(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
2. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
3. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах федерального бюджета.
4. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
5. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
6. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
7. Право осуществления государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 8 ст. 103 приостановлено до 01.01.2021 (ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ).
8. Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период), а также с превышением верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации и верхнего предела государственного долга Российской Федерации в случае, установленном пунктом 14 статьи 241 настоящего Кодекса.
Министерство финансов Российской Федерации вправе привлекать краткосрочные кредиты кредитных организаций от имени Российской Федерации на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 9 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется, начиная с бюджетов на 2020 г.
9. Под государственными внутренними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций, международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 10 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.
10. Под муниципальными внутренними заимствованиями понимается привлечение от имени муниципального образования заемных средств в местный бюджет путем размещения муниципальных ценных бумаг и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
11. Государственные внутренние заимствования субъекта Российской Федерации и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета соответственно.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 12 — 15 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.
12. Под государственными внешними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из федерального бюджета в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, а также от международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
13. Под муниципальными внешними заимствованиями понимается привлечение кредитов в местный бюджет из федерального бюджета от имени муниципального образования в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования перед Российской Федерацией, выраженные в иностранной валюте.
14. Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, а также погашения государственных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.
15. Муниципальные внешние заимствования осуществляются в целях финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
16. Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит одному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации).
17. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования).
18. Размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) при соблюдении следующих условий:
1) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
КонсультантПлюс: примечание.
Действие пп. 2 п. 18 ст. 103 приостановлено до 01.01.2021 (ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ (ред. от 22.04.2020)).
2) субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) получен кредитный рейтинг не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, от одного или нескольких осуществляющих рейтинговые действия юридических лиц, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 19 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
19. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса, до уровней, позволяющих отнести субъект Российской Федерации (муниципальное образование) к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 20 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется: в части права осуществления заимствований и предоставления гарантий — с 01.01.2021, в части согласования программ и изменений в них — при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
20. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.
21. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 3 статьи 106 и пункта 11 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
22. Основанием для отказа в согласовании программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий муниципального образования, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение муниципальным образованием требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 4 статьи 106 и пункта 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 23 — 25 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
23. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
24. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования в форме кредитов от кредитных организаций и путем размещения ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципального образования) только в целях рефинансирования долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также в форме целевых бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
25. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) внешние заимствования и предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в иностранной валюте.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 26 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется: в части права осуществления заимствований и предоставления гарантий — с 01.01.2021, в части согласования программ и изменений в них — при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
26. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в валюте Российской Федерации только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.
27. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации), отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) требований пунктов 23 — 25 настоящей статьи, пунктов 2 — 4 статьи 106 и пунктов 11, 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 28 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 г.
28. Проведение реструктуризации обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по целевым бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленным в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса, не допускается.
Источник
Государственные заимствования субъектов РФ – это процесс передачи субъекту в собственность денежных средств, при условии, что субъект обязуется выплатить весь долг и указанные проценты. Таким образом, государственные заимствования субъектов Российской Федерации – это одна из форм крупного кредитования. Есть и иное определение, оба они указаны в Бюджетном Кодексе, но второе получило наименьшее распространение. Согласно второму определению госзаймы субъектов РФ – это любые кредитные отношения, которые возникают между субъектом, а также юридическими или физическими лицами, при этом субъект может являться как непосредственно заемщиком, так и гарантировать возврат средств еще одной стороной договора. Второе определение является гораздо более широким, но тоже неточным. Суть договора займа с финансовой стороны в том, что заемщик обязуется возвратить не те денежные средства, которые он получил в свое распоряжение, а любой их эквивалент, выраженный обычно в валюте обязательств. Потому что, без этого уточнения указанные выше определения могут относиться и к договору хранения. Еще одна неточность – путаница с определениями заема и гарантии. Каким- то образом гарантия оказалась включена в понятие займа, хотя на самом деле субъект РФ, как гарант кредитных отношений, не получает в свое распоряжение никаких денежных средств и вообще не обязан совершать никаких финансовых операций.
Государственные заимствования субъектов РФ можно рассматривать с двух точек зрения. Первая – экономическая. Если использовать экономическую терминологию, то займ — это один из видов кредитных отношений, где субъект является должником, а между сторонами этот вид кредитных отношений определяет параметры возврата средств в денежной форме или ином эквиваленте. А вторая точка зрения – правовая. Если следовать ей, то такая операция – всего лишь договор займа, и субъект имеет правовой статус заемщика.
Возврат средств
Все средства, которые были переданы субъекту РФ по кредитному договору, поступают в его полное распоряжения до конца действия соглашения. Это точно указано в определении Бюджетного Кодекса. Среди современной экономической литературы до сих пор встречаются определения и отсылки, указывающие на тот факт, что заемщик оперирует средствами кредитора. Также неправильно понимается обоснование необходимости возврата средств – часто указывают, что возврат требуется ввиду отсутствия у заемщика права собственности на предмет займа. Тем не менее, правильнее будет считать, что средства, которые получает заемщик, на все время займа принадлежат ему. А необходимость возврата обусловлена соглашением. Тем более, возврат может осуществляться в эквивалентной форме, значит, нет возможности говорит о право — обладании кредитора выделенными средствами. Некоторые экономические школы даже рассматривают займ как вариант инвестиции.
Средства, которые поступают в обладание субъекту РФ – назначение
Средства, которые поступают в обладание субъекту РФ, не могут рассматриваться, как бюджетные доходы. До сих пор не выяснен вопрос: к какой категории средств относить эти деньги. С точки зрения юриспруденции можно делить все средства на безвозвратные и возвратные. И доходами бюджета считаются безвозвратные средства. Так что и здесь прослеживается некоторая туманность определения. Можно отнести государственные займы к категории бюджетных доходов, если соблюдать некоторые условности. Понятно, что они не являются доходом в прямом его понимании, однако могут рассматриваться, как доход текущего отчетного периода. Но, в конце концов, эти средства требуют погашения и не могут являться средством для создания источника дохода. Но не стоит недооценивать эти деньги, они играют важную роль в стабилизации экономической обстановки и снятии напряженности в критические моменты.
Виды заимствований субъектов РФ
На данный момент в Бюджетном Кодексе на законодательном уровне закреплено определение государственного дохода, как безвозвратных средств. В БК выделяют три основных вида заимствований субъектов РФ. Только эти виды могут быть использованы для покрытия дефицитного бюджета и привлечения новых средств.
1) Первый – государственные займы субъектов Российской Федерации, которые исполняются с помощью выпуска ценных бумаг на имя этого субъекта.
2) Второй – кредиты и ссуды от бюджета другого уровня, из любой части государственной бюджетной системы.
3) Третий – кредитование в специализированных организациях.
Государственные займы субъектов РФ: особенности
Существует несколько признаков того, что государственные займы субъектов Российской Федерации являются правомочными:
- Первый признак – возвратность одолженных средств.
Независимо от типа государственного заимствования, этот признак является основополагающим, как, впрочем, и для любых других видов кредитного взаимодействия. В самом начале кредитных отношений денежные потоки движутся от кредитора к заемщику, а по прошествии установленного промежутка времени – обратно. Таким образом, можно наблюдать некоторое подобие закона маятника в экономической системе. Важно указать на то, что при движении средств от кредитора (или кредиторов, что наблюдается чаще в связи со значительными суммами займов) к заемщику и затем от субъекта РФ обратно к кредитору происходит смена формы собственности на средства. В самом начале они являются частной собственностью кредитора, затем становятся государственной, а затем снова частной. Надо сказать, что любые другие финансовые отношения с участием субъектов РФ не обладают характеристикой возвратности, будто налоговые отчисления или субсидирование, денежные потоки движутся только в одном направлении. При этом стоит еще раз упомянуть, что когда употребляется слово «возврат» — это не означает, что субъект будет возвращать те же самые денежные знаки. Это значит, что заемщик выплатит по установленной форме некоторый эквивалент той суммы, которая являлась предметом займа.
2) Возмездность.
Это означает, что государственные заимствования субъектов РФ не осуществляются на безвозмездной основе, то есть кредитор получает некоторую плату от заемщика. А заемщик осуществляет некоторые выплаты в пользу кредитора. То есть деньги предоставляются за оговоренную плату сверх суммы долга. При этом нужно помнить, что существуют и безвозмездные примеры кредитных отношений, но государственные субъекты РФ с посторонними кредиторами в такие отношения не вступают. Другое дело – предоставление федеральным бюджетом или бюджетом более высокого уровня некоторой ссуды на развитие определенных проектов ли покрытие дефицитного бюджета. Такая операция считается безвозмездной.
Единственный случай, когда государственные заимствования субъектов Российской Федерации могут оказаться безвозмездными – это ситуация, в которой заем производится принудительно. Но такое возможно только в чрезвычайной ситуации. При нормальных же условиях все государственные заимствования субъектов РФ у кредиторов, как физических лиц, так и юридических, являются возмездными. И это легко объяснимо – кредитор должен быть максимально заинтересован в сотрудничестве, а без материального поощрения это невозможно. Поэтому возникает ситуация, в которой государственный субъект для того, чтобы привлечь в бюджет средства, вынужден устанавливать какие-либо выгодные параметры погашения займа.
Несмотря на все многообразие форм кредитования, при государственном заимствовании используют обычно максимально простые и прозрачные схемы. Как уже сложилось в сфере кредитных отношений, плата за предоставление займа именуется процентом. Так происходит из-за того, что в принципе расчет этого вознаграждения происходит с учетом основной суммы и производится путем высчитывания некоторого выгодного обеим сторонам процента от этой суммы. Здесь стоит упомянуть еще об одном значительном заблуждении в области экономики – часто процент рассматривается как плата за пользование чужими средствами. Считается, как уже говорилось ранее, что кредитор имеет право обладания на эти средства, то есть, что предмет займа – его имущество. Это достаточно грубое заблуждение. Это мнения уже традиционно, но все же средства, которые получил заемщик, переходят к нему в собственность. Получается, что при их использовании, он осуществляет процесс управления своими средствами.
Еще более грубая ошибка – утверждение, будто процент по государственному займу – это плата за деньги. Это даже звучит странно: покупать деньги за большие деньги. Тем не менее, такая формулировка встречается даже в серьезных экономических источниках. Нужно понимать, что средства только условно можно назвать предметом займа, они не представляют собой имущественной ценности и, значит, не могут выступать объектом сделок купли-продажи. Все равно деньги воспринимаются в современной экономике как удобное средство расчета, но ни в коем случае как товар или объект товарных отношений. И в товарно-денежном взаимодействии, деньги – средство оплаты.
Теперь становится абсолютно очевидно, что государственные заимствования субъектов РФ – это некоторые кредитные отношения, которые являются возмездными и эквивалентными, а отношения кредитора и заемщика – двусторонними. Но остался невыясненным один вопрос: что же такое процент? За что платит заемщик? Все просто: процентом (то есть деньгами) оплачивается услуга по предоставлению кредита. Такая формулировка звучит гораздо разумнее и вписывается в существующую экономическую модель товарно-денежных отношений.
3) Срочность государственного займа.
Основное отличие кредита от безвозвратного предоставления средств в том, что заем, предоставленный по кредиту нужно вернуть. И не просто вернуть, а к указанному сроку и в указанном объеме. Отсюда проистекает еще одна важная характеристика: срочность. Потому как бессрочный займ – это еще одна форма безвозвратного предоставления средств, более напоминающая процесс налогообложения.
4) Государственные заимствования субъектов РФ является сугубо добровольным видом финансовых отношений.
Ранее уже было сказано о том, что займы могут быть принудительными, однако они тоже ближе по механизму действия к системе налогообложения. А для классической ситуации отношений между субъектом-заемщиком и некоторым кредитором характерна добровольная основа финансового взаимодействия. Это как нельзя лучше описано в определении, которое дано в Бюджетном Кодексе РФ и четко прописывает необходимость добровольного согласия обеих сторон.
5) Субъект РФ – это одна сторона отношений, которые возникают в процессе государственного заимствования.
Почему-то получило распространение такое представление, что в качестве стороны кредитного взаимодействия выступает не сам субъект, а некоторая его структура или орган, уполномоченный вести финансовую деятельность. Тем не менее, такое определение опять же противоречит сути государственного заимствования. Как только в процессе прекращает участвовать государственный субъект, этот процесс перестает быть государственным займом и переходит в сферу обычного кредитования физических и юридических лиц. Это утверждения также верно и для отношений, в которых в качестве одной из сторон выступает государственное учреждение.
6) Правовая форма отношений определяется договором, в котором указывается назначение кредита и его характеристики.
Государственные заимствования регулируются в правовой сфере. Чтобы выяснить сущность процесса такого заимствования в первую очередь надо обозначить цель кредита. Обычно целью является привлечение средств на покрытие дефицитного бюджета. Также кредит может быть использован как средство погашения иного долга, то есть как инструмент рефинансирования. В любом случае, государственное заимствование всегда предполагает дефицит бюджетных средств.
Источник