С 14 апреля вступают в силу новые требования к валютным операциям и станет больше поводов для штрафов. Изменения касаются тех, кто сам является резидентом и дает в долг нерезидентам.
Теперь всем нужно указывать в договоре срок возврата займа. А если деньги не возвращают вовремя, могут оштрафовать того, кто дал в долг (но не всех).
С 14 мая появятся новые штрафы для должностных лиц. Директор компании, которая работает с нерезидентами, может потерять до 30 тысяч рублей из-за одного нарушения. Уже сейчас штрафы для компании или ИП составляют до 100% от суммы займа. Обычных людей штрафы не касаются, но срок все равно надо указать.
Что такое репатриация?
Репатриация средств — это возврат денег из других государств в Россию. Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан РФ иногда выводятся за границу. А назад по каким-то причинам не возвращаются. Государство не всегда могло это проконтролировать. Например, за внешнеторговыми сделками банки следили по паспортам сделки, но были нюансы, из-за которых не получалось полноценно контролировать договоры займа с нерезидентами.
Екатерина Мирошкина
экономист
Государство беспокоится о репатриации и вводит требования, которые заставят возвращать выведенный капитал.
Как было раньше?
Есть закон о валютном регулировании и контроле. Если какая-то компания заключает внешнеторговый контракт, то вести расчеты она будет по правилам, которые установил закон.
Например, все валютные контракты подлежат учету — раньше для них оформляли паспорт сделки, а с 1 марта контракты от 3 млн рублей для импорта и кредитов и от 6 млн рублей для экспорта ставят на учет (сумма должна быть равна или эквивалентна в любой валюте). По валютным контрактам важно соблюдать сроки поставок и расчетов. За этим следит отдел валютного контроля банка.
Раньше контроль сроков возврата денег касался только внешнеторговых сделок, когда предметом договора является поставка товара или оказание услуг. За нарушения срока расчетов за товары и услуги могли оштрафовать.
Но сроки по договорам займа с нерезидентами банк не контролировал, а за их нарушение не штрафовали.
Новые требования по договорам займа с нерезидентами
С 14 апреля 2018 года появилось новое требование по репатриации средств, которые перечислены нерезидентам. Вот главное:
- В договоре займа с нерезидентом обязательно должен быть указан срок возврата. Если срока нет, банк не примет договор на обслуживание и не проведет операцию.
- Заемщик-нерезидент должен вернуть деньги в установленный срок. Теперь банки будут это проверять. Если деньги не вернутся в срок, банк об этом узнает и должен будет сообщить в ЦБ.
- Валюта договора займа значения не имеет. Вы можете дать в долг в долларах или рублях.
Какие будут штрафы
За нарушение валютного законодательства штрафуют по ст. 15.25 КоАП. Пока в эту статью просто добавили нарушение сроков возврата денег по договору займа. Эта норма уже работает.
Если кто-то дал в долг нерезиденту, а тот не вернул деньги вовремя, заимодавцу могут начислить такие варианты штрафов:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
- От ¾ до одного размера незачисленной суммы.
Штраф может быть один, а могут применить оба сразу. Штрафы выписывает не банк. Он не имеет отношения к санкциям для клиентов и в свою пользу ничего не получает. Обязанность банка — проконтролировать, как клиент выполняет требования закона, и помочь ему правильно оформить документы.
С 14 мая 2018 года появится штраф для должностных лиц компаний, которые нарушили валютное законодательство: минимум 20 тысяч рублей. До мая за нарушения правил репатриации выручки и займов их не штрафуют. Но штрафы для ИП и компаний есть уже сейчас.
Для обычных граждан штрафов за нарушение сроков возврата займа не будет ни сейчас, ни в мае. Но им тоже нужно указывать срок в договоре, иначе банк не одобрит платеж.
Когда не нужно возвращать деньги в уполномоченный банк
Для репатриации средств по договору займа есть исключения, когда возвращать деньги в уполномоченный банк необязательно.
Список таких исключений был и раньше, но теперь он действует для договоров займа и его расширили. Например, сначала вы дали в долг нерезиденту, а потом он дал вам в долг и перевел деньги на счет в уполномоченном банке. У вас появились встречные обязательства, вы их зачли друг другу — и, хотя формально ваш заем не возвращен, нарушения нет.
Если оформлена и получена страховка от невозврата денег по договору займа, претензий к резиденту тоже не будет.
Если договор займа уже действует
Требования о возврате долгов нужно соблюдать только по новым договорам займа с нерезидентами — по тем, которые будут заключены с 14 апреля.
Для уже действующих договоров новые требования не работают. Если вы полгода назад заключали договор займа, не указывали там срок и вам не возвращают долг, штрафов не будет.
Но если изменятся существенные условия этого договора, придется указывать и соблюдать сроки возврата. Сумма договора займа — это существенное условие. А порядок и срок возврата денег — нет.
Источник
Полномочия ФНС России при осуществлении функции органа валютного контроля
^К началу страницы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 № 300) Федеральная налоговая служба наделена функциями органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Названным постановлением ФНС России наделена полномочиями:
- осуществлять контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (пп. 5.1.5);
- устанавливать (утверждать) формы, форматы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способ их представления резидентом налоговому органу;
- устанавливать (утверждать) форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось (пп. 5.9.22).
Налоговый орган и его должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Налоговые органы при осуществлении функции по контролю за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации руководствуются Административным регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418@.
Основанием для назначения проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о фактах нарушения валютного законодательства.
Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушения валютного законодательства установлена ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса (УК РФ).
В соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 и абз. 2 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов и агентов валютного контроля помимо ст. 15.25 КоАП РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ, ст. 17.9 КоАП РФ, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.6 КоАП РФ, ст. 19.7 КоАП РФ.
Кроме того, согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.
Применять меры ответственности за нарушения валютного законодательства по статье 15.25 КоАП РФ имеют право только органы валютного контроля, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 5.1 и ч. 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ, дела по которым подлежат рассмотрению судьями.
УВЕДОМЛЕНИЯ О ЗАРУБЕЖНЫХ СЧЕТАХ (ВКЛАДАХ) РЕЗИДЕНТОВ
^К началу страницы
Физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 12 № 173-ФЗ от 10.12.2003).
Налоговым органом по месту учета резидента является:
- для физического лица: налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории Российской Федерации), в случае отсутствия на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) — налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества;
- для юридического лица: налоговый орган по месту его нахождения.
Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в зарубежных банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам — резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, таких физических лиц не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.
Сроки представления уведомлений
Порядок представления уведомлений
Нарушение порядка и сроков представления уведомлений
ОТЧЕТЫ О ДВИЖЕНИИ СРЕДСТВ ПО ЗАРУБЕЖНЫМ СЧЕТАМ
^К началу страницы
Физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 № 173-ФЗ от 10.12.2003).
Физическое лицо не представляет налоговым органам отчет о движении средств по своему счету (вкладу), открытому в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, при соблюдении следующих условии:
- банк или иная организация финансового рынка расположены на территории государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или иным заключенным с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией (Перечень государств (территорий), осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией с Российской Федерацией);
- общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада)) за отчетный год, не превышает
600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей*, либо остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей*, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось.
* Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Требования к порядку представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам — резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, таких физических лиц не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.
ОТЧЕТЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
^К началу страницы
Правила представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 (далее – Правила).
По всем счетам (вкладам), открытым в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляется один отчет с соответствующим количеством листов № 2 и 3.
Сроки представления отчетов физическими лицами
Порядок представления отчетов
Форма отчета физического лица
Форма для представления отчета за 2019 год и предыдущие периоды
ОТЧЕТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
^К началу страницы
Правила представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями налоговым органам отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819.
По каждому счету (вкладу), открытому в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими документами.
По мультивалютному счету (вкладу) количество листов № 3, 4 и 5, представляемых в составе отчета, должно соответствовать количеству валют счета (вклада).
Сроки представления отчетов
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) и документы (выписки или иные документы, выданные банком или иной организацией финансового рынка в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк или иная организация финансового рынка), подтверждающие сведения, указанные в отчете, ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала.
Порядок представления отчетов
Форма отчета юридического лица и индивидуального предпринимателя
Форма для представления отчета за 1 квартал 2020 года и предыдущие периоды
Нарушение порядка и сроков представления отчетов
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
^К началу страницы
К валютным относятся операции, установленные п. 9 ч. 1 ст. 1 № 173-ФЗ от 10.12.2003.
По общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Закон допускает проведение расчетов при осуществлении валютных операций без использования счетов в уполномоченных банках в следующих случаях:
- случаи, установленные ч. 2 и ч. 3 ст. 14 № 173-ФЗ от 10.12.2003;
- за счет средств, зачисленных на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с валютным законодательством (абз.2 ч. 2 и ч. 4 ст. 14 № 173-ФЗ от 10.12.2003).
Случаи, когда резидент вправе переводить и зачислять средства на свои счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установлены ст. 12 № 173-ФЗ от 10.12.2003.
Зачисление денежных средств на счета (во вклады) резидентов в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списание денежных средств с таких счетов (вкладов) осуществляются во всех случаях без ограничений (Указание Банка России от 24.12.2019 № 5371-У).
Валютные операции между резидентами
Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением валютных операций, приведенных в ст. 9 № 173-ФЗ от 10.12.2003.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами
Валютные операции между нерезидентами
Ответственность за совершение валютных операций с нарушением валютного законодательства
УЧАСТНИКАМ ВЭД
^К началу страницы
Требование о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации
Резиденты, если иное не предусмотрено № 173-ФЗ от 10.12.2003, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:
- по экспортным договорам: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за исполненные обязательства в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) (п. 1 ч. 1 ст. 19 № 173-ФЗ от 10.12.2003);
- по импортным договорам: возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не исполненные обязательства по указанным договорам (контрактам) (п. 2 ч. 1 ст. 19 № 173-ФЗ от 10.12.2003);
- по договорам предоставления займа нерезидентам: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа (п. 3 ч. 1 ст. 19 № 173-ФЗ от 10.12.2003).
Перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, причитающуюся по внешнеторговому договору (контракту) или договору займа, установлен ч.ч. 2, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 6 и 7 ст. 19 № 173-ФЗ от 10.12.2003, а также ч. 4 ст. 2 № 265-ФЗ от 02.08.2019.
С 1 января 2020 года отменено требование о репатриации денежных средств на счета резидентов в уполномоченных банках по внешнеторговым нетоварным экспортным договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации.
Для товарных экспортных договоров по отдельным кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, соответствующих указанным условиям, также предусмотрена поэтапная (до 2024 года) отмена требования о репатриации денежных средств (Закон № 265-ФЗ от 02.08.2019).
Перечень резидентов, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера
Ответственность за нарушение требования о репатриации денежных средств
Требование о постановке контракта (кредитного договора) на учет в уполномоченном банке
Ответственность за непредставление документов при осуществлении валютных операций
За непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Документы
Об утверждении форм, форматов уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось
16.06.2020
О требованиях валютного контроля в отношении внешнеторговых договоров (контрактов) в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»
31.12.2019
О случаях зачисления денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации организациях финансового рынка, и списания денежных средств с таких счетов (вкладов)
17.04.2020
Все документы по теме
Источник