lenok-45
спросил
25 апреля 2014 в 16:31
14298 просмотров
Наша деятельность попадает под Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» код ОКВЭД 70.31,3 «Предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества»
Росфинмониторинг заитересовался займами от учредителя (физического лица) свыше 600 тыс. рублей. Помогите разобраться, что займы от учредителя попадают под мониторинг.
Добрый день!
Когда Вы задаёте вопрос, не забывайте, пожалуйста, о правилах форума. Напомню: мы стремимся создать на нашем форуме доброжелательную атмосферу. Поэтому у нас принято здороваться, а также говорить «спасибо» и «пожалуйста». Уважительное отношение к форумчанам, экспертам и модераторам — требование правил форума.
Здравствуйте.
Процентные займы не подлежат контролю в соответствии со ст. 6 Закона № 115-ФЗ» О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»
Читаем ст. 6 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ :
Цитата:1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она
совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в
иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по
своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов
операций:
…предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
Цитата:Вопрос: Физическое лицо — учредитель предоставляет российской организации
беспроцентный заем. Обязана ли организация по запросу представить в банк
договор займа для определения банком, будет ли эта сделка подлежать
обязательному контролю в целях предупреждения, выявления и пресечения
деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных
преступным путем, и финансированием терроризма?
Ответ: По нашему мнению, при получении организацией беспроцентного займа от
учредителя — физического лица организации следует представить по запросу
в кредитную организацию документы (в частности, договор займа), на
основании которых кредитная организация сможет определить, относится
проводимая операция к операциям, подлежащим обязательному контролю, или
нет.
Обоснование: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в частности, к следующему виду операции: предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю
операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). Согласно ст. 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, кредитные организации.В Информационном письме от 21.02.2005 N 7 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма» Банк России информирует кредитные организации, что при получении платежного поручения о переводе денежных средств получателю в рамках договора займа в целях выявления операции,
подлежащей обязательному контролю, следует запросить у юридического лица(заимодавца) документы, на основании которых кредитная организация сможет определить, относится проводимая операция к операциям, подлежащим
обязательному контролю, или нет (то есть документы, в частности договор займа, в которых содержится информация об условиях, на которых заем предоставляется). И напоминает кредитным организациям, что в случае непредставления клиентом запрошенных документов кредитная организация вправе в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ отказать в выполнении распоряжения клиента о совершенииоперации, за исключением операций по зачислению денежных средств,
поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона N 115-ФЗ.При этом в Письме от 11.04.2006 N 12-1-3/804 Банк России указывает, что исходя из буквального толкования нормы пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ операция по предоставлению физическим лицом беспроцентного займа юридическому лицу не относится к категории
операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ.Однако в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу N А03-16121/2009 суд указал организации, что из анализа норм Закона N 115-ФЗ следует, что операции по предоставлению физическим лицом беспроцентного займа юридическому лицу относятся к категориям операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с указанным Законом. Факт того, что физическое лицо, предоставившее в рассматриваемом случае обществу беспроцентный заем, является его директором и участником, в
силу указанного Закона не является обстоятельством, исключающим необходимость осуществления
контроля за данной операцией со стороны контролирующего органа. При этом ссылка на Письмо Банка России N 12-1-3/804 несостоятельна, поскольку указанный документ не носит нормативного характера и является разъяснением по конкретному
запросу, в установленном действующим законодательством порядке опубликован не был.По нашему мнению, организации следует представить в кредитную организацию документы (в частности, договор займа), на основании которых кредитная
организация сможет определить, относится проводимая операция к операциям, подлежащим обязательному контролю, или нет.
М.М.Яковлева ООО «М-СТАЙЛ» Региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс 02.06.2013
Источник
- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
269119 апреля 2013
В гражданском законодательстве нет ограничения по сумме выдаваемого и полученного займа. Однако, при передаче беспроцентного займа организации в сумме, превышающей 600 000 рублей, надо быть готовым к контролю данной сделки со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу. Если организация выдает займы в безналичной форме, то нарушений здесь нет.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Рекомендация: Как оформить получение займа(кредита)
Организация может получить деньги (имущество) во временное пользование:*
– по договору займа (п. 1 ст. 807 ГК РФ);
– по кредитному договору (п. 1 ст. 819 ГК РФ).
По общему правилу к кредитному договору применяются правила, которые распространяются на договор займа (п. 2 ст. 819 ГК РФ).
Однако между этими договорами есть существенные различия.
Различия между кредитным договором и договором займа
1. Кредит деньгами может выдать только банк или кредитная организация (п. 1 ст. 819 ГК РФ). Денежный заем можно получить от любого гражданина, предпринимателя или организации (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
2. Денежные кредиты организация может получить (вернуть) только в безналичном порядке (п. 2, 3 Положения Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П). На выдачу (возврат) займов такое ограничение не распространяется (п. 1 ст. 810 ГК РФ). Аналогичное положение действует в отношении уплаты процентов. За пользование денежным кредитом организация вправе рассчитываться только по безналу (п. 1 ст. 819 ГК РФ, п. 3.3. Положения Банка России от 26 июня 1998 г. № 39-П). Проценты по займу можно выплачивать как деньгами, так и имуществом (п. 1 ст. 809 ГК РФ).
3. Договор денежного кредита может быть только процентным (п. 1 ст. 819 ГК РФ). По договору займа деньги могут выдаваться без условия об уплате процентов (п. 1 ст. 809 ГК РФ).
4. Договор товарного кредита признается беспроцентным лишь в том случае, если об этом прямо сказано в его тексте (п. 1 ст. 819 ГК РФ). Договор займа в натуральной форме является таковым по умолчанию (п. 3 ст. 809 ГК РФ).
Формы предоставления займа (кредита)
Заем (кредит), предоставленный организации, может быть денежным или имущественным (заем в натуральной форме, товарный кредит).
Это следует из положений статей 807, 809, 819, 822 Гражданского кодекса РФ.
Условия договора займа (кредита)
Независимо от суммы договор займа (кредитного договора), в котором организация выступает в качестве заемщика (кредитора), заключите его в письменной форме (п. 1 ст. 808, ст. 820 ГК РФ). Данное соглашение считается заключенным с момента передачи денег или других вещей по нему (п. 1 ст. 807 ГК РФ).*
Размер процентов по займу (кредиту) можно указать в договоре. Если такой оговорки нет, организация должна выплатить заимодавцу проценты по ставке рефинансирования, действующей на дату возврата (всей суммы займа (кредита) или его части).
Порядок уплаты процентов тоже можно предусмотреть в договоре. Но если это условие отсутствует, организация должна выплачивать проценты ежемесячно до полного погашениязайма (кредита).
Если заимодавец (кредитор) предоставит беспроцентный заем (кредит), это условие должно быть прямо указано в договоре (исключение – заем, выданный в натуральной форме, по умолчанию он является беспроцентным).
Это следует из положений статьи 809, пункта 2 статьи 819 Гражданского кодекса РФ.
При выдаче займа деньгами заимодавец может перевести сумму займа на банковский счет (в безналичном порядке) или выплатить ее наличными (п. 1 ст. 810 ГК РФ). Получить денежный кредит организация может только в безналичной форме (п. 2 Положения Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П).
Внимание:* при получении займа от организаций или предпринимателей наличными деньгами соблюдайте лимит расчетов наличными.
Максимальный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб. Данный лимит действует в отношении расчетов по одному договору:*
– между организациями;
– между организацией и предпринимателем.
Об этом сказано в пункте 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У.
За несоблюдение лимита расчетов наличными предусмотрена административная ответственность по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Размер штрафа составляет:*
– для руководителя – от 4000 руб. до 5000 руб.;
– для организации – от 40 000 руб. до 50 000 руб.
Уведомление банком службы по финансовому мониторингу
О получении организацией займа (кредита) в безналичной форме в сумме не менее 600 000 руб. банки должны уведомить службу по финансовому мониторингу. Это происходит в случаях:*
– если организация получила беспроцентный заем;
– если одной из сторон договора займа (кредита) является организация или гражданин, которые имеют регистрацию, местожительство или местонахождение в государстве (на территории), которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
– одной из сторон договора займа (кредита) является лицо, которое владеет счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
Перечень таких государств (территорий) устанавливает Правительство РФ.
Об этом сказано в статье 6 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, письме Банка России от 11 апреля 2006 г. № 12-1-3/804.
Возврат займа (кредита)
Организация обязана вернуть полученный заем (кредит) в срок и в порядке, предусмотренном договором. Если срок возврата не установлен, организация должна вернуть заем не позднее чем через 30 дней, после того как заимодавец (кредитор) предъявил такое требование.
Беспроцентный заем (кредит) организация вправе вернуть досрочно. Досрочный возврат процентных займов (кредитов) допускается только с согласия заимодавца (кредитора).
Такой порядок установлен статьей 810 и пунктом 2 статьи 819 Гражданского кодекса РФ.
Возвращен денежный заем может быть наличными или в безналичном порядке (п. 1 ст. 810 ГК РФ). Вернуть кредит, полученный деньгами, можно только по безналу (п. 2, 3 Положения Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П).
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
Статьи по теме в электронном журнале
Источник
Подобная
история может случиться с каждым. И не обязательно она будет
аналогична по своему содержанию с той, о которой написано ниже. В
очередной раз отдельные представители надзора доказали, что нормы
Федерального закона №115 для них «что дышло, куда повернешь, туда и
вышло».
В
Москве привлечена
к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000
рублей организация, не подавшая в Росфинмониторинг отчет, который и
не нужно было подавать.
Как развивались
события.
В
конце 2018 года ведущий контролер ГИПН по городу Москве и Московской
области по фамилии С. составил протоколы об административном
правонарушении сразу в отношении двух ювелирных организаций: Д. и А.
Обе эти организации регулярно получали беспроцентные займы от своих
учредителей по договорам беспроцентных займов, суммы которых
превышали пороговое значение в 600 000 рублей, однако не сообщали об
этом в Росфинмониторинг.
Инспектор С., заглянув в статью 6 Федерального закона №115, увидел,
что обязательному контролю среди прочего подлежит следующая операция
«предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными
организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим
юридическим лицам, а также получение такого займа», и поскольку
организации Д. и А. не направляли сведения в Росфинмониторинг о
получении беспроцентных займов, посчитал это явным нарушением 115
закона.
По
указанным фактам мгновенно были возбуждены административные дела,
которые были переданы в районные суды по подсудности. В феврале 2019
г. по одному из дел состоялось заседание суда, которое прошло
обыденно и быстро и по которому было вынесено решение, в котором
суд признал организацию виновной в несдаче информации в
Росфинмониторинг и назначил ей штраф в размере 200 000 рублей (часть
2 статьи 15.27 КоАП).
Между тем, суд создал крайне опасный прецедент, т.к. привлеченная к
ответственности организация не обязана была сдавать отчет в
Росфинмониторинг о получении беспроцентного займа от учредителя.
И вот почему.
Исследуем нормы
права.
Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными
организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим
юридическим лицам, а также получение такого займа – это
действительно операция, подлежащая обязательному контролю,
установленная статьей 6 Федерального закона №115. Но в данном
случае, необходимо принимать во внимание иные положения 115-ФЗ и
позицию Росфинмониторинга в отношении операций, подлежащих
обязательному контролю.
В
частности, пп.4 п.1 ст.7 115-ФЗ установлена обязанность субъектов
документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не
позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции,
сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными
средствами или иным имуществом, совершаемым ИХ КЛИЕНТАМИ.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона №115-ФЗ клиент —
физическое или юридическое лицо, иностранная структура без
образования юридического лица, находящиеся на обслуживании
организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным
имуществом.
При определении принадлежности лица к категории «клиент»
законодатель исходит из наличия признака оказания услуг. Данная
позиция нашла свое отражение в Информационном письме
Росфинмониторинга № 50, при определении лиц (сторон), ответственных
за предоставление сведений в Росфинмониторинг по агентским
договорам, договорам купли-продажи/поставки/подряда/комиссии, где
обоснование предоставление сведений комиссионером, агентом,
поставщиком, подрядчиком обусловлено признаком оказания ими
определенных услуг. Комиссионер оказывает услуги комитенту, агент —
принципалу, поставщик/продавец — покупателю, подрядчик -заказчику
(вопросы №6, 15, 17, 18).
Таким образом, операция по предоставлению организации беспроцентного
займа учредителем не подлежит обязательному контролю, в виду того,
что учредитель не является в данном случае клиентом организации,
т.к. учредитель оказывает услугу организации — предоставляет займ.
А
вот с случае, если организация будет предоставлять беспроцентный
займ кому-то на сумму равную или превышающую 600 000 рублей — это
будет являться операцией, подлежащая обязательному контролю, по
которой нужно подать сведения в Росфинмониторинг, т.к. организация
оказывает услугу клиенту, предоставляя займ.
О
получении организации беспроцентного займа сообщает в
Росфинмониторинг обслуживающая ее кредитная организация, для которой
эта организация является клиентом.
Вышеуказанное нормативное обоснование было представлено
организацией, получившей штраф, в суд. Однако суд, как мы уже знаем,
оно не убедило.
Официальная позиция
Росфинмониторинга в отношении отчетов по беспроцентным займам.
Указанные выше доводы о том, что организации не обязаны сдавать
отчет в Росфинмониторинг о получении беспроцентных займов от
учредителей, нашли свое полное подтверждение в письме
Росфинмониторинга «О применении отдельных норм законодательства о
ПОД/ФТ» от 26.12.2018 г. №01-04-05/27213, в письме Росфинмониторинга
от 15.02.2019 г. №04-02-01/3276 (вопрос №31), в которых ведомство
отметило, что организации не обязаны подавать сведения о получении
беспроцентных займов от учредителей на суммы равные и более 600 000
рублей.
Напомним, что Росфинмониторинг – это уполномоченный орган в сфере
ПОД/ФТ/ФРОМУ, который среди прочего осуществляет сбор, обработку и
анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или
иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в
Росфинмониторинг информации. Росфинмониторингу как никому другому
хорошо известно, что обязаны сдавать ему организации и
предприниматели, а что нет.
Однако, на практике вновь сложилась ситуация, когда надзорные и
судебные органы не захотели считаться ни с мнением Росфинмониторинга,
ни с совокупностью норм Федерального закона №115-ФЗ.
Протокол, составленный инспектором ГИПН,
был передан в Росфинмониторинг для информации. Ведомство изучило
обстоятельства дела и пообещало принять их к сведению в дальнейшей
работе.
Ну и что
дальше?
Некоторые могут посчитать, что если бы организация направляла
информацию в Росфинмониторинг о получении беспроцентных займов, то
ничего бы и не произошло, был бы задействован принцип «больше не
меньше». Однако, спешим таких читателей расстроить, что направление
избыточных сведений в Росфинмониторинг также может привести к штрафу
в размере 200 000 рублей: нам известны случаи привлечения к
ответственности лиц, сдавших отчеты в Росфинмониторинг в тех
случаях, когда отчеты сдавать было не нужно (основание для
привлечения к ответственности – сдача недостоверных сведений). О
штрафах за чрезмерное усердие в выполнения норм 115-ФЗ нами
запланирована отдельная статья.
Со
своей стороны, мы порекомендовали бы нашим читателям вообще не
работать с беспроцентными займами: без них как-то спокойнее.
А
в настоящее время организация, привлеченная к ответственности,
подала жалобу в Московский городской суд, который, как мы надеемся,
углубится в нормы 115-ФЗ, а не вынесет поверхностное и формально
решение, как сделали его коллеги из нижестоящих инстанций. Если
решение суда «устоит», то будет создан опасный прецедент,
руководствуясь которым у некоторых проверяющих может возникнуть
соблазн вообще не обращать никакого
внимание ни на официальные разъяснения государственных ведомств, ни
на информационные письма, ни даже на нормы закона. Хотя,
справедливости ради отметим, что таких лиц среди представителей
надзорных органов в последнее время стало все же значительно меньше.
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ
«Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист
Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт
обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими
многочисленными статьями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
—
любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);
—
обучение и инструктаж по финмониторингу;
—
аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
—
электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
—
помощь на проверках;
—
и многое другое.
Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на
«Вестник финансового мониторинга» — первый в России
бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового
мониторинга:
Мы в социальных сетях:
Источник