Государственный долг
Государственный внешний долг Российской Федерации
Навигатор
Дата публикации: 19.08.2020
Дата изменения: 19.08.2020
Прикрепленный файл: xlsx, 15.95 кБ
* включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией
Документ
от 01.08.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 августа 2020 года
Дата публикации:
19.08.2020
Документ
от 01.07.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июля 2020 года
Дата публикации:
21.07.2020
Документ
от 01.06.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июня 2020 года
Дата публикации:
18.06.2020
Документ
от 01.05.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 мая 2020 года
Дата публикации:
19.05.2020
Документ
от 01.04.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 апреля 2020 года
Дата публикации:
24.04.2020
Документ
от 01.03.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 марта 2020 года
Дата публикации:
18.03.2020
Документ
от 01.02.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 февраля 2020 года
Дата публикации:
20.02.2020
Документ
от 01.01.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года
Дата публикации:
24.01.2020
Документ
от 01.12.2019
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2019 года
Дата публикации:
18.12.2019
Документ
от 01.11.2019
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2019 года
Дата публикации:
19.11.2019
Документ
от 01.10.2019
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2019 года
Дата публикации:
18.10.2019
Документ
от 01.09.2019
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2019 года
Дата публикации:
18.09.2019
Документ
от 01.08.2019
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2019 года
Дата публикации:
16.08.2019
Документ
от 01.07.2019
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2019 года
Дата публикации:
22.07.2019
Документ
от 01.06.2019
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2019 года
Дата публикации:
18.06.2019
Посмотреть еще
Источник
Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Формы государственного долга — в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Внешний долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования — используются для покрытия дефицита Федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации — перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.
Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Государственные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу чего Российская Федерация — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.
Государственная долговая книга Российской Федерации — книга, в которую заносится информация о долговых обязательствах Российской Федерации. Информация в книгу заносится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.
Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией — кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией.
Инвестиционная политика — система мероприятий по оптимальному размещению капиталовложений с целью достижения желаемой доходности, обеспечения безопасности и ликвидности инвестиций.
Инвестиционный климат — экономические, денежно-кредитные, финансовые и иные условия работы предприятий, оказывающие воздействие на результаты инвестирования финансовых ресурсов.
Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами.
Международный валютный фонд — ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.
Международный банк реконструкции и развития — международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.
Лондонский клуб — неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).
Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия — член Парижского клуба с 1997 года.
Источник
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:
еврооблигационных займов;
задолженности перед международными финансовыми Организациями;
задолженности странам — участницам Парижского клуба;
задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;
задолженности бывшим странам СЭВ;
предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте;
ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа);
коммерческая задолженность бывшего СССР.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 июля 2009 года составил 41 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе.
По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 2,4 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008 — 2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. Таким образом, в ближайшие три года внешний долг России вырастет не менее чем на $60 млрд.
Наибольший удельный вес во внешнем государственном долге РФ занимают еврооблигации (68,97% на 1 июля 2009 года).
Еврооблигации — это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Выпуски еврооблигаций были произведены по двум основаниям: для привлечения дополнительных ресурсов и для реструктуризации ранее сделанных долгов. В результате на мировом финансовом рынке находятся еврооблигации РФ со сроками погашения до 2030 г. Несмотря на исключительные сложности с мобилизацией средств после кризиса в августе 1998 г. РФ не задержала ни одной выплаты по этим облигациям. Данный вид долговых обязательств в структуре внешнего госдолга РФ составлял по состоянию на 1 июля 2009 года 68,97% (26 992,0 млн. долл.), что в абсолютном выражении снизилось по сравнению с 1 июля 2008 года — 28 200 млн. долл., но в общем объеме внешнего долга РФ увеличилось на 0,19%.
Внешняя задолженность РФ в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:
Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 июля 2009 года составила 4 136,3 млн. долл., или 10,57% от общего объема внешнего госдолга РФ, что на 563,7 млн. долл. ниже, чем 1 июля 2008 года.
По состоянию на 1 июля 2009 года задолженность перед странами кредиторами — членами Парижского клуба составляет 1 190,7 млн. долл., или 3,04% от общей суммы внешнего долга РФ, что ниже на 0,3 млрд. долл. по сравнению с 1 июля 2008 года (составляло 3,66%). Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних и кредитора других стран.
По состоянию на 1 июля 2009 года задолженность перед странами кредиторами — не членами Парижского клуба составило 1 867,6 млн. долларов США, или 4,77% от общей суммы внешнего долга РФ на указанную дату. Здесь тоже наблюдается снижение почти на 0,2 млрд. долл.
Новый долг РФ перед странами — не членами Парижского клуба кредиторов представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка с Экспортным кредитным банком Турции. Правительством РФ были предоставлены соответствующие платежные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным соглашениям. На 1 июля 2009 года объем задолженности перед странами — бывшими членами СЭВ составил 1 339,0 млн. долл. и по сравнению с состоянием на 1 июля 2008 года сократился почти на 0,2 млрд. долл.
Облигации внутреннего государственного валютного займа — государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций — одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка — 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения — 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа — 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска — 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл. Задолженность по ОВГВЗ на 1 июля 2009 года составила 1,77 млрд. долл. (4,55%), что ниже, чем 1 июля 2008 года (1,8 млрд., или 4,39%).
В коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:
контракты с рассрочкой платежа;
краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
тратты и векселя с платежом по предъявлении;
отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
инкассо;
другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.
В сумму внешнего долга также включаются гарантии, предоставленные Россией в иностранной валюте. Их размер за 2008 и 2009 года почти не изменился, и составляет 0,6 млрд. долл. (или почти 1,5%)
В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. 1 июля 2008 г. он составил 41 млрд. долл., а по состоянию на 1 июля 2009 г. снизился до 39,1 млрд. долл.
Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.
Можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
снижается общий объем;
повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);
снижается долговая нагрузка на экономику;
из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.
Таблица 3 Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
Источник