Большинство хозяйствующих субъектов использует кредитные ресурсы. Они являются дополнительной возможностью для увеличения производственных объемов и прибыли. Получение кредита или займа – ответственный шаг для предприятия. Необходимо не только эффективно потратить финансовые средства, но и грамотно отразить операции с ними в бухгалтерской документации. Несмотря на кажущуюся простоту отчетности, проверки выявляют массу ошибок и нарушений в учете кредитов и займов. В данном случае трудно переоценить роль аудита, который не только вскрывает недочеты, но и показывает пути решения обнаруженных проблем.
Понятие, цель и задачи аудита кредитов и займов
Определение 1
Аудит кредитов и займов – это проверка правильности ведения учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
Цель аудиторской процедуры заключается в получении доказательств достоверности отчетных показателей, которые отражают задолженность компании по полученным кредитным средствам. Для достижения данной цели ставятся задачи:
- определение реальности и документированности кредитов и займов;
- установление обоснованности получения кредитов и займов;
- оценка целевого использования заемных средств, полноты и своевременности их возврата;
- подсчет остатков и процентов по непогашенным кредитам и займам;
- проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета операций по кредитам и займам.
Задачи решаются посредством различных аудиторских приемов и аналитических процедур с опорой на законодательные акты и источники информации.
Нормативная база и информационные источники
В ходе изучения главы об аудите учета кредитов и займов необходимо внимательно исследовать основные законодательные нормы, регламентирующие проверку. В их перечень входит:
- Гражданский кодекс РФ (ч. 2).
- Налоговый кодекс РФ (ч. 2).
- Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете».
- ФСАД, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 г. (с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 228 от 16.04.2005г.).
- Приказ Министерства финансов РФ № 60н от 02.08.2001 г. «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету».
- ПБУ № 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам», № 9/99 «Доходы организации», № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», № 1/98 «Учетная политика организации».
- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению.
- Письмо Министерства финансов РФ № 07-05-08/78 от 05.04.2006 г. «По вопросу об отражении в бухгалтерском учете затрат по полученным займам и кредитам».
Для ведения аудита используются следующие источники:
- документация, регулирующая вопросы получения заемных средств, бухучета, налогообложения;
- договоры займов, кредитные договоры, дополнительные соглашения об изменении ставок, выписки банков из лицевых счетов, мемориальные ордера, подтверждающие безакцептную оплату сумм возврата кредита и другая первичная документация;
- бухгалтерская отчетность и регистры аналитического и синтетического учета по отражению операций в учете, например, отчет о прибылях и убытках, разделы бухгалтерского баланса «Краткосрочный обязательства» и «Долгосрочные обязательства».
Эффективность проверки зависит от того, насколько правильно аудитор определит контрольные процедуры, последовательность действий и источники получения необходимых аудиторских доказательств. Приступая к аудиту задолженности по кредитам, аудитор должен иметь четкое представление о том, что называют кредитом и займом, а также знать типовую корреспонденцию счетов по операциям с ними.
Таблица 1. Основные отличия кредита от займа
Программа проведения аудита учета кредитов и займов
Одним из важнейших этапов проверки является планирование. Для адекватного проведения аудита необходимо собрать общие сведения об аудируемой компании, положении отрасли, в которой она работает. Аудитору важно хорошо понимать экономические условия функционирования предприятия. После предварительной подготовки и выполнения всех документальных формальностей (заключение договора клиентом) составляется программа аудита учета кредитов и займов:
Рисунок 1. Программа аудита кредитов и займов
Процесс аудита учета кредитов и займов
Полученный в банке кредит оформляется договором. В документе обязательно указывается объект кредитования, срок выдачи и возврата ссуды, форма обеспечения обязательств, процентные ставки и порядок их погашения, другие условия. Бухгалтерия отражает операции по кредитам на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Бухгалтерская служба ведет аналитический учет задолженностей по видам кредитов и займов, банкам, другим заимодавцам. Основную сумму долга учитывают в размере фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, которые предусмотрены договором.
Предприятие-заемщик принимает кредитные поступления к бухгалтерскому учету в момент передачи денег или имущественных средств и фиксирует их в качестве кредиторской задолженности. В ходе проверки аудитору необходимо выяснить, имеет ли компания кредитные договоры, отвечают ли эти соглашения законодательным нормам. В отношении кредитов договор должен быть заключен с банком, имеющем лицензию на кредитование. В процессе аналитики нужно исследовать договоры на предмет указания:
- цели кредитования;
- сроков кредита;
- порядка выдачи и погашения;
- форм обеспечения обязательств;
- процентных ставок и других данных.
Аудитору нужно определить, используются ли кредиты и займы по назначению, посредством чего погашается задолженность, проверить полноту и своевременность выплат. Одним из пунктов анализа является вопрос обеспеченности ссуды. Как правило, кредиты обеспечиваются гарантией, поручительством и залогом. Следует определить реальность залоговых договоров, отражение средств и наличие залога средств на забалансовом счете 009.
Аудиторские доказательства получают путем проведения:
- проверки арифметических расчетов;
- инвентаризации;
- подтверждения;
- проверки кассовых ведомостей и других документов;
- устного опроса;
- прослеживания;
- аналитических процедур.
Аудиторская процедура предусматривает оформление документов согласно Федеральным стандартам аудиторской деятельности. Перечень аудиторской документации включает:
- план и программу;
- копии документов аудируемого субъекта;
- описание примененных методов;
- заявления и пояснения проверяемой организации;
- письменную характеристику системы бухучета.
Содержание, количество и состав рабочей документации определяется аудирующим лицом, исходя из целей и задач аудита, характера деятельности предприятия. Вся полученная информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению. По результатам аудита составляется заключение, в котором аудитор делает выводы об отсутствии недостатков или дает обоснование выявленным ошибкам и недочетам.
Пример 1
Бухгалтерский учет и отчетность в ООО «Арктика» выполняется в соответствии с федеральными законодательными актами, положениями по бухгалтерскому учету, инструкциями Минфина и другими нормативными документами в части ведения бухучета.
В учетной политике предприятия методика учета кредитов и займов не выделена.
Организация не имеет краткосрочных кредитов и займов. Обязательства по долгосрочному кредитованию выросли с 144 788 тыс. руб. до 199 550 тыс. руб.
Операция по поступлению кредитных средств отражена на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции с дебетом счета 51 «Расчетный счет». Учет процентов к выплате по кредитам показан на счете 67 обособленно.
Проценты, начисленные в соответствии с условиями кредитного договора по полученным кредитам, заемщик включает в состав текущих расходов в виде операционных расходов. Задолженность по полученным ссудам отражается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров.
Ежемесячно начисленные проценты отражаются на Кт счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчет 67-4 «Проценты по долгосрочным займам» в корреспонденции с Дт счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы». В целях налогообложения прибыли проценты за пользование кредитом учитываются в составе внереализационных расходов.
Анализ дебетовых оборотов ООО «Арктика» по счету 67 в корреспонденции со счетом 51 показал своевременное погашение заемных средств и процентов по ним. Покрытие задолженности осуществлялось в сроки, указанные в кредитных договорах. Посредством использования аудиторских методов было установлено, что операции по учету кредитов и займов в бухгалтерском и налоговом учете отражены верно.
В ходе проверки ООО «Арктика» на предмет учета кредитов и займов аудитор установил:
- отсутствие серьезных нарушений порядка ведения бухучета, которые могли бы значительно воздействовать на объективность информации по займам, указанным в бухгалтерской отчетности;
- результаты проведенного аудита показали, что выполненные операции по кредитам и займам осуществлялись ООО «Арктика» в соответствии с законодательством РФ.
Типичные ошибки учета операций по кредитам и займам
Совершенствование расчетов по кредитам и займам требует обратить внимание на типичные ошибки учета операций:
- Отсутствие документации, которая оформляет отношения с кредитором: кредитного договора, банковских выписок со ссудного счета, бухгалтерских справок-расчетов по начислению процентов, дополнительных соглашений, изменяющих кредитные условия, аналитического учета по просроченным кредитам и займам.
- Нарушение принципов формирования расходов: неправильное отнесение затрат по полученным кредитам и займам к отчетным периодам, неверное отражение процентов.
- Несоблюдение принципов оценки имущества: включение в инвентарную стоимость объектов основных средств, нематериальных и прочих внеоборотных активов, процентов по кредитам и займам, полученным на эти цели, после принятия данных объектов к учету. Сюда же относится включение в стоимость ценных бумаг процентов по кредитам и займам, полученным для покупки ценных бумаг, после принятия их к учету, некорректное отражение себестоимости материалов, которые приобретены за счет заемных средств.
- Включение в налоговые расходы процентов по кредитам и займам, которые не могут быть в них включены, затрат на оплату процентов, которые превышают сумму процентов, рассчитанных по процентной ставке, отсутствие формирования отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов.
- Нарушение принципов формирования финансовых результатов: отнесение на собственные источники средств процентов по кредитам и займам сверх норматива, процентов по кредитам и займам, не связанных с производством и реализацией, с расходами, которые уменьшают базу налогообложения по налогу на прибыль, некорректность в начислении курсовых разниц в отношении кредитов в иностранной валюте.
- Неправильное отражение в учете обязательств перед третьими лицами, в связи с отношениями по полученным кредитам и займам.
Эффективность аудита учета кредитов и займов напрямую зависит от профессионализма аудирующего лица и степени открытости аудируемого субъекта, его готовности идти на контакт с экспертами, предоставляя достоверную и полную отчетность.
Вывод
На основании изученной документации аудитор сделает объективный вывод о состоянии системы учета, выявит ошибки и недочеты, которые могут оказать негативное влияние на финансовую устойчивость компании.
Источник
По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества [ст. 807 ГК РФ].
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее [ст. 819 ГК РФ].
Кроме обычного кредита (в денежной форме) существует понятие товарного и коммерческого кредита (ст. 822, 823 ГК РФ), однако эти операции обычно проверяются в составе дебиторской и кредиторской задолженности.
Учет расчетов по кредитам и займам осуществляется на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Суммы полученных организацией краткосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счетов 66, 67 и дебету счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.
Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате отражаются по кредиту счетов 66, 67 в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы». Начисленные суммы процентов учитываются обособленно.
На суммы погашенных кредитов и займов дебетуется счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредиты и займы, не оплаченные в срок (просроченные), учитываются обособленно. Аналитический учет краткосрочных кредитов и займов ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и заимодавцам, предоставившим их. Основными целями аудита кредитов и займов являются:
- • проверка информации о кредитах и займах, отраженной в бухгалтерской отчетности;
- • оценка возможности организации своевременно погашать кредиты и займы.
При этом должны быть решены следующие основные задачи:
- • проверка законности получения кредитов и займов;
- • проверка экономической целесообразности полученных кредитов и займов;
- • проверка своевременности погашения задолженности по кредитам и займам;
- • проверка правильности бухгалтерского учета кредитов и займов;
- • проверка достоверности данных бухгалтерской отчетности о кредитах и займах.
Совокупность вышеуказанных задач определяет примерную методику аудиторской проверки кредитов и займов.
В общем виде методика аудита кредитов и займов может быть представлена следующим образом:
- 1) подготовительный этап — оценка наличия и характера кредитов и займов, имеющихся на начало проверяемого периода, а также в отчетном периоде, выбор стратегии и тактики проверки; оценка надежности СБУ и СВК в части операций с кредитами и займами; изучение учетной политики в части операций с кредитами и займами;
- 2) основной этап — проведение процедур проверки по направлениям (рис. 50);
Рис. 50. Основные направления проверки кредитов и займов
3) заключительный этап — оформление результатов проверки, подготовка письменной информации и формирование мнения аудитора.
Оценка наличия и характера кредитов и займов у проверяемого субъекта необходима для определения стратегии и тактики проверки, которые будут включать необходимую степень тщательности проверки, наиболее важные сегменты и направления проверки, общий объем и конкретный состав планируемых аудиторских процедур, составы бригады аудиторов, необходимость участия экспертов в различных областях (кредитных экспертов, аналитиков) и т.п.
Оценка надежности СБУ и СВК проводится во взаимосвязи с объемом и характером имеющихся у проверяемого субъекта кредитов и займов и включает, в том числе, оценку адекватности учетной политики в части учета кредитов и займов, организации документооборота, синтетического и аналитического учета кредитов и займов, контроля за получением и своевременной оплатой кредитов и займов и эффективностью их использования, а также другие важные, по мнению аудитора, аспекты.
Во время основного этапа аудиторы выполняют процедуры, целью которых является получение достаточных аудиторских доказательств по выбранным направлениям проверки (см. рис. 50).
На заключительном этапе аудитор систематизирует результаты проверки, при необходимости проводит переговоры с руководством проверяемого субъекта, готовит письменную информацию и, при необходимости, аудиторское заключение.
Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с кредитами и займами, являются следующие:
- • отсутствие документов, обосновывающих получение кредитов и займов, или оформление их с нарушением установленных требований;
- • неправильное определение фактической себестоимости активов, приобретенных за счет кредитных средств;
- • несвоевременное погашение кредитов и займов;
- • некорректная корреспонденция счетов при отражении кредитов и займов в бухгалтерском учете;
- • несвоевременное отражение расходов по кредитам и займам;
- • неполное раскрытие информации о кредитах и займах в бухгалтерской отчетности.
- 21.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ
- 1. Каковы основные задачи аудита финансовых вложений?
- 2. Что является финансовыми вложениями организации?
- 3. Что включает в себя методика аудита финансовых вложений?
- 4. Какими нормативными документами регламентируются вопросы учета финансовых вложений?
- 5. Какие первичные документы используются при проверке финансовых вложений?
- 6. Назовите наиболее распространенные нарушения, выявляемые в результате аудита финансовых вложений.
- 7. Каковы основные задачи аудита кредитов и займов?
- 8. Что включает в себя методика аудита кредитов и займов?
- 9. Какими нормативными документами регламентируются вопросы учета кредитов и займов?
- 10. Какие первичные документы используются при проверке кредитов и займов?
- 11. Назовите наиболее распространенные нарушения, выявляемые в результате аудита кредитов и займов.
Источник
Цели и задачи аудита
Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.
Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Поэтому можно сделать вывод, что аудиторская проверка проводится с целью:
- * подтверждения достоверности или недостоверности отчетов;
- * проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
- * контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
- * выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.
Достижению поставленных целей способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.
Задача аудитора состоит:
- * в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
- * в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности:
- * в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.
Па основании проведенной аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение, которое представляет собой мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторское заключение должно содержать четыре раздела:
- — сведения об аудиторе;
- — сведения об аудируемом лице:
- — аналитическая часть;
- — итоговая часть.
Сведения об аудиторе должны содержать информацию:
- — наименование и местонахождение (юридический адрес и телефоны);
- — государственная регистрация (наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. основной государственный регистрационный номер и др.).
Сведения об аудируемом лице должны содержать информацию:
- — наименование и местонахождение (юридический адрес и телефоны);
- — государственная регистрация (дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лице указанием серии и номера свидетельства);
- — номер, дата выдачи и срок действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
Аналитическая часть представляет собой отчет аудитора об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности аудируемого лица, а также соблюдения им законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций. Итоговая часть представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Она должна быть адресована учредителям (участникам) аудируемого лица, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита. Кроме того, в итоговой части аудиторского заключения должны быть указаны нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации, а также нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность.
Аудиторское заключение может быть, безусловно, положительным, условно положительным или отрицательным.
Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние полученных кредитов и займов.
Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. Аудит кредитов и займов — лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации.
Аудит кредитов и займов — это оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
Основными задачами при аудите кредитов, займов и затрат по их обслуживанию являются:
- — определение законности получения кредита или займа;
- — правильность отражения в учете получения и возврата займов и кредитов;
- — правильность формирования и учета затрат, связанных с получением и использованием кредитов и займов;
- — своевременность проведения инвентаризации заемных обязательств, правильность отражения и полноту раскрытия информации о заемных обязательствах в бухгалтерской отчетности.
К источникам информации для проверки относятся следующие документы:
— учетная политика предприятия;
В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту.
В соответствии с п. 32 ПБУ 15/2008 в составе информации об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета необходимо наличие данных: о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную:
составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;
выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;
порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.
— первичные документы:
¦ выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета;
¦ платежные поручения, если проценты начисляются в другой банк;
¦ мемориальные номера;
¦ выписки банка по ссудному счету;
¦ кредитные договоры;
¦ договоры займа;
¦ договоры залога;
¦ договора страхования невозврата кредитов;
¦ дополнительные соглашения к кредитным договорам и др.
— регистры аналитического учета.
Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован по видам кредитов и займов (рублевый, валютный); банкам и прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен; целевому назначению; срокам (просроченные кредиты, кредиты, срок которых еще не наступил); участию в расчете налогооблагаемой прибыли.
Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет кредитов и займов у экономического субъекта поможет не только бухгалтеру предприятия, но и проверяющим лицам установить правильность начисления процентов по этим кредитам.
— регистры синтетического учета:
¦ журнал-ордер по счету;
¦ карточка по счету;
¦ анализ счета;
¦ обороты по счету на определенную дату.
— бухгалтерская отчетность.
¦ официальная бухгалтерская (финансовая) отчетность (форма №1, форма №2, форма №3, форма №4, приложение к балансу по форме № 5);
¦ отчетность, предоставляемую в соответствии с законодательством в органы Федеральной службы государственной статистики;
¦ расчеты по налогам и сборам;
¦ регистры налогового учета.
Аудиторская проверка кредитов и займов регулируется следующими основными законодательными и нормативными актами:
> Гражданский кодекс РФ, ч. 2, гл. 42, п. 2;
> Налоговый кодекс РФ, ч. 2, гл. 25;
> Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.;
> Федеральный закон от «Об аудиторской деятельности» от № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.;
> Закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.96 «О бухгалтерском учете»;
‘> Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ МФ РФ № 34н от 29.07.1998 г.):
> ПБУ 15/2008 » Учет расходов по займам и кредитам «;
> Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696);
> План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н):
> Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49:
Источник