По данным Банка России, с 2000 по 2018 г. общий внешний долг России (под 7—13% годовых) вырос со 178 млрд до 530 млрд долл, и превысил золотовалютные резервы страны, составлявшие в 2018 г. 458 млрд долл. При этом долг государства снизился со 149 млрд до 56 млрд долл., а долги коммерческих банков и корпораций выросли с 29,7 млрд до 474 млрд долл.
Источник
7. Выбор верных суждений (Экономика)
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
Выберите верные суждения о государственном бюджете и бюджетной политике в РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.
2) Превышение доходов над расходами свидетельствует о дефиците бюджета.
3) Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твёрдой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците, называют федеральными налогами.
4) С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.
5) В Российской Федерации бюджет государства выступает в виде системы, состоящей из трёх уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Государственный бюджет”.
1) верно
2) неверно, это профицит бюджета, при дефиците доходы меньше расходов (расходы превышают доходы)
3) неверно, это государственные дотации
4) верно
5) верно
Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Доходная часть государственного бюджета (статьи доходов государства): налоги; внутренние государственные займы (через выпуск облигаций государственного займа); дополнительная эмиссия денег; займы у международных организаций; доход от государственных монополий.
Расходная часть государственного бюджета (статьи расходов государства): социальные нужды (выплата пенсий, пособий, здравоохранение, образование); поддержание обороноспособности страны; развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт и др.); содержание административного аппарата; обслуживание государственного долга; предоставление дотаций и субсидий предприятиям.
Состояния государственного бюджета:
— Дефицитный бюджет — расходы бюджета выше доходов.
— Профицитный бюджет — доходы бюджета выше расходов.
— Сбалансированный бюджет — расходы бюджета равны доходам.
Ответ: 145
Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.
2) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование производства и потребления.
3) Государство в условиях рынка удовлетворяет потребности в общественных товарах или общественных благах.
4) Государство оказывает определённое влияние на рыночную экономику при проведении денежной политики.
5) Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Роль государства в экономике”.
1) неверно, это признак командной экономики, в рыночной экономике цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.
2) неверно, это характеристика командной экономики, в условиях рыночной экономики существует экономическая свобода, проихводитель сам решает что, как и для кого производить.
3) верно
4) верно
5) верно
Государственное регулирование экономики — это система мер, осуществляемых государством для поддержания высоких темпов экономического роста и поддержания экономической и социальной стабильности общества. Необходимость государственного регулирования экономики связано с несовершенством рыночного механизма.
Способы государственного регулирования экономики:
1) Прямое регулирование (административные методы):
— принятие экономических законов
— расширение государственных заказов
— развитие государственного сектора в экономике
2) Косвенное регулирование (экономические методы):
— денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль за количеством денежной массы (изменение ставки рефинансирования (учетной ставки процента), изменение нормы обязательных резервов, эмиссия)
— бюджетно-налоговая (фискальная) политика — регулирование экономики через государственные расходы и налоги.
Экономические функции государства:
1) стабилизация экономики
2) защита основ рыночной экономики, защита собственности
3) регулирование денежного обращения
4) перераспределение доходов (социальное обеспечение населения — выплата пенсий, пособий)
5) финансирование фундаментальной науки
6) регулирование взаимоотношений между работодателями и работниками
7) производство общественных благ — товаров и услуг, предоставляемых населению на равных началах (оборона, бесплатное образование и медицина, посещение библиотек и парков, строительство дорог и др.)
8) компенсация внешних эффектов — это выгоды/издержки третьих лиц, не участвующих в процессе производства и потребления данного блага.
Ответ: 345
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из статей доходов государственного бюджета — развитие инфраструктуры.
2) К расходам бюджета относится обслуживание государственного долга.
3) Государственный бюджет финансово обеспечивает проведение экономической политики государства.
4) Рост дефицита государственного бюджета может привести к снижению инвестиционной активности в стране.
5) Дефицит государственного бюджета характеризуется превышением доходов над расходами государства.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Государственный бюджет”.
1) неверно, это статья расхода.
2) верно
3) верно
4) верно
5) неверно, это определение профицитного бюджета.
Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Доходная часть государственного бюджета (статьи доходов государства): налоги; внутренние государственные займы (через выпуск облигаций государственного займа); дополнительная эмиссия денег; займы у международных организаций; доход от государственных монополий.
Расходная часть государственного бюджета (статьи расходов государства): социальные нужды (выплата пенсий, пособий, здравоохранение, образование); поддержание обороноспособности страны; развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт и др.); содержание административного аппарата; обслуживание государственного долга; предоставление дотаций и субсидий предприятиям.
Состояния государственного бюджета:
— Дефицитный бюджет — расходы бюджета выше доходов.
— Профицитный бюджет — доходы бюджета выше расходов.
— Сбалансированный бюджет — расходы бюджета равны доходам.
Ответ: 234
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение работы государственного аппарата.
2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.
3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.
4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.
5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Государственный бюджет”.
1) верно
2) верно
3) неверно, это статья расхода.
4) нет, это определение дефицитного бюджета
5) верно
Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Доходная часть государственного бюджета (статьи доходов государства): налоги; внутренние государственные займы (через выпуск облигаций государственного займа); дополнительная эмиссия денег; займы у международных организаций; доход от государственных монополий.
Расходная часть государственного бюджета (статьи расходов государства): социальные нужды (выплата пенсий, пособий, здравоохранение, образование); поддержание обороноспособности страны; развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт и др.); содержание административного аппарата; обслуживание государственного долга; предоставление дотаций и субсидий предприятиям.
Состояния государственного бюджета:
— Дефицитный бюджет — расходы бюджета выше доходов.
— Профицитный бюджет — доходы бюджета выше расходов.
— Сбалансированный бюджет — расходы бюджета равны доходам.
Ответ: 125
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К функциям государственного бюджета относят содержание институтов государства.
2) К доходам государственного бюджета относятся дотации государственным предприятиям.
3) Государственный бюджет может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным.
4) Доходная часть бюджета показывает источники поступления денежных средств государства.
5) В структуру расходной части бюджета входят налоги с физических и юридических лиц.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Государственный бюджет”.
1) верно
2) неверно, это статья расхода гос. бюджета.
3) верно
4) верно
5) неверно, налоги — статья дохода гос. бюджета
Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Доходная часть государственного бюджета (статьи доходов государства): налоги; внутренние государственные займы (через выпуск облигаций государственного займа); дополнительная эмиссия денег; займы у международных организаций; доход от государственных монополий.
Расходная часть государственного бюджета (статьи расходов государства): социальные нужды (выплата пенсий, пособий, здравоохранение, образование); поддержание обороноспособности страны; развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт и др.); содержание административного аппарата; обслуживание государственного долга; предоставление дотаций и субсидий предприятиям.
Ответ: 134
Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство в рыночной экономике является собственником всех производственных мощностей.
2) Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка.
3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
4) Участие государства в экономической жизни обусловлено несовершенствами рынка.
5) Государство в условиях рынка располагает только фискальными инструментами регулирования экономической жизни.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Роль государства в экономике”.
1) неверно, это характеристика командной экономики.
2) верно
3) верно
4) верно
5) неверно, помимо фискальных методов государство способно также применять монетарные методы.
Государственное регулирование экономики — это система мер, осуществляемых государством для поддержания высоких темпов экономического роста и поддержания экономической и социальной стабильности общества. Необходимость государственного регулирования экономики связано с несовершенством рыночного механизма.
Способы государственного регулирования экономики:
1) Прямое регулирование (административные методы):
— принятие экономических законов
— расширение государственных заказов
— развитие государственного сектора в экономике
2) Косвенное регулирование (экономические методы):
— денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль за количеством денежной массы (изменение ставки рефинансирования (учетной ставки процента), изменение нормы обязательных резервов, эмиссия)
— бюджетно-налоговая (фискальная) политика — регулирование экономики через государственные расходы и налоги.
Экономические функции государства:
1) стабилизация экономики
2) защита основ рыночной экономики, защита собственности
3) регулирование денежного обращения
4) перераспределение доходов (социальное обеспечение населения — выплата пенсий, пособий)
5) финансирование фундаментальной науки
6) регулирование взаимоотношений между работодателями и работниками
7) производство общественных благ — товаров и услуг, предоставляемых населению на равных началах (оборона, бесплатное образование и медицина, посещение библиотек и парков, строительство дорог и др.)
8) компенсация внешних эффектов — это выгоды/издержки третьих лиц, не участвующих в процессе производства и потребления данного блага.
Ответ: 234
Источник