Государственный заем – это передача денежных средств во временной пользование государству, с последующим возвратом денег с процентами на сумму займа. Все займы осуществляются от имени Российской Федерации – будь то федеральные, региональные или муниципальные образования.
Государственный (или муниципальный) заем
Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.
Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).
Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
- по заемщикам (эмитентам);
- по кредиторам (инвесторам);
- по способу обращения на рынке;
- по срокам погашения;
- по технологии эмиссии;
- по форме выплаты дохода;
- по методам размещения;
- по форме выплаты дохода;
- по методу определения дохода;
- по обеспеченности долговых обязательств;
- по способу погашения задолженности.
В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).
В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:
- на реализуемые только среди населения;
- на реализуемые только среди юридических лиц;
- на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
- на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.
По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные.
Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.
По срокам погашения государственные займы бывают:
- краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
- среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).
В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.
- По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).
- По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки.
- По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.
- По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.
- По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.
- По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: заем погашается равными частями в течение определенного срока; заем погашается возрастающими долями; заем погашается снижающимися долями.
Государственные займы классифицируются по нескольким признакам
- В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, государственные займы подразделяются на федеральные и региональные (субфедеральные) займы. Наряду с государственными займами существуют муниципальные займы, которые эмитируются органами местного самоуправления.
- По признаку держателей государственных бумаг займы делятся на универсальные и специальные.Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и юридических лиц.
- Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей государственных бумаг.
- В зависимости от источника заимствований или места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок) государственные долговые операции делятся на внутренние и внешние. Несмотря на то, что в первой половине 90-х годов на международном финансовом рынке уже обращались облигации Внешэкономбанка СССР («вэбовки»), облигации внутреннего государственного валютного займа, еврооблигации Внешэкономбанка СССР и Банка России, впервые Правительство РФ вышло с облигационным займом на внешний рынок в ноябре 1996 г. На международные финансовые рынки с облигационными займами выходят и некоторые субъекты РФ, в частности: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и другие.
- По отношению ко вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках, таких займов – большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов – негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:
- процентные
- выигрышные
- процентно-выигрышные
- беспроцентные (целевые)
- беспроигрышные
- дисконтные
- процентно-дисконтные
- твердодоходные
Инструменты государственной задолженности в РФ
Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.
Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.
Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов.
Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.
В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов. В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.
В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности:
- ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997),
- ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.),
- ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996),
- ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.
Порядок возникновения долговых обязательств
Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг:
- вид ценных бумаг;
- минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость;
- порядок размещения;
- порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;
- размер дохода или порядок его расчета;
- иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.
Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты:
- ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц;
- их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей;
- ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения;
- колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны.
С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.
Источники:
- https://abc.vvsu.ru/books/gos_i_mun_dolg/page0007
- https://www.grandars.ru/student/finansy/vidy-gosudarstvennyh-zaymov
- https://society.polbu.ru/gracheva_finlaw/ch14_i
Источник
1. В зависимости
от субъекта, реализующего право
эмиссии долговых обязательств,
государственные займы подразделяются
на федеральные и региональные (субфедеральные)
займы. Наряду с государственными займами
существуют муниципальные займы, которые
эмитируются органами местного самоуправления.
2. По признаку держателей государственных
бумаг займы делятся на универсальные
и специальные. Универсальные
долговые обязательства распространяются
как среди физических, так и юридических
лиц. Специальные займы реализуются
либо только среди населения, либо только
среди организаций. Выпуск специальных
займов обеспечивает защиту интересов
соответствующей группы предполагаемых
держателей облигаций займа. Например,
если заем эмитируется специально для
распространения среди физических лиц,
то соответствующие меры препятствуют
поглощению его организациями. Выпуск
же универсальных займов способствует
более успешному проведению заемных операций,
поскольку возможные промахи в конструировании
займов нивелируются за счет широкого
круга потенциальных покупателей государственных
бумаг. 3. В зависимости от источника заимствований
или места реализации займов (национальный
или внешний финансовый рынок) государственные
долговые операции делятся на внутренние
и внешние. 4. По отношению ко вторичному
рынку займы делятся на рыночные и нерыночные.
5. В зависимости от формы выплаты доходов
займы делятся на · процентные,·
выигрышные· процентно-выигрышные,·
беспроцентные (целевые),· беспроигрышные,·
дисконтные,· процентно-дисконтные,
твердодоходные.
17.
Специальные федеральные
займы распространяемые
среди населения.
Государственные
займы классифицируются по нескольким
признакам.
1. В зависимости
от субъекта, реализующего право
эмиссии долговых обязательств,
государственные займы подразделяются
на федеральные и региональные
(субфедеральные) займы. Наряду с
государственными займами существуют
муниципальные займы, которые эмитируются
органами местного самоуправления. 2. По
признаку держателей государственных
бумаг займы делятся на универсальные
и специальные. Универсальные
долговые обязательства распространяются
как среди физических, так и юридических
лиц. Специальные займы реализуются
либо только среди населения, либо только
среди организаций. Выпуск специальных
займов обеспечивает защиту интересов
соответствующей группы предполагаемых
держателей облигаций займа. Например,
если заем эмитируется специально для
распространения среди физических лиц,
то соответствующие меры препятствуют
поглощению его организациями. Выпуск
же универсальных займов способствует
более успешному проведению заемных операций,
поскольку возможные промахи в конструировании
займов нивелируются за счет широкого
круга потенциальных покупателей государственных
бумаг. 3. В зависимости от источника заимствований
или места реализации займов (национальный
или внешний финансовый рынок) государственные
долговые операции делятся на внутренние
и внешние. 4. По отношению ко вторичному
рынку займы делятся на рыночные и нерыночные.
5. В зависимости от формы выплаты доходов
займы делятся на · процентные,·
выигрышные· процентно-выигрышные,·
беспроцентные (целевые),· беспроигрышные,·
дисконтные,· процентно-дисконтные,
твердодоходные.
18.Факторы,
обеспечивающие привлекательность
государственных ценных бумаг.
19.
Государственные
краткосрочные бескупонные
облигации (ГКО):
условия
выпуска, доходность,
участники рынка,
погашения.
Государственные краткосрочные
бескупонные облигации
были выпущены в соответствии с постановлением
Правительства РФ № 107 «О выпуске государственных
краткосрочных бескупонных облигаций»
от 8 февраля 1993г.
Эмитентом ГКО является Минфин РФ. По
срокам обращения – это краткосрочные
долговые обязательства Российской Федерации.
Эмиссия ГКО осуществляется периодически
в форме отдельных выпусков на срок до
1 года. Номинальная стоимость первоначально
была определена 100 000 рублей, но впоследствии
составила 1 000 000 рублей. Погашение производилось
в безналичной форме путем перечисления
номинальной стоимости государственных
краткосрочных бескупонных облигаций
их владельцам на момент погашения. Доходом
по ГКО была разница между ценой реализации
и ценой покупки. ГКО существуют на безбумажной
основе, каждый их выпуск оформляется
глобальным сертификатом, хранящимся
в Банке России. Владельцами ГКО являются
юридические и физические лица.
20.
Проблемы общероссийского
рынка ГКО.
Государственные
краткосрочные облигации (ГКО) — государственные
ценные бумаги, эмитентом которых выступало
Министерство финансов Российской Федерации.
ГКО выпускались в виде именных дисконтных
облигаций в бездокументарной форме (в
виде записей на счетах учёта). Гарантом
погашения выступал Центральный банк
Российской Федерации. На начальном этапе
спрос на ГКО был низким в связи с высокой
инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев.
Сумма выручки от реализации ГКО в 1994 году
составила 12,8 трлн рублей. В 1997 году —
32 трлн руб., из них 44,2 % было направлено
на покрытие бюджетного дефицита. На 1
января 1998 года общий объём по номиналу
находящихся в обращении ГКО составлял
272 612 млрд р. К 1998 году рынок ГКО стал основным
источником финансирования дефицита российского
бюджета. Правительство России через
дочерние структуры Центробанка создавало
дополнительный спрос на ГКО за счёт средств,
полученных от этого же рынка. Это обеспечивало
уверенность иностранных инвесторов в
надёжности инструмента ГКО и пополнение
золотовалютных резервов России валютой,
которую иностранцы обменивали на рубли
для покупки ГКО. В период с мая 1993 по сентябрь
1994 года номинал одной облигации составлял
100 тыс. рублей, с октября 1994 по декабрь
1997 года — 1 млн рублей, с января 1998 года
— 1 тыс. деноминированных рублей. С 1 апреля
1998 года функции депозитария по ГКО выполнял
«Национальный депозитарный центр». 17
августа 1998 года был объявлен дефолт по
ГКО, доходность по которым непосредственно
перед кризисом достигала 140 % годовых.
После экономического кризиса 1998 года
вложения в ГКО обесценились в три раза,
к тому же государство заморозило все
выплаты по своим казначейским обязательствам.
21.
Облигации федеральных
займов с переменным
купонным доходом
(ОФЗ-ПК): условия
выпуска и обращения,
определение доходности.
ОФЗ —
Облигации Федерального Займа —
облигации, выпускаемые Министерством
финансов Российской Федерации. Данные
облигации являются купонными, т. е.
по ним предусмотрены процентные
выплаты по купонам. По некоторым
выпускам ОФЗ в определенные даты
предусматривается частичное погашение
номинала (амортизация долга). Данные облигации
попадают в категорию государственных
облигаций. Все ОФЗ — среднесрочные. Место
торговли — ММВБ. Вид дохода — фиксированная
или переменная купонная ставка. Они бывают
следующих видов: Облигации федерального
займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) –
среднесрочная ценная бумага. Выпуск ОФЗ-ПК
регламентируется постановлением Правительства
РФ от 15 мая 1995 г. № 458 «О Генеральных условиях
выпуска и обращения облигаций федеральных
займов». Банк России является генеральным
агентом эмитента. Через его учреждения
или уполномоченные им организации осуществляются
все операции по размещению и обращению
облигаций на рынке ценных бумаг, включая
выплату купонного дохода, погашение за
счет средств эмитента и учет прав на облигации.
Выпуск, обращение и погашение ОФЗ-ПК осуществляется
на ММВБ и подключенных к ней региональных
площадках по схеме, аналогичной схеме
ГКО. Первый аукцион по размещению ОФЗ-ПК
состоялся 14 июня 1995 г. С выходом в свет
ОФЗ-ПК государство получило новый финансовый
инструмент покрытия бюджетного дефицита
и возможность удлинения среднего срока
государственного долга, а инвесторы –
условия для диверсификации срочности
своих вложений путем включения в инвестиционный
портфель среднесрочных государственных
бумаг.Система ОФЗ-ПК базируется на следующих
принципах:· применение безбумажной
(электронной) технологии;·
именной характер бумаги;·
среднесрочный период обращения;·
проведение эмиссии в форме отдельных
выпусков;
·
переменный купонный доход. Последнее
обстоятельство как раз и определяет наиболее
существенные особенности в обращении
и обслуживании ОФЗ-ПК. Определение размера
купона по ОФЗ-ПК осуществляется следующим
образом. Размер купона объявляется за
семь дней до начала соответствующего
купонного периода. В день объявления
купона осуществляется следующий расчет:
· находятся все выпуски ГКО, которые
погашаются в интервале ±30 дней от даты
выплаты купона и которые обращались в
течение четырех торговых сессий, непосредственно
предшествовавших дню объявления купона;
· по этим выпускам рассчитывается
доходность по каждой из четырех торговых
сессий, непосредственно предшествовавших
дню объявления купона (в качестве цены
используется средневзвешенная цена выпуска
ГКО на соответствующих вторичных торгах);
· на основе рассчитанных доходностей
определяется средневзвешенная доходность
(веса – обороты по соответствующим выпускам
ГКО в рублях); · данная доходность
(в процентах годовых) соотносится с купонным
периодом. Полученное таким образом значение
объявляется в качестве размера купона
в %.Общая формула доходности облигаций
рассчитывается по принципу сложных процентов.
22.
Золотые сертификаты,
условия их выпуска,
порядок реализации
и выплаты дохода.
Золотые
сертификаты.
Для привлечения денежных средств государство
использовало также выпуск золотых сертификатов.
В соответствии с «Основными условиями
продажи золота» золотой сертификат является
государственной ценной бумагой, выпускаемой
Министерством финансов. Номинал сертификата
составил 10 кг золота пробы 0,9999. Доход
для держателя представлял собой разницу
между ценой покупки и ценой погашения.
Держателями могли быть юридические и
физические лица. Для осуществления операций
по купле-продаже золотых сертификатов
коммерческие банки обязаны были получить
специальную лицензию Центрального банка
России. Срок действия сертификата — один
год. Доход по сертификатам гарантировался
Министерством финансов РФ. Процентный
доход по сертификатам исчислялся и выплачивался
ежеквартально. Золотые сертификаты являлись
государственной ценной бумагой с плавающей
процентной ставкой. Рынок золотых сертификатов
был самым вялотекущим сектором рынка
государственных ценных бумаг. К моменту
своего погашения Минфину удалось разместить
лишь около 10 % общей суммы эмиссии.Среди
причин неудачного функционирования можно
назвать следующие: во-первых, возможность
погашения облигаций золотом превратилось
в проблему, т.к. для операций с ним нужна
специальная лицензия, а она была не у
всех банков; во-вторых, непригодность
для широкого инвестора в связи с большим
номиналом; в-третьих, слабая нормативная
база его функционирования (золотой сертификат
в целом, т.е. 10 кг золота, был признан государственной
ценной бумагой, а его доля в размере 100
гр. — такого статуса не имела). Наконец,
не проявили интереса к сертификатам иностранные
инвесторы, в связи с величиной золотого
запаса страны на тот момент.
23.
Основные итоги
функционирования
золотых сертификатов.
Для привлечения
денежных средств государство использовало
также выпуск золотых сертификатов. В
соответствии с «Основными условиями
продажи золота» золотой сертификат является
государственной ценной бумагой, выпускаемой
Министерством финансов. Номинал сертификата
составил 10 кг золота пробы 0,9999. Доход
для держателя представлял собой разницу
между ценой покупки и ценой погашения.
Держателями могли быть юридические и
физические лица. Для осуществления операций
по купле-продаже золотых сертификатов
коммерческие банки обязаны были получить
специальную лицензию Центрального банка
России. Срок действия сертификата — один
год. Доход по сертификатам гарантировался
Министерством финансов РФ. Процентный
доход по сертификатам исчислялся и выплачивался
ежеквартально. Золотые сертификаты являлись
государственной ценной бумагой с плавающей
процентной ставкой. Рынок золотых сертификатов
был самым вялотекущим сектором рынка
государственных ценных бумаг. К моменту
своего погашения Минфину удалось разместить
лишь около 10 % общей суммы эмиссии.Среди
причин неудачного функционирования можно
назвать следующие: во-первых, возможность
погашения облигаций золотом превратилось
в проблему, т.к. для операций с ним нужна
специальная лицензия, а она была не у
всех банков; во-вторых, непригодность
для широкого инвестора в связи с большим
номиналом; в-третьих, слабая нормативная
база его функционирования (золотой сертификат
в целом, т.е. 10 кг золота, был признан государственной
ценной бумагой, а его доля в размере 100
гр. — такого статуса не имела). Наконец,
не проявили интереса к сертификатам иностранные
инвесторы, в связи с величиной золотого
запаса страны на тот момент.
24.
Государственный
сберегательный заем (ОГСЗ),
его задачи.
Облигации
государственного сберегательного
займа Российской
Федерации (ОГСЗ).
Для активного привлечения средств населения
с целью покрытия бюджетного дефицита
и обеспечения сохранности сбережений
населения было принято постановление
правительства о выпуске в обращение государственного
сберегательного займа РФ. Их выпуск состоялся
в соответствии с Указом Президента РФ
от 9 августа 1995 г. и постановлением Правительства
РФ от 10 августа 1995 г. № 812 « О генеральных
условиях выпуска и обращения облигаций
государственного сберегательного займа
Российской Федерации».
Облигации
государственного сберегательного
займа Российской Федерации (ОГСЗ)
выпускаются в документарной форме, являются
государственными ценными бумагами
на предъявителя, предоставляют их владельцам
право на получение в соответствии с условиями
выпуска каждой серии процентного дохода,
начисляемого к номинальной стоимости
облигации. Владельцами ОГСЗ могут быть
юридические и физические лица, которые
по законодательству Российской Федерации
являются резидентами и нерезидентами,
если иное не предусмотрено условиями
выпуска отдельных серий займа.
В течение 1995-1998 гг. ОГСЗ предполагалось
выпустить и разместить в объеме до 10 трлн.
рублей десятью сериями по 1 трлн. рублей
каждая. Номинал ОГСЗ был установлен в
размере 100 и 500 тыс. рублей. Эмитентом выступило
Министерство финансов. Каждая серия выпускалась
сроком на 1 год.Первоначально облигации
этого займа, предназначенного, главным
образом, для размещения среди населения,
выпускались в документарной (бумажной)
форме. Их владельцами могли быть кроме
физических лиц (включая нерезидентов),
банки и другие юридические лица. По мере
организации электронных биржевых торгов
ОГСЗ превратились в безналичную ценную
бумагу.
Обслуживание
этого займа Министерство финансов
поручило банкам, которые были уполномочены
для реализации облигаций. Поскольку
требовалась сложная работа с населением,
нужны были достаточно крупные банки с
большим штатом работников и развитой
филиальной сетью. Для размещения ОГСЗ
проводились специальные тендеры (закрытые
конкурсы). Победителем этих тендеров
стал Сбербанк с его 742 отделениями в стране,
Оргбанк и несколько десятков других московских
банков и финансовых компаний. Особенное
положение Сбербанка заключалось в том,
что он стал не только основным банком-дилером,
осуществлявшим куплю-продажу облигаций,
но и платежным агентом Минфина по выплате
держателем облигаций процентного дохода
по купону.
Источник