В современном русском языке деепричастия на «-в» от бесприставочных глаголов несовершенного вида считаются формами архаичными, хотя иногда и встречающимися.
Поэтому «беря» или в подчеркнуто стилизованной форме «бравши». И на мой вкус лучше в конец фразы. Почему — не могу объяснить, хотя подозреваю, что не так естественнее для деепричастного оборота в безличном предложении.
Сейчас можно все узнать с помощью компьютера, не беря в руки книжку
По поводу примера «Не брав никогда взяток, он заработал репутацию честного полицейского». В любом случае деепричастный оборот тут режет слух, поскольку тут по смыслу постоянное, повторяющееся дейcтвие. Тут, думаю, надо заменить деепричастный оборот причастным:
Не бравший никогда взяток, он заработал репутацию честного полицейского. Смысл сразу проясняется. Семантика, кстати, не сильно поменяется, поскольку такое приложение несет явный оттенок обстоятельственного значения.
*) ответ существенно переработан, первая версия была совершенно сырая.
ответ дан 4 апр ’18 в 20:58
behemothusbehemothus
73.6k1717 золотых знаков6262 серебряных знака144144 бронзовых знака
Такая форма существует: это деепричастие прошедшего времени от глагола «брать», например:
Не брав никогда взяток, он заработал репутацию честного полицейского.
Однако в примере из вопроса признак прошедшего времени не сочетается с общим смыслом высказывания: предполагаемое действие относится к настоящему («сейчас») и потенциально к будущему — как будто сейчас можно что-то сделать, в прошлом не делав чего-то другого. Правильнее здесь было бы «не беря«.
ответ дан 4 апр ’18 в 13:06
Alex_anderAlex_ander
40.8k22 золотых знака1111 серебряных знаков2727 бронзовых знаков
В качестве варианта: Сейчас, даже не беря в руки книжку, можно все узнать с помощью компьютера.
Вместо усилительной частицы И использована усилительная частица ДАЖЕ,
Виды и формы причастий
Деепричастия бывают двух видов: совершенного вида и несовершенного вида. В первом случае они обозначают действие, одновременное с глаголом-сказуемым, во втором случае действие обычно предшествует действию глагола-сказуемого.
От глагола брать (несов. вид) образуется деепричастие несов. вида беря (основная форма с суффиксом А/Я, 75 примеров в Нацкорпусе) и деепричастие несов. вида бравши (разговорная форма с суффиксом ВШИ, 4 примера в Нацкорпусе,).
Суффикс В обычно используется для образования деепричастий совершенного вида: избрать ― избрав, но в старых книгах форма брав применялась (6 примеров в Нацкорпусе).
Примеры:
Нет совсем, нет на этом свете, а ведь он всю жизнь защищал мужиков, не беря ни копейки принципиально. [Борис Васильев. Дом, который построил Дед (1990-2000)]
Высокопар хулит Трутня, не бравши в руки ни одного листа. [Н. И. Новиков. Трутень. Еженедельное издание на 1769 год месяц май (1769)].
Можно быть им, никогда не брав в руки карт. [Н. Э. Гейнце. Князь Тавриды (1898)]
ответ дан 5 апр ’18 в 9:03
SharonSharon
103k2222 золотых знака5757 серебряных знаков124124 бронзовых знака
Существует ли вообще такая форма — брав?
Да, существует, вернее, существовала и использовалась ранее.
Посмотрите, вот эта форма деепричастия в словаре Даля (1863-1866):
Взаймы не брав, хоть гол, да прав.
Вот у В. Н. Татищева (История Российская. Часть 2. 1773):
А сыновья Святослава со Владимиром объехали половцев и всех их порубили, не брав в плен никого, разве знатнейших…
У Л. Д. Шаховской (Сивилла – волшебница Кумского грота. 1882):
Не брав ни у кого уроков, Ютурна по слуху выучилась играть на лире и свирели от детей.
В настоящее время правильным считается использование деепричастия беря́ (что делая?) от глагола брать (что делать?). Именно эта форма закреплена у А. А. Зализняка.
Ваше предложение я бы написала так:
Сейчас, даже не беря в руки книжку, можно все узнать с помощью компьютера.
ответ дан 5 апр ’18 в 18:53
Римма МихайловаРимма Михайлова
27.5k77 золотых знаков3333 серебряных знака7878 бронзовых знаков
Всё ещё ищете ответ? Посмотрите другие вопросы с метками грамотная-речь деепричастия или задайте свой вопрос.
Источник
В.И. Даль. Пословицы русского народа
Взаймы не брав, хоть гол, да прав.
См. ЗАЙМЫ
- Нет нужды невестке, что деверь не ел: хоть ешь, хоть сохни, хоть так издохни. — Нет нужды невестке, что деверь не ел: хоть ешь, хоть сохни, хоть так издохни …
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- брав гарсон — БРАВ ГАРСОН * brave garçon. Я умоляю вас перенести вашу дружбу ко мне на моего Михайла: он честный малый , добрый и истинно русский. 7. 6. 1814. С. Р. Воронцов — Ф. В. Растопчину. // РА 1872 11 2194…
Исторический словарь галлицизмов русского языка
- брав жан — БРАВ ЖАН * braves gens. мн. Почтенные, честные люди. Марусе невольно вспомнились так надоевшие ей в детстве разсуждения ….
Исторический словарь галлицизмов русского языка
- брав кутюрьер — БРАВ КУТЮРЬЕР * brave couturière. един. Храбрая портняжка. Вероятно, образовано от калькированного выражения: Храбрый портняжка. Быть может une brave couturière найдет дорогу к сердцу бедной светской богачки…
Исторический словарь галлицизмов русского языка
- брав ом — БРАВ ОМ * brave homme m. Почтенный, честный человек. Он <француз> пострадал от несостоятельности торгового дома .. Но как брав’ом, как честный человек, не жалеет об утрате. Даль Находчивое поколоение. // 8-2 323…
Исторический словарь галлицизмов русского языка
- брав фам — БРАВ ФАМ * brave femme. Почтенная, порядочная женщина. Но ты, как настоящая brave femme, все понимаешь: меня томила и расстраивала мысль о том, как ты отнесешься к моему возвращению в Америку еще на зиму. 28. 7. 1924…
Исторический словарь галлицизмов русского языка
- В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть инаково. — См. ВОЛЯ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Взаймы брать — других учить; взаймы давать — себя казнить. — См….
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Дан мосол, хоть гложи, хоть лижи, хоть на завтра положи! — См. УГОДА -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Дан собаке мосол — хоть ешь, хоть гложи, хоть вперед положи. — См. ПРОСЬБА — СОГЛАСИЕ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Дан собаке мосол: хоть ешь, хоть брось, хоть вперед положь. — См. ВОЛЯ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова. — См….
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Хоть гол, да прав. — Хоть гол, да прав …
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Хоть пей, хоть ешь, хоть ножом режь. — Хоть пей, хоть ешь, хоть ножом режь …
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Хоть плюнь, хоть дунь, хоть чихни, хоть кашляни. — Хоть плюнь, хоть дунь, хоть чихни, хоть кашляни …
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Хоть пой, хоть плачь; хоть вплавь, хоть вскачь. — См. ВОЛЯ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
«Как ни смотри, хоть так хоть этак…»
Как ни смотри, хоть так хоть этак,
Но все равно сорвется с губ: —
Сей Ювенал в сатире туп,
А в эпиграммах он не едок!
1955 г. 13 мая.
Хоть с земли, хоть с воды…
Свою «летающую лодку» молодой инженер Вадим Шавров задумал еще во второй половине двадцатых годов. Строить машину начали втроем — сам Шавров, инженер Виктор Коровин и механик Николай Фунтиков. Все элементы будущего летательного аппарата
82. «Жизнь взаймы»
В июле 1959 года в гамбургском литературном журнале «Кристалл» был опубликован новый роман писателя «Небеса не знают фаворитов». Он вышел и на русском языке – в 1960 году, под названием «Жизнь взаймы».История любви безнадежно больной туберкулезом девушки
Хоть гол, да прав!
Один солдат находился на карауле в таком месте, куда, думал он, не скоро заглянет командир или кто-нибудь еще. К тому же наступила обеденная пора. Его пост находился на самом берегу Невы, погода стояла жаркая, и часовой вздумал искупаться. Но только он
13. От лихорадки, хоть водить к дереву или хоть не водить, и можно на суровую нитку ладить.
Стану я, раба Божия (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, в широкое раздолье. В чистом поле, в широком раздолье попадает мне
Жизнь взаймы
Прежде чем переходить к рассуждениям, я предлагаю ознакомиться с
графиком отношения финансовых обязательств и собственности к
доходам населения США и ВВП в период с 1972 по 2006 и прогноз до
2015, на который я буду часто ссылаться. Основные данные относятся
к 95%
Шедевр взаймы
В начале восьмидесятых, за несколько лет до рекордной продажи Ван Гога, аукционные цены росли вполне достойно. Но, по правде говоря, действительно впечатляющие прибыли оставались лишь мечтой.Хозяева Christie’s заявили о стабилизации рынка и приготовились к
6 Идеальные родители, часть II, или “Что имя? Роза пахнет розой, хоть назови ее, хоть нет”[2]
В которой мы взвешиваем важность первого официального акта родителя — выбора имени для ребенка.
Мальчик по имени Победитель и его брат Неудачник… Самые черные и самые белые имена…
Обогащайтесь взаймы
Как инвестор в недвижимость, вы пытаетесь решать две главные проблемы.
Если у вас полно денег, если у вас отличная кредитная история, проблемы нет. Если же вам чего-то недостает – кредита, наличности, доходов или обеспечения, вам придется полагаться на
«Хоть с какой пиздой, хоть со старой…»
Хоть с какой пиздой, хоть со старой,
хоть с Прасковьей или с Саррой.
Женщины, годные лишь для ебли
(на остальное – глаза ослепли),
рвутся заполучить кольцо —
у своей пизды стоят на посту.
Женщины – все на одно лицо,
только разные на
МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Борьба с пьянством всегда неэффективна, хоть при Рузвельте, хоть при Горбачеве
Прежде всего, надо обратиться к нашему великому опыту «Сухой закон» в России заслуживает особого внимания. Впервые ему предшествовали трехлетние дебаты в Государственной Думе,
ХОТЬ СТОЙ, ХОТЬ ПАДАЙ!
Провожал друзей на Киевском вокзале.До отхода поезда оставались считанные минуты. По сумрачному подземному переходу неслись мы, не разбирая пути. На повороте в поле зрения попала молодая женщина с малышкою в оберемке. И негромкое:— Подайте копеечку
Если у тебя нет любви, то хоть поклоны делай, хоть молитвы твори, — толку не будет
Пойми, бесполезно сделать сто поклонов и не почувствовать ничего… Лучше сделай только двадцать поклонов или пятнадцать, но с чувством и любовью ко Господу, в сообразовании с Его
Хоть смейся, хоть плачь, а это машина для шутов
Nissan Juke 1.6 DIG– T Tekna
Меня до сих пор удивляет Ford Scorpio, потому что ведь однажды кто-то пришел на важное совещание и сказал: «Смотрите все, вот как это будет выглядеть».Почему никто из присутствовавших не сказал: «Ты шутишь?» –
Источник
профессор Александр Павлович Лопухин
Закон субботнего года о прощении долгов. – Отпущение на свободу рабов из евреев. Повторение закона о первенцах из скота.
Втор.15:1. В седьмой год делай прощение.
Втор.15:2. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил
долг
и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего];
Втор.15:3. с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости.
Втор.15:4. Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство,
Втор.15:5. если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе;
Втор.15:6. ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.
Втор.15:7. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,
Втор.15:8. но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается;
Втор.15:9. берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб
оттого
глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех;
Втор.15:10. дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками;
Втор.15:11. ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.
Дополняют установления о субботнем годе, изложенные в Исх 23.11–12 и Лев.25.17.
Четвертый стих, по своему содержанию, примыкает непосредственно к второму. Стихи 7–11 следуют за 4-м.
Седьмой год, год отдыха для земли, был вместе отдыхом и для бедняка, отягченного долгами. «В седьмой год делай прощение, – говорит закон. – Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо (в этот год) провозглашено прощение ради Господа». Михаэлис, Зальшюц, Олер, Пасторет, Винер, Смит и др. понимают приведенные слова в том смысле, что «прощение» состояло не в абсолютном прекращении права заимодавца требовать с должника данной ему взаймы суммы, а только в прекращении этого права в продолжение седьмого года, после которого заимодавец опять входил в свои права и опять мог требовать с должника занятой им суммы. В самом названии этого года «schemittah», говорит Зальшюц, не заключается понятия полного прощения долгов, а только – оставления на некоторое время права взыскания их. Особенно замечательно, – добавляет он, – в этом отношении то, что глагол schamat – оставлять – относится не к долгу, а к руке, требующей долг. В смысле временного оставления schemittah употребляется и в отношении земли, когда говорится об оставлении ее без обработки в седьмой год.
Другие ученые, напротив, уверяют, что в седьмой год совершенно прощались долги, в подтверждение чего приводят слова: «Если будет у тебя нищий кто-нибудь из братьев твоих, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения, и чтобы от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему и ты не отказал ему; ибо он возопиет к Господу и будет на тебе великий грех». Настойчивое убеждение законодателя к состоятельным людям не отказывать бедняку в просимом им займе в виду приближения седьмого года как нельзя яснее, говорят они, указывает на истинный смысл закона об абсолютном прощении долгов.
Становясь на точку зрения ученых второй категории, должно предположить, что действие года прощения простиралось на все вообще виды долговых обязательств, но не простиралось на такие предметы, которые находились у заимодавцев не в качестве залога (залог должен быть возвращаем с уничтожением долга), а в качестве частичной уплаты долга. Закон погашения долга простирался лишь на недоплаченную сумму.
Действие закона о прощении долгов в седьмой год не простирается на иноземцев, как находящихся вне сферы социально-экономического строя избранной общины.
Втор.15:12. Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;
Втор.15:13. когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми
руками,
Втор.15:14. но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой:
Втор.15:15. помни, что [и] ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие.
Продажа еврея самого себя в рабство единоплеменнику (Исх 21.2) или продажа его в рабы по закону Исх 22.3 имели последствием для него шестилетнюю службу купившему, с правом на освобождение от рабского состояния в седьмой год службы. Как после шестидневной работы недельная суббота и после шестилетней обработки земли годичная суббота должны были (служа для отдыха и восстановления сил трудящегося человека и производящей земли) обращать взоры еврея к Творцу и Промыслителю мира; так и освобождение раба после шестилетнего рабского состояния должно было служить (как для господина, так и для раба) напоминанием того, что они (независимо от социально-экономических случайностей) все-таки равноправные члены царства Иеговы.
В том случае, когда еврей делался рабом менее, чем за шесть лет до юбилейного года, для него не был обязателен шестилетний срок службы: в юбилейный год он делался свободным (Лев.25.1).
Иной характер принимает Моисеево законодательство по отношению к израильтянину, поступившему в рабы к неизраильтянину, живущему среди еврейского народа. В указанном случае раб-еврей лишался права на освобождение в седьмой год. Он делался свободным не ранее юбилейного года. Ранее юбилейного года он мог освободиться лишь по выкупу.
В вознаграждение за шестилетнюю работу, в заглаждение временного социально-экономического неравенства между господином-евреем и бывшим рабом из евреев, в память, наконец, о собственном освобождении из рабства египтянам, – хозяин-еврей обязывается при отпуске раба-еврея снабдить его всякого рода имуществом (ст. 13–15).
Втор.15:16. Если же он скажет тебе: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя,
Втор.15:17. то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею.
Ср. Исх 21.5–6. Получал законную санкцию, вероятно, один из практиковавшихся в древнем мире обычаев.
Втор.15:18. Не считай этого для себя тяжким, что ты должен отпустить его от себя на свободу, ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника; и благословит тебя Господь, Бог твой, во всем, что ни будешь делать.
Примыкает, по своему содержанию, непосредственно к Втор.15:14.
Втор.15:19. Все первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего, посвящай Господу, Богу твоему: не работай на первородном воле твоем и не стриги первородного из мелкого скота твоего;
Втор.15:20. пред Господом, Богом твоим, каждогодно съедай это ты и семейство твое, на месте, которое изберет Господь [Бог твой];
Втор.15:21. если же будет на нем порок, хромота или слепота [или] другой какой-нибудь порок, то не приноси его в жертву Господу, Богу твоему,
Втор.15:22. но в жилищах твоих ешь его; нечистый, как и чистый, [могут есть,] как серну и как оленя;
Ср. Исх 13.1–16, Чис 18.15–18. Жертва первородного от скота уподобляется мирной. За отданием священнической части, прочее съедалось приносителями «пред Господом» (Властов, Свящ. Летоп.).
Втор.15:23. только крови его не ешь: на землю выливай ее, как воду.
См. пр. к Втор 12.15–16, 20–25.
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 1: Ветхий Завет / [ред. группа: М. В. Грацианский и др.]. — 1055 с. / Книга Второзакония. 768-846 с. ISBN 978-5-485-00270-1
Вам может быть интересно:
Комментарии для сайта Cackle
Источник