Ставки НДФЛ в 2018 году. Когда организации (российские и иностранные) налоговыми агентами по налогу на прибыль не признаются? Как учесть при расчете налога на прибыль получение займа?
Вопрос: ООО зарегистрировано на российского гражданина. Средств уставного капитала не хватит для текущих расходов. Если получить процентный займ от иностранного лица, какими налогами это будет облагаться и какие риски возникают со стороны контролирующих органов?
Ответ: По вопросу налогообложения сумм полученного займа
На расчет налога на прибыль деньги, полученные по договору займа и возвращенные обратно, не влияют. Их не нужно включать ни в состав доходов (подп. 10 п. 1 ст. 251 НК), ни в состав расходов (п. 12 ст. 270 НК).
По вопросу учета процентов по предоставленному займу
Организация-заемщик может учитывать начисленные проценты в составе внереализационных расходов без ограничений из фактической ставки, которая предусмотрена условиями сделки. Исключение – проценты по контролируемым сделкам: в расходах при расчете налога на прибыль можно учесть проценты, которые рассчитаны из предельной величины (подпункт 2 пункта 1 статьи 265, статьи 269 НК).
По вопросу возникновения обязанностей налогового агента по налогу на прибыль и НДФЛ
Проценты по займу, которые российская организация выплачивает иностранному кредитору-юридическому лицу, – это его доход, который облагается налогом на прибыль (подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ). Налог на прибыль с этого дохода должна удержать и перечислить в бюджет российская организация – плательщик. Исключение – ситуация, когда у иностранного получателя есть представительство в России и доход связан с его деятельностью. Тогда иностранная организация платит налог сама.
Обязанности налогового агента по налогу на прибыль исполнять не придется, если выплачивают доходы, которые не облагаются налогом на прибыль в соответствии с международными договорами (подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ).
Если организация получила процентный заем от иностранного гражданина, то при уплате ему процентов у него возникнет налогооблагаемый доход (подп. 1 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК). В этом случае у организации возникает обязанность налогового агента по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК). С дохода, выплаченного заимодавцу, рассчитайте и удержите НДФЛ по ставке 30%, если международным соглашением об избежании двойного налогообложения не предусмотрена пониженная ставка или полное освобождение от налога (п. 2 ст. 226 НК, п. 3 ст. 224).
Обоснование
Как учесть при налогообложении операции по получению займа (кредита). Организация применяет общую систему налогообложения
Налог на прибыль
Как учесть при расчете налога на прибыль получение займа
На расчет налога на прибыль деньги (имущество), полученные по договору займа (кредита) и возвращенные обратно, не влияют. Их не нужно включать ни в состав доходов (подп. 10 п. 1 ст. 251 НК), ни в состав расходов (п. 12 ст. 270 НК).
При получении процентного займа (кредита) сумму процентов, подлежащую к уплате, включите в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК). При этом соблюдайте ограничения, установленные статьей 269 НК. Расчет процентов, которые включили в расходы в налоговом учете, подтвердите бухгалтерской справкой.
Подробнее об учете процентов см. Как учесть при налогообложении проценты по полученному займу (кредиту).
НДФЛ и страховые взносы
Если организация получила процентный заем от сотрудника (или другого гражданина), то при уплате ему процентов у человека возникнет налогооблагаемый доход (подп. 1 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209 НК). В этом случае у организации возникает обязанность налогового агента по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК). С дохода, выплаченного заимодавцу, рассчитайте и удержите НДФЛ (п. 2 ст. 226 НК).
Как учесть при налогообложении проценты по полученному займу или кредиту
Как учесть расходы на ОСНО
Организации могут учитывать начисленные проценты в составе внереализационных расходов без ограничений из фактической ставки, которая предусмотрена условиями сделки. Данное правило применяйте к процентам по займам и кредитам независимо от даты их получения. Исключение – проценты по контролируемым сделкам.
Это следует из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 265, статьи 269 НК и разъяснено в письмах Минфина от 15.07.2015 № 03-01-18/40737 и от 13.01.2015 № 03-03-06/1/69460.
При каких условиях проценты по займу (кредиту) можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль
Налогооблагаемую прибыль можно уменьшить лишь на обоснованные, документально подтвержденные и направленные на получение дохода расходы. Это означает, что в расходах можно признать только проценты, которые:
организация выплачивает по займу, взятому на коммерческие нужды. Заемные средства должны быть использованы для получения дохода. Например, проценты по займу, который был взят для оказания благотворительности, в расходах учесть нельзя (письмо Минфина от 16.03.2011 № 03-03-06/1/140). Проценты по займу, который взяли на покупку производственного оборудования, можно учесть в расходах (письмо Минфина от 19.07.2010 № 03-03-06/1/466);
подтверждены правильно оформленными документами. Например, договором, выпиской банка – в подтверждение получения денег от заимодавца, приходным ордером – если заем был получен имуществом, и т. д.
Такие требования указаны в пункте 1 статьи 252 НК.
Лимит по контролируемым сделкам
По долговым обязательствам в контролируемой сделке организация вправе учесть при расчете налога на прибыль проценты, рассчитанные исходя из фактической ставки, но только если эта ставка меньше максимального значения интервала предельных значений.
Предельные значения процентных ставок по долговым обязательствам могут быть привязаны:
к ключевой ставке ЦБ ;
международным ставкам EURIBOR, SHIBOR, ЛИБОР.
Все зависит от того, в какой валюте оформлены обязательства. Так, например, для договора в евро установлен интервал от ставки EURIBOR + 4% до ставки EURIBOR + 7%. Подробнее об этом см. таблицу.
Это следует из положений абзаца 3 пункта 1, пунктов 1.1, 1.2 статьи 269 НК.
Обобщенную информацию о ставках EURIBOR, ЛИБОР можно посмотреть на специализированных сайтах, например www.global-rates.com. А данные по ставке SHIBOR – на сайте www.shibor.org.
Если же данное условие не выполняется, то в расходах учтите проценты, рассчитанные исходя из фактической ставки, но с учетом положений раздела V.1 НК. То есть в пределах суммы, рассчитанной исходя из максимального значения интервала рыночной цены (процентной ставки) аналогичного займа (кредита).
Такой порядок установлен пунктом 1.1 статьи 269 НК.
Информацию о рыночной цене (процентной ставке) аналогичных займов и кредитов можно получить, например:
из бухгалтерской и статистической отчетности других организаций;
из сведений по кредитам нефинансовым организациям, которые размещены на сайте Банка России.
Подробнее об этом читайте рекомендацию Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг).
Если сделка не признается контролируемой между взаимозависимыми лицами в силу пункта 4 статьи 105.14 НК, проценты по долговым обязательствам можно учитывать в пределах лимита. Такие разъяснения содержит письмо Минфина от 09.02.2016 № 03-01-18/6665.
Какую использовать ключевую ставку ЦБ (ставки EURIBOR, SHIBOR, ЛИБОР) для расчета предельных значений процентных ставок по займу (кредиту)
Размер ключевой ставки (EURIBOR, SHIBOR, ЛИБОР) для расчета предельных значений процентных ставок определяйте исходя из условий договора займа (кредита).
Если установлена фиксированная ставка, то примените ключевую ставку (EURIBOR, SHIBOR, ЛИБОР), действующую на дату получения займа (кредита) на расчетный счет или в кассу. В случае получения займа (кредита) частями нужно исходить из ключевой ставки (EURIBOR, SHIBOR, ЛИБОР), действующей на дату получения каждой его части (подп. 1 п. 1.3 ст. 269 НК).
В договоре предусмотрено изменение процентной ставки? Тогда применяйте ключевую ставку (EURIBOR, SHIBOR, ЛИБОР), действующую в день начисления процентов (подп. 2 п. 1.3 ст. 269 НК). При этом если ключевая ставка (EURIBOR, SHIBOR, ЛИБОР) в следующем отчетном периоде изменится, пересчет предельных значений процентных ставок за предыдущие отчетные периоды не производите.
В отношении интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в иностранной валюте применяйте ставку EURIBOR (SHIBOR, ЛИБОР) на срок, в наибольшей степени соответствующий или приближенный к сроку займа (кредита) по договору. Это следует из положений подпункта 3 пункта 1.3 статьи 269 НК и разъяснено в письме Минфина от 17.09.2015 № 03-03-06/2/53558.
Как рассчитать итоговую сумму процентов по полученному кредиту, которую можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль. Сделка контролируемая
По долговым обязательствам в контролируемой сделке итоговую сумму процентов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль в полной сумме, когда процентная ставка:
меньше максимального значения интервала предельных значений;
больше максимального значения интервала предельных значений и меньше максимального значения интервала рыночной цены аналогичного займа (кредита),
рассчитайте с помощью формулы:
Если процентная ставка больше максимального значения интервала предельных значений и больше максимального значения интервала рыночной цены аналогичного займа (кредита), то сумму процентов, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, определяйте по формуле:
То, что в расчете нужно использовать фактическое число календарных дней в году – 365 (366), представители Минфина подтвердили в письме от 16.01.2012 № 03-03-06/1/16.
Какую сумму процентов учесть в расходах
По общему правилу начисленные проценты учтите в расходах без ограничений, исходя из фактической ставки, предусмотренной условиями сделки. Если же сделка признается контролируемой, то в расходах при расчете налога на прибыль можно учесть проценты, которые рассчитаны из предельной величины.
Это следует из положений статьи 269 НК.
Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль
Кто должен выполнять обязанности налоговых агентов
Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны выполнять:
российские организации, в том числе плательщики ЕСХН (п. 4 ст. 346.1 НК РФ), единого налога при упрощенке (п. 5 ст. 346.11 НК РФ), ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ, письмо Минфина России от 16 мая 2005 г. № 03-03-02-04/1/121);
иностранные организации, имеющие постоянные представительства в России (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК РФ).
С каких доходов нужно удержать налог на прибыль
Обязанность удержать налог на прибыль зависит от того, какие доходы выплачивает организация.
Российские налоговые агенты
Когда российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль
Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:
дивидендов российским и иностранным организациям;
процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам иностранным организациям, у которых нет в России постоянных представительств (за некоторым исключением);
доходов иностранным организациям, у которых есть постоянные представительства в России (если доходы не связаны с деятельностью этих представительств;
отдельных видов доходов иностранным организациям, у которых нет в России постоянных представительств.
Это следует из положений пункта 3 статьи 275, пункта 5 статьи 286, пункта 1 статьи 309, пункта 1 статьи 310 Налогового кодекса РФ.
Перечень налогооблагаемых доходов, полученных иностранными организациями, у которых нет в России постоянных представительств, приведен в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ. В него входят:
дивиденды (участнику российской организации);
доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества российской организации (в т. ч. при ее ликвидации);
проценты по долговым обязательствам любого вида, включая государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги;
Когда не нужно исполнять обязанности налоговых агентов
Когда организации (российские и иностранные) налоговыми агентами по налогу на прибыль не признаются
При выплате доходов иностранным контрагентам организации (как российские, так и иностранные) не должны удерживать налог на прибыль:
если такие доходы квалифицируются как не приводящие к образованию у иностранной организации постоянного представительства (п. 2 ст. 309 НК РФ). Например, оплата единичной услуги, оказанной российскому заказчику иностранной организацией, которая не ведет в России никакой предпринимательской деятельности;
если уведомлены, что выплачиваемый доход квалифицируется как доход постоянного представительства иностранной организации (подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ). В этом случае иностранная организация заплатит налог на прибыль самостоятельно;
если выплачивают доходы, облагаемые налогом на прибыль по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 310 НК РФ);
если выплачивают доходы, связанные с выполнением соглашений о разделе продукции (подп. 3 п. 2 ст. 310 НК РФ);
если выплачивают доходы, которые не облагаются налогом на прибыль в соответствии с международными договорами (подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ). При этом необходимо, чтобы эта иностранная организация имела фактическое право на получение дохода. То есть чтобы она могла самостоятельно пользоваться или распоряжаться доходом или чтобы другое лицо распоряжалось доходом в ее интересах (п. 2 ст. 7 НК РФ);
если выплачивают процентные доходы по долговым обязательствам, перечисленным в подпунктах 7 и 8 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса РФ.
С 1 января 2017 года, выплачивая доходы, которые не облагаются налогом по международным договорам, российские налоговые агенты должны подтверждать права иностранной организации на льготы. Для этого иностранная организация обязана представить агенту документы, подтверждающие, что она является фактическим получателем доходов. Это следует из пункта 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ. В Налоговом кодексе состав таких документов не определен, поэтому в письме от 19 декабря 2016 № 03-08-05/75998 Минфин России привел их примерный перечень и пояснил, что подтвердить право на льготу иностранная организация может и другими подходящими документами.
Иностранная организация – получатель дохода может не платить налог, если действует международное соглашение. В этом случае, чтобы воспользоваться льготой, она должна подтвердить свое постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен международный договор. Если нормы международного соглашения не применяются, такое подтверждение не нужно (письмо Минфина России от 11 июля 2017 № 03-08-05/43967).
Как удержать налог
Порядок расчета и удержания налога на прибыль налоговым агентом зависит:
от вида выплачиваемого дохода;
от того, кто получает доход.
При выплате дивидендов порядок расчета налога зависит от того, получала ли организация дивиденды от других компаний, участником которых она является. Подробнее об этом см. Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль.
Ставки НДФЛ в 2018 году
Отвечает Александр Сорокин,
заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России
«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».
Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа
Источник
Международные соглашения устанавливают специальные нормы в отношении налогообложения процентных доходов. Рассмотрим данные положения, сопровождая их примерами.
1. Соглашения устанавливают, в каком государстве подлежат обложению процентные доходы, — в государстве получателя или источника дохода.
Как правило, соглашения устанавливают порядок, в соответствии с которым проценты подлежат обложению в стране резидента – получателя доходов, если он фактически имеет право на получение данных процентов. Соответствующая норма Соглашения формулируется следующим образом: «Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве, если такой резидент является фактическим владельцем процентов».
Ряд соглашений предусматривает иной порядок налогообложения процентов. Устанавливается принцип, согласно которому проценты могут облагаться как в стране резидента – получателя доходов, так и в стране, в которой они возникают и в соответствии с законодательством данной страны. Одновременно устанавливается льготный режим налогообложения процентных доходов в стране – источнике дохода и исключения из указанных правил.
Норма может звучать следующим образом: «Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но, если получатель имеет фактическое право на проценты, взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы процентов».
В соответствии с общепринятой в международных налоговых отношениях практикой, содержащиеся в различных статьях Соглашения положения о том, что тот или иной вид доходов может облагаться соответствующим налогом в государстве, в котором такой доход возникает, означают, что упомянутое государство имеет право обложить этот доход по ставкам, установленным в Соглашении или в налоговом законодательстве договаривающегося государства.
Соответственно проценты, возникающие в России и выплачиваемые иностранному резиденту, подлежат обязательному налогообложению в России по ставке 10%. Именно таким образом толкуются положения международных Соглашений о том, что тот или иной вид доходов может облагаться соответствующим налогом в государстве, в котором такой доход возникает. Указанные разъяснения содержатся в Письме Минфина Российской Федерации от 23 июля 2002 года №04-06-05/1/17.
Пример.
Организация планирует взять крупный заем у иностранной компании – резидента ИрлаНДСкой Республики.
Статьей 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 29 апреля 1994 года предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации) и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве (в Ирландии), подлежат налогообложению только в этом другом Государстве (в Ирландии), если это лицо фактически имеет право на эти проценты.
Пример.
Российская организация выплачивает процентный доход за пользование предоставленным займом компании – резиденту Франции.
Согласно статье 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26 ноября 1996 года проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве (Франции), если такой резидент является их фактическим получателем и не осуществляет в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, промышленную или торговую деятельность через находящееся там постоянное представительство.
Пример.
Российская организация берет заем у югославской организации под проценты. Возврат процентов является доходом нерезидента, который не осуществляет на территории Российской Федерации деятельности через постоянное представительство.
Термин «проценты» для целей использования указанной статьи Конвенции между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 12 октября 1995 года означает доход от долговых требований любого вида, вне зависимости от ипотечного обеспечения и вне зависимости от владения правом на участие в прибылях должника и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам.
В соответствии со статьей 11 «Проценты» указанной Конвенции, проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.
Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель имеет фактическое право на проценты, взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10% валовой суммы процентов. Компетентные органы Договаривающихся Государств по взаимному согласию установят способ применения этого ограничения.
При этом, право налогообложения процентных доходов в Российской Федерации ограничивается путем понижения ставки, установленной законодательством Российской Федерации, до ставки 10%, предусмотренной указанной Конвенцией.
Согласно Письму МНС России от 23 июня 2000 года №06-1-12/21-461 в связи с тем, что специального порядка применения такого ограничения при налогообложении процентных доходов, выплачиваемых в Союзную Республику Югославию, не установлено, применяется общий порядок обложения доходов по пониженным ставкам, предусмотренным в соглашениях об избежании двойного налогообложения.
Пример.
Лизинговая компания в целях хозяйственной деятельности заключила кредитный договор с зарубежным банком (Казахстан). Договор предусматривает уплату лизинговой компанией процентов по привлеченному кредиту.
В соответствии со статьей 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18 октября 1996 года проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации) и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства (резиденту Республики Казахстан), могут облагаться налогом в этом другом Государстве (в Республике Казахстан).
Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают (в Российской Федерации), и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель является фактическим владельцем процентов, взимаемый таким образом налог не будет превышать 10% общей суммы процентов.
2. Соглашения определяют виды долговых обязательств, доходы от которых являются процентными
Большинство соглашений определяют значение термина «проценты» как доход от долговых требований любого вида, вне зависимости от ипотечного обеспечения, и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам. Штраф, взимаемый за несвоевременные платежи, не рассматривается в качестве процентов.
Определяя «проценты» как доход от долговых требований любого вида, соглашение не раскрывает содержание понятия «долговое требование». При этом Соглашениями, как правило, устанавливается, что термины, не определенные в Соглашении, имеют то значение, которое придается внутренним законодательством.
Следовательно, под долговыми обязательствами для целей применения положений главы 25 Кодекса и в соответствии со статьей 269 НК РФ понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. Указанная позиция подтверждена Письмом УМНС по городу Москве от 5 февраля 2003 года №26-12/7415.
Пример.
Российской организацией заключены договоры купли-продажи, предусматривающий отсрочку платежа и выплаты процентов за предоставление такой отсрочки, — с иностранными юридическими лицами резидентами Бельгии.
В соответствии со статьей 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 июня 1995 года проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами в этом другом Государстве.
Однако, такие проценты также облагаются в том Договаривающемся Государстве, где они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если фактический владелец процентов является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый налог не может превышать 10% общей суммы процентов.
Термин «проценты» для целей применения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 июня 1995 года означает доход от долговых требований любого вида.
Так как термин «долговое требование» не определен положениями Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии, то, согласно положениям указанных Конвенций, этот термин следует определять по законодательству Российской Федерации.
Гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, согласно статье 823 ГК РФ относятся к коммерческому кредиту.
Если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства, то согласно пункту 2 статьи 823 ГК РФ к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа. В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 года №13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами.
Коммерческий кредит для целей применения главы 25 НК РФ и в соответствии со статьей 269 НК РФ относится к долговым обязательствам.
Учитывая изложенное, доходы иностранных юридических лиц – резидентов Королевства Бельгии от источников в Российской Федерации в виде процентов за отсрочку платежа по договору купли-продажи являются процентным доходом по долговым обязательствам и в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты.
Налог с указанных видов доходов иностранных юридических лиц исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ, то есть по ставке 20%.
Однако, в связи с тем, что положениями Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии и Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии установлены пониженные ставки для налогообложения процентных доходов иностранных юридических лиц – резидентов Королевства Бельгии и Японии в размере 10%, то налогообложение таких доходов должно производиться по ставкам, установленным указанными международными договорами.
3. Если процентные доходы относятся к деятельности иностранной организации, полученной через постоянное представительство, то они подлежат обложению в государстве-источнике дохода.
Если фактический владелец процентов, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через находящееся там постоянное представительство, и долговое требование, в отношении которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству, то применяются соответствующие положения Соглашений, устанавливающие порядок налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности, полученной от деятельности постоянного представительства.
Пример.
НидерлаНДСкая компания разместила депозит в российском банке. В соответствии с условиями депозитного соглашения, заключенного между иностранной компанией (вкладчик) и банком, по истечении срока депозита, банк возвращает иностранной компании депозит и выплачивает проценты по депозитному вкладу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 декабря 1996 года проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве, если такой резидент является фактическим владельцем процентов.
Положения пункта 1 не применяются, если фактический владелец процентов, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через находящееся там постоянное представительство, и долговое требование, в отношении которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству. В таком случае применяются положения статьи 7.
Следовательно, помимо возврата суммы размещенного депозита вкладчик получает установленный доход по депозиту, который в соответствии со статьей 11 вышеназванного Соглашения следует рассматривать как проценты, подлежащие налогообложению в Нидерландах, если деятельность иностранного юридического лица в Российской Федерации не приводит к образованию постоянного представительства.
4. Соглашения устанавливают принципы определения государства, которые признаются источником процентного дохода.
Считается, что проценты возникают в Договаривающемся Государстве, если плательщиком является само это Государство, его местные органы власти или резидент этого Государства. Если, однако, лицо, выплачивающее проценты, независимо от того, является ли оно резидентом Договаривающегося Государства или нет, имеет в Договаривающемся Государстве постоянное представительство или постоянную базу, в связи с которыми возникла задолженность, по которой выплачиваются проценты, и расходы по выплате этих процентов несет такое постоянное представительство или постоянная база, то в этом случае считается, что такие проценты возникают в том Государстве, в котором находится постоянное представительство или постоянная база.
5. Действие норм Соглашения распространяется только на суммы процентов, выплачиваемых согласно условиям долгового соглашения, а суммы превышения подлежат обложению в соответствии с законодательском Российской Федерации.
Если по причине особых отношений между плательщиком и фактическим владельцем процентов, или между ними обоими и каким-либо другим лицом, сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и фактическим владельцем процентов, при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае, избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законами каждого Договаривающегося Государства с учетом других положений настоящего Соглашения.
Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».
Источник