Мы говорим «офшор» – подразумеваем «Кипр». Действительно, эта недалеко расположенная страна является решением «по умолчанию» для тех, кому российские налоги кажутся слишком высокими. Не прилагая никаких усилий, Кипр получает от России свою немалую долю.
Баба-яга против
Министерство финансов России более не видит возможности соблюдать соглашение об избежании двойного налогообложении с Республикой Кипр (здесь и далее мы не имеем в виду Северный Кипр, хотя это тоже тот ещё офшор). Договор об избежании двойного налогообложения – совершенно стандартный документ, без которого была бы невозможна международная коммерческая деятельность да и просто работа граждан за рубежом. Россия не планировала разрывать договор, она хотела лишь увеличить свою долю в налогах от перечисления на Кипр дивидендов и процентов по займам и роялти – то есть долю заработанных в России и выводимых из неё денег. Доля Кипра, не вложившего в этот бизнес ничего, кроме фиктивного юридического адреса и пары бумажек, при этом должна была, соответственно, уменьшиться.
В целом Россия предлагала с 1 января 2021 года облагать большинство выплат процентов и дивидендов из России на Кипр по ставке 15% – об этом говорил и президент Владимир Путин в одном из своих обращений на тему поддержки экономики в период пандемии. Киприотов, понятно, такая постановка вопроса не устроила – если они сохраняют свои ставки в прежнем объёме, то теряют привлекательность для бизнеса (суммарные выплаты в бюджеты России и Кипра оказываются весьма высокими), а если снижают, то теряют заметную часть прибылей. Поэтому встречное предложение правительства Кипра, по сути, содержало сохранение статус-кво с совершенно незначительными уступками.
Что позволило, не побоюсь этого слова, Моське пытаться диктовать свои условия Слону?
Кипрское лобби в русской власти
Дело в том, что Кипр рассчитывает на свои мощнейшие лоббистские ресурсы в правительстве и Кремле – почти весь крупный бизнес России прямо или косвенно связан с офшорной экономикой. Честное слово, если бы у граждан России было столь внушительное представительство в российских же верхах, мы бы давно забыли об экономическом кризисе, как забыл о нём живущий на офшорные деньги Кипр.
В конце июля дошло до прямого телефонного разговора президентов двух стран – и Никосу Анастасиадису осталось лишь констатировать «обоюдную заинтересованность в дальнейшем укреплении торгово-экономических и гуманитарных связей между двумя странами».
Вот только укреплять нечего – торгового партнёра по имени Кипр для России не существует. Он для нас 60-й по экспорту (почти исключительно нефть) и 117-й по импорту (немножко фармацевтики). И то и другое – ничтожные доли процента от нашей внешней торговли. Ранее мы закупали местную сельскохозяйственную продукцию, но после того как Кипр присоединился к антироссийским санкциям (в качестве члена ЕС он не имел выбора), этот магазинчик закрылся.
Никосу Анастасиадису осталось лишь констатировать «обоюдную заинтересованность в дальнейшем укреплении торгово-экономических и гуманитарных связей между двумя странами». Фото: Pedro Fiuza/Global Look Press via ZUMA Press
А вот Кипр заинтересован в России, как цветок в своём стебле. Даже Белоруссию мы не спонсируем с таким упоением, как райский средиземноморский остров. Одних только наших туристов туда ежегодно приезжает примерно столько же, сколько жителей во всей республике (800-900 тысяч). А как щедро мы помогли Кипру в «предвоенном» 2013 году, когда на острове прогремел экономический кризис! Во-первых, власти Кипра «постригли» депозиты в банках – наши граждане потеряли, по оценке посла России Станислава Осадчего, до 20 миллиардов евро. Во-вторых, Россия, уже выдавшая в 2011 году крупный кредит Кипру, согласилась не только перенести погашение задолженности на несколько лет, но и снизила кредитную ставку с 4,5% до 2,5%. Сходите в какой-нибудь принадлежащий государству банк, уважаемый читатель, и попросите скинуть вам процент почти в два раза – узнаете, насколько это просто. А киприотам наш Минфин охотно помог. Интересно, если у подчинённых или близких министра Силуанова были вклады в кипрских банках (а у кого-нибудь да были непременно), подверглись ли они «стрижке»?
Офшорная жизнь
Теперь, если Кипр не возьмёт ход назад, российские резиденты обязаны будут платить по стандартным российским ставкам 15% налога при переводе дивидендов в республику и по 20% – при перечислении процентов по займам и роялти. Сейчас – в разы меньше, иногда вплоть до нуля процентов. То есть работать в России для многих станет выгоднее, ведь у нас есть и свои зоны с особым налогообложением. Правда, про «русские офшоры» на двух оконечностях страны – островах Русский и Октябрьский – давно ничего не слышно: режим санкций не позволил России завести полноценного собственного дракона в противовес многочисленным виргинским, панамским и каймановым рептилиям. Впрочем, замминистра финансов Алексей Сазонов (молодой специалист, получивший этот пост при смене правительства) обещает, что условия регистрации в «русских офшорах» станут ещё более удобными для бизнеса.
Сама по себе система офшорных зон, а главное, контроля над ними, – признак вопиющего организационного неравноправия, которое лишает многие государства шансов на равноправие экономическое. С помощью контролируемых территорий с пониженной налоговой ответственностью Соединённые Штаты и Великобритания оттягивают налогоплательщиков из иных стран, одновременно получая исчерпывающую информацию о деятельности перешедших в офшоры фирм, – этакий коммерческий шпионаж в глобальном масштабе.
Понятно, что и из этих стран идёт определённый отток в контролируемые ими же офшоры, но по доле в экономике он несопоставим с тем, что происходит, например, в России или на Украине.
Поворот продолжается
Полного разрыва не будет. Я практически не сомневаюсь, что стороны в итоге достигнут некоего «компромисса» – например, года работы по промежуточным ставкам. И лоббисты офшоров уже сейчас работают не покладая рук, и мы понимаем, что в условиях карантинных ограничений за пять месяцев перерегистрировать бизнес и перенаправить финансовые потоки чрезвычайно сложно, а ведь виртуальной фирмочке на задворках Лимасола может принадлежать вполне реальное производство в России, и никому не нужно, чтобы оно встало из-за организационных проблем.
После «чёрного десятилетия» десятых, когда реальные налоги на ведение бизнеса выросли практически в два раза, наше правительство – уже, к счастью, новое – наконец сложило два и два: сопоставило рост налогов с отсутствием промышленного и экономического роста, а также со снижением уровня жизни граждан. Поэтому сейчас пересматривается вся налоговая политика – общее снижение нагрузки на экономику сопровождается нажимом на её офшорную часть. Наши налоги станут ниже, но их будут платить все, и платить в России.
Источник
Минфин в понедельник реализовал мартовскую угрозу Владимира Путина об одностороннем выходе из соглашений с низконалоговыми юрисдикциями в случае непринятия ими новых российских условий: ведомство сообщило о подготовке к денонсации договора об избежании двойного налогообложения с Кипром. Таким решением власти намерены подтолкнуть холдинги, использующие кипрские компании, к переезду в российские «офшоры» — в специальные административные районы в Приморье и Калининградской области. Неожиданный шаг Минфина, вероятно, согласованный с главой государства, нарушит сложившиеся финансовые потоки для части бизнеса. Впрочем, эксперты ожидают, что РФ и заинтересованный в россиянах Кипр после новых переговоров заключат новое налоговое соглашение.
Минфин в понедельник сообщил, что переговоры о пересмотре соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) между Россией и Кипром завершились неудачей и поэтому Москва 3 августа начинает процедуру денонсации документа. Уже через несколько часов на портале regulation.gov.ru появилось уведомление о начале подготовки необходимого законопроекта — формальное решение о выходе из соглашения примет Госдума. Планируемый срок вступления закона в силу — декабрь 2020 года.
Формально действовавшее более 20 лет соглашение пало жертвой коронавируса. 25 марта Владимир Путин выступил с обращением в связи с эпидемией, в котором пересмотр соглашений был назван одной из мер, способных поддержать ослабевшую российскую экономику. Президент потребовал, чтобы выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж, облагались бы таким же налогом, как и внутри страны. В случае несогласия партнеров пересматривать СИДН был обещан односторонний выход из соглашений. После этого Минфин уведомил Кипр, Люксембург и Мальту о желании перемен.
Переговоры с киприотами шли трудно, но наблюдатели все же ожидали обновления соглашения. Российский Минфин молчал, кипрский — допускал оптимистичные утечки. Сообщалось, что новое соглашение будет подписано в сентябре во время визита на остров главы МИД РФ Сергея Лаврова.
В понедельник же анонимные переговорщики в Министерстве финансов Кипра (официальных комментариев пока нет) были полны удивления по поводу решения российских коллег.
Отметим, что последнюю попытку убедить Москву предпринял президент Кипра Никос Анастасиадис, который 30 июля звонил Владимиру Путину. Кремль тогда официально лишь сообщил, что прошло обсуждение «актуальных вопросов российско-кипрского взаимодействия в различных областях». Кипрская же пресса информировала, что главной темой разговора было как раз налоговое соглашение.
Российский Минфин 3 августа подвел итоги переговоров вполне определенно: коллегам на Кипре было предложено поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам, однако они «пытались максимально размыть эффект от инициативы для российской казны различными исключениями». Назвали на Ильинке и потери от действующего соглашения. Выплата дивидендов на Кипр позволяет снизить ставку налога до 5% или 10%, на проценты по займам — до 0%. Это заметно меньше российских ставок в размере 13–15%.
Так что, по разным оценкам, по соглашению на Кипр из России в 2018 году было выведено 1,4 трлн руб., в 2019-м — 1,9 трлн руб.
Минфин считает увод денег на остров схемой, по которой доходы российского происхождения выплачиваются российским же бенефициарам через транзитную юрисдикцию.
Замминистра финансов Алексей Сазанов отметил в понедельник, что в ведомстве ожидают, что теперь реструктурирование холдинговых структур через Кипр станет невыгодным и использовавший его бизнес начет возвращаться в Россию. «Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов, с тем чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными»,— пообещал замминистра. Поясним, речь идет о созданной возможности перевода иностранных юридических лиц в Россию в качестве резидентов специальных административных районов (САР) с заменой юридического адреса при сохранении корпоративной структуры. Эти районы, по многим признакам схожие с офшорами, созданы на территориях островов Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область).
Разрыв СИДН с Кипром означает, что далее налог с многих операций с зарегистрированными там компаниями надо будет платить как в РФ, так и на Кипре. Отсутствие СИДН фактически приравнивает эту страну Евросоюза к офшорам, с которыми такие соглашения не заключаются. Отметим, что Кипр всегда был интересен бизнесу не только экономией на налогах, но возможностями, которые дает европейская холдинговая структура, вроде открытия счетов в банках ЕС и гарантированной англосаксонским правом защиты собственников.
«Отказ от соглашения с Кипром — это потрясение для российского бизнеса,— сказал “Ъ” руководитель направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов.— Финансовые потоки однозначно изменят свое русло».
Эксперт ожидает, что многие компании поднимут вопрос о досрочном или более раннем осуществлении выплат до момента расторжения соглашения: «Такие вопросы могут поставить как акционеры, например в отношении выплаты накопленных дивидендов, так и другие компании, в том числе независимые, например в отношении погашения долговых обязательств и уплаты лицензионных платежей. Такие выплаты будут тщательно изучаться налоговыми органами, причем с точки зрения концепции приоритета существа над формой». Поэтому он ожидает роста споров по таким выплатам.
Директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Александр Токарев считает, что денонсация соглашения подогреет интерес к САР. Однако, по его словам, надо смотреть, как будут реализованы обещания правительства по части расширения перечня лиц, которые смогут воспользоваться пятипроцентной ставкой налога на доходы у источника выплаты в РФ по дивидендам в пользу нерезидентов. «Пока, к сожалению, этой нормой могут воспользоваться только публичные международные холдинговые компании, количество которых весьма ограниченно»,— говорит Александр Токарев. По его словам, вряд ли переезд с Кипра в САР даст существенный приток налоговых поступлений в бюджет РФ. «Если мы говорим о холдинговых компаниях, то основной смысл будет состоять в том, чтобы получить возможность без налогов распределять дивиденды от российских дочерних компаний в холдинговую компанию, зарегистрированную в САР»,— резюмирует эксперт. При этом он предполагает, что, возможно, денонсация соглашения носит технический характер.
«Переговоры с Кипром шли долго, нельзя исключать того, что новые условия будут указаны в новом соглашении. Вероятно, вносить большое число правок в прежний документ стороны сочли нецелесообразным»,— сказал “Ъ” Александр Токарев.
Партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов также полагает, что подписание нового соглашения состоится, так как принятие российских предложений в реальности мало что изменит в ближайшие два года, а Кипр заинтересован даже в модифицированном СИДН. По его словам, налог с дивидендов по ставке 15% или НДФЛ в размере 13% (через «сквозной подход», когда ставки применяются не к получателю дохода на Кипре, а к конечному бенефициару в России) большинство платит уже давно. Те же немногие бизнес-группы, которые ведут реальную деятельность на острове и применяют пятипроцентный налог на дивиденды, смогут успеть распределить суммы прошлых периодов по льготной ставке еще в этом году, говорит эксперт. «Учитывая российские льготы, возможность применения ставки 0% по дивидендам при платеже в кипрский субхолдинг с российским холдингом над ним и планируемое освобождение от налогообложения контролируемых иностранных компаний при уплате 5 млн руб. фиксированного налога, Кипр останется привлекательным и с измененным налоговым соглашением»,— сказал “Ъ” Рустам Вахитов. Если же соглашения не будет, это сделает недоступным освобождение от налогов в России выплат в структурах еврооблигаций, использование кипрских субхолдингов также станет менее привлекательным. Отсутствие соглашения сильно снизит ценность кипрского элемента в российских структурах и может действительно привести к массовой миграции бизнеса.
Отметим, что неожиданный шаг Минфина в отношении Кипра, который не мог не быть согласован с Владимиром Путиным, неизбежно повлияет на ход переговоров с Мальтой и Люксембургом. Если в итоге будут разорваны соглашения и с ними, российскому бизнесу из благоприятных юрисдикций остается только «дорогие» Швейцария и Голландия.
Вадим Вислогузов, Татьяна Гришина
Источник
Власти Кипра снова обратились к России за кредитом на 5 млрд евро, не дожидаясь помощи от еврозоны. Об этом сообщила в среду кипрская газета Alithia. Причина в том, что Кипру нужны деньги чтобы поддержать свои банки, а также на случай выхода Греции из еврозоны.
«У нас осталось всего несколько дней», — заявил Financial Times министр финансов страны Вассос Шиарли. Правительство Кипра обратилось за помощью к Евросоюзу. Но ждать получения денег из антикризисных фондов ЕС, судя по опыту других проблемных стран еврозоны, приходится долго. К тому же, как пишет The Wall Street Journal со ссылкой на европейские источники, объем этой помощи вряд ли превысит 3−4 млрд евро. При этом Кипр хотел бы получить кредиты «по испанской схеме», когда предоставление денег привязано к шагам по реформированию банковского сектора, а не к экономической политике страны в целом, а это потребует обсуждения с властями Евросоюза.
Тем временем Кипру до конца июня кровь из носу нужно найти как минимум 1,8 млрд евро для рекапитализации крупнейшего в стране Cyprus Popular Bank, который вынужден был списать 2 млрд евро в результате реструктуризации греческих облигаций. К тому же в конце нынешней недели пройдут выборы в Греции, и в случае победы «патриотов», выступающих за отказ от соглашений с ЕС и МВФ, Кипр, который очень сильно зависит от ситуации в Греции, может оказаться под ударом.
Время и деньги
Из-за снижения рейтингов Кипр в последние недели потерял доступ к долговым рынкам. Международное агентство Moody’s понизило рейтинги двух кипрских банков — Bank of Cyprus и Hellenic Bank, а третий — Cyprus Popular Bank, который включен в список самых крупных финансовых учреждений Кипра, уже ожидает понижения. Причина такого решения Moody’s в том, что большинство выданных банками кредитов приходится именно на долю греков: Cyprus Popular Bank — около 42%, Bank of Cyprus — 34%, Hellenic Bank — 17%. И если Греция покинет еврозону, они понесут значительные потери. Риски кипрских банков по греческим инвестициям оцениваются в 23 млрд евро, что превышает объем ВВП острова, составляющего около 17,3 млрд евро.
Ситуация усугубляется и предстоящими затратами в связи с тем, что с 1 июля наступит очередь Кипра выполнять обязанности председателя Евросоюза на следующие 6 месяцев. В этой связи власти Кипра решили обратиться за экстренной помощью к своему старому проверенному кредитору — России. Напомним, что в 2011 году Россия выделила Кипру 2,5 млрд евро кредита под 4,5% годовых в качестве финансовой помощи. Эта сумма превысила 10% ВВП Кипра, а доходность облигаций, по которой платятся проценты, была просто сказочно низкой для киприотов. Причем этот процент гораздо ниже, чем тот, под который предлагала занять деньги своей бывшей колонии Великобритания. И после получения кредита Кипру уже не понадобилось обращаться за помощью к Евросоюзу.
По мнению экспертов Guardian, готовность России давать кредиты Кипру под такой низкий процент объясняется «весьма тесными взаимоотношениями между странами». Большая часть оффшорных компаний, зарегистрированных на острове, принадлежит россиянам, и только в мае на счета кипрских банков поступило около 18,7 млрд долларов российских инвестиций. При этом, как считают большинство экспертов, кипрские инвестиции принадлежат в основном российским чиновникам высшего ранга, привыкшим сберегать деньги «консервативным путем».
Именно поэтому с Кипра в Россию идет много «иностранных» инвестиций, которые на самом деле являются просто репатриацией денег весьма сомнительного происхождения, прежде выведенных из экономики страны. В данном случае Кипр служит своего рода «прачечной», где капиталы отмываются и приходят в Россию уже чистыми. Мало того, они получают юрисдикцию зарубежных инвестиций, что дает им некоторую гарантию «неприкосновенности». К примеру, по итогам прошлого года с Кипра в Россию пришло 3,2 млрд долларов инвестиций. Другая популярная «прачечная» — либеральные Нидерланды, откуда пришло 4,2 млрд долларов.
Так что готовность правительства помочь «островитянам» вполне понятна, но насколько надежно занимать деньги Кипру?
— Кипр является одним из самых надежных заемщиков в еврозоне, он гораздо надежнее Греции или даже Испании. По части надежности банков Кипр вполне может конкурировать с Италией, — пояснил «СП» руководитель лаборатории денежно-кредитной политики ИЭП Гайдара Сергей Дробышевский. — Ну а насчет ставки займа, я бы не сказал, что она так уж мала. К примеру, покупать кипрские облигации для России гораздо выгоднее, чем вкладывать средства международных резервов в американские долговые казначейские бумаги «трэжериз», доходность которых составляет всего лишь 1,5%. Так что эта помощь Кипру вовсе не бескорыстная.
Круговорот российских капиталов
В прежние годы Кипр служил главным оффшором для российского бизнеса. Регистрируя свои финансовые компании на острове, многие отечественные бизнесмены уводили свои доходы от налогов. Кипр относится к странам, с которыми у России заключены договоры об избежании двойного налогообложения. По этим договорам компания, которая зарегистрирована в оффшоре, не платит налоги у себя дома, чтобы не платить их дважды.
Но после мирового финансового кризиса многие страны мира, и в первую очередь США, ужесточили требования к компаниям, уводящим деньги в оффшоры. И Россия в прошедшем году, после визита на Кипр президента Дмитрия Медведева, убедила власти этой страны в необходимости предоставлять по запросу российских налоговых органов все сведения о компаниях, их учредителях и бенефициарах. И если доказано, что реальный бенефициар — «выгодоприобретатель» зарегистрированного в оффшоре бизнеса является резидентом России, то он платит налоги в российскую казну и по российским ставкам, которые вдвое выше кипрских.
Теперь Кипр настаивает на том, чтобы Россия заключила такое же соглашение с другим популярным оффшором для россиян — Нидерландами. Переговоры уже идут, но пока этот европейский оффшор успешно заменяет российским бизнесменам «устаревший» Кипр.
По данным Минэкономразвития об инвестициях из России, накопленных за рубежом, на конец 2011 года в оффшоры на Кипре ушло 78,2 млрд долларов, а в Нидерланды — 49,1 млрд долларов. В целом объем выводимых за рубеж капиталов 2011 году вырос на 57,6% по сравнению с 2010-м. Также стоит отметить, что растет число поданных заявлений на регистрацию новых компаний на территории Кипра. По данным предоставленным Службой регистрации компаний Кипра, только за январь 2012 года было подано около 1 400 заявлений на регистрацию, что на 1,9% больше, чем за аналогичных период 2011 года. Но не надо забывать, что Кипр остается лидером и по объему иностранных инвестиций в Россию: на конец марта 2012 года кипрские инвестиции составили 68,9 млрд долларов.
Вот такой круговорот капиталов между Кипром и Россией получается. Так что, спасая «тонущий» Кипр, российские чиновники в первую очередь стараются обезопасить самих себя.
Впрочем, судя по оценкам западных экспертов, на сей раз получение кредита из России вовсе не будет означать, что Кипр откажется от помощи еврозоны, потому что киприотам понадобятся дополнительные средства для спасения всей банковской системы острова.
Финансовая справка
Как утверждает председатель совета директоров ИК «Еврофинансы» Яков Миркин в своей статье в журнале Forbes, 10% российских компаний с доходами от 1 до 30 млрд рублей имеют оффшорных собственников, а если доходы бизнеса больше 30 млрд рублей, то уже в 20−25% компаний есть оффшорные совладельцы (данные СПАРК, 2012 год). Причем, в 8 случаях из 10 эти совладельцы с Кипра. «Лукойл», «Северсталь», ММК, «Мечел», НЛМК, «Норникель», «Уралкалий», «Балтика», структуры «Газпрома» — список компаний с оффшорными совладельцами с долей от 5% до 100% капитала можно продолжать страницами, пишет эксперт.
Историческая справка
Финансовая история Кипра еще начинается со средних веков — со времени, когда Кипр облюбовали тамплиеры — рыцари храмовники, после того, как им пришлось оставить Иерусалим после поражения в битве с вождем сарацин Саладином. Эти рыцари, помимо своих ратных заслуг, славились умелым ведением финансовых дел. Например, именно тамплиеры придумали и ввели в обращение систему банковских чеков — задолго до флорентийских банкиров, которые сегодня нам известны как аккредитивы. Паломники, направляющиеся в Палестину, и не желающие рисковать своими деньгами и драгоценностями по дороге, могли сдать их в гарнизоны тамплиеров в Европе и получить чек, который они могли обналичить в палестинских гарнизонах тамплиеров. Именно тамплиеров, которые умело вели королевские текущие счета, играя на процентах и получая прибыль, можно считать основателями современного кипрского финансового оффшора.
Источник