Минфин рассматривает возможность введения принудительного займа, впервые с 1982 года.
«В свете значительных незапланированных государственных расходов, вызванных эпидемией коронавируса и введением карантинных мер, в министерстве финансов рассматривают возможность введения принудительного займа для их покрытия», — сообщают ленты информагентств. К счастью, речь пока идет об Израиле.
Здесь можно было бы подавить зевок: дескать, нас это не касается. Дело, однако, в том, что российские финансовые власти также могут пойти на такой шаг, поскольку обстановка в экономике РФ складывается тяжелая.
Цены на нефть Urals свалились в штопор, из-за карантина целые отрасли — автозаводы, шахты, предприятия сферы услуг — на грани свертывания. В результате, на кубышку ФНБ претендуют, помимо пенсионеров, буквально все — начиная от авиакомпаний и турфирм, и заканчивая нефтяными концернами. При этом капитал бежит из России как ошпаренный — с 12 по 18 марта, по данным BCS Global Markets, инвесторы вывели из российских активов рекордные $ 1,4 млрд.
Это значит, денег правительству Михаила Мишустина взять неоткуда. В такой ситуации израильский опыт может оказаться востребованным.
Механизм принудительного займа, в израильском варианте, предельно прост. Займ взимается вместе с подоходным налогом или с налогом на определенные виды сделок. Государство одалживает эти деньги на определенный срок, и под процент заметно ниже рыночного. По окончании срока заемные средства возвращаются населению с выплатой процентов. Вот и все.
Но вернемся к России. Для нас принудительные займы — тоже не новинка. Еще в конце 1920-х годов в СССР стартовал негласный принудительный займ — подписка на очередные выпуски облигаций государственных займов. В послевоенное время эта практика стала обычной частью быта советских людей. Каждого гражданина страны, исключая детей, обязывали приобретать облигации в размере, равном одному месячному окладу в год.
Чуть позже партия и правительство разрешили отдавать деньги за облигации частями — по 7−8% зарплаты в месяц. Займом эти облигации можно считать, поскольку государство обещало когда-нибудь вернуть деньги гражданам.
И вот тут-то проходит водораздел между израильскими принудительными займами и советскими. Израиль занятые у граждан деньги всегда им возвращал. СССР — возвращал крайне неохотно, десятилетия спустя.
В 1956 году долг СССР населению перевалил за 259,6 млрд. рублей. На его обслуживание стало уходить до 17 млрд руб. в год, и, по расчетам Минфина, рост этих расходов в обозримом будущем должен был сравняться с объемом средств, собираемых с населения. Проблему решили одним махом — в 1957 году власти де-факто объявили дефолт по внутреннему долгу: выплаты по облигациям прекратили. А чтобы народ не особо возмущался, по выпущенным бумагам стали проводить лотереи. Получив крупный выигрыш, можно было купить официально и легально нечто дорогое — автомобиль или дачу.
Только в 1974 году было объявлено, что государство погасит старые облигации.
Другим советским «принудительным займом» можно считать денежную реформу 1991 года. Вечером 22 января, когда закрылись все отделения Сбербанка, в программе «Время» объявили об обмене денег. С полуночи крупные купюры (50 и 100 рублей) образца 1961 года прекратили хождение. Гражданам дали три дня, чтобы обменять их на новые. Суммы обмена были ограничены 1000 рублей, а с банковского счета можно было снять 500 рублей — остальные деньги на вкладах были заморожены. В итоге, правительству удалось «нагреть» свой народ, по разным оценкам, на сумму от 1 млрд. до 7,5 млрд. рублей.
И возникает вопрос: может ли Мишустин решиться на принудительный займ сейчас? И каким путем он пойдет — израильским или советским?
— Я очень подозрительно отношусь к идее принудительного займа, — говорит президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — У нас в советское время были облигационные займы, и назад по ним люди ничего не получали. Все к этому привыкли, никто не протестовал — считалось, так надо.
После же преобразований 1990-х — фактической экспроприации вкладов в Сбербанке, и рухнувшей в 1998-м пирамиды ГКО, — население явно не готово к новым государственным внутренним займам.
На деле, сейчас принудительный займ будет выглядеть, как конфискация. К тому же непонятно, на кого он будет распространяться. Если на олигархов — есть другие методы инвентаризации средств сверхбогатых. Если на население — получится, что деньги забирают у тех, кому надо помогать. У нас, думаю, в ближайшее время до 70% граждан начнут испытывать экономические трудности, у них точно ничего не займешь.
«СП»: — Почему на такой займ идет Израиль?
— Не факт, что Израиль пойдет на это. Раньше, с 1950-х, Израиль находился в ситуации становления государства — выживания, войны со всей округой. Это означает совершенно другой уровень доверия внутри страны, и принудительные займы тогда воспринимались иначе.
На если сейчас даже в Израиле объявить принудительный займ — не уверен, что идея пройдет. Напротив, такой шаг может вызвать недоверие к власти, и отторжение гражданами финансовой системы.
В России о таком доверии вообще говорить не приходится. А если кабмин начнет подобные действия — доверия вообще не останется.
«СП»: — Внутренний займ мог бы спасти экономику России?
— Думаю, нет. Я не вижу, зачем это делать. Вообще, идея займа исходит из того, что сейчас все должны сбежаться и получить помощь. Мол, так происходит в Америке и Европе — там всем что-то раздают.
Но надо пронимать: нынешний кризис на Западе — чисто финансовый, коронаравирус тут ни при чем. Властям в США и ЕС просто необходимо раздавать — это их финансовая система грохнулась, и падение надо компенсировать. Отсюда, кстати, и колоссальные суммы помощи — из-за дисбаланса между реальным сектором и финансовым, и даже в самом финансовом секторе.
В России у кризиса совершенно другая природа: у нас нет дисбаланса, и наша финансовая система очень маленькая — просто ничтожная, по сравнению с мировой. С одной стороны, это убожество. Но в ситуации стресса это выгодно — в нашей системе, по сути, просто нечему лопаться. И дисбаланс у нас в другом: у людей нет денег.
«СП»: — Может, нам тоже надо раздать каждому гражданину по $ 1000, как в Америке?
— Можно в теории, но на это уйдет весь Фонд национального благосостояния. И тогда все сразу рухнет — государство рухнет — пусть у людей на руках останется по $ 1000. По большому счету, эти деньги никому не помогут.
«СП»: — Если не внутренний займ — где кабмину взять деньги в кризис?
— Правительству надо уменьшить налогообложение — прекратить высчитывать, бедный гражданин или нет, есть у него, условно, курица или мотоцикл. Нужно ввести налогооблагаемый минимум — не трогать граждан с низкими доходами.
Огромные резервы в системе ЖКХ — там, по сведениям ФАС, в 2−3 раза завышены тарифы. Ну, зачем нам все эти коммунальные управляющие компании? Ведь даже если раздать российским семьям по 10 тысяч рублей — система мгновенно высосет эти деньги: повысит тарифы на услуги, увеличит платежки.
Кабмину нужно систему ломать — и понятно, как. У нас только незначительную часть жилого фонда составляют богатые дома. Но в остальных домах действительно бедствие: у людей нет денег, а платят они за жилье, относительно своих доходов, чрезмерно много. Вот там надо наводить порядок — убирать посредников, которые выводят деньги за границу.
Если государство национализирует большую часть системы ЖКХ, установит контролируемые тарифы, и обеспечит ее жизнедеятельность силами военных — для людей будет колоссальная экономия. Суммарно население в этом случае выиграет, по моим оценкам, до 3 трлн. рублей. А государство на эту реформу потратит максимум 500 млрд. рублей.
Вот это была бы серьезная мера поддержки. Люди бы успокоились, из них бы не сосали деньги каждый месяц.
«СП»: — Есть еще подобные меры?
— Навести порядок в обеспечении продовольствием. Сейчас мы видим, что торговые сети искусственно создают панику, манипулируют с ценами. Между тем, в стране полно продовольствия — просто производители не могут проникнуть на рынок и предложить товар.
Это тоже решаемая задача: обеспечить логистику, защитить мелких производителей. А сети — оптовое звено — в этих чрезвычайных условиях тоже надо национализировать. Там наценка — в 3−4 раза по многим позициям, это же беспредел! Получается, оптовое звено высасывает из каждого товара 70−80% стоимость — разве это нормально?!
Если торговые сети не могут сами справиться, если провоцирует дефицит — нужно действовать как в военное время. Нужно изъять у них имущество — торговые площади, склады, — чтобы туда свозили продовольствие, которое существует, и которое можно быстро произвести.
И это — тоже колоссальный резерв. Если люди будут получать дешевое продовольствие, у них получится ощутимая экономия, и бюджет сойдется.
Снижение тарифов ЖКХ и дешевое продовольствие — это принципиально лучшее решение, чем внутренний займ, принудительный или добровольный. Потому что займ в итоге означает распределение, причем заранее известно, в пользу кого — структур, аффилированных с властью. А предлагаемые мной меры — это прямая помощь гражданам, которая даст реальную отдачу.
— Не думаю, чтобы наше правительство пошло на такие чрезвычайные меры, как облигации или внутренние займы, реализуемые в принудительном порядке, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Пока ситуация не настолько катастрофична: она сложная, но не кризисная.
Так что в краткосрочной перспективе принудительные займы нам не грозят. А дальше многое будет зависеть от мировой конъюнктуры — не только от нефти, но и от глобальной кризисной ситуации, которая развивается по нарастающей.
Там уже сложно сказать, какие потребуются меры — может быть, они будут связаны и с выпуском внутренних облигаций. Тем более, в свое время были и военные выпуски облигаций, и выпуски на развитие народного хозяйства 1951−1953 годов, которые были погашены десятилетия спустя.
Конечно, к такого рода займам граждане любых стран относятся, мягко говоря, без восторга. У нас, если до подобного дойдет, людей придется подталкивать — по большому счету, заставлять их покупать облигации. Тем более, наше население в последние годы было развращено свободой и относительной демократией. И когда его будут загонять в мобилизационные рамки, оно будет протестовать и плеваться.
Но это, повторюсь, будет уже реально чрезвычайная мера. В настоящий момент есть гораздо более терапевтические методы, которые способны поддерживать стабильность российской экономики.
Новости социальной политики: Кризис не причина: Поднимать пенсии никто не будет
Коронавирус: Глава МВФ рассказала, когда мир оправится от коронавируса
Источник
Чтобы бесперебойно финансировать нужды в условиях дефицита бюджета, государство должно привлекать ресурсы от субъектов хозяйственной деятельности. В таких случаях используется кредит. Но в данной сделке заемщиком выступает не физическое лицо, а государство.
Суть
Государственный заем – это способ привлечения на фиксированный срок средств в бюджет. Кредиторами в таких сделках выступают юридические и физические лица, инвесторы из других стран. Сложно найти в мире государство, которое не нуждалось бы в дополнительных средствах. Если внутренних поступлений от налогов и иных доходов недостаточно, для покрытия дефицита привлекаются денежные средства из внешних источников на условиях возврата.
Данный способ финансирования так же популярен, как и эмиссия. По окончании срока кредитования заемщик должен вернуть долг с учетом процентов. Сумма всех невозвращенных обязательств формирует долг страны в целом.
Характеристика
Государственный заем может привлекаться на различные цели и сроки. Ему также свойственны такие признаки, как срочность, платность и возвратная основа. Также не стоит путать внешний государственный займ с внутренним. В первом случае кредиторами выступают финансовые организации, предприятия и граждане самого государства, а во втором – из других стран.
Данный вид кредитования имеет свои особенности:
- он обычно привлекается для покрытия дефицита;
- обеспечением по сделке выступает все госимущество;
- целевой характер не такой четкий, как в обычном коммерческом кредите;
- источником погашения займа являются налоги, а не доход от результатов хозяйственной деятельности;
- следствием сделки является сокращение обращения денежной массы.
Функции
- Распределительная – размещение средств по централизованным фондам по принципу приоритетности (деньги выделяются по тем направлениям, где они больше всего нужны).
- Регулирующая – с помощью таких займов можно воздействовать на денежное обращение, уровни ставок рефинансирования и т. д.
- Контрольная – средства должны использоваться в тех целях, для которых они привлекались.
Государственный VS банковский кредит
Эти два вида займа отличаются. При оформлении банковского кредита обеспечением являются конкретные ценности: акции, товары, оборудование. Во втором случае залогом выступает государственная собственность. Поэтому в случае объявления дефолта может быть наложен арест на все имущество, находящееся за границей. Под санкции могут попасть здания торговых представительств, счета компаний с государственной собственностью, открытые в банках. Исключению подлежат только имущества консульств. Если предоставленные средства используются эффективно, то это положительно влияет на уровень занятости и производства в стране. Во многих странах используются госгарантии кредитов, полученные от экспортеров, для расширения рынка сбыта продукции.
Виды государственных займов
По месту эмиссии:
- внешние (в иностранной валюте) кредиты — предоставляют международные фонды, другие страны и их субъекты;
- внутренние займы — предоставляются в национальной валюте;
- муниципальные кредиты — могут выдаваться в любой валюте.
По сроку:
- краткосрочные (до 12 месяцев);
- среднесрочные (1-5 лет);
- долгосрочные (20–30 лет).
По обеспеченности:
- закладные, по которым предоставляется залог в виде определенного имущества;
- в беззакладных сделках объект залога в договоре четко не описан.
По субъектам-держателям:
- займы только для населения;
- кредиты для юридических лиц;
- займы для организаций и населения.
По методам размещения:
- добровольные;
- по подписке;
- принудительные.
В зависимости от формы предоставления средств, госзаймы делятся на облигационные, процентные, гарантийные, межправительственные и «стриженые».
Облигационные займы
Самый популярный способ покрытия дефицита бюджетных средств – это эмиссия ЦБ. Этот способ также используется для решения проблемы кассовых разрывов, привлечения дополнительных источников финансирования масштабных проектов и погашения иных обязательств.
Займы государственных ценных бумаг предоставляются в виде:
- облигаций: в 1995 году с их помощью финансировался дефицит госбюджета;
- краткосрочных обязательств Минфина, направленных на финансирование расходов государства и покрытие бюджетного недостатка средств;
- бескупонные облигации Центробанка;
- долговые обязательства внутреннего валютного займа;
- еврооблигации.
Держатели облигаций могут перепродать долговые обязательства. Номинальная стоимость ЦБ соответствует сумме займа, а по рыночной стоимости указывается возможная цена продажи.
Векселя
Выпуск государственных займов может осуществляться в казначейских обязательствах. Векселя используются для покрытия дефицита муниципального бюджета. Чаще всего они выпускаются на срок от 1 до 5 лет.
Государственные займы РФ классифицируются по выпуску. В зависимости от того, кто проводит эмиссию ЦБ, все привлеченные средства могут поступать в государственный или местный бюджет. При этом условиями выпуска может быть предусмотрен досрочный выкуп.
Обращение
В странах с развитой промышленностью доля ЦБ, которые после выпуска попадают на рынок, составляет примерно 70 % от суммы госдолга. Такие облигации составляют достойную конкуренцию банковским депозитам и применяются для привлечения свободных денежных средств. Инвестор, которые приобрел нерыночные ЦБ, может продать их только государству. Такие облигации не оборачиваются на фондовом рынке и выпускаются исключительно с целью привлечения мелких кредиторов.
Выплаты
Погашения государственных займов могут осуществляться в форме процента, дисконта. Условием контракта может быть предусмотрен смешанный характер выплат. Доход, выплачиваемый по процентной ставке, изменяется в зависимости от ситуации на рынке и существующих предложений по кредитам. Фиксированная ставка сдерживает инвесторов, желающих получить больший доход, и увеличивает расходы на выплату процентов. Суть дисконтной суды заключается в том, что держатели ЦБ сначала приобретают облигации со скидкой, а затем государство выкупает их по полной стоимости.
Договор федерального займа
Этим документом оформляется факт предоставления средств государству. Договор предусматривает добровольное сотрудничество заемщика и кредитора. Если юридическое или физическое лицо хочет стать инвестором, ему необходимо приобрести выпущенные в оборот государственные ЦБ. Облигации дают право держателям взыскать сумму долга с учетом процентов. Так предоставлялся государственный займ СССР. Изменять условия ЦБ, которые находятся в обращении, ни одна из сторон сделки не может.
Обязательными условиями кредитного договора являются:
- погашение задолженности в согласованный срок;
- обеспеченность сделки;
- размер ставки, на которую предоставляется государственный кредит.
Займы, полученные внутри страны, образуют внутренний долг, а от международных организаций – внешний. Эти два показателя играют важную роль.
Макроэкономика
Государственный внутренний заем, который получен от Центральных банков, фиксируется в пассивах в виде роста денежной массы за счет купленных облигаций. Так осуществляется монетизация внутреннего долга. То есть выданный кредит является обеспечением эмитируемых денег.
Проценты, на которые предоставляется государственный внутренний заем, также являются макроэкономическим регулятором. Если будут привлечены очень большие объемы ресурсов под высокий процент, то общая учетная ставка вырастет. Это сразу негативно скажется на предпринимательской деятельности.
Государственный заем должен эффективно использоваться. Например, направляться на строительство железной дороги, покупки производственных мощностей. В ином случае бремя выплаты долга ложится на налогоплательщиков на несколько десятилетий вперед. То есть можно сказать, что увеличение госдолга – это моральная проблема.
Управление госдолгом
Государство и Центробанк используют целый комплекс мер, направленных на погашение обязательств. В частности:
- погашают государственные займы;
- государственный долг обеспечивают залогом;
- осуществляют отчисления займодателям;
- выпускают новые кредиты и т. п.
Данные методы управления применяются с целью:
- снижению расходов по обслуживанию кредитов;
- обеспечения финансирования социально-значимых программ;
- поддержания стабильной политической системы.
Государственный выигрышный займ
Сегодня практически каждый кредит является целевым. Более того, банки разрабатывают программы под конкретные цели и клиентов. Поэтому и существует деление на потребительский, автокредит и ипотеку.
Государственный заем также является целевым. Учитывая проблемы в большинстве секторов экономики, как можно занять деньги, не указывая конкретное направление их использования? На практике такие кредиты не предоставляются. Поэтому займы и считаются целевыми. Направления использования средств четко прописываются в договоре. Если в документе перечислены финансируемые сферы развития образования, а по факту средства потрачены на приобретение производственных заводов, то кредитор может потребовать досрочного возврат всей суммы долга.
Госзаймы в СССР
Во времена СССР привлеченные правительством средства направлялись на финансирование основных производственных затрат. Происходило перераспределение капитала. Временно свободные средства физических и юридических лиц трансформировались в те, которые пригодны для длительного финансирования. Предприятия инвестировали в платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР. Ценная бумага выпускалась 6 месяцев. Но с помощью этого инструмента государство получало доступ к долгосрочному кредиту на несколько миллионов рублей.
Второе преимущества госкредита заключалось в том, что он стимулировал накопление капитала. Темпы роста народного хозяйства страны при заданном уровне национального дохода зависят от объема средств, направляемых на потребление и накапливание. Госзаймы стимулируют к сбережению капитала.
Периоды войн, социальных потрясений и революций уничтожают саму идею накопления средств. Процесс восстановления хозяйства требует капиталовложений. Приходится снова воспитывать навыки к сбережению. Эту проблему можно решить с помощью госзаймов. Из рынка изымаются избыточные денежные знаки, снижается спрос на товары, уменьшаются цены.
В таблице ниже расписан госдолг СССР.
Условно 1924-1926 года можно разделить на два периода. Первые два года характеризуются большим количеством краткосрочных займов с принудительным характером реализации. В этот период правительство пыталось покрыть дефолт без денежной эмиссии. Поэтому в 1924-1925 годах было оформлено несколько очень крупных займов. Их целью было ускорить поступление средств в казну. Первые принудительные займы были рассчитаны на денежные накопления населения. Эти кредиты фактически не увеличивали сумму денежных ресурсов, а только передвигали сроки их поступления во времени.
Второй этап кредитования
С февраля 1925 г. начался оздоровительный период. Выпущенные займы размещались на добровольной основе и по требованиям рынка. Доходы от сделок направлялись на хозяйственное строительство.
Попытка разместить первый добровольный выигрышный заем оказалась провальной. В стране не были созданы предпосылки к развитию долгосрочных кредитных операций. Этому мешали высокая учетная ставка, ограниченные свободные средства, недоверие к новому инструменту финансирования с низким уровнем доходности. Поэтому следующий займ был размещен среди рабочих и плательщиков доходного налога в принудительном порядке. Второй кредит уже распределялся между не трудовыми слоями населения. Последующие займы только назывались добровольными. На тех или иных стадиях реализации все равно имело место принуждение. Такие меры имели ряд негативных последствий.
Население стремилось побыстрее избавиться от ЦБ, выбрасывая их на рынок. Налог, уплаченный в обязательном порядке при реализации облигации, полностью исключал ее ценность. Из-за избыточного предложения рыночная цена снизилась до 20 % от номинала. Несмотря на высокую доходность облигации (130 %), желающих прибрести ее не было.
В результате резкого снижения курса гособлигации сначала котировались на фондовой бирже по реальной стоимости, а затем и вовсе переместились на черную биржу и превратились в неликвидные ЦБ. Только после отказа от принудительных методов размещения займа начался процесс оздоровления рынка.
Вывод
Займы государственных ценных бумаг могут потребоваться как экономически слабым государствам, так и странам с развитой экономикой. Независимо от первопричины, перед принятием решения нужно всесторонне изучить вопрос и обосновать получение кредита.
Источник