В современном экономическом мире сосуществуют различные виды доступного кредитования. Одним из них является облигационный займ, который при проведении профессионального сравнения в разы выигрывает по своей эффективности и выгодности перед другими видами.
В этой статье рассмотрим, что собой представляет подобный вид заимствования, кто может выступать в роли каждой из сторон, определим основные отличия от кредитов финансовых учреждений, а также основные плюсы и минусы с точки зрения источника финансирования.
Что собой представляет
Облигационный займ — это финансовый инструментарий кредитования, доступный в основном юридическим лицам. Механизм такого типа выглядит достаточно просто.
Организация или предприятие, нуждающееся в притоке финансовых средств со стороны, осуществляет эмиссию ценных бумаг (в данном случае облигаций), тем самым, привлекая инвесторов и получая необходимые средства.
При этом основной особенностью является наличие обязательной информации на самой ценной бумаге:
- срок действия документа;
- стоимость;
- данные об эмитенте и т.д.
Облигационный займ не только обеспечивает быстрое получение денежных средств в кратчайшие сроки, но и подразумевает возможность получения определенной прибыли для инвестора.
Это осуществляется за счет:
Таким образом, он представляет собой финансовую ссуду, вознаграждение по которой предусмотрено в виде определенного дохода для инвестора.
Какие есть виды
Несмотря на то, что среди простых россиян понятие облигационного займа не распространено, юридические лица и государственные учреждения пользуются этим финансовым инструментом постоянно.
Для удобства обеих сторон договора, существуют различные виды подобного кредита.
Рассмотрим основную классификацию:
Видео: инвестиции. Облигационный займ
Отличие от банковского кредита
Заимствование в целом существенно отличается от банковских кредитов, а в случае с облигационным займом можно выделить несколько важных отличий:
Государственный облигационный займ
Правительства многих государств также как и частные организации нуждаются в притоке финансовых средств. В основном это связано с осуществлением каких-либо привлекательных с финансовой точки зрения инвестиционных проектов.
В Российской Федерации статус государственного заимствования имеют действующие облигационные федеральные займы.
Кроме осуществления крупных государственных проектов, денежные средства по облигационным государственным займам могут привлекаться для следующих целей:
Муниципального типа
Облигационные займы муниципального типа представляют собой выпуск ценных бумаг отдельными представительствами страны (регионы, области, муниципалитеты, округа и т.д.). Отличительной особенностью является обязательная гарантия погашения.
В Российской Федерации при выпуске муниципальных облигаций такой гарантией является муниципальная собственность.
То есть в случае своей финансовой несостоятельности и невозможности погасить выпущенные и проданные облигации, муниципалитету придется выставлять на торги отдельные объекты недвижимости для погашения долгов.
Цели, которые преследуют муниципалитеты при выпуске облигаций такие же, как и в случае с государственными, только в меньших масштабах. Поэтому доходность от них находится практически на одном уровне с государственными.
Важной особенностью муниципального займа в Российской Федерации является то, что купонный доход инвестора по таким ценным бумагам не облагается налогом.
Коммерческие
Коммерческие займы — это один из инструментов финансирования юридических лиц. Естественно, выпуском облигаций для привлечения денежных средств инвесторов не занимаются компании малого и среднего бизнеса, для которых подготовка выпуска облигация и последующее обслуживание кредита станет неподъемной финансовой ношей. Облигационные займы «по карману» лишь крупным компаниям и корпорациям.
Основными целями использования такого заимствования являются:
- восполнение дефицита оборотных средств;
- финансирование привлекательного инвестиционного проекта;
- проведение модернизации;
- рефинансирование имеющего долга;
- разработка нового направления деятельности.
Важно понимать, что в большинстве случаев применение облигационного займа для компаний намного выгоднее, чем использование кредитных средств.
Процентная ставка банка фиксированная и не подлежит обсуждению, а при выпуске облигаций юрлицо имеет возможность самостоятельно устанавливать размер вознаграждения для инвесторов.
Внутренние
Внутренние облигационные займы — это все облигации, выпускаемые на территории одного государства, вне зависимости от их формы, вида эмитента и т.д.
Облигации, выпущенные для внутреннего использования, предлагают отечественным инвесторам вложить свои капиталы в российские предприятия, муниципалитеты или финансовую поддержку самого государства.
Внешние
Внешние облигационные займы, так называемые еврооблигации или евробонды, представляют собой выпуск ценных бумаг в иностранной валюте, ориентированных на международный финансовый рынок.
Имеют цель привлечения иностранного капитала для реализации инвестиционных проектов государственного масштаба (например, строительство международных трубопроводов и т.д.).
Еврооблигации могут быть выпущены в любой валюте (евро, доллар, иена, юань, фунт, франк и т.д.). Приставка «евро» указывает лишь на международный характер подобного финансового инструмента.
Внешний облигационный займ представляет собой одну из форм международного кредитования и в зависимости от цели использования может быть:
Как источник финансирования
Облигационные займы по своей сути являются важными источниками финансирования. В отличие от других ценных бумаг (например, акций), выпускаемых на территории страны, облигации пользуются большей популярностью и имеют более 50% всех частных инвестиций.
Использование не просто для привлечения определенного количества денежных средств, а как постоянного источника финансирования предприятия или целого государства, обусловлено тем, что:
Условия выпуска
Эмиссию облигаций ни одно предприятие или государственное подразделение не начинает без предварительного проведения оценки финансовых перспектив, возможных рисков и определения динамики.
Чаще всего запуск облигационного займа определяет необходимость и запланированность среднесрочных и долгосрочных финансовых проектов эмитента.
Также одним из обязательных условий проведения является наличие узнаваемости компании или корпорации. Выпуск ценных бумаг никому не известным предприятием приведет к финансовому краху, так как облигации не будут пользоваться популярностью на фондовом рынке страны.
При наличии положительных перспектив эмиссии облигаций и определенной «весомости» на финансовом рынке – компания, муниципалитет или само государство может приступить к выпуску ценных бумаг.
Размещение и покупка
Основной торговой площадкой для продажи ценных бумаг в целом и облигаций в частности являются фондовые и финансовые биржи. Размещением бумаг и их последующей реализацией занимается организатор эмиссии.
Облигационные займы могут продаваться, как на первичном, та и вторичном финансовом рынке.
Важно помнить, что приобрести облигации российских предприятий, муниципалитетов или самого государства может каждый гражданин страны.
Единственным условием выгодного вложения собственного капитала является наличие финансовых знаний. При их отсутствии нанимается брокер, который за определенную плату проводит оценку финансовой эффективности ценных бумаг, имеющихся на рынке, и приобретает их для вас.
От чего зависит стоимость
Несмотря на то что, стоимость каждой облигации определяется эмитентом самостоятельно, на формирование номинала влияет:
Отрицательные моменты
При всех своих бесспорных преимуществах, имеется и обратная сторона. Определим некоторые отрицательные моменты такого вида заимствования:
Каковы преимущества для эмитента
С точки зрения финансовых аналитиков, обладают рядом конкурентных преимуществ не только для инвесторов, но и для самого эмитента.
Определим основные:
Облигационные займы – обоюдовыгодный финансовый инструмент, имеющий определенные преимущества и для инвесторов и для самого эмитента-заемщика.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
М. Гордон, ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»»
В настоящее время использование договора займа является наиболее эффективным механизмом перераспределения финансовых ресурсов в группе компаний. Он позволяет в удобной форме без лишних обременений и процедур обеспечивать финансирование нуждающихся в этом участников группы. В то же время финансирование внутри группы компаний в виде предоставления займов на практике вызывает определенные сложности и «непонимание» налоговых органов.
Условия договора займа определяются сторонами сделки, то есть займодавцем и заемщиком, самостоятельно в соответствии с принципом свободы договора, что дает дополнительные преимущества такой форме финансирования.
В соответствии с п.1 ст.809 ГК РФ займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке определенных договором , если иное не предусмотрено законом или договором займа.
При отсутствии в договоре условия о размере процентов, их размер определяется существующей в месте нахождения займодавца ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
Учитывая, что действующее гражданское законодательство не устанавливает ни максимальной, ни минимальной процентной ставки, стороны вправе самостоятельно определять размер процентов по договору займа.
Однако, несмотря на это, с точки зрения планирования хозяйственной деятельности необходимо учитывать следующие положения, которые определяют степень возникновения налоговых рисков для компаний при применении договоров займа.
Применение беспроцентных займов
До недавнего времени налоговые органы уделяли беспроцентным договорам займа повышенное внимание. Это объяснялось тем, что беспроцентный заем воспринимался в качестве безвозмездной услуги, в результате которой займодавец, якобы, получал внереализационный доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах. За период пользования суммой займа, исходя из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ, налоговыми органами рассчитывалась материальная выгода и доначислялся налог на прибыль.
Однако такого рода практика была признана неправомерной ВАС РФ в 2004 г.
В постановлении Президиума ВАС РФ № 3009/04 от 03.08.2004 г. было признано, что Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» не рассматривает материальную выгоду от экономии на процентах за пользование заемными денежными средствами как доход, облагаемый таким налогом.
При этом было отмечено, что возможность учета экономической выгоды и порядок ее оценки в качестве объекта обложения тем или иным налогом должны регулироваться соответствующими главами Налогового кодекса РФ.
Применительно к единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения (глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения), судебная практика также сформировала аналогичный подход, не признающий материальную выгоду от пользования заемными денежными средствами на беспроцентных условиях объектом обложения таким налогом (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2006 № А19-15824/06-15-Ф02-6839/06-С1).
Несмотря на это, применение беспроцентных займов нельзя отнести к полностью безрисковым операциям с точки зрения налоговых аспектов.
Систематическое использование заемных средств без уплаты процентов из одного источника может быть признано как не соответствующее критерию наличия разумной деловой цели, поскольку условия обычного делового оборота в предпринимательской деятельности предполагают получение заемных средств на возмездной основе и возврат их в разумные сроки (Постановление ФАС Уральского округа от 07.06.2006 № Ф09-3798/06-С2).
Таким образом, более правильным является привлечение суммы займа на возмездной основе, устанавливая соответствующую сумму процентов.
Установление процентов за пользование суммой займа
В случае установления в договоре займа процентов за пользование денежными средствами, для займодавца возникает обязанность учесть их получение в целях исчисления обязательств по налогу на прибыль.
Так, согласно п.п. 6 ст. 250 НК РФ для заимодавца суммы, полученные в виде процентов по договорам займа, в полной сумме признаются внереализационными доходами.
В данной ситуации, в отличие от беспроцентных займов, для займодавца возникает риск предъявления налоговыми органами претензий, так как последними ставиться вопрос о проверке установленных сторонами процентов на предмет их соответствия рыночному уровню, то есть применяется механизм контроля, предусмотренный ст. 40 НК РФ.
Согласно п.2 ст.40 НК РФ налоговые органы, осуществляя контроль за полнотой исчисления налогов, вправе проверять правильность применения цен по сделкам, осуществляемым между взаимозависимыми лицами , а также при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
О риске применения налоговыми органами механизма ст. 40 НК РФ свидетельствует письмо Минфина России от 22.06.2006г. № 03-02-07/1-161, согласно которому действие ст.40 НК РФ может распространяться на проценты, полученные по договорам займа.
Подобную практику признают и суды. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 28.03.2006г. по делу № КА-А40/2276-06-2 был сделан вывод о правомерном применении налоговым органом статьи 40 НК РФ и обоснованном доначислении налога на прибыль.
Налоговая инспекция применительно к ставке рефинансирования Центрального банка РФ произвела оценку размера процентов по заемным обязательствам и доначислила займодавцу налог на прибыль.
Довод налогоплательщика о том, что ставка рефинансирования Банка России не является рыночной ставкой, был отклонен судом.
Если применительно к процентам по договорам займа учитывать положения ст. 40 НК РФ, то размер процентов в договорах займа целесообразней устанавливать в размере не более и не менее 20% от ставки рефинансирования. Из расчета того, что на сегодняшний день ставка рефинансирования установлена в размере 10 % годовых (Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У), процентная ставка должна соответственно быть установлена в размере не более 12 % и не менее 8 % годовых.
Однако следует принять во внимание, что в связи с принятием Минфином РФ письма от 12 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-171 позиция данного ведомства изменилась в диаметрально противоположную сторону. Минфин РФ отметил в данном письме, что действие ст. 40 НК РФ не распространяется на проценты, полученные налогоплательщиком по договорам займа, при исчислении налога на прибыль организаций. В ст. ст. 40 и 250 НК РФ не указано, что оценка доходов в виде процентов, полученных по договорам займа, осуществляется исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ.
Если следовать этой правовой позиции, то в договоре займа может быть установлена и иная процентная ставка. Однако не следует исключать возможности изменения финансовым ведомством своей позиции.
О налоговых последствиях в случае невозрата займа
Содержание договора займа составляет обязанность заемщика возвратить сумму займа (ст. 810 ГК).
Невозврат суммы займа может повлечь неблагоприятные налогово-правовые последствия, прежде всего, для заемщика.
В случае если за счет заемных средств им будут оплачены товары, работы или услуги, то при принятии к вычету налога на добавленную стоимость (НДС) по таким операциям будет рассматриваться вопрос о реальности понесенных заемщиком расходов на их оплату.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.02.2001 № 3-П и Определении от 08.04.2004 № 169-О указал, что, если оплата начисленных поставщикам сумм налога осуществляется с помощью имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг), полученного налогоплательщиком по договору займа, то, несмотря на факт отчуждения налогоплательщиком-заемщиком в уплату начисленных поставщиками сумм налога заемного имущества (в том числе заемных денежных средств и заемных ценных бумаг), передача имущества начинает отвечать обязательному признаку, позволяющему принимать начисленные суммы налога к вычету, а именно признаку реальности затрат, только в момент исполнения налогоплательщиком своей обязанности по возврату суммы займа.
Право на вычет сумм налога не может быть предоставлено в том случае, если налогоплательщик не несет реальных затрат на оплату начисленных поставщиком сумм НДС, то есть, если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту его передачи поставщику в счет оплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем .
Именно через призму указанных положений в настоящее время налоговыми органами оцениваются сделки между хозяйствующими субъектами. В случае выявления фактов невозврата займа заемщиком ему будет либо отказано в вычете по НДС, либо если он таким вычетом воспользуется, то по результатам налоговой проверки могут быть доначислены НДС, пени и штрафные санкции.
Таким образом, использование механизма заемного финансирования внутри группы компаний должно осуществляться на основе принципа разумной деловой цели, предполагающего возвратность суммы займа и соответствия договорных отношений фактическим обстоятельствам.
О сроках предоставления займа
Гражданское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в отношении срока предоставления денежных средств по договору займа.
Такой срок может быть установлен сторонами договора по своему усмотрению, с учетом взаимных интересов.
Однако необходимо учитывать, что эпоха формально юридического подхода к оценке действий налогоплательщика безвозвратно ушла, наступила эра содержательно фактического и экономического анализа, которая предполагает оценку совершаемых сделок на предмет их действительности, наличия разумных экономических или других причин деловой (хозяйственной) направленности хозяйственных операций, выяснения намерений налогоплательщика в отношении экономического эффекта проведенных операций.
Это означает, что при предоставлении займа на 10-20 лет, со стороны налоговых органов могут возникнуть вполне реальные подозрения о невозможности исполнения таких условий сделки.
В связи с этим срок предоставления займа следует устанавливать с таким расчетом, чтобы не возникало сомнений, что полученный заем не будет возвращен. Как правило, разумным является предоставление займа на срок 1-2 года.
О включении суммы невозвращенного займа в доходы и расходы
Для заемщика при невозврате суммы займа возникает обязанность признать в качестве налогооблагаемого налогом на прибыль внереализационного дохода суммы своей задолженности перед займодавцем. Условием для возникновение такой обязанности будет то, что такая задолженность не была истребована в установленный срок исковой давности (п.18 ст.250 НК РФ).
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности равен трем годам .
То есть, после истечения трехлетнего срока со дня срока возврата суммы займа заемщик, в случае непредъявления займодавцем требований о возврате суммы займа, списывает числящуюся в составе кредиторской задолженности сумму полученного займа в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
Для займодавца сумма невозвращенного займа может быть признана в качестве безнадежного долга.
Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или из-за ликвидации организации.
При этом в Письме Минфина России от 30.09.2005г. № 03-03-04/2/68 отмечается, что факта истечения срока исковой давности достаточно для того, чтобы признать задолженность безнадежной и списать ее в убыток, приравненный для целей налогообложения прибыли к внереализационным расходам.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в группе компаний, с точки зрения обеспечения налоговой безопасности, оптимальным вариантом финансирования является применение договоров займа, заключенных на 1-2 года, размер процентов по которым не будет менее 20 % от ставки рефинансирования ЦБ РФ, и которые будут предполагать фактический возврат суммы займа займодавцу.
Источник