В любой стране есть бюджет, доходной части которого не всегда хватает для покрытия всех государственных расходов. При наличии бюджетного дефицита правительство должно найти средства для восполнения этой недостачи. Таким способом является выпуск ценных бумаг, доступных для покупки гражданам и юридическим лицам. Выплаты по таким облигациям гарантируются правительством (конкретно — Минфином).
В результате образуется государственный долг. Его разделяют на внешний и внутренний. По сроку погашения долговые обязательства РФ относят к краткосрочным (до года), среднесрочным (1—5 лет) и долгосрочным (5—30 лет).
Внешний долг
К внешнему долгу относятся денежные обязательства, которые должны быть возвращены государством внешним кредиторам к оговоренной дате. Фактически это суммарная величина совокупной задолженности страны по всем внешним займам, включая не выплаченные по ним проценты. Положениями Бюджетного кодекса внешний долг определяется как все долги государства в иностранных валютах. При этом структура внешнего долга включает следующие виды обязательств:
- по кредитам (включая привлеченные под госгарантии целевые зарубежные кредиты);
- по государственным ценным бумагам;
- обусловленные государственными гарантиями обязательства.
Преимущественной формой внешнего долга являются еврооблигации (евробонды). Это размещаемые на иностранных рынках государственные обязательства, которые номинируются в иностранных валютах (обычно в долларах). Название «евробонды» объясняется тем фактом, что впервые подобные облигации появились в Европе.
По предварительной информации Центробанка, на 1 апреля 2019 г. величина внешнего долга РФ достигла $467,8 млрд, рост с начала года составил 3%.
Внутренний долг
К внутреннему долгу относятся номинированные в рублях правительственные финансовые обязательства, а также валютные обязательства перед федеральным правительством субъектов федерации и различных муниципальных образований по использованию целевых зарубежных кредитов.
Объем внутреннего долга рассчитывается в рублях. Его структура включает такие виды обязательств:
- долги по эмитированным государством ценным бумагам;
- долг по кредитам (включая бюджетные);
- обязательства, обусловленные государственными гарантиями.
Для привлечения внутреннего долга используются облигации внутреннего займа (ОФЗ). Выделяют несколько разновидностей подобных облигаций, которые характеризуются наличием постоянного дохода, переменного купона, индексируемого номинала либо амортизации долга.
Наиболее распространенными из них являются ОФЗ-ПД. Эти бумаги позволяют получать фиксированный уровень дохода. Величина купонного дохода таких ОФЗ задается в момент их размещения, оставаясь постоянной до погашения (либо оферты). Особенно выгодны такие облигации во время снижения ставок в экономике, на этапе смягчения регулятором кредитно-денежной политики.
Величину купона ОФЗ-ПК привязывают к RUONIA — индикативному показателю взвешенной ставки по ежедневным рублевым кредитам. Обычно уровень этого индикатора находится около ключевой ставки регулятора. Если величина ключевой ставки превышает инфляцию на 5%, такие ОФЗ показывают хороший уровень реальной доходности.
Номинал облигаций ОФЗ-ИН индексируется соответственно уровню инфляции. Номинальную стоимость бумаг ежемесячно пересчитывают на месяц вперед на основе индекса потребительских цен. Такие выпуски позволяют инвестору защищаться от роста цен.
Наименее ликвидными являются ОФЗ-АД. Такие бумаги характеризуются переменным купонным доходом. Погашение номинала этих облигаций производится несколькими выплатами, величина которых оговаривается заранее. Подобные выпуски постепенно выводятся государством из обращения.
Часть выпускаемых государством ОФЗ рассчитана исключительно на российских резидентов. Эти бумаги используются в основном страховыми организациями, внебюджетными, пенсионными либо инвестиционными фондами, а также различными управляющими компаниями — с целью хранения и приумножения средств вкладчиков.
По информации Минфина, величина внутреннего долга РФ 1 апреля 2019 г. составила 9,497 трлн руб.
Народные ОФЗ
Начиная с апреля 2017 г. у россиян появилась возможность покупки ОФЗ, выпущенных специально для физлиц. Эти бумаги назвали облигациями федерального займа для населения (сокращенно ОФЗ-н). Торговля подобными облигациями на бирже не производится (что отличает их от прочих правительственных облигаций). Их можно приобрести у уполномоченных брокеров Минфина по фиксированной цене. Сегодня это Сбербанк и ВТБ, планируется также наделение такими возможностями «Почта-банк» и Промсвязьбанк.
Владельцы ОФЗ-н дважды в год получают купонный доход, превышающий уровень доходов по банковским депозитам. Спустя 3 года владелец может вернуть стоимость облигаций.
Минфином запланированы изменения условий выпуска ОФЗ-н со II квартала 2019 г. Теперь с покупателей облигаций не будет взиматься комиссия банков-агентов, ее будет компенсировать Минфин. Снизят и минимальную цену облигаций — с нынешних 30 тыс. рублей до 10 тысяч. Владельцам ОФЗ-н станет также возможность привлечения пол залог купленных облигаций кредитов у банков-агентов.
Источник
Среднесрочные бумаги — необходимый инструмент финансирования дефицита бюджета, поскольку они позволяют решить проблему рефинансирования коротких выпусков за относительно продолжительный период. Предпосылки для создания в России рынка среднесрочных ценных бумаг появились по мере экономической стабилизации, обозначившейся к лету 1995 г.
Основной вид среднесрочных бумаг в России — облигации федерального займа (ОФЗ). Особенности ОФЗ заключаются в применении безбумажной (электронной) технологии, плавающем купонном доходе, среднесрочном периоде обращения и именном характере бумаги.
Облигация федерального займа (ОФЗ) — государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении ОФЗ [38].
Эмитент ОФЗ — Министерство финансов Российской Федерации от имени Российской Федерации. Эмиссия ОФЗ осуществляется периодически в форме отдельных выпусков в соответствии с «Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. Общий объем эмиссии ОФЗ определяется Министерством финансов Российской Федерации в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме. Учет облигаций и соответственно их собственников осуществляется в виде записей по счетам депо. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в Министерстве финансов Российской Федерации, второй — в депозитарии. В глобальном сертификате указывают: объем выпуска, размер купонного дохода либо порядок его расчета, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода и ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами. Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком России утверждает условия отдельных выпусков ОФЗ.
ОФЗ размещаются путем проведения аукциона и торговых сессий. Центральный банк России выступает генеральным агентом по обслуживанию выпусков ОФЗ и регламентирует по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вопросы размещения и обращения ОФЗ, в т.ч. осуществляет выплату купонного дохода и погашение облигаций за счет средств эмитента. Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через Центральный банк России и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в порядке, определяемом Центральным банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Эффективная доходность к погашению облигаций федерального займа определяется из следующего уравнения (вычисление доходности осуществляется приближенными численными методами) [21]:
где Р — цена в процентах от номинала; А — накопленный купонный доход на момент покупки выпуска; / — срок до выплаты /-го купона; С. — размер /-го купона в процентах от номинала; N — номинал выпуска; Т — срок до погашения облигации; у — эффективная годовая доходность ОФЗ к погашению, выраженная в долях единицы.
Размещение ОФЗ и заключение всех сделок по ним осуществляется через организации, уполномоченные Центральным банком России на осуществление депозитарной и дилерской деятельности с ОФЗ. С 1 апреля 1998 г. функции депозитария по ОФЗ выполняет Национальный депозитарный центр.
Размещение облигаций и заключение всех сделок с ОФЗ на вторичном рынке осуществляется через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи. Информация об очередном выпуске ОФЗ объявляется не позднее чем за 7 дней до даты его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в процессе размещения было продано не менее 20% количества предполагавшихся к выпуску ОФЗ. Центральный банк России по указанию Министерства финансов Российской Федерации может дополнительно продавать ОФЗ, не проданные в период размещения отдельного выпуска, и досрочно выкупать ОФЗ на вторичном рынке (в течение торговой сессии).
О динамике обращения облигаций федеральных займов по отдельным выпускам можно судить по рис. 5 (см. также таблицу и рисунок Приложения А). В 1995 г. был осуществлен первый выпуск облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ- ПК). Величина купонного дохода, определяемая на основе доходности по ГКО и рассчитываемая отдельно для каждого купонного периода, объявляется по первому купону не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по последующим купонам — не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Максимальный срок обращения выпущенных в 1995—1998 гг. ОФЗ-ПК — 3 года, купонный период — 3 и 6 месяцев. С 1 января 1998 г. номинальная стоимость ОФЗ-ПК составляет 1 тыс. руб.
Объем ОФЗ-ПК в обращении увеличился с 8 млрд руб. (деноминированных) на 1 января 1996 г. до 47,6 млрд руб. на 1 января 1998 г.
Доля их в общей сумме внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, составляла в этот период от 11 до 14%.
Новый выпуск ОФЗ-ПК обращался в период 2000—2003 гг. в объеме более 24,1 млрд руб., что составляло 4—5% в структуре внутреннего долга. Окончательно ОФЗ-ПК были погашены в 2006 г.
Рис. 5. Структура выпусков ОФЗ в 1995—2011 гг.
В 1996 г. Министерство финансов Российской Федерации приступило к выпуску облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Величина купонного дохода, объявляемая при выпуске ОФЗ-ПД, постоянна и действует в течение всего периода обращения данных облигаций (по всем купонам). Срок обращения ОФЗ-ПД — от 2 до 15 лет, купонный период — 3, 6 и 12 месяцев. С 1 января 1998 г. номинальная стоимость ОФЗ-ПД составляет 1 тыс. руб. ОФЗ-ПД сразу заняли значимое место на развивающемся рынке государственных ценных бумаг. На 1 января 1998 г. общий объем размещенных ОФЗ-ПД по номинальной стоимости составлял уже 115,8 млрд руб., или 26% от общего объема, выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга, на 1 января 2000 г. — 402,2 млрд руб. (76%). В период с 2000 по 2004 г. произошло сокращение объема ОФЗ-ПД до 43,3 млрд руб. (6%). Но начиная с 2005 г. и по настоящее время Министерство финансов Российской Федерации продолжает наращивать эмиссию этого вида облигаций, и по состоянию на 1 января 2011 г. на рынке обращались ОФЗ-ПД на общую сумму 1823,7 млрд руб., что составляло более
51 % от общего объема государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах.
Третий вид — облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) — размещался Министерством финансов Российской Федерации с 1998 г. На 1 января 1999 г. общий объем ОФЗ-ФК в обращении составлял 112,56 млрд руб. Удельный вес в составе внутреннего долга составлял около 23%, что делало этот вид облигаций вторым по значимости на рынке после ОФЗ-ПД. Выпуск ОФЗ-ФК наращивался до 2002 г., и по состоянию на 1 января 2003 г. в обращении находилось ОФЗ-ФК на сумму 207,1 млрд руб., что составляло 32% от всей суммы выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга.
Начиная с 2003 г. объем находящихся в обращении ОФК-ФК ежегодно сокращается, уступая место в структуре долга более долгосрочным видам облигаций федерального займа. С 2004 г. он сократился в шесть раз и по состоянию на 1 января 2009 г. составлял 33,8 млрд руб., или около 2,5% в структуре внутреннего долга. В 2009 г. ОФЗ-ФК были окончательно погашены.
В 2002 г. впервые были размещены долгосрочные инструменты — облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) со сроками обращения более пяти лет, на сумму по номиналу 42,3 млрд руб. (6,5%), что позволило удлинить дюрацию государственного долга и избежать нежелательных пиков нагрузки на федеральный бюджет в 2003-2005 гг.
В настоящее время ОФЗ-АД — наиболее значимый долгосрочный инструмент государственной внутренней задолженности. За весь период (начиная с 2002 г.) объем этого вида ОФЗ в обращении увеличился более чем в 25 раз, достигнув к 1 января 2011 г. 1079,58 млрд руб., что составляет более 30% от общего объема государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах.
В целом можно отметить, что облигации федерального займа продолжают оставаться основным внутренним источником привлечения средств в федеральный бюджет на возвратной основе (см. Приложения А и Б). Доля ОФЗ в общей сумме доходов федерального бюджета от размещения государственных ценных бумаг за период с 2001 по 2006 г. увеличилась с 25 до 100%,илис 14млрддо 185млрдруб. В 2007 г. доходы от размещения ОФЗ составили 245 млрд руб., но удельный вес уменыиилсядо 83%; в 2011 г. — 1046,3 млрд руб. (81%). Эти структурные изменения объясняются появлением в обращении с 2006 г. нового вида нерыночных ценных бумаг — государственных сберегательных облигаций, ориентированных на сбережение и капитализацию целевых пенсионных накоплений.
Таким образом, постепенно меняется сама идеология государственных внутренних заимствований. Помимо решения фискальных задач, долговые инструменты применяются теперь и для социально- экономического регулирования.
Источник
Постановление Правительства РФ от 4 марта 1996 г. N 229
«О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа»
С изменениями и дополнениями от:
13 августа 1996 г., 24 августа 2004 г.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 31 января 1996 г. N 126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Произвести выпуск облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа на сумму 350000000 долларов США для погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального объема эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного займа, на условиях, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. N 222 «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 1002):
10000 облигаций по 1000 долларов США каждая:
серия II — номера с 215201 по 216060
серия III — номера с 216061 по 216490
серия IV — номера с 216491 по 221490
серия V — номера с 221491 по 225200;
34000 облигаций по 10000 долларов США каждая:
серия II — номера с 225201 по 228114
серия III — номера с 228115 по 229571
серия IV — номера с 229572 по 246571
серия V — номера с 246572 по 259200.
2. В целях урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР перед российскими предприятиями и организациями владельцами балансовых валютных счетов, на которых числятся средства в клиринговых, замкнутых и специальных валютах по межправительственным договорам и платежным соглашениям, срок действия которых уже истек, или расчеты по которым по состоянию на 1 января 1996 г. фактически прекращены:
а) Министерству финансов Российской Федерации в соответствии с расчетами, произведенными Внешэкономбанком, осуществить выпуск облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа IV и V траншей на общую сумму 1200000000 долларов США:
40000 облигаций по 1000 долларов США каждая:
серия IV — номера с 259201 по 279200
серия V — номера с 279201 по 299200;
106000 облигаций по 10000 долларов США каждая:
серия IV — номера с 299201 по 358200
серия V — номера с 358201 по 405200;
1000 облигаций по 100000 долларов США каждая:
серия IV — номера с 405201 по 405700
серия V — номера с 405701 по 406200;
б) Внешэкономбанку:
произвести конвертацию средств в клиринговых, замкнутых и специальных валютах в свободно конвертируемую валюту (доллары США) в следующих соотношениях:
по расчетам с развивающимися странами, а также бывшей СФРЮ — 5:1;
по расчетам с бывшими социалистическими странами — 10:1.
Пересчет базовых валют клирингов в доллары США произвести по курсу Центрального банка Российской Федерации на 25 декабря 1991 г.;
провести инвентаризацию счетов (в свободно конвертируемой валюте, замкнутых и специальных валютах, валютах бывших социалистических стран), которые были переданы по заявлениям юридических и физических лиц — клиентов Внешэкономбанка в главные территориальные управления Центрального банка Российской Федерации и по которым не было предоставлено соответствующего валютного покрытия;
осуществить выдачу облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа российским юридическим лицам — владельцам средств в клиринговых, замкнутых и специальных валютах во Внешэкономбанке вне зависимости от их юридического статуса в следующей пропорции:
55 процентов суммы задолженности — облигациями IV транша;
45 процентов суммы задолженности — облигациями V транша.
в) Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей Российской Федерации и Внешэкономбанку утвердить перечень клиринговых, замкнутых и специальных валют, подлежащих переоформлению в облигации внутреннего государственного валютного займа.
3. Установить, что на облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа, выпущенные в погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями-владельцами средств в клиринговых, специальных и замкнутых валютах, распространяются условия выпуска облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. N 222.
4. Министерству финансов Российской Федерации для погашения начиная с 1996 года валютной коммерческой задолженности Российской Федерации произвести в 1996 году выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа Российской Федерации, номинальная стоимость которого указана в долларах США, на общую сумму 3500000000 долларов США двумя сериями по 1750000000 долларов США каждая, со сроками погашения в 2006 году и 2011 году. Выпуск облигаций осуществить в следующей пропорции:
50 процентов — облигации VI транша;
50 процентов — облигации VII транша.
Для сохранения единой целостной системы учета государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, выпустить указанные облигации в документарной форме, использовав документарную форму облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа, выпущенных в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. N 222, сохранив при этом единую систему нумерации облигаций.
5. Установить, что организация учета первичного размещения и обращения на вторичном рынке облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа, выпущенных в целях урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, включая ведение соответствующих облигационных счетов, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации через Внешэкономбанк.
6. Министерству финансов Российской Федерации осуществить первичное размещение облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа.
7. Утвердить прилагаемые условия выпуска, размещения и погашения внутреннего государственного валютного облигационного займа Российской Федерации 1996 года.
8. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить печатание бланков облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа с депонированием их в депозитарии этого Министерства во Внешэкономбанке.
9. Установить, что облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа, факт хищения которых установлен правоохранительными органами, могут быть объявлены эмитентом (Министерство финансов Российской Федерации) либо уполномоченным этим эмитентом агентом (Внешэкономбанк) не действительными к оплате и обращению на вторичном рынке (с задержанием облигаций) до решения в установленном законом порядке вопроса об их принадлежности.
Председатель Правительства
Условия
выпуска, размещения и погашения внутреннего государственного валютного облигационного займа Российской Федерации 1996 года
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 марта 1996 г. N 229)
1. Форма и валюта выпуска
1. В соответствии с настоящими условиями Министерством финансов Российской Федерации (далее именуется — эмитент) от имени Российской Федерации производится выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа Российской Федерации 1996 года на общую сумму 3500000000 долларов США:
100000 облигаций по 1000 долларов США каждая:
серия VI — номера с 406201 по 456200
серия VII — номера с 456201 по 506200;
25000 облигаций по 100000 долларов США каждая:
серия VI — номера с 506201 по 518700
серия VII — номера с 518701 по 531200.
2. Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов (далее именуется — купон), количество которых определяется сроком погашения облигации. На облигациях и купонах имеются подписи двух уполномоченных от имени эмитента лиц и гербовая печать эмитента. Основной долг по облигациям и проценты по купонам, имеющим единый статус при погашении, выплачиваются их предъявителю.
2. Дата выпуска. Проценты
Дата выпуска облигаций — 14 мая 1996 г.
По облигациям начисляется 3 процента годовых начиная с 14 мая 1996 г. Проценты уплачиваются один раз в год 14 мая держателям облигаций после предъявления ими соответствующих купонов. Начисление процентов прекращается в день погашения облигации. Сумма процентов рассчитывается на базе 360 дней в году, состоящем из 12 месяцев по 30 дней в каждом.
Первый купон подлежит оплате 14 мая 1997 г.
3. Размещение облигаций
Размещение облигаций осуществляется на территории Российской Федерации по рыночным ценам через уполномоченные банки и финансовые организации, купившие облигации у эмитента.
4. Платежи
Заемщик выплачивает причитающиеся на даты платежа суммы основного долга и процентов в долларах США. Даты платежа указаны на облигациях и соответствующих купонах. Сумма основного долга по облигациям и купонам выплачивается держателю облигаций через Внешэкономбанк, имеющий полномочия основного платежного агента, или через других должным образом назначенных платежных агентов путем перевода соответствующей суммы в долларах США на счет держателя облигаций после предъявления соответствующих купонов:
для российских держателей облигаций — в соответствующие российские уполномоченные банки;
для иностранных держателей облигаций — в соответствующие иностранные банки и их отделения.
Предъявление купонов к оплате начинает производиться за 30 календарных дней и заканчивается не позднее чем за 7 календарных дней до даты соответствующего платежа. Последний купон должен быть предъявлен вместе с облигацией, подлежащей погашению, не позднее чем за 30 календарных дней до даты погашения.
Купоны, отделенные от облигации, не дают права на получение дохода.
2. Если дата платежа по купону и (или) суммы основного долга по облигации является нерабочим днем для банков в гг.Москве, Нью-Йорке или городе, где располагается платежный агент и где облигации и (или) купоны были представлены к оплате, будь это полностью нерабочий день или день, считающийся нерабочим для бухгалтерских проводок в долларах США, то выплата причитающейся суммы держателю облигации производится этим платежным агентом на следующий день, когда банки открыты в гг.Москве, Нью-Йорке или городе, где располагается соответствующий платежный агент, причем держатель облигации не вправе предъявлять претензии на выплату какого бы то ни было процента или другой компенсации, связанной с данной задержкой платежа.
3. Заемщик с согласия основного платежного агента назначает дополнительных платежных агентов и отменяет такие назначения. Официальное уведомление о назначении или об отмене назначения платежных агентов публикуется в прессе в соответствии с параграфом 10.
4. Ни основной, ни другие платежные агенты не имеют полномочий требовать от держателей облигаций и купонов дополнительных о них сведений.
5. Погашение
Срок погашения облигаций по сериям:
серия VI — через 10 лет от даты выпуска, 2006 год;
серия VII — через 15 лет от даты выпуска, 2011 год.
Погашение облигаций производится по их нарицательной (номинальной) стоимости через основного и других платежных агентов после предъявления облигаций и последних купонов, подлежащих оплате, не позднее чем за 30 календарных дней до соответствующей даты погашения.
Держатели облигаций не имеют права досрочного погашения облигаций, за исключением случаев, указанных в параграфе 9.
6. Перевод средств
Эмитент берет на себя обязательство по переводу основному платежному агенту всех средств в долларах США, необходимых для выполнения финансовых обязательств, связанных с настоящими условиями. Перевод средств держателю облигаций должен производиться своевременно при всех обстоятельствах и вне зависимости от национальной принадлежности, места жительства или места нахождения этого держателя без дополнительного требования со стороны заемщика и (или) основного и других платежных агентов соблюдения и выполнения держателем каких бы то ни было дополнительных формальностей.
7. Период предъявления к оплате
1. Период предъявления облигаций и купонов к оплате определен в 10 лет, начиная с конца календарного года, в течение которого прошел срок оплаты соответствующих облигаций и купонов.
2. Ограничительный период предъявления претензий к оплате облигаций и купонов, предъявленных во время периода предъявления, определен в 3 года, начиная с даты истечения соответствующего периода предъявления.
3. В случае утери или уничтожения купонов держатели облигаций не могут претендовать на возмещение соответствующих купонов.
8. Гарантии платежей
Эмитент берет на себя обязательства своевременно и в полном объеме переводить основному и другим назначенным платежным агентам соответствующую сумму, необходимую для выполнения платежных обязательств в соответствии с настоящими условиями.
Все задолженности эмитента будут юридически равны и в равной степени обязательны к исполнению.
В контексте настоящих условий под задолженностью заемщика понимается любая задолженность, настоящая или будущая, в форме облигаций или других подобных им обязательств, свободно обращающихся на фондовых биржах или других рынках долговых обязательств.
9. Право держателей в отношении погашения облигаций
1. Каждый держатель имеет право объявить свои облигации причитающимися к погашению и требовать немедленного возмещения номинальной суммы долга и выплаты накопленного процента в случае, если эмитент:
а) не выплачивает номинальную сумму долга и (или) проценты в течение 30 дней с даты причитающейся выплаты;
б) не в состоянии должным образом выполнять обязательства, связанные с настоящими условиями, и подобное невыполнение длится более 45 суток со дня получения официального уведомления об этом основным платежным агентом от держателя облигации;
в) не выполняет обязательства по платежам по задолженности (как определено в параграфе 8) и подобный отказ от выполнения обязательств продолжается более чем 30 дней со дня получения уведомления об этом основным платежным агентом от держателя облигаций данного выпуска;
г) объявляет о своей неспособности выполнять финансовые обязательства в отношении настоящих условий.
2. Официальные уведомления производятся посредством письменного заявления, представленного основному платежному агенту.
10. Уведомления
Все уведомления в отношении облигаций будут публиковаться в «Российской газете» и газете «Известия».
Первоначальный объем эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного займа 1996 г. увеличен за счет выпуска облигаций на общую сумму 350000000 долларов США, что направлено на погашение внутреннего валютного долга РФ.
Часть общего объема займа, составляющая 1200000000 долларов США, выпускается Минфином России в целях урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР перед российскими предприятиями и организациями — владельцами балансовых валютных счетов, на которых числятся средства в клиринговых, замкнутых и специальных валютах по межправительственным договорам и платежным соглашениям, срок действия которых уже истек, или расчеты по которым по состоянию на 1 января 1996 г. фактически прекращены. С этой же целью устанавливаются соотношения, в которых Внешэкономбанком производится конвертация средств в клиринговых, замкнутых и специальных валютах в доллары США.
Установлено, что на погашение начиная с 1996 г. валютной коммерческой задолженности РФ предусмотрена часть общего объема выпуска облигаций на сумму 3500000000 долларов США. Срок погашения указанных ценных бумаг датирован 2006 и 2011 годами.
Определены условия и порядок выпуска, размещения и погашения внутреннего государственного валютного долга РФ 1996 г. В частности, регулируются вопросы, касающиеся формы, даты и валюты выпуска, процентов, порядка размещения облигаций, платежей держателям ценных бумаг, погашения облигаций, перевода средств эмитентом, периода предъявления к оплате, гарантий платежей, прав держателей в отношении погашения облигаций, уведомлений.
Постановление Правительства РФ от 4 марта 1996 г. N 229 «О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 13 марта 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 марта 1996 г. N 12, ст. 1115
В тексте постановления, опубликованном в «Российской газете», имеются расхождения с текстом, опубликованным в Собрании законодательства
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 433
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 995
Источник