В соответствии с Законом “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления”, принятым 15 апреля 1992 г. № 4807-1, исполнительным органам власти разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели.
Одновременно этот Закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами РФ. Такая мера вполне оправдана, поскольку опыт развитых стран Запада дает многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако до настоящего времени заемная деятельность территорий в нашем государстве практически не контролируется.
Начиная с марта 1992 г. по сентябрь 1995 г. в Министерстве финансов РФ зарегистрировано свыше 90 проспектов эмиссии займов органов местного самоуправления и субъектов Федерации на сумму свыше 5,7 трлн. руб. по номиналу. Причем некоторые из них сумели разместить по нескольку займов. Наибольшее количество эмиссий приходится на Московскую, Нижегородскую, Ленинградскую, Оренбургскую и Кемеровскую области.
Сроки займов. Под воздействием высокого уровня инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Наибольший удельный вес имеют среднесрочные займы (от 1 до 5 лет) — 64% и краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) — 21%.
По целям заимствования такие займы делятся на три основные группы:
инвестиционные (финансирование социально-экономических проектов, жилищного строительства, развитие местной инфраструктуры);
социальные (финансирование социальных программ, решение экологических проблем);
бюджетные (для финансирования текущих расходов, погашения задолженности перед предприятиями, покрытия кассовых разрывов).
Виды ценных бумаг: облигации со сроком погашения более одного года и краткосрочные долговые обязательства, эмитируемые на срок до одного года. Последние в свою очередь делятся на долговые обязательства по типу ГКО, то есть дисконтные ценные бумаги, выпускаемые в безналичной форме, казначейские сертификаты, краткосрочные конвертируемые долговые обязательства и казначейские обязательства, аналогичные КО, выпускаемые Минфином РФ.
Обеспечение. Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, за исключением муниципального займа Нижегородской области, где гарантами были администрация города и АО “ГАЗ”. Случаи дополнительного обеспечения займов гарантиями отсутствуют. Эмитенты гарантируют ценные бумаги кто чем может: либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жильем, как например, жилищный займ в г. Москве. Займ Министерства финансов Республики Саха обеспечен золотом.
Объем эмиссии. Максимальный объем — 2,1 трлн. руб. выпустило правительство Санкт-Петербурга, минимальный — 50 млн. руб. — администрация Пушкинского района Московской области.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение государственного кредита.
2. Какая форма кредитных отношений основная при государственном
кредите?
3. Что вы понимаете под государственным долгом?
4. Какова классификация государственных займов?
5. Что вы понимаете под управлением государственным кредитом?
6. Каковы внутренний и внешний долги РФ?
7. Объясните понятие “займ территории”.
8. Назовите виды государственных ценных бумаг.
9. Как гарантируют свои ценные бумага эмитенты?
Источник
В соответствии с Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», принятого 15 апрели 1993 г. №4807—1, исполнительным органам власти субъектов Федерации было разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели.
Указанный закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами РФ. Такая мера вполне оправдана, поскольку опыт развитых стран Запада дает нам многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако длительное время заемная деятельность территорий в пределах нашего государства законодательно не ограничивалась.
Первые ограничения заемной деятельности субъектов Федерации были установлены указами Президента РФ. Однако они касались только тех субъектов, которые размещали свои заимствования на внешних рынках.
Бюджетный кодекс РФ предусмотрел регулирование заемной деятельности территорий путем введения следующих ограничений.
1) Предельный объем государственного долга субъекта РФ ограничен (точно так же, как и муниципального долга) объемом доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы (ст. 107).
2) Предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета, не должен превышать 30% объема доходов субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств (для муниципальных образований ограничение составляет 15% объема доходов местного бюджета) (cm.111).
3) Предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ не должен превышать 15% объема расходов его бюджета (аналогичные ограничения установлены и для муниципалитетов).
Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушаются второе или третье ограничения и субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств Бюджетный кодекс допускает применение следующих мер:
? назначение ревизии бюджета субъекта РФ;
? передачу исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ;
? принятие других мер, предусмотренных законодательством (аналогичные меры предусмотрены и для муниципальных образований.
К государственным заимствованиям субъектов РФ относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.
Совокупность долговых обязательств субъекта РФ образует государственный долг субъекта РФ. Формы долговых обязательств субъекта РФ соответствуют формам долговых обязательств РФ.
Порядок выпуска и размещения ценных бумаг субъектами Федерации регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ. Государственными ценными бумагами субъекта РФ признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ.
Направление использования денежных средств, привлекаемых в результате размещения ценных бумаг, эмитированных субъектами Федерации, и порядок их расходования устанавливаются законами субъектов Федерации.
Эмитентом ценных бумаг субъекта РФ выступает орган исполнительной власти субъекта Федерации, к функциям которого в соответствии с законодательством субъекта РФ отнесено составление и/или исполнение бюджета субъекта Федерации.
Внутренние займы территорий. Все внутренние займы территорий по источникам получения средств можно разделить на две группы: займы у юридических и физических лиц и займы у федерального бюджета.
1. Заимствования у юридических и физических лиц в основном реализуются через выпуск субфедеральных ценных бумаг. По состоянию на конец 1997 г. из 89 субъектов Федерации эмиссию собственных ценных бумаг осуществили 60.
Не у всех субъектов, вступивших на путь региональных заимствований, все проходило гладко уже с самого начала. За исключением займов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Нижегородской областей неудачи большинства местных властей заключались в том, что им не удавалось разместить выпуски целиком, что, во-первых, корректировало в нежелательную сторону ожидаемый объем бюджетных поступлений, а, во-вторых, не позволило местным администрациям реализовать программы, под которые и осуществлялись заимствования. Наконец, многие столкнулись с трудностью своевременного погашения долговых обязательств, что дестабилизировало финансовый рынок.
Среди причин неудач займов субъектов РФ можно выделить следующие:
1) отсутствие мониторинга по изучению емкости регионального рынка;
2) недостаточно профессиональное размещение;
3) давление со стороны более конкурентоспособных федеральных ценных бумаг;
4) региональная замкнутость при размещении займов и отсутствие выхода на сопредельные территории;
5) параллельное использование нескольких инструментов заимствования (облигаций и векселей), рассеивающих активность инвесторов.
Положение еще более осложнилось в 1997—1998 гг. Построенная по принципу рефинансирования краткосрочных заимствований система выпуска ценных бумаг большинства субъектов РФ не имела резервов для погашения облигаций из собственных источников. В результате в условиях последовательного повышения процентных ставок, продолжающегося на рынке с октября 1997 г., регионы вынуждены были продолжать заимствования по рыночным ставкам. В августе 1998 г. подавляющее большинство регионов приостановило аукционы по размещению облигаций.
2. Важным источником пополнения бюджетов субъектов РФ являются средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной и возмездной или безвозмездной основе.
В последнее время приобретает все большее распространение предоставление средств федеральным бюджетом на возвратной и платной основе бюджетам территорий. Такие кредиты предоставлялись, в частности, в виде товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов, во исполнение Указа Президента РФ от 8 июля 1997 г. №690 «О мерах по ликвидации задолженности по выплатам заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел РФ» и в соответствий с другими нормативными актами.
В свою очередь Бюджетный кодекс РФ предусмотрел предоставление бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при -исполнении бюджета субъекта РФ в качестве одной из форм оказания финансовой помощи субъекту Федерации.
Предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ, предполагает выделение (ст. 137 БК РФ) средств на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов. Средства могут предоставляться на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.
В случае, если эти ссуды не погашены до конца финансового года, непогашенная задолженность покрывается за счет средств других форм финансовой помощи, оказываемой бюджету данного субъекта Федерации. Если такие формы помощи не предоставляются, оставшаяся задолженность погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет данного субъекта РФ.
В последние годы все более острой становится проблема непогашения ссуд, полученных из федерального бюджета субъектами РФ. В качестве опыта решения этой проблемы можно привести Постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. №635, которым был утвержден «Порядок оформления и реализации задолженности субъектов РФ федеральному бюджету по товарному кредиту 1996 г.». В соответствии с этим постановлением задолженность субъектов РФ по не погашенной до 20 марта 1997 г. бюджетной ссуде, предоставленной в 1996 г. субъектам РФ в виде товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов и комбикормов, переоформляется с их согласия в ценные бумаги субъектов РФ для последующей реализации их по рыночной стоимости.
Субъектам РФ рекомендовалось предусмотреть следующие условия эмиссии:
? номинал стоимости облигации установить в размере 10 млн. руб.;
? облигации выпускать с купонным доходом в размере 10%;
? срок обращения не более трех лет.
Минфин РФ после получения облигаций субъектов РФ в счет погашения задолженности по товарному кредиту 1996 г. (при погашении задолженности в расчет принимается номинальная стоимость облигации независимо от цены ее последующей продажи Минфином) осуществляет продажу облигаций на аукционе или в режиме текущих продаж, проводимых среди банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, с привлечением посредников по организации торгов, отобранных Минфином на условиях тендера.
Внешние займы территорий. Разрешение на выпуск внешних займов территориями было предоставлено Указом Президента РФ от 4 апреля 1997 г. №304 «О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области». В соответствии с этим Указом приказом Министерства финансов РФ от 8 апреля 1997 г. №32н утверждены стандарты эмиссии внешних облигационных займов органов исполнительной власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области.
В соответствии с этими стандартами устанавливается порядок эмиссии и государственной регистрации внешних облигационных займов органов исполнительной власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области (далее внешние займы субъектов РФ).
1. Государственной регистрации подлежат внешние займы субъектов РФ, удовлетворяющие одновременно следующим критериям:
? общий объем всех видов заимствований каждого субъекта РФ в пределах бюджетного года не превышает 30% объема собственных доходов бюджета этого субъекта;
? расходы на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств каждого из этих субъектов РФ не превышают 15% собственных доходов бюджета этого субъекта;
? получение субъектом РФ кредитного рейтинга в соответствии с международными стандартами от не менее чем двух ведущих международных рейтинговых агентств.
2. Выпуск внешнего займа субъекта РФ осуществляется по решению законодательного (представительного) органа власти соответствующего субъекта РФ.
3. Эмитентом ценных бумаг от имени органа исполнительной власти субъекта РФ может выступать уполномоченный орган, отвечающий за составление и/или исполнение бюджета субъекта РФ.
4. Размещение внешних займов субъектов РФ до их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ не допускается.
5. Доходы от выпуска ценных бумаг, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в доходы соответствующих бюджетов.
6. Процедура эмиссии внешних займов субъекта РФ включает следующие этапы:
? решение органа законодательной (представительной) власти о предельном объеме эмиссии ценных бумаг;
? утверждение органом исполнительной власти субъекта РФ условий выпуска внешнего займа;
? •утверждение эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;
? получение необходимых разрешений ЦБ РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ;
? регистрация решения о выпуске ценных бумаг в Минфине РФ;
? для документарной формы выпуска — изготовление сертификата ценных бумаг;
? размещение ценных бумаг;
? утверждение эмитентом и представление отчета об итогах выпуска ценных бумаг в Минфине РФ.
Дальнейшими Указами Президента РФ действие Указа №304 распространено на выпуск внешних облигационных займов органов исполнительной власти Республики Коми, Ленинградской, Орловской и Самарской областей, Московской и Свердловской областей, Красноярского края, Челябинской области, Татарстана.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 июня 1998 г. №696 «О порядке выпуска органами исполнительной власти субъектов РФ внешних облигационных займов» в целях обеспечения рационального использования финансовых средств, получаемых субъектами Федерации путем привлечения внешних источников финансирования дефицита бюджета субъектов РФ путем размещения займов на международных рынках допускаются субъекты:
? соблюдающие требования к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств, а также условия выполнения обязательств по погашению внешних заимствований, установленные Указом от 8 апреля 1997 г. №304;
? предоставившие одновременно с проспектами эмиссий внешних облигационных займов сведения о доходах и расходах своих бюджетов, о размерах дефицита и источниках его финансирования за три последних года, предшествующие эмиссии;
? обеспечивающие исполнение своих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
Министерство финансов РФ при подготовке и размещении таких займов должно исходить из приоритета заимствований Федерации, а орган исполнительной власти субъекта РФ обязан получить разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.
Бюджетный кодекс РФ предусматривает наделение правом осуществлять государственные внешние заимствования только субъектов РФ, бюджеты которых не получают помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (ст. 103)
Вперед >
Содержание
Источник
Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.
Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.
Общегосударственный долг — более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.
Внутренние и внешние займы.Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:
1) размещением долговых ценных бумаг;
2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.
Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.
Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.
Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.
С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28% всех расходов федерального бюджета против 16% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1135 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник