Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 23 января 2015 г.
Содержание журнала № 3 за 2015 г.
Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению
Заем с условием о капитализации процентов не похож на обычный. Проценты начисляют за каждый месяц, но не выдают их заимодавцу. Их прибавляют к сумме основного долга и следующие проценты начисляют уже на увеличенную в результате прибавления сумму займа. И так каждый месяц до наступления срока возврата займа. А когда этот срок наступит, погашают весь накопленный таким образом долг.
И если ваша организация собирается получить такой заем у физлица либо работает на УСНО, то у вас неизбежно возникнет вопрос о том, следует ли считать капитализацию процентов их выплатой. Ведь от этого зависит, в какой момент следует:
- удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с процентов, если заем организации предоставило физлицо. Лучше решить этот вопрос еще на стадии заключения договора займа и определения его условий — это влияет на размер дохода, который получит от вас заимодавец в виде процентов;
- принимать проценты в расходы, если организация работает на УСНО.
Решаем, когда удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с процентов
Прямого ответа вы в НК РФ не найдете. Рассмотрим возможные варианты на таком примере. 1 ноября 2014 г. физлицо предоставило организации заем 100 000 руб. на 3 месяца (то есть срок возврата — 31.01.2015) под 18% годовых с ежемесячными начислением и капитализацией процентов. По договору организация на конец каждого месяца начисляет и присоединяет к телу займа 1,5% (18% / 12 мес.). За ноябрь начислили проценты в сумме 1500 руб. Считать ли в этот момент доход в сумме 1500 руб. уже полученным физлицом, отправлять ли в бюджет НДФЛ?
ВАРИАНТ 1. Удерживаем «процентный» НДФЛ из любых денег, выплачиваемых заимодавцу, при отсутствии таких выплат сообщаем инспекции
Доход у физлица возникает в момент начисления процентов за каждый месяц и прибавления их к сумме основного долга, поэтому нужно исчислить с них НДФЛ. Но при капитализации процентов организация живых денег в их сумме физлицу не передает. Следовательно, и удерживать НДФЛ не из чего.
Поэтому нужно дождаться выплаты любого дохода (в том числе и не по договору займа) этому физлицу и из этого дохода удержать и заплатить в бюджет НДФЛ, исчисленный ранее с капитализированных процентовпп. 4, 6 ст. 226 НК РФ. А если выплат до конца года не было или их не хватило для удержания НДФЛ со всех прибавленных к телу займа в течение года процентов, нужно сообщить ИФНС о сумме дохода и о невозможности удержать НДФЛп. 5 ст. 226 НК РФ. То есть не позднее 31 января сдать на физлицо справку 2-НДФЛ.
В нашем примере в базу по НДФЛ за 2014 г. должны войти начисленные и прибавленные к телу займа за этот год проценты за ноябрь и декабрь, а в базу за 2015 г. — проценты за январь.
Обоснование. Подписав договор с условием капитализации процентов, стороны таким образом определили порядок выплаты процентов заимодавцу через их прибавление к сумме займа.
Этой позиции, как мы выяснили, сейчас придерживаются в Минфине.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
“В момент, когда проценты за очередной месяц начисляются и прибавляются к сумме основного долга, возникает экономическая выгода физлица-заимодавца в виде прибавки к сумме основного долга организации перед ним и, соответственно, его доходст. 41 НК РФ, подлежащий обложению НДФЛ по ставке 13%. Поэтому дата фактического получения дохода физлицом-заимодавцем определяется как день начисления и капитализации процентовподп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ. И если проценты начисляются и капитализируются ежемесячно, организация-заемщик, как налоговый агент, должна на конец каждого месяца в течение срока, на который предоставлен заем, удерживать за счет любых денежных средств, выплачиваемых физическому лицу, и не позднее следующего дняп. 6 ст. 226 НК РФ перечислять в бюджет НДФЛ с процентов, начисленных за этот месяц. Если выплат до конца года не было или их не хватило для удержания НДФЛ со всех начисленных в течение года процентов, нужно сообщить ИФНС о невозможности удержать НДФЛп. 5 ст. 226 НК РФ”.
Заметим, что Минфин и раньше указывал, что датой фактического получения дохода является дата капитализации процентовПисьмо Минфина от 03.03.2009 № 03-04-06-01/45. Но не пояснял, в какой момент и из каких сумм налоговому агенту следует удержать НДФЛ.
Расчет процентов и суммы долга. К основному долгу прибавляется вся сумма начисленных за каждый месяц процентов без уменьшения ее на сумму НДФЛ. Но сам НДФЛ с процентов исчисляется каждый месяц при их начислении.
Для нашего примера расчет будет таким.
* Предполагается, что НДФЛ с процентов, начисленных за ноябрь и декабрь, удержан:
- <или>из других выплат физлицу;
- <или>при перечислении физлицу денег в погашение долга по договору займа 31.01.2015. По мнению Минфина, если налоговый агент в текущем году до истечения срока подачи сведений о невозможности удержать налог (то есть в нашем случае не позднее 02.02.2015, так как 31.01.2015 приходится на выходной — субботу) выплачивает физлицу какие-либо суммы, то должен удержать из них налог, исчисленный с доходов прошлого года и не удержанный в прошлом году, и перечислить его в бюджетПисьмо Минфина от 12.03.2013 № 03-04-06/7337. В этом случае, если удержана вся сумма налога, уже не нужно сдавать сведения о невозможности удержать налог.
Если же организация сдаст сведения о невозможности удержать налог в январе, то есть до перечисления денег в погашение долга по договору займа, то подлежащая выплате физлицу сумма в нашем примере будет иной: 104 366,84 руб. (104 567,84 руб. – 201 руб.), так как из нее будет удержан и перечислен в бюджет только НДФЛ с процентов за январь. А в сданной справке 2-НДФЛ будет указан доход в сумме процентов за ноябрь и декабрь 2014 г. — 3022,50 руб. (1500 руб. + 1522,50 руб.) — и исчисленный с него и неудержанный НДФЛ 393 руб. (195 руб. + 198 руб.). Эту сумму НДФЛ физлицо должно будет заплатить в бюджет самостоятельно.
Большой недостаток этого способа — дополнительная нагрузка для физлица, которое предоставило вашей организации заем. Если заимодавец не получает от вас иных доходов, из которых можно было бы удержать налог, то должен будет по окончании каждого года из тех, на которые приходится срок пользования займом, сдавать декларацию и самостоятельно платить сумму НДФЛ в бюджетп. 1 ст. 229, подп. 4 п. 1, пп. 2—4 ст. 228 НК РФ. Поэтому, если вы остановитесь на этом варианте, лучше еще на стадии заключения договора уведомить физлицо о такой перспективе.
СОВЕТ
Если физлицо предпочитает, чтобы НДФЛ удерживал и платил налоговый агент, предложите ему изменить условия договора так. Организация-заемщик ежемесячно выплачивает ему часть начисленных за каждый месяц процентов — достаточную для удержания всего исчисленного с них НДФЛ (напомним, удерживаемый налог не может превышать половину выплатып. 4 ст. 226 НК РФ), а капитализирует только оставшуюся после этого часть процентов. Общий доход заимодавца по такому займу будет меньше, чем в случае, когда капитализируется вся сумма процентов.
ВАРИАНТ 2. Удерживаем НДФЛ только из возвращаемой заимодавцу суммы
НДФЛ со всех начисленных за срок пользования займом процентов следует удержать и перечислить в бюджет только в момент выплаты организацией-заемщиком денег по договору займа заимодавцу. Только тогда у физлица возникает доход в виде процентов и происходит его выплата налоговым агентомподп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ. В нашем примере это 31.01.2015 — день перечисления (выдачи) организацией денег физлицу-заимодавцу.
Обоснование. По ГК РФ суммой займа является та сумма, которую заимодавец фактически передал в собственность заимодавцу. Заемщик обязан вернуть именно эту суммуп. 1 ст. 807, п. 1 ст. 810 ГК РФ и выплатить проценты в порядке и в размере, предусмотренных договоромп. 1 ст. 809 ГК РФ. То есть в нашем случае все, что возвращается заимодавцу сверх переданной им суммы, — это проценты.
Поэтому при капитализации процентов они не превращаются в заем, а прибавляются к нему только в целях расчета последующих процентов. То есть капитализация — это всего лишь способ расчета величины таких процентов за пользование займом, которые подлежат выплате заимодавцу на дату, установленную для его возврата. До этого дня деньги в сумме начисляемых процентов остаются у заемщика и доступа к ним у физлица нет.
Еще один аргумент — установленный порядок исчисления НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах для случаев, когда заемщиком является само физлицо и проценты по займу установлены ниже 2/3 ставки рефинансированияподп. 1 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ. Так вот, доход этот, хоть и является «виртуальным», все равно привязан к выплате денег: момент его получения физлицом — не начисление процентов по займу на конец месяца, а уплата суммы процентовподп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ. Раз так, то можно утверждать, что и в нашем случае до выплаты денег физлицу-заимодавцу доход у него в целях НДФЛ не является полученным.
Расчет процентов и суммы долга. В целях расчета процентов к телу займа прибавляется полная сумма процентов без уменьшения ее на сумму НДФЛ. Расчет процентов, увеличения основного долга и НДФЛ аналогичен тому, который приведен в варианте 1. Разница только в моменте исчисления НДФЛ и уплаты его в бюджет — это нужно делать один раз при погашении долга перед заимодавцем. Также при следовании варианту 2 не нужно, в отличие от варианта 1, уведомлять инспекцию о невозможности удержать НДФЛ.
Физлицу не придется сдавать декларацию и самому перечислять в бюджет НДФЛ.
Годится, только если вы готовы спорить с налоговиками. Чтобы уменьшить вероятность спора, четко укажите в договоре, что:
- обязательство выплатить проценты возникает лишь на момент наступления срока возврата займа;
- начисленные за каждый месяц проценты прибавляются к сумме займа исключительно в целях расчета следующих процентов.
ВАРИАНТ 3. Удерживаем НДФЛ из суммы процентов каждый месяц
Как и в варианте 1, доход в виде процентов возникает у физлица уже в момент их начисления и, соответственно, капитализации (прибавления к основному долгу). Но, в отличие от варианта 1, на конец каждого месяца в течение всего срока, на который получен заем, нужно удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с процентов за этот месяц.
Обоснование. Налоговики на местах иногда рассматривают капитализацию как предоставление новых траншей займа в счет выплаты процентов. То есть считают, что по условиям договора на конец каждого месяца у заемщика возникает обязательство по выплате начисленных за этот месяц процентов, а у заимодавца — обязательство предоставить новый транш займа. И происходит изначально заложенный в договоре займа зачет этих взаимных требований. В результате такого зачета проценты считаются выплаченными физлицу, а новый транш — полученным. Отсюда и необходимость удержать из суммы процентов и перечислить в бюджет НДФЛподп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, несмотря на то что живых денег организация не выплачивает.
Однако зачета тут быть не может. Договор займа считается заключенным только с момента передачи денег и только на переданную суммуп. 1 ст. 807 ГК РФ. Но никаких денег заимодавец в момент капитализации процентов организации не передает. Поэтому в части нового займа договор не заключен. Следовательно, и зачитывать нечего. Кроме того, зачет требования возможен, если срок его исполнения наступилст. 410 ГК РФ. А раз договор на новую сумму не заключен, то и требования предоставить эту сумму в заем не возникает.
Расчет процентов и суммы долга. При следовании этому варианту к основному долгу прибавляется сумма начисленных за месяц процентов за минусом НДФЛ (в нашем примере на конец ноября к сумме долга будет прибавлено 1305 руб. (1500 руб. – 1500 руб. х 13%)). Ведь НДФЛ организация должна перечислить в бюджет, а значит, физлицо может распоряжаться только суммой процентов за вычетом НДФЛ.
Соответственно, основная сумма долга и последующие проценты на нее в этом случае будут расти медленнее, чем в вариантах 1 и 2. За счет этого общая сумма процентов по займу будет несколько меньше, соответственно, и бюджет по сравнению с вариантом 1 получит несколько меньше НДФЛ (правда, раньше). Для нашего примера расчет будет таким.
Этот вариант удобен и для организации, и для такого физлица, которому организация больше не выплачивает никаких доходов, поскольку сразу происходит расчет с бюджетом.
При значительной сумме займа и большом сроке пользования им этот вариант выгоден организации, так как ее затраты на уплату процентов здесь меньше, чем в вариантах 1 и 2.
Как мы показали, этот вариант не имеет твердого правового основания. Из-за этого существует риск, что инспекция расценит его как уплату налога за счет средств налогового агента. А это запрещеноп. 9 ст. 226 НК РФ, и такой НДФЛ не считается уплаченным со всеми последствиями.
ВЫВОД
Идеального варианта нет. В одних случаях недовольным может оказаться заимодавец, а в других — налоговики, которые предъявят претензии.
Есть способ уйти от проблемы с НДФЛ. Покажем, как это сделать.
Уходим от проблемы — изменяем договор
Нужно изменить условия договора — установить в договоре, что проценты рассчитываются за каждый месяц, но к основному долгу не прибавляются и подлежат выплате только на дату срока его возврата. Тогда налоговый доход у физлица возникнет только в момент выплаты ему суммы процентовподп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ и только в этот момент нужно будет начислить, удержать и отправить в бюджет НДФЛ. Чтобы доход по займу из-за такого изменения не уменьшился, придется немного увеличить ставку процента. Покажем, как это можно сделать, на примере варианта 1, когда к телу займа ежемесячно прибавляется вся сумма начисленных процентов без уменьшения ее на НДФЛ.
Источник
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Галины (г. Октябрьский)
Подскажите пожалуйста, организация (ОСН) взяла заем у физического лица, ежемесячно начисляет ему проценты и по возможности выплачивает их ему. Необходимо ли в конце года предоставлять справки 2НДФЛ на физ.лицо в налоговую и надо ли уплачивать подоходный налог с его доходов(т.е.с суммы процентов)?
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 208 и пп. 1 ст. 209 НК РФ доход, полученный налогоплательщиком в налоговом периоде (календарном году) в виде процентов, полученных от российской организации, признается объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.
Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка в отношении таких доходов устанавливается в размере 13 процентов.
Дата фактического получения доходов в виде процентов определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ как день выплаты этих доходов, в том числе перечисления процентов на счета налогоплательщика в банках.
Пункт 1 ст. 226 НК РФ определяет, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить соответствующую сумму налога. Такие лица признаются налоговыми агентами в целях исчисления НДФЛ.
Исчисление сумм и уплата налога, в соответствии со ст. 226 НК РФ, производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога (п. 2 ст. 226 НК РФ).
На основании изложенных норм организация должна признаваться налоговым агентом по НДФЛ.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (п. п. 4, 6 ст. 226 НК РФ).
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе (п. 7 ст. 226 НК РФ).
Таким образом, организация, признаваясь налоговым агентом, обязана удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика, полученных им в виде процентов, при их фактической выплате.
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные сведения налоговыми агентами представляются в налоговые органы по месту их учета на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций.
Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.
Источник
На практике часто заключаются договоры займа, предусматривающие уплату процентов за весь период пользования заемными средствами одновременно с возвратом суммы займа.
Например, в январе 2013 года учредитель предоставил организации заем на сумму 10 000 000 руб. сроком на 2 года под 10% годовых. Проценты начисляются за весь период пользования заемными средствами. При этом вся сумма начисленных за 2 года процентов уплачивается займодавцу по окончании договора займа одновременно с возвратом суммы займа.
В каком порядке организация должна признавать расходы в виде процентов по такому договору займа в целях исчисления налога на прибыль?
Казалось бы, нормы НК РФ однозначно указывают на то, что при методе начисления проценты по займам и кредитам должны признаваться в составе внереализационных расходов ежемесячно исходя из процентной ставки, установленной договором (п.8 ст.272, ст. 328 НК РФ).
При этом порядок признания процентов, установленный ст.272 и 328 НК РФ, никак не зависит от порядка уплаты процентов по договору. Расходы в виде начисленных по договору процентов всегда должны признаваться ежемесячно, при этом уплачиваться они могут как ежемесячно, так и ежеквартально, и раз в год, и по окончании договора, и в любом другом порядке, установленном в договоре.
Однако, несмотря на то, что нормы главы 25 НК РФ в этой части предельно четки и однозначны, на практике все не так очевидно.
Причиной тому — Постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 № 11200/09.
Судьи рассматривали ситуацию, когда договором займа была предусмотрена отсрочка по уплате процентов за пользование заемными средствами, и пришли к выводу, что проценты должны признаваться в расходах только в том периоде, когда наступает срок их уплаты займодавцу в соответствии с условиями договора.
После появления этого Постановления налогоплательщики буквально завалили Минфин и ФНС своими запросами относительно порядка признания расходов в виде процентов.
Контролирующие органы достаточно оперативно озвучили свою позицию по данному вопросу. Из появившихся разъяснений стало очевидно, что налоговые органы позицию Президиума ВАС РФ не поддерживают и применять ее в своей работе не намерены.
В частности, в письме ФНС России от 17.03.2010 № 3-2-06/22 высказано мнение о том, что указанное решение Президиума ВАС РФ, основанное на выборочном применении отдельных норм статей 272 и 328 НК РФ, вступает в прямое противоречие с иными положениями этих же статей, применение которых требует равномерного признания процентов в течение всего периода пользования заемными средствами.
Признавая возможность неоднозначного толкования норм статей 272 и 328 НК РФ в отношении даты признания расходов по заемным средствам, ФНС России, как указано в письме, не видит оснований для изменения сформированного ранее подхода к порядку признания процентов в связи с решением ВАС РФ, поскольку это приведет к нарушению иных требований законодательства в отношении учета для целей налогообложения процентов по долговым обязательствам.
Аналогичные разъяснения дает и Минфин России.
Например, организация заключила договор займа на срок 5 лет и более. Стороны договора определили порядок выплаты процентов одновременно с возвратом суммы займа. Организация задала вопрос: как учитываются в расходах по налогу на прибыль проценты, начисленные по договору займа: в том налоговом периоде, когда они были уплачены, или же равномерно в течение всего срока действия договора займа независимо от времени их фактической оплаты с учетом того, что сумма основного долга не погашена?
Ответ Минфина России — проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия долгового обязательства на конец каждого месяца пользования предоставленными денежными средствами (письмо от 26.02.2013 № 03-03-06/1/5481).
Другая организация, оказавшаяся в аналогичной ситуации, в своем запросе в Минфин прямо указала на Постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 № 11200/09. Однако ответ Минфина все тот же — проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия договора займа (вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов) на конец каждого месяца пользования полученными денежными средствами (письмо от 28.02.2013 № 03-03-06/1/5969).
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29175, от 12.07.2013 № 03-03-06/1/27251, от 09.07.2013 № 03-03-06/1/26470 и др.
Казалось бы, проблема исчерпана. Позиция Минфина и ФНС едина – проценты признаются в расходах равномерно в течение срока действия договора, независимо от порядка уплаты процентов, установленного договором.
Но… как показывает практика, налоговые органы на местах далеко не всегда придерживаются официальной позиции Минфина и ФНС. Проверяя конкретных налогоплательщиков, налоговики настаивают на том, что проценты не могут признаваться в расходах ранее того периода, когда наступает срок их уплаты, установленный договор. Т.е. по факту на практике озвучивается позиция, высказанная Президиумом ВАС РФ в упомянутом выше Постановлении.
Налогоплательщики, оказавшиеся в такой ситуации, обращаются в суды и… проигрывают. Арбитражные суды, принимая решения в пользу налоговых органов, ссылаются, в том числе и на Постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 № 11200/09.
Такое решение принял, например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 20.06.2013 № А55-27521/2012.
Обстоятельства спора были таковы. Организация заключила договор займа с иностранной компанией на сумму 27 000 000 евро. Срок займа — с октября 2008 года по сентябрь 2015 года. Согласно условиям договора займа уплата процентов за пользование заемными средствами производится одновременно с выплатой основной суммы займа.
В этих обстоятельствах суд пришел к выводу, что ранее этой даты у организации не возникает обязательств перед заимодавцем по погашению процентов и, как следствие, не возникает расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Аналогичное решение принял ФАС Центрального округа в Постановлении от 25.09.2012 № А36-758/2011.
Нельзя не сказать, что в практике арбитражных судов встречаются и решения, поддерживающие правомерность равномерного признания расходов в виде процентов.
В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2013 № А42-4473/2012. Суд указал на то, что нормы гл.25 НК РФ обязывают налогоплательщика отражать расходы в виде процентов по договорам займа в отчетном (налоговом) периоде в соответствии с условиями договора. При этом проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия договора займа на конец каждого месяца пользования денежными средствами вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов.
В итоге следует признать, что проблема с учетом расходов в виде процентов по договорам, предусматривающим отсрочку их уплаты займодавцу, существует.
Это вынужден был признать и Минфин России.
В письме от 29.04.2013 № 03-03-10/15072 констатируется тот факт, что на основании Постановления Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 № 11200/09 начинает формироваться судебная практика, в соответствии с которой равномерный учет организациями процентов по долговым обязательствам в ряде случаев признается неправомерным. В качестве примера Минфин приводит Постановление ФАС Московского округа от 05.07.2012 № А41-20293/11.
Позиция Минфина России, заключающаяся в том, что проценты по всем видам заимствования должны признаваться равномерно в течение всего срока действия договора займа, вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов, была ранее согласована с ФНС России (письмо от 17.03.2010 № 3-2-06/22). Вместе с тем из анализа правоприменительной практики следует, что территориальные налоговые органы придерживаются иной позиции.
Учитывая изложенное, Минфин России просит уточнить позицию ФНС России по вопросу о порядке включения в налоговую базу по налогу на прибыль организаций расходов (доходов) в виде процентов по долговым обязательствам.
ФНС России, в свою очередь, выпустила письмо от 25.06.2013 № ЕД-4-3/11519@, в котором в целом подтвердила тот факт, что в соответствии с нормами гл.25 НК РФ проценты должны учитываться в расходах равномерно в течение всего срока договора займа. Но при этом в письме сделана оговорка:
«В то же время изложенное выше не исключает возможности при соблюдении налогоплательщиками положений отдельных статей гл.25 НК РФ предъявления организациям налоговой претензии, в случае если в их действиях будет установлен и подтвержден факт получения необоснованной налоговой выгоды.
В таком случае в ходе проведения контрольных мероприятий должны выявляться и подтверждаться обстоятельства необоснованности получения налоговой выгоды. При этом обязанность доказывания обстоятельств необоснованности получения налоговой выгоды налогоплательщиком лежит на налоговом органе.
При рассмотрении данных обстоятельств необходимо учитывать правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в п.1 Постановления Пленума от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», исходя из положений которого следует, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».
В переводе с казенного языка на человеческий это означает следующее – если вы заключаете договор займа (кредитный договор), предусматривающий отсрочку уплаты процентов, будьте готовы к тому, что налоговый орган при проверке может оспорить правомерность равномерного признания процентов в расходах.
При этом, как показывает арбитражная практика, обращение в суд также может закончиться проигрышем.
В то же время нужно понимать, что признание процентов в расходах в том периоде, когда они были уплачены (чтобы избежать спора с налоговиками), практически наверняка приведет к тому, что бОльшую часть процентов в расходах вообще учесть не получится, поскольку статья 269 НК РФ ограничивает максимальную сумму процентов, которая может быть учтена в расходах в данном периоде.
На это деликатно указано в письме Минфина России от 29.04.2013 № 03-03-10/15072. Чиновники пишут: «В ряде случаев при заключении кредитного договора стороны предусматривают, например, уплату всей суммы процентов за пользование займом одновременно с погашением основного долга. При этом организация-кредитор должна учесть в составе доходов всю предусмотренную кредитным договором сумму процентов единовременно на дату погашения основного долга, а организация-заемщик должна будет включить в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, сумму процентов по такому кредитному договору также единовременно на дату погашения основного долга.
В связи с ограничениями, установленными ст.269 НК РФ, организация-заемщик часть процентов вынуждена будет погасить за счет прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль организаций».
Приведу простенький пример.
Допустим, в январе 2013 года учредитель предоставил организации заем на сумму 10 000 000 руб. сроком на 2 года под 10% годовых. Проценты начисляются за весь период пользования заемными средствами. При этом вся сумма начисленных за 2 года процентов уплачивается займодавцу по окончании договора займа одновременно с возвратом суммы займа. Учетной политикой организации предусмотрено нормирование процентов исходя из ставки ЦБ, умноженной на 1,8.
Если организация признает проценты в расходах ежемесячно, то вся сумма каждый месяц укладывается в норматив и признается в расходах в полном объеме.
Например, сумма процентов за февраль 2013 г. в соответствии с условиями договора составит 76 712 руб. (10 000 000 х 10% : 365 х 28). Норматив при ставке ЦБ 8,25% составит 113 917 руб. (10 000 000 х 8,25% х 1,8 : 365 х 28). В расходы пойдет фактически начисленная сумма – 76 712 руб. И так каждый месяц в течение срока действия договора.
Если же признать всю сумму процентов в расходах в момент уплаты процентов, то получим следующую картину.
Предположим, в январе 2015 года организация возвращает учредителю заем 10 000 000 руб. и выплачивает проценты за 2 года – 2000 000 руб. Все 2000 000 руб. признаются расходом в январе 2015 года. Считаем норматив за январь 2015 года, предположив, что ставка ЦБ осталась на уровне 8,25. Получаем 82 680 руб. (10 000 000 руб. х 8,25% х 1,8 : 365 х 31). Вуаля! В расходах можно учесть только 82 680 руб., а все остальное (1917 320 руб.) – по факту за счет собственных средств.
Зато — никакого спора с налоговиками…
Источник