Хотим сразу оговориться – нам не известно, где сегодня можно
гарантировано получить займ. Малоизвестная микрофинансовая организации (МФО)
которая начнет выдавать деньги всем без отказа, станет очень популярной, но
довольно скоро закроется. В тоже время, мы знаем не меньше семи неизвестных
МФО, в которых почти не проверок, шансы на одобрения заявки стремятся к 100%,
даже у клиентов с плохой кредитной
историей.
Неизвестные МФО, которые вряд ли откажут в предоставлении займа
Все новые МФО и займы онлайн →
«Bigmoneys», и «Joymoney» — это лучшее предложение для тех,
кому нужно взять займ на Киви кошелек без проверки круглосуточно. Сервис «Konga» с удовольствием предоставит деньги с переводом на Яндекс кошелек и другими удобными способами. «Минифинанс», «Imoney», «Weekpay» и «Лот
финанс» — малоизвестные микрофинансовые организации, выдающие онлайн займы на карту без жестких
проверок заемщика.
Bigmoneys – займ в режиме онлайн
Онлайн заявка на займ в МФО Bigmoneys →
- Процентная ставка – от 0,75 до 1,8% в день;
- Сумма – до 60000 рублей (первый до 15000 рублей);
- Срок – до 140 дней.
- Документы – паспорт;
- Вероятность одобрения – высокая.
Подходящая компания, чтобы оформить займ без отказа и
получить деньги сегодня. Сотруднику «Бигмонейс» потребуется веская причина,
чтобы не дать добро на Вашу заявку. При последующих обращениях, клиент может
рассчитывать на снижение процентной ставки и увеличения сумму кредита.
Компания лояльно относится к своим клиентам и всячески идет
на встречу, так подать заявку могут граждане с 18 лет.
Konga – срочные займы на карту
Оформить заявку и взять Konga займ →
- Процентная ставка – от 0,7 до 2,3% в день;
- Сумма – до 20000 рублей (первый до 12000 рублей);
- Срок – до 30 дней.
- Документы – паспорт;
- Вероятность одобрения – очень высокая.
Konga – онлайн-МФО преимуществом которой является выдача
микрозаймов даже людям с плохой кредитной историей, всеми доступными способами,
начиная от карты и заканчивая электронными
кошельками. Заявки рассматриваются очень быстро (5 минут) и круглосуточно!
Компания работает по всей России, для клиентов, пожелавших
при регистрации указать данные от аккаунтов в соц. сетях улучшаются условия
кредитования.
Joymoney – деньги на карту сегодня
Оформить и взять займ в Joy Money →
- Процентная ставка – до 2,1% в день;
- Сумма – до 20000 рублей (первый до 8000 рублей);
- Срок – до 30 дней.
- Оформление по одному документу;
- Вероятность одобрения – высокая.
Основными преимуществами «Joy Money» — срок кредитования до 1 месяца с
возможностью продления и быстрое принятие решения. К тому же в МФО предъявляют
не самые строгие требования к клиенту, а значит, вероятность отказа здесь
гораздо ниже.
Минифинанс – моментальный перевод денег
Подать онлайн заявку в Минифинанс →
- Процентная ставка – до 1,5% в день;
- Сумма – до 15000 рублей;
- Срок – до 20 дней.
- Без справок и поручителей;
- Вероятность одобрения – высокая.
Отличный вариант для тех, кому срочно нужна небольшая сумма
денег. Компания «Минифинанс» проверят заявку в течение пары минут и переводит
деньги на карты Visa или MasterCard практически любого банка.
IMoney – займы сроком до года
Оформить займ на официальном сайте IMoney →
- Процентная ставка – до 1,5% в день;
- Сумма – до 50000 рублей;
- Срок – до 1 года.
- Необходим паспорт и другие персональные данные;
- Вероятность одобрения – высокая.
Онлайн-сервис микрокредитования Imoney, обеспечит клиента суммой до
50000 рублей и сроком до 1 года. Займ на
длительный срок под минимальный процент, вот неоспоримый плюс данной
компании. Стоит сказать, что процентная ставка для каждого заемщика,
индивидуальна и зависит от состояния кредитной истории. А минусом можно считать
то, что компания берет плату за подбор микрозайма.
Weekpay – срочные деньги до зарплаты
Оформить займ на сайте Weekpay.ru →
- Процентная ставка – до 1,8% в день;
- Сумма – до 5000 рублей;
- Срок – до 3-х недель.
- Возраст клиента от 18 до 70 лет;
- Вероятность одобрения – высокая.
Хорошее решение тем, кто нуждается в деньгах и хочет срочно займ на карту до зарплаты.
Малоизвестная МФО Weekpay, без проблем займет скромную сумму, но при этом не
будет требовать справок и подтверждения доходов. Компания работает почти во
всех регионах страны, и от подачи заявки до перечисления денежных средств
пройдет не более часа.
Лот финанс — микрокредит под низкий процент
Подать онлайн заявку в Лот финанс →
- Процентная ставка – до 0,8% в день;
- Сумма – до 80000 рублей (при первом обращении до 10000
рублей); - Срок – до 30 дней;
- Возраст клиента от 18 до 70 лет;
- Вероятность одобрения – средняя.
Низкие проценты по кредиту, длительный срок пользования
наличными, вот, что отличает МФО «Лот Финанс» от остальных. Между тем, не
смотря на информацию, размещенную на официальном сайте, о том, что клиентам
практически не отказывают, реалии показывают, что сервис отказывает чаще
других.
Займ 365 — займ который точно одобрят
Займ 365 онлайн заявка →
- Процентная ставка – до 1,4% в день;
- Сумма – до 80000 рублей;
- Срок – до 1 года;
- Возраст клиента от 21 года;
- Вероятность одобрения – высокая.
Много положительных отзывов и сотни тысяч довольных клиентов, свидетельствуют о том, что деньги от Займ 365, получить довольно просто. Стоит обратить внимание, что сервис платный и берет комиссию за выдачу.
Источник
ОТСУТСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕЕСТРЕ МФО ОЗНАЧАЕТ ОТСУТСТВИЕ ПРАВА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТАКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И ЕЕ НЕ ЗАКОННОСТЬ.
Приказ Минфина России от 03.03.2011 N 26 н (ред. от 18.09.2012)
Порядок
ведения государственного реестра микрофинансовых организаций
(утв. приказом Минфина РФ от 3 марта 2011 г. N 26 н)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3435) и Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4844; 2011, N 1, ст. 238; N 3, ст. 544; N 4, ст. 609; N 10, ст. 1415; N 12, ст. 1639; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5148; N 43, ст. 6076; N 46, ст. 6522; 2012, N 20, ст. 2562; N 25, ст. 3373).
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 18 сентября 2012 г. N 127 н в пункт 2 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Ведение государственного реестра микрофинансовых организаций (далее — Реестр) осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам.
3. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде. При несоответствии между записями на бумажном носителе и в электронном виде приоритет имеют записи на бумажном носителе.
4. Ведение Реестра в электронном виде осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие указанного Реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.
5. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными.
6. За внесение сведений в Реестр взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 18 сентября 2012 г. N 127 н в пункт 7 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
7. Для включения сведений о юридическом лице в Реестр данное юридическое лицо представляет в Федеральную службу по финансовым рынкам на бумажном носителе заявление о внесении сведений о юридическом лице в Реестр, подписанное руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с указанием должности уполномоченного лица, а также фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и контактных телефонов заявителя и приложением по описи следующих документов и сведений:
1) утратил силу;
Информация об изменениях:
См. текст подпункта 1
2) копий учредительных документов юридического лица;
3) копии решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;
4) копии решения об избрании (назначении) органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов в Федеральную службу по финансовым рынкам;
5) сведений об учредителях (участниках) юридического лица по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
6) сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом в произвольной форме;
7) выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего правовой статус учредителя — иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями);
8) оригинал квитанции об уплате государственной пошлины за внесение сведений в Реестр (по инициативе заявителя).
8. Документы иностранных юридических лиц должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и удостоверены в установленном порядке.
9. Учредительные документы некоммерческих организаций должны содержать положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемым некоммерческой организацией, а также сведения о том, что доходы, полученные от микрофинансовой деятельности, должны направляться некоммерческой организацией на осуществление микрофинансовой деятельности и ее обеспечение, в том числе на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним, на иные социальные цели либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели.
10. Во внесении сведений о юридическом лице в Реестр может быть отказано по следующим основаниям:
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 18 сентября 2012 г. N 127 н в подпункт 1 пункта 10 внесены изменения
См. текст подпункта в предыдущей редакции
1) несоответствие документов, представленных в Федеральную службу по финансовым рынкам для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, требованиям Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
2) представление неполного комплекта предусмотренных Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» документов, необходимых для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, либо документов, содержащих недостоверную информацию;
3) исключение сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в течение года, предшествующего дате подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 18 сентября 2012 г. N 127 н в пункт 11 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
11. Срок внесения сведений о юридическом лице в Реестр и выдачи заявителю свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в Реестр, являющегося защищенной полиграфической продукцией уровня «В» (приложение N 2 к настоящему Порядку), или отказ во внесении сведений в Реестр, а также срок внесения записи об изменениях в сведения о микрофинансовой организации в Реестр составляет 14 рабочих дней с даты поступления в Федеральную службу по финансовым рынкам заявления о внесении сведений (изменений) в Реестр с прилагаемыми документами.
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 18 сентября 2012 г. N 127 н в пункт 12 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
12. Срок внесения записи об исключении сведений о микрофинансовой организации из Реестра составляет 14 рабочих дней с даты поступления в Федеральную службу по финансовым рынкам заявления об исключении сведений о микрофинансовой организации из Реестра или с даты принятия решения об исключении сведений о микрофинансовой организации из Реестра либо с даты поступления в Федеральную службу по финансовым рынкам сведений о ликвидации микрофинансовой организации.
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 18 сентября 2012 г. N 127 н Порядок дополнен пунктом 13
13. При внесении сведений о юридическом лице в Реестр юридическому лицу присваивается 15-разрядный номер записи в Реестре, имеющий следующую структуру:
Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (с изменениями и дополнениями)
Глава 2. Условия осуществления деятельности микро финансовыми организациями
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) микрофинансовая деятельность — деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);
2) микрофинансовая организация — юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микро финансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
Статья 4. Ведение государственного реестра микрофинансовых организаций
1. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 5. Приобретение статуса микрофинансовой организации
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ в часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст части в предыдущей редакции
1. Юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
2. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.
3. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Статья 14.56. Незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов
Осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Источник
Выдача займов коммерческими компаниями — часто встречающееся явление в бизнесе. Компании, занимающиеся различной деятельностью, могут предоставлять денежные средства взаймы как своим сотрудникам и организациям своего же холдинга, так и сторонним компаниям-партнерам. В определенный момент, когда количество выдаваемых займов конкретной компании становится, по ее мнению, значительным, руководство может задаться вопросом: допустимо ли это? Главное опасение — не будут ли такие действия приравниваться к выдаче кредитов и не привлекут ли компанию к ответственности за незаконное осуществление банковской деятельности без лицензии? О том, обоснованны ли эти опасения, а также о критериях разграничения деятельности по выдаче кредитов и обычных займов — в этой статье.
Выдачей заемных средств в настоящее время занимаются различные участники оборота — кредитные организации, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, однако в законе нет запрета на осуществление такого вида коммерческой деятельности обычными предпринимателями, поскольку на операции по выдаче займов специального разрешения не требуется. В законе нет положения о том, что ее могут осуществлять только вышеперечисленные организации, равно как и нет указания на то, что иные участники оборота ее осуществлять не вправе.
Привлечение денежных средств граждан и организаций во вклады и выдачу кредитов могут осуществлять кредитные организации на основании выданной им ЦБ РФ лицензии.
Вместе с тем в ГК РФ предусмотрена конструкция договора займа, имеющая сходство с приведенными операциями. Для заключения такого договора наличие банковской лицензии не требуется и специальная правоспособность также не нужна. Наличие у компании общей правоспособности дает ей право выдать займы своим контрагентам на согласованных между ними условиях.
За совершение банковских операций без лицензии могут привлечь к уголовной ответственности
Разграничение приведенных договорных конструкций имеет важное практическое значение, поскольку за незаконное осуществление банковской деятельности без лицензии предусмотрена уголовная ответственность (ст. 172 УК РФ). Она наступает при условии, если причинен крупный ущерб гражданам или сама деятельность сопряжена с извлечением крупного дохода. При этом в ст. 172 УК РФ указано на наступление уголовной ответственности за осуществление незаконной банковской деятельности (банковских операций) без раскрытия содержания такого преступного деяния.
Из анализа сложившейся в настоящее время судебной практики можно увидеть, что по ст. 172 УК РФ может быть осуждено лицо, совершающее такие действия, которые подпадают под признаки банковских операций и при этом их не вправе совершать иные лица в рамках своей предпринимательской деятельности.
Так, например, в одном деле по ст. 172 УК РФ были осуждены члены преступной группы, которые занимались незаконными переводами денежных средств без открытия счетов, обналичивали их по поручениям третьих лиц под видом фиктивных хозяйственных операций, для чего в платежных поручениях делали ссылки на несуществующие договоры поставки, подряда либо изготавливали их без реального исполнения соответствующих сделок, выполняли поручения на транзитный перевод денег и за все свои услуги взимали комиссию в виде процента с сумм переводов. Деятельность этой группы осуществлялась длительное время, она носила стабильный, постоянный характер с четко распределенными ролями внутри группы, с подчинением и четким исполнением указаний организатора, с соблюдением и обеспечением необходимых и заранее продуманных мер безопасности, конспирации, защиты от разоблачения, материально-техническим обеспечением (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2014 б/н).
Для применения ст. 172 УК РФ в действиях подсудимых обязательно наличие признаков банковских операций. Такие действия, как обналичивание денежных средств с использованием подставных фирм и фиктивных документов, получение, перевозка и выдача денег, не могут рассматриваться исключительно как незаконная банковская деятельность, поскольку их совершение характерно и для любой другой предпринимательской деятельности. Подобная деятельность группы граждан, совершенная хотя и с использованием отдельных признаков банковской деятельности, образует состав другого преступления — незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), а не незаконную банковскую деятельность, которая является специальным составом по отношению к незаконному предпринимательству (постановление Московского городского суда от 26.09.2014 № 4у/7-5081/14).
Как видно из приведенных примеров, незаконная банковская деятельность проявляется в осуществлении без лицензии ЦБ РФ действий, подпадающих под признаки банковских операций, которые не имеют сходства с любыми иными хозяйственными операциями, для которых наличие лицензии необязательно. Открытие и ведение счетов, осуществление денежных переводов по поручениям клиентов, выдача банковских гарантий, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады денежных средств и драгоценных металлов — эти и другие банковские операции могут совершать только кредитные организации на основании лицензии. За совершение подобных операций без лицензии может наступить уголовная ответственность по ст. 172 УК РФ в случае, если это повлекло причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству.
Лицензия для заключения договора займа не требуется
А вот такая операция, как выдача займа, прямо предусмотрена § 1 главы 42 ГК РФ, при этом для ее осуществления наличие лицензии в качестве обязательного условия не предусмотрено. Такую деятельность вправе осуществлять любые организации, обладающие общей правоспособностью, возникающей у них после регистрации в ЕГРЮЛ.
Кроме того, при выдаче займов заемщикам не причиняется никакого ущерба в принципе, наоборот, им предоставляется имущественное благо, имеющее для них потребительскую ценность: они получают доступ к финансовым ресурсам в условиях свободного денежного рынка, где не лишены возможности выбрать займодавца из числа имеющихся игроков и наиболее оптимальные для себя условия финансирования. Ограничение деятельности по выдаче займов не допускается, поскольку это противоречит принципу беспрепятственного осуществления гражданских прав, закрепленному в ст. 1 ГК РФ.
Нет никаких оснований для привлечения компании, занимающейся выдачей займов, к административной ответственности, поскольку предусмотренная ст. 15.26 КоАП РФ ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности применяется только за такие нарушения, как осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности (ч. 1) и нарушение кредитной организацией установленных регулятором нормативов и иных обязательных требований (ч. 2).
Аналогичным образом и в ст. 15.26.1 КоАП РФ установлена ответственность только за нарушение законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности, то есть незаконные действия, осуществляемые непосредственно самими микрофинансовыми организациями.
В судебной практике вопрос разграничения банковских операций и заемных операций регулярно поднимается, в связи с чем участникам гражданского оборота следует учитывать следующие важные аспекты, которые позволят им в случае необходимости доказать, что в их деятельности нет ничего противозаконного.
В силу абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании разрешения ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Следовательно, под банковской деятельностью надлежит понимать совокупность банковских операций, имеющих конечной целью извлечение прибыли.
Из сопоставления договоров сразу видно, что кредитный договор характеризуется особым субъектным составом в отличие от договора займа. Ведь предмет договора займа шире, чем предмет кредитного договора: по нему, помимо денежных средств, могут также передаваться вещи, определяемые родовыми признаками.
Выдача и получение займов, исходя из содержания ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», не являются ни банковской операцией, ни банковской сделкой, следовательно, к банковской деятельности они отнесены быть не могут. Такое же мнение высказывает Минфин России, указывая, что операция по предоставлению займов не отнесена к банковским операциям. Законодательство не устанавливает специальный состав субъектов договора займа, а их предоставление не требует получения лицензии на осуществление банковских операций. При этом закон не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов (письмо Минфина России от 01.06.2010 № 03-11-10/67).
Исходя из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в п. 4 информационного письма от 10.08.94 № С1-7/ОП-555 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике», если учреждения в нарушение устава занимаются как предпринимательской деятельностью выдачей кредитов (независимо от того, за счет каких источников сформированы финансовые ресурсы) под проценты и заключают кредитные договоры без получения лицензий, такая деятельность должна признаваться не соответствующей законодательству со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Когда же одна организация передает заемщику свои свободные средства по договору займа, а последний обязуется возвратить эту сумму, и такая деятельность прямо не запрещена законом и не носит систематического характера, получение лицензии не требуется, в том числе и в случае предоставления займа на условиях уплаты определенных процентов.
Данную позицию в настоящее время разделяют многие окружные арбитражные суды. Они отмечают, что действующее законодательство РФ не предусматривает необходимости получения лицензии на осуществление деятельности по предоставлению займов. Круг лиц, обладающих правом предоставления заемных денежных средств, законодательно не ограничен.
Кроме того, деятельность организации по выдаче займов не может быть признана банковской деятельностью только на основании установления факта предоставления такой организацией заемных денежных средств иным лицам с получением при этом процентов за пользование займом. Банковская деятельность, для осуществления которой требуется получение специальной лицензии, не ограничивается только выдачей заемных денежных средств.
В противном случае запрет взаимного предоставления денежных средств в заем юридическими лицами в условиях свободы договора (ст. 421 ГК РФ) делает невозможным такую свободу, исключает получение прибыли, являющейся основной целью деятельности коммерческой организации в силу п. 1 ст. 50 ГК РФ (постановления ФАС Поволжского округа от 24.12.2010 по делу № А12-2852/2010, Уральского округа от 08.12.2010 № Ф09-7808/10-C5 по делу № А60-46243/2009-С2, от 08.12.2010 № Ф09-7833/10-C5 по делу № А60-46126/2009-C2 и от 11.10.2010 № Ф09-7797/10-C5 по делу № А60-46032/2009-С2 и др.).
Систематическая выдача микрозаймов не микрофинансовой организацией подпадает под понятие недобросовестной конкуренции
2 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон № 151-ФЗ), имеющий важное значение для развития гражданского оборота, поскольку в нем говорится о возможности осуществления коммерческими организациями, не имеющими статуса кредитной организации, в качестве одного из основных видов своей деятельности привлечение займов и их последующую выдачу.
Вовлечение в сферу розничного кредитования новых игроков — микрофинансовых организаций было призвано сделать кредитные продукты для населения, малых и средних предприятий более доступными, упростить процедуры их предоставления, повысить конкуренцию на рынке кредитования.
Основная новелла вышеуказанного закона заключается в том, что теперь и коммерческие и даже некоммерческие организации, за исключением бюджетных учреждений, имеют право заниматься привлечением денежных средств и выдачей кредитов без каких-либо ограничений в пределах лимита 1 млн руб., включая все проценты за пользование суммой займа на весь период его предоставления (микрозаймы) при выполнении ряда условий.
Прямо в Законе № 151-ФЗ не сказано о том, что другие организации не вправе заниматься деятельностью по выдаче займов на регулярной основе, однако для компании, занимающейся на профессиональной основе выдачей займов под процент, существует риск привлечения к ответственности за нарушение Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) по заявлению конкурентов (например, микрофинансовой организации) или кого-то из недовольных клиентов, поскольку выдаваемые антимонопольным органом предписания на прекращение указанной деятельности суд может оставить в силе и обязать компанию-займодавца прекратить вести свой бизнес по выдаче займов. В судебной практике есть негативные примеры.
Так, в одном деле окружной суд, признавая наличие в действиях компании–займодавца признаков нарушения антимонопольного законодательства, мотивировал свои выводы следующим.
На основании ч. 1 ст. 14 Закона № 135-ФЗ не допускается недобросовестная конкуренция, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 151-ФЗ юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
Законодательством РФ для микрофинансовых организаций установлены определенные требования, например, к органам управления, нормативам достаточности собственных средств и ликвидности и т. п.
Из анализа действующего законодательства следует, что систематическая деятельность по предоставлению микрозаймов (до 1 млн руб.) может осуществляться только юридическими лицами либо специально созданными с целью ее осуществления в предназначенной для этого организационно-правовой форме (кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и т.п. ), либо приобретшими статус микрофинансовых организаций посредством внесения ЦБ РФ сведений о них в соответствующий реестр.
В связи с этим деятельность по выдаче займов на систематической основе компанией, не включенной в реестр микрофинансовых организаций, подпадает под понятие недобросовестной конкуренции, содержащееся в п. 9 ст. 4 Закона № 135-ФЗ по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 этого закона, поскольку, заключая договоры займа без внесения в реестр микрофинансовых организаций, получает преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам — конкурентам, которые работают на данном рынке и не заключают договоры займа без внесения в реестр микрофинансовых организаций, соблюдая все требования, предусмотренные законодательством к микрофинансовой деятельности, не избегая контроля со стороны государства (постановление АС Уральского округа от 09.02.2015 по делу № А50-5904/2014).
Для квалификации действий займодавца как незаконной банковской деятельности необходимо осуществление им не одной, а целого комплекса операций
Однако, отметим, что положения Закона № 151-ФЗ, равно как и нормы иных законодательных актов, не исключают возможности выдачи займов компанией без регистрации в качестве микрофинансовой организации. Об этом, в частности, свидетельствует судебная практика, сложившаяся после принятия данного закона.
Так, к примеру, ФАС Уральского округа в одном деле на основе анализа норм ст. 49, п. 1 ст. 809, п. 1 ст. 810, п. 1 ст. 819 ГК РФ пришел к выводу о том, что действующее законодательство РФ не предусматривает необходимости получения организацией лицензии при осуществлении деятельности по предоставлению займов, так как круг лиц, обладающих правом предоставления заемных денежных средств, законодательно не ограничен. Кроме того, деятельность организации, связанная с выдачей займа, не может быть признана банковской деятельностью только на основании установления факта предоставления такой организацией заемных денежных средств иным лицам с получением при этом процентов за пользование займом. Необходимо также учитывать, что банковская деятельность, для осуществления которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), не ограничивается только выдачей заемных денежных средств (постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2011 № Ф09-9382/10-С5 по делу № А60-46089/2009-С2).
Следовательно, для квалификации действий займодавца как незаконной банковской деятельности необходимо осуществление им не одной, а целого комплекса операций, на проведение которых требуется наличие лицензии. Осуществление же только одной-единственной операции по выдаче денежных средств достаточных оснований для квалификации операций займодавца в качестве незаконной банковской деятельности не имеется.
Заемщик, взявший денежные средства взаймы, но уклонившийся от их возврата, не сможет ссылаться на отсутствие у займодавца специального разрешения (лицензии) на выдачу займов, поскольку в любом случае при доказанности фактов выдачи займа и наличия просроченной задолженности суд удовлетворит требования займодавца (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 16.10.2013 по делу № 33-3531-2013).
Таким образом, следует признать, что действующим законодательством РФ прямо не установлен запрет на заключение договоров займа обычными хозяйствующими субъектами. Они вправе заниматься такой деятельностью. Вместе с тем такая деятельность для хозяйствующих субъектов не должна быть единственной и наряду с ней они, не формально указав в уставе, а фактически должны заниматься и другими видами хозяйственной деятельности.
Источник