Платежный баланс – это соотношение между общей суммой денежных поступлений, полученных данной страной из-за границы, и всеми платежами, произведенными этой страной за границу за определенный период времени (год, квартал, месяц).
Превышение поступлений над платежами составляет активное (положительное) сальдо платежного баланса, а превышение платежей над поступлениями – пассивное сальдо (дефицит).
Платежный баланс охватывает следующие основные виды поступлений:
от экспорта товаров;
от предоставления другим странам различных услуг (фрахтование судов, обслуживание их в портах, страхование внешнеторговых грузов, перевозка туристов и т.д.);
доходы от экспорта капитала: доходы по предоставленным кредитам (суммы погашения кредитов и процентов);
денежных переводов от эмигрантов в свою страну и др.
В платежном балансе отражаются следующие основные виды платежей:
платежи за импортируемые товары;
платежи за предоставленные другими странами разнообразные услуги;
платежи по кредитам;
переводы в зарубежные страны.
Состояние платежного баланса страны предопределяется в основном соотношением между импортом и экспортом товаров и услуг.
Полная схема составления платежного баланса, рекомендуемая МВФ, содержит 112 статей.
Укрупненная структура платежного баланса выглядит следующим образом:
1. Счёт текущих операций
A. Товары и услуги
a. Товары
b. Услуги
B. Факторные доходы из-за рубежа
C. Текущие трансферты
2. Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами
A. Счёт операций с капиталом
B. Финансовый счёт.
1. Прямые инвестиции
2. Портфельные инвестиции
3. Другие инвестиции
4. Резервные активы
Основным концептуальным принципом построения платежного баланса является принцип двойной записи, при котором каждая отражаемая в учете операция представляется двумя записями, имеющими одинаковое стоимостное выражение, но с противоположными знаками (по кредиту и дебету). В результате применения принципа двойной записи разница между суммой всех кредитовых и дебетовых записей должна равняться нулю.
Общее правило учета следующее:
Сделка, в результате которой страна получает иностранную валюту, называется кредит и заносится со знаком «+».
Сделка, в результате которой страна тратит иностранную валюту, называется дебет и заносится со знаком «–».
По кредиту регистрируются экспорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции по уменьшению иностранных (внешних) активов и увеличению обязательств (счет операций с капиталом и финансовых операций).
По дебету регистрируются импорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции по увеличению иностранных (внешних) активов и снижению обязательств (счет операций с капиталом и финансовых операций).
Счет текущих операций охватывает любые внешнеэкономические операции с экономическими ценностями (за исключением операций с финансовыми активами).
Счет текущих операций включает в себя экспорт товаров и услуг (со знаком плюс), импорт товаров и услуг (со знаком минус), чистые доходы от инвестиций и чистые трансферты.
Товарный экспорт учитывается со знаком плюс и выступает как кредит, поскольку создает запасы иностранной валюты в национальных банках.
Товарный импорт учитывается в графе «дебет» со знаком минус, поскольку уменьшает запасы иностранной валюты в стране.
Разница между товарным экспортом и товарным импортом образует торговый баланс.
Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телефонной, почтовой, телеграфной, спутниковой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам, торговле лицензиями, ноу-хау, другими видами научно-технического и производственного опыта, лизинговым операциям, деловым консультациям и т.д.
Чистые доходы от инвестиций, или чистые факторные доходы из-за рубежа. В том случае, когда национальный капитал, вложенный за границей, приносит больший доход от процентов и дивидендов в сравнении с доходом иностранного капитала, вложенного в данной стране, – чистые доходы от инвестиций положительные, в противном случае – отрицательные.
Чистые трансферты – это переводы частных и государственных средств в другие страны (пенсии, подарки, денежные переводы за рубеж, безвозмездная помощь другим государствам).
Если страна имеет дефицит баланса по текущим операциям, то ее расходы по оплате импорта превышают доходы по оплате экспорта. Данный дефицит финансируется или посредством займов за границей, или посредством реализации части активов иностранцам, что находит отражение в счете движения капитала. Подобные сделки уменьшают чистые зарубежные активы.
Чистые зарубежные активы – это разница между объемами заграничных активов, которыми обладают отечественные резиденты, и объемами национальных активов, которыми обладают иностранцы.
Положительное сальдо текущих операций противоположно дефициту, поскольку данная страна получает иностранной валюты больше в сравнении с тем, что она расходует за рубежом, и, таким образом, способна предоставлять кредиты иностранцам либо увеличивать заграничные активы.
Счет операций с капиталом и финансовых операций охватывает любые внешнеэкономические операции с капитальными трансфертами и финансовыми активами и обязательствами и состоит из двух счетов:
Счет операций с капиталом отражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, а также операции по приобретению и продаже патентов, авторских прав, торговых знаков и прочих активов нематериального характера.
Компоненты финансового счета классифицируются согласно типу инвестиций или выполняемой ими функциональной роли. Это прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции (коммерческие кредиты, кредиты и займы, счета и депозиты и др.) и резервные активы.
При публикации платежный баланс может быть представлен в «нейтральной» или в «гипотетической» форме. В «нейтральной» форме общее сальдо платежного баланса равно нулю.
Наряду с «нейтральным представлением» МВФ рекомендует составлять альтернативную версию платежного баланса, суть которой заключается в переклассификации и перегруппировке имеющихся сведений таким образом, чтобы по возможности отделить первичные, автономные операции от вторичных, балансирующих записей.
Сальдо по основным статьям называется сальдо платежного баланса и, когда оно положительное, говорят о «сильном платежном балансе», когда отрицательное — о «слабом платежном балансе».
Согласно рекомендации МВФ, к балансирующим статьям относят:
операции официальных валютных органов с валютными резервами (золото, иностранная валюта, резервная позиция в МВФ и активы в СДР);
изменения обязательств официальных валютных органов перед иностранными официальными учреждениями, включая международные организации, распределение СДР.
Дефицит платежного баланса может быть профинансирован посредством уменьшения официальных резервов Национального банка, в то время как активное сальдо платежного баланса увеличивает официальные валютные резервы Национального банка.
На состояние платежного баланса влияет ряд факторов:
Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.
Циклические колебания экономики. Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран.
Рост заграничных государственных расходов.
Милитаризация экономики и военные расходы. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны.
Усиление международной финансовой взаимозависимости.
Вывоз капитала отвлекает средства, которые могли бы быть использованы для модернизации экспортных отраслей, но служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный период.
Валютно-финансовые факторы. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов.
Инфляция. Повышение цен снижает конкурентоспособность товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу.
Чрезвычайные обстоятельства – неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. – отрицательно влияют на платежный баланс.
Торгово-политическая дискриминация определенных стран и др.
Кризис платежного баланса – это длительно существующий дефицит платежного баланса, образующийся вследствие того, что страна многие годы не принимала мер по упорядочению дефицита счета по текущим операциям, исчерпывая свои официальные валютные резервы или увеличивая внешнюю задолженность.
Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов, заимствованных страной через государственные каналы.
Кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна (или группа стран) объявляет о невозможности выплачивать свой внешний долг или об аннулировании долга. Добиться от должника погашения своей задолженности невозможно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. К нему невозможно применить санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны. Факты банкротства государства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.
Появлению кризиса внешней задолженности обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические.
Структурные связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании платежного баланса из-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования.
Специфические факторы чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или) циклическими кризисами. Например, долговой кризис 1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979-1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом ТНК в развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов; недостаточностью внимания при кредитовании со стороны транснациональных банков тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами; 80% займов развивающихся стран за период с 1973 по 1982 г. пошли на компенсацию повышения цен на нефть и на финансирование текущих расходов правительств, а также на обслуживание растущего долга; погашением задолженности за счет краткосрочных кредитов и др. К началу долгового кризиса структура внешней задолженности развивающихся стран существенно ухудшилась за счет значительного превышения задолженности частных над официальными кредиторами, что ухудшало условия обслуживания долга.
В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом, а увеличение внешних заимствований ведет к росту процентных ставок по кредитам, увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает порочный круг. Разорвать его странам с высоким уровнем задолженности можно только обратившись к стабилизационной программе МВФ, которая предполагает:
отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
снижение обменного курса местной валюты;
проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем сокращения расходов и увеличения налогов ицен, отказ от индексации ставок заработной платы, поощрение свободы рынков;
открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.
Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.
Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.
Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня ВВП на душу населения и степени обремененности внешним долгом.
Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков.
В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация, т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.
В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.
Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений.
Source: StudFiles.net
Источник
Регулирование b дефицит платежного баланса
Один из главных факторов дефицита платежного баланса — превышение стоимости импорта товаров над объемом их экспорта. Модели платежного баланса одной и той же страны изменяются параллельно с развитием национальной экономики. Дефицит платежного баланса погашается финансированием. Методы покрытия дефицита платежного баланса можно разделить на три группы — текущее (временное) финансирование, финансирование из резервных активов и исключительное финансирование.
Временные методы балансирования платежного баланса включают использование иностранных кредитов, ввоз капиталов, кратковременные кредиты по соглашению свои между центральными банками, которые предоставляют друг другу национальную валюту, продажу иностранных и размещение национальных ценных бумаг за границей.
Резервные активы
Для покрытия дефицита платежного баланса страна использует официальные золотовалютные резервы, окончательно уравновешивая платежный баланс. Резервные активы — международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем се денежных властей или правительства и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты. Резервные активы представляют собой сумму следующих активов:
- монетарное золото — золото пробы не ниже 995/1000, находящееся в хранилищах центрального банка или правительства, которое в любой момент может быть продано за иностранную валюту на мировом рынке или международным организациям. Денежные власти могут увеличивать свои запасы монетарного золота путем его монетизации — покупки в государственные резервы добытого золота и приобретения товарного золота на частных рынках. Денежные власти могут также продавать часть монетарного золота из запасов, демонетизируя его;
- специальные права заимствования (СДР) — выпускаемый МВФ резервный актив, распределяемый между странами-членами в соответствии с их квотами, используемый для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществления платежей. Страны могут приобретать СДР друг у друга, осуществлять платежи в СДР. Однако СДР представляют собой не более 3% резервных активов мира и практически не играют существенной роли;
- резервная позиция в МВФ — сумма резервной доли страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране. Резервная доля составляет 25% квоты страны в капитале М ВФ и может быть получена страной назад практически без каких-либо условий. Покупки иностранной валюты за национальную в рамках резервной доли, которая не считается кредитом МВФ, как и получение кредита МВФ, приводят к увеличению резервных активов покупающей страны;
- валютные активы — обычно наиболее значимая часть международных активов, состоящая из требований к нерезидентам в форме иностранной валюты, банковских депозитов, правительственных ценных бумаг, других ценных бумаг, финансовых деривативов, акций частных предприятий и требований, возникающих в результате соглашений между национальным и иностранными центральными банками, а также правительственными органами;
- прочие требования — это все остальные требования, выраженные иностранной валютой или ценными бумагами, которые могут быть включены в определение международных активов центрального банка.
Исключительное финансирование
Исключительное финансирование используется в условиях кризиса платежного баланса при отрицательном сальдо платежного баланса, которое не может быть покрыто в текущем году за счет сокращения запасов резервных активов, поскольку либо их просто недостаточно, либо они законодательно не могут быть использованы для этих целей. Исключительное финансирование — операции, проводимые страной, испытывающей трудности с финансированием отрицательного сальдо платежного баланса, по согласованию и при поддержке ее зарубежных партнеров в целях снижения этого сальдо до уровня, который можно профинансировать традиционными средствами.
Операции по исключительному финансированию могут проходить но любым статьям платежного баланса и обычно не обособляются в отдельную группу. Наиболее значимы из них следующие:
- аннулирование долга — добровольный отказ кредитора от части или всей суммы долга, зафиксированный в соответствующем соглашении между страной-кредитором и стран ой-дол жни ком. В платежном балансе аннулирование долга отражается как капитальный трансферт в счете движения капитала;
- обмен задолженности на акции — это обмен просроченной задолженности и иных долговых обязательств на акции компаний стран ы -должн и ка;
- заимствование для урегулирования платежного баланса — займы, получаемые государственными органами и центральным банком от других стран в целях финансирования платежного баланса, втом числе кредиты, предоставляемые МВФ;
- переоформление задолженности — изменение условий существующего договора или заключение нового соглашения, предусматривающего реструктуризацию долга;
- просрочка платежей по задолженности — способ чрезвычайного финансирования платежного баланса, в рамках которого страны не платят причитающихся сумм по внешним обязательствам;
- привлечение средств из-за рубежа другими секторами экономики, кроме правительства и монетарных органов.
Программы стабилизации платежного баланса обычно сочетаются с мероприятиями по оздоровлению экономики, сдерживанию инфляции, сокращению платежного дефицита и т.д. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий:
- рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.);
- экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.).
Source: www.grandars.ru
Источник