Государственным долгом являются долговые обязательства страны перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.
Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет). Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести:
Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
Унификация — объединение нескольких займов в один.
Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:
- 1. Погашение внутреннего долга путём выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, так как значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения, следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами при их погашении станут ещё богаче.
- 2. Повышение налогов с целью выплаты процента по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития.
- 3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процента по государственному долгу, так как это обстоятельство ведёт к сокращению капиталовложений внутри страны.
- 4. Наличие государственного долга создаёт психологическое напряжение внутри страны порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.
Внутренние государственные займы — кредитные отношения, где государство выступает кредитором или заемщиком. Внутренние государственные займы это займы в национальной валюте.
Инфляция и государственный долг — два пути погашения дефицита государственного бюджета.
Государственный внутренний долг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).
Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.
Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:
выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
финансирование и кредитование других государств (внешний долг).
Понятие экономического роста. Показатели экономического роста
Экономический рост представляет собой долгосрочную тенденцию увеличения реального ВВП. В этом определении ключевыми являются слова:
тенденция, что означает, что реальный ВВП не должен обязательно увеличиваться каждый год, а указывается лишь направление движения экономики, так называемый «тренд»;
долгосрочная, поскольку экономический рост является показателем, характеризующим долгосрочный период, а поэтому речь идет об увеличении потенциального ВВП (т.е. ВВП при полной занятости ресурсов), о росте производственных возможностей экономики;
реального ВВП (а не номинального, рост которого может происходить за счет роста уровня цен, причем даже при сокращении реального объема производства).
Поэтому важным показателем экономического роста выступает показатель величины реального ВВП.
Графически экономический рост может быть представлен тремя способами:
через кривую реального ВВП;
через кривую производственных возможностей;
с помощью модели совокупного спроса — совокупного предложения (модели AD-AS).
На рис.1.(а) кривая (тренд) отражает долгосрочную тенденцию увеличения реального ВВП. На рис.1.(б) экономический рост показан с помощью кривой производственных возможностей.
Основные виды товаров, производящихся в экономике, это инвестиционные товары (производственного назначения) и потребительские товары. Кривая производственных возможностей (КПВ) отражает ограниченность ресурсов в экономике в определенный период времени. Каждая точка кривой соответствует некоторому сочетанию количеств потребительских товаров и инвестиционных товаров, которое можно произвести с помощью имеющихся экономических ресурсов. Например, в точке А на КПВ1 с помощью того количества ресурсов, которое соответствует этой кривой, можно произвести количество потребительских товаров С1 и инвестиционных товаров I1. Если поставлена цель увеличить количество потребительских товаров до величины С2, то находясь на той же кривой производственных возможностей (переход из т.А в т.В), можно решить эту проблему только за счет сокращения производства инвестиционных товаров до I2, т.е. иметь альтернативные издержки.
Если экономика перейдет на новую кривую производственных возможностей (КПВ2), т.е. из т.А в т.D, то увеличивается производство и потребительских (до С3), и инвестиционных товаров (до I3), причем без альтернативных издержек. А это и есть экономический рост, т.е. переход на новый уровень производственных возможностей, решение проблемы ограниченности ресурсов и альтернативных издержек. Таким образом, экономический рост может быть представлен как сдвиг (не обязательно параллельный) кривой производственных возможностей. На рис.5.1.(в) экономический рост изображен с помощью модели AD-AS. Поскольку экономический рост представляет собой рост потенциального ВВП, т.е. реального ВВП в долгосрочном периоде, то графически его можно представить как сдвиг вправо долгосрочной кривой совокупного предложения (LRAS) и рост объема производства от Y*1 до Y*2.
Экстенсивный тип осуществляется посредством использования дополнительных ресурсов, не изменяя при этом среднюю производительность труда. Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение применения факторов производства на прежней технической основе (рост численности работников, нарастание инвестиций, потребляемого сырья, стабильную структуру производства и т. п.).
Интенсивный тип связан с использованием более производительных факторов производства и технологии, т. е. происходит не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а посредством повышения их эффективности. Интенсивный тип экономического роста означает качественное совершенствование факторов производства, более эффективное их использование, внедрение достижений науки, техники, технологии, повышение качества труда, продукции и производства и т. п.
В реальной хозяйственной практике нет чисто экстенсивного и чисто интенсивного типа, поскольку они переплетаются. Поэтому говорят о преимущественно экстенсивном и преимущественно интенсивном типе экономического роста в зависимости от доли тех или иных факторов, обусловивших этот рост.
Экономический рост измеряется двумя способами:
годовыми темпами роста ВВП;
годовыми темпами роста ВВП на душу населения.
Хотя показатель величины реального ВВП широко используется для оценки уровня экономического развития страны, ее экономического потенциала, следует иметь в виду, что это абсолютный показатель, который не может точно отражать уровень жизни. Более точным показателем благополучия страны, уровня благосостояния выступает величина реального ВВП на душу населения, т.е. относительный показатель, отражающий стоимость того количества товаров и услуг, которое не вообще производится в экономике, а приходится в среднем на одного человека.
Более предпочтительным является второй способ. В качестве основных показателей измерения экономического роста используются:
коэффициент роста — отношение показателя изучаемого периода к показателю базисного периода;
темп роста — коэффициент роста, умноженный на 100%;
темп прироста — темп роста минус 100 %.
Модели экономического роста. Модель Р.Солоу
В современной экономике выделяют два основных направления моделирования экономического роста:
кейнсианские модели экономического роста;
неоклассические модели.
1. Кейнсианские модели основываются на главенствующей роли спроса в обеспечении макроэкономического равновесия. Решающим элементом являются инвестиции, которые посредством мультипликатора увеличивают прибыли.
Наиболее простой кейнсианской моделью роста является модель Е.Домара — эта модель однофакторная (спрос) и однопродуктовая. Поэтому в ней учтены лишь инвестиции и один продукт. Согласно этой теории существует равновесный темп прироста реального дохода, при котором используются производственные мощности. Он прямо пропорционален норме сбережений и предельной производительности капиталов. Инвестиции и доходы растут с одинаково постоянным во времени темпом.
В ходе анализа Домар получил следующее уравнение:
dI (1/a)=I Ч b, отсюда dI/I = bЧ a,
a — предельная склонность к сбережению;
1/a — мультипликатор расходов:
b — потенциальная средняя производительность инвестиций.
В первом уравнении dI (1/a)- прирост инвестиций к мультипликатору составляет прирост дохода в денежном выражении; I Ч b — произведение инвестиций на потенциальную среднюю производительность инвестиций дает прирост производственных мощностей. Второе уравнение характеризует темп прироста инвестиций (dI/I) и полную загрузку производственных мощностей.
Модель Р.Харрода имеет свои особенности, т.к. она предназначена для исследования траектории роста экономики. Ее основой является теория акселератора, позволившая Харроду анализировать действие на экономику производных (индуцированных) инвестиций.
Особое внимание в модели Харрода уделяется темпу, с которым национальный доход должен расти, чтобы удовлетворять условию основного макроэкономического тождества сбережений и инвестиций St = It.
Если действительный темп роста больше (или, наоборот, меньше) гарантированного, то доход будет расти быстрее (или медленнее), чем это необходимо для поддержания равновесия, вызывая накапливающиеся отклонения от равновесной траектории. Это дало основание Р. Харроду сделать вывод о том, что рыночная экономика «балансирует на острие ножа», что ей внутренне присуща динамическая нестабильность. Таким образом Харрод объяснял краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.
2. Неоклассические модели рассматривают экономический рост с точки зрения факторов производства (предложения). Основная предпосылка этой модели — предположение о том, что каждый фактор производства обеспечивает долю производимого продукта. Эта модель называется производственная функция: определяется объём продукта равной сумме произведений каждого фактора на его предельный продукт. Таким образом, экономический рост является суммарным результатом таких взаимозаменяемых факторов: труд, капитал, земля и предпринимательство.
Одной из наиболее известных неоклассических моделей экономического роста является модель Роберта Солоу, получившая название «золотого правила накопления». В 1987 году за ее разработку автору была присуждена Нобелевская премия по экономике.
Предпосылками анализа в данной модели являются следующие положения:
равенство между S и I и нормой амортизации;
наличие совершенной конкуренции на рынке факторов производства труда (L) и капитала (K);
рост выработки является следствием повышения капиталовооруженности (K/Q);
сохранение условий естественного темпа роста трудовых ресурсов (g).
Тогда норму сбережений (s) можно определить как: s = g Ч K/Q .
Формула показывает, что при стабильном приросте трудовых затрат, существует прямая зависимость между нормой накопления и запасом капитала, отнесенного к годовому продукту. Согласно «золотому правилу» Р. Солоу выбытие капитала не может быть (не должно быть) больше, чем предельный продукт, созданный функционирующим капиталом, или больше, чем предельная склонность к инвестированию. Кроме того, «золотое правило» определяет запас капитала, необходимый для устойчивого состояния экономики с наивысшим уровнем потребления. В отличие от традиционных подходов здесь наивысшее потребление определяется не величиной (как можно большей) капитала, но его оптимальным размером. В стационарном состоянии I равно покрытию износа. Если потребление осуществляется за счет инвестиций, то это грозит свертыванием Q. Происходит «дисконтирование будущего», т.е. ущемление будущего в пользу настоящего. Другими словами, если принимается допущение переменной капиталоемкости, то увеличение запаса капитала в стране вследствие убывающей отдачи приводит ко все меньшему приросту объема производимой продукции.
Источник
Государственный займ – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение гос-вом от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, (осуществляется путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных фин-кредитных институтов, иностранных гос-в). Т.е. при кредитных отношениях, где в качестве заемщика выступает гос-во, а кредиторами – правовые субъекты данной страны и других стран называется государственным займом.
Отсюда следует, что гос. займ — это основная форма проявления гос. кредита.
Государственный займ привелекается для:
1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью и задолженность по нему покрывается за счет налогов.
2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.
3. Финансирование предприятий местных органов власти.
4. Регулирования денежного обращения страны.
При этом в экономической литературе государственный кредит – это экономические отношения, между государством и физическими и юридическими лицами, т.е. в которых заемщиком выступают физ. и юр. лица, а кредитором государство в лице его органов. Предметом гос. кредита выступают ср-ва бюджета.
Таким образом, отличие гос. кредита от гос. займа состоит в том, что государственные займы:
— ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит — позволяет со временем получить обратно и сумму долга и проценты по ней;
— гос. займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит — с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;
— гос. займ являясь составной частью гос. бюджета не явл-ся доходом бюджета.
Основными различиями между налогами и займами:
1. Займы носят возвратный характер. Налоги – это обязанность уплатить сумму безвозвратно гос-ву.
2. Заем в отличие от налога носит добровольный характер. Гос-во, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.
3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа гос-во выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.
4. Налог – это доход гос-ва. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам гос-ва.
5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы гос-ва.
Предоставление гос. кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:
— Бюджетные учреждения;
— Гос. и муниципальные унитарные предприятия;
— Российские предприятия и организации
— Органы исполнительной власти;
— Нижестоящие бюджеты.
Способами обеспечения возвратности гос.кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке Денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономику государство может проводить ту или иную финансовую политику.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.
Положительные стороны развития гос. займа:
— как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции.
— безэмиссионное пополнение доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хозяйственном обороте при дестабилизации экономики страны.
— используется и для регулирования денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.
Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения гос. займа:
— государство, осуществляя заимствования на финансовом рынке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства ресурсов, которые могли быть использованы в качестве производственных инвестиций.
— привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.
— использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.
Источники государственного займа – временно свободные средства, которые появляются у:
— предприятий;
— банков;
— пенсионных фондов;
— страховых фондов;
— населения.
Государственный займ может быть внутренним и внешним.
Формы государственного кредита (внутренний):
1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.
2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.
В первые годы Советской власти гос. займа (Г.З) существовали в двух формах — денежной и натуральной (последняя была обусловлена недостаточно развитыми денежными отношениями и интересами охраны владельцев облигаций от обесценения денежных знаков). Первый советский З. г. был выпущен 20 мая 1922 на 10 млн. пудов ржи и на срок 8 мес. В 1923 были выпущены ещё два натуральных З. г. — хлебный и сахарный (беспроцентные).
Первый советский денежный заём выпущен 31 октября 1922 на 100 млн. руб. В золотом исчислении сроком на 10 лет.
За 1924-1928 было выпущено четыре гарантийных займа на общую сумму 900 млн. руб. золотом, размещавшихся на предприятиях и в организациях. В эти же годы выпускались и крестьянские выигрышные займы. Была применена новая форма размещения займа — проведение подписки на заём среди трудящихся с предоставлением им рассрочки платежей. Возрастанию роли советского З. г. способствовал рост доходов трудящихся. В широком масштабе проводилась подписка на заём индустриализации (1-3-й выпуски), заём «Пятилетка в 4 года», займы 3-й пятилетки (1-4-й выпуски) и др., которые послужили одним из источников средств для социалистической индустриализации и развития народного хозяйства в предвоенные годы.
Заём укрепления обороны (1937), займы военных лет (1-4-й выпуски) сыграли важную роль в финансировании военных расходов государства в период Великой Отечественной войны 1941-1945.
В послевоенные годы средства от размещения советских З. г. (5 выпусков займов восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946-1950 и займы развития народного хозяйства СССР 1951-1957) способствовали восстановлению и развитию советской экономики.
Поступления в государственный бюджет СССР от З. г. в годы довоенных пятилеток составили около 50 млрд. руб., в годы Великой Отечественной войны — 76 млрд. руб. и в период 1946-1958 — 260 млрд. руб. (в денежном масштабе до 1961). В целом удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета до Великой Отечественной войны составлял примерно 5%, в годы войны не более 10%, а в 1965, в связи с прекращением выпуска займов, размещаемых по подписке среди населения, снизился до 0,2%.
Как показывает практика увеличение гос. займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиц. деят-ть пром. предприятий, т.к. будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.
По эмитентам займы делятся на:
— Федеральные (большая часть);
— Региональные;
— Муниципальные (местные).
По форме размещения:
— Облигационный (оформляемый в форме ЦБ);
— Безоблигационный (заключение кредитного договора государства с кредиторами; применяется в отношении крупных кредиторов).
По форме получения дохода:
— Процентные (фиксированные и плавающие);
— Выигрышные;
— Дисконтные (со скидкой);
— Вещевые (погашаются товарами);
— Пожизненный (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты.
По срокам погашения:
— Краткосрочные (до полугода);
— Среднесрочные (от 1 до 5 лет);
— Долгосрочные (свыше 5 лет).
По методам размещения:
— Добровольные;
— Принудительные.
Основной формой государственного кредита являются облигационные государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В России (СССР) до 1990 г. использовались только государственные облигации внутреннего выигрышного займа, либо размещаемые по подписке среди населения (это означало практически принудительное их размещение), либо свободно обращающиеся за наличный расчет со сроком до 20 лет.
С 1990 г. среди населения СССР распространялись государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года. Погашение таких облигаций осуществлялось дефицитными товарами длительного пользования. Для покрытия дефицита бюджета 1990 г. был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг — государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем доходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сделана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятий, организаций). Данный опыт не принес желаемого результата по ряду причин.
Целевой товарный заем принес бюджету 4,1 млрд руб., но государство практически до сих пор не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Такой тип займа не имеет места в странах с развитой рыночной экономикой. С переходом России на новые экономические отношения он не имеет перспективы и в нашей стране.
Экономические условия России обусловили появление ценных бумаг краткосрочного характера. Так на рынке ценных бумаг появились государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ, облигации федерального займа с переменным купоном, облигации государственного сберегательного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
Высокая доходность краткосрочных облигаций была очень привлекательной для инвесторов как резидентов, так и нерезидентов, поэтому рынок ГКО-ОФЗ стал крупным сегментом финансового рынка. Но нерациональная политика государства в области заимствований привела к кризису 17 августа 1998 г., когда государство оказалось не способным выполнить свои обязательства перед кредиторами. В составе государственного внутреннего долга РФ задолженность по государственным краткосрочным обязательствам составила 480,0 млрд руб., или 63,95% к общей государственной задолженности. После 17 августа выпуск краткосрочных облигаций и выплаты по ним были приостановлены.
Начиная с IV квартала 1998 г. Министерством финансов и Центральным банком РФ проводится работа по разработке механизма реструктуризации государственных ценных бумаг, выпущенных до кризиса. Согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р, начиная с 1999 г. проводится новация государственных ценных бумаг. Эта операция включает переоформление ценных бумаг со значительной отсрочкой платежа, обмен краткосрочных государственных ценных бумаг на долгосрочные.
Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их классификации по определенным признакам:
— в зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
— в зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
— ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Выпущенные центральным правительством, они называются федеральными или, как в России, — государственными. От имени государства их выпускает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Министерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами.
— ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
— по способу выплаты доходов по Государственным ценным бумагам различат установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов.
В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой инфляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.
Доля государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2004 года с 18,1% до 35,9%. Задолженность по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 43 млрд. долларов США.
Источник