Бюджетный кодекс, регулируя заемную деятельность территорий, вводит следующие ограничения:
- Предельный объем гос. долга субъекта РФ ограничен объемом доходов соответствующего бюджета без учета фин. помощи из бюд-в др ур (тоже самое для муниципалитета)
- Предельный объем бюджетных ср-в направляемых субъектом РФ в течение текущего фин года на финансирование дефицита бюджета не должен превышать 30% объема доходов субъекта без учета фин помощи из федерал бюджета и привлеченных в текущем году заемных ср-в (для муниципалитета 15% дохода)
- Предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ не должен превышать 15% объема расходов бюджета( тоже самое для мениц-та)
Если при использовании бюджета субъекта нарушаются 2 и 3 ограничения и субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение долговых обязательств, то применяются меры:
-
- Назначается ревизия бюджета субъекта
- Передача исполнения бюджета под контроль мин.фина
Эмитентом цен. бум. Субъекта РФ выступает орган исполнительной власти субъекта федераций к функциям которого отнесено составление или исполнение бюджета субъекта федерации.
Все внутр. займы территорий по источникам получения ср-в можно разделить на 2 группы:
- Заимствование у юр и физ лиц путем распространения субъектом федераций ценных бумаг
- Ср-ва федерального бюджета предоставляемые в виде бюджетной ссуды.
Бюджетный кодекс предусматривает наделение правом осуществлять гос внешние заимствования только субъектов которые не получают помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
Внешние займы субъектов РФ подлежат гос регистрации в мин.фине
Критерии для регистрации займов:
- Общий V всех видов заимствований каждого субъекта РФ в пределах бюджетного года не превышает 30% V собственных доходов бюджета этого субъекта.
- Расходы на погашение и обслуживания всех видов долговых обязательств субъекта не превышает 15% собственного дохода бюджета субъекта.
- Получение субъектом кредитного рейтинга от не менее чем 2х ведущих международных рейтинговых агенств.
Выпуск внешнего займа субъекта осущ. по решению законодательного органа власти субъекта.
Доходы от выпуска цен. бум. (эмиссионный доход) зачисляются в доходы субъекта.
Этапы эмиссии внешних займов субъекта:
- Решение органа законод. вл. О предельном V эмиссии цен. бум.
- Утверждение органом исполн. вл. Условия выпуска внешнего займа.
- Утверждение эмитентом решения о выпуске цен. бум.
- Получение разрешений ЦБ в некот. случаях таможенного комитета.
- Регистрация решения о выпуске цен. бум. В мин. Фин.
- Изготовление сертификата цен. бум.
- Размещение цен. бум.
- Утверждение эмитентом и представление отчета об итогах выпуска цен. бум. (мин. Фин.).
Гос. долг. Внутренние и внешние займы.
Бюджетный кодекс определяет гос. заимствования РФ как займы привлекаемые от физ. и юр. лиц, иностр. гос-в по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов др. заемщиками.
Различают:
- Обще гос. долг – это задолженность правительства РФ и органов управления низовыми звеньями входящие в состав гос. перед физ. и юр. лицами, международными и иностр. гос.
- Гос. долг вкл. задолженность правительства РФ. Гос. долг состоит из задолженностей прошлых лет и вновь возникшей. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально территориальных образований, если они не были гарантированы правительством РФ. Обеспечением гос. долга Рос. служит все имущество составляющее гос. казну.
Формы долговых обязательств РФ:
- Кредитные соглашения и договоры заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностр. лицами в пользу указанных кредиторов.
- Гос. цен. бум. Выпускаемые от имени РФ.
- Договоры о предоставлении гос. гарантий и поручительств.
- Переоформление долговых обязательств 3х лиц в гос. долг на основе федеральных законов.
- Соглашения и договоры заключенные от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Гос. размещает займы внутри страны и за пределами.
Кредиторами внутренних займов преимущественно выступают физ. и юр. лица – резиденты гос. проживающие более 180 дней в году). Они выпускаются в национальной валюте и погашаются тоже в ней. Для привлечения ср-в имитируются цен. бум. пользующиеся спросом на внутреннем нац. фондовом рынке.
Внешние займы размещаются на иностр. фондовых рынках в валюте др. гос. и при их размещении учитываются интересы инвесторов страны размещения.
Обязат. РФ субъекта РФ возникшие в рез. эмиссии цен. бум. и выраженные в валюте РФ составляют внутренний долг. А в иностр. валюте Внешний долг и подлежат оплате в иностр. валюте.
Заемные ср-ва РФ мобилизуют 2 путями:
- Размещение долговых цен. бум.
- Получение кредитов у специализированных финансово кредитных институтах.
В РФ действует единая система учета и регистрации гос. заимствований, для этого мин. Фин. ведет гос. книги внутр. и внешнего долга РФ. А инф. О заимствованиях субъекта или муниципалитета отражается в долговой книге субъекта или муниципальной долговой книги.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Классификация государственных займов.
В основе классификации ряд признаков:
1. По эмитентам — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления. 2. В зависимости от места размещения — внутренние и внешние займы. 3. В зависимости от обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов. 4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше).
Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев, в Японии — 60 дней, в Великобритании — 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения два—три года, в США — от одного до десяти лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций. 5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях. 6. По характеру выплачиваемого дохода — долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства, весь доход по которым выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном. 7. В зависимости от метода определения дохода — долговые обязательства с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента. Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20—30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобной ситуации позволяют два варианта.
1) Покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу. 2) Систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В этом случае решаются все названные проблемы. В качестве базы расчета обычно используется ставка по межбанковским кредитам/ в стране. Однако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы. 8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, — обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заем и погасив старый. Возможны два способа погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта: 1) равными частями в течение определенного срока, например, четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, то ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.; 2) возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй — 2 млн. долл., в третий — 3 млн. долл., в четвертый — 4 млн. долл. Такая система удобна при нарашивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлении или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль; 3) снижающимися долями. Например, в первый год гасится долг на 4 млн. долл., во второй год — на 3 млн. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.
Бюджетный кодекс, регулируя заемную деятельность территорий, вводит следующие ограничения:
- Предельный объем гос. долга субъекта РФ ограничен объемом доходов соответствующего бюджета без учета фин. помощи из бюд-в др ур (тоже самое для муниципалитета)
- Предельный объем бюджетных ср-в направляемых субъектом РФ в течение текущего фин года на финансирование дефицита бюджета не должен превышать 30% объема доходов субъекта без учета фин помощи из федерал бюджета и привлеченных в текущем году заемных ср-в (для муниципалитета 15% дохода)
- Предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ не должен превышать 15% объема расходов бюджета( тоже самое для мениц-та)
Если при использовании бюджета субъекта нарушаются 2 и 3 ограничения и субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение долговых обязательств, то применяются меры:
- Назначается ревизия бюджета субъекта
- Передача исполнения бюджета под контроль мин.фина
Эмитентом цен. бум. Субъекта РФ выступает орган исполнительной власти субъекта федераций к функциям которого отнесено составление или исполнение бюджета субъекта федерации.
Все внутр. займы территорий по источникам получения ср-в можно разделить на 2 группы:
- Заимствование у юр и физ лиц путем распространения субъектом федераций ценных бумаг
- Ср-ва федерального бюджета предоставляемые в виде бюджетной ссуды.
Бюджетный кодекс предусматривает наделение правом осуществлять гос внешние заимствования только субъектов которые не получают помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
Внешние займы субъектов РФ подлежат гос регистрации в мин.фине
Критерии для регистрации займов:
- Общий V всех видов заимствований каждого субъекта РФ в пределах бюджетного года не превышает 30% V собственных доходов бюджета этого субъекта.
- Расходы на погашение и обслуживания всех видов долговых обязательств субъекта не превышает 15% собственного дохода бюджета субъекта.
- Получение субъектом кредитного рейтинга от не менее чем 2х ведущих международных рейтинговых агенств.
Выпуск внешнего займа субъекта осущ. по решению законодательного органа власти субъекта.
Доходы от выпуска цен. бум. (эмиссионный доход) зачисляются в доходы субъекта.
Этапы эмиссии внешних займов субъекта:
- Решение органа законод. вл. О предельном V эмиссии цен. бум.
- Утверждение органом исполн. вл. Условия выпуска внешнего займа.
- Утверждение эмитентом решения о выпуске цен. бум.
- Получение разрешений ЦБ в некот. случаях таможенного комитета.
- Регистрация решения о выпуске цен. бум. В мин. Фин.
- Изготовление сертификата цен. бум.
- Размещение цен. бум.
- Утверждение эмитентом и представление отчета об итогах выпуска цен. бум. (мин. Фин.).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
В соответствии с Законом “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления”, принятым 15 апреля 1992 г. № 4807-1, исполнительным органам власти разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели.
Одновременно этот Закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами РФ. Такая мера вполне оправдана, поскольку опыт развитых стран Запада дает многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако до настоящего времени заемная деятельность территорий в нашем государстве практически не контролируется.
Начиная с марта 1992 г. по сентябрь 1995 г. в Министерстве финансов РФ зарегистрировано свыше 90 проспектов эмиссии займов органов местного самоуправления и субъектов Федерации на сумму свыше 5,7 трлн. руб. по номиналу. Причем некоторые из них сумели разместить по нескольку займов. Наибольшее количество эмиссий приходится на Московскую, Нижегородскую, Ленинградскую, Оренбургскую и Кемеровскую области.
Сроки займов. Под воздействием высокого уровня инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Наибольший удельный вес имеют среднесрочные займы (от 1 до 5 лет) — 64% и краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) — 21%.
По целям заимствования такие займы делятся на три основные группы:
инвестиционные (финансирование социально-экономических проектов, жилищного строительства, развитие местной инфраструктуры);
социальные (финансирование социальных программ, решение экологических проблем);
бюджетные (для финансирования текущих расходов, погашения задолженности перед предприятиями, покрытия кассовых разрывов).
Виды ценных бумаг: облигации со сроком погашения более одного года и краткосрочные долговые обязательства, эмитируемые на срок до одного года. Последние в свою очередь делятся на долговые обязательства по типу ГКО, то есть дисконтные ценные бумаги, выпускаемые в безналичной форме, казначейские сертификаты, краткосрочные конвертируемые долговые обязательства и казначейские обязательства, аналогичные КО, выпускаемые Минфином РФ.
Обеспечение. Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, за исключением муниципального займа Нижегородской области, где гарантами были администрация города и АО “ГАЗ”. Случаи дополнительного обеспечения займов гарантиями отсутствуют. Эмитенты гарантируют ценные бумаги кто чем может: либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жильем, как например, жилищный займ в г. Москве. Займ Министерства финансов Республики Саха обеспечен золотом.
Объем эмиссии. Максимальный объем — 2,1 трлн. руб. выпустило правительство Санкт-Петербурга, минимальный — 50 млн. руб. — администрация Пушкинского района Московской области.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение государственного кредита.
2. Какая форма кредитных отношений основная при государственном
кредите?
3. Что вы понимаете под государственным долгом?
4. Какова классификация государственных займов?
5. Что вы понимаете под управлением государственным кредитом?
6. Каковы внутренний и внешний долги РФ?
7. Объясните понятие “займ территории”.
8. Назовите виды государственных ценных бумаг.
9. Как гарантируют свои ценные бумага эмитенты?
Источник