В условиях мирового финансово-экономического кризиса наиболее актуальным является вопрос привлечения денег со стороны.
И если заемщики-физические лица зачастую берут небольшие суммы и на короткие сроки погашения (и, как правило, для реализации личных целей), то государство привлекает средства гораздо в больших объемах и на осуществление глобальных целей.
Понятие
По сути, договор гос. займа – это то же соглашение о займе, которое отличается от обычного договора специальным субъектным составом.
Государственный займ – это кредит или заимствование, при которых РФ выступает в качестве поручителя в отношении иного заемщика, или же берет на себя все долговые обязательства.
Кредиторами РФ могут являться любые лица – как физические, так и юридические. Не исключено привлечение средств не только от российских, но и от иностранных инвесторов. В отдельных случаях, кредитором РФ может выступать другая страна.
Законодательство
Порядок получения и возврата государственных займов ранее регулировал 76-ФЗ от 26.12.1994 года “О государственных внешних заимствованиях…”. Нормативный акт действовал с момента издания и вплоть до конца 1999 года. На настоящее время документ утратил свою юридическую силу.
Сейчас нормативное регулирование правоотношений в этой сфере осуществляется:
- ГК РФ, в частности, ст. 817, а также Глава 7 (о ценных бумагах и их обороте);
- 136-ФЗ от 29 июля 1998 года “Об особенностях эмиссии…”;
- 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года “О рынке ценных бумаг”.
Чем отличается от кредита в банке
Государственный и банковский кредит значительно отличаются между собой.
Основное отличие – в характере обеспечения. При оформлении банковского заимствования обеспечением выступают конкретные материальные ценности – имущество, оборудование, товары. В случае гос. займа залогом выступает имущество, принадлежащее государству.
Если будет объявлен дефолт, арестовано может быть все имущество, даже находящееся за границей. Санкции могут затронуть здания торговых представительств, счета организаций с государственной формой собственности и др. Арест не может быть наложен только на имущество, находящееся в ведении консульств.
Оформление государственного займа
Договор заключается согласно требованиям, установленным в ст. 817 ГК РФ.
Для начала необходимо определиться с участвующими в процессе сторонами. Согласно ч. 1 указанной статьи, в правоотношениях принимают участие:
- в качестве заемщика – РФ или субъект РФ (в том числе, и муниципальное образование в составе субъекта РФ);
- в качестве займодателя – гражданин или юрлицо.
Ч. 3 вышеуказанной статьи регламентирует порядок оформления гос. займа. На основании нормативных положений, договор заключается посредством приобретения займодателем (гражданином или юрлицом) пакета гос. облигаций или иных ценных бумаг.
На основании купленных ценных бумаг займодатель имеет право требовать с заемщика (государства, субъекта РФ или муниципального образования) погашения задолженности. Погашение, как правило, происходит вместе с процентами.
После выпуска (эмиссии) ценных бумаг изменение условий договора государственного займа не допускается, о чем гласит ч. 3 ст. 817 ГК РФ.
Разновидность
Гос. займы подразделяются на разновидности – в зависимости от субъекта правоотношений и от валюты производимой операции:
Выпуск ценных бумаг
Как правило, гос. займы предоставляются в качестве кредитных продуктов от различных финансовых организаций мировой значимости. Выдаваться они могут в виде ценных бумаг, международных ссуд, гарантий или поручительств самой страны.
То есть, государство-заемщик выпускает некоторый объем своих ценных бумаг, и далее размещает их на международных финансовых площадках. Участники мирового финансового оборота (международные банки и другие финансовые корпорации) могут эти бумаги купить, тем самым предоставив займ.
Эмиссия государственных ценных бумаг имеет одну важную цель – уравновесить налоговые поступления в бюджет государства. Ведь между доходами и расходами бюджета может возникнуть дисбаланс, который нужно уравнять.
Если говорить о внутренних госзаймах, наиболее надежным методом компенсации нехватки бюджета является эмиссия денег или получение займа в ЦБ РФ.
Что такое эмиссия
Государственные займы также подразделяются на виды по субъектам-эмитентам:
- ценные бумаги, эмитируемые Правительством РФ;
- выпускаемые субъектами РФ;
- выпускаемые органами местной администрации.
Соответственно, в зависимости от эмитента и будет зависеть, в какой бюджет поступят средства – в федеральный, региональный или местный.
Вексель и облигация
Наиболее распространенными типами ценных бумаг при гос. заимствованиях являются вексель и облигация.
В силу ст. 816 ГК РФ, облигация – это ценная бумага, которая свидетельствует о правах ее держателя на истребование от эмитента номинальной цены облигации или прочего вещного эквивалента в предусмотренные сроки.
Помимо расчетной стоимости, держатель может претендовать на получение фиксированного процента от номинала.
Облигации подразделяются на:
- обезличенные – то есть выпущенные в целях погашения дефицита бюджета, а не для реализации конкретных целей;
- целевые – эмитированные в целях оказания господдержки конкретной госпрограмме или проекту.
Векселя (альтернативное наименование – казначейские обязательства) – это разновидность ценных бумаг, компенсирующих дефицит госбюджета. Выплаты по ним происходят с начислением процентов и в установленные сроки.
Чаще всего, векселя используют при краткосрочных государственных займах, а облигации – при долгосрочных.
Нерыночный и рыночный
Классификация госзаймов также осуществляется по признаку пользования ценными бумагами:
- рыночные кредиты;
- нерыночные.
Рыночные обеспечиваются облигациями, которые подлежат свободному обращению на финансовом рынке. То есть такие ценные бумаги можно продавать, покупать или перепродавать.
Нерыночные кредиты характеризуются запретом свободного обращения векселей или облигаций, что обуславливает отсутствие возможности у держателя ценной бумаги продать долговое обязательство.
С залогом и без залога
Договор госзайма может быть обеспечен залогом или же быть необеспеченным.
Госзаймы с наличием обеспечения – наиболее распространенный тип. В качестве предмета залога может выступать некий доход страны или же имущество, находящееся в государственной собственности.
Беззалоговые кредиты – менее популярная разновидность. Такие займы, как правило, выдаются странам, имеющим достаточный авторитет и финансовую стабильность.
Возврат денежных средств
Некоторые особенности государственного займа в разрезе характера выплаты дохода:
Возврат денежных средств осуществляется в конкретные сроки, установленные договором госзайма, то есть ценной бумагой, выпущенной в качестве обеспечения погашения.
По сроку погашения госзаймы можно классифицировать на нижеследующие виды:
- краткосрочные (предельный срок для погашения – 12 месяцев);
- среднесрочные (до 60 месяцев);
- долгосрочные (верхняя временная граница не установлена).
Управление гос долгом
Управление гос. долгом – это процедура проведения комплексных совместных мероприятий Центробанка и государства, направленная на погашение полученных займов, а также на организацию процесса выплаты доходов по имеющимся обязательствам.
В процедуру управления гос. долгом входят следующие мероприятия:
- осуществление отчислений кредиторам;
- платежи по внутренним и внешним заимствованиям;
- корректировка условий кредитов;
- выдача гарантий или предоставление поручительства;
- разработка порядка размещения новых госзаймов.
От того, насколько правильным и взвешенным окажется принятое решение в процессе управления гос. долгом, и будет зависеть эффективность проводимых мероприятий.
Взвешенное решение основывается на:
- анализе размера долговых обязательств;
- структурировании задолженности;
- объективной оценке долговых обязательств и текущего экономического положения в стране.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Формы государственного долга — в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Внешний долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования — используются для покрытия дефицита Федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации — перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.
Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Государственные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу чего Российская Федерация — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.
Государственная долговая книга Российской Федерации — книга, в которую заносится информация о долговых обязательствах Российской Федерации. Информация в книгу заносится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.
Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией — кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией.
Инвестиционная политика — система мероприятий по оптимальному размещению капиталовложений с целью достижения желаемой доходности, обеспечения безопасности и ликвидности инвестиций.
Инвестиционный климат — экономические, денежно-кредитные, финансовые и иные условия работы предприятий, оказывающие воздействие на результаты инвестирования финансовых ресурсов.
Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами.
Международный валютный фонд — ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.
Международный банк реконструкции и развития — международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.
Лондонский клуб — неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).
Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия — член Парижского клуба с 1997 года.
Источник
АННОТАЦИЯ
Основная роль и значение государственного кредита, анализ динамики внешнего и внутреннего долга РФ, основные проблемы управления государственным долгом и их решения.
Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, внутренний долг, управление государственным долгом.
В современных условиях, когда Россия находится в состоянии полу-кризиса, и имеет нехватку денежных средств для осуществления своих функций, а также для решения проблем, связанных стимулирования экономического роста, у государства есть объективная необходимость взять кредит.
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством и различными экономическими субъектами, при которых государство может выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Государственному кредиту присуще те же свойства, что и обычному кредиту, и основывается он на принципах кредитования: возвратности, платности, целевого назначения, обеспечения и срочности
Сущность государственного кредита реализуется через его функции:
- Регулирующую
- Контрольную
- Распределительную
Распределительная функция государственного кредита заключается в перераспределении денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Для реализации общественно значимых проектов, а также направления денежных средств на социальную сферу. Регулирующая функция государственного кредита заключается в существенном воздействии государства на рынок заимствования, так же воздействие на денежное обращение, процентные ставки, занятость. Контрольная функция государственного кредита заключается в финансовом контроле. Практическое назначение функции контроля обеспечение полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного и целевого использования средств, привлеченных через систему государственных займов.
Государственный кредит можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний кредит более распространен по сравнению с внешним. Внутренний кредит представляет собой совокупность отношений между государством и резидентами страны, государство выступает кредитором, гарантом, и в основном заемщиком денежных средств в национальной валюте, это происходит за счет выпуска государственных облигаций.
Внешний государственный кредит- совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Сумма полученных внешних займов с учетом начисленных процентов надлежит включению в государственный долг страны.
Стоит отметить, что роль Российской Федерации на международной арене как кредитора и гаранта ограничена в связи с проблемами внутри страны, а также из-за санкций и запретов, введенных против России, однако круг кредиторов России довольно широк, он представлен ведущими развитыми государствами и международными финансовыми институтами
В соответствии со ст. 101 Бюджетного Кодекса Российской Федерации правительство реализует управление государственным долгом [1]. С целью оптимизации управления осуществляется разработка программ государственных внешних и внутренних заимствований. Рассмотрим объем и динамику государственного внутреннего долга РФ. (таблица 1)
Таблица 1.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации [3]
Из таблицы 1 мы видим, что государственный внутренний долг на 1 января 1993г составлял 3,57 млрд. рублей в том числе государственные гарантии 0,08 млрд рубелей, а на 1 января государственный внутренний долг составил 8003,46 млрд рублей, в том числе 1903,11 млрд рублей из них государственные гарантии РФ. Из данной таблице можно сделать вывод, что идет тенденция увеличение внутреннего государственного долга Российской Федерации. С 1 января 1993г по 1 января 2017 года внутренний государственный долг Российской Федерации возрос на 7998,89 млрд рублей. По данным Министерства финансов Российской Федерации, государственный внутренний долг России на первое октября 2017г. составляет 8 740 747,3 млн. руб. [3]
Внешний долг — суммарные денежные обязательства государства, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Рассмотрим объем и динамику государственного внешнего долга РФ. (таблица 2)
Таблица 2.
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2017 гг.)*[3] млн. долл. США
* включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией
Из таблицы 2 видно, что внешний государственный долг РФ на 1 января 2011г составил 39956,9 млн долл. в том числе государственные гарантии 913,3 млн долл., а на 1 сентября 2017г 51 094,2 млн долл. в том числе государственные гарантии 11667,8 млн долл., вырос за этот период на 11137,3 млн долл. или на 28%. Из таблицы можно сделать вывод, что внешний государственный долг РФ за последние пять лет держится на одном стабильном уровне около 50 млрд долл. По данным Министерства финансов Российской Федерации, государственный внешний долг России на первое сентября 2017 г. составляет 51 094,2 млн долл. США. [3]
На увеличение Государственного долга РФ повлияло множество факторов: понижение цен на нефть, конфликт в Украине, введение санкций и связанное с ним ограничение доступа российских корпораций к рынкам капитала, последовавшие затем отток капитала из России и ослабление курса рубля, что, в свою очередь, подстегнуло инфляцию.
Если говорить о государственном кредите, где Российская Федерация выступает как кредитор, а другие страны в качестве заемщиков денежных средств, то мы наблюдаем следующую тенденцию, что наше государство последние годы списывает долги странам, которые взяли кредит либо у России или СССР. Наиболее заметные это списание государственного долга Кубе в размере 31,7 млрд долл., так как по мнению различных экспертов Куба бы никогда не смогла выплатить нам долг. Ираку также списали долг в размере 21,5 млрд долл., по такой же причине, неспособности выплатить долг. Африканским странам списали в размере 20 млрд долл. в порядке «братской помощи», а также Монголии 11,1 млрд долл., Афганистану 11 млрд долл., Северной Кореи 10 млрд долл., Вьетнаму 9,53 млрд долл., и более мелкие долги другим странам.
Списание этих долгов обусловлено тем, что РФ ищет союзников и поддержки на мировой арене. Но списание негативно влияет на пополняемость бюджета, причем у нашего государство и так не хватает денег для нормального развития экономики. Хотя эти средства были бы кстати, в такой кризисный момент, который проходит на данном этапе Россия. За счет этих средств можно было бы реализовать большое количество государственных программ.
Управление государственным долгом — это совокупность мероприятий государства и уполномоченных органов по поводу регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Управление государственным долгом осуществляется с помощью методов [4]:
рефинансирования государственного долга – погашение долга, за счет новых заимствований
новации – замены обязательств по кредиту на другие обязательства
унификации – решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов
конверсии – односторонне изменение доходности займов
консолидации – изменение даты по выплатам по обязательствам на более поздний срок
отсрочки погашения — консолидации при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам
аннулирования государственного долга — отказ государства от обязательств по ранее выпущенным займам
Основными проблемами управлением государственного долгом является стоимость заимствований и увеличение расходов связанных с погашением и обслуживанием долга, необходимость внутреннего заимствования, так как сократились возможности для внешних займов, проблемы связанные с рефинансированием государственной задолженности, снижение рейтинга России.
Для решения проблем с управлением государственного долга государству необходимо предпринять меры по увеличению доверия к Российской экономики с помощью усовершенствования налоговой системы и налогового администрирования, сбалансированности бюджета, эффективной борьбой с коррупцией, обеспечение надежного функционирования банковской системы, соблюдение всех федеральных законов на территории РФ. [2]
От эффективности управления государственного долга зависит стабильность развития государства, темпы инфляции, состояние дефицитов бюджетов и инвестиционный климат в стране.
Список литературы:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017) ст. 101
- Мукабенова А. В. Управление государственным долгом: проблемы и возможности // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 381-382.
- Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:(дата обращения: 17.10.2017). : URL: https://minfin.ru
- Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям Таганрог: ЮФУ, 2007: [Электронный ресурс]. URL: https://www.aup.ru/books/m177/2_105.htm (дата обращения: 17.10.2017)
Source: sibac.info
Источник