(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
П. 1 ст. 94 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.
1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
курсовая разница по средствам федерального бюджета;
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 2 ст. 94 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.
2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
3. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года:
в объеме дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета отчетного года, не использованных в течение отчетного года на формирование Фонда национального благосостояния, используются в текущем финансовом году на те же цели;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 3 п. 4 ст. 94 (в ред. ФЗ от 19.07.2018 N 222-ФЗ) в части, касающейся Фонда развития, действует до 31.12.2024 включительно.
в объеме неполного использования бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда и бюджетных ассигнований, источником формирования которых является Фонд развития, отчетного финансового года направляются соответственно на увеличение в текущем финансовом году объемов бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда и бюджетных ассигнований, источником формирования которых является Фонд развития;
(см. текст в предыдущей редакции)
в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;
в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением бюджетных ассигнований в размере, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, которые направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на предоставление указанных межбюджетных трансфертов;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, направляются в установленных Правительством Российской Федерации случаях и порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 в абз. 7 п. 4 ст. 94 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 479-ФЗ). См. будущую редакцию.
в объеме остатков средств организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации, привлеченных на единый счет федерального бюджета, направляются для возврата указанных средств на счета, с которых они были ранее перечислены;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 в абз. 8 п. 4 ст. 94 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 479-ФЗ). См. будущую редакцию.
в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения направляются на увеличение соответствующих бюджетных ассигнований на указанные цели.
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Действие абз. 9 — 11 п. 4 ст. 94 приостановлено с 01.01.2020 до 01.01.2021 (ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ). Остатки средств на 01.01.2020 используются в 2020 году в соответствии с ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ.
Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на:
осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;
сокращение заимствований.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 п. 5 ст. 94 утрачивает силу (ФЗ от 27.12.2019 N 479-ФЗ).
5. В состав операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета включаются:
размещение средств на депозитах и их возврат в соответствии со статьей 236 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета и их возврат в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
привлечение и возврат средств организаций, учредителем которых является Российская Федерация и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
другие операции по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, осуществляемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 5 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
Ст. 94 БК РФ. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Источник
Дефицит государственного бюджета — это… Бюджетный дефицит и бюджетный профицит, сбалансированный бюджет. Внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета. Меры по управлению бюджетным дефицитом: эмиссия, секвестр и налоговое покрытие.
РИА Новости / Екатерина Штукина
Что такое бюджетный дефицит
Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов бюджета над доходами.
Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает — это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
Дефицит — всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.
Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр — сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие — введение дополнительных налогов и сборов; заимствования — наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия — дополнительный выпуск наличных.
Дефицит бюджета — не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита — сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.
Профицит и сбалансированный бюджет
Профицит государственного бюджета — это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.
Сбалансированный бюджет — это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным — общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.
Причины бюджетного дефицита
Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма — необеспеченных социальных программ.
Рост неоплаченного государственного долга.
Сокращение доходов из-за экономического кризиса.
Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.
Неэффективность финансовой системы государства.
Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.
Коррупция.
Виды бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит — это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.
Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.
Структурный дефицит — это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.
Циклический дефицит бюджета — это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.
Последствия дефицита бюджета
Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.
Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.
Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции — снижению покупательной способности денег.
Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.
Источники финансирования дефицита государственного бюджета
Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.
Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита
Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.
Кредиты, полученные от кредитных организаций — банков и фирм.
Бюджетные кредиты.
Доходы от продажи государственного имущества.
Использование государственных резервов.
Внешние источники финансирования бюджетного дефицита
Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.
Кредиты иностранных государств.
Кредиты зарубежных банков и фирм.
Кредиты международных финансовых организаций.
Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать — возвращать с процентами.
Меры по управлению бюджетным дефицитом
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:
Денежная эмиссия. Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция — деньги начнут обесцениваться.
Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень — перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.
Секвестирование бюджета. Урезание бюджетных расходов — секвестр — позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно — жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.
Источник
Понятие дефицита и причины его возникновения
Целью существования любого государства выступает выполнения ею своих обязательств перед гражданами. Для того чтобы эти обязательства были выполнены в полной мере государство формирует бюджет.
Бюджет – это фонд денежных средств, который формируется на централизованных началах, и используется государством для финансирования выполнения своих обязательств перед гражданами.
В идеальном варианте, расходы бюджета полностью покрываются его доходами, (сбалансированный бюджет), но в современных экономических реалиях такая ситуация встречается крайне редко. Обычно, под влиянием совокупности различных факторов (природных, экономических, культурных, политических и др.) расходы бюджеты превышают запланированный уровень доходов, и образуют бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит – это ситуация в экономике, когда доходы бюджета не покрывают в полной мере его расходы, вынуждая государство прибегнуть к дефицитному финансированию.
В противовес бюджетному дефициту выступает бюджетный профицит. Бюджетный профицит – это ситуация в экономике, когда доходы бюджета превысили запланированные расходы. В этом случае у страны формируется неиспользованный фонд денежных средств.
Бюджетный дефицит может возникать по следующим причинам:
1. Проведение инновационных изменений в экономическом и промышленном секторе;
2. Сокращения доходов из-за экономических кризисов;
3. Любые непредвиденные чрезвычайные ситуации (военные действия, массовые беспорядки, лесные пожары и т.д.);
4. Неэффективная или нерациональная финансовая политика;
5. Рост социальных выплат без соответственного роста реального ВВП;
6. Коррупция и теневая экономика.
Классификация бюджетного дефицита
По направлениям финансирования дефицита различают активный и пассивный бюджетный дефицит. Активный бюджетный дефицит возникает в связи с проведением инновационно — инвестиционной деятельности, и характеризуется с нехваткой бюджетных ресурсов для финансирования определенных мероприятий связанных с структурной перестройкой экономики. Пассивный бюджетный дефицит возникает, когда существует нехватка средств, для осуществления расходов, связанных с текущими функциями государства.
В зарубежной экономической литературе принято различать три вида дефицита бюджета.
Наглядно-реальный дефицит — объем дефицита равен объему доходов от федеральных налогов, сниженных на объем трансфертных платежей и на суму государственных закупок.
Структурный дефицит — этот вид связан с понятием базовой безработицы. Он представляет собой ситуацию в экономке, когда часть населения не занята в производстве валового продукта, соответственно характеризуется неполучением доходов в бюджет, при текущем объеме социальных выплат.
Циклический дефицит — это результат влияния экономических циклов на доходы и расходы бюджета, связанные с изменениями в спросе и предложении, в связи с экономическим подъёмом или спадом. Формула расчета циклического дефицита следующая: фактический дефицит – структурный дефицит.
По срокам действия можно разделить бюджетный дефицит на:
— Долгосрочный (устойчивый);
— Краткосрочный (кассовый).
Краткосрочный (кассовый) дефицит бюджета — связан с покрытием временных кассовых разрывов между доходами и расходами, которые возникают во время выполнения государством своих функций. Долгосрочный дефицит, исходя из названия, связан з разрывами в финансировании государственных расходов в долгосрочном периоде.
По признаку связи с государственным долгом различают первичный и общий (операционный) бюджетный дефицит. Первичный дефицит — разница между величиной дефицита бюджета и выплатой процентов за долг. Операционный дефицит — дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Источники финансирования бюджетного дефицита
По типу кредитора, финансирование дефицита делится на: внутреннее финансирование и внешнее финансирование.
К внутреннему финансированию относятся:
1) Финансирование за счет государственных фондов (фонд накопления, фонд национального богатства, и др.);
2) Финансирование за счет привлечения средств от банковской системы, в том числе от государственных банков;
3) другое внутреннее финансирование (займы от финансовых учреждений, не
финансовых организаций, и т.д.);
4) Приватизация государственного имущества;
5) Финансирование за счет средств бюджетных учреждений;
6) Изменения объемов депозитов и ценных бумаг, используемых для управления ликвидностью;
7) За счет изменения стоимости финансовых активов и обязательств (Корректировка на разницу между стоимостной оценкой активов и обязательств и цене нового выпуска обязательств, на разницу между стоимостной оценкой обязательств и ценой при погашении обязательств, с учетом переоценки в национальной валюте).
К источникам внешнего финансирования относятся:
1) Займы от международных организаций для финансирования экономического развития;
2) Займы от иностранных государств;
3) Кредиты от иностранных коммерческих банков;
4) Заемные средства от поставщика продукции и технологий;
5) Другие внешние займы;
6) изменения объемов депозитов и ценных бумаг, используемых для управления ликвидностью;
7) корректировки на разницу между стоимостной оценкой активов и
обязательств и ценой нового выпуска обязательств, а также на разницу между
стоимостной оценке активов и обязательств и ценой их фактического погашения.
Дефицитное финансирование
Финансирование в условиях депозита может происходить в 2-х формах: в денежной и долговой.
Денежная форма дефицитного финансирования подразумевает под собой эмиссию денежных средств Центральным банком (выпуск в оборот дополнительной массы денег). Данный вид финансирования, как правило, используется очень редко, из-за негативных последствий. К ним относиться, в первую очередь, инфляция, которая возникнет в долгосрочной перспективе. Это связано с тем, что дополнительные деньги не обеспеченны дополнительным валовым продуктом, и они нарушают механизм ценообразования, повышая цены на товары и услуги внутри страны, т.е. фактически вызывают девальвацию собственной валюты. Так же значимыми последствиями использования эмиссии для финансирования дефицита выступает «Эффект Танге». Он связан с тем что, налогоплательщики начинают задерживать выплаты налогов и сборов, с целью уменьшения фактической налоговой нагрузки. Это происходит из-за обесценивания денег, и приводит к снижению реальных доходов бюджета. Что в свою очередь вызывает новый виток инфляционного подъёма. Многие государства налаживают мораторий на использование данного способа, из-за перечисленных негативных эффектов.
Долговое финансирование проводится путем эмиссии облигаций государственного долга на внешних и внутренних фондовых рынках. Данные облигации подразумевают оплату условленного процента после окончания срока займа. Долговое финансирование характеризуется отсутствием негативных последствий, как от денежного: дополнительные денежные средства, которые мобилизуются на фондовом рынке, не являются «новыми», а уже функционировали в экономической системе, поэтому не будет происходить рост уровня инфляции. К долговым источникам финансирование относятся кредиты и займы, описанные в разделе источники финансирования. Долговое финансирование имеет ряд недостатков. Облигации государственного долга, как правило, рассматриваются как надежные долговые инструменты. Что в свою очередь вызывает отток денежных средств от рисковых инвестиций (предпринимательская деятельность), что вызывает сокращение экономического роста государства.
Так же, одним из видов дефицитного финансирования может выступать система налогообложения. В краткосрочном периоде государство может наполнить бюджет увеличивая число и ставки налогов. Но в краткосрочной перспективе данное финансирование неминуемо приведет к снижению экономической активности, переходу экономики в тень и снижению темпов экономического развития.
Источник