Заем, выдаваемый сотруднику предприятием, может быть процентным и беспроцентным (ссуда). Основные аспекты бухгалтерского и налогового учета подобных займов рассмотрены в данной статье.
Займы оформляются договорами в соответствии с требованиями, установленными главой 36 Гражданского кодекса.
Особенности договора займа, заключаемого с заемщиком – физическим лицом, определены статьей 725-1 Гражданского кодекса.
Гражданам и юридическим лицам запрещается привлечение денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности, и такие договоры являются ничтожными.
Данный запрет не распространяется на случаи, когда заемщиками являются банки, имеющие лицензию уполномоченного государственного органа на прием депозитов, а также на случаи приема денег в обмен на ценные бумаги, выпуск которых зарегистрирован в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 715 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 718 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законодательными актами РК или договором, за пользование предметом займа заемщик выплачивает вознаграждение заимодателю в размерах, определенных договором.
Договоры займов, предоставляемых работникам под вознаграждение, должны включать годовую эффективную ставку вознаграждения, рассчитываемую в соответствии с постановлением правления Национального банка РК «Об утверждении Правил расчета годовой эффективной ставки вознаграждения по договору займа» от 27 августа 2018 года № 197.
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Материальная выгода при получении работником беспроцентного займа
При получении беспроцентного займа у работника не возникнет дохода, подлежащего налогообложению (в виде материальной выгоды на экономии на вознаграждении), на основании подпункта 22 пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса, согласно которому, материальная выгода от экономии на вознаграждении за пользование кредитами (займами, микрокредитами), полученными у юридических лиц и ИП, в том числе полученными работником у своего работодателя, не рассматривается в качестве дохода физического лица.
Такая материальная выгода на вознаграждении при пользовании беспроцентным займом также не облагается:
– ОПВ – на основании подпункта 1 пункта 6 Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в Единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним, утвержденных Постановлением Правительства РК от 18 октября 2013 года № 1116;
– социальными отчислениями (СО) – на основании подпункта 1 пункта 5 Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним, утвержденных Постановлением Правительства РК от 21 июня 2004 года № 683;
– отчислениями на ОСМС – на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V;
– социальным налогом (СН) – на основании пункта 2 статьи 484 Налогового кодекса (такая выгода вообще не является объектом обложения СН).
Таким образом, материальная выгода в виде экономии на вознаграждении при получении беспроцентного займа не рассматривается в качестве дохода физического лица (работника), поэтому она не является объектом обложения ИПН, СН, а также ОПВ, СО и отчислений на ОСМС.
Доход при списании задолженности по выданным займам работникам
Если руководство организации-работодателя примет решение о списании суммы выданного работнику займа (включая вознаграждение, если таковое предусмотрено договором), то сумму долга следует классифицировать как доход работника в соответствии с подпунктом 2 статьи 324 Налогового кодекса, согласно которому, при списании суммы долга работнику доходом работника в виде материальной выгоды, подлежащим налогообложению, является списание по решению работодателя суммы долга или обязательства работника перед ним.
Такой доход облагается ИПН у источника выплаты по ставке 10 % (п. 1 ст. 320 Налогового кодекса).
Обязанность по исчислению, удержанию и перечислению ИПН в бюджет возлагается на работодателя, являющегося налоговым агентом.
На основании пункта 5 статьи 351 Налогового кодекса при уплате налоговым агентом суммы ИПН, исчисленной с доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты в соответствии с положениями Налогового кодекса, за счет собственных средств без его удержания обязанность налогового агента по удержанию и перечислению ИПН у источника выплаты считается исполненной.
При этом, согласно подпункту 47 пункта 2 статьи 319 …
Источник
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Т. Ларина гл. бухгалтер ТОО «Геофизическая компания «Каспий»
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ТОО ВЫДАТЬ БЕСПРОЦЕНТНЫЙ ЗАЕМ СОТРУДНИКУ С ПОСЛЕДУЮЩИМ УДЕРЖАНИЕМ ИЗ ЗАРПЛАТЫ?
ТОО планирует выдать беспроцентный заем работнику в размере 2 220 000 тенге на покупку автомобиля, и в дальнейшем планирует удерживать по 60 000 тенге с заработной платы по согласию данного работника в течение 3 лет. Будет заключен договор займа, график погашения, согласие сотрудника на удержание из его зар. платы. Имеет ли право ТОО выдать такой заем и удерживать с заработной платы?
Нормативная база. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса понятия гражданского и других отраслей законодательства РК, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Согласно статье 715 Гражданского кодекса РК, по договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.
В рассматриваемой ситуации, если выплата вознаграждения по договору займа не предусмотрена (беспроцентный заем), работник получает данные услуги безвозмездно, иными словами получает доход от экономии на вознаграждении.
Однако, согласно подпункту 28 пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса РК материальная выгода от экономии на вознаграждении за пользование кредитами (займами, микрокредитами), полученными у юридических лиц и ИП, в том числе полученными работником у своего работодателя, не являются доходами физических лиц. Что касается, в данном случае, налогообложения юридического лица, то поскольку заем возвратный и беспроцентный нет и факта признания дохода по вознаграждению, и соответственно нет налоговых обязательств по нему.
Комментарии. В ситуации, когда по договору займа предусмотрена выплата вознаграждения работником, то у последнего не возникает налоговых обязательств. Организация же получает доход в виде вознаграждения (процентов) по займу, который включается в СГД предприятия и облагается КПН. Кроме того, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 231 НК РК предоставление кредита(займа, микрокредита) является оборотом по реализации работ, услуг и облагается НДС. При этом микрокредитные организации по операциям по предоставлению микрокредитов и кредитные товарищества по заемным операциям освобождены от НДС согласно подпункту 12 и подпункту 14 пункта 2 статьи 250 Налогового кодекса. Следует отметить, что предоставление займа под проценты является лицензируемой деятельностью и контролируется Национальным Банком РК.
Выводы. Таким образом, исходя из вышеизложенного, с точки зрения минимальной уплаты налогов для организации первый вариант предпочтителен, так как у предприятия не возникает обязательств по уплате КПН, НДС и не возникает расходов по приобретению лицензии на осуществление деятельности по предоставлению займов. Что касается работника, то у него в обоих случаях налоговых обязательств не возникает, однако по второму варианту он несет дополнительные расходы в виде уплаты процентов за полученный кредит.
Следует также иметь в виду, что согласно статье 137 Трудового кодекса РК удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности перед организацией, в которой он работает, могут производиться на основании акта работодателя при наличии письменного согласия работника. Общий размер ежемесячного удержания не может превышать пятьдесят процентов причитающейся работнику заработной платы.
Источник
Ответ:
Согласно Приказа №167 “Об утверждении Порядка приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам населения, малого и среднего бизнеса, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения”
П.3 Порядок распространяется на все банковские займы и микрокредиты, выданные кредитными организациями до 16 марта 2020 года.
П. 4. Кредитные организации на период с 16 марта до 15 июня 2020 года с согласия заемщика осуществляют приостановление выплат по основному долгу и вознаграждению по договорам банковского займа и (или) микрокредита (далее — приостановление выплат), без требования заявления и подтверждающих документов, и без подписания дополнительных соглашений к договорам банковского займа и (или) микрокредита, следующим категориям физических лиц:
1) социально уязвимым слоям населения в соответствии со статьей 68 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях»:
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
- лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
- инвалиды 1 и 2 групп;
- семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов; лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством Республики Казахстан; пенсионеры по возрасту;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия; оралманы;
- лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени, многодетные семьи;
- семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, при спасании человеческой жизни, при охране правопорядка; неполные семьи;
2) получателям государственной адресной социальной помощи в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи»;
3) безработным, зарегистрированным в местном органе по вопросам занятости населения в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения».
Кредитные бюро направляют списки указанных физических лиц в кредитные организации.
Кредитная организация уведомляет заемщика о приостановлении выплат доступными способами.
П. 5. Кредитные организации осуществляют приостановление выплат по основному долгу и вознаграждению по договорам банковского займа и (или) микрокредита на период с 16 марта до 15 июня 2020 года физическим лицам, финансовое состояние которых ухудшилось по следующим причинам:
1) временная нетрудоспособность в связи с введением карантина;
2) нахождение в неоплачиваемом трудовом отпуске;
3) увольнение, расторжение трудового договора и прекращение иных трудовых отношений;
4) снижение или приостановление выплаты заработной платы или иных доходов;
5) в случае, если работник не может присутствовать на рабочем месте в связи с ограничениями на въезд (выезд) в местность, на территории которой действует чрезвычайное положение и (или) карантин;
6) иные причины, свидетельствующие об ухудшении финансового состояния.
По указанным физическим лицам кредитная организация принимает решение о приостановлении выплат на основании заявления заемщика, составленного в произвольной форме, содержащего причину приостановления выплат и поданного в кредитную организацию в любой момент в период с 16 марта до 15 июня 2020 года.
Кредитная организация рассматривает заявление заемщика, принимает решение о приостановлении выплат в течение 10 (десяти) рабочих дней и уведомляет заемщика доступными способами. Предоставление заемщиком документов, подтверждающих ухудшение финансового состояния, не требуется.
Решение об отказе в приостановлении выплат принимается кредитной организацией в случае наличия у кредитной организации информации об отсутствии ухудшения финансового состояния физического лица.
П. 6. Кредитные организации осуществляют приостановление выплат по основному долгу и вознаграждению по договорам банковского займа и (или) микрокредита на период с 16 марта до 15 июня 2020 года субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальным предпринимателям, при соблюдении одного из следующих условий:
1) осуществление деятельности в отраслях экономики в соответствии с приложением к Порядку;
2) финансовое состояние которых ухудшилось, при подтверждении снижения объема реализованных товаров и (или) услуг, задержки, приостановлении, переноса сроков (приостановления) оплаты от покупателей, сокращения штатной численности работников или по другим объективным причинам в период действия режима чрезвычайного положения.
По указанным субъектам малого и среднего предпринимательства, кредитная организация принимает решение о приостановлении выплат на основании заявления заемщика, поданного в кредитную организацию в любой момент в период с 16 марта до 15 июня 2020 года, и документов, подтверждающих ухудшение финансового состояния.
П. 7. Приостановление выплат на условиях, указанных в Порядке, не является основанием для ухудшения кредитной истории заемщика и предоставления негативной информации о заемщике в кредитные бюро.
1. Если Вы относитесь к категории п. 4 Приказа кредитные организации на период с 16 марта до 15 июня 2020 года с согласия заемщика осуществляют приостановление выплат по основному долгу и вознаграждению по договорам банковского займа и (или) микрокредита (далее — приостановление выплат), без требования заявления и подтверждающих документов.
2. Если Вы относитесь к категории п. 5 Приказа Вы направляете заявление в банк, с приложением подтверждающих документов.
3. Если Вы относитесь к категории п. 6 Приказа Вы направляете заявление в банк, в любой момент в период с 16 марта до 15 июня 2020 года, и документы, подтверждающие ухудшение финансового состояния.
Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) ответа.
Источник
В
Казахстане вводятся ограничения по предоставлению займов гражданам
Светлана
Штополь, Партнер
Бакдаулет
Иманбаев, юрист
INTEGRITES Kazakhstan
В Казахстане с
1 июля 2020 года индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам
запрещается предоставлять деньги в виде займа граждан, за исключением ряда
прямо предусмотренных в законе случаев.
В этой связи,
у многих компаний и предпринимателей возникают вопросы касательно применимости
данного запрета к их действиям и деятельности.
Ниже вы
найдете краткую информацию по данному вопросу и истории его принятия.
I. Описание ограничений. Что можно и что нельзя?
Законом
Республики Казахстан от 3 июля 2019 года № 262-VI «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и
налогообложения» (далее — «Закон») внесены изменения в Гражданский
Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) (далее — «ГК РК»), а
именно статья 715 ГК РК дополнена пунктом 2-1.
Согласно
новому пункту 2-1 статьи 715 ГК РК, индивидуальным предпринимателям и
юридическим лицам запрещается предоставление денег в виде займа гражданам и
такие договоры являются ничтожными.
При этом,
данный запрет не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 2
статьи 715 ГК РК, а также на случаи предоставления денег в виде банковских
займов и микрокредитов в соответствии с законами Республики Казахстан, займа
работодателем своему работнику, пенсионеру, ранее состоявшему в трудовых
отношениях с данным работодателем, а также займа юридическим лицом своему
учредителю (акционеру, участнику).
Согласно
пункту 2 статьи 715 ГК РК, договорами, исполнение которых связано с передачей
денег или вещей, определенных родовыми признаками, может предусматриваться
предоставление займа, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты,
отсрочки и рассрочки оплаты товаров (работ и услуг), если иное не установлено законодательными
актами и не противоречит существу соответствующих обязательств.
Таким
образом, с 1 июля 2020 года, индивидуальные предприниматели и юридические лица,
если они не осуществляют деятельность по предоставлению банковских займов и
микрокредитов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, могут
выдавать денежные займы только в следующих случаях:
—
в рамках условий о предоплате, отсрочке/рассрочке отплаты по
договору;
—
когда работодатель предоставляет займ своему работнику или
пенсионеру, ранее состоявшему в трудовых отношениях с данным работодателем;
—
предоставление займа юридическим лицом своему учредителю
(акционеру, участнику).
Во всех
других случаях, если индивидуальные предприниматели или юридические лица не
осуществляют деятельность по предоставлению банковских займов и микрокредитов в
соответствии с законодательством Республики Казахстан, предоставление денежных
займов гражданам запрещено и такие договоры ничтожны.
II. Краткая история принятия запрета
Согласно
досье на первый проект Закона по состоянию на апрель 2019 года, планировалось
дополнение статьи 715 ГК РК пунктом 4 следующего содержания:
«4. Гражданам
и юридическим лицам запрещается предоставление денег в виде займа другим
гражданам и юридическим лицам в качестве предпринимательской деятельности и
такие договоры являются ничтожными.
Данный запрет
не распространяется на случаи предоставления денег в виде банковских займов и
микрокредитов в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан,
предоставления денег в виде займа юридическими лицами другим юридическим лицам,
физическим лицом другому физическому лицу или юридическому лицу, предоставления
займа работодателем своему работнику.».
Согласно
разъяснениями законодателя, данную норму планировалось внести в статью 715 ГК
РК в целях регулирования уполномоченным органом любой профессиональной
деятельности в Республике Казахстан по микрокредитованию, в том числе
деятельности кредитных товариществ, онлайн-кредиторов и ломбардов.
Далее,
Национальной Палатой Предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» в целях
устранения противоречия между частью первой и части второй предлагаемого к
введению пункта 4 статьи 715 ГК РК (в части первой говорится что нельзя
выдавать займы, а в части второй — можно, без какого-либо уточнения) было
предложено уточнить данный проект Закона таким образом, что юридическое лицо
другому юридическому лицу, физическое лицо другому физическому лицу или
юридическому лицу, работодатель своему работнику может выдавать заем, если при
этом у заимодателя отсутствует цель осуществления предпринимательской
деятельности.
В итоге,
согласно досье на второй проект Закона по состоянию на май 2019 года, было
предложено дополнение к статье 715 ГК РК, указанное в текущей редакции Закона.
Введение
рассматриваемой нормы прокомментировали также в свой работе корифеи
гражданского права Ф.С. Карагусов и С.И. Климкин, которые отметили, что данные
изменения направлены «на снижение
возможного злоупотребления доверием и неосведомленностью граждан в случаях,
когда они нуждаются в заемных средствах для удовлетворения своих потребностей». Цивилисты отмечают,
что «законодательное регулирование этих вопросов последовательно
совершенствуется в целях повышения степени правовой определенности делового
оборота в данной сфере и защищенности прав граждан, в частности, в отношениях,
где они объективно выступают слабой стороной».
III.
Вопросы договоров займа, заключенных до введения в действие запрета
В связи с
введением в действие вышеописанного запрета, у многих предпринимателей резонно
возникает вопрос законности договоров займа, заключенных ими до 1 июля 2020
года.
Напомним, что
согласно статье 383 ГК РК договор должен соответствовать обязательным для
сторон правилам, установленным законодательством (императивным нормам), действующим
в момент его заключения. Если после заключения договора законодательством
устанавливаются обязательные для сторон правила иные, чем те, которые
действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют
силу, кроме случаев, когда законодательством установлено, что его действие
распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Аналогичное
правило закреплено и в статье 43 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016
года № 480-V «О правовых актах», согласно которому действие нормативного
правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в
действие, за исключением, когда обратная сила нормативного правового акта или
его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного
правового акта, а также когда последний исключает обязанности, возложенные на
граждан, или улучшает их положение.
Закон не
содержит положений об обратной силе нового пункта 2-1 статьи 715 ГК РК.
Таким
образом, рассматриваемый запрет распространяется только на вновь заключаемые
договоры займа. Договоры займа, заключенные до 1 июля 2020 года, являются
законными, остаются в силе и могут быть исполнены сторонами.
В данном
кратком обзоре мы рассмотрели вопрос введения запрета на предоставление
денежных займов физическим лицам от индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц, а также вопрос заключения соответствующих договоров.
Юристы международной
юридической фирмы INTEGRITES Kazakhstan оказывают активную
поддержку своим клиентам в решении вопросов, вызванных изменениями в
законодательство Республики Казахстан. Мы рады быть полезными и всегда готовы
предоставить оперативную и грамотную консультацию по вопросам действующих
договоров, а также разработать или провести правовую экспертизу любого
планируемого к заключению договора.
К вопросу о неконституционности отдельных положений
законодательства о договоре займа (Ф.С. Карагусов, д.ю.н., профессор, г.н.с.
НИИ частного права Каспийского университета, С.И. Климкин, к.ю.н., профессор
НАО «Университет Нархоз», г.н.с. НИИ частного права Каспийского университета), https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36154202
Источник