ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТИЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Финансы»
На тему:
«Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов.».
Содержание
Введение ……………………………………………………………… 3
1. Сущность и функции государственного кредита …………….. 3
2. Формы государственного кредита и классификация государственных займов ……………………………………………………………. 6
3. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации ………………………………………………………………….….. 8
4. Государственный долг на сегодня………………………..10
Заключение …………………………………………………………. 12
Список используемой литературы ……………………………..…. 13
Введение
Государство, как субъект экономических отношений, для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, полученный путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур.
Из истории известно, что правительство России еще в начале 18 века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины 18 века.
1.
Сущность и функции государственного кредита
Государственный кредит
– совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при котором государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполненных других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, до гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.
Государственный кредит отличается от других видов кредита, тем, что в отличии от банковского кредита, предоставляющий конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, государственный кредит использует все имущество, находящееся в его собственности. Также источником погашения государственного кредита выступают средства бюджета, тогда как банковский кредит используют для производительности капитала, служащий для погашения и выплаты процента. Государственный кредит берут на срок от одного года до тридцати лет, а при банковском возврат ссуды строго регламентирован и нарушение влечет санкции, повышение процентов.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную
функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использования на принципах срочности, платности и возвратности. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. Положительное воздействие распределительной функции государственной кредита заключатся в том, что с ее помощью налоговое время более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Непроизводительное использование государственных займов, например, для погашения задолженности военных и социальных расходов, источником которых являются налоги, называют рефинансирование
государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования
экономики, государство может проводить ту или иную политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов.
Положительное на производство и занятость государства оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. Это выражается в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банком.
Контрольная функция государственного кредита органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.
2.
Формы государственного кредита и классификация государственных займов
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Внутренний государственный кредит заимствуют у резидентов, а внешний – у не резидентов.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, то есть занимают органы власти всех уровней, но основная часть займов осуществляется федеральным правительством.
В зависимости от инвесторов займы подразделяют на реализуемые: только среди населения, только среди юридических лиц, универсальные – среди физических и юридических лиц и специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах.
По характеру обращение займы бывают рыночные – свободно продающиеся и покупающиеся, и нерыночные – без возможности менять владельца и не подлежащие обращению на рынке ценных бумаг.
В зависимости от сроков привлечения средств государственные займы могут быть краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).
По методам размещения – добровольные и принудительные.
В зависимости от характера выплачиваемого дохода долговые государственные обязательства делят:
1. Процентные.
2. Выигрышные.
3. С нулевым купоном.
Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно. Выплаты доходов по выигрышным облигациям осуществляются на основе тиражей выигрышей в момент погашения облигаций. Краткосрочные и некоторые долгосрочные займы не имеют купонов и продаются по номиналу со скидкой, а выкупаются по номиналу. Их называют облигации с нулевым купоном.
По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым и плавающим доходом.
По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги могут быть закладные и беззакладные. Первые обеспечиваются конкретным залогом и выпускаются местными органами власти, а беззакладные ни чем не обеспечиваются. В качестве их обеспечения служит все имущество государства.
В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займов, установленные при его выпуске, они бывают с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
По технологии эмиссии государственные займы могут быть облигационными (документарная форма) и безоблигационными (бездокументарная форма).
3.
Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации
Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Он бывает внутренний, внешний, капитальный и текущий.
Капитальный включает в себя совокупность долговых обязательств государства на определенную дату.
Текущий долг состоит из платежей по обязательствам, которые государство обязано погасить в отчетном периоде.
Верхний предел государственного долга определяют и устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление – исполнительная власть. Управление долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условии размещения.
В управлении долгом страны выделяют принципы:
· Безусловности – выполнение государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами.
· Единства – учет всех видов обязательств.
· Снижение рисков – размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизать влияние колебаний коньюнктуры рынка капиталов.
· Оптимальности структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения.
· Сохранение финансовой независимости – поддержание структуры оптимальной долговых обязательств.
· Прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов.
Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств.
Если государство не может обеспечить погашение займов и выплат, то могут быть приняты решения о конверсии, консолидации, унификации, отсрочке погашения займов или аннулировании государственного долга.
Конверсия – одностороннее изменение доходности займов.
Консолидация – изменение условий обращения государственных долговых обязательств, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам.
Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.
Отсрочка погашения займов – это консолидация при одновременном отказе государства от выплате доходов по займам.
Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Применение этих методов нарушает первый принцип управления – принцип безусловности.
4.
Государственный долг на сегодня.
Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстоит выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.
В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда.
Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей).
Заключение
Государственный кредит является средством взятым в долг государством дополнительных финансовых ресурсов. Этими средствами являются взятые вперед налоги.
Необходимость погашения государственного долга требует дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.
Главной задачей системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
Список используемой литературы:
1. Лупей Н.А. «Финансы» Учебное пособие, Издательский дом «Деловая литература», 2004.
2. Нешитой А.С. «Финансы и кредит», учебник 3-у издание, Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
3. Интернет ресурсы https://www.zanimaem.ru/
Источник
Ñêà÷èâàíèå íà÷àëîñü.
Âçàìåí îòïðàâüòå íà ñàéò îäíó èç âàøèõ õîðîøèõ ðàáîò
Ïîæàëóéñòà, íå çàãðóæàéòå ðàáîòû, òîëüêî-÷òî ñêà÷àííûå èç Èíòåðíåòà. Ïîäáåðèòå ðàáîòó, â êîòîðóþ âëîæåíû âàøè çíàíèÿ è òðóä — ðàáîòó, êîòîðîé âû õîòåëè áû ïîäåëèòüñÿ ñ äðóãèìè ñòóäåíòàìè. Îíè áóäóò ïðèçíàòåëüíû âàì.
Åñëè âàñ ïîäæèìàþò ñðîêè, ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ â êîìïàíèþ Multiwork. Ïåðåéäèòå ïî ññûëêå, ÷òîáû óçíàòü ñòîèìîñòü óíèêàëüíîé ðàáîòû è ñäåëàòü çàêàç ó ïðîôåññèîíàëîâ.
Ïîíÿòèå, ñóùíîñòü, ôîðìû ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà; åãî çàäà÷è, ôóíêöèè è ïðàâîâàÿ îñíîâà. Óñëîâèÿ âîçíèêíîâåíèÿ êðåäèòíûõ îòíîøåíèé. Êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ, èñòî÷íèêè è ñðîêè èõ ïîãàøåíèÿ. Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò è ãîñóäàðñòâåííûé äîëã.
Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïîíÿòèå, ñóùíîñòü, ôîðìû ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà; åãî çàäà÷è, ôóíêöèè è ïðàâîâàÿ îñíîâà. Óñëîâèÿ âîçíèêíîâåíèÿ êðåäèòíûõ îòíîøåíèé. Êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ, èñòî÷íèêè è ñðîêè èõ ïîãàøåíèÿ. Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò è ãîñóäàðñòâåííûé äîëã.
ïðåçåíòàöèÿ [1,6 M], äîáàâëåí 02.04.2012
Èçó÷åíèå ïðîöåññà ôîðìèðîâàíèÿ è ðåãóëèðîâàíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà â Ðîññèè. Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèé «ãîñóäàðñòâåííûé äîëã», «ãîñóäàðñòâåííûé çàéì». Êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ. Ñîâðåìåííàÿ ñèòóàöèÿ íà ðûíêå âíåøíèõ è âíóòðåííèõ çàèìñòâîâàíèé.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,3 K], äîáàâëåí 04.03.2010
Ïîíÿòèå ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà è âèäû ãîñóäàðñòâåííûõ áóìàã. Ãîñóäàðñòâåííûé è ìóíèöèïàëüíûé äîëã, åãî ôîðìû, ïîëèòèêà ïîãàøåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Óïðàâëåíèå ãîñóäàðñòâåííûì äîëãîì, îñóùåñòâëåíèå ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ çàèìñòâîâàíèé.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,2 K], äîáàâëåí 25.10.2009
Ñîäåðæàíèå ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà, íåîáõîäèìîñòü è âîçìîæíîñòü åãî èñïîëüçîâàíèÿ. Âèäû ãîñóäàðñòâåííûõ öåííûõ áóìàã, êëàññèôèêàöèÿ òèïû çàéìîâ. Ïîíÿòèå, èñòî÷íèêè è ñîâðåìåííîå óïðàâëåíèå ãîñóäàðñòâåííûì äîëãîì. Àíàëèç äèíàìèêè âíåøíåãî äîëãà ÐÔ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [119,6 K], äîáàâëåí 14.11.2013
Ïîíÿòèå Ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà, åãî ñóùíîñòü è ôóíêöèè. Êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ. Óïðàâëåíèå ãîñóäàðñòâåííûì êðåäèòîì. Çàåìíàÿ äåÿòåëüíîñòü Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íà âíóòðåííåì è âíåøíåì ðûíêå. Ðîññèéñêàÿ Ôåäåðàöèÿ êàê ãàðàíò è êðåäèòîð.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [44,5 K], äîáàâëåí 22.01.2010
Ñóùíîñòü, ôóíêöèè è öåëè ãîñóäàðñòâåííîãî è ìóíèöèïàëüíîãî êðåäèòà. Äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà è àêòèâû. Îñîáåííîñòè è ôîðìû ãîñóäàðñòâåííîãî è ìóíèöèïàëüíîãî äîëãà, ïîëèòèêà åãî ïîãàøåíèÿ. Ñïîñîáû ïðåäîñòàâëåíèÿ è êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [18,5 K], äîáàâëåí 25.06.2014
Çíà÷åíèå è ôóíêöèè ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà. Ñóùíîñòü ðàñïðåäåëèòåëüíîé, ðåãóëèðóþùåé è êîíòðîëüíîé ôóíêöèè. Ñáåðåãàòåëüíîå äåëî è çàéìû. Îñîáåííîñòè óïðàâëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííûì êðåäèòîì. Êàïèòàëüíûé, òåêóùèé, âíåøíèé è âíóòðåííèé ãîñóäàðñòâåííûé äîëã.
ïðåçåíòàöèÿ [366,7 K], äîáàâëåí 14.05.2013
Ýêîíîìè÷åñêîå ñîäåðæàíèå, ôóíêöèè è ôîðìû ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà. Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò â Ðîññèè â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ: îñíîâíûå òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ. Ðàñïðåäåëèòåëüíàÿ, ðåãóëèðóþùàÿ è êîíòðîëüíàÿ ôóíêöèè. Ñáåðåãàòåëüíîå äåëî è ãîñóäàðñòâåííûå çàéìû.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [38,3 K], äîáàâëåí 25.11.2009
Ýêîíîìè÷åñêàÿ ñóùíîñòü è ôóíêöèè ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà. Âíóòðåííèé ãîñóäàðñòâåííûé è ìåæäóíàðîäíûé êðåäèò. Ãîñóäàðñòâåííûå çàéìû è èõ êëàññèôèêàöèÿ. Óïðàâëåíèå ãîñóäàðñòâåííûì äîëãîì. Çíà÷åíèå ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ.
ðåôåðàò [52,5 K], äîáàâëåí 28.09.2010
Èññëåäîâàíèå ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ è îñíîâíûõ âèäîâ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Õàðàêòåðèñòèêà åãî ñâÿçè ñ ñèñòåìîé ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà. Âëèÿíèå ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà íà ðàçâèòèå ýêîíîìèêè Ðîññèè. Ñðîêè ïîãàøåíèÿ äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ ÐÔ è å¸ ñóáúåêòîâ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [90,2 K], äîáàâëåí 14.04.2016
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник