Внешний долг России или так называемый валовой – это заимствованная сумма денег у сторонних представителей. Его величина свидетельствует о том, насколько хороша или плоха ситуация в стране. Поэтому любое правительство всегда стремится снизить внешний долг. Какова ситуация в России по годам и как выглядит госдолг в стране – поговорим более подробно в данной статье.
Что это такое
Чтобы четко себе представлять ситуацию с внешним долгом России в реальном времени и в предыдущие годы, необходимо детально понимать, что это такое и на какие моменты он влияет.
Внешний долг любой страны, в том числе и Российской Федерации – это вся совокупная сумма денег и других финансовых обязательств, которые необходимо вернуть кредиторам (заемщикам) в определенный временной промежуток. Таким образом – это общая задолженность страны на определенный момент времени по внешним займам, с учетом как взятой в долг суммы, так и процентам по ней. Берут заемные средства государства для того, чтобы:
- Оплатить определенные расходы.
- Восполнить дефицитный бюджет.
Чаще всего финансовые средства берут у следующих:
- МВФ – Международного валютного фонда.
- У других государств.
- У различных мировых организаций.
По своей структуре он может состоять из:
- Краткосрочных займов, срок которых не превышает 1 год.
- Среднесрочных – в этом случае заемные средства берутся на срок от 1 года до 5 лет.
- Долгосрочных – срок в этом случае превышает 5 летний период.
Важно отметить, все эксперты признают, что внешний долг государства не должен превышать отметки в 77%. Именно на этом показателе считается, что у государства имеются определенные проблемы и кредиторы начинают настороженно относиться к этой ситуации. Поэтому в преобладающем большинстве случаев правительство вынуждено увеличивать проценты. Такая ситуация действует несколько успокаивающе на кредиторов. Для самого государства это означает, что ему приходится одалживать еще большие суммы.
Актуальные показатели
Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.
Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.
Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.
Внутренний долг
Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:
- Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
- Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.
Выражаются обязательства в форме:
- Государственных займов.
- Кредитов.
- Выпуска облигаций.
- Долговых обязательств под гарантии правительства.
Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:
- 1993 г. – 3,5 млрд руб.
- 1998 г. – 490 млрд руб.
- 2003 г. – 679 млрдруб.
- 2010 г. – 2 трлн.
- 2015 г. – 7,2 трлн руб.
- 2017 г. – 8 трлн.
- 2019 г. – 9,1 трлн руб.
- В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.
Внешний долг
Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:
- 1994 год – 118 млрд $.
- 1998 год – 182 млрд $.
- 2000 год – 178 млрд $.
- 2003 календарный период – 151 млрд $.
- 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
- 2009 г. – 479 млрд $.
- 2012 г. – 538 млрд $.
- 2014 г. – 728 млрд $.
- 2017 г. – 511 млрд $.
- 2019 г. – 481 млрд $.
Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.
Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.
Структура долга
Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:
- Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
- Кредиты для банков и других типов кредиторов.
- Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.
Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:
- По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
- Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
- Гарантийные обязательства под внешние займы.
- Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.
Показатели по годам
Рассматривая данные, которые имеются в соответствии со статистическими показателями, можно сделать один вывод, что в экономику страны государство пытается привлечь как можно больше финансовых средств. Но политика двигается в сторону сокращение внешнего и увеличения внутреннего займа.
Динамика
За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики.
Прогноз
Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.
На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.
По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.
Источник
Внешний государственный займ – это форма получения ссуды государством от внешних кредиторов.
В зависимости от цели использования внешний займ классифицируется на следующие виды:
- экспортный займ (для приобретения определенной продукции);
- финансовый займ (для покупки товаров в стране-кредиторе);
- валютный займ (с целью урегулирования платежного баланса).
По срокам внешний займ классифицируется на:
- краткосрочный (примерно выдается до 2-х лет);
- среднего срока действия (предоставляется государству на 5-7 лет);
- долгосрочный (выдается стране на 20 лет и более).
Внешний займ предусматривает возврат денег с процентами. В некоторых случаях страна-кредитор не требует выплату процентов. От следующих факторов зависит уровень процентной ставки:
- темпов инфляции;
- срока, на который выдается данная ссуда.
Одной из форм внешнего займа выступает эмиссия облигаций, особенно государственными банковскими учреждениями, которые размещаются на мировом рынке капиталов. Кроме термина «облигация» также применяются и другие обозначения такие, как «сертификат», «казначейский вексель» или «заем». Каждое государство использует свою терминологию для своих ценных бумаг. Перед другими акциями и активами ценные бумаги государства обладают несколькими преимуществами:
- характеризуются самым высоким относительным уровнем надежности для вложенных средств;
- отличаются минимальным риском потери основного капитала и прибыли по нему;
- имеют по сравнению с иными видами ценных бумаг льготное налогообложение.
Особенности выдачи внешних займов
Внешний займ развивающимся странам предоставляется по «официальной линии помощи развитию». Они предусматривают специальные льготные условия:
- срок, на который предоставляется данная ссуда, составляет до 50 лет;
- низкую процентную ставку – обычно 0,5 – 2 % годовых.
Внешний займ на 1-2 года выдается обычно частными компаниями (фирменная ссуда) и депозитными банковскими учреждениями (банковская ссуда), а также иными банками краткосрочного кредитования. Займ на более чем 5 лет предоставляется финансовыми учреждениями, что специализируются на долгосрочном кредитовании (например, страховыми компаниями, банкирскими домами, инвестиционными трестами и фирмами, международными организациями).
В Соединенных Штатах и Японии крупные внешние долгосрочные ссуды предоставляются экспортно-импортными банковскими учреждениями.
Основные международные финансово-кредитные организации, предоставляющие займы государствам, что развиваются, на финансирование определенных проектов (в большинстве случаев в области инфраструктуры и сельского хозяйства):
- Международный банк реконструкции и развития (выдает валютные ссуды);
- Международная финансовая корпорация;
- Международная ассоциация развития.
Существенное значение в международном кредитовании имеют и региональные финансовые учреждения. Например, в ЕС действуют:
- Европейский фонд валютного сотрудничества (выдает ссуды государствам-членам на урегулирование платежного баланса);
- Европейский инвестиционный банк (кредитует мероприятия с целью содействия развитию отсталых регионов, модернизации их отдельных отраслей промышленности);
- Европейский фонд развития.
Минусы внешнего займа для европейских стран
Предоставление значительных суммы кредитов европейским государствам, что развиваются, в виде помощи развитию, конечно же, сыграло свою роль в решении их важных экономических проблем. Но, как отмечают специалисты, займы в конечном счете привели к образованию гигантской внешней задолженности. Последняя выступает сегодня одним из основных факторов, которые сдерживают экономический рост развивающихся европейских стран.
Внешнее взаимное кредитование
Определенную роль во внешнем кредитовании играют и сами государства, что развиваются. В условиях стремительного роста стоимости «черного золота» и доходов от него, активное участие во внешнеэкономическом кредитовании наблюдалось со стороны членов ОПЕК, особенно это касается арабских стран.
В экономических группировках развивающихся государств были созданы финансовые организации для взаимного кредитования. Также функционируют для выдачи внешних займов и такие финансовые учреждения, как:
- Азиатский банк развития;
- Межамериканский банк развития;
- Африканский банк развития.
В РФ для предоставления внешних займов создан Российский экспортно-импортный банк.
Страхование и внешний займ
Чрезвычайно важное значение во внешнем кредитовании играет именно его страхование. Страхование экспортных кредитов в основном проводится в большинстве странах государственными организациями. Например, в Великой Британии эта операция проводится Департаментом гарантий экспортного кредита, в Соединенных Штатах и Японии – экспортно-импортными банковскими учреждениями.
Частные и государственные внешние займы являются формами вывоза кредитного капитала, служат источником прибыли стран-кредиторов, хорошо стимулируют их экспорт.
Источник
Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Формы государственного долга — в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Внешний долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования — используются для покрытия дефицита Федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации — перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.
Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Государственные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу чего Российская Федерация — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.
Государственная долговая книга Российской Федерации — книга, в которую заносится информация о долговых обязательствах Российской Федерации. Информация в книгу заносится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.
Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией — кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией.
Инвестиционная политика — система мероприятий по оптимальному размещению капиталовложений с целью достижения желаемой доходности, обеспечения безопасности и ликвидности инвестиций.
Инвестиционный климат — экономические, денежно-кредитные, финансовые и иные условия работы предприятий, оказывающие воздействие на результаты инвестирования финансовых ресурсов.
Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами.
Международный валютный фонд — ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.
Международный банк реконструкции и развития — международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.
Лондонский клуб — неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).
Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия — член Парижского клуба с 1997 года.
Источник