Основы ВБФ
Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.
В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.
Отчисления во внебюджетные фонды:
- налоги;
- субсидии;
- налог на доход от юридических лиц;
- коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
- неиспользованные средства бюджета;
- займы и кредиты банков;
- иные виды доходов.
ВБФ выполняют две основные функции:
- Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
- Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.
Виды и классификация
ВБФ делятся на общегосударственные и целевые. Общегосударственные должны обеспечивать финансами промышленность, строительство, таможню, экономику и т. д. Целевые фонды созданы для финансирования таких отраслей, как медицина, образование, наука и т. д.
ВБФ могут классифицироваться по многим признакам. Вот некоторые из них:
- По направлению финансирования делятся на социальные и экономические.
- По праву собственности бывают федеральные (в собственности федеральной власти) и региональные или муниципальные (в собственности субъектов федерации).
- По способу образования классифицируются на находящиеся в составе бюджета и автономные.
- По использованию в материальных отраслях делятся на фонды развития технологий и поддержки отраслей.
- По отчислениям они подразделяются на пополняемые от налогов и сборов и от себестоимости произведенной продукции.
Социально-экономическая сущность
ВБФ являются стабильным источником финансов для поддержания определенных отраслей экономики. Они имеют четко определенные источники вливания средств, что дает возможность прогнозировать объем средств, а также проследить за расходованием.
Причина, по которой были созданы ВБФ, состояла в том, чтобы обеспечивать социальные расходы, а также они должны были пополняться самостоятельно. ВБФ помогли разгрузить государственные бюджеты, взяв на себя часть расходов. Благодаря этой черте ВБФ не происходит повышения налогов.
Особенности, характерные для ВБФ, которые отличают их от других финансовых систем:
- ВБФ имеют целевую направленность;
- средства направлены на государственные расходы, которые не финансируются из бюджета;
- большая часть доходов получается за счет взносов юридических лиц и частных предпринимателей;
- имущество и финансы фондов находятся в собственности государства, но при этом не входят в состав бюджета;
Правовой статус ВБФ состоит из следующих основных элементов:
- Структура управления, образования, реорганизация, ликвидация являются отдельными от других субъектов экономики государства.
- Каждый ВБФ регламентируется законом или нормативным актом, который определяет его цели и задачи.
- ВБФ имеет права и обязанности по сохранению и использованию средств.
- Правовой режим денежных средств.
- Соответствующими государственными органами осуществляется контроль за ВБФ.
Государственные внебюджетные фонды РФ
ГВБФ или ГВФ (расшифровка — государственные внебюджетные фонды) — это денежные средства, которые были образованы без участия средств федерального и муниципальных бюджетов.
Бюджет ГВБФ — это денежные средства, которые формируются в соответствии с законодательством в составе бюджета за счет государственных ВБФ.
Для хранения денежных средств ВБФ открываются счета в кредитных организациях или в казначействе, что позволяет наглядно видеть их объем и расходование.
К государственным ВБФ, в которые поступают платежи, относятся:
- Пенсионный фонд Российской Федерации.
- Фонд социального страхования Российской Федерации.
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
В соответствующие органы РФ предоставляется статистика для каждого фонда. Эта статистика представляет собой анализ доходов и расходов и изучение эффективности этого фонда.
Характеристика правового режима централизованных ГВБФ:
- Правовая база ПФР — Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года. Он находится в подчинении Правительства РФ.
- ФСС РФ определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года.
- Правовой режим ФОМС определяется Законом РФ «О медицинском страховании граждан РФ» от 29 ноября 2011 года.
Пенсионный фонд РФ (ПФР)
ПФР создан для удовлетворения права гражданина на пенсию и управления средствами пенсионной системы.
Доходы ПФР формируются из взносов работодателей, индивидуальных предпринимателей и других.
Задачи ПФР:
- сбор и сохранение денежных средств, а также расходование их по назначению;
- взыскание денежных средств для пенсии по инвалидности для граждан, получивших производственные травмы, профессиональные заболевания или по потере кормильца;
- привлечение спонсорских взносов;
- сотрудничество РФ с другими государствами и заключение договоров по вопросам пенсий и пособий;
- финансирование программ социальной защиты пенсионеров и инвалидов.
Средства ПФР расходуются на:
- выплату пенсий (также гражданам, проживающим за пределами РФ);
- выплату детских пособий;
- оказание денежной помощи пенсионерам и нетрудоспособным гражданам;
- финансирование деятельности ПФР.
Социальное страхование (ФСС РФ)
ФСС РФ занимается вопросами социально-страховой поддержки граждан и их страхованием. В обязанности ФСС РФ входит:
- обеспечить пособиями граждан (по нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ним, пособия на погребение, а также отдых работников и их детей);
- осуществление государственных программ охраны здоровья работников;
- поддержание финансового состояния ФСС РФ;
- повышение квалификации работников фонда;
- работа с похожими организациями, занимающимися страхованием граждан.
Источники финансирования ФСС РФ:
- страховые отчисления работодателей;
- страховые взносы индивидуальных предпринимателей;
- инвестиции;
- добровольная помощь физических и юридических лиц;
- средства государственного бюджета;
- иные поступления.
Обязательное медицинское страхование (ФОМС РФ)
ФОМС РФ занимается финансированием медицинского обслуживания граждан. Направления деятельности ФОМС РФ:
- обеспечение гражданских прав на получение бесплатной помощи здравоохранения;
- финансирование стабильной деятельности ФОМС;
- финансирование новых и старых программ в области медицинского страхования;
- финансирование целевых программ.
ФОМС РФ ежегодно составляет план бюджета и представляет его на утверждение в Министерство здравоохранения РФ, а также в конце отчетного периода предоставляет отчет о порядке исполнения этого плана.
К бесплатным страховым услугам относятся:
- Экстренная медицинская помощь.
- Амбулаторное лечение граждан.
- Стационарное лечение граждан.
- Медицинская помощь на дому.
- Профилактика для инвалидов, ветеранов, онкобольных, беременных женщин, детей и людей с психическими расстройствами.
- Реабилитация пациентов после инсульта и инфаркта.
Обязанности застрахованных лиц:
- Иметь полис ОМС.
- Быть застрахованным в выбранной страховой медицинской организации.
- Сообщить выбранной организации о смене персональных данных.
Бюджетные и внебюджетные организации
Бюджетный фонд — это основная финансовая система государства, которая направлена на обеспечение общественных потребностей. В понятие бюджета входят также целевые бюджетные фонды, они используются для конкретных целей и не могут быть направлены на другие цели, не соответствующие назначению.
Роль государственных фондов состоит в покрытии расходов, связанных с улучшениями в производстве, поддержанием граждан во время кризисов, улучшением уровня жизни населения.
Несмотря на похожий характер, между целевыми бюджетными и внебюджетными фондами существует ряд различий:
- Основное отличие состоит в том, что бюджетные фонды входят в состав бюджета, а ВБФ не входят, поэтому и называются так.
- Бюджет ВБФ устанавливается отдельным законом на год, а объем финансов целевых бюджетных фондов регламентируется законом о бюджете на год.
- ВБФ создаются в основном для решения социальных вопросов, а бюджетные имеют более узкое направление (развитие регионов, покрытие затрат, восполнение ресурсов и т. д. ).
- ВБФ создают на более длительный срок, нежели бюджетные.
Государственные бюджетные и внебюджетные фонды — это важное звено в системе финансов государства. Они дают возможность решать задачи, стоящие перед правительством, которые требуют немалых финансовых вливаний. Эти фонды рассматриваются как единое финансовое состояние, которое может помочь улучшить состояние экономики государства. Для этого важно с умом расходовать их средства.
Источник
Внебюджетные фонды — это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:
- -Пенсионный фонд РФ;
- -Государственный фонд занятости населения;
- -Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды НИОКР;
- -Фонд инвестирования жилищного строительства, и др.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств, в полном объеме.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.
Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Источник
К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.
- Внебюджетные фонды документы
- Государственные внебюджетные фонды
- Органы внебюджетных фондов
- Система внебюджетных фондов
- Управление внебюджетными фондами
Внебюджетные фонды документы
После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.
Государственные внебюджетные фонды
К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
- Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
- Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.
Органы внебюджетных фондов
Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.
Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):
- Районные филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- Территориальные фонды;
- Директор фонда;
- Правление Фонда.
Фонд Социального Страхования (ФСС):
- Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда социального страхования РФ;
- Отраслевые и региональные отделения;
- Председатель Фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):
- Региональные организации Пенсионного фонда;
- Исполнительная дирекция и Правление.
Система внебюджетных фондов
Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.
Управление внебюджетными фондами
В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Источник