Вчера писал о долгах государств, домохозяйств и корпораций.
Сегодня хочу поподробнее порассуждать о «внешнем» и «внутреннем» долге. Чем они отличаются и какие несут риски?
Внутренний долг – обязательства перед резидентами. Например, государственную облигацию купил отечественный инвестор – это внутренний государственный долг. Или человек взял кредит в банке на территории страны – также внутренний долг, но уже частный.
Внешний долг – обязательства перед нерезидентами. Хотя, понятное дело, и резиденты страны могут покупать внешние долги страны. Среди примеров: покупка нерезидентами государственных облигаций (внешний госдолг) или корпоративных бумаг (внешний корпоративный долг). Возможно и обратное – нерезиденты также могут покупать внутренние долги долги страны.
Лидер по внешнему долгу в абсолютной величине, как всегда, США – $8,7 трлн. По внешнему долгу к ВВП лидируют привлекательные для иностранных денег Гонконг, Кипр, Сингапур.
Какой долг более рискован для страны: внешний или внутренний?
Разумеется, внешний. Особенно проблема внешнего долга актуальна для стран, которые не являются «тихой гаванью», но используются инвесторами в качестве поиска высокой доходности – валюта таких стран менее стабильна.
1. Внешний долг зависит от валютного курса: если у правительства, корпораций, домохозяйств, банков много иностранных долгов, то обесценение отечественной валюты делает эти долги в иностранной валюте дороже.
2. Внешние долги, как правило, более краткосрочные. Инвесторы далеко не всегда готовы вкладываться в другую страну с валютным риском надолго. Такие долги могут потребовать в любой момент, и их может быть непросто рефинансировать.
3. Внутренним долгом проще управлять. Внутренний долг выплачивается в отечественной валюте, так что ЦБ всегда может благополучно напечатать денег. Это касается, например, государственного долга: ЦБ может начать выкупать гособлигации для снижения долговой нагрузки. А вот другие валюты, увы ???? не напечатаешь, так что государственные дефолты часто объявляются именно по внешнему долгу.
Или, например, если коммерческий банк сталкивается с резким оттоком вкладчиков – это проблема. Регулятору придется предоставлять банку ресурсы, чтобы тот вернул их вкладчикам. А что, если половина этих вкладчиков требуют вернуть им доллары и евро? Это уже большая проблема, и ЦБ будет с ней справиться не так просто.
Впрочем, у нас в стране с этим не забалуешь – бери, как говорится, что дают и тихо радуйся, что вообще отдали.
Оценить степень «опасности» высоких долгов очень просто и невозможно одновременно. С одной стороны, это элементарная арифметика: если поток доходов превышает процентные платежи по долгам, то дефолт маловероятен. Это правило верно для всех займов: от потребительских кредитов до долгов целых государств.
С другой стороны, любое «сомнение» в голове у инвестора может привести к дефолту или даже волне дефолтов. Например, появился слух (не факт, что правдивый), что банк обанкротится – население побежало забирать депозиты. И банк, который не может функционировать без денег вкладчиков, объявляет о банкротстве. Если этот банк должен другим банкам – это уже риск для всей банковской системы. Все это может произойти даже на пустом месте, так что тут не угадаешь.
Вообще, репутационные риски – более чем серьезная тема для финансового сектора. Даже если у банков все отлично с точки зрения баланса и соблюдены все нормативы мгновенной ликвидности, в описанной выше ситуации они могут справиться с такой ситуацией с очень большими потерями. Тем более, если это тщательно спланированная операция конкурентов. И тем более, если это происходит во время того или иного кризиса, что многократно усиливает риски.
В таких ситуациях отсутствие богатого акционера или быстрой помощи от Регулятора – это беда.
Закредитованность финансового сектора, корпораций, населения и государства с каждый годом только растет.
Коронавирус сделал ситуацию еще более взрывоопасной:
— Всем (и государствам, и корпорациям, и частным лицам) пришлось занимать еще больше денег. По оценкам IIF, мировой долг за 2020 г. вырастет примерно на $20 трлн.
— Доходы населения и бизнеса падают. ОЭСР ожидает, что мировой ВВП упадет за этот год на 4,2%.
То есть, даже исходя из упрощенной арифметики, долги растут, а доходы падают. Это делает долги все более и более рискованными.
Откуда может взяться неустойчивость долга сегодня?
1. Низкие процентные ставки от регуляторов не доходят до кредитов бизнесу и населению. Снижение ставок быстро отражается на ставках и на финансовом рынке. Однако банки, которые видят низкую кредитоспособность заемщиков, не снижают ставки сильно, чем увеличивают долговую нагрузку на частный сектор в будущем.
2. Низкие процентные ставки от регуляторов и поддержка правительства не вечные. Рано или поздно государственные гарантии по кредитам и низкие ставки перестанут действовать. Это вполне может ударить по экономике любой страны и повысить проценты по долгу (будь то госдолг или кредит фирме) настолько, что по ним будет невозможно расплатиться.
3. Внешний долг еще менее устойчив. Как я упоминал, обесценение валюты может ударить по долгам в иностранной валюте и привести к волне банкротств как внутри страны, так и за ее пределами.
Как я уже писал, сравнивать страны по размеру долгов имеет смысл только с учетом их уровня развития. Пока мы видим, что проблемы с внешним долгом испытывают развивающиеся страны, такие как Турция и Аргентина, внешние долги которых составляют до 40% и 65% от ВВП соответственно. А развитые стран с внешними долгами более 100% пока не сталкиваются с рисками волны дефолтов.
Проблемы PIGGS – тема отдельная. И пока Евросоюз един, все это решаемо. Ключевое слово – ПОКА.
Так что на устойчивость долга влияет крайне много факторов помимо его объема к ВВП. Размер долга, в свою очередь, больше влияет не на вероятность дефолта по долгу, а на тяжесть последствий, которые страна будет испытывать в случае, если этот дефолт уже случился.
В целом, тема отдельных дефолтов страшна не сама по себе (хотя для конкретного субъекта это всегда трагедия). Опасна она прежде всего тем, что может выступить триггером. Триггером для больших неприятностей. Как в свое время крах Lehman Brothers стал исходной точкой для крайне серьезных мировых событий 2008 г.
Вывод? Долговая нагрузка на страны, корпорации и домохозяйства стремительно растет. В определенный момент ситуация с долгами может стать неуправляемой.
И мы с вами для начала должны:
1. Понимать, что, собственно, происходит, и какие последствия это может иметь.
2. Все чаще и чаще задумываться о персональном риск-менеджменте. То есть всегда заранее иметь так называемый «план Б».
@bitkogan
__________________________________________________________________________________________
Каждый день я подробно освещаю события, происходящие на финансовых рынках, даю комментарии и высказываю свое мнение.
Подписывайтесь на мои каналы в удобных для вас социальных сетях:
· Telegram
· Youtube
· VK
Знакомьтесь с актуальной информацией. Пишите, задайте вопросы.
Всегда рад,
Евгений Коган.
Источник
Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.
Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.
Общегосударственный долг — более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.
Внутренние и внешние займы.Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:
1) размещением долговых ценных бумаг;
2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.
Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.
Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.
Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.
С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28% всех расходов федерального бюджета против 16% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1080 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Государственный долг — это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Он подразделяется на госдолг РФ (обеспечивается федеральной собственностью) и госдолг субъектов РФ (обеспечивается имуществом субъектов РФ).
Основным источником покрытия государственного долга являются займы. Займы — это денежные поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют собой лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона заключается в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах или в создании условий для резкого ускорения развития какого-либо процесса.
Различают внутренние и внешние займы. Первые ведут к образованию внутреннего государственного долга, вторые — внешнего. Если выплата внутреннего долга поступает физическим и юридическим лицам своего государства, то обслуживание внешнего долга представляет чистый убыток, так как проценты уходят за пределы страны. Все это требует научно продуманного подхода к использованию заимствований и обязательного прозрачного отражения их в бюджетах.
Внутренние займы подразделяются на:
1) финансирование бюджета за счет кредита ЦБР и изменения остатков средств бюджета;
2) государственные и муниципальные ценные бумаги;
3) бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
4) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
5) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и тд.
Источники внешнего заимствования классифицируются по следующим группам:
1) кредиты международных финансовых организаций;
2) кредиты правительств иностранных государств;
3) кредиты иностранных коммерческих банков и фирм;
4) изменение остатков средств федерального бюджета на счетах в банках в иностранной валюте.
Управление государственным долгом — это совокупность мероприятий государства по принятию, регулированию и погашению финансовых заимствований. Оно осуществляется на уровне РФ Правительством РФ, в субъектах — органами исполнительной власти, в муниципальных объединениях — органами местного управления.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были ею гарантированы. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, а также по долговым обязательствам РФ, если указанные обязательства не были гарантированы ими.
Высший орган управления госдолгом — Федеральное Собрание. Оно в рамках федерального закона о федеральном бюджете устанавливает важнейшие параметры госдолга:
• предельные размеры внутреннего и внешнего государственного долга;
• предельный объем годовых внешних заимствований;
• расходы на обслуживание государственного долга в текущем году.
Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих механизмов.
Реструктуризация госдолга ~ это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.
Конверсия госдолга — это изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Для кредиторов иногда возможно и повышение доходности государственных ценных бумаг.
Консолидация госдолга — это изменение условий займов, связанное с их сроками. При этом возможно как увеличение, так и уменьшение срока действия государственных ценных бумаг.
Унификация госдолга — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Аннулирование государственного долга ~~ это отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Формы государственных кредитов
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. А они в свою очередь могут выступать в нескольких формах.
Первая форма — это государственные и муниципальные заимствования, которые являются главным способом покрытия дефицита бюджета. Они осуществляются путем выпуска ценных бумаг и их размещения, или же посредством кредита, привлекаемого органами власти и местного самоуправления. Самый распространенный вид государственных ценных бумаг – облигация, которая представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение номинальной стоимости облигации от ее эмитента в установленный срок, а также зафиксированного процента или другого имущественного эквивалента. Данные кредиты могут предоставляться как государственными, так и коммерческими банками, иными кредитными и международными организациями.
Классифицировать займы можно по нескольким признакам:
- По субъекту, реализующему право эмиссии кредитных обязательств: государственные займы, региональные и муниципальные;
- По держателям ценных бумаг: универсальные, которые распространяются и среди физических, и среди юридических лиц, и специальные, которые реализуются либо только населению, либо только организациям;
- По отношению к вторичному рынку: рыночные займы и нерыночные;
- В зависимости от способа выплаты доходов: процентные, выигрышные займы, процентно-выигрышные, целевые (беспроцентные), беспроигрышные, дисконтные и процентно-дисконтные.
Другая форма государственного кредита: государство является кредитором. Заемщиками средств бюджета страны могут быть: бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие юридические лица и т.д. Обеспечивать исполнение возврата по бюджетному кредиту помогают банковские гарантии, залог имущества, поручительства.
Также государство в кредитных отношениях может выступать в качестве гаранта. БК РФ рассматривает гарантию государства как форму обеспечения гражданско-правовых обязательств, по которым РФ или же субъект РФ письменно дает обязательство отвечать за выполнение тем лицом, которому гарантия предоставлена, обязательств перед третьими лицами частично или полностью.
Внутренний и внешний долг государства
Определение 1
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, где кредитором, заемщиком или гарантом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование с одной стороны, а с другой – физические или юридические лица, зарубежные страны, международные организации и т.д.
Государственный кредит, являясь экономической категорией, находится на стыке финансов и кредита. Выступая элементом финансовой системы, государственный кредит способствует формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит имеет общие черты с финансами, это:
- Распределительные отношения;
- Участником таких отношений является государство;
- Цель данных отношений заключается в привлечении государством дополнительных финансовых средств.
Отличиями же государственного кредита от финансов являются: возмездный и возвратный характер первого, двустороннее движение денежных средств, добровольный характер, ограничения по срокам и т.д.
Как уже было отмечено, кредит государства может быть внутренним и внешним.
Внутренний кредит имеет следующие формы:
- Выпуск займов, характеризуется привлечением временно-свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования потребностей общества;
- Обращение вкладов в государственные займы, что реализуется через систему Сбербанка. В большинстве случаев наблюдается в тоталитарном государстве, где банки находятся под контролем правительства страны;
- Заимствование ресурсов общегосударственного ссудного фонда. В данном случае Центральный банк передает кредитные средства непосредственно;
- Бюджетные кредиты. При такой форме государство является кредитором. Таким способом государство оказывает помощь юридическим лицам на принципах возвратности, платности и срочности. Объемы средств, которые выделяются в бюджет, не ограничены. Однако, такой кредит могут получить только те предприятия, в деятельности которых страна заинтересована.
Замечание 1
Внешние кредиты в современном мире чаще всего имеют своей целью оказание продовольственной помощи. Такие займы выдаются международными финансовыми организациями.
Государственный долг РФ
Государственный кредит становится причиной образования государственного долга. Государственный долг – это общая сумма всех выпущенных и непогашенных обязательств по долгам, в том числе начисленные проценты.
Государство, пользуясь возможностью привлечения дополнительных средств, со временем накапливает задолженность внутреннюю и внешнюю, поэтому государственный долг растет.
Государственная активность в качестве заемщика – это индикатор финансового состояния страны: чем выше объемы заимствования, тем хуже положение государственного бюджета.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, под государственным долгом понимаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, зарубежными странами и международными организациями. Необходимо различать внутренний и внешний долг государства, а также общегосударственный долг, состоящий не только из задолженности Правительства страны, но и задолженностей органов управления.
Обеспечением государственного долга является все имущество, находящееся в федеральной собственности и составляющее государственную казну.
Внутренний долг государства состоит из задолженностей прошлых лет и новой задолженности.
Размещение внешних займов происходит на иностранных фондовых биржах в валюте других стран.
Все долговые обязательства России погашаются в конкретно определенные сроки и не могут превышать тридцати лет. Не допускается изменение условий займа, выпущенного в стране.
Источник