Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, который направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, обязывает банки проверять компании при открытии счета и в процессе их работы с этим счетом. Если в результате проверки банк подозревает клиента в неблагонадежности, то он вправе отказать ему в заключении договора банковского обслуживания, блокировать проведение операции или расторгнуть договор банковского обслуживания.
Информацию о подозрительной компании банк передает в Росфинмониторинг, который и занимается формированием черного списка. Он обязан передавать этот список в Центробанк. Последний, в свою очередь, делится сводной информацией о сомнительных компаниях со всеми банками, как бы предупреждая их о возможных проблемах с клиентами из списка.
Таким образом, компания с подозрительным «резюме» попадает в черный список, который становится доступен всем банкам (Положение ЦБ от 30.04.2018 № 639-П).
Как вы можете попасть в черный список
Нахождение клиента в списке — это не черная метка, предупреждает заместитель председателя Центробанка Дмитрий Скобелкин. Это просто некая информация для другого банка, которая должна использоваться для оценки риска того или иного клиента. Например, они вправе не открыть счет подозрительному клиенту, а могут просто детальнее проверить его.
Чтобы понять, по каким причинам предприниматели попадают в черные списки, достаточно заглянуть в Методические рекомендации ЦБ РФ № 18-МР и № 19-МР от 21.07.2017.
Так, например, в Методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР сформулировано 10 критериев для определения неблагонадежности клиентов. Причем уточняется, что такие клиенты обладают, как правило, двумя или более признаками:
- отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30% и более;
- с даты создания юрлица прошло менее 2-х лет;
- деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на счет и списанию денег со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
- деньги на банковский счет поступают от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных;
- поступление от контрагента денег на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
- суммы, поступающие на счет, не превышают 600 000 руб.;
- наличные снимаются регулярно — ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
- снятие наличных производится в сумме не более 600 000 руб. либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных, которая может выдаваться клиенту — юрлицу, ИП в течение одного операционного дня;
- снятие наличных производится в конце операционного дня с последующим снятием наличных в начале следующего операционного дня;
- у клиента нескольких корпоративных карт, они используются преимущественно для проведения операций по получению наличных.
Также рекомендации по выявлению неблагонадежных клиентов содержатся в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 13.04.2016 № 18-МР. Под неблагонадежными в этом документе понимаются юрлица, по банковским счетам которых операции либо продолжительное время (в среднем три месяца) не проводятся, либо проводятся, но в незначительных объемах. Впоследствии счета начинают активно использоваться для совершения в том числе операций, имеющих запутанный и необычный характер, без очевидного экономического смысла и законной цели.
Речь идет о совокупности следующих признаков:
- списание денег со счета не превышает 3 млн руб. в месяц (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
- операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
- уплата налогов или других обязательных платежей со счета не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по такому счету, при этом размер сумм НДФЛ, уплачиваемых с зарплаты работников, может свидетельствовать о занижении налогооблагаемой базы.
Клиенты, о которых говорится в методических рекомендациях, обычно обладают двумя или более нижеследующими признаками:
- размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юрлица;
- учредитель клиента, его руководитель и лицо, осуществляющее ведение бухучета клиента, — это одно лицо;
- адрес постоянно действующего исполнительного органа клиента является, по информации ФНС, массовым;
- постоянно действующий исполнительный орган клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени клиента без доверенности, отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.
Стоит изучить и те признаки, которые приводятся в более раннем документе – Методических рекомендациях ЦБ РФ от 02.04.2015 № 10-МР.
Благодаря комплексу мер по устранению номинальных юридических лиц в 2017 году, по данным Росфинмониторинга, удалось пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб.
В 2016 году на 24% возросло количество решений об отказе в регистрации юрлиц. За полтора года из ЕГРЮЛ исключено около 1 млн юрлиц.
Количество фирм-однодневок сократилось до исторического минимума: по состоянию на 1 июня 2018 года их 7,3% от общего числа юрлиц.
Комплекс мер, которые осуществляет государство по устранению номинальных юридических лиц:
- Осуществляются меры превентивного характера в виде единого списка клиентов, которым банки отказали в проведении операции, заключении договора банковского обслуживания или с которыми расторгли договора банковского обслуживания в связи с подозрениями в отмывании денег или финансировании терроризма.
- Росфинмониторинг формирует реестр (черный список), который передается в Банк России, далее его используют банки при оценке уровня риска своих клиентов.
- ФНС проверяет достоверность ЕГРЮЛ для предотвращения регистрации и деятельности организаций, создаваемых для недобросовестной деятельности. ФНС и кредитные организации взаимодействуют, чтобы принимать меры к расторжению договоров банковского обслуживания в случае подозрения на осуществление операций от имени фирмы-однодневки.
- ФНС использует специальную систему контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2) для выявления действий, направленных на минимизацию подлежащей уплате в бюджет разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.
- Банк России ориентирует поднадзорные организации на типологические признаки и схемы отмывания доходов с участием фирм-однодневок.
- РФ присоединилась к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. Это позволит ФНС с сентября 2018 года получать сведения о финансовых счетах российских налогоплательщиков от компетентных органов 7421 иностранных юрисдикций (включая оффшорные).
Реабилитация компаний, попавших в черный список банков
Как показала практика, некоторые банки стали формально относиться к критериям неблагонадежности. Это привело к тому, что к октябрю 2017 года, с начала года, банки заблокировали около 500 000 счетов предпринимателей (данные общественной организации «Деловая Россия»).
В ноябре 2017 года заработал механизм реабилитации добросовестных клиентов, попавших в черный список по ошибке. По словам заместителя председателя Центробанка Дмитрия Скобелкина, чтобы выйти из черного списка, клиенту нужно обратиться в банк, где специальная комиссия или специально назначенные должностные лица рассматривают претензии, связанные с вопросами ограничения в обслуживании. Однако сразу же стало возникать много вопросов о том, как именно этот механизм работает. Он явно нуждался в проработке.
30 марта 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ, который внес поправки в «антиотмывочный» закон. Они, в частности, внесли коррективы в процесс выхода из черного списка банков и фактически создали систему двухуровневой реабилитации банковских клиентов. На первом уровне банк проверяет клиента и, удостоверившись в том, что он попал в черный список случайно, устраняет основания для включения его в список и передает сведения в ЦБ и Росфинмониторинг.
Если банк отказывается пересматривать решение, клиент может воспользоваться вторым уровнем реабилитации — обратиться в Центробанк, который на комиссии совместно с Росфинмониторингом рассмотрит заявление клиента.
Как поэтапно выглядит механизм реабилитации:
- У банков появилась возможность уведомлять клиентов о применении мер по отказу о совершении операций, заключения договора банковского счета, расторжении договора банковского счет, а также об их причинах.
- В случае принятия решения об отказе от проведения операции или от заключения договора банковского счета клиент, с учетом полученной информации о причинах, может представить документы и сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе.
- Банк рассматривает документы и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщает клиенту об устранении оснований.
- Если оказывается, что основания устранить невозможно, клиент обращается с заявлением и документами в межведомственную комиссию, созданную при Центробанке.
- По результатам рассмотрения заявления и документов от клиента, а также мотивированных обоснований межведомственная комиссия принимает либо решение об отсутствии оснований для отказа, либо решение об отсутствии оснований для пересмотра принятого решения.
- Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и банку не позднее 3-х рабочих дней со дня его принятия.
- При устранении оснований отказа организации, осуществляющие операции с денежными средствами, кредитные организации обязаны представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.
- Если в связи с решением об отказе от проведения операции, в отношении которого впоследствии были устранены основания его принятия, кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета с клиентом, то она обязана представить в Росфинмониторинг сведения об отсутствии оснований для расторжения договора.
В июне 2018 года Госдума внесла законопроект № 492235-7, предлагающий обязать банки предоставлять письменный мотивированный отказ в открытии счета (поправки в ст. 846 и ст. 859 ГК РФ). Причем этот отказ может быть обжалован в суде.
На днях Центробанк выпустил Информационное письмо от 12.09.2018 N ИН-014-12/61, в котором, в частности, говорится о порядке информирования клиентов финансовых организаций о причинах отказа.
Как выйти из черного списка банков: необходимые документы
Законодательно список документов, которые необходимо предоставить банку для выхода компании из черного списка, не установлен. Поэтому компания сама вправе решать, как и с помощью чего доказывать легальность своей деятельности. В ряде случаев банк подсказывает, какие именно документы нужны. Например, он может запросить налоговую декларацию и некоторые другие документы, если отказывает в переводах со счета.
Если с банком так и не удалось решить проблему по исключению компании из черного списка, придется обратиться в Центробанк с соответствующим заявлением (требования к заявлению). Вы можете отправить заявление почтой или через интернет-приемную Банка России. Опишите сложившуюся ситуацию в свободной форме, укажите, когда и к кому вы обращались (ФИО сотрудника банка, его должность).
На руках нужно иметь:
- письменный отказ банка в реабилитации;
- копию документа, удостоверяющего личность, СНИЛС и ИНН;
- копию документов, предоставленных в банк для проведения операции или открытия счета;
- реквизиты банка;
- копии документов, предоставленных в банк с заявлением об исключении из черного списка;
- другие документы, которые вы посчитаете нужными.
Что известно о новом черном списке банков
Центробанк опубликовал проект указа, который вводит порядок информирования банками регулятора о несанкционированных переводах со счетов их клиентов. Он создан с целью исполнения Федерального закона от 27.06.2018 № 167-ФЗ о защите средств клиентов банков от хищений, который вступит в силу 26 сентября 2018 года. То есть на этот раз будет создан черный список дропперов.
Документ примечателен тем, что:
- наделяет банки правом приостанавливать операции на два дня, если возникают подозрения о выводе денег без ведома клиента;
- дает Центробанку право вести базу компаний и физлиц, на счета которых пытались вывести или вывели денежные средства клиентов;
- у Центробанка появляются полномочия доводить полученную информацию до кредитных организаций.
Алгоритм взаимодействия кредитных организаций с Центробанком, который предусматривает проект указа, довольно прост. При выявлении подозрительной операции банк передает в Центробанк номер карты, электронного кошелька, мобильного телефона или счета получателя средств. Центробанк запрашивает у банка данные паспорта и СНИЛС для идентификации получателя. Далее Центробанк обобщает и доводит до всех кредитных организаций информацию о лицах, на счета которых был осуществлен вывод денег. Банки, которые «вычислят» дропперов среди своих клиентов, будут ограничивать им перевод денежных средств и снятие наличных.
У вас заблокировали счет? Разберемся в ситуации и поможем с разблокировкой
Эксперты не сомневаются, что в новый черный список банков снова могут попасть добропорядочные компании и физлица, как это уже было в прошлом году, когда вступил в силу Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Один из сценариев-ловушек может быть таким: хакер обращается с просьбой к знакомым, чтобы они получили деньги на свои карты, при этом знакомые не догадываются об источнике происхождения денег.
Экспертов беспокоит и тот факт, что в проекте указа не прописано право на реабилитацию. Кроме того, добропорядочные компании могут не догадываться о своем присутствии в черном списке. Возникнет угроза новой массовой блокировки счетов клиентов банков.
Источник
«Я не забываю о долгах, я только забываю их отдавать». Это остроумное высказывание принадлежит известной польской писательнице и журналистке ХХ века Янине Ипохорской. В действительности такая забывчивость может привести к достаточно неприятным последствиям для заемщика.
Что такое «черный список»
«Черный список» представляет собой базу данных, в которую вносится информация о неблагонадежных заемщиках. Такой документ есть в каждой микрофинансовой организации. Он предназначен для внутреннего использования, но иногда МФО могут обмениваться друг с другом внесенной в базу информацией. В «черный список» попадают люди, с которыми микрофинансовые компании больше не планируют сотрудничать. Собранные сведения хранятся несколько лет, периодически пополняются и обновляются.
Для заемщика попадание в «черный список» означает автоматический отказ при обращении за займом
Кто попадает в «черный список»
Мы можем назвать несколько критериев, по которым микрофинансовые организации заносят заемщиков в «черный список»:
- Злостные неплательщики. При оформлении займа между заемщиком и микрофинансовой организацией заключается договор. В нем прописываются условия предоставления денег, график погашения займа и возможные штрафные санкции. Если заемщик не вносит платежи вовремя, образуется просрочка и это приводит к ухудшению кредитной истории. Ситуация осложняется, если подобное происходит регулярно. Еще хуже, если заемщик сознательно отказывается обслуживать свой долг. Он обязательно будет включен в «черный список», а его долг, скорее всего, будет передан коллекторам.
- Личное обращение родственников заемщиков. Подобная ситуация характерна для кредитоманов, которые не в состоянии самостоятельно сопоставлять и контролировать свои финансовые возможности и желания. Поэтому их родственники вынуждены обращаться в микрофинансовые организации с такой нестандартной просьбой. Следует отметь, что это малоэффективный способ, поскольку сотни МФО работают в режиме онлайн. Личное обращение имеет смысл, если речь идет о небольшом населенном пункте, в котором одна или несколько МФО выдают займы наличными.
- Неадекватное поведение заемщика. Состояние потенциального клиента могут оценить работники микрофинансовой организации при его личном обращении в офис компании. Люди, находящиеся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, имеющие неряшливый внешний вид или неспособные ответить на простые вопросы, вряд ли будут отнесены к категории платежеспособных.
- Сокрытие процедуры банкротства. Если она уже завершена, то этот факт обязательно будет отражен в кредитной истории и гражданин автоматически лишится доступа к заемным средствам на 5 лет. Речь идет о ситуации, когда процедура банкротства еще не завершена (она может длиться до одного года). Сокрытие этой информации может расцениваться микрофинансовыми организациям как мошенничество.
- Наличие судимости по статье «Мошенничество». Если потенциальный заемщик уже был в прошлом замешан в денежных махинациях, то он однозначно будет включен в «черный список» любого банка или МФО.
- Предоставление недостоверной информации, использование поддельных или чужих документов при подаче заявки. Такие действия являются мошенничеством. Мы настоятельно не рекомендуем пытаться приукрасить свое финансовое положение и тем более использовать чужие документы для получения займа. Это точно приведет к включению в «черный список».
Находясь в «черном списке», достучаться до МФО становится значительно сложнее
Как получить информацию о «черном списке»
Оговоримся сразу, информацию о содержимом «черного списка» МФО своим заемщикам не разглашают. Оптимальный вариант получить корректные данные, позволяющие сделать вывод о своей финансовой репутации, – узнать свой кредитный рейтинг.
Как выйти из «черного списка»
По собственной инициативе микрофинансовые организации не станут исключать неблагонадежного заемщика из «черного списка». Чтобы вернуть их доверие, можно использовать три варианта:
- Полностью погасить всю возникшую задолженность, включая штрафы и пени. Этот шаг должен убедить МФО в случайности просрочки и вашем стремлении выполнять свои обязательства.
- Открыть в банке текущий счет, на который будет перечисляться зарплата или другие платежи.
- Открыть в банке депозитный счет.
Активные счета в банках однозначно говорят в пользу заемщика и позволяют восстановить его репутацию. Далее можно обращаться за займом в МФО. Конечно, сначала речь будет идти о небольшой сумме (не более 10 000 руб.) и коротком сроке действия договора. Впоследствии, при соблюдении взятых на себя обязательств и своевременном погашении займа, можно будет рассчитывать на более лояльное отношение микрофинансовой организации.
Заключение
Причины попадания в «черный список» могут быть разными. Если вы рассматриваете МФО в качестве удобного и доступного источника заемных денег и планируете им пользоваться, от статуса «злостного неплательщика», конечно, нужно избавляться. В дальнейшем важно вовремя гасить займы и помнить, что повторное попадание в «черный список» будет, скорее всего, пожизненным.
Источник