На форуме JuristOFF горячо обсуждался вопрос, подлежит ли регистрации в НБУ договор займа у нерезидента, если займ осуществляется в национальной валюте в наличной форме. Участники обсуждения очень резко разделились на несколько точек зрения.
Позиция 1. Регистрировать договор не надо, поскольку это требование содержится в Положении о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам (далее – Положение о займах), которое никакого отношения к займам в гривне не имеет. Но, если гривня ввозится нерезидентом в Украину, ему необходимо получать индивидуальную лицензию НБУ на основании п. «б» ч. 4 ст. 5 Декрета «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (далее – Декрет).
Позиция 2. Заключение такого договора для юрлиц в принципе невозможно по нескольким причинам. Прежде всего это ст. 7 Декрета, которая устанавливает обязательность расчетов между резидентом и нерезидентом в иностранной валюте. Кроме того, п. 1.4 Положения о займах устанавливает обязательную безналичную форму для кредитов от нерезидентов. Также в Положении об открытии и функционировании в уполномоченных банках Украины счетов банков-корреспондентов в иностранной валюте и в гривнях (далее – Положение о корсчетах) предусматривается открытие счетов для кредитования в гривне только для ЕБРР. Для физлиц же проблем не возникает и регистрация в НБУ не нужна.
Возражения к позиции 2. Ст. 7 Декрета применяется только к операциям в рамках торгового оборота. В свою очередь, согласно п. 10, 12 Раздела I Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой, займы относятся не к торговым операциям, а к операциям, связанным с движением капитала. Исходя из этой ситуации с займом нельзя опираться на вышеуказанную статью.
Аналогично п. 1.4 Положения о займах регулирует отношения с иностранной валютой, а не с гривней.
Пример же с ЕБРР не исключает возможности выдачи займов в гривне другими нерезидентами.
Мнение «Право Украины»: В целом стоит прислушаться ко второй позиции, несмотря на то, что регистрация НБУ предусмотрена только для договоров займа в инвалюте (п. 1 Указа Президента «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства»).
Между физлицами действительно такой договор осуществим без проблем.
В случае если хотя бы одна из сторон является юрлицом, все намного сложнее. Сразу можно говорить о том, что операции в наличной форме между ними сильно затруднены и ограничены суммой 10000 гривен в день (п. 2.3 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине и постановление Правления НБУ № 32 от 09.02.2005). Поэтому если займ выдается на крупную сумму, легально осуществить передачу денег будет весьма сложно.
Кроме того, сложно осуществима эта операция и по ряду других причин, в том числе упомянутых выше. Прежде всего законодательство действительно не регулирует предоставления нерезидентами займов иначе как в инвалюте (за исключением ЕБРР).
Так, Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах (далее – Инструкция о счетах) не предусматривает возможности открытия нерезидентом гривневого счета, за исключением представительств нерезидентов (счета типа «Н»). Во всех случаях счета открываются на представительства, которые имеют статус резидента. Однако п. 11.10 Инструкции о счетах жестко ограничивает цели расходования средств со счета типа «Н». Выдачи займов резидентам среди них нет.
Все остальные расчеты предполагается проводить либо через представительства, имеющие статус резидентов, либо через корреспондентские счета банков-нерезидентов в порядке ст. 7 Декрета. При этом п. 4.4 Положения о корсчетах четко ограничивает возможность списания средств нерезидентов только экспортно-импортными договорами (к которым займы не относятся). Эти нормы дополнительно подтверждены п. 3.1 постановления Правления НБУ «Об отдельных вопросах деятельности банков».
При этом вся гривневая выручка, полученная нерезидентом в Украине, зачисляется на банковские счета и, соответственно, не может быть легально передана в наличный займ.
Вывод
В целом отечественное валютное законодательство делает практически невозможным займы от нерезидентов в гривне (а тем более в наличной форме). Такие операции безболезненно могут проходить только между физлицами. Во всех остальных случаях на свой страх и риск можно попробовать заключить договор займа, однако это гарантированно повлечет за собой множество неприятностей со всевозможными контролирующими органами. И в самом лучшем случае придется очень долго отстаивать свою правоту в судах.
Источник
Кредит от нерезидента
Регистрация договора в Национальном банке Украины на получение займа/кредита в валюте от нерезидента.
Резиденты (юридические лица, физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, физические лица — граждане Украины) могут получать кредиты, займы, в том числе возвратную финансовую помощь в иностранной валюте, от нерезидентов. Но чтобы получить кредит от нерезидента, сначала следует обратиться в Национальный банк Украины для регистрации договора (получение Регистрационного свидетельства). Порой, это сделать не так просто, ведь работники НБУ отказывают в регистрации, если не соблюдены формальные требования к заключению такого типа договоров.
Если у Вас возникли трудности с оформлением договора займа, регистрацией договора займа в НБУ, мы можем помочь Вам в решении этой проблемы.
Базовые сроки выполнения услуги — 15 рабочих дней.
Стоимость юридических услуг -3 000 грн.
Платежи государству — согласно тарифов банка на момент подачи документов
Для заказа услуги по регистрации договора необходимы следующие документы:
- оригинал договора или нотариально заверенную на территории Украины копию договора на языке оригинала. Если договор заключен на иностранном языке (кроме русского), то предоставляется также его перевод на украинский язык, заверенный нотариусом;
- сообщение о договоре займа по соответствующей форме с отметкой уполномоченного банка (банк, в котором открыт текущий счет заемщика и на который будет перечислен кредит);
- оригинал письменного подтверждения от уполномоченного банка о согласии на обслуживание операций по договору займа;
- иные документы и информация, необходимые согласно законодательству.
В то же время при любых изменениях, которые изменяют данные Регистрационного свидетельства и при изменении условий договора займа необходимо своевременно вносить изменении и регистрировать их в НБУ.
В случае необходимости внесения изменений в регистрационное свидетельство необходимы следующие документы:
- копия регистрационного свидетельства и при наличии приложения к регистрационному свидетельству;
- оригиналы документов или нотариально заверенные на территории Украины копии соответствующих документов, согласно которым вносятся изменения в регистрационное свидетельство, на языке оригинала. Если документы изложенны на иностранном языке (кроме русского), то подается также их перевод на украинский язык, заверенный нотариусом;
- сообщение о договоре с учетом изменений с отметкой обслуживающего банка о подтверждении соответствия указанной в этом сообщении информации условиям договора с учетом изменений;
- оригинал письменного подтверждения на имя начальника соответствующего территориального управления о согласии уполномоченного банка на проведение операций по договору с учетом изменений;
Процедура получения Регистрационного свидетельства о регистрации договора займа от нерезидента включает в себя следующие этапы:
консультирование клиента о необходимости соблюдения законодательства при валютных операциях;
подготовка необходимого пакета документов, в частности договора займа, для подачи в НБУ;
сопровождение документов до вынесения положительного решения;
консультирование клиента по вопросам надлежащего соблюдения условий отчетности при получении Регистрационного свидетельства;
Заблаговременное обращение к специалистам нашей компании позволит сэкономить Вам деньги и время.
Источник
Общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество) получило от нерезидента Украины возвратную финансовую помощь. Как правильно оформить такую операцию и какие особенности ее налогообложения – далее.
Порядок получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов утвержден постановлением Нацбанка от 17.06.2004 г. № 270 (далее – Постановление № 270). Документом предусмотрено, что резиденты (юридические лица, физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, физлица) могут получать кредиты, займы, в том числе возвратную финансовую помощь, в иностранной валюте от нерезидентов по договорам и в порядке, установленном Постановлением № 270.
Пунктом 1.2 Постановления № 270 предусмотрено, что Общество должно привлекать кредит (заем) от нерезидента через уполномоченный банк, который дал согласие на обслуживание операций по договору. Функции обслуживающего банка может выполнять как сам банк, так и от его имени обособленное подразделение (филиал, отделение). Если договором с нерезидентом предусмотрено получение займа на счет резидента-заемщика за пределами Украины и/или погашение задолженности по такому кредиту будет осуществляться со счета резидента, открытого за пределами Украины, то резидент-заемщик должен получить индивидуальную лицензию на размещение валютных ценностей на счетах за пределами Украины.
До фактического получения средств договор займа должен быть зарегистрирован Нацбанком Украины (п. 1.7 Постановления № 270). Порядок регистрации определен главой 2 Постановления № 270.
За непроведение регистрации договора займа приказом Президента Украины «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» от 27.06.1999 г. № 734/99 предусмотрены штрафные санкции в сумме, эквивалентной 1% полученного займа и перечисленного в национальную валюту Украины по официальному обменному курсу Национального банка Украины (далее − НБУ) в день получения займа, с последующей обязательной регистрацией указанных договоров.
Пунктом 2.11 Постановления № 270 также предусмотрено предоставление заемщиком ежемесячной отчетности об операциях по договору. Форма и порядок заполнения такой отчетности определены постановлением НБУ от 01.03.2016 г. № 129 (Отчет о привлечении и обслуживании кредита по договору с нерезидентом, форма № 503 (месячная).
Налогообложение операций по получению беспроцентного займа (возвратной финансовой помощи)
Налог на прибыль предприятий
По своей сути получение займа (ст. 1046 Гражданского кодекса Украины) не приводит к увеличению собственного капитала, но увеличивает обязательства. Следовательно, операции по получению займа (возвратной финансовой помощи) не влияют на финансовый результат Общества.
Разделом ІІІ Налогового кодекса Украины (далее − НКУ) не предусмотрены разницы, которые влияют на финансовый результат по операциям с получения и возврата беспроцентного займа (возвратной финансовой помощи), в т. ч. нерезидентам.
Налог на добавленную стоимость
Операция по предоставлению денежного займа юрлицом (заимодавцем)/получение займа от нерезидента не подпадает под определение операций по поставке товаров/услуг, поэтому налог на добавленную стоимость по такой операции не начисляется.
В частности, в соответствии с пп. 196.1.5 НКУ не являются объектом налогообложения операции по привлечению и возврату средств по договорам займа.
Единый налог
Для плательщиков единого налога 3 группы суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, не являются объектом обложения единым налогом (пп. 3 п. 292.11 НКУ).
Источник
В своей хозяйственной деятельности юридические и физические лица СПД – резиденты Украины достаточно часто используют заемные средства, полученные от нерезидентов. Вопросов и нюансов, возникающих в процессе получения кредитов и налогообложении данных операций, всегда было много. Даже после принятия Налогового кодекса Украины и множества изменений к нему, операции по получению кредитов от нерезидентов и последующий возврат им заемных средств требуют к себе повышенного внимания.
Возможность получения кредитных ресурсов от нерезидентов, в том числе нефинансовых учреждений, предусмотрена Положением «О порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставление резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам» №270.
В соответствии с п.1.1 гл.1 р. I Положения № 270 резиденты юридические лица, физические лица СПД, физические лица имеют право получать кредиты, займы в иностранной валюте, в том числе возвратную финансовую помощь в иностранной валюте от нерезидентов для использования их по целевому назначению, определенному договором. Согласно п.1.4 резиденты получают и погашают кредиты только в безналичной форме.
Нерезиденту – заемщику необходимо учитывать, что проценты по такому кредитному договору (договору займа) согласно п.1.11 гл.1 р.1 Положения №270 ограничены размером максимальной процентной ставки.
Согласно п. 1.7 Положения № 270 договоры, предусматривающие выполнение резидентами долговых обязательств в иностранной валюте перед нерезидентами по привлеченным от нерезидентов кредитам, ссудам (с уплатой процентов за пользование или без такой уплаты) до получения кредита подлежат обязательной регистрации Национальным банком Украины с выдачей резидентам-заемщикам регистрационных свидетельств.
В части последнего требования были внесены изменения, которые вступили в силу в ноябре 2012 г. и включают следующее:
Резиденты — заемщики обязаны подавать уведомление о договоре в бумажном или электронном виде в обслуживающие их банки. Также подаются оригиналы кредитного договора и связанных с ним документов. Обслуживающий банк проверяет документы и в электронной форме направляет в территориальное управление НБУ уведомление с отметкой обслуживающего банка и подтверждение о согласии уполномоченного банка на обслуживание операций по договору.
Территориальное отделение вносит сведения о регистрации договора в электронный реестр уведомлений о договорах и выдает резиденту-заемщику уведомление с отметкой о регистрации договора.
За нарушение требования о регистрации кредита в ст. 2 Указа Президента Украины от 27.06.99 г. № 734/99 «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» предусмотрен штраф в сумме, эквивалентной 1% размера полученного кредита, займа пересчитанной в гривнах по курсу НБУ на день получения кредита, займа с последующей обязательной регистрацией.
Что касается налогового учета, то основная сумма полученного кредита, займа не учитывается для определения объекта налогообложения, то есть не отображается ни в составе доходов, ни в составе расходов (пп153.4.1, 153.4.2 пункта 153.4 статьи 153 Налогового кодекса Украины).
Здесь нужно учесть, что именно Налоговый кодекс содержит понятия «финансовый кредит» и «заем».
Согласно подпункта 14.1.258 пункта 14.1 статьи 14 НКУ финансовый кредит — это средства, которые предоставляются банком-резидентом либо нерезидентом, который квалифицируется как банковское учреждение согласно законодательства страны пребывания нерезидента, либо резидентами и нерезидентами, которые имеют, согласно с соответствующим законодательством статус небанковских учреждений, а также иностранным государством или его официальными агентствами, международными финансовыми организациями и иными кредиторами – нерезидентами юридическому либо физическому лицу на определенный срок для целевого использования и под процент.
Согласно подпункта 14.1.267 НКУ займ — это денежные средства, предоставляемые резидентами, являющимися финансовыми учреждениями, или нерезидентами, кроме нерезидентов, имеющих оффшорный статус, заемщику на определенный срок с обязательством их возвращения и уплатой процентов за пользование суммой займа.
В своем письме от 06.05.2011 г. № 12818/7/15-03-17 ГНАУ приходит к выводу, что на займы от нерезидента-оффшорника не распространяются правила о невключении сумм их поступлений в доходы, установленные в пп. 136.1.20 и 153.4.1 НКУ. Т.е. при получении таких заимствований следует формировать налоговые доходы также как при получении возвратной финансовой помощи от неплательщиков налога на прибыль согласно пп. 135.5.5 НКУ.
Однако такие выводы противоречат нормам НКУ.
Определение возвратной финансовой помощи приведено в пп. 14.1.257 НКУ, из которого следует, что ее получение не предполагает начисление и выплату в пользу кредитора (заимодателя) процентов или других видов компенсаций.
Еще одно мнение налоговых органов отражено в ЕБНЗ (подкатегория 110.29.01) по поводу налогообложения займа, полученного от нерезидента с оффшорным статусом, где говорится о том, что такой займ включается в доходы налогоплательщика на основании ст.135, пп135.5.15 как прочие доходы, а включение суммы возврата займа в расходы законодательством не предусмотрено.
И хотя заимствование от нерезидента из оффшора действительно не подпадает под определение термина «заём», однако может подпадать под определение термина «финансовый кредит» (средства, предоставляемые другими кредиторами-нерезидентами юридическому или физическому лицу на определенный срок для целевого использования и под процент – пп. 14.1.258 НКУ).
В соответствии с пп. 138.10.5 НКУ в прочие расходы включаются финансовые расходы, к которым относятся расходы на начисление процентов (за пользование кредитами и займами, по выпущенным облигациям и финансовой аренде) и другие расходы предприятия в пределах норм, установленных Кодексом, связанные с заимствованиями (кроме финансовых расходов, которые включены в себестоимость квалификационных активов в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета).
Однако при включении процентов в расходы нужно учитывать ограничения.
Во-первых, должна быть связь между привлеченным кредитом и хозяйственной деятельностью предприятия.
Следующее ограничение — это проценты, которые подлежат капитализации согласно правилам, установленным П(С)БУ 31 «Финансовые расходы».
Резиденты, которые получили кредит от нерезидента, который является участником предприятия и обладает долей в размере 50 и более процентов корпоративных прав, включают в расходы проценты с ограничениями, изложенными в ст. 141 НКУ.
Отнесение в состав расходов начисления процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам в пользу таких нерезидентов и связанных с ними лиц разрешается в сумме, не превышающей сумму доходов такого налогоплательщика, полученную в течение отчетного периода в виде процентов от размещения собственных активов, увеличенную на сумму, равную 50 процентам налогооблагаемой прибыли отчетного периода, без учета суммы таких полученных процентов.
Здесь нужно обратить внимание, что определение суммы процентов, которые могут быть включены в состав налоговых расходов, идентичен определению изложенному в п. 5.5 ст.5 Закона о прибыли. В то же время конкретный порядок налогообложения процентов отличается от прежнего. Для расчета лимита процентов, которые можно включить в расходы используются два показателя:
• доход в виде полученных процентов от размещения собственных активов;
• 50% налогооблагаемой прибыли без учета сумм таких доходов в виде полученных процентов.
В Законе о прибыли пп. 5.5.4 описывается алгоритм определения налогооблагаемой прибыли без учета процентов: скорректированный валовой доход без учета дохода, полученного в виде процентов, уменьшался на валовые расходы, рассчитанные без начисленных (выплаченных) процентов.
В НКУ лимит процентов рассчитывается с учетом только 50% налогооблагаемой прибыли отчетного периода, без учета суммы таких полученных процентов, т.е. из расходов не вычитываются проценты в пользу кредиторов.
Проценты, которые, отвечают требованиям пункта 141.1 статьи 141, но не включенные в состав издержек производства (обращения) согласно положениям пункта 141.2 подлежат переносу на результаты будущих налоговых периодов с сохранением ограничений, предусмотренных пунктом 141.2.
В отношении процентов, начисленных в пользу нерезидентов, следует рассмотреть вопрос, относительно процентов, начисленных в пользу нерезидентов из оффшоров. В вышеупомянутом письме ГНАУ от 06.05.2011 г. № 12818/7/15-03-17 делает вывод, что проценты по займам, полученному от нерезидента из оффшора, не могут включаться в налоговые расходы, в связи с тем, что получение займа от такого нерезидента не подпадает под определение термина «заём», приведенное в пп. 14.1.267 НКУ. А так как в пп. 138.10.5 НКУ сказано, что в расходы включаются финансовые расходы, к которым относятся расходы по начислению процентов за пользование кредитами и займами, то проценты по заимствованиям, которые не являются займами и кредитами, в налоговые расходы не включаются.
В ЕБНЗ (подкатегория 110.29.01), относительно отражения в налоговом учете кредита, полученного от нерезидента из офшора, говорится о том, что сумма кредита, полученного от нерезидента, имеющего оффшорный статус, не учитывается при определении объекта налогообложения. При этом в случае выплаты таким нерезидентам процентов по вложениям и кредитам, то есть за полученные финансовые услуги, состав расходов определяется в порядке, определенном ст. 141 НКУ, с учетом ограничений, установленных положениями п. 161.2 ст. 161 НКУ».
П.161.2 ст.161 посвящен определению величины расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с заключением договоров с нерезидентом, имеющим оффшорный статус. Согласно этого пункта расходы налогоплательщиков на оплату стоимости приобретенных у таких нерезидентов товаров (работ, услуг) включаются в состав их расходов в сумме, составляющей 85 процентов стоимости этих товаров (работ, услуг).
Исходя из вышеизложенного, можем сделать вывод, что предоставление кредита – это финансовая услуга, а проценты – плата за эту услугу. Однако операции по предоставлению финансовых кредитов под процент по украинскому гражданскому законодательству не относятся к предоставлению услуг. Уплата процентов по займу или кредиту не является платой за товар или услугу (это платеж), поэтому ограничение, установленное п.161.2 НКУ, в данном случае применяться не должно.
Скорее всего, налогоплательщикам, которые включают в налоговые расходы 100 %, а не 85 % от суммы процентных платежей в пользу нерезидентов с оффшорным статусом, свою точку зрения придется доказывать в суде.
Важным моментом в налогом учете кредитов и займов является дата признания расходов по процентам. Согласно пп. 138.5.2 п 138.5 статьи 138 Налогового кодекса Украины эта дата определяется в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
Источник