Как и МБРР, МАР предоставляет финансовую помощь развивающимся странам, в виде кредитования конкретных проектов. Решение о том, какая из организаций — МБРР или МАР — финансировать проект, зависит от экономической ситуации в стране, а не от характеристики отдельного проекта. Требования МАР по проектам, которые финансируются за счет ее кредитов * идентичны критериям оценки проектов МБРР. Но кредитование через МАР осуществляется на финансовых условиях, отличных от кредитования через МБРР.
МАР предоставляет кредиты исключительно бедным странам мира — около 90% займов МАР направлено в страны, где доходы населения составляют в среднем менее чем 2 долл. США на человека ежедневно. Эти кредиты предоставляются только правительствам стран-членов для последующего передачи их, в случае необходимости, организациям, шо отвечают за выполнение проекта. МАР-кредиты предоставляются на концессионных условиях, впрочем, они не являются безвозмездно предоставленным фондами, то есть грантами: срок их погашения составляет 35-40 лет и 10-летний льготный период. Ресурсы МАР предоставляются в кредит без требования оплаты за ними любых процентов, но потребует уплаты комиссионных сборов в размере 0,75% годовых. Льготные условия МАР-кредитования делают его менее обременительным для платежных балансов стран-заемщиц, чем займа МБРР. В то же время в результате этих облегченных условий МАР не имеет доходов и не может привлекать ресурсы на международных финансовых рынках подобно МБРР.
Таблица 28.2
Займа МБРР и кредиты МАР беднейшим странам в 1983-2001 финансовых годах (млн долл. США)
Спрос развивающихся стран, на льготные кредиты МАР является достаточно высоким, но она не предоставляет кредиты всем желающим. Во-первых, кредитная политика МАР определяется целями деятельности Ассоциации: распределение финансовых ресурсов между странами зависит от степени решения ими проблем, связанных с тремя главными задачами МАР. Во-вторых, порядок распределения кредитных ресурсов МАР между странами базируется на определенных условиях, таких как доход на душу населения, показатели экономической деятельности, кредитоспособность страны-заемщика. Кредит МАР могут получить только те страны, где годовой доход на душу населения не превышает определенной официально установленного предела *. Исключение допускается только для небольших островных государств, а также при предоставлении временной помощи странам с переходной экономикой, которые осуществляют кардинальную структурную перестройку, и только при условии, что их кредитоспособность не позволяет получать займы от МБРР. В общем при предоставлении кредитов МАР роль такого фактора, как кредитоспособность страны-заемщицы, значительно повысилась в 90-е годы. МАР сокращает кредитование более кредитоспособных стран, постоянно снижая долю смешанных кредитов МАР / МБРР в своих общих обязательствах. Так, за первую половину 90-х годов удельный вес смешанных кредитов уменьшилась с почти 40% в период МАР-9 до 30-35% в период МАР-10. Доступ к ресурсам Ассоциации тесно связан и с мак-роекономичним состоянию развивающихся стран. МАР ежегодно оценивает экономические показатели стран-заемщиц. Оценка учитывает прежде прогресс в сфере преодоления бедности и создания надежной системы управления. Если страна-заемщица имеет низкие экономические показатели, то кредитования МАР может быть уменьшено до минимума, необходимого для поддержания диалога со страной по ее экономической политики.
За время своего функционирования МАР значительно увеличила объемы кредитования бедных стран. Если с 1961 до 1982 г.. МАР предоставила кредитов на 26700000000 долл. США, то в течение 1983 — 1993 pp. — 52300000000 долл. США, что почти вдвое больше. Эта тенденция сохранилась и в дальнейшем. Так, в 2001 финансовом году совокупный объем кредитов МАР превысил 6700000000 долл. США.
Подавляющая часть предоставленных Ассоциацией кредитов направляется в беднейшие страны Африки. Количество проектов, финансируемых МАР в этих странах, значительно превышает соответствующий показатель для других регионов: в 1993г. — 72 с 123 кредитов, в 1996 и в
+1999 P. — Соответственно 55 из 127 и 55 из 145. Но поскольку Африка — найбилниший континент мира, то целью Ассоциации является дальнейшее повышение доли финансирования африканских стран до 50% ресурсов МАР.
В течение всего периода деятельности МАР структура и качество кредитного портфеля МАР менялись. Сначала кредиты МАР направлялись главным образом на развитие экономической и социальной инфраструктуры. В 80-е годы приоритет в кредитной политике МАР принадлежал сельскому хозяйству. В 90-е годы возросло целевое инвестирование проектов, направленных на преодоление бедности, и проектов в социальной сфере. Показательной в этом отношении является Программа целевого воздействия на бедные слои населения, на которую в 1992-1994 pp. приходилось более 40%, а в 1996г. — уже 63% инвестиционных кредитов МАР. Новой является тенденция к охвату кредитным операциям МАР экологических вопросов. Внедряется экологическая оценка проектов, подлежащих кредитованию. С начала 90-х годов все страны, которые получают кредиты МАР, должны иметь национальные программы природоохранных мероприятий.
Показателем эффективности кредитной политики МАР является уход развивающихся, от финансирования Ассоциацией. Из 34 беднейших стран, которые получали МАР-кредиты в течение первых лет ее деятельности, более 20 стран достигли определенных экономических успехов и поэтому уже не нуждаются прибегать к льготным МАР-кредитов. Но с 80-х годов качество кредитного портфеля МАР начала ухудшаться: уменьшилась доля успешных проектов (прежде всего в странах Африки, расположенных к югу от Сахары), что, как и в случае МБРР, объясняется прежде всего кризисным положением беднейших стран мира и внешними экономическими факторами.
Источник
Классификация:
документ для общего пользования
Руководство
по отбору и найму консультантов
Заемщиками Всемирного банка
по займам МБРР и кредитам и грантам МАР
январь 2011 года
Содержание
I. ВВЕДЕНИЕ.. 7
1.1 Цель. 7
1.4 Общие положения. 8
1.7 Сфера применения Руководства. 9
1.9 Конфликт интересов. 9
1.11 Право на участие в торгах. 10
1.14 Предварительное заключение контрактов и ретроактивное финансирование. 12
1.15 Объединения консультантов. 12
1.16 Надзор, содействие и контроль со стороны Банка. 12
1.19 Закупки, осуществленные с нарушением установленных процедур. 13
1.20 Ссылки на Банк. 13
1.21 Подготовка кадров или передача знаний. 14
1.22 Язык. 14
1.23 Мошенничество и коррупция. 14
1.25 План закупок. 17
II. ОТБОР ПО КАЧЕСТВУ И СТОИМОСТИ (ОКС) 18
2.1 Процесс отбора. 18
2.3 Техническое задание (TЗ) 18
2.4 Смета расходов (бюджет) 19
2.5 Опубликование объявлений о закупках. 19
2.6 Короткий перечень консультационных фирм.. 20
2.9 Подготовка и выпуск Приглашения к подаче предложений (ППП) 21
2.10 Письмо-приглашение (ПП) 21
2.11 Инструкции консультантам (ИК) 21
2.12 Контракт. 22
2.13 Получение и вскрытие предложений. 22
2.14 Разъяснение или изменение предложений. 22
2.15 Оценка предложений: Учет качества и стоимости. 23
2.16 Оценка качества. 23
2.23 Вскрытие финансовых предложений и оценка стоимости. 25
2.26 Совместная оценка по качеству и стоимости. 26
2.27 Переговоры и присуждение контракта. 26
2.31 Опубликование информации о присуждении контракта. 27
2.32 Разъяснения Заемщика по результатам отбора. 27
2.33 Отказ от всех предложений и повторное приглашение. 28
III. ПРОЧИЕ МЕТОДЫ ОТБОРА.. 29
3.1 Общие положения. 29
3.2 Отбор по качеству 29
3.5 Отбор в условиях фиксированного бюджета 30
3.6 Отбор по наименьшей стоимости 30
3.7 Отбор по квалификации консультантов 31
3.8 Внеконкурсный отбор 31
3.12 Использование страновых систем.. 32
3.14 Отбор консультантов по займам, гарантом которых выступает Банк. 33
3.15 Отбор консультантов особых категорий. 33
IV. ТИПЫ КОНТРАКТОВ И ВАЖНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 36
4.1 Типы контрактов. 36
4.6 Важные положения. 37
V. ОТБОР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ.. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: РАССМОТРЕНИЕ БАНКОМ РЕШЕНИЙ ОБ ОТБОРЕ КОНСУЛЬТАНТОВ и опубликование ИНФОРМАЦИИ о присуждении контрактов.. 41
1. Разработка графика процесса отбора. 41
2. Предварительное рассмотрение. 41
5. Последующее рассмотрение. 43
6. Изменение последующего рассмотрения на предварительное рассмотрение. 43
7. Опубликование информации о присуждении контрактов. 43
8. Надлежащее соблюдение политики и процедур Банка в отношении санкций. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ИНструкции КОНСУЛЬТАНТам и информационная карта приглашения к подаче предложений.. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: РЕКОМЕНДАЦИИ КОНСУЛЬТАНТАМ… 46
1. Цель. 46
2. Ответственность за выбор консультантов. 46
3. Роль Банка. 46
5. Информация о консультационных услугах. 47
7. Роль Консультантов. 47
10. Конфиденциальность. 48
11. Действия Банка. 48
15. Разъяснения Банка по результатам отбора. 49
Сокращения
Цель
1.1 Целью настоящего Руководства является определение политики и процедур Банка в области отбора, заключения контрактов и осуществления контроля за работой консультантов, которые необходимы для проектов, полностью или частично финансируемых за счет займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР), кредита или гранта Международной ассоциации развития (МАР)[1], аванса на подготовку проекта, гранта Банка или трастового фонда[2], распорядителем которых является Банк, а исполнителем – получатель.
1.2 Правовые отношения между Заемщиком и Банком определяются Соглашением о займе, а настоящее Руководство относится к выбору и найму консультантов для проекта в соответствии с положениями Соглашения о Займе. Права и обязанности Заемщика[3] и Консультанта регулируются не настоящим Руководством или Соглашением о займе; они определяются в соответствии с конкретным выпущенным Заемщиком Приглашением к подаче предложений (ППП)[4] и положениями контракта, заключенного между Заемщиком и Консультантом. Ни одна сторона, за исключением сторон Соглашения о займе, не получает никаких прав по этому Соглашению и не может претендовать на средства займа.
1.3 Для целей настоящего Руководства термин «консультанты» относится к широкому кругу частных и государственных организаций, включая консалтинговые фирмы, проектно-конструкторские компании, организаторов строительных работ, управляющие компании, агентов по закупкам, организации, оказывающие услуги по техническому осмотру, аудиторов, агентства Организации Объединенных Наций (ООН), а также другие международные организации, инвестиционные и торговые банки, университеты, научно-исследовательские институты, государственные ведомства, неправительственные организации (НПО) и индивидуальных консультантов.[5] Заемщики Банка используют эти организации в качестве консультантов для получения содействия при осуществлении самых разных видов деятельности – таких, как разработка рекомендаций в области экономической политики, проведение институциональных реформ, менеджмент, проектно-конструкторские услуги, надзор за выполнением строительных работ, финансовые услуги, услуги по осуществлению закупок, социологические и экологические исследования, определение, подготовка и реализация проектов — в целях расширения возможностей Заемщиков в этих областях.
Общие положения
1.4 Заемщик несет ответственность за подготовку и реализацию проекта, и, следовательно, за отбор Консультанта, а также присуждение контракта и последующее ведение дел по этому контракту. Со своей стороны Банк, в соответствии со Статьями Соглашения (Статьи Соглашения Всемирного банка, Статья III, Раздел 5(b); и Статьями Соглашения МАР, Статья V, Раздел 1(g)), обязан “обеспечить, чтобы средства любого займа использовались исключительно на цели, для достижения которых выделен заем, уделяя должное внимание соображениям экономичности и эффективности, и безотносительно политических или иных неэкономических воздействий или соображений ” и внедрил детализированные процедуры для этой цели. Притом, что конкретные правила и процедуры, подлежащие применению при найме консультантов, зависят от конкретных обстоятельств, существует пять основных положений, определяющих политику Банка в процессе отбора:
(a) необходимость получения качественных услуг;
Источник
Международный банк реконструкции и развития (МБРР, IBRD, International Bank for Reconstruction and Development) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.
Цели МБРР
- оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;
- содействие частным иностранным инвестициям;
- содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
- сбор и публикация статистической информации.
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Основные направления деятельности МБРР
В отличие от МВФ, Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.
В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.
Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных капиталистических стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 году экономику Ирана и в 1954 году экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.
Механизмы управления МБРР
Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 187 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.
МБРР и Группа Всемирного Банка
В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:
- Международная ассоциация развития (МАР, IDA)
- Международная финансовая корпорация (МФК, IFC)
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА, MIGA)
- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС, ICSID).
Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного Банка. В начале 2009 г. в состав членов этих организаций входили 186 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.
Источник