На международном рынке обращаются государственные (федеральные) валютные бумаги в виде еврооблигаций РФ. Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), выпущенные в качестве компенсации по долгам Внешэкономбанка СССР (ВЭБ), практически полностью погашены.
Волатильность мировых рынков после кризиса существенно повысилась. Но и в этих условиях Россия выступает как активный суверенный заемщик, эмитируя еврооблигации. В 2010 г. Министерство финансов впервые с 1998 г. стало размещать еврооблигации, в 2011 г. эмиссии продолжались. В 2012 г. размещено три выпуска облигаций внешних облигационных займов общим объемом 7 млрд долл., включая самый длинный в долговой истории России заем сроком 30 лет (табл. 7.5). Спрос на российские бумаги более чем в три раза превысил фактический объем размещения. Успешная эмиссия стала важным репутационным шагом по отношению к инвесторам. В 2013 г. достигнута договоренность с андеррайтерами о размещении бумаг на 7 млрд долл.
Таблица 7.5. Эмиссия еврооблигаций в 2012 г.
Помимо привлечения денег в бюджет размещение еврооблигаций имеет целью улучшить качество и расширить базу инвесторов в российские государственные финансовые активы. Кроме того, важно обеспечить снижение доходности по суверенным облигациям и установить индикативные ориентиры по доходности для российских компаний, которые планируют выйти с длинными бумагами на внешние рынки[1]. Следуя примеру государства, 30-летние еврооблигации выпустили «Газпром», РЖД, «Евраз» и ВТБ, бессрочные субординированные еврооблигации на 1 млрд долл. эмитировал Газпромбанк.
В среднесрочной перспективе планируется продолжать размещать еврооблигации, расширяя круг глобальных инвесторов, диверсифицированных по типам и географическому признаку.
От классических еврооблигаций, номинированных в иностранных валютах, следует отличать рублевые еврооблигации (облигации внутренних облигационных займов РФ, ОВОЗ). Эмиссия и размещение на международном рынке облигаций внутренних займов РФ в рублях стала новым инструментом заимствований. Главное отличие от займов в иностранной валюте состоит в том, что рублевые еврооблигации представляют не внешний, а внутренний долг (в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса внешними считаются только займы, номинированные в иностранной валюте). По срокам обращения рублевые еврооблигации являются среднесрочными и долгосрочными, а их владельцами могут выступать российские и иностранные юридические и физические лица.
Рублевые еврооблигации призваны расширить емкость внутреннего рынка, привлечь в экономику новых инвесторов для диверсификации валютных рисков и позволят финансировать дефицит бюджета без провоцирования инфляции. Первые займы до 2018 г. в сумме 90 млрд руб. по ставке 7,85–7% годовых осуществлены в 2011 г.
На международном рынке капитала по состоянию на 1 августа 2013 г. в обращении находились восемь выпусков еврооблигаций РФ на общую сумму 34,3 млрд долл. по номиналу и один выпуск ОВОЗ номинальным объемом 90,0 млрд руб.
Наряду с кредитами зарубежных правительств и банков, составляющими 6–8% от всех внешних займов, Россия использует и займы от международных финансовых организаций. Их доля в структуре государственного внешнего долга невелика – примерно 5%. Динамика займов представлена на рис. 7.11.
Рис. 7.11. Займы международных финансовых организаций, млрд руб.
В последние годы отношения с международными финансовыми организациями претерпевают принципиальные изменения. Например, привлечение кредитных средств от международных банков развития (МБР) осуществляется на новой основе – не в виде обычных заимствований, а на принципах сотрудничества и софинансирования, в форме реализации новых проектов в разных областях: техническое сотрудничество, охрана окружающей среды, развитие финансового рынка, систем общественного транспорта, иные социальные проекты. Всего в 2013–2015 гг. международные банки развития предоставят России около 660 млн. долл.
В рамках сотрудничества с международными банками развития – Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Северным инвестиционным банком (СИБ) реализуются 22 проекта на 1,6 млрд долл. Преимуществами сотрудничества является низкая стоимость займов, экспертно-аналитическое содействие специалистов по государственными проектам, международная сертификация, прозрачность, возможность получения дополнительного грантового финансирования[2].
В связи с активным участием государства во многих сферах следует расширить границы понимания суверенного внешнего долга и рассматривать его в широком смысле. Для этого введено понятие «квазисуверенный государственный долг», или «внешний долг государственного сектора в расширенном определении». Сюда входит не только внешняя задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, но также долги тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют более 50% участия в капитале. Ведущее участие государства в капитале определяет и характер долга в таких организациях, который по своей сути является государственным.
Суверенный долг составляет 2,3% ВВП, но с учетом квазисуверенного долга внешний долг РФ составляет 33% к ВВП. Расширенный внешний долг РФ представлен в табл. 7.6.
Таблица 7.6. Внешний долг РФ в расширенном определении
Источник: Центральный банк РФ.
Данные таблицы свидетельствуют о значительных объемах квазигосударственного долга. В его составе преобладают внешние источники государственных банков и предприятий в силу их относительной дешевизны. В 2012 г. размещение еврооблигаций на внешних рынках осуществляли такие их традиционные участники, как Внешэкономбанк, ОАО «Сбербанк России», ОАО «РЖД», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпром», ОАО «Газпромбанк».
В связи с этим государство, не препятствуя корпоративным субъектам (в особенности субъектам квазидолга) занимать на внешних рынках, должно осуществлять мониторинг долговой устойчивости корпоративного сектора. Задача РФ как суверенного заемщика заключается в том, чтобы на базе мониторинга создавать ориентиры по доходности для корпоративных заемщиков, а также координировать сроки, условия и масштабы выхода на мировые рынки.
Корпорации с государственным участием должны соблюдать общие принципы ответственной долговой политики: поддержание умеренной долговой нагрузки и расходов по ее обслуживанию, проведение регулярной оценки долговой устойчивости. Для этих структур должны устанавливаться индивидуальные предельные значения показателей долговой устойчивости.
Долговая политика в государственных компаниях должна ориентироваться на лучшие мировые образцы корпоративного управления, обеспечивать прозрачность заимствований (информирование Министерства финансов, раскрытие информации на интернет-сайтах).
В систему государственного долга, помимо прямых кредитов и эмитированных бумаг, входят государственные гарантии Российской Федерации. Государственная или муниципальная гарантия – вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Государственные гарантии являются условными обязательствами государства. Обязательства, обеспечиваемые государственными гарантиями, имеют долгосрочный характер (до 30 лет). В настоящее время государственные гарантии становятся важным условием успешной реализации многих модернизационных проектов на базе целевых программ, отраслевых стратегий (развитие инфраструктуры, поддержка экспорта высокотехнологичной отечественной продукции, частно-государственное партнерство, реализация крупных инвестиционных проектов).
В целях повышения эффективности инструмента государственных гарантий следует унифицировать их предоставление для отраслей, регионов, рынков, не допускать поддержку неэффективных проектов и предприятий. Масштабы предоставления государственных гарантий представлены в табл. 7.7.
Таблица 7.7. Объем предоставления государственных гарантий РФ, млрд руб.
В иностранной валюте в 2014–2016 гг. будет предоставлено 7,8 млрд долл. Объем накопленных гарантий отражается в составе государственного внутреннего долга. В последние годы он имеет устойчивую тенденцию к росту (рис. 7.12).
Рис. 7.12. Объем государственного внутреннего долга РФ по государственным гарантиям, млрд руб.
Подробная структура долга Российской Федерации по всем описанным параметрам на ближайшую перспективу представлена в табл. 7.8.
Таблица 7.8. Структура государственного долга Российской Федерации, млрд руб.
* На 1 октября 2012 г.
Источник
Важную роль в экспорте капитала играют международные кредиты, являющиеся формой движения денег и ссудного капитала.
Под международным кредитом понимается предоставление денежно-материальных ресурсов иностранным заемщикам во временное пользование в форме валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности и платности (преимущественно в виде займов).
Необходимые средства мобилизуются на международном и национальных рынках ссудного капитала, а также за счет использования ресурсов государственных, региональных и международных организаций. Размеры кредита и условия его предоставления фиксируется в кредитном соглашении (договоре) между кредитором и заемщиком.
В результате возникает международный долг — деньги, которые страна должна мировому сообществу. В основном должниками являются развивающиеся государства, которые занимают средства у правительств развитых стран и частных банков для финансирования своих долгосрочных программ экономического развития, а также у МВФ для покрытия дефицита платежных балансов.
Международный кредит разделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Он может быть обеспеченным (товарами, коммерческими, документами и иными ценностями) и необеспеченным (бланковым).
По форме кредиты подразделяются на валютные и товарные.
Различают частные и правительственные кредиты, кредиты международных и региональных организаций.
Кредиты бывают финансовыми и коммерческими.
Движение кредита происходит на международном рынке ссудных капиталов, который представляет собой совокупность кредитно- финансовых учреждений и фондовых бирж, предоставляющих займы и кредиты иностранным заемщикам. В результате происходит перераспределение кредитных ресурсов между странами. Такой рынок выделяется из национальных, но в последние годы вследствие либерализации экономики граница между ними стирается и идет процесс их интеграции.
Как и национальные, международный рынок ссудного капитала подразделяется на денежный (краткосрочный) и рынок капиталов (средне- и долгосрочный). Основными видами операций на нем являются эмиссия и купля-продажа ценных бумаг (преимущественно в виде облигаций), а также предоставление и получение банковских кредитов.
Денежный рынок — это в основном рынок краткосрочных (до одного года) кредитов (а также краткосрочных ценных бумаг, например векселей). На нем можно восполнять временную нехватку оборотных средств.
Рынок капиталов имеет дело со среднесрочными (от 2 до 5 лет) банковскими кредитами и долгосрочными (свыше 5—10 лет) займами, которые предоставляются по преимуществу на основе выпуска облигаций.
В качестве кредиторов и заемщиков здесь выступают крупные фирмы и банки, институциональные инвесторы (пенсионные фонды, страховые, инвестиционные, финансовые компании) в основном из развитых стран; международные и региональные валютнокредитные организации (МВФ, МБРР); отдельные правительственные и муниципальные органы.
Правительственные кредиты (межправительственные, государственные займы) предоставляются правительственными кредитными учреждениями обычно в порядке помощи на более льготных условиях, чем частные. Они могут быть беспроцентными, предполагать срок погашения в несколько десятков лет, с большим льготным периодом перед началом выплаты процента, иметь вид субсидий (даров), т.е. быть безвозвратными.
Чаще всего такие кредиты являются целевыми (на приобретение определенных видов товаров, создание конкретных объектов) или имеют оговорку, определяющую в общем виде их цели.
Частные кредиты — материально-денежные средства, которые предоставляются частным фирмам и банкам и подразделяются на фирменные и банковские.
По кредитам применяются фиксированные и плавающие процентные ставки, которые базируются на ставке банков США для первоклассных заемщиков (прайм-райт) и на средней ставке, по которой лондонские банки предоставляют ссуды подобным заемщикам (либор). Но в последние годы роль доллара как валюты кредитов начинает падать.
Основой международного рынка ссудных капиталов является еврорынок, на котором операции осуществляются в евровалютах, в которых банки осуществляют операции за пределами стран-эмитентов этих валют.
В табл. 8.2 показаны различия мирового денежного рынка и рынка капиталов.
Центрами международного рынка ссудных капиталов (международными финансовыми центрами) в первую очередь являются Нью- Йорк, Токио, Париж, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Цюрих. В развивающихся странах — Гонконг, Сингапур и др. Возникновение последних было обусловлено быстрым хозяйственным развитием соответствующих государств. Кроме того, подобные центры появились в офшорных зонах, например на Антильских и Багамских островах.
Для международных финансовых центров характерна высокая концентрация банков и других кредитно-финансовых институтов, существует либеральный налоговый и валютный режим, мощная инфраструктура.
На современном этапе своего развития мировой рынок ссудного капитала характеризуется рядом особенностей:
- 1. Высокая степень монополизации. Все операции на нем осуществляют лишь 1000 банков, в числе которых 43 транснациональных (ТНБ).
- 2. Дальнейшая концентрация банковского капитала посредством слияний и перекрестного владения финансовыми ресурсами. Например, второй по величине германский Dresdner Bank и французский Banque National de Pari на этой основе осуществляют совместную деятельность в Испании.
В последние годы национальные банки объединяются в международные банковские консорциумы, финансовыми ресурсами которых распоряжается выбранный банк-менеджер. Наиболее известными из них являются: Doutsche Bank, Gredit Suisse, Morgan Stanley.
Табл и ца 8.2
Различия мирового денежного рынка и мирового рынка капиталов
- 3. Наличие привилегий для отдельных категорий крупных заемщиков, например МВФ и Всемирного банка.
- 4. Потенциальная неустойчивость, вызванная с ростом масштабов финансовых и кредитных операций, отрывом движения ссудного капитала от реального сектора экономики.
- 5. Непрерывное ведение операций в масштабе реального времени, например по часовым поясам с Востока на Запад.
- 6. Широкое использование современных технологий (спутниковая, компьютерная связь, электронная почта и др.).
- 7. Унификация операций, ведущая к упрощению и единообразию процесса оформления документации.
- 8. Использование нетрадиционных форм кредитования:
- • проектного финансирования, т.е. предоставления крупных кредитов под конкретные промышленные проекты;
- • облигационных займов, размещаемых иностранными заемщиками на международном и национальном рынках ссудного капитала с помощью банков;
- • финансовых кредитов, предполагающих предоставление средств в валютах страны-кредитора и страны-должника, а также в валютах третьих стран или в нескольких валютах, как это бывает на еврорынке.
- 9. Усиление роли МВФ, Мирового банка, а также Лондонского и Парижского клубов кредиторов. Кредиты этих международных организаций сыграли определенную положительную роль в развитии экономики стран Восточной Европы, России, латиноамериканских стран.
В 1960-е гг. для международного рынка ссудных капиталов были характерны краткосрочные операции, но с 70-х гг. произошел резкий рост доли средне- и долгосрочных кредитных соглашений. С их помощью происходит пополнение основного капитала, финансирование операций по слияниям и поглощениям, строительству и реконструкции зарубежных предприятий. Здесь главными заемщиками выступают прежде всего транснациональные корпорации. Крупнейшими в мире кредиторами являются Япония и Швейцария (табл. 8.3).
В последние десятилетия растут займы развивающихся стран. Основные заемщики среди них — новые индустриальные страны Юго- Восточной Азии, Китай, Бразилия и Аргентина.
Особым звеном международного рынка ссудного капитала является еврорынок, сформировавшийся в начале 1960-х гг., где осуществляются операции в евровалютах и в производных от них финансовых инструментах.
Евровалюта — это свободно конвертируемые валюты, функционирующие за пределами национальных границ стран-эмитентов,
Табл и ца 8.3
Крупнейшие кредиторы и заемщики на мировом рынке капиталов в конце XX в., % к итогу
движение которых не контролируется их финансовыми органами (например, английский фунт в зоне евро).
По мере развития еврорынка в международном движении ссудных капиталов ослабляется значение национальных рынков.
Процесс международной миграции капитала отражает стратегические цели ведущих государств мира, активно участвующих во всех формах международных экономических отношений, уровень их интеграции в мировое хозяйство. Она ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей между ними, росту взаимозависимости, увеличению экономического и технического потенциала.
Источник