Раскладывать слова на звуки школьники начинают раньше, чем учить правила их написания.
Фонетика – не каждому понятно это слово и то, что оно в себе таит. Но как только ребенок идет в школу, практически каждый взрослый начинает учить этот раздел русского языка вместе со своим ребенком, порой не понимающим, зачем ему это надо и что со всем этим делать.
Что такое фонетический разбор слова?
Сегодняшние первоклашки, только переступившие порог школы, начинают активно постигать азы наук и, прежде всего, родного, любимого и могучего русского языка, который на протяжении 11 лет будет удивлять своей сложностью и многогранностью. Фонетика является неотъемлемой частью русского языка. Это наука о звуках и произношении слов. Дети начинают знакомство с фонетикой с отображения звуков с помощью букв, то есть в транскрипции.
Многие родители с первых же дней учебы ребенка вынуждены вырезать из картона квадратики с черточками и кружочки с ударением или без. Вот с этих геометрических фигур и начинается фонетический разбор слова. Педагоги начинают объяснять отличие букв от звуков, что, например, согласные бывают глухими и звонкими, мягкими или твердыми, парными и непарными, а гласные – ударными и безударными.
Еще до освоения написания строчных букв с помощью квадратиков и кружочков дети складывают транскрипции элементарных слов, а потом по прошествии некоторого времени уже пишут их в тетради:
юла — [й’ула], мороз — [марос], енот — [й’энот].
Проблема заключается даже не в том, что звуковой разбор получается не у всех и не всегда, а в том, что большинство русских слов произносится совсем не так, как пишется. И ребенок старательно выводит «карова» еще до того, как узнает, что писать это слово нужно с буквой «о». Как правило, ничего хорошего из такого смещения понятий не получается, грамотность хромает, в родителях зарождается неприязнь к фонетике, обсуждение ее бессмысленности и даже непреодолимое желание устроить революцию в системе образования. Ведь их учили иначе, и раскладывать слова на звуки еще до изучения простейших правил не заставляли.
Фонетически разбор – важная и нужная вещь…
Фонетика, а следовательно и фонетический разбор слова, достаточно легко осваивается детьми, потому что правила, лежащие в его основе, достаточно просто выучить наизусть, а не пытаться их понять. Да простят меня учителя русского языка.
Например, чтобы разделить слово на слоги необходимо всего лишь знать сколько в нем гласных букв, а чтобы отличить глухой или звонкий согласный хватит зазубрить одну лишь фразу, которая содержит в себе все глухие звуки русского языка. Школьникам 90-ых годов, а я отношусь к их числу, педагоги как раз эту фразу и давали в помощь, а вот сейчас о ее существовании почему-то чаще всего замалчивают. Видимо не хотят, как модно сегодня говорить в школах, оказывать детям «медвежью услугу». По мне это только облегчит понимание. Вот это чудо-фраза, делюсь:
ФоКа, Ты ХоЧеШь ПоеСТь Щец?
Буквы, в нее не вошедшие, считаются звонкими.
Итак, нужен ли фонетический разбор детям? Педагоги – только «за», видя в нем следующие преимущества:
- он помогает в раннем возрасте понять, что не все слова в русском языке пишутся так, как произносятся;
- от 85 до 90% правил правописания слов основано на фонематическом принципе, то есть умение правильно слышать слово и каждый его звук облегчает выявление орфограммы, а следовательно заставляет подобрать проверочное слово и правильно его написать. Другими словами, именно на умении правильно слышать основывается правильная письменная речь;
- азы фонетического разбора, которые даются в школе, могут в будущем облегчить участь при получении высшего образования, особенно это касается ВУЗов филологической направленности. Вот там действительно дебри – утверждаю это, как очевидец, на чью участь выпал этот нелегкий процесс.
… или головная боль и бессмысленная трата времени?
Ну вот, теперь дошла очередь и до минусов фонетического разбора, которые выделяет другая сторона образовательного процесса – родители. Сейчас все выстроятся в очередь и наперебой будут подсказывать:
- фонетический разбор сложно понять и сделать многим взрослым. В связи с этим они копаются в дебрях интернета или учебных пособий, чтобы хоть как-то объяснить правила разбора своим детям. Отсюда и головная боль, как в прямом, так и в переносном смысле;
- он вводит некоторых детей в заблуждение, и они начинают при написании слов путать буквы со звуками;
- дети приносят плохие оценки, потому что не могут понять, что некоторые буквы в определенных моментах могут давать по два звука или на слух отличить глухой согласный от звонкого;
- и главное – родители не понимают, зачем необходимо изучать фонетику, делать фонетический разбор, и как это может пригодиться в будущем.
А как вы относитесь к фонетическому разбору слов в младшей школе?
Источник
ЗАЧЕМ НУЖЕН ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР?
На уроках русского языка и в домашних работах дети часто получают задание выполнить фонетический разбор слов. Делать этот разбор никто не любит, очень часто ни ребёнок, ни родители не понимают смысла этого задания. А между тем если его делать правильно, в нужное время и в нужном месте и при этом объяснить смысл этой работы, фонетический разбор будет очень полезен, прежде всего для развития орфографических умений.
1. Как правильно сделать фонетический разбор и оформить запись?
Слово нужно разделить на слоги, поставить ударение, написать транскрипцию и дать характеристику каждого звука, указывая, какой буквой он обозначен в слове. В конце надо указать, сколько в слове букв и сколько звуков.
Сделаем фонетический разбор слова «съешь».
СЪЕШЬ – 1 слог, [cй’эш]
Буква С обозначает звук [с] – согласный, твёрдый парный, глухой парный.
Буква Ъ не обозначает звука.
Буква Е обозначает два звука: [й’] – согласный звонкий непарный, мягкий непарный; [э] – гласный, ударный.
Буква Ш обозначает звук [ш] – согласный, глухой парный, шипящий; твёрдый непарный.
Буква Ь не обозначает звука.
В слове 5 букв и 4 звука.
2. Как связать фонетический разбор с правописанием?
Для фонетического разбора нужно выбирать слова, в которых не более двух слогов и есть актуальные орфограммы. Обязательно нужно понаблюдать и проанализировать вместе с ребёнком, где произношение не совпадает с написанием и почему слово пишется именно так. Как в этом случае проанализировать слово «съешь», которое мы только что разобрали?
В слове «съешь» видим в транскрипции, что буква ш обозначает твёрдый согласный звук, но в слове после неё написан ь. Разбираемся почему. Здесь ь не обозначает мягкость согласного, более того – звук [ш] постоянно твёрдый. Буква ь указывает на форму 2-го лица глагола и стоит после буквы шипящего. А что разделяет разделительный ъ в этом слове? Он разделяет согласный звук [c] и звук [й’], этот звук мы видим в транскрипции и слышим, когда произносим слово. С – приставка, со звука [й’] начинается корень слова, буква ъ написана в слове между приставкой и корнем.
По окончании разбора в слове СЪЕШЬ нужно подчеркнуть обе орфограммы и графически обозначить условия их выбора.
Именно такой анализ должен обязательно следовать за фонетическим разбором, тогда будут понятны цель и смысл этого вида разбора. Совершенно очевидно, что на одном уроке вполне достаточно выполнить фонетический разбор одного слова.
3. Нужно ли давать задания сделать буквенную запись на основе транскрипции?
В некоторых учебниках (в наших тоже) предлагается задание повышенной трудности: прочитать транскрипцию слова и сделать буквенную запись. По сути это задание, обратное фонетическому разбору. Приведу пример. Даны слова в транскрипции: [уч’ица], [праз’н’ик], [крушк’и] (во всех словах ударение на первый слог). Ребёнок, читая транскрипцию, находит в словах орфограммы по их опознавательным признакам: в первом слове [ца] на конце глагола, во втором – стечение согласных [з’н’] в середине слова, в третьем – стечение глухих согласных [шк] в середине слова. Чтобы слова правильно записать, нужно применить соответствующие правила. Получается: учится, праздник, кружки.
Такие задания даются для того, 1) чтобы дети наблюдали, что в русском языке написание не совпадает с произношением; 2) чтобы они учились находить в словах опасные места по опознавательным фонетическим признакам и 3) чтобы, найдя точки приложения орфографических правил, орфографически верно записывали слова, применяя правила.
Понятно, что таким заданиям должна предшествовать серьёзная работа по фонетике и по орфографии. Если такая предварительная работа не проводилась, подобные задания способны вместо пользы принести вред: сработает зрительная память, и ребёнок может запомнить неверное написание.
Автор: Екатерина Бунеева
#коллегам@buneeva_avtor
#родителям@buneeva_avtor
Источник
Источник
Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.
…
Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор. У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.
Это интересно: спряжения глаголов в русском языке, таблица.
Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.
Как выполнять фонетический разбор?
Лингвисты рекомендуют, как правило, такую последовательность действий:
- Написать разбираемое слово без ошибок.
- Разделить его по слогам.
- Определить слог под ударением.
- Отразить, как можно его переносить, не разрывая слогов.
- Указать в порядке очерёдности, какие звуки входят в слово.
- Охарактеризовать все звуки по очереди, перечислив их основные характеристики.
- Посчитать и записать, сколько всего букв и звуков.
- Отметить все факты, когда звук и обозначающая его буква не идентичны.
Основная характеристика у гласных одна — расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.
Это интересно: односоставные определенно личные предложения, их примеры.
Рекомендации при выполнении фонетического разбора
- Проговаривайте вслух предмет разбора.
- Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
- Помните про орфограммы.
- Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).
Что надо знать, делая фонетический разбор
Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков. Их немного: б — п, в — ф, г — к, ж — ш, з — с.
Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.
Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука — [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель .
А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий .
Это интересно: примеры и правила написания слова с суффиксом -оньк-.
Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).
Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению , которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] — как [ы].
Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой .
Так, «гриб» произносится [гр’ып].
Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар , у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.
Нужно знать! Что такое диалектизм?
Образец фонетического разбора
Приведём несколько примеров.
корабль
ко-рА-бль, три слога, ударный второй
[караб’л’]
К — [к] согласный, твёрдый, глухой, парный
О — [а] гласный, безударный
Р — [р] согласный, твёрдый, звонкий, непарный
А — [а] гласный, ударный
Б — [б’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
Л — [л’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
Семь букв и шесть звуков.
гриб
грИб, один слог, ударный
[гр’ип]
Г — [г] согласный, твёрдый, звонкий, парный
Р — [р’] согласный, мягкий, звонкий, парный
И — [ы] гласный, ударный
Б — [п] согласный, твёрдый, звонкий, парный
Четыре буквы и четыре звука.
ёж
Ёж, один слог, ударный
[йош]
Ё — [й’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
— [о] гласный, ударный
Ж — [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.
Две буквы и три звука.
Что ещё полезно знать?
В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.
В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами. Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.
Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].
Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.
В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.
Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.
Как делать фонетический разбор подробно рассказано в видео.
Источник