lenok-45
спросил
25 апреля 2014 в 16:31
14192 просмотра
Наша деятельность попадает под Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» код ОКВЭД 70.31,3 «Предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества»
Росфинмониторинг заитересовался займами от учредителя (физического лица) свыше 600 тыс. рублей. Помогите разобраться, что займы от учредителя попадают под мониторинг.
Добрый день!
Когда Вы задаёте вопрос, не забывайте, пожалуйста, о правилах форума. Напомню: мы стремимся создать на нашем форуме доброжелательную атмосферу. Поэтому у нас принято здороваться, а также говорить «спасибо» и «пожалуйста». Уважительное отношение к форумчанам, экспертам и модераторам — требование правил форума.
Здравствуйте.
Процентные займы не подлежат контролю в соответствии со ст. 6 Закона № 115-ФЗ» О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»
Читаем ст. 6 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ :
Цитата:1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она
совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в
иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по
своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов
операций:
…предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
Цитата:Вопрос: Физическое лицо — учредитель предоставляет российской организации
беспроцентный заем. Обязана ли организация по запросу представить в банк
договор займа для определения банком, будет ли эта сделка подлежать
обязательному контролю в целях предупреждения, выявления и пресечения
деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных
преступным путем, и финансированием терроризма?
Ответ: По нашему мнению, при получении организацией беспроцентного займа от
учредителя — физического лица организации следует представить по запросу
в кредитную организацию документы (в частности, договор займа), на
основании которых кредитная организация сможет определить, относится
проводимая операция к операциям, подлежащим обязательному контролю, или
нет.
Обоснование: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в частности, к следующему виду операции: предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю
операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). Согласно ст. 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, кредитные организации.В Информационном письме от 21.02.2005 N 7 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма» Банк России информирует кредитные организации, что при получении платежного поручения о переводе денежных средств получателю в рамках договора займа в целях выявления операции,
подлежащей обязательному контролю, следует запросить у юридического лица(заимодавца) документы, на основании которых кредитная организация сможет определить, относится проводимая операция к операциям, подлежащим
обязательному контролю, или нет (то есть документы, в частности договор займа, в которых содержится информация об условиях, на которых заем предоставляется). И напоминает кредитным организациям, что в случае непредставления клиентом запрошенных документов кредитная организация вправе в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ отказать в выполнении распоряжения клиента о совершенииоперации, за исключением операций по зачислению денежных средств,
поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона N 115-ФЗ.При этом в Письме от 11.04.2006 N 12-1-3/804 Банк России указывает, что исходя из буквального толкования нормы пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ операция по предоставлению физическим лицом беспроцентного займа юридическому лицу не относится к категории
операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ.Однако в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу N А03-16121/2009 суд указал организации, что из анализа норм Закона N 115-ФЗ следует, что операции по предоставлению физическим лицом беспроцентного займа юридическому лицу относятся к категориям операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с указанным Законом. Факт того, что физическое лицо, предоставившее в рассматриваемом случае обществу беспроцентный заем, является его директором и участником, в
силу указанного Закона не является обстоятельством, исключающим необходимость осуществления
контроля за данной операцией со стороны контролирующего органа. При этом ссылка на Письмо Банка России N 12-1-3/804 несостоятельна, поскольку указанный документ не носит нормативного характера и является разъяснением по конкретному
запросу, в установленном действующим законодательством порядке опубликован не был.По нашему мнению, организации следует представить в кредитную организацию документы (в частности, договор займа), на основании которых кредитная
организация сможет определить, относится проводимая операция к операциям, подлежащим обязательному контролю, или нет.
М.М.Яковлева ООО «М-СТАЙЛ» Региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс 02.06.2013
Источник
- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
265919 апреля 2013
В гражданском законодательстве нет ограничения по сумме выдаваемого и полученного займа. Однако, при передаче беспроцентного займа организации в сумме, превышающей 600 000 рублей, надо быть готовым к контролю данной сделки со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу. Если организация выдает займы в безналичной форме, то нарушений здесь нет.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Рекомендация: Как оформить получение займа(кредита)
Организация может получить деньги (имущество) во временное пользование:*
– по договору займа (п. 1 ст. 807 ГК РФ);
– по кредитному договору (п. 1 ст. 819 ГК РФ).
По общему правилу к кредитному договору применяются правила, которые распространяются на договор займа (п. 2 ст. 819 ГК РФ).
Однако между этими договорами есть существенные различия.
Различия между кредитным договором и договором займа
1. Кредит деньгами может выдать только банк или кредитная организация (п. 1 ст. 819 ГК РФ). Денежный заем можно получить от любого гражданина, предпринимателя или организации (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
2. Денежные кредиты организация может получить (вернуть) только в безналичном порядке (п. 2, 3 Положения Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П). На выдачу (возврат) займов такое ограничение не распространяется (п. 1 ст. 810 ГК РФ). Аналогичное положение действует в отношении уплаты процентов. За пользование денежным кредитом организация вправе рассчитываться только по безналу (п. 1 ст. 819 ГК РФ, п. 3.3. Положения Банка России от 26 июня 1998 г. № 39-П). Проценты по займу можно выплачивать как деньгами, так и имуществом (п. 1 ст. 809 ГК РФ).
3. Договор денежного кредита может быть только процентным (п. 1 ст. 819 ГК РФ). По договору займа деньги могут выдаваться без условия об уплате процентов (п. 1 ст. 809 ГК РФ).
4. Договор товарного кредита признается беспроцентным лишь в том случае, если об этом прямо сказано в его тексте (п. 1 ст. 819 ГК РФ). Договор займа в натуральной форме является таковым по умолчанию (п. 3 ст. 809 ГК РФ).
Формы предоставления займа (кредита)
Заем (кредит), предоставленный организации, может быть денежным или имущественным (заем в натуральной форме, товарный кредит).
Это следует из положений статей 807, 809, 819, 822 Гражданского кодекса РФ.
Условия договора займа (кредита)
Независимо от суммы договор займа (кредитного договора), в котором организация выступает в качестве заемщика (кредитора), заключите его в письменной форме (п. 1 ст. 808, ст. 820 ГК РФ). Данное соглашение считается заключенным с момента передачи денег или других вещей по нему (п. 1 ст. 807 ГК РФ).*
Размер процентов по займу (кредиту) можно указать в договоре. Если такой оговорки нет, организация должна выплатить заимодавцу проценты по ставке рефинансирования, действующей на дату возврата (всей суммы займа (кредита) или его части).
Порядок уплаты процентов тоже можно предусмотреть в договоре. Но если это условие отсутствует, организация должна выплачивать проценты ежемесячно до полного погашениязайма (кредита).
Если заимодавец (кредитор) предоставит беспроцентный заем (кредит), это условие должно быть прямо указано в договоре (исключение – заем, выданный в натуральной форме, по умолчанию он является беспроцентным).
Это следует из положений статьи 809, пункта 2 статьи 819 Гражданского кодекса РФ.
При выдаче займа деньгами заимодавец может перевести сумму займа на банковский счет (в безналичном порядке) или выплатить ее наличными (п. 1 ст. 810 ГК РФ). Получить денежный кредит организация может только в безналичной форме (п. 2 Положения Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П).
Внимание:* при получении займа от организаций или предпринимателей наличными деньгами соблюдайте лимит расчетов наличными.
Максимальный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб. Данный лимит действует в отношении расчетов по одному договору:*
– между организациями;
– между организацией и предпринимателем.
Об этом сказано в пункте 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У.
За несоблюдение лимита расчетов наличными предусмотрена административная ответственность по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Размер штрафа составляет:*
– для руководителя – от 4000 руб. до 5000 руб.;
– для организации – от 40 000 руб. до 50 000 руб.
Уведомление банком службы по финансовому мониторингу
О получении организацией займа (кредита) в безналичной форме в сумме не менее 600 000 руб. банки должны уведомить службу по финансовому мониторингу. Это происходит в случаях:*
– если организация получила беспроцентный заем;
– если одной из сторон договора займа (кредита) является организация или гражданин, которые имеют регистрацию, местожительство или местонахождение в государстве (на территории), которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
– одной из сторон договора займа (кредита) является лицо, которое владеет счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
Перечень таких государств (территорий) устанавливает Правительство РФ.
Об этом сказано в статье 6 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, письме Банка России от 11 апреля 2006 г. № 12-1-3/804.
Возврат займа (кредита)
Организация обязана вернуть полученный заем (кредит) в срок и в порядке, предусмотренном договором. Если срок возврата не установлен, организация должна вернуть заем не позднее чем через 30 дней, после того как заимодавец (кредитор) предъявил такое требование.
Беспроцентный заем (кредит) организация вправе вернуть досрочно. Досрочный возврат процентных займов (кредитов) допускается только с согласия заимодавца (кредитора).
Такой порядок установлен статьей 810 и пунктом 2 статьи 819 Гражданского кодекса РФ.
Возвращен денежный заем может быть наличными или в безналичном порядке (п. 1 ст. 810 ГК РФ). Вернуть кредит, полученный деньгами, можно только по безналу (п. 2, 3 Положения Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П).
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
Статьи по теме в электронном журнале
Источник
Продукты и услуги
Информационно-правовое обеспечение
ПРАЙМ
Документы ленты ПРАЙМ
Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 21 сентября 2010 г. № 7 «О разъяснении отдельных вопросов, по предоставлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, связанных с помещением драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, а также с предоставлением юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам»
Обзор документа
Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 21 сентября 2010 г. № 7 «О разъяснении отдельных вопросов, по предоставлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, связанных с помещением драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, а также с предоставлением юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам»
Справка
1. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) операцией, подлежащей обязательному контролю, является непосредственно помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающую ее, в ломбард.
При этом в Федеральном законе № 115-ФЗ не содержится каких-либо изъятий в отношении цели помещения вышеперечисленных предметов (ценностей) в ломбард.
В этой связи, принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» помещение ценностей может осуществляться гражданами как в целях получения краткосрочных займов, так и в целях хранения, операциями, подлежащими обязательному контролю, являются операции, совершаемые и по договору займа, и по договору хранения.
При этом суммой операции будет являться непосредственно сумма оценки имущества, равная или превышающая 600 000 рублей либо равная сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающая ее, указываемая соответственно в залоговом билете или сохранной квитанции, являющимися бланками строгой отчетности в соответствии с указанным законом.
Учитывая изложенное, при заполнении организацией формы 4-СПД в соответствии с Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 05.10.2009 № 245, в поле № 119 «Сумма операции в рублевом эквиваленте» необходимо указывать сумму оценки имущества, а в поле № 126 «Дополнительная информация» указывать сумму фактически выданного займа.
2. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ сделка по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Пунктом 1 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей заемщику, т.е. датой операции, подлежащей обязательному контролю, будет являться дата документа, подтверждающего фактическую передачу/перечисление денежных средств на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающую ее.
В том случае, если суммы отдельных платежей, совершаемых в рамках одного договора беспроцентного займа, менее 600 000 рублей либо менее суммы в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, а общая сумма нескольких платежей равна или превышает указанную сумму, то соответствующая информация должна представляться следующим образом. Каждый раз, когда сумма платежей будет равна или превысит 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, либо превысит ее, организациям необходимо представлять сведения как об операциях, подлежащих обязательному контролю.
При этом в сообщении по форме 4-СПД в поле № 121 «Основание совершения операции» указываются номер, дата и вид договора, и, при наличии, общая сумма договора. В поле № 122 «Назначение платежа» указываются реквизиты всех обосновывающих и подтверждающих документов, на основании которых осуществлялись операции с денежными средствами или иным имуществом, по которым сумма платежей составила или превысила 600 000 рублей либо была равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превысила ее.
В поле № 126 «Дополнительная информация» при направлении последующих сообщений заполняются сведения об общей сумме платежей, осуществленных по договору на дату формирования сообщения, и сведения о номерах сообщений, ранее представленных по указанному договору.
Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 21 сентября 2010 г. № 7 «О разъяснении отдельных вопросов, по предоставлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, связанных с помещением драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, а также с предоставлением юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам»
Текст информационного письма официально опубликован не был
Обзор документа
«Антиотмывочным» законодательством предусмотрены операции, подлежащие обязательному контролю.
Речь идет, в частности, о помещении в ломбард драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них, лома или иных ценностей на сумму, равную или превышающую 600 тыс. руб. (эквивалентную в иностранной валюте).
Граждане могут помещать ценности в различных целях, в том числе для получения краткосрочных займов, хранения.
При заполнении формы 4-СПД в поле N 119 «Сумма операции в рублевом эквиваленте» необходимо указывать сумму оценки имущества, а в поле N 126 «Дополнительная информация» — размер выданного займа.
Также контролируются сделки по предоставлению на ту же сумму беспроцентных займов юрлицами, не являющимися кредитными организациями.
Момент совершения операции — это дата документа, подтверждающего перечисление средств.
Возникают ситуации, когда суммы отдельных платежей составляют менее 600 тыс. руб., а общая — равна этому пределу или превышает его. В этом случае сведения представляются следующим образом.
Каждый раз, когда сумма платежей будет равна или превысит 600 тыс. руб., организациям необходимо представлять сведения как об операциях, подлежащих обязательному контролю.
При этом в сообщении по форме 4-СПД в поле N 121 «Основание совершения операции» указываются номер, дата и вид договора, общая сумма (при наличии). В поле N 122 «Назначение платежа» отражаются реквизиты всех обосновывающих и подтверждающих документов.
В поле N 126 «Дополнительная информация» при направлении последующих сообщений указываются данные о номерах ранее представленных и сведения об общей сумме платежей.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник