Чтобы всегда правильно использовать тот или иной падеж, нужно не только запомнить окончания (об окончаниях винительного падежа читайте здесь), но и знать, в какой именно момент его нужно употребить. Ниже вы:
- узнаете, когда и как использовать винительный падеж в русском языке (основные функции);
- познакомитесь с примерами его употребления в предложениях;
- потренируетесь определять, какое слово в предложении должно стоять в винительном падеже (упражнение в конце заметки).
Это одна из главных функций винительного падежа. Прямой объект – это тот объект, на который непосредственно направлено наше действие, и он, как правило, стоит в винительном падеже.
Вот несколько примеров:
- делать / сделать (+кого? что?): Я – хороший студент. Я всегда делаю домашнее задание!
- говорить / сказать (+кого? что?): Антон слишком честный, он всегда говорит правду, поэтому люди иногда на него обижаются.
- читать / прочитать (+ кого? что?): Какую книгу ты сейчас читаешь?
- звать: Как зовут эту девушку? Её зовут Оля.
- ви́деть / уви́деть: Ты видел Красную площадь, когда был в Москве?
- говори́ть / сказа́ть: Опять ты говоришь неправду.
- гото́вить / пригото́вить: В этом ресторане готовят вкуснейшую рыбу!
- де́лать / сде́лать: Врач сказал мне каждый день делать утреннюю гимнастику.
- закрыва́ть / закры́ть: Кто не закрыл входную дверь?
- есть / съесть: – Что ты ел на завтрак? – Кашу.
- запомина́ть / запо́мнить: Я не могу запомнить её имя.
- знать / узна́ть: Ты знаешь такую компанию?
- изуча́ть / изучи́ть: Он изучает русскую историю.
- люби́ть / полюби́ть: Я люблю мою работу.
- открыва́ть / откры́ть: В следующем месяце рядом с нашим домом открывают новую стоматологическую клинику.
- покупа́ть / купи́ть: Где ты обычно покупаешь рыбу?
- понима́ть / поня́ть: Я не понимаю нашего руководителя.
- продава́ть / прода́ть: Почему он решил продать свой бизнес_?
- писа́ть / написа́ть: Ты не знаешь, кто написал «Войну и мир_»?
- пить / вы́пить: Утром я обычно выпиваю чашку кофе.
- по́мнить / вспо́мнить: Конечно я помню дату нашей свадьбы!
- слу́шать / послу́шать: Какую музыку ты слушаешь?
- слы́шать / услы́шать: Ты меня слышишь?
- смотре́ть / посмотре́ть: Обязательно посмотри эту комедию.
- убира́ть / убра́ть: Как же я не люблю убирать квартиру!
- учи́ть / вы́учить: Мне надо выучить эту песню наизусть.
- чита́ть / прочита́ть: Ты читал эту статью?
Глаголы движения:
- води́ть — вести́: Папа ведёт сына в школу. Он хорошо водит машину.
- вози́ть — везти́: Водитель везёт путешественников в аэропорт.
- гоня́ть — гнать: Мальчик гоняет голубей во дворе.
- ката́ть — кати́ть: Он в парке катает детей на лошади.
- носи́ть — нести́: Куда ты несёшь эту картину?
- таска́ть — тащи́ть: Куда и зачем ты тащишь это тяжеленное бревно?
Примечание
При отрицании эти глаголы иногда сочетаются с родительным падежом:
- Вчера Антон впервые не сказал (чего?) правды.
- Нет, я не читал (чего?) такой книги.
- Давно я не делал (чего?) домашнего задания.
Подробнее о выборе падежа при глаголах с не можно узнать на “Грамоте.ру”.
Хотеть, ждать + (кого? чего?) vs. (кого? что?)
Глаголы хотеть, желать, ждать, бояться, избегать могут употребляться как с винительным, так и с родительным падежом. Если мы говорим о чём-то абстрактном (вообще, в целом), нужен родительный падеж, а если о чём-то конкретном – винительный.
- Я боюсь высоты (высота – относительное понятие → родительный).
- Я боюсь собаку моих соседей (одну конкретную собаку → винительный).
Субъект, который испытывает некоторое состояние
Это значение близко по значению к прямому объекту, только субъект здесь не активен, а наоборот испытывает на себе воздействие некоторых внешних факторов.
Схема: (кого? что?) + (глагол в форме “оно”)
- В автобусах Катю укачивает, поэтому она ездит только на метро.
- Уже поздно. Меня клонит в сон.
- Светлану тошнит: она съела несвежий салат в столовой.
Похожее значение есть также у дательного падежа, но в этом случае состояние будет описывать не глагол, а наречие:
- Кате весело. Мне холодно.
В русском языке мы различаем ситуации, когда субъект:
- находится в некотором месте (где?),
- движется, чтобы попасть в это место (куда?),
- движется из этого места (откуда?).
И чтобы показать эту разницу, нам нужны разные падежи и предлоги:
Как вы видите на рисунке, винительный падеж отвечает за “куда?”. Предлоги в и на мы выбираем здесь по тому же принципу, что и для предложного падежа:
- в – для зданий (иду в библиотеку), закрытых пространств, помещений (зайдите ко мне в кабинет_), стран (туристы едут в Россию), городов (туристы едут в Москву), групп людей (надо встать в очередь) и т.д.;
- на – для событий, мероприятий (завтра мы идём на конференцию), открытых пространств (идём на стадион_), поверхностей (положи ручку на стол_), островов (поехали на Кипр_) и т.д.
С предлогами за и под винительный падеж тоже отвечает на вопрос “куда?”:
- Ручка упала под стол_.
- Он вышел за дверь.
С предлогом через винительный падеж может отвечать на вопросы как “куда?”, так и “где?”:
– Где находится банк?
– Через дорогу от нашего офиса!
– Куда вы летите?
– Далеко. Через океан_. В Америку.
Также с предлогом на винительный падеж может обозначать направление движения:
- На Москву надвигаются аномальные морозы. (Здесь Москва – не конечный пункт движения, а только направление.)
Чтобы правильно сказать о времени, в различных ситуациях нам нужны разные падежи. Винительный падеж мы выбираем, когда:
- речь идёт о периоде, в течение которого что-то продолжается, происходит (как долго?);
- при ответе на вопрос “когда?”, если ответ – время или день;
- при ответе на вопрос “когда?” с предлогом через;
- при планировании, составлении расписания с предлогом на.
Период времени
Здесь возможно несколько вариантов:
1. Как долго?
Когда мы хотим подчеркнуть длительность, продолжительность действия, события, винительный падеж идёт без предлога:
- Это задание я делал целую неделю.
- Сегодня весь день мне звонят новые клиенты. Удивительно!
- Всю дорогу до аэропорта водитель рассказывал истории из своей жизни.
- Уже месяц_ я регулярно хожу в фитнес-клуб и ем только здоровую пищу.
2. За какое время?
Когда мы хотим подчеркнуть, что дело сделано за определённый ограниченный промежуток времени, нам нужен предлог за:
- Я сделал это задание за неделю.
- За день мне позвонило около 100 новых клиентов. Удивительно!
- За всю дорогу я не сказал ни слова.
- За этот месяц_ я похудел на 5 килограммов!
3. На какое время?
Когда мы планируем работать с чем-то в течение ограниченного промежутка времени, мы выбираем предлог на:
- Я хочу взять отпуск на неделю.
- В понедельник я уезжаю в командировку в Санкт-Петербург на две недели.
- Это моё задание на ближайший месяц_.
- В этот раз руководитель установил мне слишком большой план на год_! Проще уволиться и найти новую работу!
Когда? (время или день)
Если, отвечая на вопрос “когда?”, вы хотите назвать день или время, вам нужен предлог в с винительным падежом:
– Когда у тебя встреча с руководителем?
– В среду, в два.
В следующую пятницу мы едем на презентацию компании “Шоколадка”. (Когда мы едем?)
В полдень нам нужно уже быть в аэропорту. (Когда нам нужно быть в аэропорту?)
Когда? (через)
Снова предлог через, и снова винительный падеж:
- Через неделю я уезжаю в командировку.
- Через месяц_ проект будет закончен.
- В следующий раз зарплату я получу только через две недели.
Планируем расписание
Когда мы составляем расписание, мы постоянно переносим наши дела с одного дня на другой, с одного времени на другое (откуда? куда?). А ведь за куда? в русском языке обычно отвечает винительный падеж. Поэтому с глаголами назнача́ть / назна́чить, переноси́ть / перенести́, догова́риваться / договори́ться, плани́ровать / сплани́ровать и т.п. (связаны с планированием расписания) мы используем винительный падеж с предлогом на.
- У меня назначена встреча на пятницу.
- Давайте перенесём нашу встречу (откуда? -> родительный) со вторника (куда?) на среду.
- У меня уже есть планы на следующие выходные.
– Когда у тебя встреча с их представителем?
– Мы договорились на пятницу.
С винительным падежом сочетаются предлоги в, на, за, под, через, несмотря на, про, с. При этом в, на, за, под и с могут употребляться и с другими падежами (в и на – с предложным, за, под и с – с творительным). Чтобы не запутаться, надо знать значения (функции) разных падежей.
Хотите познакомиться ещё с несколькими значениями винительного падежа, о которых мы не говорили ранее?
- Несмотря на: Несмотря на кризис_ и активность конкурентов, прибыль компании выросла.
- Цель, пожелание: Выпьем за здоровье именинника! 60% проголосовало за принятие нового закона. Как долго они боролись за независимость?
- В обмен на что-то: Андрею не нравится его работа, он работает только за деньги. Извините, но вы не заплатили за покупки!
- Делать вместо другого человека: Я не хочу больше делать за Елену её работу!
- Объект: Студент не смог ответить на вопрос_ профессора. Они верят в невозможное.
- Объект речи, мысли: Он читает журнал про технику. ( = Он читает журнал о технике. Про + винительный падеж – это разговорный вариант.)
- Чуть больше, чем: Начинающий бегун пробежал всего только с километр_ и устал. За день он съел с килограмм_ яблок.
Пришло время потренироваться. Вы хорошо запомнили, в каких ситуациях нужен винительный падеж?
Упражнение 1. Где вы поставите слова в скобках в винительный падеж?
- Сначала мы летим в …(Москва), потом из …(Москва) едем на …(«Сапсан») в …(Санкт-Петербург).
- В …(университет) мы изучали …(экономика), …(история), …(математика), …(иностранные языки) и много …(другие интересные предметы).
- После …(вчерашняя вечеринка) … (Иван)… (весь день) клонит в сон на …(работа).
- …(Вся прошлая неделя) мы были заняты …(организация) …(выставка).
- …(Такая работа) невозможно выполнить за …(месяц)!
- Мне надо перенести …(встреча) с …(эта пятница) на …(следующая неделя).
- Завтра мы идём на …(консультация) к …(юрист).
- Люди берут …(потребительские кредиты), несмотря на …(высокие процентные ставки).
- Спасибо …(вы) большое за …(ваша помощь).
- Я точно помню, что положила …(документы) сюда на …(стол). Не понимаю, почему сейчас …(они) на …(стол) нет.
- На …(следующая неделя) в …(суббота) Наташа возвращается в …(Москва) из …(командировка).
- Расскажи …(я), пожалуйста, про …(этот случай).
- Ты не помнишь, как зовут …(наша новая коллега) из …(отдел) …(финансы)?
- Отдел …(финансы) сейчас занят …(бюджет) на …(следующий год).
- Желаю …(вы) …(счастье), …(здоровье) и …(поездка) в …(Япония) за счёт …(компания)!
- винительный падеж
- другие падежи
- Сначала мы летим в Москву, потом из Москвы едем на «Сапсане» в Санкт-Петербург.
- В университете мы изучали экономику, историю, математику, иностранные языки и много других интересных предметов.
- После вчерашней вечеринки Ивана весь день клонит в сон на работе.
- Всю прошлую неделю мы были заняты организацией выставки.
- Такую работу невозможно выполнить за месяц!
- Мне надо перенести встречу с этой пятницы на следующую неделю.
- Завтра мы идём на консультацию к юристу.
- Люди берут потребительские кредиты, несмотря на высокие процентные ставки.
- Спасибо вам большое за вашу помощь.
- Я точно помню, что положила документы сюда на стол. Не понимаю, почему сейчас их на столе нет.
- На следующей неделе в субботу Наташа возвращается в Москву из командировки.
- Расскажи мне, пожалуйста, про этот случай.
- Ты не помнишь, как зовут нашу новую коллегу из отдела финансов?
- Отдел финансов сейчас занят бюджетом на следующий год.
- Желаю вам счастья, здоровья и поездку в Японию за счёт компании!
У вас получилось найти все слова в винительном падеже? Какие случаи показались сложными?
Источник
В русском языке существует две категории падежей:
- Косвенные (есть синтаксическая зависимость слов в косвенном падеже от других слов);
- Прямые (такой зависимости нет).
Винительный падеж относится к косвенному и имеет следующие определительные особенности:
- Отвечает на вопросы:
- кого? — для одушевлённого предметов. Я не вижу на улице (кого?) детей.
- что? — для неодушевлённых предметов. Я не вижу на столе (что?) тарелок.
- Обозначает:
- предмет, на который направлено действие.
Он отличный работник. Он всегда делает заказы в срок! (Делает (что?) заказы)
Учительница у нас очень отзывчивая. Она всегда говорит (что?) ответ на трудное задание.
Профессор читает (что?) лекцию очень интересно.
Но важно помнить, что есть глаголы, которые в отрицательной форме совмещаются с родительным падежом:
- делать (Он не делает [чего?] заказов в срок.);
- говорить (Она не говорит [чего?] правильного ответа)
- читать (Он не читает [чего?] лекции.)
Также существует группа глаголов, которые могут использоваться в родительном падеже в случае направленности действия на абстрактный предмет:
бояться — бояться [чего?] темноты (родительный падеж). Но: бояться [кого?] разбойника (винительный падеж, потому что действие направлено на конкретный объект).
- хотеть — хотеть любви — хотеть сапоги;
- ждать — ждать счастья — ждать ребенка;
- избегать — избегать опасности — избегать человека;
- желать — желать здоровья — желать чай.
Также винительный падеж обозначает предмет, испытывающий на себе воздействие внешних факторов.
- [Кого?] Ребенка укачивает [глагол, отвечающий на вопрос: что делает?] в транспорте.
- [Кого?] Водителя клонит [глагол, отвечающий на вопрос: что делает?] в сон.
Важно не путать с дательным падежом. Где состояние предмета описывается не с помощью глагола, а наречия.
Ребенку холодно.
Водителю плохо, он устал.
Еще к винительному падежу относится предмет — место (где/куда/откуда происходит действие):
- «где» используется вместе с предлогом «через». (Где находится магазин? Он через дорогу от школы).
- «куда» используется вместе с предлогами «в» (для построек, сооружений, комнат, помещений, географических объектов), «на» (для мероприятий, островов, поверхностей, направления движения), «за» и «под».
Я пошёл в школу.
Я зашёл в класс.
Я уехал в Германию.
Оля завтра пойдет на конференцию.
Витя полетел на Кипр.
На Москву надвигается циклон.
Девочка положила тетрадь на стол.
Ключи упали под стул.
Выйди за дверь.
Кроме того, винительный падеж обозначает предмет — время.
- «как долго» используется при выражении продолжительности действия (без предлога) (Я болел ветрянкой целую неделю. Весь день у меня много клиентов).
- «за какое время» используется при обозначении конкретного промежутка времени (с предлогом «за») (Я нарисовал эту картину за неделю. За этот месяц я потратил больше, чем за прошлый).
- «на какое время» используется при уточнении промежутка времени, за которое будет выполнено действие (Ваня уезжает в отпуск на неделю. Это мой план на месяц).
- день или час (с предлогами «в» и «через») (Когда у тебя приём у врача? Сегодня, в три. В следующий вторник мы выезжаем на турнир. Через два дня я уезжаю в отпуск).
Предмет – цель (Он очень долго боролся за медаль) и предмет — замещение (выполнение действия за кого-то другого) (Я сделал эту работу за Егора) также относятся к винительному падежу.
Падежные окончания зависят от употребляемой части речи.
Для существительных:
- неодушевленных — окончания совпадают с именительный падежом;
- одушевленных — окончания совпадают с родительным падежом.
Важно помнить особенности изменения существительных женского рода:
- на «а» — окончание меняется на «у» (подруга — подругу);
- на «я» — окончание меняется на «ю» (тётя — тётю);
- на «ь» не меняют форму.
Для прилагательных (которые в винительном падеже отвечают на вопросы какой, какую, какое, какие, каких):
- женского рода (какую?) — окончания «ую»/»юю» (красивую ночь);
- мужского рода (какой?) — окончания «ый»/»ой» (красивый стол);
- среднего рода (какое?) — окончание «ое» (красивое окно);
Для количественных числительных применительно к:
- неодушевленным — окончания совпадают с именительный падежом;
- одушевленным — окончания совпадают с родительным падежом.
Для порядковых числительных (аналогично прилагательным):
- женского рода (какую?) — окончания «ую»/»юю» (первую ночь);
- мужского рода (какой?) — окончания «ый»/»ой» (первый стол);
- среднего рода (какое?) — окончание «ое» (первое окно).
Существительные в винительном падеже в предложении являются:
- дополнением (Я сегодня буду читать книгу);
- обстоятельством (Он ушёл в море).
Источник
Винительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект или обстоятельства действия и отвечает на вопросы кого? или что?
Выясним, что такое винительный падеж существительных, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем примеры существительных в форме винительного падежа.
Что такое винительный падеж существительных?
Чтобы понять, что такое винительный падеж существительных, вспомним некоторые важные моменты об этой части речи.
Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Её постоянным признаком является категория рода (мужского, женского или среднего), в соответствии с которой и характерными падежными окончаниями большинство имен существительных распределяют по трём основным типам склонения.
Определение
Склонение — это изменение существительного по падежам в форме единственного и множественного числа.
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. В системе склонения существительных выделяют один прямой падеж, который называется именительным, и пять косвенных падежей.
Рассмотрим один из косвенных падежей. Винительный падеж существительного выражает синтаксическую зависимость слова этой части от глагола или другого существительного.
Чтобы образовать винительный падеж существительных, воспользуемся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.
К одушевленному имени существительному от глагола зададим вопрос кого? К неодушевлённому существительному зададим вопрос что?
- стрекоза — вижу (кого?) стрекозу
- хозяин — виню (кого?) хозяина
- соловей — слушаю (кого?) соловья
- тепло — ощущаю (что?) тепло
Значения винительного падежа
Винительный падеж существительных выражает объектные и обстоятельственные значения:
1. обозначает объект, на который направлено действие
- видим (кого?) зайца
- возьму с собой (кого?) друга
- верим (во что?) в победу любимой команды
- собираю (что?) землянику
2. обозначает направление
- пойдем (во что? куда?) в поле
- нырнешь (во что? куда?) в море
- переступить (через что? куда?) через порог
3. выражает время действия
- соберемся (во что? когда?) в среду
- переписываться (что? сколько?) неделю
- звонить (что? когда?) каждое утро
4. образ действия
- собрать (во что? как?) в круг
- посеять (во что? как?) в ряд
- стоять (во что? каким образом?) в шеренгу
и пр.
Окончания винительного падежа существительных
В зависимости от категории одушевленности и неодушевленности существительного и его принадлежности к определённому склонению в форме винительного падежа слова имеют характерные окончания.
1 склонение
Существительные первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -у/-ю в форме единственного числа:
- вижу (кого?) собаку, Митю
- вижу (что?) сосну, башню
В форме множественного числа окончания винительного и родительного падежа совпадают у одушевленных существительных, у неодушевленных — винительного и именительного падежа:
- в.п. кормлю (кого?) собак — р.п. лай (кого?) собак
- в.п. вижу (что?) сосны — и.п. сосны растут
2 склонение
Для одушевлённых существительных мужского рода второго склонения в единственном числе характерно окончание -а/-я, во множественном -ей, -ов/-ев
- узнаю (кого?) друга, друзей
- позову (кого?) матроса, матросов
- знаю (кого?) гения, гениев
- вижу (кого?) медведя, медведей
Неодушевленные существительные имеют нулевое окончание в форме единственного числа, а во множественном числе — -а/-я, -ы/-и
- видим (что?) лист , листья
- вижу (что?) провод , провода
- строим (что?) мост , мосты
- кручу (что?) обруч , обручи
Существительные единственного числа среднего рода имеют окончание -о/-е, в форме множественного числа — соответственно -ых или -а/-я:
- животное — пасёт (кого?) животное, животных
- крыльцо — строим (что?) крыльцо, крыльца
- дерево — посадим(что?) дерево, деревья
3 склонение
Существительные женского рода единственного числа третьего склонения отличаются нулевым окончанием, а в форме множественного числа имеют флексии -ей, -и:
- дочь — вижу (кого?) дочь — дочерей
- брешь — закроем (что?) брешь — бреши
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемые существительные имеют следующие окончания:
- дитя — вижу (кого?) дитя, детей
- стремя — встанет (на что?) на стремя, стремена
Предлоги винительного падежа
Винительный падеж существительных образуется как без предлогов, так и с предлогами. Для форм винительного падежа характерны непроизводные предлоги в (во), за, на, по, под, про, через.
- зашёл в воду
- лестница на чердак
- спрятался за дом
- бурьян по пояс
- задвинула под кровать
- рассказ про героя
- прошел через испытание
Винительному падежу свойственны производные предлоги сквозь, спустя, включая, несмотря на.
- светить сквозь стекло
- прийти спустя час
- прочесть включая эпилог
- выйти в сад несмотря на дождь
Как определить винительный падеж существительного?
Винительный падеж существительного можно определить по заданному вопросу и по характерному окончанию. К тому же при совпадении формы именительного и винительного падежа у неодушевленных существительных обращаем внимание на наличие предлога. Прямой падеж не имеет предлога.
Существительное в форме именительного падежа является подлежащим, а форма винительного падежа принадлежит второстепенному члену предложения — дополнению или обстоятельству.
Сравним:
Из-за леса показалось солнце (и.п.)
Невозможно смотреть на солнце широко открытыми глазами (в.п.)
Чтобы не перепутать винительный и родительный падеж одушевлённых существительных мужского рода, воспользуемся методом подстановки. Вместо существительного мужского рода подставляем одушевлённое существительное женского рода единственного числа, формы которого в винительном и родительном падеже отличаются окончаниями.
- нет (кого?) брата — нет сестры
- вижу (кого?) брата — вижу сестру.
Видеоурок
Источник