Вопрос: ЗАО (Заемщик) получило процентный заем от юридического лица, являющегося резидентом Республики Кипр (Заимодавец).
Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 247 Кодекса предусмотрено для иностранных организаций, не имеющих в Российской Федерации постоянного представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса установлено, что процентный доход от долговых обязательств российских организаций, полученный иностранной организацией, который не связан с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет норм международного договора Российской Федерации, содержащего вопросы, касающиеся налогообложения и сборов, по отношению к правилам и нормам, содержащимся в российском налоговом законодательстве.
Между Российской Федерацией и Республикой Кипр действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 (далее — Соглашение).
Согласно пункту 1 статьи 11 Соглашения проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.
В силу п. 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого, налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе (а с 01.01.2017 года обязан) запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
При предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
При этом пункт 1 ст. 312 Кодекса не содержит конкретного перечня документов, которые налоговый агент обязан запросить у иностранной организации в качестве подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода и фактического постоянного местонахождения в Республике Кипр.
Заимодавец, являясь резидентом Республики Кипр, для подтверждения постоянного местонахождения в Республике Кипр предоставил Заемщику нотариально заверенные копии нижеперечисленных апостилированных документов, с приложением нотариально заверенного перевода на русский язык:
— Свидетельство, выданное Департаментом регистратора компаний и официального ликвидатора Министерства энергетики, торговли, промышленности и туризма, о том, что Заимодавец зарегистрирован и числится в реестре Департамента (далее по тексту — Свидетельство о состоянии юридического лица);
— Свидетельство, выданное Налоговым управлением, Кипр, подтверждающее, что Заимодавец является налоговым резидентом Кипра в смысле Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Республикой Кипр и Российской Федерацией (далее по тексту — Свидетельство о налоговом резиденте);
— Свидетельство о создании юридического лица, выданное Регистратором компаний Республики Кипр.
Заимодавец не является налоговым резидентом Российской Федерации, так как не признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, а также в связи с тем, что Российская Федерация не является его местом управления.
Вместе с тем, одним из трех директоров Заимодавца и его бенефициарным владельцем является физическое лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, но при этом не являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, так как не находится на ее территории более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, что подтверждается штампами Федеральной пограничной службы ФСБ России в паспорте гражданина РФ о выезде и въезде (о пересечении государственной границы) на территорию РФ.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
На основании предоставленных Заимодавцем документов и учитывая тот факт, что заседания директоров Заимодавца проводятся вне территории Российской Федерации, исполнительный орган и руководящие лица осуществляют свою деятельность в отношении Заимодавца вне территории Российской Федерации, и руководствуясь нормами статьи 246.2 Кодекса, Заемщик пришел к выводу, что Заимодавец не является налоговым резидентом Российской Федерации, и на перечисляемые ему процентные доходы распространяется Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, просим разъяснить:
1) Подлежат ли налогообложению на территории Российской Федерации проценты, уплаченные по договору займа, если получателем средств является иностранная организация, являющаяся налоговым резидентом Республики Кипр, одним из директоров и бенефициарным владельцем которой является гражданин Российской Федерации, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, с учетом положений Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 г.
2) Какие документы Заемщик имеет право (а с 01.01.2017 года обязан) запросить у компании Заимодавца, согласно п. 1 ст. 312 Кодекса, в качестве подтверждения, что Заимодавец имеет фактическое право на получение соответствующего дохода?
3) Достаточно ли для подтверждения того, что Заимодавец не является налоговым резидентом Российской Федерации и имеет постоянное местонахождение на территории Республики Кипр Свидетельства о состоянии юридического лица, Свидетельства о налоговом резиденте и Свидетельства о создании юридического лица.
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом в отношении применения положений налогового законодательства Российской Федерации при выплате процентов по займу резиденту иностранного государства сообщает следующее.
Федеральным законом от 15.02.2016 г. N 32-ФЗ в пункт 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) внесены изменения, согласно которым с 1 января 2017 года при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация помимо подтверждения постоянного местонахождения в государстве, с которым Российская Федерации имеет международный договор по вопросам налогообложения, должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Согласно статье 7 Кодекса если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса и применения международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в данном пункте, а также принимаемые ими риски.
То есть при применении международных соглашений в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении пассивных видов доходов от источников в Российской Федерации необходимо оценить, является ли лицо, претендующее на применение льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных соглашением, фактическим получателем соответствующего дохода.
Предоставление в государстве — источнике выплачиваемого иностранному лицу дохода налоговых льгот (пониженных ставок и освобождений) также противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода, не используя формально такие инструменты, как агентирование или номинальное держание, будет действовать как промежуточное звено в интересах иного лица, фактически получающего выгоду от соответствующего дохода. Такое промежуточное звено, например, кондуитная компания, не может рассматриваться как лицо, имеющее фактическое право на получаемый доход, если, несмотря на свой формальный статус собственника дохода в сделке с лицом, являющимся налоговым резидентом государства — источника дохода, подобная компания обладает очень узкими полномочиями в отношении этого дохода, что позволяет рассматривать ее в качестве доверенного лица или управляющего, действующего от имени заинтересованных лиц.
Для признания лица в качестве фактического получателя дохода необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя дохода следует также учитывать выполняемые функции и принимаемые риски иностранной организации, претендующей на получение льготы в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
При определении фактического получателя дохода для целей применения пониженных ставок, установленных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, могут приниматься во внимание следующие документы (информация):
1) документы (информация), подтверждающие (опровергающие) наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и пользования полученным доходом, в том числе:
документы, подтверждающие (опровергающие) наличие договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения), ограничивающих права получателя дохода при использовании полученных доходов в целях извлечения выгоды от альтернативного использования;
документы подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);
2) документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, налогообложения, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника в Российской Федерации при последующей передаче полученных денежных средств третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);
3) документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, фактической предпринимательской деятельности.
По нашему мнению, отсутствие в Кодексе упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Как пояснил Минфин, при применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении пассивных видов доходов от источников в России необходимо иметь в виду следующее.
Нужно оценить, является ли лицо, претендующее на применение налоговых льгот, предусмотренных соглашением, фактическим получателем соответствующего дохода. Приводится примерный перечень документов (информации), которые позволяют определить такого получателя дохода.
Источник
в соответствии со статьей 11 Соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и Республикой Кипр сумма процентов (в части, не признаваемой дивидендами) не подлежит налогообложению у источника выплаты. Чтобы воспользоваться данной льготой, иностранная компания должна подтвердить, что ее постоянным местонахождением является Республика Кипр (п. 1 ст. 312 НК РФ). Обязательная форма такого документа законодательно не установлена. Поэтому может быть представлена справка по форме, установленной законодательством иностранного государства, или в произвольной форме. В справке должно быть сказано, что в течение периода, в котором выплачиваются доходы, местонахождением их получателя являлась Республика Кипр.
Налоговый расчет о доходах, выплаченных иностранным организациям, в рассматриваемой ситуации не предоставляется. Это объясняется тем, что данный расчет предоставляется только по итогам отчётных периодов, в которых организация выступала налоговым агентам по доходам иностранных контрагентов. (абз. 2 п. 1.1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174, абз. 2 п. 1 ст. 289 НК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
1. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль
Ситуация: нужно ли исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Российская организация выплачивает проценты по займу иностранной компании, которой принадлежит более 20 процентов уставного капитала российской организации и которая не имеет в России постоянных представительств. Сумма фактически начисленных процентов превышает предельную величину процентов, которые учитываются при расчете налога на прибыль
Да, нужно.
Иностранные компании, у которых нет в России постоянных представительств, но которые получают доходы от российских источников, признаются плательщиками налога на прибыль (ст. 246 НК РФ). Сумму налога с этих доходов должны рассчитать и удержать налоговые агенты – источники выплаты (п. 1 ст. 309 НК РФ). В рассматриваемой ситуации налоговым агентом признается российская организация, которая выплачивает иностранной компании проценты по займу (кредиту) (подп. 3 п. 1 ст. 309, п. 2 ст. 310 НК РФ).
Российские организации, у которых есть непогашенная контролируемая задолженность перед иностранными компаниями, при расчете налога на прибыль учитывают начисленные проценты в особом порядке. Если фактически начисленная сумма процентов превышает предельную величину процентов, рассчитанную в соответствии с пунктом 2статьи 269 Налогового кодекса РФ, разница приравнивается к дивидендам, выплачиваемым иностранной компании (п. 4 ст. 269 НК РФ). С этой разницы налог на прибыль нужно удержать по ставке 15 процентов (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ). С суммы процентов, которая не превышает предельную величину, налог на прибыль нужно удержать по ставке 20 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).
При удержании налога из доходов иностранной компании следует учитывать наличие между Россией и государством, в котором зарегистрирована эта компания, соглашения об избежании двойного налогообложения. Если такое соглашение есть, удерживать налог нужно с учетом льгот и ограничений, предусмотренных этим документом (ст. 7 НК РФ). Но чтобы воспользоваться льготами, иностранная компания должна подтвердить российской организации, что ее постоянным местонахождением является государство, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (п. 1 ст. 312 НК РФ).* Если такое подтверждение будет представлено до даты выплаты дохода, то налог у источника выплаты не удерживается или удерживается по пониженным ставкам (в зависимости от условий, прописанных в соглашении).
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 6 октября 2010 г. № 03-08-13, от 26 мая 2010 г. № 03-08-05, от 14 мая 2010 г. № 03-08-05. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 8654/11, ФАС Московского округа от 27 февраля 2012 г. № А40-1164/11-99/7).
Пример удержания налога на прибыль с процентов, которые российская организация выплачивает иностранной компании по полученному займу. Иностранная компания – получатель дохода зарегистрирована на Кипре. Доля иностранной компании в уставном капитале российской организации составляет 51 процент
11 апреля 2014 года ЗАО «Альфа» получило денежный заем от кипрской компании, у которой нет в России постоянных представительств. Ее доля в уставном капитале «Альфы» составляет 51 процент. Заем получен в сумме 50 000 евро под 6 процентов годовых со сроком возврата 28 апреля. По условиям договора «Альфа» платит проценты одновременно с возвратом займа (28 апреля). Организация рассчитывает налог на прибыль ежемесячно методом начисления исходя из фактически полученной прибыли.
Поскольку задолженность «Альфы» является контролируемой, бухгалтер определил предельную величину процентов, которые включаются в состав расходов в соответствии с пунктом 2 статьи 269 Налогового кодекса РФ.
Фактически начисленная сумма процентов за апрель составила 123 евро. Предельная величина процентов, которые могут быть учтены при расчете налога на прибыль в апреле – 51 евро. Положительная разница между этими величинами (72 евро) признается дивидендами, которые выплачиваются иностранной компании. При расчете налога на прибыль за апрель бухгалтер «Альфы» не включил эту сумму в расходы.
Между Россией и Кипром заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Чтобы воспользоваться его нормами, при заключении договора займа иностранная компания представила «Альфе» документы, подтверждающие, что страной ее постоянного местонахождения является Кипр. На основании этих документов и в соответствии со статьей 10 соглашения с суммы, которая признается дивидендами (72 евро), «Альфа» удерживает налог по ставке 10 процентов.
В соответствии со статьей 11 соглашения сумма процентов (в части, не признаваемой дивидендами) не подлежит налогообложению у источника выплаты. Следовательно, с суммы 51 евро (123 EUR – 72 EUR) «Альфа» не обязана удерживать налог на прибыль.*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА ОТ 05.12.1998 «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»
Статья 11
Проценты
1. Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.
2. Термин «проценты» при использовании в настоящей статье означает доход от долговых требований любого вида* независимо от ипотечного обеспечения и права на участие в прибылях должника и, в частности, доход от государственных ценных бумаг, облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по таким ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам. Однако термин «проценты» не включает для целей настоящей статьи штрафы за просрочку платежа или проценты, рассматриваемые как дивиденды в соответствии с пунктом 3 статьи 10.
3. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если лицо, имеющее фактическое право на проценты, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через постоянное представительство или оказывает независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы, и долговое требование, в отношении которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству или к постоянной базе. В таком случае применяются положения статей 7 или 15 настоящего Соглашения, в зависимости от обстоятельств.
4. Считается, что проценты возникают в Договаривающемся Государстве, если плательщиком является Правительство этого Договаривающегося Государства, его политическое подразделение, местный орган власти или резидент этого Договаривающегося Государства. Однако если лицо. выплачивающее проценты, независимо оттого, является оно резидентом Договаривающегося Государства или нет, имеет в Договаривающемся Государстве постоянное представительство или постоянную базу в связи с которыми возникла задолженность, по которой выплачиваются проценты, и расходы по выплате этих процентов несет такое постоянное представительство или постоянная база, тогда считается, что такие проценты возникают в том Договаривающемся Государстве, в котором находится постоянное представительство или постоянная база.
5. Если по причине особых отношений между плательщиком и лицом, имеющим фактическое право на проценты, или между ними обоими и каким-либо другим лицом сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом, имеющим фактическое право на проценты, при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства с учетом других положений настоящего Соглашения.
3.Рекомендация: Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль
Льготы
Международными договорами (соглашениями об избежании двойного налогообложения) может быть установлен льготный режим налогообложения в отношении некоторых доходов, выплачиваемых иностранным организациям (подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 310 НК РФ).
Ситуация: как налоговый агент может подтвердить, что иностранная организация имеет право на освобождение ее доходов от налогообложения либо на применение пониженной ставки налога на прибыль
Налоговый агент должен иметь документ, свидетельствующий, что организация – получатель доходов зарегистрирована в стране, имеющей соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения.
Получить такой документ организация – налоговый агент должна до выплаты доходов. Представить его обязана иностранная организация – получатель доходов. Такой порядок предусмотрен в пункте 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ.
Обязательная форма документа, подтверждающего регистрацию получателя доходов в иностранном государстве, законодательно не установлена. Поэтому в качестве такого документа может быть представлена справка по форме, установленной законодательством иностранного государства, или в произвольной форме. В справке должно быть сказано, что в течение периода, в котором выплачиваются доходы, местонахождением их получателя является государство – участник соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией.* Если период, за который подтверждается местонахождение иностранной организации, в справке не указан, им признается календарный год оформления этого документа. То есть срок действия этого документа ограничивается одним годом. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 июля 2009 г. № 03-08-05, от 1 апреля 2009 г. № 03-08-05,от 9 октября 2008 г. № 03-08-05/1, от 21 августа 2008 г. № 03-08-05/1, от 16 мая 2008 г. № 03-08-05, от 12 марта 2008 г. № 03-08-05. При этом в письме от 21 июля 2009 г. № 03-08-05 Минфин России указал, что право на льготное налогообложение доходов, выплаченных в начале текущего года, можно подтвердить справкой, датированной декабрем прошлого года (если такая справка была у налогового агента на дату выплаты дохода).
Главбух советует: некоторые суды признают, что срок действия документов, подтверждающих местонахождение иностранной организации, не ограничивается одним календарным годом. То есть на основании справки, выданной, например, в 2013 году, российская организация может применять льготный режим налогообложения при выплате доходов иностранной организации не только в 2013 году, но и в последующих налоговых периодах.
Такой вывод суды аргументируют тем, что статья 312 Налогового кодекса РФ не ограничивает срок действия документов, подтверждающих местонахождение иностранной организации, и не содержит требований о ежегодном представлении таких документов (см., например, определение ВАС РФ от 22 января 2007 г. № 16408/06, постановления ФАС Поволжского округа от 23 января 2007 г. № А55-6714/06, от 14 сентября 2006 г. № А55-2387/2006-31, Северо-Западного округа от 25 июня 2008 г. № А56-37381/2007, от 12 марта 2008 г. № А56-2997/2007, Московского округа от 28 марта 2006 г. № КА-А40/1997-06).
Справка может быть представлена как в оригинале, так и в нотариально заверенной копии. Документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации, должен быть заверен подписью уполномоченного лица и печатью (штампом) компетентного ведомства того государства, в котором зарегистрирован получатель доходов. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-08-05.
Кроме того, многие налоговые инспекции требуют, чтобы на документе, подтверждающем местонахождение иностранной организации, был апостиль – заверительная надпись, подтверждающая достоверность самого документа и подлинность имеющихся в нем подписей и печатей. Несмотря на то что налоговым законодательством такие требования не предусмотрены, в постановлении от 28 июня 2005 г. № 990/05 Президиум ВАС РФ подтвердил их правомерность.
Контролирующие ведомства поясняют, что отсутствие апостиля в документах, подтверждающих местонахождение зарубежных контрагентов, допустимо только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено международным договором. В последние годы в проекты протоколов к соглашениям об избежании двойного налогообложения, как правило, включаются пункты, позволяющие не проставлять апостиль на сертификатах о резидентстве, выданных компетентными органами иностранных государств. Но если в международном договоре подобной нормы нет, документы, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента иностранного государства, подлежат апостилированию. Об этом, в частности, сказано в письмах Минфина России от 11 октября 2013 г. № 03-08-05/42471 иФНС России от 10 декабря 2013 г. № ОА-4-13/22146.
Может возникнуть ситуация, когда иностранный партнер не подтвердил свое право на льготное налогообложение, а российская организация все-таки выплатила ему доход, не удержав налог на прибыль. Если в дальнейшем (до налоговой проверки) иностранный партнер представит документ, подтверждающий его право на льготу, то привлекать к ответственности организацию, которая не исполнила обязанности налогового агента, неправомерно. Это следует изпостановления Президиума ВАС РФ от 6 февраля 2007 г. № 13225/06.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
4. Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по налогу на прибыль налоговому агенту
Налоговую базу и сумму налога по операциям, в которых организация выступает в качестве налогового агента по налогу на прибыль, отразите в декларации по налогу на прибыль.
Формы отчетности
Форма декларации по налогу на прибыль, а также Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174. При этом доходы, начисленные налоговым агентом в пользу иностранных организаций, дополнительно нужно отразить в налоговом расчете (информации), форма которого утверждена приказом МНС России от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-23/286. О составлении этого расчета см. Как составить и сдать налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям.
Периодичность подачи деклараций
Организации – налоговые агенты должны сдавать декларацию по итогам тех отчетных (налоговых) периодов, в которых они выплачивали дивиденды или проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам (абз. 2 п. 1.1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174, абз. 2 п. 1 ст. 289 НК РФ).
Ситуация: нужно ли сдать декларацию по налогу на прибыль, если у организации в текущем квартале не было операций, по которым она становилась налоговым агентом. Организация применяет упрощенку
Нет, не нужно.
Организации – налоговые агенты должны сдавать декларации только по итогам тех отчетных (налоговых) периодов, в которых они исполняли обязанности налогового агента (абз. 2 п. 1.1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174, абз. 2 п. 1 ст. 289 НК РФ).*
Например, организация на упрощенке выплатила дивиденды в I квартале (больше операций, по которым она признается налоговым агентом, не было). Декларацию по налогу на прибыль нужно подать по итогам I квартала, а также отчитаться за весь год. В составе налоговой декларации нужно подать:
- титульный лист;
- лист 03 «Расчет налога на прибыль организаций, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»;
- подраздел 1.3 раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика».
- Об этом сказано в пункте 1.7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.
Если дивиденды не выплачивались или выплачивались учредителям – физическим лицам, то обязанностей налогового агента по налогу на прибыль у организации, применяющей упрощенку, не возникает.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 17 мая 2011 г. № АС-4-3/7853.
Куда сдавать декларацию
Весь налог, рассчитанный по специальным налоговым ставкам, зачисляется в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ). Поэтому декларацию по налогу на прибыль в части сведений, подаваемых налоговым агентом, сдавайте в налоговую инспекцию по местонахождению организации (по местонахождению обособленных подразделений декларацию подавать не нужно) (п. 1 ст. 288 НК РФ).
Сроки сдачи
Сроки подачи деклараций по налогу на прибыль в налоговую инспекцию едины для всех. Налоговые агенты обязаны сдать декларацию:
- за I квартал – не позднее 28 апреля отчетного года;
- за полугодие – не позднее 28 июля отчетного года;
- за девять месяцев – не позднее 28 октября отчетного года;
- за год – не позднее 28 марта следующего года.
Обязанность представлять декларацию ежемесячно (не позднее 28 числа следующего месяца) предусмотрена только для налогоплательщиков, которые перечисляют авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли. На налоговых агентов это правило не распространяется.
Такой порядок установлен пунктами 3 и 4 статьи 289 Налогового кодекса РФ.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Источник