В 2018 году паспорт сделки – один из основных документов при оформлении валютных операций – исчез из оборота. Ему на смену пришла регистрация договоров. Рассказываем, в чем суть произошедших изменений, по каким правилам происходит регистрация контрактов в 2020 году и какие условия предлагают банки.
Паспорт сделки: что это такое и для чего он был нужен
Паспорт сделки – это документ, который, в соответствии со ст. 20 Закона № 173-ФЗ, оформлялся для импортных или экспортных контрактов, если сумма договора превышала $50 000.
Список операций с обязательным оформлением паспорта сделки:
- Ввоз товаров на территорию России по контрактам, заключенным резидентами страны с иностранными контрагентами. То же самое касается и выполнения услуг, работ, передачи информационных данных, результатов интеллектуальной деятельности.
- Вывоз товаров (услуг, работ, передача информации и пр.) за пределы РФ с целью их реализации нерезидентам страны.
- Предоставление займов или получение кредитов резидентами в иностранной валюте.
- Предоставление займов или получение кредита в российских рублях от нерезидентов страны.
При заключении договора с иностранной компанией не имеет значения, в какой валюте будет происходить расчет. Даже если предусмотрена оплата в рублях, сделка, контрагентом которой выступает нерезидент страны, все равно считается валютной.
Не забудьте проверить благонадежность контрагента- это можно сделать с помощью специального бесплатного приложения.
Паспорт сделки, оформляемый с целью валютного контроля, содержал:
- Информацию об участниках контракта – резиденте и иностранном контрагенте.
- Сумму сделки с указанием валюты.
- Сроки выполнения обязательств.
- Данные о банке, который проводит оформление паспорта сделки.
- Основания для закрытия паспорта сделки.
При отсутствии паспорта сделки по валютным операциям банк был вправе отказать в проведении платежа.
Паспорт сделки отменили: как банк осуществляет валютный контроль в 2020 г.
Оформление паспорта сделки отменили с 1 марта 2018 года. По новым правилам валютный контроль осуществляется с помощью регистрации договора. После постановки на учет банки присваивают каждому контракту уникальный номер.
Для участников внешнеэкономической деятельности это означает упрощение документооборота. Процедура проводится в сжатые сроки: если на оформление паспорта сделки отводилось 3 рабочих дня, то на регистрацию договора – всего 1 рабочий день.
Еще больше полезной информации: Расчеты по ВЭД станут проще
Как и в случае с паспортом сделки, в 2020 году нужно знать, от какой суммы нужна регистрация договора, а когда можно рассчитывать на упрощенную процедуру.
1. Регистрация контракта обязательна, если сумма сделки превышает установленный лимит:
- 3 млн руб. или соответствующая сумма в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ – для импортных контрактов и кредитных договоров.
- 6 млн руб. или соответствующая сумма в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ – для экспортных контрактов.
2. Свыше 200 000 руб., но меньше установленных лимитов – стандартная процедура проверки внешнеэкономических контрактов с предоставлением подтверждающих сделку документов, но без постановки на учет.
3. Менее 200 000 руб. – при такой сумме сделки в банк нужно предоставить только код валютной операции.
Сумма контракта в иностранной валюте рассчитывается исходя из курса ЦБ РФ, установленного на день оформления договора или внесения в него последних изменений.
В рамках своих функций банк осуществляет следующие действия:
- Проверяет на предмет соответствия российскому законодательству данные, указанные в контракте.
- Осуществляет контроль перевода валютных средств и товаров, фактически полученных в рамках сделки.
- Следит за тем, насколько своевременно и в полном ли объеме поступает выручка на счета резидента, за тем, как сам резидент выполняет условия контракта.
- Контролирует порядок валютных транзакций при выдаче кредитов, их соответствие прописанным в договоре условиям.
Договориться с банками на кредитные каникулы для вашего бизнеса поможет команда аутсорсинга бухгалтерии «Главбух Ассистент». Здесь знают, какие документы надо оформить, чтобы подать запрос в банк и помогут получить отсрочку по выплате кредита, пересмотреть условия договора с банком или обратиться за новым кредитом.
Обратите внимание на статью: Ответственность за незаконные валютные операции
Порядок постановки на учет
Регистрация договоров в 2020 г. осуществляется таким образом:
- Резидент предоставляет в банк документы, в которых содержатся необходимые сведения о сделке: сумма контракта и тип валюты, реквизиты контрагента, дата начала и завершения контракта.
- Договор ставят на учет в течение 1 рабочего дня, присваивают ему уникальный номер открывают на него Ведомость банковского контроля. Об этом банк уведомляет клиента заранее согласованным способом.
- По завершении сделки резидент обязан предоставить документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту.
- После подачи заявления контракт снимают с учета.
Законом не установлен четкий список документов, которые необходимо предоставить резиденту для подтверждения сделки. Список сведений отличается для импортных и экспортных сделок – уточнить пакет документов нужно заранее.
Готовить документы для подтверждения сделки можно самому, но гораздо удобнее поручить это специалистам на аутсорсе. Услуги по ведению бухгалтерии и документооборота в среднем обойдутся вам в 7 000 рублей в месяц. Как это работает на примере «Главбух Ассистент». Вы пишете ассистенту в интернет-чат о задаче, которую нужно решить и загружаете документы в сервис. Дальше ассистент передает их профильным специалистам: по обработке первички, по налогам, по кадрам. Эти сотрудники ведут весь учет, готовят бухгалтерскую и налоговую отчетность, отвечают на вопросы. Узнать, во сколько услуга обойдется именно вашей компании, можно здесь.
Прочитать статью полностью >>
Источник
Паспорт валютной сделки — документ, служащий целям валютного контроля. Паспорт сделки оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом. При этом расчёты и переводы производятся через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях – через счета в банке-нерезиденте.
Таким образом, паспорт сделки – это документ, содержащий сведения, которые необходимы для валютного контроля совершаемой внешнеторговой операции и оформляемый при осуществлении сделок резидентов с нерезидентами.
Когда необходим паспорт сделки
Паспорта сделки оформляются при совершении валютных операций резидентов с нерезидентами. Это базовый документ, в котором содержатся сведения о внешнеэкономической сделке.
Оформление паспорта сделки необходимо в том случае, если указанные валютные операции осуществляются как платежи за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключённому между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
Второй случай, когда необходимо оформление паспорта сделки – осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа.
Таким образом, наличие паспорта сделки обязательно:
в случае ввоза товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи информации, осуществления интеллектуальной деятельности) на таможенную территорию России по внешнеторговым контрактам, заключаемыми резидентами с нерезидентами;
при вывозе товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче информации, осуществлении интеллектуальной деятельности) с территории РФ по валютным договорам;
в случае предоставления резидентами займов в инвалюте;
при выдаче займов в российских рублях нерезидентам;
в случае получения займов (кредитов) в инвалюте;
при получении займов (кредитов) в российских рублях от нерезидентов.
Паспорт сделки и законодательство
Порядок оформления паспортов сделки регламентируется следующими нормативными актами:
1. Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
2. Инструкция Банка России от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
Формы паспорта сделки:
по внешнеторговому контракту,
по кредитному договору,
утверждены Приложением №4 к Инструкции Банка России №117-И.
Резиденты и нерезиденты
Резидентами в соответствии с положениями пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ являются:
1. Физические лица – граждане РФ, за исключением постоянно или временно проживающих в иностранном государстве не менее одного года.
2. Постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
3. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
4. Находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.
5. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом №173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Нерезиденты в соответствии с пп.7 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ это:
1. Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ.
2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
4. Аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях.
5. Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.
6. Находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения юридических лиц – нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами.
7. Иные лица, не указанные в пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ
Какая информация должна содержаться в паспорте сделки
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.
При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:
1) номер и дата оформления паспорта сделки;
2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;
3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;
5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.
Требование оформления паспорта сделки распространяется на контракты (кредитные договоры), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США.
Сумма обязательств по контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России, или в случае если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее — курс иностранных валют по отношению к рублю).
Таким образом, информация в Паспорте сделки излагается в стандартизированной форме. Поэтому агенты валютного контроля могут проверить законность и правильность осуществления операций.
Паспорта сделки передаются уполномоченными банками электронным путем органам (агентам) валютного контроля.
Когда паспорт сделки не оформляется
Паспорт сделки не оформляется, если:
Со стороны резидента выступает незарегистрированный ИП и ЮЛ. В этом случае сделки не являются торговыми операциями.
Сделки заключаются между нерезидентом и кредитными организациями РФ (пример: от банков не требуется оформление паспорта сделки при получении кредитов от иностранных фирм).
Между нерезидентом и резидентом, если общая сумма контракта или кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США.
Порядок оформления паспорта сделки
В целях учета указанных внешнеторговых и кредитных валютных операций резидент представляет в уполномоченный банк, в котором открыт его валютный счет, паспорт сделки и документацию по соответствующей экспортной, импортной или кредитной сделке. С этого момента соответствующий уполномоченный банк начинает выполнять функции агента валютного контроля. Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк следующие документы:
Два экземпляра паспорта сделки;
Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);
Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ;
Иные документы.
Уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему паспорт сделки либо отказывает в этом.
В случае принятия положительного решения – уполномоченный банк формирует паспорт сделки в виде электронного документа, присваивает номер паспорту сделки и обеспечивает ведение и хранение паспорта в электронном виде.
Паспорт сделки подписывается от имени клиента – лицом, имеющим право 1ой подписи, и от имени банка – ответственным лицом.
Паспорт сделки считается оформленным после присвоения ему номера и проставления даты оформления и подписи.
Новшества в законодательстве
С 1 марта 2018 года паспортов уже нет.
Но вместо того чтобы оформлять паспорт сделки, банк регистрирует договор.
По каким правилам банки регистрируют договоры
Банки регистрируют только те договоры, сумма которых превышает лимит. Для импортных контрактов и кредитных договоров лимит составляет 3 млн. рублей, для экспортных контактов лимит равен 6 млн. рублей. Если в договоре сумма меньше этих лимитов, то договор регистрировать не надо. Представим вышесказанное в виде Таблицы, из которой можно легко определить, нужно ли предоставлять в банк контракт или нет:
Сумма обязательств определяется по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю:
на дату заключения контракта,
либо в случае изменения суммы обязательств, на дату заключения этих изменений.
Чтобы договор зарегистрировали, в банк нужно предоставить информацию о контракте и реквизиты второй стороны.
Отметим, что для импортных и экспортных контрактов разные списки сведений.
При этом регистрация договоров осуществляется за один день. И поэтому расчеты стали быстрее и проще.
Источник
Л. А. Орлова, начальник юридического отдела ООО «Аудиторская служба «СТЕК»
Организация, оказывающая транспортно-экспедиторские услуги, имеет задолженность перед Поставщиком-нерезидентом, который имеет долг перед организацией по другому договору. О возможности осуществления зачета взаимных требований мы расскажем в этой статье.
1. В отношении допустимости зачета гражданским и валютным законодательством
Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.
Ситуации недопустимости зачета установлены в ст. 411 ГК РФ, согласно которой не допускается зачет требований в случаях, предусмотренных законом или договором.
Валютное законодательство РФ прямо не запрещает проводить зачеты по контракту между резидентом и нерезидентом.
Однако пп. 1 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) предусмотрено правило репатриации, согласно которому организация обязана своевременно получить на счет в уполномоченном банке выручку в иностранной валюте или валюте РФ: при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом № 173-ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Вместе с тем необходимо отметить, что четкого запрета на проведение взаимозачетов Закон № 173-ФЗ не содержит, поэтому допустимо предположить, что речь идет только об обязанности зачислить на счета ту валюту, на получение которой субъект имеет право, — именно зачислить, а не распорядиться иным образом.
На основании косвенного толкования указанной нормы и в теории, и на практике делается вывод о том, что валюта не может быть зачтена.
2. Исключительные случаи допустимости зачета. Транспортные организации
Частью 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ закреплен перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации. Данный перечень является закрытым.
По нашему мнению, само по себе наличие вышеуказанных исключений уже говорит о том, что по общему правилу все остальные взаимозачеты (не упомянутые среди исключений) ведут к нарушению положений Закона № 173-ФЗ о репатриации.
Так, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 19 Закона о валютном контроле резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета иностранную валюту при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации – резиденты.
Российское законодательство не содержит определение понятия транспортной организации. Отсутствует и практика применения указанной выше нормы в части осуществления зачета именно транспортными организациями-резидентами с нерезидентами.
Правовая неурегулированность этого понятия, с одной стороны, дает возможность использовать эту норму, с другой – не может исключить рисков, связанных с претензиями контролирующих органов в связи с проведением зачета.
Единственный на сегодня документ, из которого можно уяснить смысл нормы пп. 4 п. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ в части транспортных организаций, — Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
В Пояснительной записке содержатся следующие положения, из которых можно понять, какие организации законодатель относит к транспортным (приводим выдержки):
— «расчеты в области международных перевозок пассажиров российскими авиакомпаниями и иными транспортными организациями-резидентами…»;
— «… российским транспортным организациям, оказывающим услуги международной перевозки пассажиров, багажа и грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее — личные грузы)…»;
— «.. расчеты между российскими транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами-резидентами, а также находящимися за пределами территории Российской Федерации представительствами российских юридических лиц за реализуемые им российскими транспортными организациями перевозочные документы (билеты, багажные квитанции), а также расчетов за оказываемые российскими транспортными организациями упомянутым физическим лицам услуги перевозки личных грузов…»;
— «…валютные операции между резидентами, связанные с расчетами по договорам перевозки пассажиров между российскими транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами и представительствами российских юридических лиц, а также между российскими транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами по договорам перевозки личных грузов…».
Также можно привести пример судебного решения, в котором рассматривалась ситуация, связанная с применением пп. 4 п. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ: Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2011 г. N Ф02-3068/11 по делу N А58-2845/2010. Судами установлено, что ОАО «Судоходная компания Арктическое морское пароходство» (основным видом деятельности является деятельность морского транспорта) является транспортной организацией-резидентом, а его агенты — нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям). Необходимость представления в обоснование возможности не зачислять валютную выручку доказательств того, что нерезиденты общества (в настоящем случае агенты) являются транспортными организациями из толкования положений пп. 4 п. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ не вытекает».
Таким образом, из общего смысла приведенных документов следует, что под транспортной организацией в смысле применения пп. 4 п. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ понимается организация, непосредственно оказывающая услуги перевозки с использованием принадлежащего ей транспорта. Контролирующие органы могут потребовать доказательства того, что организация-резидент является транспортной организацией.
Таким образом, в случае если организация осуществляет транспортно-экспедиторскую деятельность, не имеет транспорта и не осуществляет непосредственно перевозки, то в этом случае к такой организации неприменимо понятие транспортной организации в смысле Закона № 173-ФЗ, а незачисление выручки на свои банковские счета в связи с проведением зачета взаимных требований будет признано нарушающим требования Закона № 173-ФЗ.
3. Судебная практика
Отметим, что судебная практика также исходит из того, что незачисление валютной выручки допускается лишь в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Закона №173-ФЗ.
Так, например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 17.11.2011 по делу N А12-4228/2011 указал, что «объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, составляет не производство зачета с нарушением правил ст. 19 Закона N 173-Ф3, а непринятие резидентом мер к получению на свои банковские счета причитающейся от нерезидента валюты, что выразилось в создании резидентом препятствия к репатриации выручки заключением соглашения о зачете взаимных требований».
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2011 по делу N А56-31305/2010: «указанный зачет встречных требований не попадает в исчерпывающий перечень случаев разрешенного проведения зачета встречных требований при осуществлении валютных операций, установленный п. 2 ст. 19 Закона N 173-Ф3». При таких обстоятельствах суд сделал вывод «о не принятии резидентом всех зависящих от него мер по соблюдению требований валютного законодательства, направленных на предупреждение правонарушения и получение валютной выручки на расчетный счет, и наличии в действиях резидента состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ».
В Постановлении Верховного Суда РФ от 11 августа 2015 г. N 305-АД15-7312 указано, что произведенный сторонами контракта зачет встречных требований, не подпадает под исчерпывающий перечень случаев разрешенного проведения зачета встречных требований при осуществлении валютных операций, установленный ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 февраля 2010 г. по делу N А18-949/2009: «Проведение зачета по контракту между резидентом и нерезидентом без специального разрешения неправомерно в тех случаях, когда в силу Закона № 173-ФЗ на резиденте лежит обязанность по зачислению средств за поставленные на экспорт товары на счет в уполномоченном банке».
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 декабря 2013 г. по делу N А11-702/2013: акт зачета взаимных требований по соглашению сторон между ООО «БЕКО» и ТОО «Компания Технодом Групп» не подпадает в исчерпывающий перечень случаев разрешенного проведения зачета встречных требований при осуществлении валютных операций и свидетельствует о противоправном поведении ООО «БЕКО», препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета. Незачисление на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации по иным основаниям, нежели перечисленным в ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, является нарушением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и влечет ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ» (см. также Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 г. N 14АП-4732/15).
Исходя из системного толкования норм Закона № 173-ФЗ, прекращение встречных требований путем зачета без фактической оплаты в иностранной валюте будет являться нарушением валютного законодательства РФ и основанием для привлечения организации к административной ответственности, предусмотренной п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ1.
1 По данной статье КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).
Источник