© Михаил Джапаридзе/ТАСС
На фоне пандемии коронавируса нового типа долг российского правительства превысил его ликвидные резервы и вернулся к положительным значениям, сообщило издание РБК со ссылкой на данные Минфина РФ и ЦБ. Объясняем, что же это значит.
В широком смысле это средства, которые правительство одалживает, чтобы оплатить расходы. Государственный долг России складывается из внутреннего и внешнего долгов правительства, а также обязательств регионов и муниципальных образований. А чистый госдолг — это, по сути, сумма, которая осталась бы, если все кредиторы страны разом потребовали вернуть им деньги. То есть «отрицательный» чистый госдолг означает, что у государства хватает резервов закрыть все свои обязательства и остаться в плюсе. «Положительный», соответственно, наоборот. При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг — явление редкое. Россия к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций.
Федеральный госдолг, о котором говорило РБК, объединяет внутренний и внешний долги правительства. Так, на 1 июля 2020 года внутренний российский госдолг составил примерно 11,171 трлн рублей, внешний госдолг на ту же дату — $51,027 млрд (около 3,594 трлн рублей по курсу на начало июля), а их сумма — 14,765 трлн рублей.
Если долг внешний, то это обязательства перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами.
Если речь идет о внутреннем, то это обязательства перед субъектами, негосударственными организациями, компаниями и населением. Например, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) аккумулирует деньги клиентов, а затем покупает на них государственные ценные бумаги. Обычные граждане тоже могут приобрести специально подготовленные для них облигации федерального займа (ОФЗ-н). Последние, впрочем, не рассматриваются в качестве основного инструмента государственных заимствований.
Ликвидные активы государства — это валютные и рублевые депозиты федеральных органов управления, размещенные в Центробанке и коммерческих банках. По подсчетам РБК, на 1 июня они почти сравнялись с госдолгом в районе 14,3 трлн рублей. А 1 июля второй превысил первые на 1,55 трлн рублей.
За апрель — июнь депозиты правительства уменьшились на 3,8 трлн рублей. При этом 2,1 трлн рублей пошли на покупку Сбербанка у ЦБ за счет средств ФНБ.
Сам по себе госдолг не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. В текущем году его изменения демонстрируют, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.
Ранее в июле Минфин заявил, что дефицит бюджета в 2020 году не должен превысить 5% ВВП. Почему дефицитный бюджет тоже не проблема, почитать можно здесь.
По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77% от ВВП. По подсчетам рейтингового агентства Fitch, российский федеральный госдолг вырастет в 2020 году до 15,8% ВВП против 14,6% на конец 2019 года. А разница между ним и активами правительства увеличится до 1,9–2,9 трлн рублей. При этом к 2022 году специалисты Fitch прогнозируют рост госдолга до 17,2% ВВП.
Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах самый большой в мире, а соотношение с ВВП ($19,1 трлн во втором квартале 2020 года) колеблется в районе 134%. Подробнее об этом мы писали здесь.
Размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире, заявил министр финансов Антон Силуанов. Он отметил, что сокращение доходов бюджета и необходимость финансировать программы поддержки граждан и бизнеса в 2020 году закономерно потребовали увеличения госдолга.
«В целом макроэкономические показатели в России демонстрируют высокую устойчивость экономики и финансовой системы, о чем свидетельствует и высокий уровень золотовалютных резервов страны — почти $600 млрд. Такой оценки придерживаются и международные инвесторы, и рейтинговые агентства, недавно подтвердившие кредитный рейтинг России на инвестиционном уровне», — сказал глава Минфина.
Источник
Объём государственного внешнего долга Российской Федерации
Представление:
Всего документов: 1
Документ
от 01.08.2020
Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2020 гг.)
Дата публикации:
19.08.2020
Внешний долг
Госдолг
статистика
Федеральный бюджет
Дата публикации: 27.04.2017
Дата изменения: 27.04.2017
Прикрепленный файл: xls, 44 кБ
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации*
по состоянию на 1 апреля 2017 года
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
Источник
Государственный долг — это… Что такое внешний и внутренний госдолг. Структура государственного долга. Госдолг РФ в 2019 году. Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят?
РИА Новости / Наталья Селиверстова
Что такое государственный долг
Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.
Простыми словами, госдолг — это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать — выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.
Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.
Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.
У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно — в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.
Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг
Государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний долг — это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:
Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).
Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.
Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.
Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.
Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.
Рыночные обязательства — это обязательства по выпущенным облигациям.
Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета — к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.
Внешний долг — это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг — долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:
Долг по государственным ценным бумагам.
Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.
Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.
Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.
Что такое реструктуризация госдолга
Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга — это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.
Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году
Государственный долг России — это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.
После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг — до 110 млрд долларов — составлял большую часть внешнего долга России.
В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год — он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).
На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг — 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).
На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.
Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.
Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.
Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года
За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».
Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер — позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».
Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят
Внешний госдолг России — это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.
В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги. Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA). В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.
Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.
Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.
В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски — вторичный рынок не закрыт.
Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга — рублевых облигаций федерального займа — санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах — евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах — и продавать их неамериканцам.
Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки — их долги американцам покупать по-прежнему можно.
Источник
В
современных условиях управление
государственных долгом является одним
из наиболее важных элементов государственной
финансовой политики. В настоящее время
в России наблюдается изменение структуры
заимствований: активно увеличивается
внутренний долг при относительной
стабильности внешнего долга. Такая
тенденция соответствует долговой
политике Правительства России [22].
Рассмотрим
структуру внешнего долга России (табл.
2.1).
Наибольшую
долю в структуре внешнего долго России
занимает задолженность по внешним
облигационным займам – на 1 января 2015
года доля данного показателя составляла
72,3 % от общего объема государственного
внешнего долга, на 1 января 2016 – 71,8 %, а
на 1 января 2017 – 73,4 % [18].
При
этом, объем задолженности по внешним
облигационным займам на 1 января 2016 года
сократился на 8,6 % по сравнению с
аналогичным предшествующим периодом,
а объем задолженности на 1 января 2017
года вырос на 4,7 %, но при этом объем
меньше на 4,2 % по сравнению с объемом на
1 января 2015 года.
Таблица 2.1
Структура внешнего долга России, млн.
долларов США*
* Составлено автором
по данным:
[18]
Рассмотрим
более подробно структуру задолженности
по внешним облигационным займам (табл.
2.2).
Как
видно из таблицы, на изменение величины
долга, в первую очередь, повлияло
погашение в 2015 году внешнего облигационного
займа со сроком погашения в 2015 году, а
в 2016 году был выпущен заем со сроком
погашения в 2026 году.
Так
же на изменение объема задолженности
по внешним облигационным займам влияет
изменение объема задолженности по
займам с погашением в 2020 и 2030 году.
Внешние
облигационные займы выпускаются как
кратко-, средне-, так и долгосрочные.
Проанализируем
далее внешние облигационные займы,
оказывающие непосредственное влияние
на величину внешнего долга России (с
погашением в 2020, 2026 и 2030 годах).
Таблица 2.2
Структура задолженности по внешним
облигационным займам России, млн.
долларов США*
* Составлено автором
по данным:
[18]
Итак,
облигации внешнего облигационного
займа с погашением в 2020 году – Россия-2020
(срок 10 лет). Облигации являются
документарными на предъявителя [11].
Номинал
облигации 100 000 долларов США, объем
эмиссии составил 35 000 штук, соответственно
размер облигационного займа составляет
3 500 млн. долларов США. Дата начала
размещения 22 апреля 2010 года, дата
окончания размещения – 29 апреля 2010
года, соответственно датой погашения
является 29 апреля 2020 года.
Купон
по облигациям постоянный, периодичность
выплат купона в год – 2 раза. Размер
купона составляет 5 % годовых. Цена
размещения облигаций составила 99,363 %
от номинала. По итогам торгов на 09.03.2017
средневзвешенная чистая цена облигации
составила 97,5226 % от номинала.
Облигации
внешнего облигационного займа с
погашением в 2020 году – Россия-2020-EUR[12]. Номинал облигации 100 000 евро, объем
эмиссии составил 7 500 штук, соответственно
размер облигационного займа составляет
750 млн. долларов США.
Дата
начала размещения 9 сентября 2013 года,
дата окончания размещения – 16 сентября
2013 года, соответственно датой погашения
является 16 сентября 2020 года.
Купон
по облигациям постоянный, периодичность
выплат купона 1 раз в год. Размер купона
составляет 3,625 % годовых.
Облигации
внешнего облигационного займа с погашение
в 2026 году – Россия-2026 (срок 10 лет) [13].
Номинал облигаций составляет 200 000
долларов США, объем эмиссии составил
15 000 штук, соответственно размер
облигационного займа составил 3 000
млн. долларов США. Дата начала размещения
24 мая 2016 года, дата окончания размещения
– 27 мая 2016 года, соответственно дата
погашения – 27 мая 2026 года.
Купон
по облигациям постоянный, периодичность
выплаты купона 2 раза в год, ориентир
доходности бумаг составляет 4,65-4,9 %
годовых.
Спрос
составил около 7 млрд. долларов США.
Основная часть выпуска (около 75 %) была
выкуплена иностранными инвесторами из
Великобритании, Франции, Швейцарии, а
также Азии и США. На долю российских
банков, управляющих компаний и организаций,
оказывающих брокерские услуги, пришлась
четверть выпуска. По результатам
размещения сложилась следующая структура
по типам инвесторов: банки – 55 %, фонды
и управляющие компании – 34 %, страховые
компании – 8 %, прочие инвесторы – 3 %.
По
итогам торгов на 09.03.2017 средневзвешенная
чистая цена облигации составила 104,64 %
от номинала. При этом, абсолютный рекорд
цены составил 106,6 % в августе 2016 года
[19].
Облигации
внешнего облигационного займа с
погашением в 2030 году – Россия-2030-11т
[15]. Облигации являются документарными
на предъявителя.
Номинал
облигации 1 долларов США, объем эмиссии
составил 21 218 176 656 штук,
соответственно размер облигационного
займа составляет 21 218 млн. долларов
США. Дата начала размещения 31 марта 2000
года, дата окончания размещения – 5
марта 2004 года. Погашаются облигации с
амортизацией долга, датой начала
погашения является 31 марта 2007 года,
конечная дата погашения – 31 марта 2030
года.
Купон
по облигациям фиксированный, периодичность
выплат купона в год – 2 раза. Размер
купона составляет 7,5 % годовых.
Внешний
облигационный заем размещен в процессе
урегулирования задолженности бывшего
СССР перед иностранными коммерческими
банками и финансовыми институтами,
объединенными в Лондонский клуб
кредиторов, в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
23 июня 2000 года № 478 «Об урегулировании
задолженности бывшего СССР перед
иностранными коммерческими банками и
финансовыми институтами, объединенными
в Лондонский клуб кредиторов». В рамках
обмена части обязательств Внешэкономбанка
по долгу бывшего СССР перед Международным
банком экономического сотрудничества
(МБЭС) и Международным инвестиционным
банком (МИБ) 5 марта 2004 года были выпущены
в обращение еврооблигации с погашением
в 2030 году на сумму 354,7 млн. долларов США
[6].
По
итогам торгов на 09.03.2017 средневзвешенная
чистая цена облигации составила 120,2 %
от номинала.
Самый
высокий купон установлен по облигациям
внешнего облигационного займа с
погашением в 2028 году – Россия-2028-7т.
Облигации являются документарными на
предъявителя. Рассматриваем выпуск VII[14].
Номинал
облигаций составляет 1 000 долларов
США, объем эмиссии составил 2 500 000
штук, соответственно размер облигационного
займа составил 2 500 млн. долларов США.
Дата начала размещения 24 июня 1998 года,
дата окончания размещения – 24 июня 1998
года, соответственно дата погашения –
24 июня 2028 года.
Купон
по облигациям постоянный, периодичность
выплаты купона 2 раза в год, размер купона
составляет 12,75 %.
Внешний
облигационный заем размещен в соответствии
с постановлением Правительства Российской
Федерации от 14.03.1998г. №302 [5] и «Положением
о вопросах налогообложения, связанных
с ОВОЗ РФ 1998 г.» [4].
По
итогам торгов на 05.01.2016 средневзвешенная
чистая цена облигации составила 154,287 %
от номинала.
Государственный
долг — далеко не самая большая проблема
России. На конец 2016 года он составит
чуть более 16 % ВВП, в то время как, например,
госдолг стран еврозоны превышает 90 %
ВВП, госдолг США — 100 % ВВП. Но власти
постепенно наращивают его и не собираются
останавливаться: именно государственный
долг должен помочь финансировать
бюджетный дефицит при исчерпании
резервных фондов [31].
В
2016 году сумма внешнего (пересчитан в
рубли по курсу из прогноза Минэкономразвития)
и внутреннего государственного долга
должна вырасти на 653 млрд руб. При этом
уже в 2017 году рост должен составить 1,48
трлн руб., в 2018 — 1,54 трлн руб. В 2019 власти
планируют немного сбавить темпы
заимствований — до 1,41 трлн руб. Таким
образом, в 2019 году размер госдолга
составит 15,4 трлн руб., это чуть меньше
общих расходов бюджета в том же году.
На
изменения объема государственного
внешнего долга имеют влияние множество
показателей. В 2015 году на экономическую
ситуацию в России повлияли несколько
факторов: понижение цен на нефть, конфликт
на Украине, ужесточение санкций. Несмотря
на это, Россия даже в сложившихся условиях
понижает уровень своего долга.
В
условиях истощения резервов именно
государственные займы становятся важным
источником, с помощью которого покрывается
бюджетный дефицит. Соответственно,
ежегодно увеличиваются и расходы на
обслуживание долга. Еще в прошлом году
они составляли 556 млрд руб., но к 2019
достигнут 870 млрд руб.
При
этом власти делают ставку на внутренние
займы: в 2016 году, например, их доля в
общем объеме госдолга составляет 66,7 %,
а в 2019 году ее размер увеличится до 75,2
%. О том, что Министерство финансов
рассчитывает в основном на внутренние
заимствования, глава министерства Антон
Силуанов говорил еще в июне на Петербургском
экономическом форуме. «Потому что с
внешними заимствованиями, видите —
пытаются везде палки вставлять нам в
колеса. Можно, конечно, выходить на рынок
внешних заимствований более агрессивно,
но надо понимать, что инвесторы сейчас
не хотят ссориться с западными властями»,
— объяснял он.
При
этом, Силуанов, отметил, что в 2017 году
Россия может увеличить объем внешних
государственных заимствований на фоне
высокого спроса на евробонды со стороны
инвесторов [26].
На
состояние внешней задолженности России
оказывают влияние такие факторы, как:
Структура поступлений в бюджет (большую
часть поступлений составляют нефтегазовые
доходы).Непривлекательная среда для инвесторов
(коррупция, законодательные пробелы,
отсталость отдельных регионов).Неконкурентоспособность большей части
российских товаров на международных
рынках.Значительная доля корпоративного долга
в связи с займами резидентов за рубежом.
Эти
факторы сдерживают экономический рост
России и поэтому требуют особого внимания
и взвешенного подхода к решению проблемы
сочетания высоких показателей оттока
капитала без возможности заимствований
на глобальных рынках в условиях низких
цен на нефть и санкции. Для того, чтобы
в течение следующих трех лет экономика
России вышла на траекторию роста
независимо от постоянно меняющихся
внешних условий необходимо, по мнению
Банка России, сочетание следующих
элементов экономической политики:
во-первых, консервативная бюджетная
политика, то есть перестройка структуры
расходов в пользу расходов, стимулирующих
рост, а также переход к работе по повышению
эффективности расходов. Во-вторых,
сбалансированная денежно-кредитная
политика, в том числе в части государственных
заимствований.
Источник