микрозаймов не может быть много
Для многих из нас кредитование сегодня ассоциируется именно с демократическим укладом общества. Возможно, если спустя десятилетия нас спросят: «С чем у вас ассоциируется начало XXI столетия?», то ответом будет — «кредиты«.
Они повсюду: авто, ипотечные, потребительские... Несмотря на анти человеческие процентные ставки банков, подавляющее большинство населения РФ все же продолжает жить в долг….и тут даже речь не об ипотеке, без которой большинству из нас сегодня просто не обзавестись собственным жильем.
В воспоминаниях об СССР же фигурирует все что угодно, но только не кредиты. А они вообще были?
На самом деле были, и их охотно брали, разумеется не с тем размахом, что в наше время.
Как это работает сегодня? Приди вы например в салон техники или автосалон, кредитный специалист отправит запрос десятку банков, и выдаст вам одобренные варианты.
В настоящее время в России насчитывается более 500 коммерческих банков.
В СССР же для работы с населением предназначались лишь государственные сберегательные кассы, основанные в начале 20-х годов.
Тогда же и появились первые подобия советских ипотек с процентом, внимание, всего 1 %.
Ипотека
Займы на жилье изначально задумывались, как эффективное средство быстрой застройки расцветающей страны, жилой фонд которой находился в мягко говоря плачевном состоянии. Однако, всеобщее равенство с годами все больше охватывало СССР и кредит на какую-либо собственность (как и сама собственность) стал антисоветским явлением. Вся недвижимость позиционировалась, как «общая».
Ипотечное кредитование вернулось лишь спустя 3 десятилетия, но уже со ставкой в 2-3 %.…грабеж (нет). К тому же заемщик мог погасить часть долга за счет фондов предприятия на котором работал (разумеется в случае достаточного трудового стажа).
Товары длительного пользования
В 1959 году выходит постановление №915, и советские граждане получают возможность брать в кредит товары «длительного пользования«, а именно ряд дорогостоящих товаров, прописанных в самом постановлении Совмина.
набрала кредитов
Для советских граждан сам факт подобного кредитования был непривычным, однако, население быстро адаптировалось к условиям и начало охотно пользоваться рассрочками.
Мотоцикл Урал, либо ИЖ стоил в то время порядка 10 средних зарплат, а стоимость автомобиля могла равняться стоимости квартиры.
Соответствуя всем необходимым требованиям кредитора (запрашивалась справка с работы и профсоюзной организации), любой советский житель мог воспользоваться подобным займом под 5-6%.
Небольшую ссуду можно было получить и в самой сберкассе, однако, на руки гражданин получал не сами деньги, а некое подобие чека, который обменивался на разрешенные виды товаров.
Негосударственные займы
Негосударственные займы были возможны в виде «касс взаимопомощи«, создаваемых по договоренности при некоторых предприятиях.
К примеру, участники таких касс на добровольных началах отчисляли в «общую копилку» ежемесячно по несколько десятков рублей. Далее создавались очереди, по которым участники приобретали что-либо дорогостоящее.
Возможно, вам будут интересны статьи:
— Самые богатые люди в СССР. Кем они были?
— Колхозное рабство Советского Союза
— «Рыбное дело» — самое громкое коррупционное разбирательство в СССР
— Галина Брежнева — главная советская «тусовщица» и представитель «золотой молодежи» СССР
Источник
Государственный заем денег в Советском Союзе имеет непростую историю. Правительство предлагало гражданам оказать стране посильную помощь, обещая со временем вернуть вложенные средства, нередко с процентами. На практике все оказалось иначе.
Народ поможет
К внутренним займам советское руководство обращалось неоднократно, будь-то индустриализация, война или просто период застоя. В правительстве всегда были уверены: народ не откажет одолжить свои сбережения.
Конечно, многие свято верили, что давая государству взаймы, они исполняют свой гражданский долг, другие искренне надеялись обогатиться, а третьи воспринимали это как принудительную меру.
Всего в СССР было выпущено порядка 65 облигационных займов, львиная доля из них – до 1957 года. Именно тогда программа принудительных займов стала давать сбой. Историки называют внутренние займы едва ли не самой удачной госинвестицией в СССР. Ведь затраты на дизайн, полиграфию и распределение облигаций окупились сторицей. В период с 1923 по 1957 годы советское государство получало от займов доход примерно такой же, какой приносили другие налоги и сборы. Только до 1925 года в принудительные займы было вложено не менее 14 млн. руб. частного капитала.
А что же народ? Количество желающих помочь государству только росло. Если в 1927 году на госзаймы было около 6 млн. подписчиков, то в 1941 году их стало уже 60 млн.
Среднестатистический гражданин СССР в год занимал стране сумму эквивалентную 2-3 зарплатам, государство в ответ отдавать обещанные деньги не торопилось, продлевая долгожданный срок погашения ценных бумаг.
Даешь продукты!
К 1917 году старые акции и облигации утратили свою юридическую силу. Советское правительство аннулировало дореволюционные долги, на что западные банкиры отреагировали отказом в кредитах молодому государству. Бюджетные дыры решили латать за счет населения.
«Нас не признали международные банкиры и не пожелали дать заем, но мы апеллируем к вам, трудящимся массам нашей страны, предлагаем вам оказать кредитную поддержку советскому правительству», – обращался к народу нарком финансов Григорий Сокольников.
Но если городское население имело наличные деньги, то, что взять с сельских жителей? Естественно, продукты. В 1922 году государство выпустило первый краткосрочный хлебный заем, номиналом в 10 млн. пудов ржи, за ним в 1923 году последовал и сахарный.
Власти мыслили примерно так. Если у крестьянина, выполнившего продналог, еще оставался хлеб, ему следует получить облигацию на количество сданного сверх продналога хлеба. «В этом году у тебя уродился хлеб, а в следующем еще неизвестно», – говорили крестьянину. Продуктовый заем отчасти себя оправдал. Так, сохранились редкие облигации, когда голодной зимой 1923 года займы погашались ранее собранным с крестьян зерном и сахаром.
В 1924 году стала приносить свои плоды денежная реформа, и натуральный заем был отменен.
«Добровольно-принудительно»
Первое время, когда пропагандистская машина госаппарата не была отлажена, приходилось принуждать граждан расставаться с кровно заработанными деньгами. Делалось это в рассрочку, через сберкассы. Позднее механизмы изъятия денег стали более гибкими. Так появились 6% выигрышные облигации (возврат денег сверх номинала) для комиссионеров, подрядчиков и прочих частных предпринимателей, разбогатевших в годы НЭПа.
Чтобы обеспечить высокую доходность советские экономисты повышали ставки облигаций до 12%. Популярностью также пользовались ценные бумаги, предоставлявшие держателям дополнительные льготы. Под залог таких облигаций можно было получить банковских ссуды или использовать их для уплаты налогов.
В 1925 году чиновники решили, что пришла пора размещать государственные займы на добровольной основе. Чтобы стимулировать к ним интерес владельцев частных капиталов, купленные ранее билеты разрешалось продавать без ограничений. Вдобавок состоятельным гражданам полагалась льготная ссуда на покупку облигаций в размере 70%. Благодаря этим мерам, по подсчетам историков и экономистов, в карманы населения вернулось около полутора десятков миллионов рублей. Когда государству займы стали обходиться слишком дорого, подобная практика прекратилась.
Трудности выплат
Уже к октябрю 1929 года долг государства по займам составлял 1,9 млн. рублей – 1/3 всего внутреннего долга страны. В 1936 году в СССР по госзаймам фактически был объявлен дефолт, и правительство пошло на непопулярные меры: облигации 8-процентных займов принудительно были обменены на 3-процентные, погашение которых отсрочили на 20 лет.
После войны руководство страны было вынуждено вновь прибегнуть к помощи населения: «При проведении денежной реформы требуются известные жертвы. Большую часть жертв государство берет на себя. Но надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более что это будет последняя жертва», – сообщалось в постановлении Совмина.
Жертвовать снова пришлось деньгами. Несмотря на то, что послевоенный рубль девальвировался фактически в 10 раз, индексации по займам не проводились. Вместо этого был произведен обмен облигаций выпущенных до 1947 года по щадящей формуле: 3 старых – 1 новая.
Конец энтузиазма
С 1946 по 1957 год было выпущено пять тиражей 20-летних облигаций, выручка от которых шла на восстановление и развитее народного хозяйства. Доход по ним выплачивался только в виде выигрышей, как по лотерейным билетам. Все займы фактически имели принудительный характер, хотя в официальных публикациях утверждалось обратное.
Народ перестал верить, что государство когда-нибудь выполнит свои обязательства. Все чаще можно было увидеть обклеенные облигациями стены туалетов и гаражей. Во времена Хрущева ходил такой анекдот: «Дама, обратив внимание на огромную очередь в зоопарке, спросила: «Что там дают?» Ей ответили: «Это очередь к слону. Он скупает облигации госзаймов». — «Но зачем?» — «А слоны по триста лет живут!»».
В то время сам Никита Сергеевич с высокой трибуны вещал: «Миллионы советских людей добровольно высказались за отсрочку на 20—25 лет выплат по старым государственным займам. Этот факт раскрывает нам такие новые черты характера, такие моральные качества нашего народа, которые немыслимы в условиях эксплуататорского строя».
Несмотря на постоянные конверсии и несоблюдение сроков погашения ценных бумаг и выплат по ним процентов в конце 1950-х годов сложилась ситуация, при которой текущие бюджетные расходы по выпуску и обслуживанию всех госзаймов превысили предполагаемую от них доходность.
А деньги будут?
Чтобы как-то компенсировать потери населения страны от обесценивания находящихся на руках облигаций министр финансов СССР Арсений Зверев придумал хитрую схему. Он решил прибегнуть к помощи денежно-вещевой лотереи, из которой 7 млрд. рублей шло на погашение долгов, а оставшиеся – на выигрыши. Однако идею на корню пресекли возможности советской промышленности конца пятидесятых: 600 сверхплановых «Волг», 2100 «москвичей» и 9 тысяч мотоциклов изготовить отечественному автопрому было не под силу. В 1970-е годы выплаты по ценным бумагам все же начались. Но обещанных миллионов советские граждане так и не получили.
В 1999 году правительство России приняло федеральный закон, который «гарантировал обладателям Государственных казначейских обязательств СССР, облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа, а также сертификатов Сберегательного банка СССР полную компенсацию». При этом выплаты держатели советских ценных бумаг должны были получить «с учетом изменения покупательной способности денежных средств».
На сегодняшний день министерство финансов РФ общий объем долгов по госзаймам оценивает в 25 трлн. рублей, что примерно в 2 раза превышает доходы казны. «Очевидно, что практическая реализация данной концепции восстановления сбережений граждан накладывает на федеральный бюджет непомерные обязательства. Если это произойдет в действительности, то государство лишится возможности в течение длительного времени осуществлять финансирование иных расходов», – констатировалось в докладе финансового ведомства.
Источник
Государственные займы: как «надували» граждан в СССР
Такое явление, как государственный заем денег у населения, в Советском Союзе имеет непростую историю. Правительство предлагало гражданам оказать стране посильную помощь, обещая со временем вернуть вложенные средства, нередко с процентами. На практике все оказалось иначе.
Народ поможет
К внутренним займам советское руководство обращалось неоднократно, будь-то индустриализация, война или просто период застоя. В правительстве всегда были уверены: народ не откажет одолжить свои сбережения.
Конечно, многие свято верили, что давая государству взаймы, они исполняют свой гражданский долг, другие искренне надеялись обогатиться, а третьи воспринимали это как принудительную меру.
Всего в СССР было выпущено порядка 65 облигационных займов, львиная доля из них – до 1957 года. Именно тогда программа принудительных займов стала давать сбой. Историки называют внутренние займы едва ли не самой удачной госинвестицией в СССР. Ведь затраты на дизайн, полиграфию и распределение облигаций окупились сторицей. В период с 1923 по 1957 годы советское государство получало от займов доход примерно такой же, какой приносили другие налоги и сборы. Только до 1925 года в принудительные займы было вложено не менее 14 млн. руб. частного капитала.
А что же народ? Количество желающих помочь государству только росло. Если в 1927 году на госзаймы было около 6 млн. подписчиков, то в 1941 году их стало уже 60 млн.
Среднестатистический гражданин СССР в год занимал стране сумму эквивалентную 2-3 зарплатам, государство в ответ отдавать обещанные деньги не торопилось, продлевая долгожданный срок погашения ценных бумаг.
«Добровольно-принудительно»
Первое время, когда пропагандистская машина госаппарата не была отлажена, приходилось принуждать граждан расставаться с кровно заработанными деньгами. Делалось это в рассрочку, через сберкассы. Позднее механизмы изъятия денег стали более гибкими. Так появились 6% выигрышные облигации (возврат денег сверх номинала) для комиссионеров, подрядчиков и прочих частных предпринимателей, разбогатевших в годы НЭПа.
Чтобы обеспечить высокую доходность советские экономисты повышали ставки облигаций до 12%. Популярностью также пользовались ценные бумаги, предоставлявшие держателям дополнительные льготы. Под залог таких облигаций можно было получить банковских ссуды или использовать их для уплаты налогов.
В 1925 году чиновники решили, что пришла пора размещать государственные займы на добровольной основе. Чтобы стимулировать к ним интерес владельцев частных капиталов, купленные ранее билеты разрешалось продавать без ограничений. Вдобавок состоятельным гражданам полагалась льготная ссуда на покупку облигаций в размере 70%. Благодаря этим мерам, по подсчетам историков и экономистов, в карманы населения вернулось около полутора десятков миллионов рублей. Когда государству займы стали обходиться слишком дорого, подобная практика прекратилась.
Трудности выплат
Уже к октябрю 1929 года долг государства по займам составлял 1,9 млн. рублей – 1/3 всего внутреннего долга страны. В 1936 году в СССР по госзаймам фактически был объявлен дефолт, и правительство пошло на непопулярные меры: облигации 8-процентных займов принудительно были обменены на 3-процентные, погашение которых отсрочили на 20 лет.
После войны руководство страны было вынуждено вновь прибегнуть к помощи населения: «При проведении денежной реформы требуются известные жертвы. Большую часть жертв государство берет на себя. Но надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более что это будет последняя жертва», – сообщалось в постановлении Совмина.
Жертвовать снова пришлось деньгами. Несмотря на то, что послевоенный рубль девальвировался фактически в 10 раз, индексации по займам не проводились. Вместо этого был произведен обмен облигаций выпущенных до 1947 года по щадящей формуле: 3 старых – 1 новая.
Конец энтузиазма
С 1946 по 1957 год было выпущено пять тиражей 20-летних облигаций, выручка от которых шла на восстановление и развитее народного хозяйства. Доход по ним выплачивался только в виде выигрышей, как по лотерейным билетам. Все займы фактически имели принудительный характер, хотя в официальных публикациях утверждалось обратное.
Народ перестал верить, что государство когда-нибудь выполнит свои обязательства. Все чаще можно было увидеть обклеенные облигациями стены туалетов и гаражей. Во времена Хрущева ходил такой анекдот: «Дама, обратив внимание на огромную очередь в зоопарке, спросила: «Что там дают?» Ей ответили: «Это очередь к слону. Он скупает облигации госзаймов». — «Но зачем?» — «А слоны по триста лет живут!»».
В то время сам Никита Сергеевич с высокой трибуны вещал: «Миллионы советских людей добровольно высказались за отсрочку на 20—25 лет выплат по старым государственным займам. Этот факт раскрывает нам такие новые черты характера, такие моральные качества нашего народа, которые немыслимы в условиях эксплуататорского строя».
Несмотря на постоянные конверсии и несоблюдение сроков погашения ценных бумаг и выплат по ним процентов в конце 1950-х годов сложилась ситуация, при которой текущие бюджетные расходы по выпуску и обслуживанию всех госзаймов превысили предполагаемую от них доходность.
А деньги будут?
Чтобы как-то компенсировать потери населения страны от обесценивания находящихся на руках облигаций министр финансов СССР Арсений Зверев придумал хитрую схему. Он решил прибегнуть к помощи денежно-вещевой лотереи, из которой 7 млрд. рублей шло на погашение долгов, а оставшиеся – на выигрыши. Однако идею на корню пресекли возможности советской промышленности конца пятидесятых: 600 сверхплановых «Волг», 2100 «москвичей» и 9 тысяч мотоциклов изготовить отечественному автопрому было не под силу. В 1970-е годы выплаты по ценным бумагам все же начались. Но обещанных миллионов советские граждане так и не получили.
В 1999 году правительство России приняло федеральный закон, который «гарантировал обладателям Государственных казначейских обязательств СССР, облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа, а также сертификатов Сберегательного банка СССР полную компенсацию». При этом выплаты держатели советских ценных бумаг должны были получить «с учетом изменения покупательной способности денежных средств».
На сегодняшний день министерство финансов РФ общий объем долгов по госзаймам оценивает в 25 трлн. рублей, что примерно в 2 раза превышает доходы казны. «Очевидно, что практическая реализация данной концепции восстановления сбережений граждан накладывает на федеральный бюджет непомерные обязательства. Если это произойдет в действительности, то государство лишится возможности в течение длительного времени осуществлять финансирование иных расходов», – констатировалось в докладе финансового ведомства.
Источник
Советский Союз несмотря на декларируемую независимость от Запада, тем не менее, пользовался иностранными займами. Западная помощь какой-то степени помогла СССР преодолеть разруху, провести индустриализацию и ускорить победу над фашизмом.
Острая нужда
В первые годы Советской власти о внешних займах не могло быть и речи, так как из-за аннулирования царских долгов большевики оказались в кредитной блокаде. Между тем, на исходе Гражданской войны изнуренная Россия остро нуждалась в деньгах и товарах. Вскоре СССР начинает получать краткосрочные иностранные кредиты, и к 1926 году даже накапливается внешний госдолг в районе 210 млн. долларов.
В 1928 году СССР взял курс на индустриализацию. Внутренних ресурсов было недостаточно, а поэтому правительство стало активнее прибегать к внешним займам. В подавляющем большинстве они предоставлялись частными банками и компаниями под госгарантии. Такими, к примеру, были чехословацкий и германский кредиты.
В начале 1934 года Сталин в интервью корреспонденту «Нью-Йорк таймс» затронул тему кредитов, отметив, что сумма внешнего госдолга на 1932 год составляла 1.4 млрд. рублей. В том же интервью советский лидер отметил, что за два года сумму долга удалось уменьшить на 1 млрд.
В годы Великой Отечественной войны в СССР резко возрос объем импорта. В страну по ленд-лизу ввозится гражданская и военная техника, медикаменты, продовольствие, сырье. В 1941 году Москва заключает с Лондоном рамочное соглашение о кредите, в британские банки в качестве депозита переводится 100 тонн золота. Позднее подобное соглашение подписывается с США.
Специалисты не берутся подсчитать задолженность СССР по ленд-лизу по причине отсутствия достоверной информации и наличия спорных моментов. Более того, многие товары, в частности, вышедшая из строя техника оплате не подлежали.
Ответственный заемщик
В послевоенное время Советский Союз зарекомендовал себя как образцовый заемщик своевременно и в полном объеме погашая кредиты. До 1983 года внешний долг СССР не превышал 5 млрд. долларов. Впрочем, нужно отметить, что в это время СССР нечасто прибегал к иностранным займам, предпочитая полагаться на собственные ресурсы.
К более или менее активным заимствованиям СССР вернулся в середине 1960-х годов. Как правило такие кредиты предоставлялись частными банками под определенные проекты, реализуемые при участии западных компаний. Например, в 1966 году было подписано 7 кредитных договоров на сумму в 450 млн. рублей. Деньги прежде всего пошли на строительство ВАЗ. А в 1970-х годах 11 млрд. кредитных долларов влились в газовую отрасль.
С 1984 года начинается постепенный рост долговых обязательств СССР. В 1986 году сумма внешних займов превысила 30 млрд долларов, а в 1989 году внешний долг достиг уже 50 млрд. После распада СССР десять республик, объявивших себя правопреемницами СССР, подписали меморандум, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза.
Однако 2 апреля 1993 года правительство Российской Федерации заявило о том, что Россия как правопреемница СССР берет на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга распавшегося государства. Взамен предполагался отказ стран СНГ от их доли в зарубежных активах СССР. Так России достался весь внешний советский долг в размере $ 96,6 млрд.
Редкая тема
Тема иностранных кредитов в СССР, особенно в период индустриализации, достаточно редкая. Симптоматично, что по ней ни в СССР, ни в России не было издано ни одной научной работы. Существуют лишь скудные сведения о коммерческих кредитах советских оффшорных организаций, а также разрозненная информация о кредитах под поставки оборудования.
Другой стороной проблемы, по мнению исследователей, является устоявшийся стереотип, что советская индустриализация осуществлялась исключительно за счет внутренних ресурсов. Хотя сейчас уже достаточно информации доказывающей широкомасштабное сотрудничество СССР в период индустриализации с Западом.
Так, согласно плану индустриализации, ее приблизительная суммарная стоимость определялась в 4,5 миллиарда советских червонцев, или более чем 2,2 млрд. долларов США. Для страны, чей годовой экспорт редко превышал 400 млн. американских долларов, это были неподъемные средства.
США
26 ноября 1927 года в Главном концессионном совете при СНК СССР произошло подписание кредитного договора с американским предпринимателем Фаркуаром о предоставлении Советскому правительству 6-летнего займа на сумму 40 млн. долларов. Деньги предназначались для перестройки и переоборудования Макеевского металлургического завода.
В том же году в Вене Внешторгбанк СССР и американский бизнесмен Виктор Фриман заключили соглашение на открытие кредитной линии в 50 млн. долларов под обеспечение советским экспортом. Чуть позднее была достигнута договоренность с американской компанией «Стандарт Ойл» о кредите в 75 млн. долларов под поставки бакинской нефти компании «Вакуум Ойл».
По оценке авторитетного исследователя истории советской индустриализации Игоря Орлова, к началу 1929 года СССР задолжал американским фирмам порядка 350 млн. долларов. К американским кредитам Советский Союз охотно прибегал и дальше. Об этом косвенно могут свидетельствовать данные, согласно которым к 1932 году СССР был должен США минимум 635 млн. долларов.
Вплоть до 1934 года Соединенные Штаты не предоставляли СССР государственных кредитов, хотя известно, что СССР выражал готовность взять кредит в размере до 1 млрд. долларов, а Наркомат финансов даже сделал подробную разработку схемы кредитования.
В годы войны СССР получал от США помощь в рамках ленд-лиза, однако подсчитать сумму этой помощи и заложенность СССР в силу ряда причин не представляется возможным.
Сразу после войны США предоставили СССР еще два небольших кредита. Сумма не ясна, но известно, что в 1972 году Советский Союз и Соединенные Штаты определили задолженность в сумму $722 млн., и на момент распада СССР она все еще не была погашена.
Германия
Свой первый краткосрочный кредит в 100 млн. марок Германия выдала СССР в 1925 году, еще через год она открыла кредитную линию в размере 300 млн. марок сроком на 4 года. Очередной транш СССР на сумму в 300 млн. марок и сроком на 21 месяц Германия выделила в 1931 году.
К 1935 году сотрудничество СССР и Германии выходит на качественно новый уровень. В это время консорциум немецких банков предоставил советскому торгпредству в Берлине кредит на сумму 200 млн. марок. Таким образом официально за 9 лет СССР занял у Германии средств на сумму 900 млн. марок или порядка 300-320 млн. долларов США.
После войны эконмическое сотрудничество СССР главным образом шло с Восточной Германией. Так, в ходе взаимных поставок товаров (в ГДР шло сырье, а в СССР – конечная продукция) образовалась задолженность, которую в 2000-м году Германия оценила в $6,4 млрд. Впрочем, российская сторона утверждает, что если пересчитать поставки сырья по мировым ценам, то задолженность ГДР даже превзойдет предполагаемый долг Советского Союза на $4,2 млрд.
Великобритания
В конце 1920-х – первой половине 1930-х годов Великобритания ежегодно кредитовала советские закупки на сумму до 20-25 млн. фунтов стерлингов. В 1936 году Лондон предоставил СССР кредит в 10 млн. фунтов стерлингов.
Чехословакия
В 1935 году начались финансовые взаимоотношения СССР и Чехословакии, когда советская сторона получила от своих европейских партнеров кредит на сумму в 250 млн. крон (под 6% годовых). В связи с ликвидацией Чехословакии в 1938 году кредит был выплачен лишь частично.
После войны кредитная история была связана с закупками СССР чехословацких локомотивов, трамваев, станков. В итоге к началу 90-х СССР оказался должен Чехии около $3,6 млрд., Словакии — $1,8 млрд.
Прочие страны
Среди других стран, кредитовавших СССР можно отметить Италию, которая выдала кредит в 200 млн. лир под советские закупки в 1930 году и 350 млн. лир в 1931 году и Швецию, в 1940 году предоставившую СССР кредит в размере 100 млн. крон.
Источник